какие виды ограничений относятся к экономическим санкциям
Подробный гид по санкциям
Нет единого списка компаний, которые находятся под санкциями: регулятор каждой страны составляет свой перечень. В этой подборке мы собрали самые часто задаваемые вопросы о санкциях и постарались ответить на них максимально подробно и понятно.
Кому важно знать о компаниях, которые состоят в санкционных списках?
Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.
Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.
Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.
В каких случаях российские компании могут нарушить санкционные требования?
Наибольший риск возникает:
Какие риски несет сотрудничество с физическим или юридическим лицами, которые попали под санкции?
Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:
Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.
Какие виды санкций выделяют?
Выделяют два вида санкций.
Блокирующие санкции
Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.
Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:
Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:
Секторальные санкции
Связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной и оборонной промышленности.
Как выяснить, что компания находится под санкциями?
Чтобы проверить, находится ли ваш контрагент под санкциями, нужно зайти на официальный сайт регулятора интересующей страны и изучить его сведения.
Важно учитывать, что каждый контролирующий орган составляет свой перечень, и единой, мировой базы данных по санкциям нет.
Санкционные списки ведут более 20 стран и организаций. Среди них США (OFAC SDN, NON SDN), Великобритания (HM Treasury), Швейцария (SECO), Евросоюз (ЕС), ООН (UN) и другие.
Что такое «Правило 50»?
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 % и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках. Даже проверка по санкционным спискам не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.
Поэтому важно изучать и структуру компании-контрагента, чтобы выявлять ее реальные связи.
Основные изменения санкционных требований в отношении России за 2020 год
Пополнились санкции OFAC США
29 января 2020 пополнен список санкций в отношении физических лиц России/Украины.
15 июля 2020 в список вошли 3 физических и 5 юридических лиц.
23 сентября 2020 пополнен список санкций.
23 октября 2020 пополнен список программы CAATSA — Россия.
Приняты новые санкции Бюро промышленности и безопасности США
В августе 2020 Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США опубликовало новый санкционный список. В список попали 5 организаций из России.
Пополнились санкции Государственного департамента
В феврале 2020 США ввели санкции против 3 российских предприятий.
В ноябре 2020 под американские санкции попали 3 организации.
Расширились санкции ЕС
29 июня 2020 Совет ЕС объявил о продлении до 31 января 2021 года секторальных экономических санкций против России.
Введены новые санкции Великобритании
В июле 2020 Великобритания ввела санкции против 25 россиян. Ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2020 года.
Расширены санкции Украины
В санкционные списки Украины против России включены 377 физических и 235 юридических лиц.
Проверка каждого контрагента в санкционных списках — серьезная нагрузка на бизнес. Компания, сотрудничающая с клиентом из санкционного списка, рискует получить крупный штраф или лишиться лицензии.
Сервис Контур.Призма объединил 85 % данных о глобальных санкциях. Загружено почти 10 000 профилей физический и юридических лиц.
Оцените возможности Призмы и проверьте контрагентов по санкционным спискам
С помощью Призмы вы за минуту можете проверить клиентов по спискам США, Великобритании, EC, UN, SECO и другим. Для этого в интерфейсе Призмы введите ФИО или наименование компании, нажмите кнопку «Проверить» и увидите список с совпадениями. С помощью API можете выгрузить всю базу санкций в формате.xml.
Юлия Елисеева, руководитель ООО «Комплаенс Рус
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Экономические санкции
Экономические санкции – ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия появились многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом, прежде всего – через решения ООН.
Цель экономических санкций – заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.
В международных документах нет точного и исчерпывающего определения экономических санкций: каждый конкретный случай их применения рассматривается отдельно, в результате чего определяется некий набор мер экономического воздействия на данную страну. В уставе ООН нет понятий «экономические санкции» или «эмбарго», но упоминается «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения», что в целом соответствует распространенным представлениям о санкциях.
Односторонние экономические санкции накладываются решением законодательного органа, правительства или президента одной страны. Также санкции могут применяться несколькими странами. Однако официальный международный статус имеют санкции, решение по которым принимает Совет безопасности ООН. Такие международные санкции теоретически должны быть весьма действенны, так как все страны – члены ООН обязаны исполнять решения Совета безопасности. Но в реальности действенность санкций зависит в первую очередь от доброй воли конкретных стран – основных торговых партнеров страны, на которую санкции наложены, так как Совет безопасности ООН не имеет эффективных методов воздействия на нарушителей.
Виды экономических санкций
Термин «виды экономических санкций» означает меры ограничения на ввоз и вывоз товаров в страну, запрет на инвестиционные и другие финансовые операции с целью воздействия на руководство этой страны для изменения государственной политики.
Часто используемый вид экономических санкций — эмбарго, который означает запрет на экспорт и импорт товаров в страну. По международным условиям разделения труда эта мера должна привести к уменьшению выручки в валюте и невозможности закупок товаров за границей. В случае, если государство, против которого направлены санкционные действия, ориентировано на производство и потребление собственной продукции или страна считается экономически отсталой, ограничение на вывоз товаров будет неэффективно.
Другой вид санкций — запрет на поставки всех или специфических товаров (новые технологии, оружие) в страну. После введения ограничений на ввоз возникают такие же последствия, как и при эмбарго.
Экономические ограничения могут вводиться не только против определенной страны, но и к компаниям третьих государств, которые сотрудничают с таким государством. Страна, наложившая санкции, не может повлиять на третьи государства и их фирмы и запретить торговые отношения. Но может запретить своим государственным органам и компаниям осуществлять экономические отношения со странами, находящимися под санкциями. Например, такую возможность широко использует США, составляются «черные списки» из стран мира, которые, по мнению правительства Соединенных Штатов Америки, сотрудничают со странами под санкциями. Американские фирмы получают предписание о запрете импорта определенной категории товаров (военная техника, оружие) и технологий двойного назначения компаниям из «черного списка».
Еще один вид экономических санкций — ограничение или полный запрет на проведение финансовых операций с определенным государством и его компаниями, а также прекращение инвестиций в такую страну. Такие санкции могут запретить крупные финансовые операции, небольшие сделки могут проводиться. Пример такого вида финансовых ограничений — США в 1996 году были введены санкции против иностранных компаний, планировавших вложения свыше 40 миллионов долларов в разработку месторождений нефти Ливии и Ирана.
Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики
Ограничительные меры дали возможность России снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Насколько оправдала себя политика контрсанкций, проанализировали эксперты Coface — международной компании в области страхования рисков в торговле и внешнеэкономической деятельности, с отчетом которой ознакомился РБК.
Процесс диверсификации особенно быстро идет в российском агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий, отмечают в Coface. Но импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства и низкое качество продукции. Для развития и модернизации производства российскому бизнесу приходится импортировать западное оборудование и технику, так как местных аналогов некоторого оборудования просто нет. Многие предприятия, по мнению экспертов, получают прибыль только благодаря привилегиям от заинтересованности властей в импортозамещении.
Как санкции повлияли на ИT-рынок
Россия импортирует значительно больше технологий, чем экспортирует:
Санкции лишили часть российских компаний самых прибыльных рынков США и центральной Европы, рассказал РБК глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. К тому же бренд «Сделано в России» стал непривлекательным не только в США и западной Европе, но и других странах — контрагенты западных компаний избегают сотрудничества с российскими, опасаясь вторичных санкций. Российским разработчикам приходится прятать свое происхождение — переносить штаб-квартиры в другие страны и регистрировать новые бренды, увеличивая издержки. Хотя российские разработчики переориентировались на азиатский и латиноамериканский рынки, они менее безопасные в плане защиты интеллектуальной собственности, отмечает эксперт.
Внутренними антисанкциями, по словам Комлева, можно назвать целую серию законопроектов, например, о «суверенном интернете», который направлен на создание инфраструктуры для бесперебойной работы российских интернет-ресурсов в случае их отключения от зарубежных серверов.
Плюсом санкций можно считать то, что власти перешли от слов к делу в области поддержки российских производителей, отмечает Комлев, но не совсем рыночными средствами — от льгот и преференций до прямых запретов.
С 2016 года госорганы при закупках программного обеспечения должны отдавать предпочтение отечественному софту. Кроме того, Минпромторг предлагал запретить госсектору закупать импортные компьютеры, бытовую технику и телекоммуникационное оборудование, если на рынке есть отечественные аналоги и запустил реестр техники российского производства. Правительство потребовало от крупнейших госкомпаний в ближайшие годы перейти на «преимущественное использование» отечественного ПО. К 2022 году российским в них должно быть более половины софта.
Но не все отечественное ПО соответствует международным стандартам и требованиям безопасности, жаловался Российский союз промышленников и предпринимателей. Переходя на российское ПО, госкомпании несут двойные расходы — на внедрение новых и списание старых. К тому же под видом импортозамещения американское и европейское оборудование зачастую заменяют китайским и корейским — иногда напрямую, иногда — пряча лейблы, рассказал Комлев.
К тому же процесс импортозамещения тормозит нехватка инвестиций. В нацпрограмме «Цифровая экономика» на импортозамещение программного обеспечения (ПО) заложено 5 млрд руб. В то же время российские производители просят 70 млрд руб. господдержки. «Существует дилемма: бизнес уверяет, что готов покупать российское и ждет готовых решений. Разработчикам же не хватает инвестиций и они опасаются, что вложатся, а готовый продукт будет невостребован», — объяснил Комлев.
Импортозамещения лекарств практически нет
Санкции по минимуму затронули фармрынок по сравнению с другими отраслями, отмечает директор по развитию из компании RNC Pharma Николай Беспалов. Отдельные производители столкнулись с ограничениями поставок оборудования. «Но эта проблема была решена: переключились на других поставщиков из Азии, включая китайских. Часть оборудования начали проектировать самостоятельно», — пояснил эксперт.
Стратегия «Фарма-2030» поставила задачу увеличить долю отечественных медикаментов с 20% до 65% от общего объема фармацевтического рынка и наладить экспорт, который в настоящий момент практически отсутствует.
Но несмотря на ослабление рубля и санкции, датская фармацевтическая компания Novo Nordisk — крупнейший производитель инсулина в мире — в 2015 году открыла завод в Калуге. Однако иностранные производители не спешат инвестировать в российский фармрынок: их беспокоит распространенность дженериков, слабая защита интеллектуальных прав, а также риск вмешательства властей в ценообразование, считает гендиректор Coface в России Василий Чекулаев.
Авторынок продолжил сокращаться
Влияние санкций на автопроизводителей было не таким колоссальным, как для финансовых рынков, но все же оно в большей степени негативное, рассказала РБК партнер компании Deloitte Татьяна Кофанова.
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в 2015 году обрушились на 35,7% по сравнению с 2014-м до 1,6 млн машин. По прогнозу, продажи в 2019 году составят 1,7 млн машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса.
Доля импортных запчастей в автопроме составляет от 50 до 70%, и после девальвации рубля стоимость компонентов и, соответственно, цены на автомобили росли. Производственные мощности в российском автопроме загружены на 45%. Сократился объем инвестиций из-за персональных санкций, которые затронули руководителей и инвесторов, например владельца группы ГАЗ Олега Дерипаску. ГАЗ является лидером российского рынка коммерческих машин, на его долю в сентябре, по данным «Автостат», пришлось более 45% от общего месячного объема продаж. «Активно шло движение по сближению группы ГАЗ с Volkswagen. Они давние партнеры по многим проектам. И, конечно, санкции повлияли на скорость такого сближения и на глубину их сотрудничества», — отмечает Кофанова.
Пять лет продэмбарго
Наиболее эффективным ответом России на санкции стал запрет на импорт продуктов из ЕС и США — молока, сыра, овощей, фруктов, рыбы и мяса, считают эксперты. Продовольственное эмбарго затронуло около 10% всего объема потребляемых страной продуктов. В 2014 году 60% фруктов и 20% молочной продукции в российских магазинах были импортными, под запрет попала примерно половина поставок в каждой категории, оценили в Coface.
По ряду категорий Россия действительно добилась импортозамещения, показало ранее исследование KPMG по просьбе РБК:
Рентабельность 400 крупнейших предприятий АПК по чистой прибыли выросла незначительно. В 2014 году она составляла 12%, 2015 году — 18%, в 2018 — 13%, подсчитал Deloitte. Самым инвестиционно привлекательным бизнесом в условиях продэмбарго стало разведение винограда — доходность в этом секторе выросла с 7% до 27% с 2014 по 2018 год.
Однако зависимость России от иностранных поставщиков сохраняется — как от закупок оборудования, так и кормов, саженцев и семян:
Несмотря на продэмбарго, за пять лет доля ввоза продуктов в общем объеме импорта уменьшилась незначительно:
Это объясняется тем, что по ряду направлений Россия переориентировалась на других поставщиков, пояснил РБК управляющий партнер Agro&Food Communications Илья Березнюк. После продэмбарго в 2014 году резко снизился импорт морепродуктов. Ранее крупными поставщиками были, например, Канада, Исландия, Норвегия, теперь большую долю их поставок взяли на себя Индия, Индонезия, Вьетнам и другие.
«В силу климатических условий мы не можем заменить все импортные фрукты и овощи», — напоминает Березнюк. Зато продэмбарго обеспечило большой скачок овощеводства и производства российских сыров. «Импорт мяса сейчас действительно на минимуме, импорт в основном из СНГ и стран Южной Америки», — уточнил эксперт.
Другой результат продэмбарго — рост цен на продукты:
Несмотря на переключение на поставки из стран и даже нелегальный ввоз европейской продукции, нехватка импортных продуктов привела к росту цен, из-за которого покупатели переключились на более дешевые отечественные аналоги или вовсе отказались от некоторых позиций, отмечает Coface. Этот вывод подтверждают результаты исследования KPMG — самую большую цену за обеспечение импортозамещения заплатил потребитель.
Как резюмируют эксперты Coface, диверсификация экономики невозможна без достаточного количества базового сырья, современных средств производства и благоприятного делового климата. В России же наряду с ростом политических рисков и дефицитом рабочей силы негативный деловой климат отрицательно сказывается на объеме внутренних и иностранных инвестиций в экономику, которые могли бы ускорить процесс диверсификации и снизить зависимость страны от импорта, подвели итог внешнеэкономические специалисты международной компании.