какие виды педагогической деятельности относятся к базовым
Психолого-педагогическое тестирование
Психолго-педагогическое тестирование педагогических работников
Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющие относительно устойчивую характеристику личности, это: креативность
Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это управляемость педагогической технологии
Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной деятельности: проектная команда
Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является: структура учебной деятельности
Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится: исследование
Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к: общеучебным действиям
Вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, осуществление жизненного самоопределение – всё это социализация
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к: личностным действиям
Сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством организации и психологической общности – это коллектив
Работа с одаренными детьми требует: занятий по индивидуальному расписанию, малых размеров рабочих групп, воспитания лидерских качеств
Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это: принцип полноты образования
Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это: новшество
К особенностям общения подростка со взрослыми относятся: сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых, активное отстаивание своих прав на самостоятельность, попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к: регулятивные действия
Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это: учебник
Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это технология
Параметрами креативности являются: все ответы верны
Основные виды педагогической деятельности
Какие цели и задачи преследует педагогика?
Главная цель и задача педагогики как науки – это воспитание человека, всесторонне развитой личности, здоровой как физически, так духовно и нравственно. Педагогика затрагивает все стороны человеческой жизни, каждый возраст, от рождения до старости.
Какие виды деятельности в педагогике можно назвать главными? На что опирается эта наука?
Их много. Но главными видами деятельности педагогики, основными, которые являются стержнем, и без чего не может она обойтись, это два вида – ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ.
Обучение дает человеку знания. При помощи обучения люди передают друг другу, из поколения в поколение свой опыт, накопленный за годы жизни. Это развивает человека интеллектуально, дает возможность делать открытия, и продвигаться вперед по эволюционному пути.
Но если человек является эрудированным, грамотным, все знающим, но при этом остается грубым, невежественным, агрессивным, злым, хамовитым, жестоким, то его знания теряют смысл. С таким человеком не может быть счастливого будущего. Поэтому воспитание стоит рядом с обучением. А может быть даже воспитание должно опережать обучение, тогда приобретенные знания пойдут на пользу человечеству.
Таким образом, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой и не могут существовать одно без другого.
Обучая, мы даем не только знания о математических наука, других науках, но мы еще обучаем правилам поведения, чести, совести, верности. Т. Е. нравственным качествам личности мы тоже учим, при помощи литературы, примеров из жизни, наблюдений, во время совместных работ или игр. Обучая серьезным наукам, мы одновременно воспитываем и качества личности. Поэтому совершенно невозможно отделить обучение от воспитания, а воспитание от обучения. Они всегда идут рядом. И они являются конечно же основными видами деятельности педагогики.
Предметно-развивающая среда осуществляется в образовательном процессе и обеспечивает все основные виды деятельности В связи с требованиями ФГОС ДО предметно-развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям: предметно-развивающая среда должна.
Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.
Тесты по педагогике для аттестации.
Тест по педагогике
для аттестующихся педагогических работников
Выбрать правильный ответ
1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
а) Образовательная программа.
в) Государственный образовательный стандарт .
г) Закон «Об образовании».
2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
в) Учебная программа.
3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
а) Закон «Об образовании».
б) Национальная доктрина образования в РФ
в) Базисный учебный план.
г) Государственный образовательный стандарт.
а) Личностные результаты
б) Метапредметные результаты
в) Предметные результаты
а) Личностные результаты
б) Метапредметные результаты
в) Предметные результаты
6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. — это
а) Педагогические технологии
б) Педагогические правила
в) Педагогические закономерности
г) Педагогические принципы.
8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
а) Принцип фундаментализации
б) Принцип вариативности образования
в) Принцип опережающего образования
г) Принцип полноты образования.
9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:
а) Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
б) Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
в) Принципа доступности и природосообразности содержания образования
г) Принципа учета социальных условий и потребностей общества
10. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
1. Преобразующей функции педагогической деятельности
2. Информационной функции педагогической деятельности
3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
4. Демонстрационной функции педагогической деятельности
11. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:
1. Преобразующей функции педагогической деятельности
2. Информационной функции педагогической деятельности
3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
4. Демонстрационной функции педагогической деятельности
12. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
3. Коррекционные (психологические)
13. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
1. Методический прием
15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:
1. Принцип открытости
2. Принцип вариативности образования
3. Принцип опережающего образования
4. Принцип полноты образования
1. Эффективность педагогической технологии
2. Воспроизводимость педагогической технологии
3. Управляемость педагогической технологии
4. Концептуальность педагогической технологии
17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
1. Принцип культуросообразности
2. Принцип индивидуализации
3. Принцип природособразности
4. Принцип личностной ориентированности
19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:
20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:
3. Педагогическое общение
21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:
3. Организационно-методическая работа
4. Педагогическое общение
22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:
23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
2. Характеру умственной деятельности учащихся.
3. Ведущей дидактической цели.
4. Логике рассуждений.
24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:
1. Уровню общетеоретического представления
2. Уровню учебного предмета
3. Уровню учебного материала
4. Уровню процесса обучения
25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:
Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным
Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение
Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде
Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами
27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:
Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами
Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)
Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность
Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний
Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.
Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания
29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель
Обобщение и систематизация знаний
Творческое применение умений и навыков
Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция
Восприятие, осмысление, запоминание нового материала
30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику
Выявление причин образовательных результатов
Формирование адекватной самооценки ученика
Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала
Поощрение и стимулирование учебной деятельности
31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:
Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов
Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей
Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата
Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами
32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:
Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях
Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат
Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами
Взаимодействие учителя с одним учеником
33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность :
Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам
Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания
Механизм управления функционированием и развитием идеи
Способ реализации идеи в практике
34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе
Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества
Формирование «человека активного», субъекта действия, концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества
Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности
Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла
35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)
Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
Ученик выполняет действия по образцу учителя
Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают
36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику
Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия
Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)
Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности
Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач
37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:
Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся
Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание
Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности
Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность
38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы
Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы
Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов
Обладание основами профессии
39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:
Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса
Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью
Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям
Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации
Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов
Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый
Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский
Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез
41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:
1. Уровень общего теоретического представления
2. Уровень учебного предмета
3. Уровень учебного материала
4. Уровень процесса обучения
5. Уровень структуры личности ученика
42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
1. Информационно-рецептивный метод
2. Репродуктивный метод
3. Метод проблемного изложения
4. Частично-поисковый метод
5. Исследовательский метод
43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:
1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
2. Введение проблемной ситуации
3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
4. Проверка приведенного решения
44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления
1. Концепция содержания образования
2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования
3. Содержание циклов учебных курсов
4. Содержание учебного курса
5. Содержание учебной дисциплины внутри курс
45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:
46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
1. Изучение образовательной программы учебного курса
2. Определение основных блоков тематического плана
3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:
1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
4. Внедрение и распространение новшества
5. Перевод новшества в режим постоянного использования4
48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:
1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи
49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока
1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
2. Содержательная характеристика темы урока
3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке
5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта
1. Организационный этап
2. Теоретический поиск
3. Накопление и обработка фактического материала
4. Оценка фактического материала и принятие решений
5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13
Объектом исследования педагогическое явление ;
Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;
1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.
2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».
3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.
Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.
В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) постановка учителем педагогических целей и задач;
2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
— преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;
— воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;
— социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;
— культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;
— научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;
— управленческая /организация различных видов деятельности школьника/
— коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/
—воспитание,
— социализация и
— культурно-гуманистическая функция,
— охрана жизни, здоровья и
— социальная защита детей. /Никитина/.
Виды педагогической деятельности:
обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультативная и самообразование.
СТРУКТУРА
(ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса;
— проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса;
— организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся;
— коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;
— рефлексивная – подведение итогов педагогической деятельности. /Никитина/.
В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):
— контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
адаптивную и гуманистическую функции.
Адаптивная связана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а
гуманистическая – с развитием его личности и творческой индивидуальности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
Педагогические специальности, объединенные в профессиональную группу «Образование»:
*воспитатель дошкольного учреждения;
*учитель общеобразовательной школы,
*педагог-андрагог (работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки)
*педагоги-дефектологи: логопед, сурдопедагог, тифлопедагог…
*педагог системы профессионального образования,
*педагог системы дополнительного образования…
*воспитатель детского дома,
*организатор досуга для детей,
*воспитатель группы продленного дня…
Особенности педагогической профессии:
— Принадлежит к группе профессий «человек-человек».
— Преимущественно управленческий характер: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
— Основное содержание – взаимоотношения с людьми.
— Гуманистический, творческий, духовный характер.
Негативные стороны:
— строгая регламентация поведения и деятельности учителя,
— повышенные требования к его нравственному облику,
— большие нервные затраты /В.С.Кукушин/.
Позитивные стороны деятельности педагога в современных условиях.
— возможность профессионального роста,
— богатство социальных связей,
— разнообразие форм труда,
— возможность удовлетворить высшие человеческие потребности – творческие,
— гуманистический характер профессии,
— летний срок отпуска, длительный отпуск.
ТЕМА 6 ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ — КАКИМИ ЛИЧНОСТНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ОБЛАДАТЬ, ЧТО ЗНАТЬ И УМЕТЬ.
ЗДЕСЬ 2 ПОДХОДА:
№1 УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИсквозь призму ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
*Компетенция — знания, опыт в той или иной области;
*Компетентность —умение мобилизовать в нетипичной ситуации, (в ситуации неопределенности) имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ,которыми он должен обладать, чтобы эффективно решать педагогические задачи:
*Личностные качества: педагогический такт, чувство юмора, справедливость, доброта.
Эмпатийность — способность поставить себя на место другого человека, понять его, сопереживать ему.
Социорефлексия — способность видеть себя со стороны, оценивать себя и свои действия, анализировать движущие силы своих поступков и поступков других людейэ
Самоорганизованность— способность организовать свою деятельность.
Общая культура: жизненные установки и ценностные ориентации, а также: интеллигентность, нравственность, гуманизм.
*Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
*Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
*Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
*Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).
*Уметь преподавать /владеть методами, приемами обучения. /
*Знать предмет (компетентность в предмете преподавания).
*Знать и понимать учеников (их возрастные, индивидуальные и гендерные особенности);
понимать природу коллектива (структуру, этапы развития. )
*Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы.
*Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
*Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
*Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
*Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
*Умение реализовать педагогическое оценивание.
ДРУГОЙ ПОДХОД(№2): в контексте ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Профессиональный стандарт педагога:
документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
ОБУЧЕНИЕ
*Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
*Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
*Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
*Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
*Владеть ИКТ-компетенциями(информационно-коммуникационные технологии)
ВОСПИТАНИЕ
Владеть формами и методами воспитательной работы
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания.
Устанавливать четкие правила поведения в классе.
Создавать ученические органы самоуправления
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Уметь поддерживать конструктивные отношения с родителями и другими педагогами
РАЗВИТИЕ
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Владение специальнымиметодиками,позволяющимипроводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
Для реализации педагогической деятельности необходимы соответствующие умения.
В первую группу умений включают:
умение видеть в педагогической ситуации проблему и формулировать ее в виде педагогической задачи;
Вторую группу умений составляют: умения
«чему учить» (работа с содержанием материала) и
«как учить» (эффективное сочетание приемов и средств обучения).
Третья группа умений связана с использованием психолого-педагогических знаний: умение хронометрировать процесс труда и анализировать свою деятельность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Педагогическим способностями называют
совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
В.А. Крутецкий выделил девять групп педагогических способностей.
1 Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук.
Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.
способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, ориентировать на самостоятельное получение знаний.
способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Учитель с выраженными перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), а также мимики и пантомимики.
это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и,
во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Авторитет
Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т. п.,
то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Авторитарные способности предполагают убежденность учителя в своей правоте и умение передать эту убежденность воспитанникам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя «сверху».
способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения(деловые и личные),
Дидактические,
Конструктивные,
Перцептивные,
Экспрессивные,
Коммуникативные и
организаторские.
Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены
Общегражданские качества,
Социально-перцептивные,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
— высокий уровень профессионализма, позволяющий успешно выполнять педагогическую деятельность.
— сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя; комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Элементы: /И.Я.Зязюн/.
*Гуманистическая направленность личности.
*Профессиональное знание /предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии/.
*Педагогическая техника /умение управлять собой, умение взаимодействовать/.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
*Методологическая культура учителя –
педагогическая философия преподавателя, система основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности и лежащих в основе его собственной педагогической концепции.
*Культура педагогического общения, профессионального поведения – обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов.
*Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя систему ценностей, определяющих отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, качествам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как педагогу, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые лежат в основе педагогической деятельности.
*Технологическая культура отражает высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач; владение педагогическими технологиями.
*Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя определяет творческую направленности и своеобразие его личности.
*Культура профессионально-личностного самоопределения – личностное образование, обеспечивающее способность педагога ориентироваться и осуществлять выбор в быстро изменяющихся и противоречивых условиях профессионального бытия.
И.Я.Зязюн выделяет также:
*культуру внешнего вида: осанка, одежда, прическа, грим, мимика, пантомимика и
*культуру речи: правильность, лексическое богатство, выразительность, образность речи,
технику речи (полетность, звонкость голоса; гибкость голоса, богатство интонации; сила голоса; четкая дикция; соблюдение темпа речи).
Личностно ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения.
Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай, как я».
Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Познание личности
Обмен информацией
Организация деятельности
подключение учащихся к ведению отдельных элементов урока; возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
сопереживание — обеспечивает условия для формирования способности стать на точку зрения другого человека.
самоутверждение — способствует осознанию школьником своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки.
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ(В.А.Кан-Калик):
Управление общением
Поддержка инициативы учащихся, организация диалогического взаимодействия
Анализ общения
и моделирование ее на предстоящую деятельность. Соотнесение цели, средств и результата.
В общении можно выделить две стороны:отношение и взаимодействие.
СТИЛИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К КЛАССНОМУ КОЛЛЕКТИВУ
— устойчиво-положительный
— пассивно-положительный
— неустойчивый
— ситуативно-отрицательный
— устойчиво-отрицательный
СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ (СТИЛИ РУКОВОДСТВА)
Авторитарный стиль («разящие стрелы»).
Учитель единолично определяет направление деятельности коллектива, пресекает всякую инициативу учащихся.
Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор.
Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему.
В своих оценках он стереотипен и субъективен.
Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных.
Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает негативной оценки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть решены с помощью авторитарного стиля.
Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, вопросы рассматривает формально, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией.
Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль.
Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.
проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива.
Учитель подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании, учитывает интересы и способности каждого, поощряет активность, развивает инициативу.
Основные способы такого общения — просьба, совет, информация.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (В.А.Кан-Калик)
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. «За ним дети буквально по пятам ходят». Интерес в общении стимулируется общими профессиональными интересами.
2. Общение на основе дружеского расположения.Увлеченность общим делом. Педагог – наставник, старший товарищ, участник совместной учебной деятельности.
3. Общение – дистанция /учитель ссылается на авторитет и профессионализм, жизненный опыт и возраст/.
4. Общение – устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. Общение – диалог.
ЕСТЬ ВАРИАНТ ВЫДЕЛЕНИЯ ДВУХ СТИЛЕЙ:
Формальный стиль (бездушный, как в кафе миллионного города) и
Еестественный (дружеский).
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Модель диктаторская («Монблан»). Преподаватель отстранен от обучаемых, «парит» над ними, находясь в царстве знаний. Ученики – безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная («Китайская стена»).Наличие произвольно или непреднамеренно возведенного психологического барьера. Информационный характер занятия, непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса.
3. Модель дифференцированного внимания («Локатор»). Избирательные отношения с обучаемыми. Ориентация на «сильных» или «слабых» учеников…
4. Модель гипорефлексивная («Тетерев»). Речь педагога монологична, он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей. Эмоционально глух к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная («Гамлет»). Педагог озабочен преимущественно тем, как он воспринимается окружающими. Постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности своих поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
6. Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданны методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения, не учитывает состав учеников и их психическое состояние, возрастные особенности.
7. Модель авторитарная («Я – сам»). Педагог – главное действующее лицо. Подавляет всякую личную инициативу со стороны учеников.
8. Модель активного взаимодействия («Союз»).
Преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.
Не кричать на ребенка.
«Слово педагога должно прежде всего успокаивать» В.А.Сухомлинский.
Общение с учителем должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса (А.А.Леонтьев)
ЗАТРУДНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие:
Этносоциокультурная,
Возрастная,
Деятельностная.
Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека.
Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д.
Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика.
Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать,
Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников.
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым,
ТЕМА 8 ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гуманизация жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.
Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
Гуманизация образования – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности; уважение прав участников образовательного процесса.
а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает:
— дифференциацию учебно-воспитательной деятельности.
— индивидуализацию процессов воспитания и обучения.
— создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
— комфортность учебно-воспитательной деятельности.
— психологическую безопасность, защиту учащихся.
— оказание помощи в решении жизненных проблем
— усиление роли гуманитарного образования.
Одним изсредств гуманизации является ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования.
Она связана, прежде всего, с изменением структуры и характера содержания образования,
повышением статуса гуманитарных дисциплин,
увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана /этика, эстетика, история, литература…/; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.
Движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит.
Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
18. Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: