какие виды памяти относятся к зрительной
Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций
В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.
Общая классификация
Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.
Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:
На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:
Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).
Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:
Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.
По характеру психической активности
В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.
Двигательная
Другие названия: моторная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.
Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.
Эмоциональная
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.
Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.
У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.
Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
Образная
Другие названия: наглядно-образная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.
По характеру целей запоминания
В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.
Непроизвольная
Другие названия: неопосредованная.
Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.
Зачем нужна: усиливает мотивацию.
С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.
Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.
Методы развития: формируется естественным путём.
Произвольная
Другие названия: опосредованная.
Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).
Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.
Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.
По продолжительности сохранения
Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.
В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.
Оперативная
Другие названия: рабочая, промежуточная.
Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.
Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.
Примеры: чтение и списывание.
Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.
Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.
Кратковременная
Другие названия: краткосрочная, КВП.
Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.
Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.
Долговременная
Другие названия: долгосрочная, ДВП.
Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.
В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).
Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.
Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.
Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.
Зрительная память: её основные особенности и методики развития для разного возраста
Вы когда-нибудь задумывались, почему, возвращаясь домой с работы, находите дорогу почти не глядя? Благодаря чему, встречая нового знакомого, узнаёте его из тысячи других лиц? Чем продиктована возможность даже маленьких детей учить наизусть стихотворения и запоминать другие объёмы информации, которую воспринимаем глазами? В основе всего этого лежит зрительная память, недооценить значение которой трудно.
Что это такое
Зрительная память — это запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другие названия: фотографическая, визуальная. Сокращённое — ЗП. Те, у кого она хорошо развита, быстрее заучивают текст, который они видят, чем тот, который услышали. При воспроизведении нужного образа в их сознании всплывают прочитанные страницы и строчки. Именно про таких людей говорят, что у них хорошая память на лица, которые они могут лишь раз увидеть и не забыть до конца жизни.
Согласно научным данным, 80% людей являются именно визуалами, т. е. запоминают и воспроизводят информацию с помощью глаз. Этот факт обусловлен тем, что зрительная память и зрительное восприятие опережают в своих возможностях слуховую память и слуховое восприятие мира.
За зрительную память отвечает затылочная доля, расположенная в задней части мозга. Её травмирование приводит тому, что человек перестаёт узнавать лица и предметы. В психологии это называется душевной слепотой.
Запоминая какой-то зрительный образ, человек сопровождает его вербальным названием (например, это мама моего друга, а это остановка «Стройдепо»). Мозг получает двоичный код, с помощью которого потом воспроизводит нужную информацию. Иногда эта связь теряется, и в таких ситуациях человек точно знает, что где-то уже видел эту женщину, но не может вспомнить, кто она такая.
Пример, как работает зрительная память:
Видим лицо человека → Мозг производит его сравнение со зрительными образами, хранящимися в долговременной памяти → Совпадение → Определяем человека как знакомого
Если совпадений не нашлось, это может означать два момента: либо образ забылся, либо человек на самом деле незнакомый. Данный процесс занимает долю секунды.
Функции
Благодаря ей, запоминаются лица, маршруты, печатная информация, интерьер, внешний вид, одежда и множество других образов окружающего мира, которые воспринимаются через глаза. Её отсутствие сродни слепоте. Без неё можно заблудиться и не попасть домой, не узнать родного человека. И даже элементарно супа не приготовить, потому что в таком случае человек не будет помнить, какие продукты для него нужны и в какой последовательности их класть.
Творчество
Без неё не развивается воображение, а значит, отсутствует способность к творчеству. Они тесно связаны между собой. Создание новых образов происходит на основе зрительного опыта, полученного ранее. Причём они могут быть взяты как из реальности, так и из фильмов или картин.
Профессиональная деятельность
Для каждой профессии важен определённый вид памяти. Например, для хирургов и ювелиров — тактильная, для музыканта и логопеда — слуховая, для танцора и сапёра — двигательная. Иногда приводят список специальностей, для которых якобы на первый план выходит зрительная: водители, кондукторы, руководители крупных организаций, шпионы, официанты. На самом же деле нет ни одного человека, в работе которого бы она не использовалась. Да, одно движение хирурга может стоить пациенту жизни. Но разве так же точно он не должен помнить, где какая аорта проходит, чтобы случайно её не задеть? Музыкант держит в голове ноты, логопед — строение артикуляционного аппарата и т. д.
Социализация
Психологи уже давно отмечают, что у людей с плохой зрительной памятью возникают проблемы с социальной адаптацией. Связано это с двумя моментами. Во-первых, они не запоминают лица, могут пройти мимо знакомого и не поздороваться. Во-вторых, нарушается тот самый двоичный вербально-визуальный ряд, забываются имена и отчества, что мешает общению. Мама приходит на родительское собрание в школу к ребёнку и не может обратиться к учителю, так как не помнит, как его зовут.
Обучение
Ученикам и студентам нужно запоминать огромные пласты информации. Большую её часть они получают именно через глаза: читают и учат конспекты, учебники, материал на сайтах. 80% всего дидактического материала в детских садах, школах и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы, таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально имеются серьёзные проблемы со зрительным восприятием, ему будет трудно выучить элементарное стихотворение. В таких случаях придётся делать упор на ведущий тип памяти или всё-таки стараться развивать фотографическую.
Особенности
Гендерные
У девочек ЗП развита лучше, чем у мальчиков. В детстве у них преобладают игры, где активно задействованы именно визуальные образы: наряжать кукол, играть в магазин, краситься маминой косметикой. Мальчики получают несколько иной опыт, больше связанный с движением: гоняют в футбол и другие командные виды спорта, лазят по деревьям, дерутся.
Это преимущество женщины выдерживают и в дальнейшей жизни. Для них всегда важны такие мелочи, как ровно выщипанные брови, отсутствие седых волос на голове, отутюженные кружева. Мужчинам проще воспринимать весь образ целиком, не обращая внимания на такие детали.
Сейчас учёные вплотную занимаются гендерными особенностями зрительной памяти. Есть точка зрения, что это вовсе не связано с детским опытом, а продиктовано разным устройством головного мозга. И в то же время учёные никак не могут с этой точки зрения объяснить, почему «мужчины любят глазами, а женщины ушами».
Климатические
Оказывается, на качество зрительной памяти влияет климатическая зона. Как вы думаете, у кого она будет развита лучше — у эскимосов, живущих в белой пустыне снегов, или у жителя европейской равнины, который наслаждается всеми красотами природы? Казалось бы, в первом случае глаз притупляется из-за однообразия ландшафта, а во втором, наоборот, тренируется, останавливаясь на ярких красках и образах.
Не тут-то было! Согласно исследованиям, эскимосы обладают сверхострой зрительной памятью. Они улавливают и запоминают малейшие детали, которые для них являются жизненно важными опознавательными знаками среди однообразия льдов и снегов. Они увидят белого зайца на белом снегу, различат высоту холмов, которые нанесло за ночь, отыщут свой прошлогодний тайник. Всё это помогает им выжить в суровых условиях Севера.
Для нас же мелочи теряются в многообразии. Кто из вас сможет ответить, какой дорожный знак висит возле вашего дома? Или чем обита дверь у вашего соседа по лестничной площадке? Какого цвета глаза у вашего коллеги, с которым вы общаетесь чаще всего? Если у вас нет ответов на эти вопросы, пора тренировать ЗП до уровня эскимосов!
Возрастные
У дошкольников
ЗП в дошкольном возрасте развита лучше всех остальных. В этот период снижается значение тактильных ощущений (ребёнок уже не так часто бегает к маме обниматься, изъявляет желание спать отдельно и т. д.), а также происходят существенные изменения в строении глаза. Он становится более подвижным. В 3-4 года малыш концентрирует внимание внутри фигуры, теряя многие детали. Вероятность визуального узнавания новых образов случайна. Всё начинает меняться в 5-6 лет, когда зрение расфокусировывается по всему предмету, охватывая его целиком. Ребёнок начинает запоминать гораздо больше его свойств и даже может вычленить среди них главные.
У младших школьников
В младшем школьном возрасте ЗП становится произвольной и по сравнению с остальными видами существенно увеличивается в объёмах. Ребёнок ставит перед собой конкретную задачу — выучить наизусть стихотворение — и выполняет её. Раньше он сохранял образ любимой игрушки только потому, что часто с ней играл и она ему нравилась. Теперь он работает с визуальной информацией вполне осознанно.
У подростка
Визуализация в подростковом возрасте отходит на второй план и уступает логике. Теперь уже не память доминирует над остальными высшими психическими процессами, а мышление. Именно оно решает, запоминать тот или иной образ или нет и с какой целью. Ребёнок также определяется с интересами и, возможно, своей будущей профессией. В связи с этим активно начинают развиваться какие-то конкретные рецепторы: слуховые (те, кто занимается пением и музыкой), двигательные (спортом и танцами), тактильные (лепкой, скалолазанием), но чаще всего — именно зрительные, так как они нужны практически во всех перечисленных хобби и увлечениях.
У взрослого
ЗП у взрослых зависит от профессиональной деятельности и образа жизни. Например, дегустатору или настройщику пианино она не так важна: для одного на первом плане — вкусовая, для второго — слуховая. Соответственно, именно они будут развиты максимально. А вот водителю нужно помнить дорожные знаки и маршруты, и здесь без визуализации уже никуда. Значит, она будет лучшей.
Второй момент — насколько человек развит во всех остальных сферах. Если он на протяжении всей жизни постоянно обогащается (путешествует, ходит на выставки и в музеи, посещает культурные мероприятия, ведёт активный образ жизни, много общается), параллельно развивается и укрепляется зрительная память. Он помнит названия картин и их авторов, у него широкий круг знакомых. Если же сидеть и смотреть круглыми сутками сериалы или играть в компьютер, объём запоминаемой информации ограничивается десятком актёров и особенностями геймплея. Можно сказать, что развитие однобокое и некачественное.
Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.
Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:
Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.
Диагностика
Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.
Диагностика ЗП у маленьких
Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».
Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.
Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.
Диагностика ЗП у взрослых
Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».
Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.
Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.
Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:
Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.
Развитие
В психологии на развитие зрительной памяти обращают особое внимание, так как она считается основой для всех остальных типов. Считается, что, если её уровень достаточно высок, с мнемоническими способностями в целом тоже проблем не возникает. Так что тренируйте её в любом возрасте.
У детей
Картинки
Самая популярная, всеми любимая и достаточно эффективная методика развития ЗП — «Найди 5/10 отличий». Ребёнку показываются две похожие картинки, и ему нужно отыскать детали, которыми они различаются. Чем старше дети — тем больше мелочей должно быть изображено на иллюстрации и, соответственно, возрастает количество отличий, которые нужно обнаружить.
Картинки — самый действенный метод развития ЗП в любом возрасте. Предлагайте детям дорисовать по памяти симметричный узор на крыльях бабочки или обнаружить, что на иллюстрации не так (например, у собаки нет хвоста, ребята играют в футбол без мяча и т. д.).
Игры
Так как игра у детей является ведущей деятельностью, используйте её, чтобы тренировать зрительную память. Одна из самых весёлых — «Детективы». Малыши должны внимательно изучить комнату, затем они из неё все выходят, а ведущий либо убирает какой-то предмет, либо добавляет и приглашает юных Шерлоков Холмсов обратно. Кто первый заметит изменения, тот объявляется суперсыщиком.
Что касается детских настольных игр, лучшая тренировка ЗП — это собирание пазлов и мозаики. Тем более, что здесь задействуются ещё и тактильные ощущения.
У взрослых
Метод Айвазовского
Самая известная методика развития ЗП у взрослых — Айвазовского. Он предлагал детально изучать какой-то конкретный визуальный образ, а затем воспроизводить его до мелочей. Тренироваться следует до тех пор, пока его описание не будет максимально полным.
Упражнения
В мнемотехнике есть и другие упражнения на развитие зрительной памяти. Например, читать встречающиеся слова (вывески на магазинах, рекламу) задом наперёд (перевёртыши). Или в уме складывать номера машин (устный счёт). Использовать таблицу Шульте для запоминания чисел.
Игры
В век Интернета грех не воспользоваться его возможностями. В Сети можно найти множество игр на развитие зрительной памяти. Причём задания там располагаются от простых к сложным. Если первый уровень можно пройти за 10 минут (запомнить 5 картинок, составить несложную симметрию, воспроизвести узор), то над последним можно ломать голову несколько дней (запомнить 50 картинок, направить лазерный луч в нужную ячейку). Ищите программы под названиями «Головоломка / тренажёр для мозга / интеллекта / памяти».
Как видите, есть разные методики, чтобы улучшить зрительную память. Этим нужно обязательно заниматься на регулярной основе, начиная с раннего детства и продолжая в течение всей жизни. Это позволит избежать проблем с мнемоническими способностями в целом. В преклонные лета подобные тренировки станут отличной профилактикой различных возрастных изменений.
Зрительная память — что это такое, как её развить
Почему человек ориентируется в пространстве и запоминает дорогу или, общаясь с другими людьми, умеет распознавать знакомые лица? В процессе общения с миром люди фиксируют зрительные образы. Всё, что видят глаза, откладывается в мозгу и называется зрительной памятью.
Зрительная память (ЗП) что такое
Подобный вид памяти ещё именуют визуальной. Определение слова «визуальный» звучит так – наблюдаемый зрительно. Следовательно, зрительная память это запоминание всего того, что человек видит глазами. Такое осознание окружающего мира имеет преимущество перед слуховым, осязательным, обонятельным или вкусовым восприятиями.
Функции визуальной памяти
Основные задачи визуальной памяти – это фиксирование и запоминание зрительных образов для дальнейшего использования. Работу ЗП можно рассмотреть на примере распознавания знакомого лица среди других людей. Алгоритм действия следующий:
При совпадении человек знакомый, при не совпадении – нет.
Внимание! За ЗП отвечает отдел головного мозга, расположенный в задней его части, – затылочная доля.
Доля мозга, отвечающая за ЗП
Где находит применение
Самый первый кандидат из списка, кому может пригодиться ЗП, – это человек, связанный с изобразительным искусством. Художники и скульпторы могут по памяти нарисовать портрет или изваять его из глины.
Краткий перечень профессий, где многое значит хорошая ЗП, следующий:
Кстати. Опытный кондуктор, пользуясь визуальной памятью, знает, кому продавал билет, а кому – нет.
Кондуктор и пассажир
Причины плохой памяти
Если человек плохо запоминает лица или в метро и подземных переходах путается в направлении, возможно, у него появляются проблемы с ЗП. Бывает, что травма головы в области затылка приводит к потере зрительной памяти. Кроме этого, сюда можно отнести и такие моменты, как:
Курение, наркомания и алкоголизм заметно снижают визуальное запоминание.
Важно! Болезни, связанные с нарушением мозговой деятельности, также могут привести к ухудшению ЗП. Например, к ним относятся болезни Паркинсона, Альцгеймера, инсульт, опухоли головного мозга.
Ухудшение визуальной памяти
Виды зрительной памяти
Как гласит китайская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Зрительное запоминание можно классифицировать по следующим параметрам:
Продолжительность работы с образом для запоминания может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – подразумевает только факт фиксации, а длительная – закрепление картинки в памяти на долгий срок.
Целевая постановка бывает двух видов:
Доказано. Запомнить, как выглядит картинка сложной формулы (её визуальный вид целиком), легче, чем уложить в памяти её подробное написание.
Особенности зрительной памяти
Учёные выделяют следующие особенности ЗП для различных моментов:
При подробном рассмотрении можно выявить у каждого вида свои отличительные черты.
Гендерные
Рассматривая уровень развития визуальной памяти по половому признаку, специалисты отметили, что у девочек он выше. Очевидно, это связано с тем, что у них очень богатое воображение. Они активно используют образы: наряжают кукол, играют в «магазин», «шопинг», «переодевания». Мальчишки увлекаются подвижными играми. Впоследствии девочка, превратившись в женщину, продолжает замечать любую мелочь. Мужчины же склонны рассматривать образ целиком.
Возрастные
Психология детей и подростков на определённом этапе развития позволяет наблюдать у них эйдетическую память.
Внимание! Это одна из разновидностей ЗП, которая является умением видеть предмет после того, как его уже нет в поле зрения.
Подобный возрастной феномен позволяет обладателю на пустом листе видеть ранее увиденную картинку и может быть как явным, так и скрытым. В первом случае реально не существующую картинку наблюдают с открытыми глазами, во втором – для этого нужно закрывать глаза и сосредотачиваться. Иногда и взрослый человек наделён такими способностями.
Распределяя такой способ запоминания по степени взросления, выделяют фазы:
Интересно. Объём зрительной памяти у любителей подвижного образа жизни в несколько раз выше, чем у домоседов. Это связано с большим объёмом поступающей визуальной информации, которая может сохраняться, как непреднамеренно, так и преднамеренно.
Способы диагностики
Определить, плохая визуальная память или хорошая, можно с помощью тестов. Их проводят самостоятельно или доверяют это психологу. Основой любых тестов являются картинки. Акценты расставляются на количество нарисованных предметов, их расположение и мелкие детали. Простое упражнение, которое выполняется с помощником:
Тестируемый должен открыть глаза и сказать, какого предмета не хватает.
Как развивать зрительную память
Если тесты показывают низкую способность запоминать кратковременно увиденную картинку, то как развить зрительную память? Чтобы её улучшать, есть способы.
Человек может улучшить визуальную память, занимаясь упражнениями типа:
ЗП в любом возрасте является отличным помощником для передвижения, общения и творчества. Она незаменима в повседневной жизни, полноценное развитие личности без визуальной памяти невозможно, поэтому обязательно ее тренировать.