В наиболее распространенном смысле спам – это массовая рассылка рекламных писем пользователям, которые не давали на это своего согласия. Начнем с происхождения самого слова.
Откуда взялось слово «спам»?
Слово «спам» (английский вариант – «spam») имеет довольно забавное происхождение. Изначально SPAM – это торговая марка американской компании, под именем которой в 1936 году начали выпускать мясные консервы. Во время Второй мировой войны изготовили так много, что пришлось срочно проводить рекламную кампанию – нужно было сбыть их раньше окончания срока годности. Эти консервы рекламировались везде, рекламу пускали даже по радио.
Эту ситуацию обыграли в одном из эпизодов «Летающего цирка Монти Пайтона», а нынешнее значение слово SPAM приобрело в 1986 году, когда появился поток одинаковых рекламных сообщений небезызвестной финансовой пирамиды.
Виды спама
Безопасный и опасный спам
Спам-сообщения можно поделить на две большие группы – безопасные и опасные. Первые неприятны, но грозят лишь испорченным настроением и тратой времени, а вот вторые могут нанести вред компьютеру и финансам.
Безопасный спам
Опасный спам
Как бороться с почтовым спамом
Советы
Главный совет, который не раз показывал свою эффективность: зарегистрируйте хотя бы два электронных адреса. Один для личных и рабочих контактов, а второй для регистрации на коммерческих сайтах, сайтах с сомнительным содержимым и так далее.
Следующий совет – выбирайте надежный почтовый сервис (например, Gmail ). В таких почтовых сервисах хорошо работает фильтрация спама, поэтому бОльшая часть мошеннических писем будет попадать сразу в папку «Спам».
Если какое-то письмо все-таки «прорвалось» в основную папку с письмами, обязательно отмечайте его как спам – все дальнейшие письма от этого пользователя попадут туда же.
Также для избавления от спама можно использовать фильтры и создавать правила (например, в почте Яндекса ).
Заключение
Из-за опасных ссылок и файлов, которые могут находиться внутри письма, спам представляет собой серьезную проблему, особенно для неискушенных пользователей. Поэтому даже если вы уверены, что никогда не попадетесь на удочку мошенников, то обязательно расскажите об опасностях своим родным и близким.
Спам (англ. spam) — массовая неперсонифицированная рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.
Обычно такие письма не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, такие как «Заработок не выходя из дома» или «Срочно. Уникальное предложение». По данным некоторых исследований на одного интернет-пользователя сегодня приходится по 70 спамовых сообщений в сутки. Большая часть отсекается почтовыми серверами во время получения. Но даже оставшейся меньшей части достаточно для осложнения жизни пользователей.
Немного истории
Термин «спам» имеет свою занимательную историю. Всё началось с консервированной ветчины, которая так и называлась SPAM. Название это образовано путём сокращения. Компания Hormel Foods в 1936 г. вывела на рынок продукт под названием «Острая ветчина» («SPiced hAM»). В ветчину действительно следовало добавить специй, поскольку сама она изготавливалась из третьесортного мяса, неликвиды которого переполнили хранилища компании. Консервы надо было сбывать, и Hormel Foods запустила активную маркетинговую кампанию. Hormel Foods удалось заключить контракт на поставку SPAMа в вооруженные силы и флот. При этом ветчиной снабжалась не только американская, но и союзнические армии. После войны SPAM оказался чуть ли не единственным мясным продуктом, доступным по цене самым широким слоям населения, что сделало его страшно популярным. Когда Оруэлл в своём романе «1984» упоминал «розовые кусочки мяса», он описывал именно SPAM.
Hormel Foods честно отрабатывала свою роль ведущего игрока рынка, предлагая потребителю различные модификации своего продукта. А также различные рецепты приготовления блюд из SPAMa. Например, на кусок хлеба кладется ровно отрезанный кусок SPAMa, сверху накрывается другим куском хлеба (это незатейливый сэндвич), или — тонко порезанные ломтики SPAMa поливаются сладким соусом и посыпаются сверху мелко порубленными кусочками того же SPAMa (это уже изысканное блюдо). В конце концов, SPAM стал чуть ли не национальным блюдом Америки.
В начале годов эта суперпопулярность SPAMa была обыграна в телевизионном шоу «Летающий цирк Монти Пайтона». В одном из скетчей группы посетители попадают в кафе, в котором все блюда содержат SPAM. Официантка, предлагающая сделать заказ, усиленно рекламирует блюда из SPAMа. За соседними столиками оказываются викинги, поющие SPAMу хвалебную песнь, заглушая все диалоги. Когда главный герой скетча, пришедший в кафе с супругой, просит принести ему что-нибудь без SPAMa, официантка рекомендует ему блюдо, в котором SPAMa совсем немного. В конце концов, жена главного героя восклицает «I don%u2019t like spam!» («Я не люблю SPAM!»). Скетч имел большой успех, и с тех пор слова SPAM и навязчивая реклама стали синонимами.
Кстати, консервы SPAM производятся до сих пор. В 2002 году была продана шестимиллиардная банка этой ветчины.
Параллельно шла совсем другая жизнь этого слова. Уже в годы, еще до рождения массовой электронной почты, спамом стали называть чрезмерную публикацию файлов в многопользовательских системах и телеконференциях, досаждающую нормальным пользователям. В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.
Наиболее распространенные виды спама
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов. Однако незапрошенная реклама может иметь и обратный эффект, вызывая отторжение у получателей. В связи с резким неприятием спама получателями и ужесточением антиспамового законодательства доля легальных товаров и услуг в общем объёме спама сокращается.
Реклама незаконной продукции
Антиреклама
Запрещенная законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама
Сбор адресов электронной почты
Спамеры выясняют почтовые адреса пользователей разными способами. Вот некоторые из них:
Реклама рассылается по многомиллионным базам адресов электронной почты через компьютеры, на которых установлены троянские программы и используются специальные методы обхода систем фильтрации спама. Использование троянских программ для рассылки спама нарушает, в частности, уголовный кодекс РФ. Именно такой спам и составляет большую часть нежелательных рассылок. Одни и те же сети из «зомби», т. е. компьютеров с троянскими программами, используются и для рассылки спама и для рассылки новых вирусов. Хозяева компьютера об этом в большинстве случаев даже не подозревают.
Крупнейшим «поставщиком» спама являются США. Это объясняется тем, что среди жертв киберпреступников большое количество американских пользователей интернета, компьютеры которых включены в различные ботнет-сети. В последнее время киберпреступники активно используют ботнет-сети для взлома аккаунтов электронной почты, которые защищены ненадежными паролями. В последующем спам рассылается от имени владельцев похищенных аккаунтов. Отчасти изменение тактики вызвано тем, что пользователи стали менее охотно открывать вложенные файлы и кликать на сомнительные ссылки.
В целом на США приходится более 17,2% спама (2008 г.). На втором месте по этому показателю значится Турция. Эта страна поставляет 9,2% всей нежелательной корреспонденции. Россия с 8% замыкает тройку «лидеров».
По материалам интернета
Комментарии
ЭТО СУПЕР СПАСИБО ОГРОМНОЕ
Оставить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.
Спам: история появления, последние тенденции. Справка
Первоначально слово SPAM появилось в 1936 году. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноименным названием из известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969 год). Смысл скетча сводился к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат SPAM, некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAMа, официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAМа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню SPAMу. В конце скетча жена героя восклицает: «Я не люблю SPAM! В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
По другой версии, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того чтобы сбыть свою продукцию, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово SPAM бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах, реклама консервов SPAM беспрерывно транслировалась по радио.
В 1986 году в конференциях Usenet (компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов) появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько надоели подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами. Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.
Как считают специалисты, первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.
Наиболее распространенные виды спама
К наиболее распространенным видам спама относятся реклама законной и незаконной продукции, антиреклама, «нигерийские письма» и «фишинг».
Кроме этого, с помощью спама происходит массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы и вредоносные программы.
По данным «Лаборатории Касперского», пять основных тематик покрывают около 50% всего потока спама, как в Рунете, так и в Интернете в целом: спам «для взрослых», здоровый образ жизни и медикаменты, компьютеры и Интернет, личные финансы, образование. Состав тематических «лидеров» практически не меняется в течение последних нескольких лет и не зависит от региона распространения спама.
Последние тенденции
Согласно данным «Лаборатории Касперского», начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис, достигший России в начале осени, оказал влияние на спам-бизнес, что выразилось в изменении структуры спама: меньше стало рекламы реальных товаров и больше спама криминализированного. Так, по итогам 2008 года доля спама составила в среднем 82,1%, что на 2,1% выше, чем в 2007 году. Выросло количество почтового спама, ориентированного на пользователей социальных сетей, и спама в социальных сетях. Кроме того, широкое распространение получил спам, провоцирующий пользователей посылать дорогостоящие SMS‑сообщения на короткие номера.
Подводя итоги 2008 года, «Лаборатория Касперского» отмечает уменьшение во втором полугодии 2008 года доли спама «Другие товары и услуги», которая характеризует количество заказов, получаемых спамерами из реального сектора экономики. В то же время почти на 10% увеличилась доля спама «для взрослых» и появилась новая тематика русскоязычного спама: копии элитных товаров.
Как подчеркивают эксперты, для привлечения внимания к услугам и товарам, рекламируемым в спаме, широко эксплуатировалась тема мирового экономического кризиса и имя нового американского президента. В то же время, «Лаборатория Касперского» отмечает тот факт, что вопреки ожиданиям, большинство писем, затрагивающих кризисную тематику, не относилось к категории «личные финансы». В них не предлагалось воспользоваться кредитами, не рассказывалось о способах быстрого заработка. Большинство писем кризисной тематики рекламировало различные антикризисные семинары. Помимо этого, тема кризиса красной нитью проходила в рекламе любых товаров и услуг.
Согласно прогнозу «Лаборатории Касперского» на 2009 год спама меньше не станет, а объем криминализированного спама увеличится. Кроме того, пользователям нужно иметь в виду, что кризис создает предпосылки для расцвета фишинга, нацеленного на клиентов банков и пользователей электронных платежных систем. В рамках усиления всех криминальных тенденций в спаме можно ожидать и новой волны рекламы ресурсов «для взрослых».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Спам – это рекламная рассылка по базе пользователей без их согласия. Как правило, такая база покупается у мобильных операторов, если мы говорим о SMS-рассылке или увеличении e-mail базы парситься клиентская база с какого-либо источника.
Смысл таких спам-рассылок – привлечь внимание пользователя и сделать из него потенциального клиента. Но чаще всего это получается наоборот – такая реклама вызывает лишь отрицательные эмоции у людей, так как некоторые компании слишком часто спамят письма пользователям, поэтому часто блокируются и попадают в «чёрный список».
Что такое спам в телефоне: спам звонок
Спам в телефоне, а точнее, спам-рассылка, которая происходит через телефон, либо с помощью звонков, либо SMS-сообщений. То есть, произвольно, в любое время приходят рекламные сообщения, или звонят специалисты, так сказать «холодных звонков», которые предлагают компании, на которую они работают.
Конечно, есть те, кто начинает вести диалог с менеджером и в конечном итоге оставляет заявку на поисковое продвижение сайта SEO если речь идёт об этой услуге, или же сразу же заказывает её и проплачивает.
Но, чаще всего, на звонки подобного рода люди отвечают с пренебрежением или даже агрессией, либо просто не берут трубку при виде незнакомого номера, тем более, если звонок осуществляется с контактного центра.
Что такое спам в Интернете
Многие знают, что спам в Интернете по своей структуре и алгоритму использования аналогичен со спамом в телефоне. Но в интернете возможностей распространения спама гораздо больше, чем в телефоне. Здесь спам-рассылка не ограничивается лишь простыми письмами или онлайн-звонками.
Распространять спам в Интернете можно через рекламные ролики, баннеры или же электронные письма на почту или на мессенджер в телефоне или ПК.
Недавно в оборот вошла такая практика – как рекламный ролик перед просмотром фильма. Знаете такую ситуацию, когда включаете фильм и перед просмотром необходимо посмотреть рекламу. Это смело можно назвать спамом, так как пользователи не давали своего согласия на показ этой рекламы.
Тоже самое применяется уже и в играх и приложениях. Например, если в игре Вы поигрываете и предлагается начать всё заново за просмотр рекламы, а то и вовсе, так сказать, самовольно начинают её показывать. Многие уже давно недовольны данным маркетинговым ходом, но это никак не влияет на многочисленные показы рекламы.
Что такое спам в ВКонтакте
Если уж мы заговорили о спаме в Интернете, то тема спама в соц.сети, а особенно спам в ВКонтакте здесь как никогда кстати, потому что основная доля спама в соц. сетях приходится именно на ВК.
Такого типа сообщений до недавнего времени приходило очень большое количество – в комментариях, в личных сообщениях, пока разработчики не внесли функцию «закрыть профиль» или «закрыть сообщения». Таким образом, сообщения могут отправлять только друзья пользователя, поэтому рассылка спам-сообщений резко уменьшилась.
Но теперь люди, которые рассылаю этот самый спам, начали массово отправлять заявку «в друзья» и тем, кто откликнется на неё, так же массово присылать спам в личных сообщениях. Но, как правило, люди, уже знающие такие схемы, не добавляют уже таких людей, поэтому они просто «висят» в подписчиках.
Что такое спам в WhatsApp
Спам в WhatsApp – тоже очень распространённый вид спам в соц.сетях. Такие же люди, которых нанимают специально для рассылки, регистрируются в WhatsApp и отправляют уже готовой, спарсенной базе аккаунтов.
Плюс для спама в WhatsApp в том, что там, в отличие от ВКонтакте, нет запретов на отправку сообщений с услугами продвижения сайта под Яндекс или же предложением какой-то продукции.
В чем суть спама
Суть спама в том – что это, по сути, один из видов рекламы. Да, не самый удачный, так как очень навязчивая и вызывает у пользователей раздражение. Но, если подробно изучить как пользоваться воронкой продаж, то можно рассчитать, сколько людей из общего количества базы отреагируют на сообщение, а кто сделает заявку и купит товар.
Поэтому, всё-таки, спам, хоть и в небольших количествах, но работает. Но многие предприниматели уже отказываются от спама, так как за рассылку спама тоже нужен бюджет.
Во-первых – само составление рекламы маркетологом, во-вторых, чтобы спарсить базу, нужно её купить у владельца. И последнее – сама рассылка. Каждое письмо или звонок стоят пусть немного, но это тоже деньги.
Что такое спам в электронной почте
Со спамом в электронной почте чаще всего сталкиваются те, у кого много аккаунтов в разных соц. сетях или на других сайтах привязано именно к электронному ящику. Причём, неважно, к какой поисковой системе относится данный ящик.
Если Вам регулярно приходят письма, содержащие спам от одного и того же адреса, чтобы это закончилось, в электронной почте можно поместить рассылку, как спам и тогда с данного аккаунта больше не будет приходить никаких писем.
Что такое спам в Одноклассниках
Так же существует спам и в Одноклассниках. Принцип рассылки аналогичен всем предыдущим – либо в сообщениях либо в группах по интересам, так же в комментариях.
Но разработчики так же предусмотрели способ, чтобы предотвратить рассылку спама неподготовленным пользователям. Для этого нужно просто нажать на кнопку «отметить как спам». Если мы говорим о личных сообщениях, то рядом с сообщением будет иконка «пожаловаться».
Чем опасен спам
Не смотря на то, что спам имеет невысокую себестоимость спам-рассылки, его чрезмерное использование может быть опасным как для пользователей, которым рассылается спам так и для его отправителя. Из-за многочисленных блокировок и отрицательных отзывов пользователей рейтинг сайта, делающего рассылку может «упасть» до минимума, или даже в минус.
Соответственно, посещаемость сайта будет резко спадать, или вовсе сведётся к нулю. Многие, не знающие о показателе KPI: что это и как его рассчитывать, просто плодят спам-рассылку, даже не задумываясь о том, во что им это может обойтись.
Для пользователей спам тоже не лучшее явление. Но, не смотря на множество отрицательных сторон спама, его используют не то что реже, а даже чаще. По подсчётам учёных более 80 процентов в электронном ящике – это спам.
Приходит спам: что делать
Многие люди, когда приходит спам, теряются и не знают, что делать. Всё просто – если сообщение Вам интересно, то перейти по ссылке и ознакомиться с коммерческим предложением.
Если же предложение никак не относится к Вашим интересам и спросам, просто заблокируйте письмо, или аккаунт, с которого оно было прислано. Так же, если этот спам приходит в комментариях, то его тоже можно заблокировать.
Или же человек, который регулярно в личных сообщениях высылает Вам сообщения, без всякого понятия, что такое коммерческое предложение, просто наполняет его ссылками и «пустым» текстом.
В чем отличие спама от флуда
Отличие спама от флуда в том, что спам – это, как уже говорилось, рекламные сообщения, содержащие какие-либо коммерческие предложения. А флуд – это, как правило, нетематическое, бесцелевое, «пустое», как его называют в сети, сообщение, но большое по своему текстовому объему.
Флуды обычно отсылают большими количествами, с целью не донести информацию до получателя, а просто «завалить» его сообщениями. Так сказать, своеобразная «атака на психику», потому что от многочисленного потока сообщений не у каждого человека останется спокойное равнодушие.
Что ж, думаю, после нашего подробного извещения про спам, что он из себя представляет, его основные способы рассылки и как с ним бороться Вы получили максимум полезной информации. Те, кто всё же решил применить спам-рассылку в продвижении своего бизнеса или определённого товара или услуги – задумайтесь, не обошлось бы это Вам «боком».
Спам (англ. spam ) — рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать. [1]
В общепринятом значении термин «спам» в русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем. Незапрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) носят название SPIM (англ.) русск. (англ. Spam over IM ).
Содержание
Происхождение термина
Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 г. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods Corporation (англ.) русск. — острого колбасного фарша из свинины.
После Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, изготовленные для снабжения во время войны не только американских солдат, но и солдат союзников по программе ленд-лиза. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово «SPAM» бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешёвых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «SPAM» беспрерывно транслировалась по радио.
Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин «SPAM» получил благодаря знаменитому скетчу «Спам» (англ.) русск. из известного телевизионного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969) комик-группы из Великобритании «Монти Пайтон».
Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат «SPAM», некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без «SPAMа», официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAMа».
В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.
Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.
Наиболее распространенные виды спама
По данным Лаборатории Касперского, [5] в феврале 2010 года почтовый спам в интернете распределился по тематике следующим образом: 18,9 % — образование, 15,7 % — отдых и путешествия, 15,5 % — медикаменты, товары/услуги для здоровья, 9,2 % — компьютерное мошенничество, 6,5 % — компьютеры и интернет, 5,2 % — реплики элитных товаров, 4,1 % — реклама спамерских услуг, 2,7 % — для взрослых, 2,2 % — недвижимость, 2,2 % — юридические услуги, 1,9 % — личные финансы, 1,4 % — полиграфия.
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Привлекательность такой рекламы — низкая стоимость и (предположительно) большой охват потенциальных клиентов. Впрочем, такая реклама может иметь и обратный эффект, вызывая настороженность у получателей.
Реклама незаконной продукции
Сюда же относится и реклама самих услуг рассылки спама [6] (Законодательно в России спам запрещён, но борьба со спамерами законными методами крайне затруднена [7] ).
Антиреклама
Запрещенная законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется мошенниками, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространённый способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Более узкое название этого вида мошенничества — скам или скам 419 (по номеру статьи в УК Нигерии).
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от password — пароль и fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того, чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама
Есть также два типа массовых рассылок, которые обычно не относят к категории спама, потому что они осуществляются неумышленно.
Способы распространения
Электронная почта
Спамеры собирают e-mail адреса с помощью специального робота или вручную (редко), используя веб-страницы, конференции Usenet, списки рассылки, электронные доски объявлений, гостевые книги, чаты… Такая программа-робот способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по ним спама. Некоторые компании занимаются только сбором адресов, а базы потом продают. Некоторые компании продают спамерам e-mail адреса своих клиентов, заказавших у них товары или услуги по электронной почте. Есть ещё один способ получить большой список работающих e-mail адресов: адреса сначала генерируются случайным образом по заданным шаблонам, а потом проверяются специальной программой-валидатором на их валидность (существование).
Для рассылки спама используются подключённые к Интернет плохо защищённые или неправильно настроенные компьютеры. Это могут быть:
Для затруднения автоматической фильтрации спама сообщения часто искажаются — вместо букв используются похожие по начертанию цифры, латинские буквы вместо русских, в случайных местах добавляются пробелы. Используются и другие приемы.
Применяются различные уловки для того, чтобы убедиться, что сообщение получено и прочитано. Среди них:
Если спамеры получают подтверждение, что почтовый адрес действительно используется, то поток спама может увеличиться многократно.
Usenet
Многие группы новостей Usenet, особенно немодерируемые, были покинуты пользователями и сейчас содержат почти исключительно рекламу, часто даже совсем не по теме. Вместо других были созданы модерируемые конференции.
Мгновенные сообщения
С развитием служб доставки мгновенных сообщений, спамеры стали их использовать для своих целей. Многие из этих служб предоставляют список пользователей, которым можно воспользоваться для рассылки спама.
Более узкое название этого вида спама — спим (SPam + Instant Messenger).
Социальные сети и сайты знакомств
В последнее время значительная часть приходящих пользователям популярных социальных сетей и сайтов знакомств личных сообщений является спамом, который часто рассылается от имени пользователей, логины и пароли к чьим аккаунтам попали в руки спамеров (что облегчает обход различных ограничений). Кроме личных сообщений также могут использоваться и другие способы коммуникации в социальных сетях — приглашения в группы/сообщества, заявки на «дружбу», «стены»/«гостевые книги» и т. д.
Блоги, вики, форумы, доски объявлений
В последнее время стали популярны веб-сайты, на которых можно оставлять комментарии (например, форумы и блоги) или те, которые можно свободно редактировать — вики. Так как эти страницы открыты для свободного редактирования, на них может быть размещён спам — сплоги. Подобный спам тем более раздражает, что его труднее удалить (как правило, сообщения в форумах и блогах могут редактировать только привилегированные пользователи — соответственно, рядовой участник должен связаться с кем-нибудь из них).
Спам в комментариях преследует две цели: увеличение количества входящих ссылок на продвигаемый сайт (в частности, для повышения Google PR или ТИц Яндекса), а также для увеличения посещаемости продвигаемого сайта (если комментарий оставлен на более популярном ресурсе).
Другой разновидностью спама в блогах является поголовное, часто — автоматическое, внесение пользователей в список «друзей» без знакомства с их персональными страницами, как правило, с целью искусственного повышения собственного рейтинга путем получения «взаимной» дружбы, либо привлечения внимания к сетевой рекламе, размещенной в журнале спамера. Такой вид спама иногда называют «Френдоспамом» (от англ. friend — друг).
Особое внимание стоит обратить на размещение спама на досках объявлений. Обычно на таких досках размещают информацию коммерческого и полукоммерческого содержания. Зачастую спамеры размещают своё объявление во всех доступных разделах, чтобы увеличить релевантность сообщения в индексируемых страницах поисковыми механизмами. Сами объявления маскируются под коммерческое объявление, иногда каждое слово выглядит как гиперссылка. Иногда в одном объявлении можно увидеть более десятка ссылок, ведущих на разные страницы. Модерировать доски объявлений с большим количеством объявлений очень трудно, часто срабатывает человеческий фактор — невнимательность.
Поисковый спам
Поисковый спам — страницы и web-сайты, созданные с целью манипулирования результатами в выдаче поисковых систем, например, дорвеи — страницы с ключевыми словами и автоматическим перенаправлением на «нужный» сайт.
Сетевые сообщения
SMS-сообщения
Спам может распространяться не только через Интернет. Рекламные сообщения и письма с просьбой, присылаемые на мобильные телефоны с помощью SMS-сообщений, особенно неприятны тем, что от них труднее защититься.
Сбор адресов электронной почты
Спамеры выясняют почтовые адреса пользователей разными способами. Вот некоторые из них:
Причиняемый вред
Спам также наносит вред репутации приверженцам данного способа маркетинга. А имитация спам-рассылки может применяться для дискредитации товара (который в ней рекламируется) и/или оператора связи, с адресов которого она (якобы или действительно) проводится, то есть спам может использоваться в недобросовестной конкуренции и «чёрном» пиаре.
Оценки эффективности
Спамеры
Американец Сэнфорд Уоллес по прозвищу «Король спама» был оштрафован на 4, 234 и 711 млн долларов (2006, 2008 и 2009 года соответственно).
Борьба со спамом
Идеология
Другие способы направлены на затруднение спамерам доступа к пользователям.
Превентивные меры защиты
Самый надёжный способ борьбы со спамом — не позволить спамерам узнать электронный адрес. Это трудная задача, но некоторые меры предосторожности можно предпринять.
У всех методик сокрытия адреса есть принципиальный недостаток: они создают неудобства не только предполагаемым спамерам, но и реальным адресатам. К тому же, зачастую адрес опубликовать просто необходимо — например, если это контактный адрес фирмы.
Фильтрация
Поскольку рекламные письма, как правило, сильно отличаются от обычной корреспонденции, распространённым методом борьбы с ними стало отсеивание их из входящего потока почты. На настоящее время этот метод — основной и наиболее широко используемый.
Автоматическая фильтрация
Существует программное обеспечение (ПО) для автоматического определения спама (т. н. спам-фильтры). Оно может быть предназначено для конечных пользователей или для использования на серверах. Это ПО использует два основных подхода.
Первый заключается в том, что анализируется содержание письма и делается вывод, спам это или нет. Письмо, классифицированное как спам, отделяется от прочей корреспонденции: оно может быть помечено, перемещено в другую папку, удалено. Такое ПО может работать как на сервере, так и на компьютере клиента. В последнем случае пользователь не видит отфильтрованного спама, но продолжает нести издержки, связанные с его приемом, так как фильтрующее ПО получает каждое письмо и только потом решает, показывать его или нет. С другой стороны, если ПО работает на сервере, пользователь не несёт издержек по передаче его на свой компьютер, однако, в этом случае пользователь рискует не получить письмо, ошибочно воспринятое фильтром как спам.
Второй подход заключается в том, чтобы, применяя различные методы, опознать отправителя как спамера, не заглядывая в текст письма. Это ПО может работать только на сервере, который непосредственно принимает письма. При таком подходе дополнительный трафик тратится только сервером на общение со спамерскими почтовыми программами (т. е. на отказы принимать письма) и обращения к другим серверам (если таковые нужны) при проверке.
Существуют также специализированные online-сервисы, например, «Лаборатория Касперского» (сервис Kaspersky Hosted Security), Outcom «СПАМОРЕЗ, ИНКАП «Антиспам-Пост», ContrSpam, Антиспамус предоставляющие платную защиту от спама. Изменение MX-записи в доменном имени предприятия (см. DNS) особым образом позволяет перенаправить почту для защищаемого домена на специализированный почтовый сервер, где она очищается от спама и вирусов, а затем направляется на корпоративный почтовый сервер. Метод подходит для корпоративных пользователей и не годится для обладателей почтовых ящиков в публичных почтовых системах.
Ещё одна проблема автоматической фильтрации в том, что она может по ошибке отмечать как спам полезные сообщения. Поэтому многие почтовые сервисы и программы по желанию пользователя могут не стирать те сообщения, которые фильтр счёл спамом, а помещать их в отдельную папку.
Методы автоматической фильтрации
Программы автоматической фильтрации используют статистический анализ содержания письма для принятия решения, является ли оно спамом. На практике пользуются популярностью методы байесовской фильтрации спама. Для работы этих методов требуется предварительное «обучение» фильтров путем передачи ему рассортированных вручную писем для выявления статистических особенностей нормальных писем и спама.
Метод очень хорошо работает при сортировке текстовых сообщений (в том числе HTML). После обучения на достаточно большой выборке удаётся отсечь до 95—97 % спама. Для обхода таких фильтров [24] спамеры иногда помещают содержательную часть в картинку, вложенную в письмо, текст же либо отсутствует, либо случаен, что не позволяет фильтру составить статистику для распознавания таких писем. В этом случае необходимо пользоваться программами распознавания текста (большинство современных почтовых программ этого не поддерживают), либо использовать другие методы.
Залог надежной работы байесовского метода — постоянное дообучение фильтра и указание ему на совершаемые ошибки. В почтовых программах для этого вводится возможность ручной пометки сообщения «спам/не-спам», а в почтовых сервисах в интернете — кнопка «пожаловаться на спам».
Неавтоматическая фильтрация
Многие программы и почтовые сервисы в интернете позволяют пользователю задавать собственные фильтры. Такие фильтры могут состоять из слов или, реже, регулярных выражений, в зависимости от наличия или отсутствия которых сообщение попадает или не попадает в мусорный ящик. Однако такая фильтрация трудоёмкая и негибкая, кроме того, требует от пользователя известной степени знакомства с компьютерами. С другой стороны, она позволяет эффективно отсеять часть спама, и пользователь точно знает, какие сообщения будут отсеяны и почему.
Чёрные списки
Чёрный список — перечень физических или юридических лиц, занесёный в соответствующий список, которые по каким-либо причинам признаны недружественными по отношению к субъекту-составителю списка.
Принадлежность, использование, эффективность
Неправильное использование
Нередко безответственное и неправильное использование чёрных списков администраторами ресурсов, приводящее к блокированию большого числа ни в чём не повинных пользователей.
Пример: использование списков без точных представлений того, какие адреса и каким образом в него включаются, использование почтовых чёрных списков для web-ресурсов и т. п.
Безответственное использование
Пример: непредоставление пользователю (или администратору) заблокированного адреса информации о списке (так как их существует великое множество) или руководствование в своих действиях принципом презумпции виновности.
Рэкет со стороны администраторов чёрных списков
В последнее время в сети появляется всё больше жалоб на администраторов чёрных списков, которые шантажируют интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров отказами в удалении IP-адресов, с которых спам когда-то возможно рассылался (адреса попадают в чёрные списки по анонимным жалобам, которые зачастую невозможно проверить). Кроме того, многие требуют «пожертвования» от владельцев IP-адресов за удаление записей из чёрных списков. [источник не указан 1285 дней]
Авторизация почтовых серверов
Были предложены различные способы для подтверждения того, что компьютер, отправляющий письмо, действительно имеет на это право (Sender ID, SPF, Caller ID, Yahoo DomainKeys, MessageLevel [1] ), но они пока не получили широкого распространения. Кроме того, эти технологии ограничивают некоторые распространённые виды функциональности почтовых серверов: становится невозможно автоматически перенаправлять корреспонденцию с одного почтового сервера на другой (SMTP Forwarding).
Наибольшее распространение получила практика «провайдер почты несет ответственность за своих пользователей»: поставщик услуг электронной почты устанавливает правила её использования, ограничивающие массовость возможных рассылок, и обеспечивает их выполнение. Публичные провайдеры для этого используют аутентификацию как при приеме, так и при отправке почты. Интернет-провайдеры же разрешают клиентам устанавливать SMTP-соединения только со своими (провайдера) серверами запрещая соединения с другими серверами или же «прозрачно» переадресовывая их на свой сервер. Это позволяет блокировать рассылку спама напрямую — на SMTP сервера получателей писем, однако доставляет неудобство желающим отправлять почту через свой SMTP сервер (например, корпоративный или публичный, что особо актуально для пользователей мобильных компьютеров). Решением тут может быть разделение потока отправки писем почтовыми программами (через 587 порт с обязательной авторизацией, RFC 4409) и потока передачи писем между SMTP серверами (через 25-й порт), которое поддерживается на сегодня многими серверами (в том числе и публичными, например, mail.ru, yandex.ru). Однако, стандартом это не стало и почти все почтовые программы по умолчанию для отправки почты используют 25-й порт.
Серые списки
Метод серых списков основан на том, что «поведение» программного обеспечения, предназначенного для рассылки спама, отличается от поведения обычных почтовых серверов, а именно, спамерские программы не пытаются повторно отправить письмо при возникновении вре́менной ошибки, как того требует протокол SMTP. Точнее, пытаясь обойти защиту, при последующих попытках они используют другой релей, другой обратный адрес и т. п., поэтому это выглядят для принимающей стороны как попытки отправки разных писем.
Простейшая версия серых списков работает следующим образом. Все ранее неизвестные SMTP-серверы полагаются находящимися в «сером» списке. Почта с таких серверов не принимается, но и не отклоняется совсем — им возвращается код временной ошибки («приходите позже»). В случае, если сервер-отправитель повторяет свою попытку не менее чем через некоторое время (это время называется задержкой), сервер вносится в белый список, а почта принимается. Поэтому обычные письма (не спам) не теряются, а только задерживается их доставка (они остаются в очереди на сервере отправителя и доставляются после одной или нескольких неудачных попыток). Программы-спамеры либо не умеют повторно отправлять письма, либо используемые ими серверы успевают за время задержки попасть в чёрные списки DNSBL.
Этот метод в настоящее время позволяет отсеять до 90 % спама практически без риска потерять важные письма. Однако его тоже нельзя назвать безупречным.
Другие методы
Нетипичные методы
Интересная история случилась с Аланом Ральски (Alan Ralsky), входящим в пятерку крупнейших спамеров планеты. Пользователь одного из западных форумов
Юридические аспекты проблемы
В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.
В России спам запрещён «Законом о рекламе» (ст.18, п.1) [26]
С 1 января 2004 года в США действует федеральный закон, получивший название Can-Spam Act. Делаются попытки привлечь спамеров к суду, и иногда такие попытки оказываются успешными.
Первый случай, когда пользователь выиграл дело против компании, занимавшейся рассылкой спама, имел место в декабре 2005, когда бизнесмен Найджел Робертс с острова Олдерни (Нормандские острова) выиграл суд против Media Logistics UK, получив в качестве компенсации 270 £ [30]
Принимаемые законы по борьбе со спамом могут противоречить конституции. Так Верховный Суд Вирджинии отменил приговор спамеру Джереми Джейнсу и признал неконституционным закон о борьбе со спамом [34] как нарушающий право на свободу слова.