какие виды ответственности за нарушение законодательства рф в области обращения с отходами фз 89
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»
С изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 18, 19 июля, 7, 21 ноября 2011 г., 25, 29 июня, 28 июля 2012 г., 23 июля, 21 октября, 25 ноября 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 5, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 25 декабря 2018 г., 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2019 г., 7 апреля 2020 г., 11 июня, 1, 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
ГАРАНТ:
См. План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации настоящего Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. N 1360-р
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Президент Российской Федерации
Для целей настоящего Закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
Законом устанавливается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, т. е. отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Также установлены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами. Запрещен ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами объявлены: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет Правительство РФ.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1998 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 26 ст. 3009
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2019 г. N 30-П положения статьи 24.1 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 356-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г., за исключением абзаца восьмого пункта 10 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 марта 2022 г.
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. и с 1 марта 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 117-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 225-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 сентября 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 392-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу
Пункт 2 статьи 3 изменений вступает в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 278-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.
Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по истечении девяноста дней со дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьи 12 настоящего Федерального закона пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данным Федеральным законом урегулированы отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Так, вышеуказанным законом определены общие требования по охране окружающей среды, что касается вопроса обращения с отходами производства и потребления, то правоотношения в конкретно указанной сфере регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данным законом определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Также правоотношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Аналогичные нормы закреплены и в ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так, ст. 4 вышеуказанного закона определено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 вышеуказанной статьи производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде
Санкция ч. 1 данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Частью 2 данной статьи предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации
Данные деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Гражданско-правовая ответственность предусматривается по общим принципам возмещения причиненного вреда, предусмотренного ст. 1064 Гражданского кодекса РФ.
Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации.
Статьей 1 указанного Закона закреплено, что вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению, являются отходами производства и потребления.
Обращение с отходами — это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Дисциплинарная ответственность выражается в применении работодателем взыскания к работнику, совершившему дисциплинарный проступок вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него обязанностей, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами по статьям 6.35, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 5 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 ст. 8.31, ст. 9.20, ст. 10.4, ст. 14.26 КоАП РФ.
Например, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП Р в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом согласно ч. 2 ст. 8.2 повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административной ответственности также подлежат лица, допустившее неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности, по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, а также за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, невыполнение обязанности и др.
Кроме этого, если производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов выполнялось с нарушением установленных правил и при этом создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, указанное деяние влечет за собой уголовную ответственность по ст. 247 Уголовного кодекса РФ, санкцией которой предусмотрено, в том числе, лишение свободы.
Старший помощник прокурора Кореновского района младший советник юстиции
Установлена административная ответственность в сфере обращения с отходами производства и потребления
Izaphoto / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 141-ФЗ, скорректировавший отдельные нормы КоАП.
В частности, КоАП РФ дополнен новыми статьями, устанавливающими административные санкции за несоблюдение:
Надо ли вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в процессе деятельности организации образуются исключительно ТКО? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, введена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории России товаров, упаковки товаров, включенных в соответствующий перечень и реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год. Также предусмотрено наказание за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями и импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Одновременно уточнена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, усилены санкции за нарушение законодательства об экологической экспертизе. При этом предусмотрена возможность установления за административные правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления административного штрафа в повышенном размере или в величине, кратной сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями и импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Федеральный закон 1 вступил в силу со дня его официального опубликования – 17 июня.
______________________________
1 С текстом Федерального закона от 17 июня 2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201906170029).
Что будет УК за нарушения требований в области обращения с ТКО
За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.
Обязанности УО в области обращения с отходами
Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.
Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.
К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.
Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.
Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.
Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.
Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не размещении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.
В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.
На заметку
Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.
Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.