какие виды работ входят в содержание профессиональной деятельности учителя логопеда
Какое образование должно быть у логопеда?
У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?
В первую очередь отметим, что на основании постановления Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» ряд должностей, а именно логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед отнесены к категории должностей иных педагогических работников.
При этом на основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Между тем в настоящее время нормативная база с квалификационными требованиями к должностям логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед отсутствует и существует лишь проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».
Наконец, как следует из действующих профессиональных стандартов в области «Образование и наука», к трудовой деятельности в этой сфере допускаются лица, которые имеют высшее образование или среднее профессиональное образование при наличии дополнительного профессионального образования в форме переподготовки или повышения квалификации по направлению будущей деятельности в образовательной организации.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
Мария Артемова
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом в них увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.
В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальных (коррекционных) учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием). Однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы,но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательного учреждения, на базе которого должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.
Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.
В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопедарешаются следующие задачи:
1.Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.
В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.В содержание данного направления входят следующие аспекты:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно)логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительскоенаправление работы включает:
• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 1.5 ставки Д. с. № 25 Васиной М. А. на 2015- 2016 учебный год Вид деятельности Время выполнения.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда Циклограмма деятельности учителя-логопеда Кудрявцева Е. Г. на 2014-2015 учебный год МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Дни недели Смена Занятия.
Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.
Использование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда». Слайд 1. Актуальность.
Совместное творчество с родителями в образовательном пространстве ДОУ Совместное творчество с родителями в образовательном пространстве ДОУ. Сотрудничество с родителями это важнейшее условие повышения эффективности.
Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются.
Работа логопедом в условиях ФГОС
Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.
Требования к компетенции логопеда по ФГОС
Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.
Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.
По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:
Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.
ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:
Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО
Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.
Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.
В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
► Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:
Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.
Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?
В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Какие виды работ входят в содержание профессиональной деятельности учителя логопеда
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Статья:
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы. Цель логопедии – разработка научно обоснованной системы обучения, коррекции, а также профилактика нарушений речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов. (Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего логопеда широкой общей эрудиции и познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии. Логопед – это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии или восстанавливает речь в случае ее распада. Логопед — это речевой тренер. Это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который занимается не только выявлением и устранением нарушений речи, но и развитие внимания, мышления, памяти, то есть всех составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Большинству кажется, что научиться говорить – это легко, но не у всех формирование речи происходит гладко. Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влияют на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
С появлением логопедов появилась возможность избавиться не только от комплексов, вызванных неправильной речью, а и развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности, открытию возможности полноценно общаться с окружающими. Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, который имеет расстройства речи, для его полноценной социализации в обществе. Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи. Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция и воспитание детей с речевыми нарушениями. Личность логопеда в обстановке обучения и коррекции занимает первое место, те или другие его профессиональные качества будут повышать или понижать его рейтинг.(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
Логопед, к сожалению, не может быть таким же приятным и добрым, как обычный учитель, ведь исправлять речевые нарушения довольно трудно, и как бы интересно они не старались работать, они все равно несут в своей работе и медицинский подход. Но логопед однозначно гораздо приятнее для ребенка, чем доктор, который делает уколы и другие малоприятные процедуры.
В развитых странах Европы и Северной Америки логопеды, как и врачи, выполняют контролирующую функцию, следящую за здоровьем и развитием ребенка.
Как это выглядит на практике.
Если родители не заботятся об исправлении речевых нарушений, логопеды обязаны сообщить об этом социальным службам, так же как об этом сообщают врачи если родители подвергают здоровье ребенка опасности.
Логопедами, как и врачами, заграницей, могут работать только специалисты с высшим специальным образованием.
ЛОГОПЕД ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ
— учитель-логопед (чаще их называют логопед-дефектолог)
— логопед-психолог
— сурдопедагог (занимается детьми с нарушением слуха)
— олигофренопедагог (часто именно их называют дефектологами)
ЛОГОПЕД ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Многие люди ищут отдельно логопеда для детей или логопеда для взрослых.
На самом деле, образование у логопеда для детей и взрослых абсолютно одинаковое, и каждый логопед для детей может работать и со взрослыми. Для этого ему нужно:
— адаптировать материал для взрослых,
— научиться объяснять все взрослым, потому что взрослые без объяснения мало что делают,
— быть максимально доброжелательным и терпимым, чтобы не спровоцировать агрессию со стороны занимающегося, так как психологические отклонения у них присутствуют также, как и у детей. А агрессия взрослого сильно отличается от агрессии трехлетнего ребенка. Из-за этого многие логопеды не хотят браться за работу со взрослыми.
ЛОГОПЕД БЮДЖЕТНЫЙ ИЛИ ЧАСТНЫЙ
— индивидуальная работа
— использование необходимого количества времени, исходя из потребностей ребенка, а не из приказов гос.учреждений,
— адаптирование учебных методик программы под знания и возможности каждого ребенка
— снижение кол-ва ошибок, за счет большого опыта работы,
— большое кол-во учебного материала, пособий, дидактических материалов, которые позволяют проводить занятия с ребенком эффективнее,
— благодаря работе в «бюджете», появляется умение находить контакт с ребенком, заинтересовывать его
Так что работа в «бюджете» является школой для частного логопеда, но существуют частные логопеды, качество работы которых не отличается от бюджетных логопедов:
— это логопеды, которые, как привыкли работать в детском саду, так и работают частно. Другими словами, они не адаптируют программу под детей, соответственно, качество их работы ничем не отличается от бесплатного, бюджетного. Они забыли, что в ВУЗах их учили индивидуально работать иначе, а не по приказам директоров детских садов.
ЛОГОПЕДЫ РАЗНОГО УРОВНЯ
Многие задаются вопросом, как найти хорошего профессионала.
— Логопеды хорошего качества готовятся в педагогических университетах на дефектологических факультетах. В Украине начали готовить логопедов в медицинских университетах, со сроком обучения 6 лет.
— В настоящее время, ввиду возросшего числа речевых нарушений, в России (единственной стране в мире) разрешили работать логопедом на основании сертификатов, полученных на краткосрочных курсах или даже без образования, как такового. Не знаю, стоит ли этим гордиться.
ЛУЧШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ ГОТОВЯТ ЛОГОПЕДОВ
Профессия логопеда предусматривает наличие высшего образования. Логопедов готовят в педагогических вузах на факультетах «Дефектология», «Дошкольная педагогика», «Специальная педагогика».
В Украине логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
В России логопедов готовят такие высшие учебные заведения:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ ЛОГОПЕДЫ В СОВЕТСКИХ ВУЗАХ
Каждые несколько лет предметы, изучаемые логопедами в ВУЗах меняются.
От того, какой университет готовит специалистов, зависит их список, поэтому для студентов лучше посмотреть перечень предметов в своем ВУЗе.
Ниже вы можете увидеть перечень предметов, которые изучали логопеды в 90-х годах, то есть, предметы, которые были актуальны при советской системе образования:
ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ В УКРАИНЕ (2010 ГОД)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Исторически сложилось так, что логопедия развивалась с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. С 17 века серьёзно задумывались над проблемой речевых нарушений, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг.
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).
Уже в 1900 г. Наталия Александровна Рау, Федор Федорович Рау, Федор Андреевич Рау, Елена Юрьевна Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Федор Андреевич Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов.
В 1920 г. в Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг Давид Владимирович (по его инициативе возникли классы для приходящих глухих детей, логопедические пункты при школах для детей с лёгкими расстройствами речи, а при поликлиниках — для детей с более серьёзными речевыми нарушениями. Под руководством Д. В. Фельдберга разрабатывались новые средства и методы дифференцированного обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными нарушениями речи).
В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
В 1929 г. в Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.
В тридцатых годах организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первой заведующей стала Роза Евгеньевна Левина. Самым масштабным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. В 1968 г. опубликовала широко известную логопедам книгу «Основы теории и практики логопедии».
В апреле 1939 г. Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.
В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поликлиник были введены ставки логопедов.
В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны. Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).
В 1956 г. Трауготт Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии». В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.
В 1963 г. Филичева Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа. В 1983 г. опубликовала книгу «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада».
С 1972 г. неуклонно растет число дипломных (выпускных) работ по логопедии.
Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением правительства «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» происходит интенсивное развитие сети дошкольных учреждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В системе здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализированные санатории.
В восьмидесятых годах Хватцев Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.
В 1989 г. По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна Волкова (разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения) стала автором и научным редактором учебника «Логопедия».
В 1989 г. Лалаева Раиса Ивановна защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.
В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:
— поиск и становление педагогических основ логопедии;
— обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению разных речевых расстройств;
— выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Еще пятьдесят лет назад профессия логопеда считалась редкой.
(В.Н. Селиверстов, Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Признаками профессионализма логопеда является:
— понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
— овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
— адекватное использование логопедических технологий;
— достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
— осознанные, творческие действия в профессиональной среде;
— осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
— устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие, симптомов «эмоционального сгорания»;
— отнесение себя к профессиональной общности.
— высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
— высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
— хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
— готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
— умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельности;
— глубокие знания психологии детей определенного возраста;
— обладание системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия;
— конструктивные способности: умения планировать коррекционно-образовательную работу, прогнозировать свои действия в будущем, проектировать преодоление нарушений речи каждой личности, подбирать необходимый материал;
— повышение качества своей деятельности;
— готовность постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться;
— увлеченность своей работой;
— профессиональная честность и порядочность;
— умение отыскивать к каждому особый подход.
— умение найти наилучшие средства коррекции, развития и восстановления речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
— интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
— адекватная самооценка;
— гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
— принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
— непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
— преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
— социальная и нравственная зрелость;
— овладение нормами морали, культурой педагогического общения и коммуникативной этики;
— чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
— умение слушать и понимать собеседников, а также концентрировать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
— коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
— инициативность;
— чувство юмора;
— чувство интуиции;
— бескорыстность;
— доброжелательность;
— оптимизм;
— тактичность;
— эмпатия;
— любовь к детям;
— энергичность.
(Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС)
ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА
К задачам профессиональной деятельности логопеда относится:
— организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
— проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса лиц с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;
— планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования и здравоохранения;
— консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов;
— осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике нарушений в психофизическом развитии, речевых нарушений; предупреждение социальной дезадаптации детей с нарушениями речи;
— осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы;
— взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи;
— использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда определяются обществом, носят общественный характер, но у каждого педагога трансформируются в индивидуальную установку, которую он пытается реализовать в своей деятельности.