какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция

Радиосвязь на морском судне. Морская радиосвязь

какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Смотреть фото какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Смотреть картинку какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Картинка про какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Фото какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция

Специфика мореплавания состоит в невозможности поддержания непосредственных контактов между отдельными подвижными объектами (МПО) и береговыми службами. Особую важность приобретают в этих условиях современные электронные средства связи, действующие мгновенно и на огромные расстояния.

Что такое морская связь и ее назначение

Радиосвязь – один из наиболее оперативных и вместе с тем экономичных видов морских коммуникаций, в полной мере отвечающий особенностям мореплавания. Посредством радио удается поддерживать контакт с судами, порой удаленными от стационарных береговых баз на сотни миль. Хорошо отлаженная радиосвязь гарантирует безопасность мореплавания и позволяет осуществлять руководство крупными морскими соединениями, а также входящими в его состав подразделениями.

В последнем случае (диспетчерская функция) электронные средства связи позволяют:

Кроме того, посредством этого вида связи персонал морских компаний способен отправлять на суда деловые распоряжения, а также контролировать их выполнение в режиме реального времени. С помощью этого средства удается предупреждать моряков об опасных для мореплавания внештатных ситуациях (о нарушениях в текущей навигационной обстановке, например).

какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Смотреть фото какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Смотреть картинку какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Картинка про какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция. Фото какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция

Радиосвязь занимает особое место в мероприятиях по оказанию экстренной помощи в случае поломки или пожара. Воспользовавшись ей, можно узнать точное местонахождение судна, терпящего бедствие, а также получить полную информацию о характере требуемой помощи.

Виды связи и выделенные частоты

В соответствие с характером хозяйственной или иной деятельности на море можно выделить несколько видов связи, а именно:

В соответствии с особенностями формирования передаваемого сообщения и его обработки на приемной стороне она подразделяется на радиотелефонный обмен посылками (основной вид), факсимильную и оперативную передачу данных. Последний способ представляет собой обмен компьютерными файлами, осуществляемый по радиоканалу. В качестве отдельного вида может рассматриваться цифровой избирательный вызов или ЦИВ, применяемый для передачи срочных оповещений.

Частотная организация (разбивка на поддиапазоны)

Для каждой из перечисленных ранее служб в определенном диапазоне частотного канала УКВ (156,0…162,025 МГц) выделена своя полоса, в пределах которой взаимный радиообмен происходит с применением узкополосной ЧМ (NFM). Помимо УКВ частот для этого типа связи выделено еще несколько дополнительных полос в стандартном коротковолновом (4÷27,5 МГц), средневолновом 405÷526.5 кГц, а также в промежуточном 1605÷4000 кГц диапазонах. КВ канал разбит на выделенные специально для МПС поддиапазоны с частотами от 4-х до 18-ти МГц, и далее – от 18-ти до 26-ти МГц.

Считающийся основным УКВ диапазон поделен на 58 каналов, с шагом частотной сетки 25 кГц. В его пределах все частоты условно разделены на две части с нумерацией от нулевого до 28-го и с 60-го по 88-ой. Внутри каждого из них шаг частотной сетки составляет уже 50 кГц, а сами канальные частоты различаются на 25 кГц.

Дополнительная информация: Частота 71-го канала, например, равна 156,575 МГц, а 11-го – 156,550 МГц, так что разница между ними и будет составлять указанную выше величину (25кГц).

Конкретные значения этих частот указаны в таблице, приведенной в Приложении №1. По особенностям посылки радиосообщений все каналы делятся на симплексные (с односторонним обменом) и дуплексные.

У дуплексного канала разница частот для судовых и находящихся на берегу станций составляет 4,6 МГц, а у симплексных моделей – они полностью совпадают (обмен посылками разнесен во времени). Каналы с 0 по 7-ой, например, являются дуплексными, а с 8-го по 16-й – симплексными, которые в целях экономии обычно и применяются для радиообмена. Последний в этом ряду канал под номером 16 (156,8 МГц) отведен под международную связь, востребованную при необходимости экстренного вызова и подачи срочных сигналов, информирующих о бедствии.

Оборудование для морской связи

При организации связи на море используется специальное многофункциональное оборудование, адаптированное к условиям работы в сложных метеорологических и климатических условиях.

Обратите внимание: Благодаря компактному исполнению данное оборудование и аппаратура могут устанавливаться как на габаритных судах, так и на небольших по размерам яхтах, моторных лодках и катерах.

Радиостанции, используемые для обеспечения морской связи, традиционно подразделяются на портативные и стационарные модели. Первые из них в качестве основного связного средства применяются на малых судах (на крупном флоте они используются как вспомогательные, обеспечивающие оперативную связь в пределах судна). Их характерная особенность – полная водонепроницаемость и даже плавучесть (у некоторых моделей). Они отличаются сравнительно невысокой мощностью (порядка 2-6 Ватта) и небольшой по морским стандартам, дальностью действия.

Стационарные радиостанции имеют встроенный передатчик относительно высокой мощности (до 25-ти Ватт) и обеспечивают уверенную связь на расстояниях порядка 60 морских миль, что соответствует 111-ти км. Основное условие допустимости их эксплуатации на морских судах – надежная фиксация на месте установки. Кроме того, приемо-передающие устройства дальней связи нуждаются в использовании внешних (выносных) антенн и имеют следующий дополнительный функционал:

Также отметим, что дальность уверенной связи на море в значительной степени зависит от высоты установки приемо-передающей антенны и мощности стационарного передатчика.

Известные марки морских радиостанций

Наиболее распространенными на российском рынке марками морских раций считаются японские Standard Horizon и Icom. Модельный ряд этих производителей включает в себя как портативные, так и стационарные изделия в простейшем исполнении или с повышенной функциональностью.

Помимо этого качественное оборудование данного класса выпускается такими известными компаниями, как Entel, Samyung, а также Cobham Sailor. Под этими популярными брендами на рынке представлены не только стационарные, но и портативные радиостанции. Рассмотрим некоторые модели, выпускаемые этими производителями, более подробно.

Среди портативных моделей компании Standard Horizon особо выделяются:

Это список завершает плавающая 6-ти ваттная модель с GPS и ЦИВ с обозначением HX870E.

К числу популярных стационарных радиостанций, широко применяемых в морской связи, относят целый ряд бортовых моделей мощностью 25 Ватт с ЦИВ и GPS. Их перечень представлен ниже:

Дополнительная информация: Некоторые модели от Standard Horizon, начиная с 2018 года, не поставляются на российский рынок. К ним следует отнести такие образцы, какHX100 и HX290.

Модельный ряд портативных изделий производителя ICOM представлен следующими рациями:

Последнее место в этом перечне занимает 2-х ватная IC-GM1600E – образец рации для аварийной ГМССБ.

К стационарным моделям от того же производителя традиционно относятся 25-ваттые модели радиостанций с расширенным функционалом (с ЦИВ и GPS). Их перечень может быть представлен следующим образом:

В заключение отметим, что посредством стационарных радиостанций МПО разрешено устанавливать связь и обмениваться посылками не только с отдельными судами, но и с авиационными диспетчерскими службами и плавучими средствами других государств.

Источник

Какие виды радиосвязи обеспечивает судовая укв радиостанция

Эффективность и безопасность работы речного транспорта напрямую зависит от наличия и состояния средств управления и связи. Прием-передача, обработка и накопление необходимой информации на внутреннем водном транспорте (ВВТ) в настоящее время осуществляется бассейновыми системами связи, состоящими из подсистем проводной, радиорелейной и радиосвязи, которые посредством собственных и арендованных у Минсвязи и других ведомств линий связи объединены в единую систему связи. Одним из слагаемых этой системы, обеспечивающей безопасность судоходного процесса, является радиосвязь. В настоящее время единая система связи, включая радиосвязь, на внутренних водных путях находится в стадии реорганизации. Направления ее развития определены в принятой Минтрансом России в конце октября 2003 г. Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Радиосвязь на внутреннем водном транспорте осуществляется с помощью УКВ- и ПВ/КВ-систем, состоящих из определенного количества береговых и судовых радиостанций.

УКВ-радиосвязь
УКВ-радиосвязь на ВВТ является доминирующей благодаря большому количеству радиосетей, развернутых вдоль водных магистралей. С помощью береговых средств УКВ-радио-связи обеспечивается диспетчерское регулирование судоходного процесса и безопасный судопропуск в портах и гидросооружениях, ведется наблюдение за сигналами бедствия, передается путевая и гидрометеорологическая информация для судоводителей.
Необходимо отметить существенное отличие в распространении радиоволн в УКВ-диапазоне на внутренних водных и морских путях. Если на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, то на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только в больших акваториях (водохранилищах, озерах). В подавляющем большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, которые препятствуют распространению радиоволн и тем самым затрудняют, а иногда и полностью прерывают радиосвязь. Если на море суда расходятся на достаточно большом расстоянии, то речные суда движутся и расходятся в непосредственной близости друг от друга и постоянно вынуждены согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для капитана речного судна такое же средство судовождения, как, например, штурвал.
В России УКВ-радиосвязь на речном транспорте осуществляется в диапазонах частот 300,0125-300,5125 и 336,0125-336,5125 МГц, которые разбиты на пронумерованные частотные каналы с интервалами 25 кГц. Каждый диапазон разделен на два поддиапазона. Поддиапазоны 300,0125-300,200 и 336,0125-336,200 МГц используются для оперативной симплексной связи (режим, при котором прием и передача осуществляются поочередно). Поддиапазоны 300,225-300,5125 и 336,225-336,5125 МГц используются для дуплексной связи с береговыми радиостанциями (режим, когда прием и передача, как в телефонии, осуществляются одновременно), а также для связи экипажа судна с абонентами АТС. Эти же частотные поддиапазоны могут использоваться предприятиями связи службы речного флота для организации транкинговой связи.

ПВ/КВ-системы и спутниковая связь
Радиосвязь на большие расстояния в районах, где затрудненно распространение радиоволн в диапазоне УКВ или с низкой плотностью населения (водные пути Сибири и Дальнего Востока) и неразвитой береговой инфраструктурой, обеспечивается на речном транспорте в основном с помощью ПВ/КВ-радиостанций. Альтернативой использования ПВ/КВ-оборудования являются средства спутниковой связи (абонентские терминалы, судовые земные станции) таких систем спутниковой связи, как Inmarsat, Globalsiar. Euteltracs. Этот вид связи получил довольно широкое распространение благодаря простоте установки и возможности использования как дополнение к существующей системе связи. Однако и тог и другой вид связи имеют свои недостатки.
Для того чтобы добиться через ПВ/КВ-канал качества связи, сравнимого со спутниковым, требуется более сложное проектирование сети и дополнительная установка оборудования, что соответственно требует более высоких капитальных затрат. Кроме того, скорость передачи данных и ПВ/КВ-канале ниже, чем в спутниковом, что вызывает некоторые ограничения при построении систем передачи данных, факсимильных сообщений, мониторинга. Недостатками спутникового канала являются высокие эксплуатационные расходы (абонентская плата, повременная оплата переговоров) и некоторые ограничения, влияющие на качество связи и возможность использования. Например, неустойчивая связь в приполярных районах страны у Inmarsat. Globalstar и недостаточная зона покрытия у Euteltracs.

С 31 марта 2003 г. вступили в силу «Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП)», в которых регламентируется состав радиооборудования судов внутреннего плавания с классом РРР. В соответствии с этим документом, в зависимости от класса судна и организации связи, на каждом судне должно быть установлено следующее радиооборудование, обеспечивающее надежную и устойчивую связь судна с береговой радиостанцией в любом районе эксплуатации судна:
• главная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.5 МГц), предназначенная для передачи н приема оповещений о бедствии, навигационных предупреждений, метеорологических прогнозов, медицинских, срочных и других сообщений, имеющих отношение к безопасности плавания;
• эксплуатационная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300,5 и (или) 336,025-336.5 МГц), предназначенная для передачи и приема служебных сообщений;
• носимая (портативная) УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.225 МГц), масса которой не превышает 1 кг;
• ПВ/КВ-радиостанция. работающая в диапазоне промежуточных и коротких волн;
радиолокационный ответчик.

Приобретение, регистрация и установка судовых средств радиосвязи
Вопросы приобретения и регистрации средств радиосвязи регулируются органами Государственной радиочастотной службы. Для приобретения радиостанций судовладелец должен обратиться в местный филиал радиочастотного центр;» федерального округа за получением разрешения на приобретение РЭС. Получив данное разрешение, судовладелец, обращаясь к поставщику оборудования по вопросу его приобретения, должен в заявке обязательно указать наличие индивидуального сертификата РРР на изделия, устанавливаемые на судах с классом РРР. При этом если комплектующие изделия, такие, как антенна, блок питания, не входят в комплект радиостанции, то они также должны быть одобренного Речным регистром типа и поставляться вместе с сертификатами РРР. Приобретя оборудование, судовладелец должен зарегистрировать его в местном филиале радиочастотного центра и получить разрешение на использование радиостанций.
Установка радиооборудования на судне должна выполняться по согласованной с Российским речным регистром рабочей (проектной) документации. Организации, выполняющие работы но разработке документации и ПОДВИЖНАЯ ивязь монтажу оборудования, должны иметь свидетельство о признании РРР на выполнение данных работ.Наличие индивидуальных сертификатов Речного регистра на оборудование проверяется инспекторами РРР в процессе согласования рабочей документации и при предъявлении выполненных монтажных работ, а также при всех видах освидетельствования судна.

Таблица 1. Стационарные УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания

Название моделиMotorola GM-350Радиома-300Магнетрон-РРЗООГранит-24
ПроизводительMotorola Technology000 «Радиома»ЗАО «Уфимский завод микроэлектроники «Магнетрон»ЗАО «Сантэл»
Сертификат одобрения (допуск) РРР44-11.1-06 (от 22.02.01)121-11.2-06 (от 17.01.03)98-11.1-06 (от 27.03.02)24-11-06 (от 08.12.99)
Диапазон частот, МГц300-345300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125300,025-300,500/ 336,025-336,500300-337
Шаг сетки частот, кГц25252525
Количество каналов128422799+1
Мин./макс. мощность передатчика, Вт1/151/151/105/20
Чувствительность приемника, мкВ, не более0,350,350,50,23
Избирательность по соседнему каналу, дБ-70-75-75-70
Диапазон рабочих температур, «С-25. +55-30. +60н/д-30. +50

На основе данных производителей и поставщиков оборудования в табл. 1 и 2 приведены краткие технические характеристики УКВ-радиостанций, одобренных Российским речным регистром к применению на судах речного флота. Данное оборудование также может использоваться и в качестве береговых радиостанций.

Таблица 2. Носимые УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания

Название моделиMotorola GP-340Т5020TW-80Гранит-Р44
ПроизводительMotorola TechnologyTait EuropeSaracomЗАО «Сантэл»
Сертификат одобрения (допуск) РРР43-11.1-06 (от 22.02.01)121-11.2-06 (от 17.01.03)163-4.18.1-06 (от 29.08.03)19-11.2-08 (от 18.05.98)
Диапазон частот, МГц300-350300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125300,050-300,500/ 336,050-336,225300-337
Шаг сетки частот, кГц25252525
Количество каналов163506599+1
Мощность передатчика, Вт1/2(4)1/2(4)0,5/20,5/2 (4)
Чувствительность приемника, мкВ, не более0,250,250,20,2
Избирательность по соседнему каналу, дБ-70-70-76-70
Диапазон рабочих температур, «С-25. +55-30. +60н/д-25. +40
Вес с АКБ, г500495н/д420
Габариты, мм137×57,5×40150x62x44н/д112x54x37

Картина с рынком средств радиосвязи ПВ/КВ-диапазона примерно такая же: выбор оборудования очень ограничен. В табл. 3 на основе данных изготовителей и поставщиков приведены краткие технические характеристики ПВ/КВ-радиостанций.

Таблица 3. ПВ/КВ-радиостанции, предназначенные для применения на судах внутреннего плавания

Название моделиIcom IC-78Радиома-ПВYaesu System-600 (FT-600)Furuno FS-1503Furuno FS-1562-15125
ПроизводительICOMООО «Радиома»Vertex StandardFuruno ElectricFuruno Electric
Сертификат одобрения РРР86-11.1-06 (от 19.01.02)120-11.1-06 (от 17.01.03)26-11.1-06 (от 17.12.99)158-4.18.1-06 (от 21.07.03)69-11.1-06 (от 14.09.01)
Диапазон частот, RxTx, МГц0,03-30/1,6-300,5-30/1,6-27,50,05-30/1,8-300,1-29,9/1,6-27,50,1-29,9/1,6-27,5
Виды модуляцииUSB, LSB, CW, RTTY (FSK), AMUSB, LSB, CW, RTTY (FSK), AMUSB, LSB, CW, RTTY (FSK), AMUSB, LSB, CW, RTTY (FSK), AMUSB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM
Количество каналов1001136100199199
Мощность передатчика, Вт100150100150150/250
Чувствительность приемника (в режиме USB), мкВ0,50,510,50,3
Избирательность по соседнему каналу, дБ-70-70-70-70-70
Диапазон рабочих температур, °С-10. +60-30. +60-10. +50-30. +70-30. +70
Вес, кг3,84,54,55,75,7
Габариты, мм240x95x239240x94x238244x104x286305x112x283303x115x300

В настоящее время основную часть парка оборудования ПВ/КВ-диапазона российского речфлота составляют отечественные устаревшие радиостанции семейства «Ангара». Из зарубежного оборудования наиболее известна судовладельцам ПВ/КВ-радиостанция Yaesu System-600 (FT-600) производства фирмы Vertex Standard. Данная радиостанция стала первой ПВ/КВ-радиостанцией, получившей в 1999 г. допуск РРР, и успела завоевать популярность среди судовладельцев за счет своей надежности. Конкуренцию ей составила радиостанция IC-78 производства фирмы ICOM, одобренная РРР в 2001 г.
В 2001 и 2003 гг. Российским речным регистром одобрены и тем самым допущены к эксплуатации на судах внутреннего плавания ПВ/КВ-радиостанции FS-1562 и FS-1503 фирмы Furuno Electric. Это оборудование также используется и на морских судах.
Необходимо отметить и радиостанцию «Радиома-ПВ» производства фирмы «Радиома», одобренную РРР в 2001 г. Данная радиостанция, собранная на базе комплектующих радиостанции Icom IC-M710, имеет повышенную мощность (до 150 Вт) по сравнению с аналогичными радиостанциями, но из-за достаточно высокой стоимости не получила большого распространения. Учитывая тот факт, что с 2004 г. производство радиостанции IC-M710 прекращается, скорее всего, что и радиостанция «Радиома-ПВ» также больше поставляться не будет.

Автор и редакция журнала благодарят за помощь в подготовке статьи Ю.Н. Вереша, начальника электротехнического отдела Главного управления Российского речного регистра.

Впрочем, первые организационные шаги, призванные разрешить проблемную ситуацию, уже предприняты. В конце октября 2003 г. Минтранс России принял Концепцию развития комплексной системы электросвязи на внутреннем водном транспорте на период до 2010 г., в которой, в частности, планируется построение единой сети УКВ-радиосвязи внутреннего водного транспорта с поэтапным переходом на «морской» диапазон. За разъяснением ситуации редакция обратилась к начальнику отдела связи Департамента внутренних водных путей Государственной службы речного флота Минтранса России В.В. Фотину.

— Вячеслав Васильевич, каково на текущий момент техническое состояние средств радиосвязи на судах российского речного флота?

— В настоящее время на судах внутреннего водного транспорта, и в частности на судах технического флота, принадлежащих государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства, идет плановая замена выработавших эксплуатационный ресурс радиостанций. Замена проводится по графикам, согласованным с Российским речным регистром и утвержденным руководителем Государственной службы речного флота.
Замена УКВ-радиостанций семейства «Кама» осуществляется на радиостанции таких фирм, как «Сантэл» («Гранит-Р44», «Гранит-Р24»), «Радиома» («Радиома-300»), Tait (T5020), Motorola (GM-350, GP-340), Saracom (TW-80). ПВ/КВ-радиостанции заменяются на lcom-78, lcom-710, Yeasu FT-600. В перспективе альтернативой ПВ/КВ-радиостанциям могут стать спутниковые средства связи. Судоходные компании оснащают суда по своим планам, причем учитываются следующие факторы: принятые и утвержденные руководством Росречфлота схемы связи на бассейнах, Правила Российского речного регистра, а также классы судов и разряды внутренних водных путей. Можно сказать, что оснащение судов современными радиостанциями в каждой компании идет разными темпами, в зависимости от финансовых возможностей: одни уже поменяли оборудование на большинстве судов, другие просят отсрочки.

— Какие факторы сдерживают обновление или модернизацию парка средств радиосвязи на речном транспорте?

— Основным сдерживающим фактором внедрения новых средств является отсутствие должного финансирования береговой составляющей, без которой реконструкция радиосетей затруднительна. У всех наших операторов, осуществляющих внутрибассейновую и межбассейновую радиосвязь, по берегам развернуты для работы с судами радиоцентры в КВ/ПВ-диапазонах и береговые радиостанции в УКВ-диапазоне. Большая часть этого оборудования физически и морально устарела.
Но один положительный пример приведу. В Беломор-ско-Онежском Государственном бассейновом управлении водных путей и судоходства (начальник узла связи Репринцев В.П.) сумели заменить береговые УКВ-радиостанции, что дало возможность им отказаться от КВ-радиостанций, и теперь на всем водном пути суда круглосуточно имеют надежную радиосвязь.

— В конце прошлого года Минтранс России принял Концепцию развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта России, предусматривающую построение единой сети УКВ-радиосвязи Росречфлота с поэтапным переходом с «речного» диапазона на «морской». В чем заключается поэтапный переход? Существуют ли какие-либо препятствия для полного перевода водного внутреннего транспорта на «морской» диапазон? Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

— Поэтапный переход на диапазон морской подвижной службы (МПС) предусматривает постепенное его внедрение на внутреннем водном транспорте. Для нормального функционирования единой сети радиосвязи Росречфлота необходимо не менее 34 каналов. Сложность перехода заключается в том, что сейчас диапазон МПС вдоль координационного расстояния от реки (100 км) занимают силовые ведомства. Замена частот и радиостанций потребует больших финансовых затрат, в том числе бюджетных средств. Пока внедрение на внутренних водных путях диапазона 156-172 МГц осуществляется только в устьевых портах с применением двух каналов этого диапазона (АИС-1, АИС-2). На текущий момент выделены каналы АИС-1 и АИС-2 узлу связи ГБУ Волго-Балт для проводки судов через мосты реки Нева. Планируется выделение этих же каналов для порта Ростова-на-Дону.
На запрос в Минсвязи России о выделении 34 каналов МПС для внутреннего водного транспорта на сегодняшний день получен отрицательный ответ. Если его подтвердит Государственная комиссия по радиочастотам, а это высший коллегиальный орган в этой области, нам придется скорректировать нашу концепцию.

— Запланировано ли Концепцией создание транкинговых сетей связи Росречфлота?

— На сегодняшний день в стадии утверждения находятся временные технические требования на УКВ-радиопроводную систему связи (шифр «Волга»), разработанную на основе транкингового стандарта МРТ 1327. ТЭО и проекты реконструкции систем связи в бассейнах разрабатываются и корректируются на основе этих требований, которые будут обязательны для выполнения всеми организациями, физическими и юридическими лицами, планирующими или осуществляющими реконструкцию УКВ-радиопроводной системы связи внутреннего водного транспорта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *