какие виды речевой деятельности внешняя речь развиваются в начальной школе
Формирование речевых умений у младших школьников
1. Теоретические основы речевого развития младших школьников.
2. Задачи речевого развития учащихся в начальной школе. Основные направления работы над речью младших школьников.
3. Требования к речи учащихся начальной школы.
1.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи. Именно поэтому в середине 20-го столетия в методике обучения русскому языку произошел резкий поворот в пользу развития речи: оно признается главной задачей обучения родному языку, усиливаются позиции творческого направления, возникает коммуникативное направление и методика конструирования текста.
Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Речь – это способ познания действительности. Хорошо развитая речь для школьника – это средство успешного обучения. Термин речь имеет три значения: речь как процесс, деятельность; речь как результат, продукт речевой деятельности (текст);
Речь как жанр устного ораторского выступления.
Выделяют следующие периоды речевого развития человека:
1. Младенческий возраст (до 1 года)- «гуление», лепет.
2. Ранний возраст (до 3 лет) – овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении, речь диалогическая, ситуативная.
3. Дошкольный возраст (до 6 лет) – становление монологической, контекстуальной речи; появление форм внутренней речи.
4. Младший школьный возраст (до 10 лет) – осознание форм речи, овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монологической речи.
5. Средний школьный возраст (до 15 лет) – овладение литературной нормой, функциональными стилями, начало оформления индивидуального стиля речи.
6. Старший школьный возраст (до 17 лет) – совершенствование культуры речи, овладение научным языком, становление индивидуального стиля.
Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь – это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь – это непроизнесенная, ненаписанная, мысленная, обращенная к самому себе. Именно на уровне внутренней речи происходит усвоение новых знаний.
Внешняя речь бывает диалогической и монологической. Диалог – это разговор двух и более людей. Каждое высказывание в диалоге зависит от реплик собеседника, от ситуации. Для него нехарактерны развернутые высказывания. Монолог – это речь, обращенная к слушателям или самому себе.
В зависимости от задач высказывания и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), письмо, чтение. Говорение и аудирование относятся к устной речи, а чтение и письмо – к письменной. Устная речь появляется раньше письменной. На основе говорения и письма создается речевое высказывание, а при помощи чтения или слушания происходит его восприятие.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. К ним относится:
— потребность в высказывании – условие возникновения речи;
— содержание речи – условие наличия материала для высказывания;
— средства языка – условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.
Исходя из этих условий, в методике развития речи выделяют методические условия для успеха в работе над речью учащихся:
— создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказаться;
— тщательная подготовка материала для речевых упражнений;
-создание хорошей речевой среды вокруг ребенка.
Методика развития речи, как и методика обучения русскому языку в целом, опирается на лингвистику, психологию и педагогику. Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста.
Функциональная стилистика предполагает, что речи «вообще» не существует, есть ее разновидности, каждая из которых обслуживает ту или иную сферу деятельности (разговорный, обслуживающий сферу обиходно-бытового общения, научный – область науки и техники, деловой – оформление официально-деловых отношений, публицистический – общественно-политическая практика, литературно-художественный – сфера искусства). В начальной школе выделяют три стиля: разговорный, художественный, научно-деловой. В соответствии с этим положением методика работы над речью должна строиться над конкретными стилями речи, которые выбираются в зависимости от ситуации и цели высказывания.
Культура речи рассматривает два вопроса: как говорить хорошо и как говорить правильно. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей речи (коммуникативно-целесообразной) являются ее точность, богатство, выразительность. Таким образом, правильность и коммуникативная целесообразность – две ступени речевой культуры, которые и определяют содержание работы по развитию речи в школе: говорить правильно с учетом ситуации общения.
Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение, оценка событий и фактов действительности), специфику их построения, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов и т.п. Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно точно определить те умения, которые формируются у учащихся при работе над текстом: умение понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, поймать основную мысль «чужой» речи, осознавать и развивать ее в собственной речи, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой, уметь отбирать материал для построения текста, сознавать предмет речи.
Одной из функций речи является функция оформления мысли. Психологической основой речи служит мысль, поэтому условием речевого развития является обогащение мысли. Лишь на основе сформированности системы понятий и развитости умственных действий возможно успешное становление речи.
Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления мысли. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, которые обозначаются словами. Лишь в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку. Развитая речь помогает точно и быстро выбрать нужное слово, соединить его по смыслу и грамматически с другими словами, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.
Наблюдается и обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком – запасом слов и грамматической системой создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Существуют еще наглядно-образное и конкретно-действенное виды мышления, которые часто обходятся без речи. Однако все виды мышления обычно совмещаются.
С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить по-разному.
Речь служит основным средством изучения мышления: уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития.
Речь неотрывна от мышления, развивается на его основе, т.к. с помощью речи мысль оформляется и реализуется.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, индукцию, обобщение, конкретизацию и т.д. Важнейший источник речевых упражнений – сама жизнь. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, используют в речевых упражнениях и создании собственных высказываний.
2. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Однако стихийно усвоенная речь примитивна и неправильна. В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:
1. Усвоение литературной языковой нормы.
2. Усвоение навыков письма и чтения.
3. Совершенствование культуры речи.
Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырех обобщенных умений:
а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать коммуникативную задачу;
б) планировать содержание сообщения;
в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;
г) осуществлять контроль за своей речью, восприятием ее партнером, а также понимание его речи.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. Выделяются следующие направления или уровни:
— произносительный уровень. Работа на этом уроне проходит по трем направлениям: работа над техникой речи (работа над дыханием, дикцией); организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; совершенствование интонационных умений учащихся;
— лексический уровень (работа над словом), которая проводится в четырех направлениях: обогащение словаря (усвоение новых слов и усвоение новых значений слов уже имеющихся в словарном запасе); уточнение словаря (наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, усвоение лексической сочетаемости слов, усвоение иносказательных значений, лексической синонимии); активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь; устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный.
— грамматический уровень (синтаксическая работа, т.е работа над словосочетанием
и предложением). На этом уровне на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций. Дети должны научиться быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте.
— уровень текста (работа над связной речью). Связный текст понимается как некоторая последовательность предложений, связанных между собой по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Связная речь— это сложное целое, которое представляет собой две или более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом. Работа на этом уровне проходит по двум направления: работа над созданием связных устных речевых высказываний (устные пересказы и рассказы) и работа над связными письменными речевыми высказываниями (сочинение, изложение и т.д.).
Эти направления работы развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительной связи друг к другу.
3.Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Требования к речи учащихся:
1. Содержательность речи.
4. Богатство языковых средств.
6. Выразительность речи.
7. Правильность речи.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и выступают в комплексе.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
Работа по развитию речи проводится как в системе специальных уроков по развитию речи (уроки изложения, сочинения, редактирования), так и на каждом уроке русского языка при изучении орфографического и грамматического материала. Кроме того, работа по развитию речи является и задачей уроков чтения и литературы, уроком окружающего мира, математики и др.
Речевая деятельность младших школьников
«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.
Организованная речевая деятельность для детей старшей логопедической группы «Поможем Золушке» Программные задачи: Коррекционно – образовательные. Обобщить знания детей по лексическим темам: «Продукты питания», «Посуда», «Сказки».
Проект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.
Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.
Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.
Виды речевой деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения,
которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)
Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.
(Методы, приёмы и формы)
Нормы произношения и ударения (орфоэпия).
Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.
Синтаксис и стилистика
Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)
Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.
Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности.
Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.
В форме диалога, пресс-конференции.
Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.
Произносительная культура речи
Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.
Игра “По секрету всему свету”
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)
Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация “Словесная цепочка”
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.
Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.
Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
“ Помоги Алёнке собрать яблочки”
Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
“ Помоги мышке убежать от кошки”
Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).
“ Угадай-ка”, “Доска объявлений”
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.
Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи мл. шк.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младших школьников.
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка «2», поставленная в дневник ученику”,
“ Размышление классной доски 1 сентября”
Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему желанию.
Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.
Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.
Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают учителю.
Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.
Различные виды речевой деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Различные виды речевой деятельности
учащихся младших классов
на уроках русского языка
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская средняя
Различные виды речевой деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных вербальных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания.
Различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю (она может быть устной и письменной).
Результативность уроков словесности находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
На уроке развития речи можно предложить учащимся следующую работу:
к опорному слову или словосочетанию, связанным с темой сочинения, подобрать слова, сходные с ними по смыслу, или те, которые рождаются по ассоциации. Как показывает практика, учащиеся быстро справляются с подобным заданием. Так, на уроке-подготовке к сочинению — описанию интерьера в 4 классе ученики выстроили следующий ряд словесных ассоциаций к словосочетанию новогодняя елка: праздник, веселье, подарки, запах мандаринов, бенгальские огни, восхищение, сказочные, добрые, мороз, красота, счастье и т. д. Закрепив мысленный образ в словах и опираясь на них при построении устных и письменных высказываний, учащиеся свободнее и ярче смогут выразить свои мысли.
Преодолению сложностей перехода от свернутых мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам способствует также такой прием, как выстраивание предложений на основе одного слова или грамматической основы. Опорное слово (грамматическая основа) записывается учителем на доске и по мере поступления предложений учеников превращается в сложную синтаксическую конструкцию. Например: цветок — цветок благоухал — цветок благоухал на весь сад — нежный, белый, только что раскрывшийся цветок благоухал на весь сад ранним весенним утром.
Для развития внутренней речи можно предложить учащимся определить сюжетную линию будущего высказывания (если речь идет о таком типе речи, как повествование) с помощью построения цепочки из глаголов в определенной форме. Этот вид работы полезен также для предупреждения довольно распространенной ошибки учащихся — неоправданной замены категорий вида и времени у глаголов-сказуемых в сочинениях.
Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах — восприятии и воспроизведении высказывания, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке при активном привлечении межпредметных связей речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. В этой деятельности, максимально приближенной к условиям протекания естественной коммуникации, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.
Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения. Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов), устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины. », составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером, обоснование выбора подарка (ролевая игра «В магазине»: диалог ведут «покупатель» и «консультант торгового зала») и т.п.
Эти упражнения, развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
В предлагаемой структуре урока — подготовки к написанию сочинения предусматривается время, необходимое для выполнения письменных заданий разного характера в сочетании с устными выступлениями учащихся. Наблюдения школьников, их состояние, оценка, мотивы, интересные находки способов словесного выражения возникающих воспоминаний, мыслей, чувств отражаются учениками в черновиках на каждом этапе урока. Индивидуальная и групповая работа по карточкам, комплексный анализ текста, этимологический и словообразовательный анализы, составление цепочек слов по ассоциации, словосочетаний по образцу, построение на их основе предложений и т.п.
Необходимо как можно полнее использовать работающие на развитие и воспитание стимулятивно-мотивационные методы, приемы и формы, осуществляя их в историко-культурном и словесно-образном контекстах, создаваемых благодаря интегрированному осуществлению межпредметных связей на уроках русского языка и ориентированных на формирование коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика и возрождение национального самосознания.
1.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М: Просвещение, 1999.
2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей.— М: Просвещение, 1995.
3.Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного произведения. – М: Учитель, 2004.