какие виды работ способствуют развитию речи детей
Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности
Людмила Еромова
Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития.
1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
— совместная деятельность педагога с детьми
— самостоятельная деятельность детей
— совместная деятельность с семьей.
Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.
Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Развитие речи и коммуникативная деятельность
Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.
В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения
«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»
В группах имеются картотека «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.
Развитие речи и игровая деятельность
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи:
— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Развитие речи и музыкальная деятельность
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.
Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
Развитие речи и трудовая деятельность
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.
Основные средства речевого развития
Непосредственно-образовательная деятельность
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.
Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.
Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.
Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.
Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.
Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.
Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями. С помощью дидактических игр у детей.
Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Елена Смелая
Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Я работаю в логопедической группе. Мои воспитанники, дети с общим недоразвитием речи, требующие индивидуального подхода, благодаря которому становится возможным их успешное развитие через особый темп и организацию обучения, использование специфических приемов и способов коррекционно-развивающей работы.
• создать в группе развивающую речевую среду;
• развивать произносительную и связную стороны речи;
• активизировать словарь детей;
• формировать грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику рук.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В группе ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Работу с детьми, я, строю не только опираясь на актуальный уровень развития, но зная и учитывая потенциальные возможности дошкольников с недоразвитием речи, имея установку на положительный результат обучения.
В своей педагогической деятельности воспитателя я придерживаюсь принципа партнерских отношений.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.
Свою работу я веду по следующим направлениям:
• диагностика речевого развития;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• использование инновационных методов и технологий;
• интеграция занятий по речевому развитию с другими образовательными областями;
• взаимодействие с педагогами и родителями.
Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
В группе оформлен центр речевого развития и творчества «Веселый язычок», представляющий возможность детям действовать индивидуально, центр «Будем говорить правильно», центр «Здравствуй книга».
Мною накоплен и систематизирован разнообразныйпрактический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого дыхания,тематические альбомы:
(Развитие внимания и наблюдательности, развитие познавательного интереса, развитие связной речи.)
• «Что сначала, что потом».
(Развитие и умения устанавливать причинно-следственные связи.)
Игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя связной речи, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
На практике использую: игры-занятия «Путешествие Незнайки», игры путешествия «К бабушке в деревню», игровые упражнения «Я начну, а ты закончи», «Нежные слова» и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом: КВН, литературная викторина, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи.
Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Много внимания в своей работе уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и слово произношением.
Развивая связную речь детей, я совершенствую диалогическую. Для этого особое внимание уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения.
В своей работе много внимания уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношении звуков, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения.
В своей работе я использую различные формы: игровые обучающие занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки и т. д., систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляю не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: социально-коммуникативном развитии, в познавательном развитии, процессе художественно-эстетического развития (музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).
Интеграция образовательных областей на занятиях помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.
Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т. д.). Я всегда предоставляю детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.
Определила следующие этапы работы по развитию связной речи:
1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
2. Составление детьми связных высказываний, предполагающих использование моделирования.
3. Составление творческих связных высказываний.
Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.
В качестве средства для развития речи дошкольников использую русские сказки. Ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками-иллюстраторами, слушание сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям).
Так же использую сказкотерапию. Сказкотерапия служит не только как средство развития речи, но и эмоционального развития ребенка, естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию разносторонней личности. Как считают психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
В своей работе использую прием «решения сказочных задач», при решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы воздействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок совершенствует вербальный зык, т. е. учится доходчиво и правильно формировать свои мысли, что особенно актуально в работе с моими детьми.
Работу со сказками часто сопровождаю показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении. Играя в сказку с детьми, использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью настольного театра. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Знакомство с детской литературой группе происходит ежедневно в свободной форме.
В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.
Важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей. Тесная взаимосвязь обеих сторон, предполагает ясное понимание, что чтение способствует связи ребёнка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей,потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в центре «Здравствуй книга», которые дети приносят из домашней библиотеки. При выборе книг я стараюсь учитывать особенности возраста детей. Вместе с детьми мы проводим литературные викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях и т. д.
Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения. Советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе.
Практика моей работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия звук, слово, текст. Научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Одним из видов моделирования является синквейн.
Это один из эффективных методов развития речи ребенка. Применение данного метода помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с моими детьми, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Синквейн я использую:
• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
• На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.
На начальном этапе обучения детейсоставлению синквейна мной используются следующие упражнения:
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.
А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе с взрослыми. Потом детям данный метод понравился, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.
Также в данном направлении я использую такие варианты работы:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
• составление синквейна по прослушанному рассказу;
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
Основными целями моего взаимодействия с родителями является объединение усилий взрослых (для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью).
Взаимодействие с родителями я строю на доверительных отношениях, воспитании потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Старюсь наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей: родительские собрания, практикумы консультации, совместные праздники, беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Но и ищу новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.В связи с этим к формам взаимодействия предъявляла следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.
В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.
В работе группы родители принимают активное участие.
Работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, помогаю взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации, помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную проблему привлечения ребёнка к чтению. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников.Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом.
В результате проделанной работы позволило получить определенные результаты в развитии речи детей:
• дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей;
• научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение;
• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.
В процессе работы по развитию речирешались и воспитательные задачи:
• дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников;
• помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и
логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Связь занятий по развитию речис другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драмматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
Элементарное экспериментирование как способ развития детей раннего возраста в разных видах деятельности (1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л. С. Выготским. Он неоднократно.
Использование подвижных игр в разных видах детской деятельности c детьми младшего дошкольного возраста Основой для развития творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности.
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.
НОД «Цирка яркие огни». Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности Предлагаю вниманию воспитателей, логопедов непосредственно образовательную деятельность,которую я проводила с детьми подготовительной логопедической.
Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности Дошкольный возраст это период интенсивного развития ребенка, овладение правильной речью и активное пользование ею. Чтобы ребенок качественно.
Роль воспитателя в развитии дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в разных видах совместной деятельности Важным направлением в образовательной области «Социально–личностном развитии» выступает развитие коммуникативных умений дошкольника, формирование.
Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается.