какие виды орфограмм бывают

Виды орфограмм по русскому языку

КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ

I . ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком / )

1. Определи, в какой морфеме допущена ошибка (приставка, корень, суффикс, окончание, стык предлога и слова).

2. Определи часть речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие).

3. Определи вид орфограммы по таблице.

4. Найди эту орфограмму в справочном материале.

5. Повтори правило на эту орфограмму.

6. Напиши в тетради № и название орфограммы.

7. Напиши слово, в котором допустил ошибку, верно.

8. Обозначь орфограмму (СМОТРИ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. )

9. Приведи пример написания слов на данную орфограмму.

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные и согласные

Проверяемые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

Поздний (опоздать), опасный (опасен)

Буквы И, У, А после шипящих

Разделительные Ь и Ъ

Раздельное написание предлогов с другими словами

Над землёй (над чем?)

Употребление Ь после шипящих на конце существительных

Рожь (3 скл.), грач (не 3 скл.), без туч (туча – не 3 скл.)

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

Мощный, мостик, гвозди, тучка

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З и – С

Дочитать (нет да), сделать (нет з)

Буквы З и С на конце приставок

Разбудить (перед звонким), рассказ (перед глухим)

Слагать (перед Г), сложение (перед Ж)

Вырасти (перед СТ), подросла (не перед СТ,Щ), росток (искл.)

Буквы О – Ё после шипящих в корне слова

Чёрный (чернеть), шов (искл.)

Буквы Ы – И после Ц

Большая буква и кавычки в именах собственных

Москва (собств.), пароход «Ласточка»

Буквы И – Е в окончаниях существительных

Врачом, солнцем, товарищем, большого

Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных

Глубоким озером (каким?)

Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую

Не был, ненавидеть (не употребляется без НЕ)

Ь после шипящих в глаголах

Видишь, спрячь, купаешься

— ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Пошли (что делать?) собираться, он (что делает?) собирается

Расстилать, расстелить (нет а)

Буквы И – Е в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения

Борется (бороться – 1 спр.), клеишь (клеить – 2 спр.), видит(видеть-2спр.)

Касаться (есть а), прикосновение (нет а)

Загорать (без ударения)

Буквы Ы и И после приставок

Безынтересный, поискать(после гласной),

сверхинтересный (после сверх-)

Приехать (=приближение), привинтить (=присоединение),

прикрыть(=неполное действие), преградить (=пере-),

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных

Северо-восток (промеж. сторона света), мясо-молочная (мясо и молоко), черноморский (Чёрное море)

НЕ с существительными

Не правда, а ложь,(противопост.), неправда (=ложь), неряха(не употр.без не)

Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (ЩИК)

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-

Сыночек (сыночка, Е//нуль звука), носик (носика)

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

НЕ с прилагательными

Не правдивый, а лживый (противопост.), неряшливый (не употр. без не), неправдивый (= лживый)

Н и НН в суффиксах прилагательных

Каменный (камень +н), комариный ветреный (искл.), соломенный

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-

Киргизский (киргиз), русский (Русь)

Мягкий знак в середине числительных

НЕ в неопределённых местоимениях

Дефисное, слитное и раздельное написание местоимений

Кто-нибудь, никто, нечто, ни у кого

Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Советовать (советую),опаздывать (опаздываю)

Гласные в суффиксах причастий

Н и НН в суффиксах причастий

Ещё не вспаханное поле (есть З.С.), поле не вспахано (кр. прич.), незатихающая буря

НЕ с деепричастиями

Не делая (дееприч.), недоумевая (не употр. без не)

Правописание наречий, образованных от существительных

В сердцах (нареч. на –ах)

Нечаянно (не употр. без не), совсем не весело, не весело, а грустно (противопост.)

Торжественно (от торжественный)путано (от путаный)

Буквы О и А на конце наречий

Наглухо (есть на-), издавна (есть из-)

Кое-где, где-то, чуть-чуть, мало-помалу

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

В следствие дождей (= из-за)

Я некрасив, зато (=но) умён

II . ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком V )

1. Перепиши предложение, в котором допустил ошибку.

2. Подчеркни грамматические основы, определи, простое оно или сложное.

3. Если это сложное предложение, обозначь союз (если есть).

4. Проверь постановку знака препинания между частями сложного предложения.

5. В простом предложении или в частях сложного, определи, чем оно осложнено:

вводными словами (предложением).

6. Поставь знаки препинания и составь схему.

1 – Знаки препинания в конце предложения

2 – Запятая в предложении с однородными членами

3 – Тире в простом предложении

4 – Запятая между частями сложного предложения

5 – Знаки препинания в предложениях с прямой речью

6 – Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах

7 – Знаки препинания при обращении

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Номер материала: ДБ-460055

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Что такое орфограмма?

Орфограмма — это напи­са­ние сло­ва с помо­щью пра­ви­ла орфо­гра­фии или в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ей рус­ско­го языка.

Узнаем, что такое орфо­грам­ма в рус­ском язы­ке, если преж­де обра­тим­ся к рас­шиф­ров­ке инте­ре­су­ю­ще­го нас поня­тия. Этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин про­ис­хо­дит от гре­че­ских слов orthos, что зна­чит «пра­виль­ный» и gramma — «знак, бук­ва».

Понятие об орфограмме

Исходя из зна­че­ния это­го заим­ство­ван­но­го сло­ва, дослов­но «орфо­грам­ма» — это «пра­виль­ная бук­ва или знак». Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке про­из­но­ше­ние мно­гих слов не сов­па­да­ет с их напи­са­ни­ем. В такой ситу­а­ции, когда неяс­но слы­шит­ся глас­ная или соглас­ная бук­ва, это ошиб­ко­опас­ное место назы­ва­ют орфо­грам­мой. В напи­са­нии необ­хо­ди­мой бук­вы в сло­ве воз­ни­ка­ет сра­зу несколь­ко вари­ан­тов, например:

Для пра­виль­но­го напи­са­ния сло­ва в труд­ном месте необ­хо­ди­мо выбрать толь­ко одну бук­ву. А для это­го сле­ду­ет обра­тить­ся к соот­вет­ству­ю­ще­му пра­ви­лу орфо­гра­фии. Орфография систе­ма­ти­зи­ру­ет орфо­грам­мы рус­ско­го язы­ка и с их помо­щью регу­ли­ру­ет вер­ные напи­са­ния слов, сло­во­со­че­та­ний и предложений.

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое орфо­грам­ма при­во­дит­ся в Википедии:

В пись­мен­ной речи орфо­грам­ма отра­жа­ет выбор необ­хо­ди­мой бук­вы в сло­ве в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии. Понятие орфо­грам­мы охва­ты­ва­ет не толь­ко бук­вы, но и эле­мен­тар­ные гра­фи­че­ские зна­ки (про­бел, дефис, про­пис­ная и строч­ная бук­ва и пр.) С этой точ­ки зре­ния выде­лим сле­ду­ю­щие виды орфо­грамм в напи­са­нии слов:

Орфограмма может нахо­дить­ся в любом месте сло­ва, в раз­ных морфемах:

Как определить орфограмму в слове?

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, сле­ду­ет опре­де­лить, есть ли в нём орфо­грам­ма. Для это­го необ­хо­ди­мо про­из­не­сти сло­во вслух (мож­но по сло­гам), ино­гда в нем нуж­но поста­вить уда­ре­ние. Попробуем понять, что вызы­ва­ет затруд­не­ние в напи­са­нии сло­ва. В выяв­ле­нии орфо­грам­мы помо­гут сори­ен­ти­ро­вать­ся неко­то­рые при­зна­ки. Орфограмма нахо­дит­ся в том месте сло­ва, в котором

Рассмотрим это более деталь­но с помо­щью неко­то­рых орфо­грамм рус­ско­го языка.

Примеры орфограмм русского языка

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии слов фоне­ти­че­ская пози­ция глас­но­го или соглас­но­го зву­ка может быть силь­ной или сла­бой. Сильная пози­ция глас­ных зву­ков — это пози­ция под уда­ре­ни­ем. Такие глас­ные слы­шат­ся ясно и чёт­ко и пишут­ся в соот­вет­ствии с их произношением:

Без уда­ре­ния глас­ные нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции. Они слы­шат­ся неяс­но, иска­жа­ют­ся при про­из­но­ше­нии. Но тем не менее в рус­ском язы­ке осу­ществ­ля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский прин­цип напи­са­ния слов. Независимо от уда­ре­ния в мор­фе­ме пишет­ся одна и та же бук­ва, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. «Безударные про­ве­ря­е­мые глас­ные в корне« — это орфо­грам­ма, кото­рая регла­мен­ти­ру­ет выбор необ­хо­ди­мой бук­вы с помо­щью орфо­гра­фи­че­ско­го правила.

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Итак, что­бы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне, мож­но изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром уда­ре­ние про­яс­нит сомни­тель­ную гласную.

Понаблюдаем, как реа­ли­зу­ет­ся эта орфо­грам­ма в напи­са­нии слов:

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет нема­ло слов с орфо­грам­мой «Непроверяемые глас­ные и соглас­ные в корне», напи­са­ние кото­рых сле­ду­ет запом­нить или све­рить со сло­ва­рем. Перечислим неко­то­рые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния слов:

Орфограмма «Проверяемые соглас­ные в корне сло­ва» каса­ет­ся напи­са­ния лек­сем, в глав­ной мор­фе­ме кото­рых при про­из­но­ше­нии про­ис­хо­дит оглу­ше­ние соглас­но­го кор­ня, нахо­дя­ще­го­ся перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, или соглас­но­го в кон­це сло­ва и заме­на его пар­ным глу­хим согласным:

Чтобы уста­но­вить истин­ную бук­ву в корне, соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии необ­хо­ди­мо изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать к нему род­ствен­ную лек­се­му, в кото­рой после про­ве­ря­е­мо­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ная или соглас­ные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на про­из­но­ше­ние, в корне пишет­ся та соглас­ная, кото­рая высту­па­ет в про­ве­роч­ном слове:

В напи­са­нии ряда слов суще­ству­ет орфо­грам­ма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выбо­ре глас­ных букв «и» или «ы» объ­яс­ня­ет­ся тем, что глу­хой соглас­ный звук [ц] явля­ет­ся все­гда твер­дым. При про­из­но­ше­нии сло­ва после него явно зву­чит [ы], а пишет­ся то бук­ва «и», то «ы»:

Выбор напи­са­ния зави­сит от мор­фе­мы, в кото­рой нахо­дит­ся орфо­грам­ма. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии в корне слов пишет­ся бук­ва «и»:

В суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

Немало затруд­не­ний в напи­са­нии достав­ля­ет орфо­грам­ма «Употребление мяг­ко­го зна­ка на кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих». Написание таких слов сопря­же­но с родо­вой при­над­леж­но­стью име­ни существительного.

Если имя суще­стви­тель­ное име­ет кате­го­рию муж­ско­го рода, то соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» мяг­кий знак не пишется:

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Если имя суще­стви­тель­ное име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию жен­ско­го рода, то после шипя­щих соглас­ных в кон­це сло­ва пишет­ся мяг­кий знак:

Все слу­чаи пра­виль­но­го напи­са­ния слов закреп­ле­ны в орфо­грам­мах рус­ско­го язы­ка, зна­ние кото­рых помо­жет овла­деть гра­мот­ны­ми навы­ка­ми пись­мен­ной речи.

Видеоурок

Источник

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

какие виды орфограмм бывают. Смотреть фото какие виды орфограмм бывают. Смотреть картинку какие виды орфограмм бывают. Картинка про какие виды орфограмм бывают. Фото какие виды орфограмм бывают

Зачем нужны учебники по орфографии? С одной стороны, правила письма под ред. Лопатина или Розенталя всегда можно найти на сайте ГРАМОТА.РУ, но это всего лишь справочник, то есть сборник частных ответов (как писать?) обычно безо всякой мотивации принятого решения. В то же время русское письмо имеет строго системное построение, и лучший способ изучить предмет – это понять законы его устройства. Тогда вы будете знать правила, не заучивая их, и успешно пользоваться ими на практике.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основы русской орфографии

Курс правописания, который предлагается вашему вниманию, удобно начать со следующего вопроса: «Новая школа орфографии» — это действительно нечто новое или просто обычный рекламный трюк? Это вполне закономерный вопрос, который следует задавать всякий раз, когда вам рассказывают о чем-то оригинально-эксклюзивном. И вот ответ: да, это абсолютно новый подход к обучению правописанию, и в этом вы сможете убедиться, прослушав первый вступительный урок.

«Новая методика, да откуда ей взяться, — скажут вам филологи со стажем, — нам все методики известны». Но «Новая орфографическая школа» — это не особая методика, а курс орфографии, который практически полностью основан на грамматике, а также таких смежных науках, как графика, фонетика, фонология, этимология. Другое название курса — «Грамматическое решение орфографических задач», поэтому главный принцип новой школы следующий: мы не учим правила, мы решаем задачи.

Как работает новая школа? Прежде всего, вы четко определяете грамматику заданного слова или предложения, затем на основе общего принципа решения подобных задач выбираете конкретное частное решение в виде правила.

Таким образом, орфографическое правило — это итоговая формулировка грамматического решения, вам же остается только сверить его с официальным сводом Розенталя или Лопатина.

Вводный урок включает три раздела:

1. Теория орфографии

2. Практическая орфография

3. Сравнение двух орфографических школ — новой и классической

Раздел 1. Теория орфографии

В разделе рассматриваются следующие темы:

3. Как построить систему письма

4. Русская графическая система (фонематический закон русской орфографии)

5. Принципы русской орфографии

6. Основные определения: орфография, орфограммы, классификация орфограмм

Русское письмо удобно представить как запись устной речи, а не особую речь, именно поэтому в орфографическом проекте такое большое внимание уделяется фонетике и графике.

Как известно, язык — это знаковая система, причем минимальными значащими единицами являются морфемы — приставки, корни, суффиксы, окончания. Каждая морфема — это набор звуков (обычно от одного до трех-четырех). Фонетическую систему языка составляет определенное количество звуков — в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Эти звуки называют фонемами — смысловыми единицами, или смыслоразличительными звуками.

А что, бывают звуки, которые не являются фонемами? Да, бывают, и примеры таких звуков — редуцированные (очень короткие) гласные, которые произносятся в безударных слогах. Другим примером является звук Ы, который не является самостоятельной фонемой, а совместно со звуком И составляет единую смысловую единицу (фонему) Ы/И.

Но что мы знаем о звуках вообще и о звуках речи в частности?

1. Звук — это упругая волна, которая распространяется в виде периодического сгущения и разрежения воздуха. Основной характеристикой звука является высота, которая связана с частотой колебания: чем больше частота, тем выше звук.

2. Звуки бывают двух видов

Если звук имеет ясно выраженную частоту колебания, то он называется музыкальным звуком, или тоном. Музыкальные звуки возникают, например, при колебании струны. Если колебание происходит с меняющейся частотой, то такой звук приравнивается к шуму. Источником шума являются, например, различные движущиеся предметы.

Звуки речи также могут быть тоном (его называют голосом) или шумом, а также являться сочетанием голоса и шума. Источником голоса служат голосовые связки, которые приводят в движение воздушные массы в полости гортани и рта. Частота этих колебаний задается с помощью различного положения органов речи. Шум создается при прохождении воздухом различных препятствий — например, при разрыве смычки языка и нёба.

3. По соотношению голоса и шума звуки делятся на гласные и согласные

Гласные звуки состоят только из голоса: при их произношении работают голосовые связки, а воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.

Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума. При их произношении воздушная струя преодолевает различные препятствия.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голосовых связок при их произношении. Звонкие согласные состоят из голоса и шума, а глухие согласные — только из шума. Часть согласных образуют пары звонких и глухих согласных, также выделяется особая группа сонорных (непарных звонких) согласных.

Согласные звуки образуют 15 пар твердых и мягких звуков. Таким образом, из 36 согласных непарными остаются 6 звуков: только твердые Ж, Ш, Ц и только мягкие Ч, Щ, Й.

Твердые и мягкие согласные различаются артикуляцией: произношение мягкого варианта сопровождается дополнительным поднятием передней часть языка к твердому небу и смещением его в переднюю часть ротовой полости.

Названные свойства гласных и согласных звуков важны для орфографии, так как определяют поведение звуков в различных ситуациях.

Графика — это средства письменности, используемые для фиксации речи. Основным средством графики являются буквы, которые объединяются в алфавит. Кроме того, используются небуквенные графические средства: знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания, знак параграфа и др. знаки

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1918 году, в результате чего появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв: 10 парных гласных, 21 согласная и буквы Ь и Ъ.

Гласные буквы составляют пары А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, каждая пара в сочетаниях с согласными обозначают один и тот же гласный звук — его мягкую и твердую разновидности, например: сад — сядь, вол — вёл.

Согласные буквы используются для обозначения как твердых, так и мягких согласных звуков.

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Буква Ь применяется: для обозначения мягкости согласных (мел — мель); разделительный Ь обозначает звук Й в определенной фонетической позиции: солю — солью; грамматический Ь обозначает, к примеру, ж. род существительных: рожь, тишь.

Буква Ъ в качестве разделительного знака используется только для обозначения звука Й: подъезд, адъютант, объём, двухъярусный.

Тема 3. Как построить систему письма

1. В идеальной графической системе количество букв должно соответствовать количеству звуков, однако в реальности таких систем не существует, и соответствие звук-буква задаётся определенными правилами письма. В русском языке правила письма определяют, во-первых, способы обозначения мягкости согласных и, во-вторых, способы обозначения звука Й.

Мягкость согласных на письме обозначается:

Во-первых, с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным следует гласный звук: рад — ряд, лук — люк, мыл — мил, то есть на пять гласных звуков приходится 10 гласных букв.

Во-вторых, с помощью Ь на конце слова или перед другим согласным: кон — конь, мел — мель, кров — кровь, банка — банька, уголки — угольки.

Во-вторых, с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным: яма, ёлка, юбилей, рояль, поезд

Во-вторых, с помощью буквы Й (и краткое) на конце слова или перед другим согласным: май, майка.

В-третьих, с помощью разделительных Ь и Ъ (мягкого и твердого знаков) и букв Я, Ё, Ю, Е, И: семья, колье, воробьи, предъявить, въехать.

2. Другим условием идеальной системы является однозначное соответствие между звуком и буквой. И представьте, русская графика была бы таким идеальным вариантом при соблюдении следующих условий:

Первое: шипящие Ж, Ш, Ч, Щ и звук Ц должны быть парными по твердости/мягкости (что невозможно);

Второе: при обозначении звука Й должен использоваться один знак, например разделительный Ь (что возможно);

Третье: парные гласные буквы О/Ё и Э/Е должны писаться по общим правилам, как и другие парные гласные А/Я, У/Ю, Ы/И (что также пока невозможно).

Так как названные условия не соблюдаются, то правила письма дополняются графическими орфограммами следующей тематики:

А) гласные после шипящих и Ц;

В) разделительные Ь и Ъ; особенности употребления букв Э/Е/Ё. Этому виду орфограмм будет посвящена отдельная тема.

Таким образом, с помощью правил письма и с учетом графических орфограмм мы получаем искомую однозначность системы письма, что, согласитесь, встречается не часто.

Тема 4. Русская графическая система (фонематический закон русской орфографии)

1. Замечательное свойство русской письменной речи состоит в том, что запись текста можно делать по слуху. Это значит, что не нужно отдельно заучивать графический и фонетический варианты слов, они тесно связаны друг с другом. Но нет, возразите вы, мы пишем не так, как слышим.

2. Тогда попробуем разобраться в этом вопросе на примере простейшего слова «повозка». Мы без труда делим его на значащие части: по — приставка, воз — корень, К — суффикс, А — окончание. Каждая морфема состоит из звуков с особой смыслоразличительной функцией, которые мы называем фонемами.

Однако в устной речи часть звуков изменено: п (а) — во (с) — к — ъ. Изменились все безударные гласные, звонкий З перед глухим К стал звучать тоже глухо. Таким образом, устное слово состоит из фонем и звуков с неполной различительной способностью, заменяющих фонемы. В нашем случае из 7 звуков неизменными остались 4 опорных смысловых звука, по которым угадывается значение слова, а три остальных требуют проверки.

3. Что такое проверка? При проверке мы восстанавливаем исходный звуковой (фонемный) состав каждой морфемы в отдельности и только тогда обозначаем проверенный звук соответствующей буквой. Это основной закон русского письма, который называется фонематическим законом.

При проверке мы рассуждаем так: в русском языке есть только приставка ПО, в корне ВОЗ гласный звук О проверяем ударением (вОзит), этим же словом «возит» можно проверить согласный З, который в этом случае находится перед гласным, А — это окончание существительных ж. рода. 1-го склонения. Итак, проверка сделана: восстановлен звуковой состав морфем и определен буквенный состав слова.

4. Но почему при чтении мы искажаем нашу речь? Для этого существуют объективные причины. Во-первых, нам необходимо среди других гласных выделить ударный гласный, составляющий фонетический центр слова (соответственно, меняются все гласные, кроме ударного). Во-вторых, согласные звуки, стоящие на стыке морфем влияют друг на друга: оглушаются, озвончаются, смягчаются.

Все эти фонетические изменения обеспечивают удобство произношения устной речи, но частично затрудняют понимание ее смысла. Соответственно, фонетическое чередование звуков, присутствующее в устной речи, важное и нужное именно для звучащего слова, не должно отражаться на письме. Буквами мы обозначаем только смысловые звуки-фонемы.

5. Такой механизм письма, разобранный нами на простейшем примере, применим для любого слова. Мы пишем не слова, а морфемы, восстанавливая их истинный звуковой состав и обозначая проверенные звуки буквами. Практически в этом и заключается содержание всей буквенной орфографии.

Тема 5. Принципы русской орфографии

1. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой.

Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля. Фонетическое чередование звуков (например А/О, З/С) на письме не отражается.

Морфологический принцип письма состоит в том, что морфемы в различных словах сохраняют свой буквенный состав. Например, корень ГОР в словах гора, гористый, пригорок передает основное значение всего семейства родственных слов.

2. Но постоянный буквенный состав морфем соответствует их постоянному фонемному составу. Таким образом, морфологический принцип непосредственно следует из фонематического принципа.

При постановке орфографической задачи на первый план выдвигается фонематический принцип, который определяет слабые и сильные позиции звуков. При решении орфографической задачи более важную роль играет морфологический принцип, так как мы восстанавливаем исходный звуковой состав каждой морфемы в отдельности.

3. Кроме указанных принципов, в виде исключения применяются фонетический, грамматический, традиционный и дифференцирующий принципы письма.

В приставках на З/С выбор согласного делается по слуху согласно фонетическому принципу: истратил звук С и буква С; измерил звук З и буква З.

На конце некоторых слов пишется грамматический мягкий знак: например, в слове рожь мягкий знак обозначает женский род существительного.

Употребление буквы Ы после Ц (цыган, птицы) является традиционным, так как никак не объясняется в современном языке. К традиционным написаниям относятся и все орфограммы, связанные с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.

Дифференцирующий принцип действует, например, при различении глаголов и существительных: ожог на руке — существительное, буква О, ожёг руку — глагол, буква Ё, а также в следующих примерах: компания (группа людей, буква О) и кампания (какое-либо мероприятие, буква А), бал (танцевальный вечер, одна буква Л) и балл (единица оценки, две буквы ЛЛ).

Тема 6. Основные определения: орфография, орфограммы, классификация орфограмм

1. Что такое орфография?

Дословно орфография — это наука о правильном письме, из чего следует, что существует письмо «неправильное». Поэтому орфографию можно определить как науку о выборе правильного варианта (из двух или трех возможных). Восстанавливая звуковой состав морфем, мы каждый раз делаем выбор между правильным и неправильным написанием.

Например, звук А в безударной позиции может обозначать смысловые звуки О или А, при этом верен только один из этих вариантов.

Как уже говорилось, в устном слове доверять можно не каждому звуку, а только смысловому. Опорные смысловые звуки занимают сильные позиции, а звуки с неполной различительной способностью — слабые, именно эти звуки и нужно проверять перед тем, как обозначить их буквой. Итак, орфограмма — это буква, которая не пишется по слуху, а требует проверки.

2. Слабые позиции звука заранее известны: для гласных это безударные позиции, а для согласных — неудобные соседи, которые могут на них воздействовать. Поэтому мы заранее (еще до проверки) знаем, какие буквы являются орфограммами.

3. Классификация орфограмм

Прежде всего, орфограммы делятся на буквенные орфограммы и орфограммы, связанные с выбором формы написания, — слитной, раздельной или дефисной. Буквенные орфограммы, в свою очередь, делятся на три группы.

Первая группаэто графические орфограммы, или орфограммы письма. Во вторую группу входят фонетические орфограммы, которые связаны с фонетическим чередованием звуков (большинство орфограмм являются фонетическими). И наконец, третью группу составляют орфограммы, определяющие выбор строчной или прописной буквы (им будет посвящена отдельная тема).

Особенно важно понимать разницу между графическими и фонетическими орфограммами. Графические орфограммы — это небольшое количество тематических правил, которые дополняют правила письма и обеспечивают однозначность соответствия звук-буква. Причиной фонетических орфограмм является чередование звуков в слабых и сильных позициях, которое определяется особенностями устной речи, а также регулируется правилами орфоэпии.

В некоторых случаях (если безударный гласный находится после шипящего) гласная буква является двойной орфограммойфонетической и графической. Тогда сначала проверяется звук, а потом по правилу выбирается гласная буква, например: часовой — час, после Ч пишется буква А.

Раздел 2. Практическая орфография

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Постановка орфографической задачи

2. Решение орфографической задачи

3. Форма написания слов и словосочетаний

Тема 1. Постановка орфографической задачи

Постановка орфографической задачи — это определение слабых позиций, где происходит фонетическое чередование звуков. Буквы в этом случае являются орфограммами и должны быть проверены.

1. Слабыми позициями для гласных являются безударные позиции. Гласный звук, на который не падает ударение, меняется количественно (он становится менее длительным), а также качественно. Например, после твердых согласных произносятся звуки, напоминающие А или Ы или нечто среднее между ними; после мягких согласных произносится звук, похожий на И. Фактически идет упрощение артикуляции гласного, снижение его энергоемкости.

Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Существует две степени редукции: 1-ая степень редукции наблюдается в начале слова и в предударном слоге, а 2-ая степень редукции — в послеударных слогах, в этом случае произносится очень короткий обобщенный гласный мягкой или твердой разновидности.

2. Слабые позиции для согласных определяются по возможности влияния на них соседних согласных звуков, поэтому так важно знать свойства согласных.

Согласные звуки различаются по способу образования (смычные, фрикативные) и месту образования (губно-губные, зубные, передне — и задненебные).

Однако для орфографии важнее то, что они образуют различные тематические группы: мягкие и твердые, глухие и звонкие, зубные звуки Д, Т, З, С, Л, Н, Ц, шипящие Ж, Ш, Ч, Щ. При встрече друг с другом эти согласные ведут себя определенным образом: оглушаются, смягчаются, не произносятся или взаимодействуют между собой, как, например, зубные и шипящие в словах летчик, перевозчик.

Зная особенности поведения согласных из различных групп, можно определить их слабые позиции, в которых происходят фонетические чередование. Как известно, такое чередование не отражается на письме. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед гласным.

Тема 2. Решение орфографической задачи

1. Решение орфографической задачи — это восстановление звукового состава каждой морфемы. В общем случае здесь действуют единые правила, а именно слабая позиция звука меняется на сильную позицию, но при этом для разных морфем существуют характерные особенности решения.

2. Для корня применяются три метода контроля: проверка, словарь, правила для корней с чередованием.

При проверке используются родственные слова с тем же корнем: гласные проверяются ударением, после проверяемого согласного должен следовать гласный звук. Если проверку сделать нельзя, то буквенный состав слова определяется по словарю и запоминается, в этом случае определенную помощь может оказать этимологический словарь, объясняющий происхождение слов. Таким образом, словообразование, лексика, этимология — это те науки, которые используются для проверки правописания корня слова.

3. Корни с чередование гласных А/О и Е/И требуют к себе индивидуального подхода и пишутся по правилам. С одной стороны, получается, что правила все-таки применяются в новой орфографии, с другой стороны, это особые, эмпирические правила, правила-наблюдения. Они позволяют запомнить информацию, но ничего при этом не объясняют. Действительные причины разного написания гласных связаны с грамматикой, в том числе исторической.

К примеру, в слове «гореть» пишется корень ГОР, но при этом в словах, образованных усечением основы наблюдается удобная для произношения перегласовка О/А (нагар, угар, загар), поэтому корень попадает в группу корней с чередованием. Правило для него простое: в безударной позиции пишется форма ГОР, передающая значение корня, а под ударение выбор буквы всегда делается по слуху.

4. В правописании приставок и суффиксов проверка практически не используется, а применяются частные методы решения.

Количество приставок в русском языке невелико, большинство из них имеет постоянное написание (например, ОТ, ПО, ПОД), что легко запоминается или может быть проверено. Исключением являются приставки на З/С (истратить — измерить), которые пишутся по принципу фонетического письма (как слышим, так и пишем). Много внимания уделяется правописанию приставок ПРЕ и ПРИ, при выборе которых проводится анализ их смыслового значения.

Хотя количество суффиксов значительно превышает количество приставок, но с точки зрения орфографии только небольшое их число представляет интерес, а именно: безударные суффиксы, имеющие парные фонетические варианты (замочек — ключик, эмалевый — милостивый). Их выбор обычно делается по какому-либо формальному правилу.

Орфография приставок и суффиксов тесно связана со словообразованием. Отметим, что проверить звуковой состав и значение приставок и суффиксов можно с помощью специальных словарей, например: Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц.

5. Контроль безударных гласных в окончаниях — это чистая грамматика. В русском языке только два спряжения глагола, только три склонения существительных — запомнить личные и падежные окончания не слишком сложно. При этом, конечно, имеется в виду, что выбор самого падежа для вас не проблема.

Тема 3. Форма написания слов и словосочетаний

1. Существование различных форм написания слов является составляющим элементом графической системы языка. Каждая из трех форм написания — это своеобразный знак, который должен соотноситься с определенным обобщенным значением.

Слитная форма используется для написания слов, составляющих лексику языка. Раздельно пишутся различные словосочетания, входящие затем в состав предложений. Дефисная форма является промежуточной и применяется для написания слов, тесно связанных между собой по смыслу, но сохраняющих некоторую самостоятельность.

2. К орфограммам, связанным с выбором формы написания, можно отнести следующие темы: отличие приставок со слитным написанием от предлогов, которые пишутся раздельно; слитное и раздельное написание слов НЕ и НИ в роли приставки или частицы; выбор слитной или дефисной формы написания для наречий, сложных слов и производных предлогов и союзов.

3. При выборе формы написания проводится анализ способа образования слов, а также определяются грамматические связи словосочетаний с раздельным написанием. Следует отметить, что при выборе формы написания мы особенно ясно видим, что решение этой задачи очень мало зависит от правил и практически является чистым грамматическим анализом.

Раздел 3. Сравнение двух школ орфографии — новой и классической

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Разная теория двух школ

2. Разная практика двух школ

Тема 1. Разная теория двух школ

1. Прежде всего надо разобраться, что обозначает этот термин — школа орфографии, дело в том, что и само слово «орфография» может иметь два значения.

Во-первых, орфографией называют систему русского правописания. Такая система одна, и она обычно всем нравится. Никто не жалуется на то, что ему неудобно читать грамотно написанную книгу.

Орфография как система правописания прошла длительный исторический период развития, была в своих основных положениях закреплена «Правилами орфографии и пунктуации» 1956 года и существует в практически неизмененном виде до настоящего времени, за исключением небольшого количества частных дополнений.

Второе значение термина «орфография» — это наука, описывающая систему правописания. Таких описаний много, и они не нравятся никому, кроме, конечно, их авторов. Иногда в Интернете раздаются призывы: посоветуйте хороший учебник по орфографии! Чаще всего они остаются без ответа.

2. Большинству пользователей русская система правописания представляется в виде бесконечного списка различных правил и исключений, выдуманных некой гипотетической орфографической комиссией. Правила эти, по их мнению, не очень понятны, далеки от совершенства и нуждаются в реформировании. Во-первых, выучить их практически невозможно, и у большинства населения грамотность имеет интуитивный характер. Во-вторых, язык развивается, и для новых слов и грамматических форм требуются новые правила.

3. «Правила» 1956 годаэто первое описание принятой системы орфографии. «Правила» содержат конкретные примеры выбора нужного варианта письма, но они не содержат полной и детальной проработки всех вариантов, а также не содержат теоретических обоснований. В предисловии отмечается, что «Правила» должны служить основным источником для всех составителей учебников, справочников, словарей и энциклопедий.

4. Надо сказать, что лингвисты времени даром не теряли, и книг было написано великое множество. Друг от друга они отличаются формой, но не содержанием. Классическая орфография — это те же «Правила» 1956 года с небольшими дополнениями и изменениями, в их современной редакции по-прежнему отсутствует теоретическая база, а пояснительный материал дается в минимальном объеме.

5. Новая школа орфографии принципиально отличается от классической тем, что она строится на основе грамматики и основных орфографических принципов (прежде всего, фонематического и морфематического), поэтому все правила в новой орфографии объясняются и составляют единую систему. В новой орфографии важно не заучивание правил, а обладание минимально необходимым запасом информации по ряду лингвистических дисциплин (грамматике, фонетике, лексике и др.).

Тема 2. Разная практика двух школ

Пример 1. Что делать с этими шипящими?

В русском языке есть пять звуков/букв, которые служат источником вечных страданий для школяров всех возрастов. Это, конечно, шипящие и Ц.

Выбор гласных после шипящих и Ц регулируется особыми правилами. Хотя правила вроде бы простые, но применяются они чисто механически и до конца не понимаются практически никогда. Те же, кто пытается разобраться в этой проблеме, задают странные вопросы и получают на них странные ответы. Выглядит это примерно так:

«ЧА-ЩА, под ударением пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ, под ударением пиши с буквой У. Эти правила работают только под ударением? А как узнать, что писать в безударном положении? И как пользоваться правилом Ы/И после Ц. Наверное, для него неважно под ударением или без? Да, ударение вроде бы ни в одном из этих случаев роли не играет».

А вот новая школа дает на такие вопросы отвечает просто и понятно. Конечно, важно, ударным или безударным является гласный. Правила выбора гласных после шипящих применяются только в ударной позиции, когда гласный звук известен и его можно обозначить буквой. В безударной же позиции мы слышим редуцированный гласный, поэтому его надо сначала проверить, а потом обозначать буквой, например: часовой — час (буква А), широкий — ширь (буква И), но: шелестеть — шелест, жестяный — жесть (буква Е).

В этом случае в одной позиции звука совмещены две орфограммыфонетическая и графическая, и решаются такие задачи последовательно: проверяется звук и обозначается буквой по правилу. А вот в классической школе нет разделения орфограмм на два класса, вследствие чего и возникают подобные вопросы.

Пример 2. В классической школе вам предлагают запомнить значительное количество информации в качестве исключения, в то время как новая школа объясняет все исключения из правил.

А) Как правильно: Пара носок или носков?

Возможно, вас учили говорить: пара носков, но пара чулок? Потом словари смягчили свои требования и разрешили две формы: носок и носков. Но только пара чулок, то есть опять нет полной симметрии. А почему? С одной стороны, парные предметы в большинстве своем имеют нулевое окончание, но тогда возникает вопрос: а почему для носков сделано исключение?

А давайте заглянем в этимологический словарь. Чулки были заимствованы еще в древнерусскую эпоху из тюркских языков (их прямое значение — портянки, онучи, от глагола чул/чол — обертывать, кутать). А вот носки — это просто короткие чулки или мыски/носки чулок. Но в слове «мысков» — ненулевое окончание ОВ (например: не видно носков ботинок). Поэтому соответствие форм носков/мысков с окончанием ОВ до сих пор сохраняется в языке.

Б) Почему в словах пивоваренный, мыловаренный пишется две буквы Н? Это тоже исключение?

В основе данных сложных прилагательных лежат глагольные сочетания «варить пиво, мыло. И возникает вопрос: почему использован суффикс причастия ЕНН с двумя буквами НН, а не суффикс прилагательного ЕН с одной буквой Н, более подходящий для бесприставочного глагола несовершенного вида «варить».

Согласно формальному правилу, выбор суффикса ЕН с одной Н связывают с отглагольными прилагательными, обозначающими результат действия (красить забор — крашеный забор). В этом случае причастие крашенный с двумя буквами НН утрачивает значения действия и переходит в прилагательное крашенный с одной буквой Н, обозначающее качественный признак.

Но не всегда так происходит, есть исключения: топленная печь, кормленная собака, также: доенный, поенный, виденный, слышанный, читанный. Здесь значение действия сохраняется, причастия не переходят в прилагательные, пишутся две буквы НН. Аналогичную картину мы видим при анализе слов пивоваренный/мыловаренный. Ведь у нас речь идет не о вареном пиве, а о заводе, на котором его варят.

Пример 3. Выбираем слитное или раздельное написание частицы НЕ

Из учебника для 10—11 класса: «Частица НЕ пишется раздельно с именами существительными, прилагательными и наречиями на О, когда есть противопоставление или оно подразумевается. Но попробуйте с помощью этого правила выбрать форму написания НЕ в следующих примерах:

(1) Пушкин ненадолго уехал в Москву. — (2) Увы, не надолго нам счастье дано. Как определить, подразумевается здесь противопоставление или нет?

В новой школе такие предложения решаются путем анализа структуры предложения, так как при противопоставлении на слово с НЕ должно падать логическое ударение. «Пушкин ненадолго уехал в Москву», здесь только слитное написание приставки НЕ. Но почему? Дело в том, что если слово находится в середине предложения, то обозначить противопоставление с помощью логического ударения, можно только изменив текст, например: «Пушкин не надолго уехал в Москву», очень скоро он уже вернулся (раздельное написание НЕ).

А вот во втором случае возможны обе формы написания (структура предложения это позволяет), но чаще используется раздельное написание НЕ с логическим выделением слова: «Увы, не надолго нам счастье дано».

Итак, новая школа решает все орфографические задачи на основе грамматики и объясняет все исключения. Освоив новую методику, вы будете чувствовать себя абсолютно уверенно, вы научитесь быстро решать любые задачи и аргументировать свою точку зрения. Основные идеи новой орфографической школы изложены уже во вступительной лекции, весь последующий материал — это описание решенных задач различной тематики в соответствии с классическими формулировками официальных действующих правил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *