какие виды опросов вы знаете охарактеризуйте их
Опрос – что это такое, классификация и сферы применения
Приветствую всех, кто заглянул на огонек моего блога. Сегодня я хочу поговорить об одном из методов исследований, прочно вошедших в нашу жизнь в последние годы. В этой публикации я хочу рассказать вам, что такое опрос, затронуть классификацию и сферу применения этого метода. На самом деле, всевозможные опросы встречаются в нашей жизни значительно чаще и влияют на нее сильнее, чем кажется на первый взгляд.
По ходу статьи мы вскользь коснемся социологических, маркетинговых и психологических исследований, поговорим о различных видах опросов. И, конечно, затронем платные интернет-опросы, за прохождение которых можно получать приятное вознаграждение. Пусть это не огромные деньги, но хоть какая-то финансовая поддержка. Поехали?
Определение термина
Опрос – это метод сбора какой-либо информации, важной для исследования. Его неотъемлемой частью является разработка системы вопросов в соответствии с поставленными целями. Второй важный момент – правильный отбор респондентов, относящихся к целевой аудитории. И, конечно, необходимо создать условия, в которых людям захочется отвечать на поставленные вопросы.
Предположим, что вам нужно узнать мнение потребительской аудитории об определенном наименовании детского питания. Составляется перечень четко сформулированных вопросов, отбираются респонденты среди молодых родителей. А вот далее возможны варианты: вопросы задают лично, по телефону, в письменной форме, онлайн и так далее. Главное – накопить достаточно данных для систематизации и использования в обобщенном виде.
Яркий пример опроса – перепись населения. Люди по всей стране отвечают на вопросы переписчиков, анкета каждого поступает в центр обработки, ответы систематизируются, и вырисовывается картина общества в целом. Отсюда мы узнаем не только количество жителей нашей страны, но и получаем более конкретные данные: сколько из нас мужчин и женщин, людей с высшим образованием, пенсионеров, владельцев автомобилей и дач и так далее.
Следует осознать отличие опроса от беседы. В первом случае стоит задача получить стандартизированные данные, пригодные для обработки и использования в обобщенном виде, во втором – имеет значение личность конкретного респондента: его мнение, мысли, желания и так далее.
Опросы в маркетинге и не только
Сложно назвать сферу жизни общества, где не использовался бы сей действенный метод исследования. Первую и основную сферу мы уже обозначили, говоря о переписи населения: социология. Опросы в различных формах – это основной метод социологических исследований.
Но это далеко не все. Этот метод широко используется в педагогике, психологии, медицине, журналистике и прочих отраслях знаний, имеющих отношение к человеку и обществу в целом.
В последние десятилетия подобные методы стали широко использоваться и в маркетинге. Маркетологи осознали эффективность этого метода в приложении к многим интересующим их вопросам: сегментированию целевой аудитории, изучению потребительских интересов, брендированию, формированию имиджа компаний, исследованию мнений потребителей относительно товаров и услуг (наименований, свойств и иных характеристик).
Маркетологи выбирают качественные или количественные методы в зависимости от целей исследований, но обычно они используются в совокупности. Разного рода массовые опросы – несомненные фавориты среди количественных методов исследований. А вот глубинные интервью и фокус-группы дают уже качественную информацию.
Давно выяснено, что опросы – один из самых доступных и информативных методов исследований, посему без них сейчас не обходится ни одна более-менее солидная компания. Крупные корпорации проводят подобные исследования самостоятельно (штат маркетологов это позволяет), компании поменьше – заказывают услуги такого рода в различных организациях, занимающихся социологическими и маркетинговыми исследованиями.
Классификация опросов
Единой классификации опросов попросту не существует – ученые предлагают различные подходы. Тем не менее, попробуем внести некоторую ясность и в этот вопрос.
Итак, опросы можно классифицировать по:
Классификация эта далеко не исчерпывающая. К тому же, существуют специфические формы исследований, актуальные для отдельных видов деятельности. Например, метод фронтального опроса используется исключительно в педагогике с целью проверки степени усвоения материала большой группой учащихся.
Интернет-опросы
В последние годы все большей популярностью пользуются интернет-опросы. Опция «Создать опрос» имеется во многих крупных соцсетях. Всевозможные анкеты размещаются на сайтах: люди задерживаются, чтобы высказать свое мнение, ответив на вопросы, рейтинг ресурса в поисковых системах автоматически растет, а владелец получает необходимую информацию абсолютно бесплатно.
Тем не менее, существует реальная возможность заработать на опросах кое-какие деньги либо получить другие бонусы (например, скидки на приобретение товаров).
Принцип прост: компании-заказчики размещают анкеты с перечнем вопросов, касающихся интересующих их моментов. Система отбирает подходящих онлайн-респондентов по информации из профилей и предлагает им поучаствовать в анкетировании.
Любой из отобранных респондентов может принять участие в опросе и высказать собственное мнение. Компания заказчик получает необходимую информацию, респондент – некое вознаграждение. В результате довольны обе стороны.
Так что с опросами каждый из нас сталкивается регулярно, хочет он того или нет. Можно, конечно, не участвовать во многих из них, но некоторых избежать определенно не получится. И это вряд ли изменится в ближайшее время: несмотря на изобретение новых технологий маркетинговых исследований, опросы остаются одним из самых эффективных методов изучения аудитории.
Надеюсь, в ходе знакомства с публикацией вы получили общее представление об опросах, их классификации и сфере применения. Спасибо, что нашли время на прочтение статьи!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Что такое опрос – определение, методы распростанения и примеры
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое опрос?
Опрос — это метод исследования, используемый для сбора данных от определенной группе респондентов. Они могут иметь несколько целей, и исследователи могут проводить их различными способами. В 2021 году исследования имеют высокую популярность, и поэтому нам важно понять преимущества социальных исследований, используя правильный инструмент опроса.
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое онлайн-опрос?
Это наиболее удобный способ связаться с респондентами, поскольку он занимает меньше времени, чем традиционный способ сбора информации посредством индивидуального взаимодействия. В качестве стимула для участия в таких онлайн-исследованиях компании предлагают награды, такие как подарочные карты, бонусные баллы, которые впоследствии можно обменять на товары или услуги, бесплатные мили авиакомпаний, скидки на заправках и т.д. Исследования с вознаграждением — это беспроигрышная ситуация как для бизнеса, так и для респондентов.
Ниже основные плюсы онлайн-опросов
В онлайн-исследовании погрешность невелика, так как респонденты регистрируют свои ответы с помощью простых кнопок выбора. Традиционные методы требуют вмешательства человека, и, как показывает практика, это увеличивает погрешность на 10%.
В онлайн-конструкторе компания имеет возможность разработать свою анкету в соответствии с брендом. Использование логотипов и аналогичного цвета и шрифтов бренда дает компаниям преимущество, поскольку респонденты могут лучше общаться с брендом.
Ведущие сервисы по созданию опросов имеют готовые шаблоны, разработанные экспертами, которые облегчают проведение исследований. Они проверены и подойдут для каждой отрасли, что делает исследование еще более эффективным.
Как создать хороший опрос?
Как объяснялось ранее, опрос обычно начинается, когда человек, компания или организация сталкиваются с необходимостью в получении информации, а имеющихся данных недостаточно. Примите во внимание следующие рекомендации:
Опрос не имеет смысла, если цель и результат не запланированы до его создания. Метод и план исследования должны быть представлены в виде практических этапов, а также выборки, запланированной для исследования. Соответствующие методы распределения для этих образцов также должны быть внедрены с самого начала.
Важно всеми возможными способами избегать лишних вопросов. Их объем должен исходить только от тех данных, которые необходимо собрать.
Одним из факторов, который может привести к высокому проценту отсева, является то, что респондент считает язык трудным для понимания. Поэтому крайне важно использовать в опросе легко понятный текст.
Используйте вопросы которые представляют наибольшую ценность для исследования, будучи при этом наиболее простыми для понимания и ответа респонденту. Использование закрытых вопросов или вопросов с множественным выбором, помогает увеличить частоту ответов на опрос.
Если вы используете вопросы по шкале оценок, убедитесь, что шкалы согласованы на протяжении всего исследования. Использование шкал от −5 до +5 в одном вопросе и от −3 до +3 в другом вопросе может сбить респондента с толку.
Логика является одним из наиболее важных аспектов проектирования опроса. Если логика ошибочна, респонденты не смогут закончить опрос желаемым путем. Логика должна быть применена и проверена, чтобы при выборе опции отображался только следующий логический вопрос.
Методы распространения опроса
Некоторые из наиболее часто используемых способов:
Отправка электронного письма — самый простой способ проведения опроса. Вероятность ответа выше из-за того, что респонденты уже знают о вашем бренде.
Этот метод гарантирует, что количество ответов будет очень высоким. Внедрение опроса может быть выполнено, когда человек заходит на сайт или покидает его. Ненавязчивый метод сбора обратной связи имеет важное значение для получения большего числа ответов. Они будут честны из-за высокой ценности бренда и их легко собирать и анализировать.
Это еще один эффективный способ получения ответов. Опрос публикуется в виде ссылки, и люди, которые следят за брендом, могут стать респондентами.
Вы можете распечатать/опубликовать QR-код в журналах, на вывесках, визитных карточках или на любом другом объекте/носителе. Пользователи с телефоном, оснащенным соответствующим приложением для чтения кода, могут сканировать изображение, чтобы открыть опрос в браузере телефона.
Можно провести опрос по электронной почте, а затем выбрать респондентов для личного интервью. Данные опроса иногда также получаются с помощью анкет, заполняемых респондентами в группах, например, школьным классом или группой покупателей в торговом центре.
Как видите, вы можете использовать один или несколько вышеперечисленных методов, в зависимости от цели исследования и используемых ресурсов. Многие факторы играют определенную роль в способе распространения опросов, таких как стоимость, тип исследования, гибкость вопросов, время для сбора ответов, статистический анализ данных, который необходимо выполнить, и готовность респондента принять участие в исследовании.
Вот несколько качественных русскоязычных сервисов по созданию опросов — Surveysparrow, Webask или Google формы.
Виды опросов и их характеристика
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОПРОСА
Метод лестницыилилэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.
Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т. д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.
Метод основан на теории means-end-chain, разработанной Т.Дж. Рэйнолдсом и Дж. Гутманом.
Проблемой такой процедуры является то, что респонденты могут начать выдумывать причины и пытаться объяснить своё поведение даже в том случае, если на самом деле их решения являются привычными или малоосознанными (например, в случае импульсных, спонтанных покупок). Соответственно, данный метод имеет смысл применять только для товаров с высоким уровнем (рациональной) вовлечённости потребителей.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
По числу респондентов
— Индивидуальное анкетирование (один респондент)
— Групповое анкетирование (несколько респондентов)
— Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
— Сплошное (опрос всех представителей выборки)
— Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
— Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
— Заочное (анкетёр отсутствует)
— Рассылка анкет по почте
— Публикация анкет в прессе
— Публикация анкет в интернете
— Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн-опросник и собрать данные.
2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ОПРОСОВ
Все опросы можно классифицировать по следующим критериям:
По способу получения информации и ее интерпретации:
2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме;
3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).
По степени охвата генеральной совокупности:
1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность);
2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).
По процедуре проведения:
1) индивидуальные опросы (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента);
2) групповые опросы (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.
По форме проведения:
1) устные опросы (разные виды интервью);
2) письменные опросы (анкетный опрос).
По способу коммуникации социолога и респондента:
1) контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса);
2) бесконтактные опросы (почтовые или прессовые опросы, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса).
По частоте проведения:
1) разовые опросы населения по определенным проблемам;
2) повторные (мониторинг, лонгитюд).
3. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОПРОСОВ
Итак, в зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:
Face-to-face опросы (личные опросы):
-опрос по месту жительства (квартирный опрос),
-уличный (в т.ч. магазинный) опрос,
-опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),
-анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).
Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос)
Применение
Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.
Методика проведения
Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.
Достоинства квартирного опроса
-Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
-Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).
-Простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки квартирного опроса
-Высокие требования к квалификации интервьюеров
-Относительно высокая стоимость проведения интервью
-Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов
Опрос с центральной локацией (Холл-тест)
Применение
Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).
Методика проведения
Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.
Достоинства холл-теста
-Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.
-Возможность использования стимульных материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).
-Простота проведения контроля работы интервьюеров
Недостатки холл-теста
-«Качество» респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос.
-Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)
-Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)
Какие виды опросов вы знаете охарактеризуйте их
ВИДЫ ОПРОСА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Опрос имеет большое значение при обучении русскому языку. Он дает возможность выявить знания и навыки учащихся и их умение применять эти знания в речевой практике; способствует углублению и совершенствованию знаний и навыков, а также развитию мышления и речи учащихся. Таким образом, опрос, являясь средством проверки, в то же время имеет и большое обучающее значение.
По форме опрос бывает индивидуальный и фронтальный. По способу выполнения – устный и письменный.
Индивидуальный опрос – это такой вид опроса, при котором выявляются знания и навыки одного учащегося. Такой опрос может и должен иметь место на уроках, особенно в тех случаях, когда требуется установить индивидуальные пробелы в знаниях или выяснить, как ликвидируются эти пробелы.
Индивидуальный опрос может проводиться в начале урока, при объяснении нового материала или его закреплении и, наконец, в конце урока. Место его на уроке определяется теми задачами, которые выдвигаются преподавателем при построении и проведении урока.
К опросу предъявляются определенные требования, которые сводятся к следующему:
Являясь средством проверки не только знаний, но и навыков и в то же время выполняя обучающие функции, опрос строится так, чтобы выявляемые знания подкреплялись упражнениями в их применении к речи, т.е. чтобы теория связывалась с практикой.
Вопросы должны быть четкими, ясными, не допускающими односложных ответов или двояких толкований, адресованных ко всему классу.
Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся. Отсюда целесообразна постановка вопросов почему? для чего?, требование обосновывать свои ответы, проводить сравнение явлений или фактов, обобщать сказанное. Например, на вопрос, какое это предложение, не ограничиваться указанием, к какому типу оно относится, а требовать доказательства, почему оно относится именно к данному типу.
При опросе нужно следить не только за содержанием ответа, но и за речью учащихся, требуя грамматически и логически правильного выражения мыслей.
Ответ на поставленный вопрос должен быть дан в форме связного рассказа с примерами, подтверждающими правило. Целесообразно приучать учащихся давать связные ответы на любые поставленные преподавателем вопросы, требовать выразительного чтения приводимых примеров.
Индивидуальный опрос нужно сочетать с работой всего класса, привлекая учащихся к «активному» слушанию ответа товарища, организуя наблюдения за ответом, исправление ошибок, добавление с мест.Опрос следует строить так, чтобы включать как только что пройденное, так и ранее изученный материал.
ФРОНТАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ: учитель опрашивает весь класс. Нельзя задавать однозначные вопросы. Вопрос должен быть четким и грамотно сформулированным. Нужно задать форму ответа
ФРОНТАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ: обычно от 1 до 3 заданий
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ: один ученик отвечает у доски или выполняет задание. Выстроить ему план ответа
Устный – для проверки усвоения формулировок понятий, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ: каждому свое задание ( карточки)
Лекция 5. Опрос и его разновидности, применяемые в исследованиях по социальной работе
I. Опрос широко используется в социальных исследованиях.
Основное предназначение опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания.
Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения респондентов. Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами.
Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Опрос предполагает обязательное заполнение «паспортички», куда вносятся данные о каждом респонденте.
Опрос должен проводиться с соблюдением следующих правил:
– респондент должен знать, кто и зачем проводит опрос;
– респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле);
– респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса;
– вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов;
– все вопросы составлены так, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ;
– в вопросах не нарушены грамматические и лексические нормы;
– формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента;
– содержание вопроса не оскорбляет респондента, не унижает его достоинства;
– интервьюер не навязывает респонденту варианты ответа, ведет себя нейтрально;
– количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его;
– вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Таким образом, качество проведенного опроса определяется содержанием вопросов, качеством работы анкетеров или интервьюеров и условиями проведения опроса.
Опрос бывает очным (интервьюирование) и заочным (анкетирование). Более подробно эти виды опроса рассмотрим далее.
II. Анкетирование– письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
Анкетирование проводят в случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Классификация видов анкетирования:
– по объёму: сплошное и выборочное;
– по способу заполнения анкет: прямое и косвенное;
– по способу общения: заочное и очное;
– по способу распространения анкет: прессовое, почтовое, раздаточное;
– по процедуре проведения: групповое и индивидуальное.
При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы, знать особенности разных видов вопросов, уметь их правильно формулировать и рационально располагать.
Анкета состоит из вводной части (преамбулы), опросного листа (основной части) и «паспортички». При заочном общении с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. Вводная часть должна быть небольшой, но ясной и понятной, должна мотивировать на участие в исследовании.
Основная часть анкеты содержит контактные вопросы с целью заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему, подготовить к более сложным вопросам, выработать навыки заполнения анкеты; основные вопросы – самые важные и трудные вопросы, дают основную информацию по исследуемой проблеме; заключительные вопросы с целью снять психологическое напряжение, усталость у респондентов. Это простые вопросы, которые не требуют напряжения памяти и внимания.
В «паспортичку» включаются вопросы об образовании, профессии, социальном и семейном положении, указывается пол и возраст и другие важные для исследователя характеристики. Часто располагаются эти вопросы в конце анкеты, так как их расположение в начале анкеты может насторожить респондента или оттолкнуть от заполнения анкеты.
В конце анкеты выражается благодарность за участие в опросе.
В анкете можно использовать разные типы вопросов. Закрытыминазывают те вопросы, которые содержат один или несколько возможных вариантов ответов. Закрытые вопросы используют, когда необходимо выявить осведомленность человека, отношение человека к определенной проблеме или описать конкретные стороны, аспекты проблемы.
Требования к составлению закрытых вопросов:
– список ответов должен быть исчерпывающим, необходимо заранее предусмотреть все возможные варианты ответов;
– желательно среди первых вариантов ответа располагать наименее вероятные из них;
– все варианты ответа необходимо выдержать на одном уровне конкретности;
– в одном варианте ответа не должно содержаться несколько признаков (например, работа интересная и престижная).
В открытыхвопросах возможные варианты ответа не даются респонденту, а он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ. Открытые вопросыпредпочтительнее использовать, если необходимо, чтобы респондент обосновал свое мнение, объяснил, почему он так считает; если респондентом является компетентный человек, хорошо знакомый с сутью проблемы, когда необходимо просить небольшое количество людей с целью выявить уникальное, индивидуальное отношение к проблеме.
Полузакрытыевопросы дают возможность уклониться от заранее предложенных вариантов ответов и указать свой вариант в специально отведенной строке.
Прямыевопросы формулируются в личной форме (например, «нравиться ли Вам ваша работа?»).
Косвенныйвопрос дает возможность респонденту высказать с позиции группы, коллектива; применяется, когда затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям.
При ответе нашкальныевопросы респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
В табличномвопросе шкала ответов располагается построчно или в столбцах, что позволяет экономить место и в одном вопросе задать несколько.
Буферныевопросы необходимы для плавного перехода из одного тематического блока в другой.
Вопросы-фильтрыиспользуются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.
Требования к графическому оформлению анкеты:
– текст вопроса и варианты ответа лучше печатать разными шрифтами;
– все пояснения к вопросам тоже лучше печатать особым шрифтом;
– для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно места;
– нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
III. Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
– вопросов без ответов при нем практически не бывает;
– неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
– имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
– получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Недостатки метода интервьюирования: его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Выделяют пять типов интервью. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированноеинтервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. В таком интервью, как правило, преобладают закрытые вопросы. Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на беседу, а на чтение.
Полустандартизированноеинтервью проводится на основе памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
В фокусированных интервью стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Свободнымназывают такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Исследователь свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Глубинное интервьюиспользуют при определении или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования.
Еще одной разновидностью интервью является беседа. Беседа представляет собой способ получения информации через общение, не ограниченное заданными строгими рамками. Это в своем роде свободное интервью. Часто их полностью отождествляют, чему способствует тот факт, что слово «интервью» заимствовано из английского языка, где оно является полным синонимом слова беседа.
От обычного разговора беседа как исследовательский прием отличается тем, что отношения между собеседниками асимметричны. Ведущий беседы играет активную роль в определении ее темы и характера. Своими вопросами он направляет разговор в определенное русло, предотвращает далекие отклонения от темы, акцентирует те или иные аспекты и проблемы. Вместе с тем он старается говорить как можно меньше, давая высказаться собеседнику. Он избегает любых оценочных суждений. Навязывания своего мнения. Важна форма, в которой задаются вопросы. Всегда предпочтительна общая и нейтральная форма, и только уточняющие вопросы могут быть более узко направленными.
Основные достоинства беседы:
– естественность и близость к обычному разговору;
– сравнительная простота использования;
– гибкость и возможность различных модификаций;
– широта и разнообразие получаемой информации;
– способность выявлять значимые переживания.
Ограниченность метода связана со следующими моментами:
– слишком большой объем или скудость получаемой информации;
– проблемы, связанные со способом фиксации информации;
– трудоемкая обработка информации качественного типа;
– сложность сопоставления данных, полученных от разных людей;
– возможные субъективные искажения информации.
IV. Экспертный опрос — это разновидность опроса, в котором респондентами являются специалисты в определенной области деятельности.
Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.
В экспертной анкете не применяют косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Предпочтительнее в анкете эксперта использовать открытые вопросы.
Основные нормативные требования к применению метода:
— создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования,
— сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования,
— учет факторов, влияющих на суждения экспертов.
Критерии отбора экспертов:
— степень компетентности эксперта: ученая степень или звание, стаж работы по специальности, служебное положение и др. Эксперт должен знать «последнее слово» современной науки и практики в тех областях, которые являются предметом экспертизы;
— оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта;
— оптимальное сочетание индивидуальных качеств экспертов как научных или практических работников: способность эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, к объективной всесторонней оценке проблемы, устойчивость его научных взглядов, гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую научную информацию.
Методы отбора экспертов сводятся к двум основным подходам: объективному и субъективному. Первый предполагает использование организаторами исследования специальных методик отбора, второй — привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются.
Объективный подход имеет, в свою очередь, два варианта: документальный и экспериментальный. Документальный подход предусматривает подбор экспертов на основе социально-демографических данных. Экспериментальный метод проводится на основе испытания, тестирования кандидата в эксперты либо по результатам эффективности его прежней экспертной деятельности.
Субъективный подход осуществляется посредством следующих приемов:
— аттестация, когда подбор экспертов осуществляется с помощью голосования потенциальных членов будущей экспертной группы иливзаимной оценки будущих экспертов;
— метод самооценки степени компетентности и объективности, когда сами кандидаты оценивают свое соответствие требованиям по определенной шкале.
В соответствии с формой работы, различаются очные и заочные (как правило, анонимные), одноразовые и многоразовые (в несколько туров) опросы.
Разновидности очного экспертного опроса:
— метод «мозгового штурма» — предполагает устранение субординационных границ между участниками дискуссии, запрет критики любых идей, прозвучавших из уст экспертов, поощрение свободного выражения любых мнений и комбинирования идей друг друга, выдвижение необычных, даже несбыточных положений, снижение уровня самокритичности участников дискуссии;
— «традиционная дискуссия», или «метод комиссии», — обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы выступающему, критиковать или поддерживать любую точку зрения, сам выступать неограниченное число раз, изменять или уточнять свою точку зрения с учетом полученной им новой информации;
—«метод отнесенной оценки»— процедура повторения нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработки единого мнения всех или большинства участников экспертизы.
Разновидности заочного опроса экспертов:
— разовый анонимный опрос, сравнительнопростой (ввиду небольшого числа респондентов) и поэтому наиболее распространенный метод;
— «метода отнесенной оценки» («метод Дельфи», «метод эвристического прогнозирования»). В основу методики положена идея о возможности самообучения экспертов. Респондентам предоставляется возможность знакомиться с материалами предыдущего тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изучения новых аргументов. Эксперты заполняют анонимные анкеты и после первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками позиции группы в целом. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства либо изучить и обсудить причину отклонения. В третьем туре экспертам также предоставляется возможность пересмотреть свои точки зрения.