какие виды ощущений бывают

Виды ощущений

Что же такое ощущения? Говорить об ощущениях — значит относиться к человеческому телу и всем его нервным окончаниям, которые помогают нам войти в контакт с миром внутри нас и с миром вне нас.

Различные виды ощущений относятся к основным непосредственным переживаниям, вызванным простыми изолированными стимулами. Ощущение также определяется как реакция органов чувств на раздражитель. Это сознательные захваты свойств предметов, вещей и явлений.

Ощущение — это только первая стадия познания, которое посредством мысли преобразует данные в представления, концепции, законы и т. д. А те, в свою очередь, уже более глубоко отражают объективный мир и точность которых проверяется практикой. Ощущение возникает тогда, когда стимул воздействует на рецептор.

Хотя понятия ощущения и восприятие часто используются как синонимы, они различаются во многих деталях.

Ощущение — это опыт, переживаемый стимулом в форме реакции на сенсорный эксперимент, в то время как восприятие — это интерпретация ощущения, которая придает значение и порядок.

Определение

Ощущение – это стихийное психическое явление, возникающее в результате прямого воздействия вещей объективного мира на органы чувств (анализаторов) животных и человека, влияние, которое субъективно ощущается как качество самих вещей (красный, холодный, колючий и т.д.). Ощущение вторично по отношению к материальной реальности.

Термин «ощущение» имеет несколько значений, например, он может относиться к впечатлению, которое объект производит посредством органов чувств, то есть становится непосредственной реакцией органов ощущения, когда они получают стимул.

Это также намекает на эффект удивления, который возникает у людей, когда они чему-то или кому-то удивлены. Другое определение относится к интуиции или ощущению того, что у человека может произойти какое-то событие или проблема.

Ощущение включает в себя оптимальное функционирование органов чувств и нервной системы, и в нормальных условиях оно приводит к тому, что мы можем видеть, например, красный, когда он красный, и зеленый, когда он зеленый.

Характеристики и свойства ощущений

Свойства ощущений:

Функции и роль

«Наш мозг эволюционировал не для того, чтобы реагировать на окружающий мир, а для того, чтобы предсказывать, что с нами будет дальше».

Лиза Фельдман Барретт

Ученые и исследователи в области психологии последнего столетия относятся с должным вниманием к роли и функциям ощущений, так как через них мы познаем мир внутри и вокруг нас:

Классификация ощущений

Типы ощущений разделяются на 3 основных вида:

Но в разное время, разные ученые предлагали свои классификации ощущений.

Классификация Вундта

Классификация Шеррингтона

Шеррингтон, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов выделил три основных класса ощущений:

Классификация Хэда

Г. Хэд считал, что правильное деление ощущений должно происходить по их происхождению:

Классификация по контакту с раздражителем

По контакту с раздражителем, ощущения подразделяются на два вида:

Эти ощущения интермодальны, а, следовательно, можно считать их мультисенсорными.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения — это раздражители исходящие от внутренних органов.

Это представления мозгом собственных ощущений тела, это сенсорное следствие этой активности, и оно является фундаментальным для всего — от мыслей, эмоций, принятия

решений и нашего самоощущения, до обеспечения регулирования элементарных потребностей.

Проще говоря, интероцептивные ощущения (интероцепция) — это внутреннее ощущение тела. У нас есть рецепторы в органах, мышцах и на коже, которые предоставляют нам различные типы информации, которую наш мозг затем должен интегрировать, чтобы иметь адекватную производительность (например, во время игры, одевания, в школе и т.д.).

Интероцепция позволяет нам чувствовать наши внутренние органы и дает нам информацию о внутреннем состоянии нашего тела, то есть информирует нас о боли, температуре тела, зуде, сексуальном возбуждении, голоде, жажде, частоте сердечных сокращений, частоте дыхания, чувство сонливости или желание пойти в ванную. Но, кроме того, интероцепция является основой для идентификации различных эмоциональных состояний, таким образом, что он позволяет нам знать, спокойны мы или нервничаем, если нам стыдно, нам грустно, мы боимся и т.д.

Экстероцептивные ощущения

Экстероцептивные ощущения информируют нас о внешней среде. Это так называемые поверхностные ощущения. Рецепторы расположены на коже и слизистых оболочках. Это всевозможные ощущения, связанные не только с осязанием, зрением, обонянием, вкусом и слухом, но и с движением. Экстероцептивные ощущения вызваны внешними раздражителями. Внешние раздражители могут действовать при прямом контакте или на расстоянии.

Зрительные ощущения

Речь идет об ощущениях, которые возникают, когда субъект наблюдает за чем-то или кем-то. Эти ощущения обычно различаются по своей чистоте и яркости. Среди них есть цвета, которые становятся более яркими, чем другие.

К зрительным ощущениям также относятся:

Запах — обонятельные ощущения производятся летучими частицами, производимыми телами, из которых они высвобождаются. Между обонянием и вкусом существует тесная связь. Нос — орган обоняния. Иногда мы плохо воспринимаем вкус еды из-за простуды.

Слуховые ощущения

Это ощущения, создаваемые звуком, поэтому они подразделяются на звуки и шумы. Эти ощущения обычно различаются в зависимости от роста и тона. А также они меняются в зависимости от тембра.

Осязательные ощущения

Эти ощущения создаются непосредственно через кожу человека, который может чувствовать любой элемент или предмет, который его касается. Через кожу можно почувствовать, когда объект грубый, гладкий, шершавый, независимо от того, имеет ли он тепловые характеристики, то есть горячий, холодный, теплый и т. д.

Эти ощущения также могут быть вызваны внутренним процессом.

Ощущения, воспринимаемые прикосновением, бывают трех типов и передаются в мозг по-разному:

Вкусовые ощущения

Через вкусовые ощущения мы улавливаем различные ароматы вещей. Они сообщают о вкусе, химической ценности материала (сладкий, кислый, горький). Их орган расположен в полости рта, а их рецепторы — вкусовые рецепторы языка.

Стимулами для этих ощущений являются вещества жидкого состояния. Функция слюны состоит в том, чтобы растворять твердые вещества, чтобы можно было проверить вкус. По этой причине вкус считается химическим смыслом, поскольку для его стимуляции требуется жидкий раствор. Твердые вещества не вызывают ощущения вкуса до тех пор, пока они не растворятся в жидкостях во рту.

Закономерности

Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и важность анализирующих систем в их работе под действием раздражителей.

Ощущения возникают только в момент изменения рецепторов под влиянием движений окружающего мира или самих органов чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

Пороги

Хотя сенсорные стимулы могут быть одинаковыми, для всех людей каждый из них будет воспринимать разные вещи. С другой стороны, чувствительность определяется порогами ощущения, то есть от того, с какой интенсивности стимулов мы начинаем что-то воспринимать. В этом смысле можно выделить три порога:

Адаптация

Адаптация — это регулировка сенсорных способностей после длительного воздействия раздражителей.
Стимулы окружающей среды вызывают изменение чувствительности сенсорных рецепторов в зависимости от типа стимула окружающей среды, таким образом, стимулируется конкретный рецептор.
Адаптация происходит, когда человек привыкает к стимулу и меняет систему координат. Следовательно, он не реагирует на раздражитель так, как раньше.

Взаимодействие

Наши ощущения взаимодействуют друг с другом. С самого начала восприятия они отвечают за усиление, расширение возможностей других ощущений, даже соревнование друг с другом и удивительные изменения друг друга. Чувствительные свойства организма постоянно изменяются. Поэтому изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений. Такое сочетание сенсорной информации необходимо мозгу для построения картины внешнего мира.

Контраст

Или, если спящего человека уколоть иглой достаточно легко, он не проснется. Он рефлекторно оттянет ногу от иглы, потому что его ощущения все еще сохранены, и сработают спинномозговые рефлексы, несмотря на то, что он не воспринимает это ощущение.

Все дело в том, что мгновенная отмена действия стимулирующего фактора не вызывает такой же мгновенной отмены процессов стимуляции в рецепторах. Это процесс постепенный и для этого нужно не только некоторое время, но и для этого должно произойти несколько фаз возбуждения и торможения возбужденных нейронов. Только тогда произойдет восстановление исходного порога чувствительности.

Синестезия

Люди с синестезией обладают особенно любопытной перекрестной связью чувств и ощущений, при которой активация одного чувства спонтанно запускает другое. Они могут видеть цвета, когда слышат шум, ассоциировать определенные личности с днями недели или слышать звуки, когда видят движущиеся точки.

Это только доказывает нам взаимосвязь всех аналитических систем человеческого тела.

Считается, что синестезия является генетической, и недавние исследования даже предполагают, что она может дать эволюционное преимущество.

Большинство синестетов не замечают ничего странного в том, как они воспринимают окружающую среду, пока на это не обращают их внимание.

Реакция на определенные ощущения иногда зависит не только оттого, чувствуем ли мы, например, апельсин очень кислым или насыщенным и сладким, что может быть физическими характеристиками стимула, но и в других случаях мы можем испытывать определенные ощущения из предыдущего опыта.

Именно поэтому через ощущения мы можем точно чувствовать окружающий нас мир во всем его великолепии и во всех его аспектах.

Источник

Виды ощущений

какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают

какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений.

Английский ученый Ч.Шеррингтон выделил группы ощущений в зависимости от локализации (месторасположения) рецепторов:

1. Экстероцептивные — рецепторы находятся на поверхности тела: зритеольные, слуховые, кожные, обонятельные, тактильные.

2. Интероцептивные — рецепторы находятся на внутренних органах: ощущения голода, жажды, тошноты, сытости, удушья. Связаны с переживанием положительных и отрицательных эмоций.

3. Проприоцептивные — рецепторы находятся в мышцах, связках, суставах, сухожилиях. Это ощущения движения, положения частей тела.

По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют:

1. дистантные ощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные.

2. контактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и кинестезические (двигательные).

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений выделяют такие группы:

1-я группа — ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.

2-я группа — ощущения, отражающие состояние организма — органические, ощущения равновесия, двигательные.

3-я группа — особые ощущения: осязательные, представляющие комбинацию нескольких ощущений, и болевые — ощущения различного происхождения.

Дадим характеристик отдельным видам ощущений.

А) Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку. В сетчатке находятся клетки двух типов — палочки ( около 130 миллионов) и колбочки ( около 7 миллионов). При дневном освещении активны только колбочки, ночью — палочки. Колбочки дают возможность видеть цвета спектра ( хроматические ощ.) и их оттенки. Палочки позволяют видеть серые цвета (ахроматические) — от белого к черному. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжении в работе глаз, что может спровоцировать развитие близорукости. Кроме этого, отражение черно-белых цветов и цветовой гаммы вызывает определенный эмоциональный тон. Н-р, зеленый — успокаивает, голубой — создает ощущение открытого пространства, красный – возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, оранжево- желтый — бодрит, создает приподнятое настроение, темно-синий — угнетает. Также красный и темно-синий цвета утомляют глаза. Зная это, можно использовать цветовую гамму для окраски стен класса, чтобы повысить работоспособность уч-ся.

Б) Слуховые ощущения — это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат — улитка — для восприятия звуков.

— силу звука (громкий — слабый); зависит от амплитуды колебаний.

— высоту (высокий — низкий); зависит от частоты колебаний.

— тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента); отражение форм колебаний звуковых волн.

— длительность звука ( время звучания).

Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность). Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.

Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.

Шум — шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой ( шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости ( шаги любимого человека, топот ножек ребенка). Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.

какие виды ощущений бывают. Смотреть фото какие виды ощущений бывают. Смотреть картинку какие виды ощущений бывают. Картинка про какие виды ощущений бывают. Фото какие виды ощущений бывают

В) Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Больше всего вкусовых почек находится на языке. Всего у человека их около 3-х тысяч. Существует всего 4 вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.п. Различные участки поверхности языка чувствительны к различным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухое вещество на сухом языке не дает вкусовых ощущений. Кроме этого, всё, что заставляет атомы двигаться быстрее, н-р, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Поэтому, горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное.

На вкус пищи влияет самочувствие, головная боль, тепло, холод, голод (усиливает), сытость (ослабевает). Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. Кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны в большей степени стимулируют органы обоняния, чем вкуса.

Г) Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц воздуха в носовую полость. В нашей носовой полости запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти волоски погружены корнями в слизистый слой, покрывающий мембрану. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Если мы просто дышим, то струя воздуха минует мембрану. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам надо принюхиваться, т.е. пропускать воздух над мембраной.

Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать:

— цветочный ( фиалка, роза и т.п)

— пряный (лимон, яблоко)

— гнилостный (сыр, тухлые овощи)

— жжёный ( кофе, какао)

— эфирный (алкоголь, камфора).

У человека обоняние развито не так хорошо, как у животных. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и мы более зависимы от зрительных ощущений.

В нашем носу мембрана занимает с обеих сторон площадь с ноготь., а у собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть, у собаки — треть мозга.

Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. У слепо-глухих людей обоняние развито лучше. По запахам они узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности.

Обонятельные ощущения позволяют определить качество пищи, предупреждают об опасности ( запах гари, газа), определяют химический состав (парфюмерия). При голоде как и у вкусовых ощущений, повышается чувствительность, при насыщении — снижается.

Д) Кожные ощущения. Различают два вида кожных ощущений: тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). Тактильные ощущения дают знания о качестве предметов, температурные ощущения регулируют теплообмен организма со средой.

На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность различных участков кожи к каждому из этих видов раздражителей различна. Прикосновения больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев. Спина менее чувствительна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительны те участки кожи, которые обычно прикрыты одеждой ( поясница, живот, грудь).

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Средние температуры вызывают положительные чувства, холод переживается как бодрящее чувство, теплота — расслабляющее. Высокие показатели тепла и холода вызывают отрицательные эмоции.

Е) Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, половые ощущения. Они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, кишечника и др., в стенках которых находятся соответствующие рецепторы. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать нарушения в работе нашего организма и помочь ему. Когда в крови не хватает определенных питательных веществ, ощущается голод. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек слышит урчание своего желудка.

При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.

Ж) Ощущения равновесия. Орган равновесия — вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Когда мы впервые садимся на велосипед, становимся на коньки и т.п., нам очень трудно удержать равновесие. При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни ходить, он будет все время падать. Органы равновесия связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (морская болезнь).

З) Двигательные или кинестезические ощущения — ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях, а также в пальцах рук, языке, губах (этими органами осуществляются точные и тонки рабочие и речевые движения).

Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц, о том, насколько, н-р, согнута рука или нога.

Развитие двигательных ощущений — одна из задач обучения. Наиболее способствуют этому уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, ритмики.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

И) Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Рука — орган осязания. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания. В результате тренировки такие люди могут заниматься лепкой, шитьем, приготовлением пищи.

К) Болевые ощущения — сигнализируют об опасности, неблагополучии, возникшем в организме человека, т.е имеют защитное значение. Греки говорили: Боль — это сторожевой пес здоровья.

Болевые ощущения имеют различную природу.

1. Существуют «точки боли» ( спец.рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механические повреждения кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают эти ощущения.

2. Они возникают под воздействием сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Оглушительный звук. Ослепляющий свет, резкий запах, холод или тепло могут вызвать болевые ощущения.

Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она принесит человеку серьезные неприятности.

3. Закономерности ощущений.

Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. Ощущения можно совершенствовать с помощью тренировки. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не ощущает запахи.

А) Абсолютные пороги.

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения ( сверх громкий звук, слепящая яркость).

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Очень велика чувствительность зрительного и слухового анализатора.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. Пороги чувствительности изменяются на протяжении жизни: от рождения развиваются и достигают наивысшего развития к юношескому возрасту, а к старости пороги повышаются (ухудшается слух, зрение).

Б) Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.

Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу).

Б.Ананьев указывал, что чувствительность к различению является источником сложного мыслительного процесса — сравнения.

В) Следующая закономерность ощущений — адаптация (лат.—привыкание). Адаптация в жизни известна каждому. Когда мы входим в воду, то вода поначалу кажется холодной, а через некоторое время ощущение холода исчезает и вода кажется теплой. Когда из светлой комнаты мы входим в темный коридор, то надо время, чтобы глаза привыкли и мы стали видеть. И наоборот, из темноты в светлую комнату. Приходя из улицы в помещение мы ощущаем все запахи, а через некоторое время уже не замечаем их. Эти примеры говорят о том, что чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей.

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)

2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)

3. повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация — адаптация к тишине).

Первые две разновидности являются негативной адаптацией, так как приводит к снижению чувствительности анализаторов. Третья разновидность адаптации — позитивная, так как приводит к повышению чувствительности.

Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.

Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных). Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.

Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Чувствительность зрительного анализатора можно повысить слабыми музыкальными звуками, обтиранием лица холодной водой, кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.

Слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность глаза, слабые световые — усиливают слуховые ощущения. Это необходимо использовать в процессе обучения.

Кроме этого, сенсибилизация может быть достигнута в процессе упражнений. Н-р, занятия музыкой развивают звуковысотный слух.

Выделяют два вида сенсибилизации:

1. сенсибилизация, к которой приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)

2. сенсибилизация, вызванная деятельностью, требованиями профессии (специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; дегустаторы совершенствуются в обонятельных и вкусовых ощущениях и т.д.)

Взаимодействия ощущений проявляются ещё в синестезии.

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Н-р, зрительно-слуховая синестезия — при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Реже возникают слуховые ощущения при воздействии на зрительный анализатор, вкусовых —на слуховой. ( Н-р лимон может вызвать кислый вкус при вкусовых ощущениях, а можно произнести слово «лимон» — и тоже ощутить вкус лимона во рту.

Мы часто говорим «острый вкус», «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки». Это все синестезия. Синестезия лежит в основе цветомузыки.

На ощущения влияют и ранее действующие раздражители.

Контраст — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Н-р, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Последовательный контраст более широко распространен. После холодного тепловой раздражитель кажется горячим, после кислого повышается чувствительность к сладкому и наоборот.

4. Развитие ощущений.

— слух развивается под влиянием музыки и звуковой речи; занятия музыкой

— четкое произношение слов формирует фонематический слух

— занятия живописью способствует развитию зрительных ощущений

— помнить об охране зрения (достаточная освещенность, правильная посадка, не читать лежа)

— помнить об охране слуха ( лучше тихо, чем громко)

— наблюдения в природе

— специальные упражнения, игры

— учет индивидуальных особенностей ощущений у детей( подача материала разными способами: на слух, через органы зрения, кожные, тактильные, вкусовые ощущения и т.п.)

В.Крутецкий Психология с.89-101. И.Дубровина Психология с.91-105. Конспект с.96-103.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *