какие виды сми появились в 20 веке

Какие виды сми появились в 20 веке

Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в св.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

«Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей…»

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть первая. Книга третья.

В свете современных высоких технологий стоит пересмотреть предпосылки и причины возникновения каждого вида СМИ, влияние на это различных факторов. В данной статье это будет сделано в кратком изложении основных позиций с попыткой связать это с современными явлениями.

Произошла невиданная до того времени культурная революция, и к 1500-му году было напечатано уже порядка 10 миллионов книг более чем на тысяче печатных станках.

Такая потребность могла сложиться лишь с укреплением государственности и растущим интересом грамотной европейской аудитории к новостям политической и экономической жизни в своей стране и в сопредельных государствах. С начала 17 века газета в Европе начинает путь уверенного распространения по городам и странам: Страсбург (1609), Базель (1610), Франкфурт (1615), Гамбург (1616), Берлин (1617), Амстердам (1618), Лондон (1621), Париж (1631). Большинство из этих изданий дошли до нашего времени. Но начало газеты как типа издания всё же следует считать с 1565-го года, с листков новостей, выходящих в Венеции, потому что целевое назначение этих изданий и составили именно регулярные сводки новостей о политической жизни Италии и других европейских стран. Правда, венецианские листки были рукописными. Однако, хотя точных свидетельств не сохранилось, с течением времени появляются различные факты, свидетельствующие о возникновении и первых печатных газет уже в 60-е годы 16 века.

Так или иначе, можно считать, что на рубеже 15 и 16 веков печатные СМИ начали свой исторический путь, открыв семейство масс-медиа, которому суждено будет сыграть важнейшую роль в развитии человеческого общества.

Газета и журнал составили основу печатных СМИ. Остальные издания из этого класса примыкали то к газете, то к журналу. (Госкомиздат СССР когда-то даже названия придумал: «издания газетного типа», «издания журнального типа»).

Если принять за условную дату рождения печатной периодики 1600-й год (это можно сделать с уверенностью), то можно отметить, что 320 лет печатные СМИ, как вид масс-медиа, пробыли в одиночестве, отражая установившуюся технологию получения, отбора и выпуска в свет новостной и аналитической информации.

И опять мы имеем дело с таким существенным, знаковым явлением, которое повлияло на самого человека и в определенной степени его изменило (о чем позднее)…

Конечно, это был скачок в развитии СМИ.

Таким образом, просуществовав 320 лет в гордом одиночестве, печатные СМИ дополнились участием на информационном рынке аудиовизуальными. В течение последующих 65 лет печатные и аудиовизуальные существовали вместе – так, как до этого печатные, и этот дуэт, казалось, тоже был навсегда… Если не касаться промежуточных типов и форм изданий, установилась вполне очевидная и прочная структура средств массовой информации: печатные СМИ – газеты и журналы и аудиовизуальные – радио и телевидение (не считая промежуточных форм, которые легко к этим типам примыкают). Два вида СМИ функционировали в общественном ареале независимо, не отменяя, а дополняя друг от друга Какие бы новые типы изданий или теле-радиопередач ни возникали, эта структура казалась незыблемой, ничто не предвещало глобальных изменений в системе.

Между тем, процессы возникновения и развития новых технологий продолжались, и опять в сфере поиска более эффективных способов коммуникаций.

Приведем в самом кратком изложении некоторые факты из многократно описанной в Сети истории Интернета.

В условиях прогрессирующей глобализации, в суматохе быстро меняющихся дел и событий человечество не заметило существенное явление – зарождение середине 80-х годов 20 века нового вида СМИ. Не нового типа издания или радио-телепередачи, а именно вида средств массовой информации! После 320 лет господства печатных СМИ, а затем 65 лет печатных и аудиовизуальных, возникли сетевые электронные СМИ. Их утверждение в системе СМИ стоит считать: 1985 год для США, 1995 год – для России, когда сетевые СМИ стали явлением…

Тогда же, в 2000-2001 годах, начались поиски новых путей развития Интернета, а точнее – его новой бизнес-модели. Впрочем, тогда же и незадолго до этого уже были созданы новые сервисы, значимость которых в то время никто еще предсказать не мог. Рассмотрим некоторые…

К 2001 году Google уже обрабатывал более 100 миллионов запросов в день и стал предлагать бесплатные услуги поиска школам, университетам и другим образовательным учреждениям во всем мире.

