какие виды растров используются наиболее часто
Типографский растр: виды и типы растров
Автотипный растр
Типы растров: а) двухлинейный, б) ромбический, в) корешковый, г) шахматный.
В автотипном растре наиболее употребительны следующие линиатуры (количество прямых параллельных линий растра на один линейный сантиметр): 24, 30, 34, 40, 48, 54, 60. Растр с более высокой линиатурой (80, 100 и более) применяется крайне редко. Растр укрепляют в рамке, снабженной градусной шкалой, служащей для установки растра под определенным углом.
Зависимость изображения от линиатуры
На относительную величину точек влияют и другие факторы: длительность экспозиции, расстояние от растра до фотопленки, величина диаметра действующего отверстия объектива и др.
Точка на негативе имеет вид черного ядра, окруженного более светлым ореолом. В дальнейшем, при обработке негатива химическими растворами, если ореол усиливают, то точка становится больше, если ослабляют (отбеливают), то она уменьшается.
Фотографирование оригинала производится обычно через три диафрагмы:
Применяются также и другие технологические приемы, не требующие использования трех диафрагм.
Применение растра различной линиатуры регламентировано специальными инструкциями и устанавливается соответственно характеру издания и бумаги, на которой оно будет печататься.
Растр глубокой печати
Увеличенная схема растра глубокой печати
Применяемый в глубокой ракельной печати растр отличается от автотипного тем, что в нем прозрачны перекрещивающиеся линии, а промежутки между ними непрозрачны (черные). Отношение толщины линии к толщине промежутков бывает различным: 1:3, 1:3,5, 1:4. Применение того или иного растра зависит от типа издания, тиража и характера бумаги. При копировании свет проходит через прозрачные линии и задубливает светочувствительный слой. Назначение этого растра совсем иное, чем в автотипии: он служит только для создания на рабочей поверхности печатной формы опорных линий, по которым во время печатания скользит ракель.
Контактный растр
У этого растра вместо линий имеются систематически расположенные тоновые точки, состоящие из участков различной плотности. Наибольшую плотность точка имеет в середине (ядро) и постепенно убывает к краям. Промежутки между точками прозрачны. Этот растр применяется с той же целью, что и автотипный.
При фотографировании тонового изображения контактный растр должен быть плотно прижат к фотопленке (отсюда его название).
Схема образования растровых точек на негативе при фотографировании тонового изображения через контактный растр.
Контактный растр чаще всего изготовляют копированием автотипного растра на фотопленку, помещенную на некотором расстоянии от него, благодаря чему получаются тоновые точки. Такой метод имеет ряд преимуществ перед автотипным.
Один из распространенных технологических вариантов применения контактного растра состоит в том, что его помещают на подготовленную для копирования пластину (изготовляемую печатную форму), поверх него кладут полутоновый (безрастровый) негатив, то есть негатив, полученный фотографированием оригинала. В этом случае разложение тонового изображения на растровые точки происходит во время копирования, а не при фотографировании оригинала.
Однолинейный растр
Этот тип растра с прямыми параллельными линиями служит для изготовления на фотопленке (при репродуцировании многокрасочных изображений) однолинейной сетки для последующего получения на печатной форме плоской печати разных сеток: линейной, крестовой, точечной.
Оттиски с печатных форм, изготовленных с помощью растра, создают иллюзию того, что изображение является тоновым, хотя по существу оно штриховое, так как состоит из точек, штрихов, либо линий (в этом смысле, например, автотипию называют тоновым изображением). Указанная иллюзия возникает, когда размер штриховых элементов и промежутков между ними меньше разрешающей способности глаза.
Какие виды растров используются наиболее часто
Растр – это порядок расположения точек (растровых элементов). На рис. 2. изображен растр, элементами которого являются квадраты, такой растр называется прямоугольным, именно такие растры наиболее часто используются.
Хотя возможно использование в качестве растрового элемента фигуры другой формы: треугольника, шестиугольника; соответствующего следующим требованиям:
все фигуры должны быть одинаковые;
должны полностью покрывать плоскость без наезжания и дырок.
Так в качестве растрового элемента возможно использование равностороннего треугольника рис. 3, правильного шестиугольника (гексаэдра) рис. 4. Можно строить растры, используя неправильные многоугольники, но практический смысл в подобных растрах отсутствует.
Рис. 3. Треугольный растр
Рассмотрим способы построения линий в прямоугольном и гексагональном растре.
Рис. 4. «Гексагональный растр»
В прямоугольном растре построение линии осуществляется двумя способами:
Рис. 5. Построение линии в прямоугольном растре
В гексагональном растре линии шестисвязные (см. рис. 6) такие линии более стабильны по ширине, т.е. дисперсия ширины линии меньше, чем в квадратном растре.
Рис. 6. Построение линии в гексагональном растре
Одним из способов оценки растра является передача по каналу связи кодированного, с учетом используемого растра, изображения с последующим восстановлением и визуальным анализом достигнутого качества. Экспериментально и математически доказано, что гексагональный растр лучше, т.к. обеспечивает наименьшее отклонение от оригинала. Но разница не велика.
Моделирование гексагонального растра. Возможно построение гексагонального растра на основе квадратного. Для этого гексаугольник представляют в виде прямоугольника.
Виды растров
Растровые представления изображений
Пиксел – основной элемент растровых изображений. Именно из таких элементов состоит растровое изображение.
Цифровое изображение – это совокупность пикселей. Каждый пиксел растрового изображения характеризуется координатами x и y и яркостью V(x,y) (для черно–белых изображений). Поскольку пикселы имеют дискретный характер, то их координаты – это дискретные величины, обычно целые или рациональные числа. В случае цветного изображения, каждый пиксел характеризуется координатами x и y, и тремя яркостями: яркостью красного, яркостью синего и яркостью зеленого цветов (VR, VB, VG). Комбинируя данные три цвета можно получить большое количество различных оттенков.
Заметим, что в случае, если хотя бы одна из характеристик изображения не является числом, то изображение относится к виду аналоговых. Примерами аналоговых изображений могут служить галограмы и фотографии. Для работы с такими изображениями существуют специальные методы, в частности, оптические преобразования. В ряде случаев аналоговые изображения переводят в цифровой вид. Эту задачу осуществляет Image Processing.
Растр – это порядок расположения точек (растровых элементов). На рис. 2. изображен растр, элементами которого являются квадраты, такой растр называется прямоугольным, именно такие растры наиболее часто используются.
Хотя возможно использование в качестве растрового элемента фигуры другой формы: треугольника, шестиугольника; соответствующего следующим требованиям:
− все фигуры должны быть одинаковые;
− должны полностью покрывать плоскость без наезжания и дырок.
Так в качестве растрового элемента возможно использование равностороннего треугольника рис. 3, правильного шестиугольника (гексаэдра) рис. 4. Можно строить растры, используя неправильные многоугольники, но практический смысл в подобных растрах отсутствует.
Рис. 3. Треугольный растр
Рассмотрим способы построения линий в прямоугольном и гексагональном растре.
Рис. 4. «Гексагональный растр»
В прямоугольном растре построение линии осуществляется двумя способами:
1) Результат – восьмисвязная линия. Соседние пиксели линии могут находится в одном из восьми возможных (см. рис. 5а) положениях. Недостаток – слишком тонкая линия при угле 45°.
2) Результат – четырехсвязная линия. Соседние пиксели линии могут находится в одном из четырех возможных (см. рис. 5б) положениях. Недостаток – избыточно толстая линия при угле 45°.
Рис. 5. Построение линии в прямоугольном растре
В гексагональном растре линии шестисвязные (см. рис. 6) такие линии более стабильны по ширине, т.е. дисперсия ширины линии меньше, чем в квадратном растре.
Рис. 6. Построение линии в гексагональном растре
Одним из способов оценки растра является передача по каналу связи кодированного, с учетом используемого растра, изображения с последующим восстановлением и визуальным анализом достигнутого качества. Экспериментально и математически доказано, что гексагональный растр лучше, т.к. обеспечивает наименьшее отклонение от оригинала. Но разница не велика.
Моделирование гексагонального растра. Возможно построение гексагонального растра на основе квадратного. Для этого гексаугольник представляют в виде прямоугольника.
Виды растров
Растр – это порядок расположения точек (растровых элементов). На рис. 2. изображен растр, элементами которого являются квадраты, такой растр называется прямоугольным, именно такие растры наиболее часто используются.
Хотя возможно использование в качестве растрового элемента фигуры другой формы: треугольника, шестиугольника; соответствующего следующим требованиям:
− все фигуры должны быть одинаковые;
− должны полностью покрывать плоскость без наезжания и дырок.
Так в качестве растрового элемента возможно использование равностороннего треугольника рис. 3, правильного шестиугольника (гексаэдра) рис. 4. Можно строить растры, используя неправильные многоугольники, но практический смысл в подобных растрах отсутствует.
Рис. 3. Треугольный растр
Рассмотрим способы построения линий в прямоугольном и гексагональном растре.
Рис. 4. «Гексагональный растр»
В прямоугольном растре построение линии осуществляется двумя способами:
1) Результат – восьмисвязная линия. Соседние пиксели линии могут находится в одном из восьми возможных (см. рис. 5а) положениях. Недостаток – слишком тонкая линия при угле 45°.
2) Результат – четырехсвязная линия. Соседние пиксели линии могут находится в одном из четырех возможных (см. рис. 5б) положениях. Недостаток – избыточно толстая линия при угле 45°.
Рис. 5. Построение линии в прямоугольном растре
В гексагональном растре линии шестисвязные (см. рис. 6) такие линии более стабильны по ширине, т.е. дисперсия ширины линии меньше, чем в квадратном растре.
Рис. 6. Построение линии в гексагональном растре
Одним из способов оценки растра является передача по каналу связи кодированного, с учетом используемого растра, изображения с последующим восстановлением и визуальным анализом достигнутого качества. Экспериментально и математически доказано, что гексагональный растр лучше, т.к. обеспечивает наименьшее отклонение от оригинала. Но разница не велика.
Моделирование гексагонального растра. Возможно построение гексагонального растра на основе квадратного. Для этого гексаугольник представляют в виде прямоугольника.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Компью А рт
Игорь Щёголев, главный технолог ЗАО «Алмаз-пресс»
Растрированию изображений посвящено много статей как рекламного, так и научно-теоретического характера. В основном в них описываются принципы растрирования, разработанные различными производителями растровых процессоров, или рекламируются «новые продвинутые растры». В этой статье будут рассмотрены вопросы, возникающие при выборе метода или вида растрирования в процессе работы между издательством и типографией.
Выбор вида растрирования не так прост, как это может показаться вначале. Для определения вида растрирования надо ответить на ряд вопросов. Вопервых, кто, собственно, должен осуществлять этот выбор; вовторых, из чего выбирать и по каким критериям.
В настоящее время предполагается два возможных варианта ответа: вид и параметры растрирования определяет технолог издательства или типографии. На практике технолог типографии предлагает отработанный на месте вариант растрирования, а издательство, естественно, с этим вариантом соглашается. Иногда это вообще не является предметом обсуждения.
В противном случае технологу издательства предлагается самому определить параметры растрирования и взять на себя ответственность за возможные проблемы, которые могут возникнуть при печати. А проблемы могут быть серьезные: от цветовых отклонений до возникновения межсепарационных муаров. А ему или ей это надо?
При отсутствии у технологов издательств соответствующего уровня технологической компетенции, а в ряде случаев и самих технологов выбор остается за типографией. В действительности 80% редакций понятия не имеют, каким видом растра и с какими параметрами растрирования печатается их издание. И это неправильно. Выбор вида растрирования должен осуществляться издательством при непосредственном участии и по рекомендациям технологов типографии, потому что от вида и параметров растрирования зависит визуальное ощущение и восприятие иллюстрационного материала.
Перед тем как рассмотреть вопрос «как выбирать?», давайте ответим на вопрос «из чего?».
Типы растров и особенности их использования
Растры подразделяются на два типа: периодические, или амплитудномоделированные, и стохастические, или частотномоделированные. Но на этом их классификация не заканчивается.
Амплитудномодулированные (АМ) растры разделяются:
Частотномодульное растрирование (ЧМ), или стохастические растры, отличаются алгоритмами генерации растровых точек в зависимости от разработавшей их фирмы, а также величины растровой точки.
Примечание главного редактора. Воспользуюсь служебным положением, чтобы к перечисленным растрам добавить разработанный и запатентованный в середине 90-х годах прошлого века Ю. Пономаревым (фирма «НТ-граф»), В. Токаревым (фирма «ЭПО») и А. Крыловым метод сюжетного растрирования, который можно применять как при оформлении защищенной полиграфической продукции, так и при изготовлении рекламы.
Основная идея этого метода, в отличие от вышеперечисленных способов, — сделать растровую структуру различимой для глаза. В этом случае видимые растровые структуры, так же как и при гибридном растрировании, привязаны к сюжету изображения. В результате получается изображение, напоминающее цветную гравюру, но со стереоэффектами объемности некоторых специально выделенных деталей изображения (в примере это камни, подоконник, сигара, волна).
Интересный результат получается при использовании в изображениях двух методов растрирования: регулярного (не различимого глазом растра — дым от сигары) и различимых растровых структур, выполненных методом сюжетного растрирования
В третий тип можно выделить гибридные растры, при этом АМ и ЧМрастрирование применяется в зависимости от сюжетного содержания оригинала: светлые и темные тона передаются ЧМрастрированием, а остальной диапазон полутонов воспроизводится АМрастрированием.
Как правило, типографии предлагают издательствам один тип растрирования — периодическое регулярное цифровое, на основе метода иррациональных тангенсов с суперъячейкой, круглой или эллипсоидной точкой и линиатурой, соответствующей используемой бумаге. Ну и как бонус типография может предложить стохастическое растрирование с различной величиной растровой точки в зависимости от имеющихся в библиотеке растрового процессора скринсеттов, прописанных в программе вариантов параметров растрирования.
Гибридное растрирование в настоящий момент воспринимается как экзотика и в арсенале даже крупных типографий отсутствует. Видимо, изза плохой работы менеджеров по продажам фирм — поставщиков допечатного оборудования. А может быть, всё дело в стандарте офсетной печати.
Любой выпускник МГУП знает, что основной задачей полиграфического воспроизведения является получение ожидаемого, прогнозируемого результата, и на это направлены усилия по стандартизации допечатных и печатных процессов.
Вообще, без нормализации процесса растрирования невозможна стандартизация процесса печати и, как следствие, стабильное воспроизведение цвета в полиграфии. Поэтому все стандарты по печати содержат указания, при каких условиях должно производиться растрирование.
Что рекомендуют стандарты
Если обобщить все имеющиеся стандарты печати, то можно сделать вывод, что единственным видом растрирования, рекомендуемым международными стандартами, являлся периодический растр с круглой, квадратной или эллиптической точкой.
27 мая 2008 года с легкой руки ассоциации FOGRA в общий доступ были выложены два iccпрофиля, полученных для стохастических растров с 20 или 30мкм точкой для бумаг типа 1, 2 и 4 — таким образом начался процесс стандартизации стохастического растрирования. По опыту работы с профилями FOGRA, проблем с применением стандартизованных iccпрофилей после 2007 года не возникало (немцы если чтолибо делают, то с немецкой точностью и на совесть).
Гибридные растры не стандартизованы, и их применение связано с определенным риском или дополнительными затратами по внутренней стандартизации. Приблизительная оценка стоимости внедрения собственной технологической стандартизации при применении новых нестандартных видов или условий растрирования оценивается от 5 до 25 тыс. евро в зависимости от глубины проработки вопроса. Если учесть, что в настоящий момент заказчиков на гибридное растрирование надо хорощо поискать, то становится понятно, почему гибридное растрирование, несмотря на безусловные технологические преимущества перед другими видами растров, не распространено.
Таким образом, выбор вида растрирования сводится к выбору между «регуляркой» и стохастикой.
Стохастическое растрирование, несмотря на то, что уже стандартизовано, предъявляет повышенные технологические требования к допечатным и печатным процессам. Выдержать такие требования могут только типографии, оснащенные современными передовыми технологиями и имеющие опыт работы со стохастикой.
У стохастических растров есть и ряд существенных недостатков, наиболее критическими из который являются образование шумов на полутоновых равномерных заливках и нестабильность печати в полутонах изза высокого уровня приращения тона. Поэтому применять стохастическое растрирование нужно обдуманно, только при необходимости, например для печати изображений с высоким цветовым контрастом, объектов, имеющих периодические структуры (ткани и т.п.), для предотвращения возникновения объектных муаров и объектов, в которых необходима проработка мелких деталей. В остальных случаях более целесообразно использование периодических растров с оптимальными параметрами растрирования.
Подбор параметров растрирования — очень важный и большой вопрос, который будет рассмотрен в следующей статье.
В заключение хочу отметить хорошие перспективы внедрения технологий гибридного растрирования. Гибридные растры не имеют основных недостатков стохастики и в то же время обладают рядом преимуществ, унаследованных от периодических и стохастических растров. Сдерживающим фактором в настоящий момент является отсутствие проработанных и проверенных на практике технологических условий их применения, но это уже дело времени.