какие виды росписи есть в керамике
Как расписать керамику: типы, виды и техники росписи
Керамическими называются изделия из природной глины, прошедшие обжиг. Этот вид народного промысла известен с древнейших времён и успешно сохранился до наших дней. Из обожжённой глины делают кухонную утварь, игрушки, декоративные статуэтки. Ещё в древности люди придумали способы,как расписать глиняный горшок. Современные материалы позволяют художественно оформить глиняное изделие и превратить его в произведение искусства.
Виды керамики
От исходного сырья зависит тип получаемой керамики. Это может быть:
Краски для декорирования
Чтобы керамическоеизделиеприобрелохудожественныйвид и стало предметом искусства, его необходимо украсить. Часто декорируют готовое изделие, используя для этого особыетехники росписи керамикии краски. Для нанесения рисунков и орнаментов используют:
Техники росписи
Рисунки и орнаменты наносят на предмет, подвергнутый обжигу. Для этого применяют:
Для украшения предметов, изготавливаемых мастерами народных промыслов, используютручную роспись керамики, для производства фаянса, майолики и фарфора в промышленных масштабах – механическую.
Иногда рисунок наносят на готовое глазурированное изделие, а иногда на заготовку, ещё не покрытую поливой. В зависимости от выбранного способа, различают дватипа росписи керамики:
Виды росписи
Выбирая,как расписать керамику, можно придумать свой неповторимый стиль и орнамент. Только индивидуальность делает обычный предмет предметом искусства.
Советы начинающим декораторам
Если у вас есть готовое гончарное изделие, горшок или тарелка, которую хочется украсить, нужно учитывать некоторые особенности процесса:
Если вы хотите в совершенстве овладеть техниками росписи гончарных изделий и керамики, лучше обратиться за помощью к профессиональным керамистам, а обучение в гончарной школе будет лучшим вариантом.
О росписи и декоре керамики, красках, грунтах прочих материалах
Эта статья была в блоге моего старого магазина, который сечас уже не актуален, а вот информация видимо актуальной осталась, так как многие мастера спрашивают. Потому переношу текст сюда в немного дополненном виде.
Мастера часто задают мне в личных сообщениях вопросы о том, какие краски лучше использовать для росписи керамики, как они контактируют с керамической поверхностью, надо ли грунтовать, и вообще, что со всем этим делать)
Решила, что это повод написать пост на тему.
Прежде всего АКРИЛ. Любой. Можно специальный, для стекла и керамики, витражка, можно просто художественный акрил в тюбиках.
Когда используете акрил для керамики, он дает глянцевое похожее на глазурь покрытие в толстом слое и поблескивающее в тонком. Эти краски полупрозрачные, не очень укрывистые и через них просвечивает черепок, т.е. керамическая поверхность. Под них можно грунтовать и делать это можно двумя способами:
Или покрыть все изделие белым грунтом (акриловыми белилами, например) и по этому покрытию наносить роспись.
Или нанести первый слой росписи тюбиковым акрилом, он закроет черепок, а второй, третий и так далее слои – акрилом по керамике.
А можно и совсем не грунтовать, тогда получаются приглушенные неяркие цвета в рыже-буро-коричневой гамме, что тоже интересно, смотря какая у вас изначально была задумка. Я, когда расписывала акрилом, всегда наносила роспись на негрунтованную поверхность. Получалось так:
Или вот, например, работа Ольги Родионовой (Бутылочного Маньяка), это моя ваза-шар, глазурованная снаружи и расписанная витражными красками без грунта:
Акрил для керамики рекомендуется обжигать в духовке при небольшой температуре – 160С, но по опыту, этого можно и не делать, краска не облезает. А если и облезает на острых углах, то независимо от того, обжигали вы или нет.
Хорош также художественный акрил в тюбиках, особенно Ладога. Здесь все прекрасно – краски яркие, укрывистые, пигменты сильные. Можно не грунтовать. При высыхании краски становятся абсолютно матовыми и смотрятся без лака как-то не очень (хотя, смотря какая у вас была задумка), потому лучше лакировать. Лак, пять же, акриловый, любой фирмы, какая вам нравится.
роспись по керамике без грунта, художественным акрилом, с лакировкой:
Можно даже использовать белый строительный водостойкий акрил с добавлением в него колеров нужного цвета и в нужном количестве. Так работает художница-керамистка Юлия Мацигор (роспись строительным акрилом без лака):
Масло. Под масло (мастера знают) нужна невпитывающая поверхность, поэтому грунт или глазурь обязательны. Есть опять же несколько вариантов.
Первый – вы грунтуете или лакируете поверхность сами, любым грунтом. Можно тем же акрилом, на него масло ложится отлично.
Второй – вы заказываете мне уже грунтованные заготовки. Я покрываю их нужным вам цветом и/или лаком. Так я работаю с мастерами, расписывающими кулоны. Стоить это будет дороже.
И третий вариант – я делаю под ваш заказ заготовки глазурованные не только изнутри, но и снаружи нужным вам цветом. Керамическая глазурь – это то же стекло, так что поверхность заготовок будет идеально гладкой и водонепроницаемой. Цена в этом случае так же оговаривается отдельно.
Роспись Юралги Норд по моим грунтованным заготовкам (масло):
Ну, это Юралга, что тут говорить!
Гаушь. Под нее обычно сначала покрывают жидким клеем ПВА или грунтуют белилами. Сама гуашью керамику не расписывала (может быть только на заре туманной юности в детской художественной школе). Как расписывают другие, видела, и, честно говоря, получается аляповастенько. Для детских мастер-классов пойдет, для чего-то более серьезного – не уверена. Хотя, конечно, зависит от мастера.
Акварель. Да, как ни странно, и акварель пойдет. Для росписи или тонирования белой глины. Акварель расплывается на белом глиняном черепке, благодаря чему можно получать интересные эффекты, но это уже для мастеров с большой буквы М и художников с большой буквы Х.
Для тех кто делает заказ в первый раз и раньше с керамикой не работал, могу по вашему желанию отправить вам бонусом несколько керамических плакеток, чтобы вы попробовали на них разные материалы, клеи, краски и лаки, а потом уже бесстаршно переходили к декору заготовок.
Такой получился обзор. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Скорее всего ответ будет интересен многим читателям.
О росписи керамики, красках, грунте, и др., и пр.
Мастера часто задают мне в личных сообщениях вопросы о том, какие краски лучше использовать для росписи керамики, как они контактируют с керамической поверхностью, надо ли грунтовать и т.д.
Решила, что это повод написать пост на тему.
Когда используете акрил для керамики, он дает глянцевое покрытие в толстом слое и поблескивающее в тонком. Эти краски полупрозрачные, не очень укрывистые и через них просвечивает черепок, т.е. керамическая поверхность. Под них можно грунтовать и делать это можно двумя способами:
Или покрыть все изделие белым грунтом (акриловыми белилами) и по этому покрытию наносить роспись.
Или нанести первый слой росписи тюбиковым акрилом, он закроет черепок, а второй, третий и так далее слои – акрилом по керамике.
А можно и совсем не грунтовать, тогда получаются приглушенные неяркие цвета в рыже-буро-коричневой гамме, что тоже интересно, смотря какая у вас изначально была задумка. Я, когда расписывала акрилом, всегда наносила роспись на негрунтованную поверхность. Получается так:
Эти краски рекомендуется обжигать в духовке при небольшой температуре – 160С, но по опыту, этого можно и не делать, краска не облезает. А если и облезает на острых углах, то независимо от того, обжигали вы или нет.
Художественный акрил в тюбиках, особенно Ладога. Здесь все прекрасно – краски яркие, укрывистые, пигменты сильные. Можно не грунтовать. При высыхании краски становятся абсолютно матовыми и смотрятся без лака как-то не очень, потому надо лакировать. Лак, пять же, акриловый, любой фирмы, какая вам нравится.
роспись по керамике без грунта, художественным акрилом, с лакировкой:
Первый – вы грунтуете или лакируете поверхность сами, любым грунтом. Можно тем же акрилом, на него масло ложится хорошо.
Второй – вы заказываете мне уже грунтованные заготовки. Я покрываю их нужным вам цветом и/или лаком. Так я работаю с мастерами, расписывающими кулоны. Стоить это будет дороже.
И третий вариант – я делаю под ваш заказ заготовки глазурованные не только изнутри, но и снаружи нужным вам цветом. Керамическая глазурь – это то же стекло, так что поверхность заготовок будет идеально гладкой и водонепроницаемой. Цена в этом случае так же оговаривается отдельно.
Такой получился обзор. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Скорее всего ответ будет интересен многим читателям.
Роспись керамики акриловыми красками — что нужно знать, перед тем как начинать
Расписные узоры являются частью славянской культуры, при этом они встречаются повсеместно — от посуды и предметов быта, до декора зданий, и множества других предметов. Это искусство развивается уже тысячи лет, при этом сама роспись является практически отдельным видом искусства от гончарного мастерства.
Вы несомненно встречали эти прекрасные изделия, которые просто поражают своей лаконичностью, и в то же время потрясающей глубиной росписи, а также смысловой нагрузкой. Да, именно так, каждый узор имеет собственный смысл, который мастер закладывает в каждое конкретное изделие.
Роспись керамических изделий акриловыми красками может показаться немного нелогичной, ведь дорогая керамика не очень ассоциируется с дешевыми акриловыми красками. Но это не совсем так, ведь благодаря определенным приёмам вы можете зафиксировать узоры, сохранив всю лёгкость и красочность акрила.
Если вы хотите научиться росписи керамики, а также освоить технику росписи акриловыми красками, наша статья поможет лучше понять все особенности этого занятия, а также подготовиться к обучению. Конечно же, любое ремесло можно освоить самостоятельно, но сколько времени и сил вы потратите на это? Именно поэтому стоит узнать о том как лучше заняться образованием и изучением гончарства, а также приобрести инструмент и материалы для работы.
Чем расписывают керамические изделия?
Декорирование изделий из глины — древнейшая традиция, которая начала свой путь тысячи лет назад. Одной из основных причин для этого стало отсутствие возможность дешевого приобретения папируса или бумаги для ведения записей, а также отсутствие грамотности у большинства представителей народов мира. Ремесленники чаще всего были представителями низших классов общества, поэтому все народные традиции было намного проще зарисовывать, чем записывать в виде текста.
Именно с этого и началась эпоха росписи, при этом каждый народ создал собственные традиции и веяния. Керамика Древней Греции и Рима существенно отличалась от Китайского фарфора. Это же касается европейских и славянских мотивов, поскольку в каждом регионе были собственные религиозные и житейские мотивы.
Давайте углубимся в техническую часть вопроса, поскольку очень важно понять каким способом выполнялась роспись керамики.
Изначально единственным видом красок для росписи был шликер или минеральные краски, которые наносились перед обжигом готового изделия. Такая техника декора применялась в Древней Греции, и именно греческая вазопись является наиболее изученной и распространенной. Кроме обычной росписи, часто использовалась комбинация гравировки и последующей росписи, что позволяло создать объёмный узор.
Сейчас же на рынке присутствует огромный выбор составов для оформления керамических изделий всех видов, и практически 100% из них являются акриловыми красками.
Причин для этого несколько:
Стоит сразу упомянуть и составы акриловых красок для росписи, поскольку они могут быть на водной основе, или же на органической (на растворителе). Первые проще всего в использовании, ведь они с легкостью разводятся и смываются обычной водой. Второй же тип требует использовать для смывания специальные составы-растворители.
Разновидности техник росписи керамики
Существует несколько различных техник росписи керамики, которые по большей степени отличаются принципами и последовательностью нанесения узора, но по своей сути весьма схожи.
В первую очередь техники разделяют на три категории:
Несмотря на отличия по сложности, многие новички начинают свой путь с освоения именно последнего варианта. Если вы достаточно уверены в своих силах — записаться на мастер-класс по росписи глазури можно на сайте художественной студии Glauzura. Здесь вы не только сможете попрактиковаться в разных техниках декора керамических изделий, но и сможете полноценно освоить множество техник и методов росписи керамики под присмотром опытных гончаров.
Удачный дебют – пробуем себя в росписи по керамике
Керамика живет в каждом доме. Где-то ей уделяют больше внимания, любят и выставляют на лучшие места. А некоторые хозяева постигают роспись по керамике, чтобы украшать свое пространство теплыми, очень уютными предметами обихода без посредников. Какие техники используют художники по керамике? Что обязательно должны знать начинающие? Каким может быть первый удачный мастер-класс? Оставайтесь на этой страничке, и вы все узнаете.
Техники росписи по керамике
Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.
Подглазурная
Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.
Подглазурное нанесение рисунка
Особенности технологии подглазурной росписи:
Процесс подглазурной росписи представлен в данном видео:
На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.
Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.
Внутриглазурная
В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.
Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.
Надглазурная
Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.
Особенности стандартной надглазурной росписи:
Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.
Роспись керамики для начинающих
Эти советы сориентируют начинающего художника по керамике. Пусть непростой, но очень увлекательный, сложности только повышают интерес к ремеслу.
Советы опытных керамистов:
Первые занятия с керамикой – это точно не надглазурная роспись фарфора. Обычно это уроки, позволяющие нанести простейший узор на глиняное изделие, и посмотреть, что будет происходить при обжиге. Так как обжиг – опыт, требующий наглядности и четкого соблюдения правил безопасности, лучше взять персональный урок у керамиста. Или посетить соответствующий мастер-класс.
Мастер-класс: роспись на керамической плитке
Дух захватывает от мысли, что самостоятельно можно заняться росписью керамической плитки. Той самой, которая впоследствии станет фартуком на кухне или выстелет столешницу. Можно начать и с заданий попроще: например, сделать расписную плитку, которая станет обрамлением зеркалу. Новички часто используют краситель-акрил, очень удобный в нанесении и покорный даже пока не в очень опытных руках.
Роспись керамики акриловыми красками – что подготовить:
Роспись плитки своими руками:
Витражная росписи, точечная, стилизация под гжель – вариантов, как проявить себя в росписи керамики, очень много. Это популярное художественное направление вот уже не одно тысячелетие привлекает людей своей простотой и изяществом. А еще работа с керамикой – одна из самых сильных техник арт-терапии.