На этой основе стали создаваться новые, более основательные сервисы. В конце 2002-го вошла в действие первая поисковая система для блогов и другие технологические усовершенствования. С 2003-го в США, а затем и в других странах блоги стали использоваться в избирательных кампаниях. Социально-политический интерес при технологических достижениях наложился на всё возрастающий личный интерес обывателей, стремящихся закрепить информацию о себе, любимых. Число блогов стало стремительно расти, наряду с личными стали появляться блоги сообществ, коммуникации между блогами стали совершествоваться. Всё это привело к созданию новой среды, названной блогосферой.

В марте 2000 года в Лондоне несколько энтузиастов создали бесплатный энциклопедический сетевой проект под названием «Нупедия» (Nupedia), открыв одноименный портал. Развитие этого проекта нашло отражение в осуществлении более масштабной идеи – создании бесплатной и претендующей на всеохватность всемирной энциклопедии, созданной энтузиастами на добровольных началах. Новый проект, получивший название Википедии (Wikipedia), был официально открыт 15 января 2001 года Ларри Сэнгером и Джимми Уэйлсом. Поначалу это казалось невероятной затеей: каждый мог сочинить словарную статью о чем угодно, а главное — исправить, дополнить или изменить чужую. Уже через месяц в Wikipedia было опубликовано 600 статей, через год — 20000. Однако дальнейшее развитие проекта было под вопросом вследствие постоянной критики по поводу неточности и неполноты сведений, непроверяемости многих публикуемых данных.

Успехи этих и некоторых других компаний в условиях общего кризиса в Интернете натолкнули президента компании O’Reilli Media Тима О’Рейли и его единомышленников на анализ ситуации в сетевом пространстве, в результате чего 30 сентября 2005 года появилась статья «Tim O’Reilly: What Is Web 2.0», опубликованная в переводе на русский язык в журнале «Компьютерра online» 18 октября того же года под заголовком «Что такое Веб 2.0».

Тим О’Рейли на основе серьезного анализа группы специалистов (он называет это коллективным мозговым штурмом) отметил рождение нового явления, знакового события в жизни Сети, нового этапа ее развития и сформулировал его принципы. Автор пожаловался на непонимание многими сетевыми деятелями распространившегося уже тогда термина «Web 2.0». С момента выхода статьи прошло пять лет. Термин в Сети давно и прочно укрепился, число его упоминаний в Гугле, например, исчисляется миллиардами в год, но по-прежнему непонимание остается. Самое неприятное встречать примитивные взгляды и рассуждения в профессиональной среде. Не только в рекламных листовках провайдеров, но и в столичных амбициозных журналах, и в диссертациях можно встретить определение Web 2.0 как сервис (!), даже при наличии ссылки на О’Рейли. Между тем, как мне кажется, он определил это понятие вполне ясно, приведя его основные принципы, суть которых сводится к двум главным характеристикам:

Впервые создателям сайтов оказалось возможным зависеть не от инвестора или спонсора, больше того – не от рекламодателей, а от качества собственной работы. Впервые в истории рыночной экономики оказалось, что можно предоставлять людям массу услуг, не клянча деньги и не ломая голову над рекламой. Такая понятная и привычная капиталистическая модель перевернулась с ног на голову. Получилось, что творцам надо заниматься творчеством, а деньги придут к ним сами, только от того, что число посетителей в десятки и сотни миллионов привлекло поток рекламодателей, жаждущих разместить там свою рекламу за большие деньги.

Вернемся к сервисам, о которых шла речь выше. Если определить период до 2000-2001 гг. как Web 1.0, очевидно, в течение пяти лет – с 2001-го по 2005-й в Сети формировался переход от Web 1.0 к Web 2.0, то есть к новой системной модели, который был завершен, и явление теперь, по прошествии пяти лет, можно анализировать более продуктивно.

Итак, что мы имеем уже после 2005 и до 2010 гг.:

2. Википедия.

В марте 2006-го года, несмотря на критику, число статей в Википедии достигло 1 миллиона, а к 2010-му превысило 15 млн.! Сайт насчитывает 325 млн пользователей и по некоторым данным считается пятым в мире по посещаемости.

4. Блогосфера успешно развивалась, совершенствуясь технологически и входя в сознание миллионов. Согласно статистическим данным, на сентябрь 2009 года в мире насчитывается примерно 140 млн блогов. В это число входят не только личные блоги, которые, конечно, составляют большинство, но и блоги разнообразных сообществ. Несмотря на то, что только четверть из них используются активно, эта цифра огромна и продолжает расти.

Эти сервисы, возникшие еще в период Web-1.0, получив благодаря многим усовершенствованиям миллионы пользователей, превратились в новую технологию, соответствующую Web-2.0. Но после 2005 года, когда принципы Web-2.0 были сформулированы и имелся опыт вышеописанных сервисов, один за другим стали появляться новые сайты, которые значительно укрепили основу сформировавшейся системы, подтвердив своим рождением ее жизненность.

Приведем два примера.

Сетевые СМИ утвердились в медиасистеме всего лишь 15 лет назад, когда казалось, ничто уже не предвещало явление нового вида. Произошло это быстро и неожиданно. Здесь тоже были свои функциональные особенности, сделавшие этот вид уникальным, отличным от сложившихся ранее: это сверхскорости доставки информации, гибель расстояния и времени, стоящих между источником информации и приемником, это возможность доставки информации без посредников (редакторов, руководителей СМИ, учреждений), формирующих и распространяющих информацию. По меткому выражению Джона Барлоу, – «продажа вина без бутылок»!

Наконец, когда казалось, теперь-то уж всё кончилось, ожидается долгая и спокойная жизнь по укреплению и развитию медиасистемы уже в новом виде, с участием сетевых СМИ, появилось явление Web-2.0, изменившее – ни много, ни мало – само представление о журналистике как виде деятельности и как профессии. Пока неясно, является ли Web-2.0 новым видом СМИ или новым компонентом системы сетевых СМИ. Однако совершенно очевидны знаковые изменения в журналистике, которые сводятся к следующему:

А. Новые авторы. Началось функционирование непрофессиональной, «народной» журналистики, названной «гражданской» (термин идет от американцев, естественно, в России это слово не употребили бы в данном смысле, но утвердилось. Большое количество добровольных помощников регулярно поставляют в теле-радиокомпании и интернет-ресурсы фотографии, тексты и видеоролики, а иногда создают свои органы информации. Уже существуют целые сайты, например, OhmyNews (О-май ньюс), где десятки тысяч внештатных корреспондентов со всего мира создают блок новостей.

Теперь эта работа, еще недавно бывшая чисто волонтерской, всё чаще оплачивается, теперь уже за счет интернет-сайтов, разбогатевших благодаря миллионам посетителей. При этом значительно вырос доступ к интернет-СМИ, которые почти все стали бесплатными.

Уже давно ряд исследователей журналистики говорили о явлении нового человека, о том, что на смену homo-sapiens приходит homo-information (homo-informatikus). Думается, это не совсем так. Человек всегда, с древних времен был homo-information, он жаждал информации, хотел получать ее всё в больших объемах и быстрее. (Ну, если в конце XIX века ежедневной «Нью-Йорк таймс» оказалось недостаточно, стали печатать по два выпуска в день!) При этом человеку всегда казалось, что информации много, а он, жалуясь на это, хотел ещё больше.

Приведу только три примера, три цитаты:

1714, Германия, Христиан Гофман, издатель журнала: «Дело, увы, зашло так далеко, что мы вскоре будем иметь больше извлечений из книг и книг о книгах, чем настоящих книг».

1754, Россия, М.В. Ломоносов: «. число журналов увеличилось до того, что у тех, кто пожелал бы собирать и только перелистывать «Эфемериды», «Ученые газеты», «Литературные акты», «Библиотеки», «Записки» и другие подобного рода периодические издания, не оставалось бы времени для чтения полезных и необходимых книг и для собственных размышлений и работ».

(Источники у меня, конечно, есть абсолютно точные, не привожу умышленно: во-первых, они давались в более ранних моих работах, во-вторых, из желания не лишать того, кому понадобится, хоть какой-то радости поиска. )

Тут, не отходя от компьютера, могу привести сходу десятки примеров из собственного опыта и опыта близких мне людей: человек написал книгу, например, для студентов, потратил массу времени и сил без какой-либо оплаты, а иногда и за свои деньги на издание, а она продается на десятках сайтов, причем цена ее постоянно растет. Есть случаи с оставлением имени автора, есть без имени или с другим именем. И всё же не в этом главная проблема, морально-этические, а иногда и правовые нарушения могут быть восполнены пользой от распространения знания. Можно и так порассуждать: в конце концов, пусть зарабатывают, лишь бы людям попадала нужная им литература. Однако, есть другая, более существенная проблема: при массовом распространении готового знания человек лишается необходимости преодолевать тяжкий путь познания, осуществлять поиск истины. Опасность в том, что, держа в руках результат, он не видит ретроспекцию структуры, из которой это знание построено. Этим человек не просто себя обедняет, но теряет способности к интеллектуальной деятельности. То есть, выходит, что homo sapiens теряет свою сущность и предназначение. Для того, чтобы этого не произошло, современный человек должен предпринять большие усилия, изменив и систему образования, и систему мышления, и систему отношения к окружающему миру.

Насколько это удастся, во многом будет зависеть от масс-медиа и от серьезных публицистов, способных не только отразить историю современности, но и указать человечеству путь к спасению.

Так или иначе, но можно с уверенностью утверждать, что высокие технологии сформировали нового человека, сущность которого еще предстоит изучить.

Мир вступил в новую эпоху – время пересыщения информацией и услугами до такой степени, что, войдя в общество потребления, человек полностью теряет способность творить, создавать своё, добиваться, искать, преодолевать. Ему всё дается в готовом виде, опыт и результат деятельности миллионов становятся доступны каждому. Печально, но в строительстве общества потребления большой, если не решающий вклад внесли журналисты. В этих условиях средства массовой информации должны выработать новую стратегию своего бытования в мировом сообществе, стремительно изменяющемся под напором высоких технологий.

Источник

История советской журналистики: развитие и становление

ХХ век, переполненный событиями от края до края, славится своей значимостью в истории человечества. Его ознаменовали революции, что снесли все предыдущие устои, смерти миллионов, удивительное и такое ожидаемое крушение империй, общественные движения, которые заявили о себе, ужасающие катастрофы, повлиявшие на весь мир, и неизбежные кризисы.

Журналистика как укоренившийся в жизни людей социальный институт не стояла в стороне от ежедневно происходивших изменений, а напротив — активно способствовала их воплощению в действительность. Развиваясь и обретая все новые структурные звенья, СМИ охватили собой мировое пространство. И чем выше становился уровень развития общества, тем больше становилось их влияние.

Происходившие процессы нашли проявления в журналистике России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия, как ни одна другая. С современной точки зрения мы можем понаблюдать, как отразилась советская власть (от социалистической революции до отказа от коммунистических иллюзий) на печати, радио и телевизионной журналистике.

1917-1925

Печать

Начало XX в. было неспокойным, бурлящим, близким к кипению. Сложившаяся в России экономическая и политическая ситуация подталкивала страну к кардинальным, судьбоносным переменам. Во многом изменилась и печать. Теперь, после Октябрьской революции, она делилась на два основных направления: оппозиционная и большевистская. После переворота большевики стали реализовывать диктатуру пролетариата, при которой необходимым условием стало ограничение свободы СМИ. Официально цензура в РСФСР началась 26 октября 1917 года с «Декрета о печати». Фактически он узаконил закрытие тех органов печати, интересы которых шли вразрез с партийными интересами коммунистов. Журналистика советского периода начала свой путь с борьбы за свободу слова, которая под давлением обстоятельств была проиграна.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

Для примера назовем представителей двух ведущих направлений СМИ:

→ Весьма показательный пример советской печати — газета «Беднота» под редакцией Сосновского и Карпинского. Тираж — 500 тысяч экземпляров, стиль — предельно простой, целевая аудитория — малограмотные и бедные люди. Несмотря на низкий уровень материалов, издание быстро набрало популярность.

Радио

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

История советской журналистики была бы неполной без радио. Оказывать сопротивление другим противникам в войне внутри страны помогало именно оно. В годы Гражданской войны радио, изобретенное в военных целях, стало приобретать особое политическое значение. После открытия А.С. Поповым способа передачи звука с помощью электромагнитных волн, в России было открыто радиоэлектронное предприятие «Радиотелеграфное депо», которое выпускало разные приспособления для передачи звука. Краткая история развития радио выглядит так:

Итоги периода

Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г., в нее входили 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту.

С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры (радиогазета, стенная газета) и передачи.

1926-1940

Печать

За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.

→ Самой популярной газетой стала «Правда». Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» (1,5 млн экземпляров).

Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Например, набирали популярность отраслевые и производственные СМИ: «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и т.д.

Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность.

Телевидение

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент (на современное электронное телевидение) получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. на патентование «Способа электрической передачи изображения», однако только 9 мая 1911 г. добился передачи на расстояние лишь неподвижного изображения.

Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г., изобретая «иконоскоп», который решает спор об механическом телевидении в его пользу. Подробнее о появлении телевидения в СССР…

Радио

К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях.

Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода

Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. публицистика становится не только частью культурной жизни общества, но и опасным инструментом административно-командной системы, которая помогала решать политические задачи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух – передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве.

8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек — таков размах системы СМИ в СССР к 1938 году.

1941-1945

Печать

→ Появилась также сеть военных газет: например, 5 газет и 20 журналов для Советской армии и Военно-морского флота. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, К.М. Симонова, Б.Л. Горбатова.

С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы – за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии, но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты и т.д.

Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А.А. Фадееву, В.В. Вишневскому, М.А. Шолохову, Б.Н. Полевой. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия.

Радио

Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее.

Итоги периода

Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т.д.

Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков.

1946-1956

Радио и телевидение

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм.

Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, после чего передают репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо» 1949 года.

После войны советское правительство довольно быстро перестроилось с «мирного неба» на «холодную войну». Международная напряженность росла, поэтому многие радиочастоты с зарубежными передачами активно блокировались. Можно смело говорить о новом витке развития цензуры, но уже в радио-сегменте.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 векесоветская цензура

Печать

После окончания Великой Отечественной войны советская журналистика разворачивает баннер «мира на всей земле». Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной. Огромные потери создавали бреши на рабочих местах, мужчин не хватало, и женщины со стариками работали в три смены, чтобы уложиться в планы, спущенные сверху. Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше. Главными темами стали трудовые подвиги простых людей.

→ 5 марта 1953 года умирает И.В. Сталин, что приводит к пересмотру политической обстановки. В «Правде» и «Новом мире» появляются острые выступления В.В. Овечкина: он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством (его «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае»). Он зацепил внимание читателей своим честным изображением жизни, без скрытия ее недостатков.

Итоги периода

Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть.

Смерть Сталина обнажила многие давно уже назревающие проблемы. В частности, обсуждались «перегибы на местах» и ошибки, о которых ранее было даже страшно подумать. Страна нуждалась в переменах, и новое партийное руководство пришло к необходимости обличить особенно яркие злоупотребления властью, произошедшие за долгий период правления Сталина. В конце концов, новый генеральный секретарь Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности и дал тем самым зеленый свет журналистам, которые осторожно, ощупью продвигались по политическому минному полю.

1957-1986

«Оттепель» — новый партийный курс, провозглашенный в 1956 году. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., немного растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты с 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

Телевидение и радио

Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая – общественно-политическая, вторая – информационно-музыкальная, третья – литературно-музыкальная, четвертая – музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам).

Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения.

Печать

В начале 1970-х снова закручивают гайки, вода снова превращается в лед, «Оттепель» заканчивается. Стремление полностью подчинить прессу, сделать ее шестеренкой в идеальном механизме объяснялось созданием многообразных форм партийного руководства. Этот процесс привел к формированию новой политической элиты, которая не хотела развития. Стагнация и стабильность были выгодны людям, которые заняли выгодные места при власти. Журналистика должна была обслуживать их и убаюкивать народ, которому развенчания культа личности открыло глаза на несовершенство политической системы.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. 5 декабря 1965 г. в Москве, на Пушкинской площади, прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.

→ Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказывать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, несмотря на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А. Аграновского, В.М. Пескова, И.П. Руденко, Я.К. Голованова, Ю.А. Жукова заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты.

Итоги периода

20 съезд партии в 1956 году открыл для журналистики новые возможности и перспективы. Появились принципиально новые издания и темы. Так, «толстый» журнал «Новый мир» под руководством А.Т. Твардовского представил читателю критическую литературу советских авторов и многие переводы зарубежных книг. Впервые журналисты заговорили о проблемах деревни, о бюрократических трудностях и производственных вопросах страны. «Оттепель» провозгласила свободное строительство коммунизма, но все же пресса в СССР все еще была подконтрольна государству и напичкана идеологией.

Брежневская эпоха стала синонимом застоя во всех сферах жизни, в том числе и в СМИ. Журналистика стала идеологическим орудием для возвышения СССР на мировой арене, и журналисты были вынуждены посвящать весь свой труд созданию престижа страны. Была распространена концепция «положительного героя», который представлял собой честного и непреклонного советского человека, который на голову выше бездуховных представителей прогнившей европейской цивилизации. Главными темами изданий и передач стали успехи и перспективы СССР. Но люди, которые обзавелись портативными радиоприемниками, активно ловили зарубежные станции и «подрывные» передачи «Свобода» и «Свободная Европа». Их глушили, но все же инакомыслие распространялось по стране вместе с проблемами, которые не решались, а замалчивались.

какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть фото какие виды сми появились в 20 веке. Смотреть картинку какие виды сми появились в 20 веке. Картинка про какие виды сми появились в 20 веке. Фото какие виды сми появились в 20 веке

В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ.

1987-1991

Система СМИ в эпоху Перестройки

В телевидении, радио и печати началось становление «социализма с человеческим лицом». Постепенно расширялись свободы и возможности прессы. Оглушительным потоком на публику хлынула информация из зарубежных стран и рассекреченных материалов. Но вместе с положительными тенденциями появились и отрицательные: пользуясь независимостью, некоторые журналисты работали на сенсацию и пренебрегали процедурами проверки резонансных фактов.

Наконец, в 1990 году принимают закон «О печати и других средствах массовой информации», который отменяет цензуру, вводит регистрацию для СМИ (и возможность создания частных СМИ), предоставляя широкие права журналистам, вследствие чего начало разрушаться единое инфопространство СССР: стали появляться негосударственные издания и каналы; национальные республики, провозгласившие суверенитет, создавали свою сеть. К концу 1980-х гг. альтернативная пресса состояла из общественно-политических, религиозно-философских и литературно-художественных изданий. К ней добавлялись общественно-политические издания новых партий.

На телевидении и радио дикторов стали сменять журналисты, сухая информация «по факту» сменилась субъективным, авторским видением ситуации. Это повышает требования к публицистам и оказывает сильное влияние на развитие СМИ.

Общие выводы

В советское время журналистикой пользовались вдоль и поперек: для агитации, для пропаганды, для поднятия боевого духа и деморализации противника, и гораздо реже для того, чтобы помочь гражданам взглянуть на действительность безо всяких прикрас. Благодаря этому опыту, мы можем сделать вывод, становление советской журналистики протекало в тесной связи с развитием партии КПСС и ее внутриполитического курса. Система СМИ не имела самостоятельности и была полностью контролируема правительством. Главной функцией советской журналистики была идеологическая. Она воспитывала в людях уважение и даже восхищение перед властью и маскировала ее проблемы. В таком законсервированном виде она просуществовала вплоть до развала СССР, но она же и ускорила этот исторический процесс. Когда гласность и свобода слова стали основами работы СМИ, ни о какой закрытости уже не могло быть и речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *