какие виды ответственности предусмотрены за совершение коррупционных правонарушений
Раздел III. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Раздел III.
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(статья 19.28 КоАП РФ)
Статьей 19.28 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа за незаконные: |
от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации: — денег, ценных бумаг, иного имущества — оказание ему услуг имущественного характер — предоставление имущественных прав ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ |
В крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 1 миллион рублей) ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ | В особо крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 20 миллионов рублей) ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ |
за совершение в интересах данного юридического лица — должностным лицом — лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации — иностранным должностным лицом — должностным лицом публичной международной организации действия или бездействия, связанного с занимаемым ими служебным положением |
Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.
Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (федеральные судьи).
Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности юридических лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ, в динамике:
Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности
Сумма наложенных штрафов
Например, органами прокуратуры Тюменской области установлено, что представителем, действующим по доверенности общества с ограниченной ответственностью, заместителю директора регионального отделения крупного российского банка предложено денежное вознаграждение в размере 21 млн. руб. за принятие заведомо незаконного решения об одобрении заявки на получение кредита на сумму 350 млн. рублей. По данному факту в отношении юридического лица прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения судом ему назначено наказание в виде штрафа размере 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации сформирован реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по данной статье, и обеспечено его размещение на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (https://genproc.gov.ru/anticor/).
Заинтересованным лицам следует руководствоваться данным реестром.
Федеральным законом N 298-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего
(статья 19.29 КоАП РФ)
Статьей 19.29 КоАП РФ для юридических лиц, должностных лиц и граждан предусмотрено наказание в виде административного штрафа |
За привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» |
Размеры налагаемых штрафов по статье 19.29 КоАП РФ
Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.
Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (федеральные судьи).
Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные статьей 19.29 КоАП РФ, в динамике:
Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности
Сумма наложенных штрафов
Например, по вынесенным Генеральной прокуратурой Российской Федерации постановлениям о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, за нарушения требований антикоррупционного законодательства при заключении трудового договора с бывшим заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации привлечены к административной ответственности акционерное общество и его генеральный директор. Назначенные им штрафы, соответственно, в размере 200 тыс. и 20 тыс. рублей поступили в федеральный бюджет.
Если у вас просят взятку. Ваши действия?
Не предлагайте и не давайте взятку!
Иначе вы сами совершите преступление (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации). Выслушайте требования вымогателя, чтобы обратиться в полицию.
Прежде чем написать заявление.
Помните, что за сообщение о вымышленном факте вымогательства взятки предусмотрена уголовная ответственность. Ложный донос наказывается штрафом, принудительными работами или лишением свободы до трех лет. Если докажут, что доказательства искусственно созданы, то срок лишения свободы увеличится до шести лет (статья 306 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Как привлечь вымогателя к ответственности?
Вы должны будете проехать в ближайшее отделение полиции и написать заявление.
— Заявление о преступлении вы можете сделать в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении обязательно подпишите. Укажите почтовый или электронный адрес, куда должен будет прийти ответ.
— Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается вами и сотрудником, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о вас, а также о документах, удостоверяющих вашу личность.
Вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе будет сделана отметка. Подпишите.
— При регистрации заявления вы должны получить талон-уведомление, в котором указывается порядковый номер заявления по книге учета сообщений о преступлениях и дата его принятия.
Талон-корешок талон-уведомление
о приеме и регистрации заявления
Подробнее о заявлении о преступлении можно прочитать в статье 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Что ждет взяткополучателя?
Мелкое взяточничество (менее 10 тыс. руб.)
до 1 года в колонии-поселении
Взятка (от 10 тыс. до 25 тыс. руб.)
до 3 лет в колонии-поселении
Взятка в значительном размере (от 25 тыс. до 150 тыс. руб.)
до 6 лет в колонии общего режима
Взятка в крупном размере (от 150 тыс. до 1 млн руб.)
до 12 лет в колонии строгого режима
Взятка в особо крупном размере (от 1 млн. руб.)
до 15 лет в колонии строгого режима
наказывается штрафом в размере до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, или в размере до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Примечание: Лицо, совершившее указанные преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
В соответствии с распоряжением Генерального прокурора
Представители бизнес-сообщества могут воспользоваться данной
возможностью для разрешения вопросов правового характера.
В специальном разделе «Противодействие коррупции» на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/anticor) размещены наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, методические пособия, сведения о международном сотрудничестве в данной области, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности и многое другое.
Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе «Сообщить о коррупции».
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответственность за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
Об ответственности за преступления коррупционной направленности
Существуют следующие формы ответственности за коррупционные правонарушения и преступления:
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).
За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:
Административная ответственность за коррупционные правонарушения.
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:
Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
В соответствии с действующим законодательством о вышеизложенном должно быть написано заявление о преступлении, которое представляет собой сообщение о совершенном, либо готовящемся противоправном деяни и, содержащее ходатайство заявителя о привлечении виновного к уголовной ответственности. Законодательство не устанавливает каких-либо жестких требований к форме и содержанию заявлений граждан. Однако такое заявление должно как минимум включать в себя указание на должностное лицо, которому оно адресовано, описание случившегося, ходатайство о привлечении виновного к уголовной ответственности и данные о заявителе. Если сообщение содержит информацию о преступлении, отнесенном федеральным законом к территориальной подследственности другого правоохранительного органа, то все имеющиеся материалы после регистрации направляются по подследственности. При этом на правоохранительный орган, в который поступило первичное сообщение, возлагается обязанность по принятию необходимых мер по предотвращению или пресечению преступления.
Обращаться с заявлением лучше лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных проверочных оперативных мероприятий.
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Основные виды коррупционных преступлений и установленная законодательством ответственность за их совершение
В соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией является злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Среди них наиболее опасным является взяточничество: ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Схожим по своим признакам с дачей и получением взятки, является коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равное незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего, осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.
К числу преступлений коррупционной направленности относятся факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.
Распространенными коррупционными преступлениями являются отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.
В случае если размер незаконного вознаграждения не превышает 10000 рублей, действия образуют состав преступления, предусмотренный ст. 204.2
УК РФ (мелкий коммерческий подкуп) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взятничество).
К преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
— наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
— совершение преступления с прямым умыслом.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.
Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.
Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.
Максимальная уголовная ответственность за ряд коррупционных преступлений:
Какие виды ответственности предусмотрены за совершение коррупционных правонарушений
Прокуратура Первомайского района разъясняет
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений физических и юридических лиц.
Среди видов ответственности, к которой возможно привлечение физических лиц относятся:
Уголовная ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности предусмотрена статьями 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до 70-ти кратного размера).
Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ дополнен новой ст.19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Совершение указанного правонарушения может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего — за счет соответствующих публично-правовых образований.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
При этом в ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:
— увольнения по соответствующим основаниям.
При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности. Существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).
Самостоятельным видом ответственности за коррупционные правонарушения выступает ответственность юридических лиц.
Однако, в данном случае возможно привлечение только к административной ответственности, в частности по ст. 19.28 («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, привлеченное юридическое лицо может достаточно серьезно пострадать материально за указанные действия.
Вместе с тем факт привлечения к ответственности юридического лица не исключает возможности привлечения к различным видам ответственности виновного должностного либо физического лица.