какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

Классические свойства системы

какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть картинку какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Картинка про какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

Эмерджентность означает, что у системы появилось новое свойство (функция), которой не было у каждой из её частей. Данное слово с английского переводится как «возникновение, появление». Эмерджентность ещё называют «системный эффектом». Любая система обладает свойством эмерджентности, а иначе это не система, если не можете назвать функцию данной системы.

Свойство эмерджентности помогает обсуждать разные системные уровни, не теряясь между ними. Различаются между собой функция поршня, функция мотора и функция автомобиля. Такой переход с одного системного уровня на другой называется метасистемный переход. На каждом системном уровне появляется определенная функция какой-то системы или проявляется её эмерджентность.

Системные уровни построены по отношению вложенности одного уровня в другой. Вложенность можно представить как матрешку: буквально одна система входит в другую систему, которая для нее будет надсистемой. Свойство вложенности означает, что любая система сама является надсистемой для каких-то систем, а также входит в какую-то большую надсистему. Если говорим, что у нас есть система, то у нее автоматически есть подсистемы и надсистема.

Все три вышеперечисленных свойства помогают выделять системы из физического мира, удерживать внимание на самой системе и при необходимости рассматривать её устройство (подсистемы), а также не терять связь системы с физическим миром (надсистема).

Рассмотрим пример — система «часы». Во-первых, всегда можно представить данную систему в физическом мире. Часы обладают свойством целостности, у них есть граница и части системы «часы» связаны между собой сильнее, чем с другими объектами физического мира (где-то система заканчивается, а дальше уже не система). Часы имеют эмерджентное свойство, а именно у часов есть функция — показывать время. Данная функция появляется только когда все части часов собраны вместе. Но ни у каких частей системы нет такого свойства, оно появилось у системы в целом. Вложенность проявляется в том, что каждый элемент системы является частью всей системы, и он сам может из чего-то состоять.

В классических методологиях системного подхода системы рассматривались как материальные объекты, но при этом никак эти объекты не были связаны с интересами, ролями, практиками Все эти связи появились в так называемом системном подходе 2.0. Об этом в следующем разделе.

Таким образом, подводя итог рассмотрению классического понятия «система» [4] необходимо выделить главное:

Понятия: классическое понятие «система», системный подход 1.0, свойства системы: целостность, эмерджентность, вложенность, системные уровни, метасистемный переход.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»

Источник

Понятие систем и их атрибутов.

Модуль I. Управление образовательными системами как отрасль научного знания

Тема 1.1 Социально-педагогические системы. Понятие управления и педагогического менеджмента. Комплексный и системный подход как управленческий феномен.

Понятие систем и их атрибутов.

Понятие «система» со времён античности вошло в процесс познания человеком как чего-то целостного, упорядоченного и системного в построении окружающего мира. Однако теория систем оформилась только в начале XX века, когда Л. Берталанфи, Р. Акофф и другие учёные представили собственные концепции теории систем, в которых под системой понимали совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие.

Однако современная теория систем несмотря на продолжительный период пользования понятием «система», все еще не нашла общепринятого, стандартного истолкования этого термина.

Существует много определений системы.

1. Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии (Л. Берталанфи, Р. Анкофф).

2. Система – это множество объектов вместе с отношениями этих объектов (А. Холл, Р. Фейджин).

3. Система – множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь).

Можно утверждать, что система – это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы. Функция – роль, назначение отдельного элемента в системе, а также системы в целом.

Категория «система» наиболее часто встречается в философских, социальных, педагогических, психологических науках. Достаточно привести несколько наиболее популярных публикаций из этих наук: В.Г. Афанасьев – «Системность и общество» (1980); И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин – «Становление и сущность системного подхода» (1973); К. Боулдинг – «Общая теория систем – скелет науки» (1969); Н. Винер – «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948).

Академик, доктор педагогических наук Л.И. Новикова (1918 – 2004) утверждала, что «не приём, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».

Наиболее известные работы в педагогике и психологии, где раскрывается роль категории «система»: Ф.Ф. Королёв – «Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях» (1970); Н.В. Кузьмина – «Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки» (1980); Б.Ф. Ломов – «Системность в психологии» (1975); В. П. Беспалько – «Основы теории педагогических систем» (1997) и др.

В образовательной практике педагоги и руководители повсеместно используют термин «система»: воспитательная система образовательного учреждения, система воспитательной работы, система самостоятельной работы, классно-урочная система и т.п. Но чаще всего вкладывают в этот термин смысл некоторой упорядоченности, последовательности процесса или строгой структурированности педагогического объекта.

Изучаемый курс предполагает рассматривать образовательное учреждение как социально-педагогическую систему, особым образом устроенную.

Чтобы изучать такую систему, а тем более ею управлять, необходимо хорошо знать объект управления.

Рассмотрим общую характеристику природы, сущности, назначения, структуры и основных свойств систем, по В.П. Симонову [47]. Для этого воспользуемся таблицей, представленной Симоновым В.П. в указанном пособии.

I. Природа, назначение, структура и свойства систем

Таблица 1. Природа, назначение и свойство систем по Симонову В.П.

Главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей, взаимодействий (взаимообусловленностей) элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. еmerge – возникать, появляться).

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять. Целостность и эмерджентность интегративные свойства системы.

Рассмотрению явления, процесса, объекта как некоторой целостности присуще холизму (от греческого – целый, цельный, весь) – учению о целостности, согласно которому целостность мира считается высшей и всеохватной. Холизм провозглашает, что целое всегда предшествует частям и всегда важнее частей. Как показывает история философии и науки проблема целостности человека всегда была в фокусе исследователей. «В самом деле, – отмечал Аристотель, – человек, поскольку он человек, един и неделим». Каждый исследователь видит, что человек един, но определяет его по-своему, используя особенные научные средства. Так, исследователь чисел полагает его как единого неделимого и затем исследует, что свойственно человеку, поскольку он неделим. Геометр же рассматривает его не поскольку он человек и не поскольку он неделим, а поскольку он имеет объем. Несмотря на то, что человек един и целостен, в науке и практике человековедения происходит «расчление» человека на слабоувязанные части. Врач рассматривает человека зачастую с позиции своей узкой специализации (хотя и памятует о психосоматической обусловленности многих болезней человека). Педагог, специализируясь в области преподавания своего предмета, зачастую теряет из виду личностные механизмы развития человека (сознание, волевая саморегуляция, рефлексивность, чувства), делая акцент на когнитивных (развитие памяти, мышления, воображения).

В педагогике провозглашён принцип целостности. Он означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Но целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения, воспитания и развития, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.

Педагогический процесс необходимо приближать к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. В целостном педагогическом процесс должна быть такая организация жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

&? Задание 1. **Внимательно проанализируйте выше изложенную трактовку категории целостности и попробуйте представить целостность педагогического процесса в виде некоторой педагогической модели. Используйте для этого круги Эйлера, солярную модель, либо приём суммативности компонентов в некоторую систему, либо приём логико-структурной схемы.

В ряде научных источников выделяют и иные свойства систем: организованность, функциональность, структурность, надёжность, мультипликативность, синергичность и др.

Для социально-педагогических систем имеет важное значение такое свойство как синергичность (от греч. synerqeia – сотрудничество, содружество) означает совпадение направленности действий, интеграцию усилий в системе, которое означает, что однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Эффект синергии (эффект взаимодействия) компонентов получается при отлаженном взаимодействии системы с внешней средой и компонентов внутри системы.

Для научной характеристики систем Симонов В.П. выделяет также законы существования и эволюции систем.

&? Задание 2. 1)*Выписать законы существовании и эволюции систем самостоятельно по учебному пособию Симонова В.П. «Педагогический менеджмент: НОУ-хау в управлении образованием», М., 2006, – с.27.

2)** Докажите, что человек – целостная система (выделите некоторые компоненты человека как сложной системы и покажите их взаимообусловленность. Например, интеллект человека чем должен быть обусловлен? Физическое здоровье чем обусловливается и т.д. и т.п. ).

3)*** Покажите, как работает свойство синергичности по отношению к социально-педагогическим системам, например школе (выделите компоненты внешней и внутренней среды школы и установите их тесное взаимодействие). При затруднении обратитесь к учебному пособию Шамовой Т.И, Третьякова П.И. Капустина Н.П «Управление образовательными системами», М., 2001, параграф 4 «Школа как социально-педагогическая система», рассмотрите предложенную авторами таблицу «Педагогическая система школы, её свойства и взаимодействие с другими социальными сферами». Чтобы вы изменили, добавили в таблице?

Виды систем.Согласно общей теории систем все системыделятся на интегративные (суммативные) и деятельностные.

Симонов В.П. определяет суммативные системы как расположение чего-либо в определенной последовательности, упорядоченности и деятельностные как взаимодействие двух и более компонентов, приводящее к появлению нового качества. В приведённой выше таблице 1 указаны и другие виды систем.

Выделяют особым образом закрытые и открытые системы. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, обменом энергией, информацией, материалами. Открытые системы приспосабливаются к изменениям внешней среды, чтобы продолжить своё функционирование и развитие.

Примеры образовательных систем: система образования города, района, региона, страны; образовательные учреждения: школа, колледж, университет и т.п.; урок как дидактическая система (подсистема); воспитательная система школы и др.

Для характеристики образовательных систем необходимо выделить уровни, связи в системе, компоненты, системообразующий фактор согласно таблицы 2:

Таблица 2. Основные данные для характеристики образовательных систем

В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Педагог и психолог Н. В. Кузьмина (р.1923), вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих:

1) субъект педагогического воздействия;

2) объект педагогического воздействия;

3) предмет их совместной деятельности;

5) средства педагогической коммуникации.

Симонов В.П. рассматривает педагогический процесс как систему, состоящую из 6 взаимосвязанных компонентов. Рисунок 1.

какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть картинку какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Картинка про какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

Рисунок 1. Система педагогического процесса по Симонову В.П.

Указанные компоненты составляют систему. Если убрать один из компонентов, педагогическая система тут же развалится. Ни один компонент невозможно заменить. Выделить структурный компонент еще не значит полностью описать систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

Источник

Управление образовательным учреждением

какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть картинку какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Картинка про какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

Учебное пособие представляет собой достаточно компактное, но в тоже время целостное и логичное изложение основ управления образовательным учреждением. Предназначается для слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Может быть полезным для студентов экономических специальностей, руководителей и специалистов сферы образования

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление образовательным учреждением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. Природа, сущность, назначение и свойства систем

1.1. Понятие и признаки систем

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». Л. Берталанфи под системой понимал совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие, а также выделил открытые и закрытые системы. Данное определение является не совсем точным, поскольку не во всякой системе существует взаимодействие между элементами (например, книжный каталог). А. Холл и Р. Фейджин определили систему как совокупность элементов, между которыми имеются не взаимодействие, а отношения между объектами и их атрибутами (свойствами). Однако и это определение не точно, поскольку в данном случае под системой понимается любое сочетание элементов.

Некоторые авторы утверждают, что к системам относятся, например, «неорганизованные совокупности» и примером может служить даже «любая куча камней, случайное скопление людей на улице»; исходя из данной логики, последствия стихийных бедствий также представляют собой систему. В действительности всё это называется хаосом, и бессмысленно говорить об определённой упорядоченности неорганизованных систем.

А. Акофф и Ф. Эмери выделили «целенаправленные» и «целеустремлённые» системы. Первые, по их мнению, ведут себя как запрограммированные роботы (в качестве примера приводятся холодильник, дома, самолёты и т.п.) — технические, сложные системы. Ко вторым, целеустремлённым системам они относят «людей и животных, университеты и больницы», так как они «изобретательны и динамичны, поскольку их цели и способы выбора цели меняются со временем». Налицо явное смешение естественных (человек и животные) и искусственных систем: например, какие цели выбирают дома или больницы?

В настоящее время определились два основных подхода к формулированию понятия «система»: 1) указание её целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В.А.Якунин обосновал несостоятельность второго подхода [17]. Несостоятельность заключается в том, что существует принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причём каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определёнными критериями. Вместе с тем оба подхода имеют общий признак: идею взаимодействия множества частей, элементов и интеграцию их в целое.

Наиболее точное определение понятию «система» даёт Т.И.Шамова [16]: это целеустремлённая целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Основные признаки объектов, которые можно отнести к системам [1]:

1) наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент — это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в её рамках. Минимально допустимое число элементов в системе — два;

2) наличие структуры, т.е. определённых связей и отношений между элементами. Связь — это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

3) наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность — это результат, получаемый от взаимодействия элементов;

4) наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных её компонентов;

5) целеустремлённость системы. Каждая система создаётся для достижения определённой цели. В связи с этим функции её компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

6) наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: а) во взаимодействии с внешней средой (среда — это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); б) во взаимодействии данной системы с суб — и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка;

7) наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и её компонентах.

8) наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремлённость, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремлённости, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

По мнению В.П.Симонова [11] все системы делятся на суммативные (интегративные) и деятельностные. Суммативные системы — это упорядоченность чего-либо или определённая последовательность (структура). Данные системы не имеют единой структуры и определённого количества компонентов (например, систематический книжный каталог, автомобиль, компьютер, любое слово, получаемое вследствие упорядочения последовательности определённых знаков и т.п.). Деятельностные системы — это взаимодействие как минимум двух компонентов, приводящих к появлению нового качества. Все системы данного вида имеют абсолютно одинаковую структуру (цель — результат, субъект — объект (второй субъект), содержание и способы деятельности).

Суммативная (интегративная) система (структура) всегда первична и представляет собой составную часть всякой деятельностной системы. Следовательно, в основе любой деятельностной системы лежит определённая структура, а сложная суммативная система может состоять из целого ряда самостоятельных суммативных и деятельностных систем (например, система образования страны, учебные занятия как взаимодействие преподавателя и обучаемых, трудовой процесс как взаимодействие человека с каким-либо объектом или субъектом и т.п.).

По происхождению системы бывают естественными и искусственными. Естественные системы — это все элементы живой и неживой природы и в первую очередь сам человек. Все естественные системы объективны по сути и подчиняются объективным законам природы, которые нельзя нарушить без серьёзных последствий для существования и развития самой системы (никто не в состоянии нарушить, например, закон всемирного тяготения и т.п.). Искусственные системы субъективны и подчиняются законам, принципам и правилам, установленным (сформулированным) их создателями: действие всевозможных технических устройств, правила дорожного движения и т. п. Нередко их нарушают (игнорируют, не соблюдают) без каких-либо последствий для нарушителя.

Выделяются закрытые и открытые, абстрактные и конкретные, статичные и динамичные системы и др. В закрытых системах затруднён или отсутствует обмен веществ, энергией, информацией с другими системами или окружающей средой (например, работник, не повышающий свою квалификацию, тоталитарное государство и т.п.). В открытых системах свободен обмен веществ, энергией, информацией с другими системами или с окружающей средой (например, личность, учебные занятия, демократическое общество, управленческий процесс и т.п.).

К абстрактным относятся все знаковые системы (алфавит, цифры, пиктограммы, иероглифы и т.п.). Например, из анаграммы АДВО можно составить только слово ВОДА (это и есть суммативная абстрактная система). В конкретные системы входят хотя бы два элемента — объекты, например система образования страны, образовательный процесс, любое техническое устройство, расстановка в определённом порядке мебели в аудитории и т. п.

Для статичных систем характерна неизменность свойств в пространстве и времени (например, систематический книжный каталог, любое здание, сложенное из блоков или кирпичей, автомобиль или компьютер как совокупность определённых деталей, собранных в определённой последовательности и т.п.).

В динамичных системах постоянно изменяются свойства в пространстве и времени (учебные занятия, процесс управления как взаимодействие субъектов менеджмента и т.п.).

В системах без ведущего органа все её элементы выполняют сходную функцию (систематический книжный каталог, мебель в аудитории и т.п.).

Централизованные системы имеют орган управления (например, государство, система образования, учебное заведение, учебные занятия, любое учреждение или предприятие и т.п.).

К простым (моноструктурным, или однообразным) относятся все системы, состоящие из одинаковых элементов и выполняющие идентичную функцию (книжный каталог, расставленная в определённом порядке мебель и т.п.). К сложным (полиструктурным, многообразным) относятся все биологические, социальные и большинство технических систем (например, человек, система образования, автомобиль, телевизор, компьютер, мобильный телефон и т.п.).

Различают также биологические, социальные и технические системы. Биологические системы — это все животные, растения, человек.

Социальные системы — это всякое субъект-субъектное взаимодействие (учебное занятие, взаимодействие человека с человеком, руководителя с подчинённым и т.п.), а также и любое субъект-объектное отношение (человек — компьютер, человек — автомобиль, человек — книга и т.п.). Технические системы: все технические устройства (компьютер, автомобиль и т.п.; расстановка мебели в аудитории, систематический книжный каталог и т.п.).

Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система». По мнению В.С.Лазарева [7], процессная система — совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на рис. 1.1.

«Вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса. «Выход» делится на основной и побочный.

какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Смотреть картинку какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Картинка про какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени. Фото какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

«Процесс» определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путём изменения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

1.3. Законы существования и эволюции естественных и социальных систем

Закон зависимости развития и эффективности функционирования системы от степени её открытости (всякая закрытая система деградирует, стремится к самоликвидации). Например, если человек как биологическая система перестанет дышать, принимать пищу и воду, т.е. не станет обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, то он быстро погибнет. Если же человек как личность не будет обмениваться информацией с окружающим миром, то он деградирует как личность.

Закон достижения цели системой как условие окончания её существования или перехода в иное качественное состояние означает, что после достижения системой цели, ради которой она была создана, эта система практически прекращает своё существование как самостоятельный феномен, разрушаясь или трансформируясь в другую («эквифинальность» — по Л. Берталанфи).

Завершаясь, учебное занятие перестаёт существовать как конкретная система, а преподаватели и обучаемые становятся элементами другой деятельностной системы, например, пешеходами (система взаимодействия человека с другими людьми и транспортом), покупателями (субъект-субъектное взаимодействие в системе «покупатель — продавец»), пассажирами (субъект-субъектное взаимодействие с другими людьми и субъект-объектное взаимодействие с транспортным средством в то же время) и т. п.

Закон отрицания революционного пути развития гласит, что всякая революция разрушает любую систему, однако это позволяет её отдельным компонентам (системам как её составным частям) перейти на новый этап своего эволюционного развития. Все социальные системы на Земле были разрушены в результате серьёзных революционных потрясений, что подтверждает действие в этих системах одних и тех же законов.

Например, образовательный процесс находится в состоянии перманентного эволюционного развития, а попытки подойти к нему с революционных позиций, как правило, трансформируют его в другую систему, а чаще всего разрушают. По этой причине призывы к революционным изменениям в системе есть не что иное, как посыл к её уничтожению.

Закон периодического эволюционного толчка выступает в качестве условия дальнейшего ускоренного развития всякой системы, бывшей частью более сложной, разрушенной ранее системы. Например, система образования в Беларуси (как суммативная и деятельностная одновременно) получила мощный стимул к самосовершенствованию и саморазвитию, несмотря на серьёзные социально-экономические трудности, возникшие в стране после 1991г.

В теории и практике менеджмента давно известно, что для эффективного функционирования всякую систему необходимо периодически встряхивать. Например, рыбоводы, разводящие карпов, обязательно запускают в пруд парочку щук. Карпы вынуждены из-за присутствия хищников много двигаться и быстрее набирать вес. В противном случае карп ленив и ведёт малоподвижный образ жизни, вследствие чего плохо и медленно растёт.

Человек как биологическая система также должен быть активным, более того — ему важно иногда испытывать небольшую вибрацию (прочищение кровеносных сосудов от застойных явлений). Даже простое чихание раз в сутки по сути своей есть не что иное, как определённый и нужный момент встряхивания, а фактически — очищение дыхательных путей (встряхивание системы органов дыхания человека как естественной биологической системы).

В учебном процессе как социальной деятельностной системе подобной встряской на занятиях обычно становится новизна, нестандартность учебного материала, показ его практической значимости и важности в деятельности человека вообще. Очень эффективно занятие, на котором обучаемые испытывают удивление и радость познания. Такой же встряской в социальных системах считается периодическое повышение квалификации работников.

Закон критической массы гласит, что управляющая подсистема должна быть на два порядка меньше управляемой. В противном случае орган управления начинает работать сам на себя, и управляемая подсистема становится практически неуправляемой или, в лучшем случае, формально и неэффективно управляемой, т.е. на каждую сотню работников должно приходиться менее десятка руководителей. Одним из подтверждений этого закона является, то, что мозг человека составляет примерно сороковую часть его массы, — более массивный орган управления просто не нужен.

Закон соотношения случайного и закономерного гласит, что всё случайное в системе низшего порядка представляет собой закономерное следствие события, случившегося в системе высшего порядка. Другими словами, всё, что мы воспринимаем как случайное, есть закономерное воздействие события, произошедшего в другой системе. Например, периодическая невыплата заработной платы на государственных предприятиях (на первый взгляд, «случайность»), является закономерным следствием событий, произошедших в системе органов управления отраслями экономики. В образовательном процессе также не бывает ничего случайного, а всё развивается как следствие причин, порождённых деятельностью преподавателя, обучаемых, их родителей и органов управления в целом. Другой пример: все «случайные» природное катаклизмы (цунами, землетрясения, наводнения и т.п.) представляют собой закономерное следствие событий, происходящих в системе более высокого порядка — на земном шаре или даже в Солнечной системе.

Таким образом, закономерен несложный вывод, что в принципе ничего случайного в мире не бывает — причина всякого «случайного» события лежит, как правило, в системе высшего порядка.

Закон доминирования асимметрии в системе как условие её стабильности, выживания и эволюции в целом. Асимметрия наблюдается уже на атомном и молекулярном уровнях. Так, наличие асимметричного атома в органическом соединении обусловливает его оптическую активность, а симметрия свойств кристалла обусловлена симметрией его строения, что в XIX в. доказал Луи Пастер, чьи работы по оптической асимметрии молекул легли в основу науки стереохимии.

Природные белки содержат только «левые» аминокислоты, а нуклеотиды — только «правые» сахара. Неживой природе присуще равновесие «левых» и «правых» изомеров (полная симметрия). Учитывая асимметрию молекул, Л. Пастер противопоставил живой и неживой мир: в живых организмах преобладают только одни изомеры и отсутствуют другие (асимметрия), в неживой природе разные изомеры представлены в равных соотношениях (симметрия). Не видя в земных условиях причин, способных вызвать асимметрию у первичных форм жизни, Л. Пастер справедливо связал их происхождение с Космосом, где широко распространены асимметричные процессы и формы.

Биологи, например, установили, что в неблагоприятных экологических условиях количество листьев левой ориентации у дерева резко возрастает, что говорит о том, что выживание данной биологической системы обусловлено доминированием асимметрии в её структуре. Исследование, проведённое в Московской области, показало, что положительная асимметрия оказалась характерной для лесопарковой зоны, отрицательная асимметрия — для посадок вдоль городских улиц, а симметрия — для посадок вдоль шоссе (экосистема деградирует). Эти данные можно использовать в качестве своеобразного маркера или критерия состояния природной среды. На этой основе можно также и более достоверно рассматривать проблему адаптации биосистем.

Основные парадоксы асимметричного мира. Самый главный парадокс проявляется уже при создании всякой биологической системы. Сформулированные в 1866 г. Г. Менделем законы наследственности действительно соблюдаются независимо от воли человека, поскольку они относятся к объективным законам естественных систем, но имеют небольшое «отклонение». Дело в том, что, исходя из простейших расчётов, можно предположить, что две женские XX и две мужские ХУ хромосомы должны при слиянии обеспечивать рождение 50% мальчиков и 50% девочек. Однако демографы давно подметили, что во все времена, у всех народов на 500 родившихся девочек рождается 540 мальчиков (или, по другим данным, — 100 на 108) — отрицательная асимметрия. Таким образом, очевидна явная асимметрия, но что интересно, примерно к двадцатипятилетнему возрасту соотношение полов становится асимметричным в другую сторону, т.е. число женщин возрастает по отношению к числу мужчин (положительная асимметрия).

Исключение составляет сегодня Китай, где путём искусственного вмешательства в естественную систему добились ограничения рождаемости и увеличения большого числа, родившихся мальчиков, что привело к существенным перекосам. Теперь в Китае наблюдается нехватка женского пола добрачного возраста. Можно уверенно сказать, что Китай в этом плане ожидают большие демографические и социальные неприятности в целом. Кстати, если большинство общества составляют мужчины, то в нём усиливается агрессивность, что чревато серьёзными последствиями.

В теле человека как биологической системе доминируют левовращающиеся молекулы, а биохимикам давно известно, что лево — и правовращение молекул в веществе обусловливает различные его свойства. Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся внешнюю симметрию, тело человека в действительности асимметрично как по строению, так и по функциям. Правое и левое полушария головного мозга функционально различны и не тождественны между собой, правые рука и нога имеют отличия от левых, как по размерам, так и по функциям (праворукость, леворукость, толчковая нога и т.п.). Таким образом, можно утверждать, что мы живем в мире, где властвует асимметрия, начиная с атомномолекулярного строения вещества и функций и кончая асимметрией Вселенной.

Наличие полов также доказывает действие этого закона. При однополом видовом состоянии всякая биологическая система просто несостоятельна, поэтому пропаганда нетрадиционных сексуальных взаимоотношений во многих СМИ в последнее время подталкивает к нарушению данного закона, что в итоге, наряду с другими неблагоприятными факторами, может привести человечество к вымиранию. Всё это ещё более усугубляет положение с рождаемостью и обусловливает преобладание смерти над рождением, т.е. приводит к падению прироста населения, а фактически к его вымиранию. Человечество просто погибнет, если станет в массовом количестве создавать однополые пары, поскольку это — симметрия, т.е. признак деградации системы с её последующей гибелью.

Закон доминирования асимметрии, явно лежащий на поверхности и наблюдаемый всеми, до сих пор большинством людей не осознается, хотя интуитивно многие из них стараются действовать в соответствии с ним (что практически заметно во всех отраслях человеческой деятельности). Например, мы традиционно на все торжества приносим нечётное количество цветов, а на похороны — чётное.

Природа асимметрична, поскольку не существует ни одного полностью симметричного растения или биологического объекта.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление образовательным учреждением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *