какие виды спорта базируются на навыках плавания
Спортивное плавание и водные виды спорта
Спортивное плавание — один из самых массовых и популярных видов спорта, по количеству разыгрываемых олимпийских медалей уступающий лишь легкой атлетике. Медали разыгрываются среди мужчин и женщин по следующей программе: 50, 100, 200,
Рис. 6. Виды спорта, базирующиеся на навыках плавания и ныряния |
Спортивное значение плавания определяется не только количеством разыгрываемых олимпийских медалей, но также тем обстоятельством, что плавание является основой многих олимпийских видов спорта (рис. 6). Это прежде всего водные виды спорта, которые выделились из спортивного плавания в процессе его развития (прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, марафонское плавание) и базируются на навыках пла-
вания и ныряния. Плавание является неотъемлемой частью подготовки спортсменов в этих видах спорта, а умение плавать — одно из требований техники безопасности.
Прыжки в воду.Это самостоятельный вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение. В 1904 г. включены в программу Олимпийских игр, в 1968 г. — в Международную федерацию плавания. Прыжки в воду выполняются с трамплина (1 и 3 м) или вышки (5 и 10 м). В последнее время получили развитие синхронные прыжки. На Олимпийских играх разыгрываются 8 комплектов медалей: сольные и синхронные прыжки с 3 и 10 м у мужчин и женщин.
Водное поло.Одна из интересных и увлекательных спортивных игр, требующая от спортсмена хорошей плавательной подготовки и умения владеть мячом. Включено в программу Олимпийских игр в 1908 г., а в 1968 г. — в Международную федерацию плавания. Вначале олимпийские награды разыгрывались только среди мужских команд, с 2000 е — и среди женских.
Синхронное плавание.Этот вид спорта, так же, как и прыжки в воду, требует от спортсмена умения нырять и хорошо плавать. Включен в Международную федерацию плавания в 1956 г., а с 1984 г. — в программу Олимпийских игр. В синхронном плавании медали разыгрываются в сольных, парных и групповых выступлениях. В настоящее время начинают проводить соревнования по относительно новому виду физических упражнений в воде — ак-вааэробике, которая со временем, как и синхронное плавание, может выделиться в самостоятельный вид спорта.
Подводный спорт.Является самостоятельным водным видом спорта. В 1959 г. была создана Международная федерация подводного спорта, членом которой является и наша страна. С 1968 г. проводятся соревнования по следующим видам подводного спорта: скоростные виды, подводное ориентирование, спортивная подводная стрельба.
Скоростные виды подводного спорта:
—подводное плавание на 100, 400 и 800 м;
-плавание в ластах на 100, 200, 400,800, 1500 и 1850 м;
—эстафеты 4×100 м и 4×200 м;
—ныряние в ластах на 50 м.
Подводное ориентирование.Включает плавание с аквалангом по приборам и подводный поиск, где итоговый результат оценивается по скорости и точности выхода к финишу.
Спортивная подводная стрельба.Включает стрельбу по мишеням, в том числе и подводную охоту на рыб.
Марафонское плавание.Скоростные заплывы в открытых водоемах приобретают все более широкое распространение в мире. Для этого вида спорта характерно большое количество участников и зрителей. Длина марафонских дистанций составляет 5 и 25 км. Большинство участников применяют на дистанции способ кроль на груди. Крупнейшие соревнования по марафонскому плаванию проводятся как большие водные праздники и имеют большое агитационно-пропагандистское значение.
Спортивное плавание как отдельный вид соревнований входит в состав ряда спортивных многоборий.Это прежде всего олимпийский вид спорта — современное пятиборье (дистанция 200 м); получивший широкое распространение триатлон (1 500 м по открытой воде); военно-прикладное (100 м вольным стилем) и спасательное многоборье (200 м с препятствиями).
Умение плавать в таких олимпийских видах спорта, как парусный и гребной спорт, а также водно-моторный спорт, виндсерфинг, водные лыжи и других, является необходимым условием, обеспечивающим безопасность при проведении занятий и соревнований.
Спортивная работало плаванию направлена на достижение возможно более высокого результата, определяемого соответствующим уровнем развития физических качеств и способностей спортсменов. Такая работа является самым эффективным средством для развития и совершенствования необходимых умений и навыков.
Для спорта высших достижений наиболее оптимальным возрастом начала тренировок является 8—9 лет, что отражено в программах ДЮСШ и СДЮСШОР по плаванию. Однако занятия спортивным плаванием возможны и в более позднем возрасте — на базе клубов и секций образовательных учреждений, Вооруженных Сил. При этом время для проведения занятий плаванием (в отличие от спорта высших достижений) в значительной степени ограничивается учебной или профессиональной деятельностью.
Работа по данному направлению ведется такими организациями, как спорткомитеты, федерации плавания, ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивные клубы и секции образовательных учреждений, Вооруженных Сил.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Спортивное плавание
Содержание
Спортивное плавание [ править | править код ]
Н.Ж. Булгакова, О. И. Попов Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия
В. Б. Иссурин Институт им. Вингейта, Израиль
Представлены основные данные о спортивном плавании: его место в программе Олимпийских игр, взаимосвязь с другими видами спорта, хронология рекордов и эволюция методической мысли. Описана модель элитного пловца, техника спортивного плавания, оборудование и инвентарь современного бассейна. Приводятся основные данные о подготовке спортивного резерва и тренировке пловцов на суше и в воде.
Спортивное плавание в олимпийской программе и взаимосвязь с другими видами спорта [ править | править код ]
Медали разыгрываются среди мужчин и женщин по следующим дисциплинам:
Широкое развитие имеет спортивное плавание среди инвалидов с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. Спортсмены этой категории принимают участие в соревнованиях по плаванию в рамках Сурдлимпийских и Паралимпийских игр.
Умение плавать для таких олимпийских видов спорта, как парусный и гребной, а также для водно-моторного спорта, виндсерфинга, водных лыж, дайвинга и других видов спорта на воде является необходимым условием, обеспечивающим безопасность занятий.
Историография [ править | править код ]
Этапы развития спортивного плавания [ править | править код ]
В развитии плавания как вида спорта можно условно выделить четыре периода. Начало первого периода (1860-1919 гг.) связано с проведением регулярных соревнований по плаванию. В эти годы любители плавания начали объединяться в спортивные организации, а соревнования стали сравнительно регулярными.
Начало второго периода (1920-1952 гг.) связывают с концом Первой мировой войны, после которой спорт в целом и плавание в частности начали бурно развиваться, а соревнования стали социально значимыми, Олимпиады и другие международные соревнования стали собирать большое количество зрителей, результаты состязаний и установление рекордов широко обсуждаться в прессе.
В третьем периоде Олимпиады и чемпионаты мира стали важнейшими всепланетными мероприятиями, победа в которых являлась значимым событием для стран. Программа и правила соревнований, конструкция бассейнов в течение этого периода в целом приобрели современный облик. В течение периода произошел быстрый рост количества тренировочных занятий и увеличение нагрузок.
В четвертом периоде (с 1973 г. по настоящее время) конкуренция на мировой спортивной арене заметно обострилась, для успешного выступления атлетам стала необходимой целенаправленная многолетняя подготовка под руководством профессиональных тренеров. В изначально любительском спорте начали складываться механизмы материальной стимуляции спортсменов, профессионализация и коммерциализация. В тренировочном процессе возросла значимость внетренировочных факторов (специализированное питание и фармакология, тренировка в среднегорье и др.).
Динамика мировых рекордов как показатель эволюции методики тренировки [ править | править код ]
Развитие спорта и рост рекордов обусловлены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта.
Не в меньшей мере рост рекордов зависит от развития методической мысли и внедрения в тренировочный процесс новаций в технологии подготовки. Система спортивной подготовки в плавании непрерывно изменялась и совершенствовалась в течение более чем столетнего периода.
С начала века и до середины 1920-х гг. пловцы тренировались 2-3 раза в неделю 4-6 месяцев в году. Основном методом тренировки было проплывание длинных дистанций от 400 до 3000 м равномерно в среднем темпе. Прирост результатов происходил, главным образом, за счет коренных изменений в технике плавания, которая быстро прогрессировала в эти годы.
Здесь получила распространение методика тренировки, направленная на развитие выносливости: увеличения объема и интенсивности плавания, появления элементов интервальной тренировки, переменного и повторного плавания. В 1932 г. на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе командную победу одержали японцы. Они, опираясь на поддержку государства, значительно увеличили нагрузки пловцов в юном возрасте и разработали специальные упражнения на суше.
В области силовой подготовки на рубеже 1960-х и 1970-х гг. произошла настоящая методическая революция. Стало очевидным, что пловцу нужна специфическая силовая подготовка на суше. Уже общая физическая подготовка в возрастных группах строится с прицелом на занятия плаванием (а не тяжелой атлетикой), а для квалифицированных спортсменов должна базироваться на комплексах специализированных тренажеров. В середине 1950-х гг. появляются первые тренажеры, основанные на растягивании резиновых шнуров, а к 1970 г. создается серия тренажеров рычажного типа «Мини-Джи», «Хюттеля-Мертенса», специально сконструированных для пловцов. Динамические и кинематические параметры гребковых движений, выполняемых с использованием этих тренажеров, были значительно ближе к аналогичным параметрам при плавании. Также в этот период появляются тренажеры «Наутилус» и «Универсал» для одновременного развития силовых качеств и подвижности в суставах.
Поскольку резервы роста нагрузок за счет объема к началу 1980-х гг. были исчерпаны, стала возрастать интенсивность нагрузок. При этом общие объемы плавания даже несколько снизились. Широко использовалось плавание с жесткими интервалами и высокой скоростью.
Объем нагрузок на суше стабилизировался к середине 1980-х гг. и в настоящее время составляет примерно 300-350 часов в год. Большое распространение получили специфические диагностирующие тренажеры типа «Биокинетик», позволяющие задействовать основные мышцы, участвующие в гребке, и регистрировать усилия пловцов. Широко применяются специальные средства и приспособления для реализации переноса силы с суши в гребковые движения на воде: тормоза, лопатки, резиновый шнур, растягиваемый пловцом, протягивающее устройство, сконструированное по принципу «облегчающего лидирования», и др.
Важным компонентом тренировочного процесса стали внетренировочные факторы. К числу медико-биологических средств, стимулирующих рост работоспособности, относят фармакологические препараты, пищевые добавки-нутриенты, используемые в целях эргогенической диететики, применяются естественная (в условиях среднегорья) и искусственная гипоксическая тренировка. Для коррекции хода восстановительных процессов применяют различные виды массажа; суховоздушные и паровые бани, электро- и гидропроцедуры. Если в 1970-х и 1980-х гг. эти средства применяли как отдельные дополнения к тренировочному процессу, то в конце 1990-х гг. для высококвалифицированных спортсменов большинство эргогенических средств стали включать в единый комплексный план подготовки.
За прошедшее столетие развития плавания тренерами и исследователями были изучены и испытаны на практике самые разнообразные варианты сочетаний основных параметров нагрузки: вида упражнений, их интенсивности и продолжительности, величины пауз отдыха и числа повторений упражнений. Новый период ускорения роста спортивных достижений в плавании будет связан с поиском необычных сочетаний основных видов физических нагрузок с эргогеническими средствами, способными возбудить в организме спортсменов адаптационные перестройки, сопровождаемые ростом работоспособности.
Основы плавания (плавучесть, равновесие, сопротивление) [ править | править код ]
Плавучесть [ править | править код ]
Равновесие в воде [ править | править код ]
На тело пловца, неподвижно находящееся в воде, действуют две силы: выталкивающая и сила тяжести (рис. 2). Выталкивающая сила FB приложена к центру давления (ц.д.) и зависит от объема воздуха, находящегося в легких, и объема тела, погруженного в воду. Сила тяжести W приложена к центру массы (тяжести) и постоянна по величине. Центры давления и масс могут смещаться при изменении позы. При вытянутом, горизонтальном положении пловца (руки прижаты к туловищу) ц.т. находится ближе к ногам по сравнению с ц.д. Возникает вращающий момент — ноги начинают опускаться вниз. У женщин расстояние между ц.т. и ц.д. меньше, чем у мужчин. Для поддержания устойчивого горизонтального положения в воде без движений нужно сделать полный вдох, вытянуть руки вперед, немного приподнять кисти рук над водой и развести ноги в стороны.
Положение пловца на спине более устойчиво, чем на груди, поскольку во втором случае ц.т. расположен выше, чем ц.д., и пловец может перевернуться на спину (рис. 3).
Сопротивление воды [ править | править код ]
Сопротивление трения обусловлено тем, что слои жидкости, прилегающие к телу, прилипают к его поверхности и движутся практически с той же скоростью. Вследствие вязкости воды этот движущийся слой увлекает за собой следующий и т.д. Если эти слои встречают дно или бортик бассейна, сопротивление возрастает, поэтому более быстрыми считаются глубокие бассейны. Для снижения сопротивления трения пловцы используют гидрокостюмы. С увеличением соотношений роста к саггитальному диаметру грудной клетки, а также к ширине плеч и к площади максимального поперечного сечения тела обтекаемость улучшается, поэтому некоторое преимущество в обтекаемости имеют высокие пловцы.
На величину сопротивления давления влияют площадь наибольшего сечения (мидель) тела и форма (профиль продольного сечения) тела (рис. 4). На долю этого компонента приходится 70-80% полного гидродинамического сопротивления.
Сопротивление волнообразования. Когда пловец скользит по поверхности воды, уровень воды перед ним у линии головы и плеч повышается, а рядом с туловищем понижается (рис. 5). Следующий гребень волны обычно располагается за тазом.
При движении под водой волны не образуются, поэтому при прочих равных условиях скорость выше. Поэтому дистанцию, преодолеваемую под водой после старта и поворота, ограничивают 15-метровым отрезком.
Техника спортивного плавания [ править | править код ]
Кроль на спине: согласование движения такое же, как в кроле на груди. На цикл движений руками (гребок правой и левой рукой) приходится шесть движений ногами, вдох и выдох (рис. 7).
Дельфин: движения руками и ногами такие же, как и при плавании кролем на груди, но гребок обеими руками выполняется одновременно, а работа ног согласуется с волнообразными движениями тела. На один гребок руками приходится два удара ногами и вдох, который выполняется в конце гребка руками (рис. 8).
Брасс напоминает движения лягушки. Пловец выполняет симметричные поочередные движения руками и ногами с дыханием в начале гребка (рис. 9).
Поворот производится с обязательным касанием стенки бассейна рукой (в брассе и баттерфляе), последующим вращением или кувырком и толчком ногами от стенки бассейна.
Модель элитного пловца [ править | править код ]
Остановимся подробнее на каждом слагаемом этого успеха.
Плавучесть тела определяется соотношением веса тела и ЖЕЛ: увеличение веса тела ухудшает плавучесть, а увеличение ЖЕЛ улучшает ее. Известно, что плавание как никакой другой вид спорта развивает дыхательную систему. Спортсмены-пловцы имеют один из самых высоких показателей ЖЕЛ (до 8 л), что является следствием систематической тренировочной работы, направленной на развитие выносливости.
Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие у спортсмена определенных индивидуальнопсихологических свойств. Олимпийские чемпионы и призеры в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.
Подготовка спортивного резерва [ править | править код ]
Тренировка пловца [ править | править код ]
Высокий спортивный результат складывается из трех сторон подготовленности: технической (владение рациональной техникой плавания, выработанной с учетом индивидуальных возможностей);
Техническая подготовленность [ править | править код ]
Рациональность техники плавания оценивается по результатам подводной видеозаписи, осуществляемой с помощью неподвижных камер (например, система Aquacam), камеры, прикрепленной к тележке, перемещающейся по бортику бассейна. Такие камеры могут быть размещены на водной лыже или на подводном рельсе, дополняются устройствами, регистрирующими колебания внутрицикловой скорости пловца.
Оценкой качества техники является соотношение темпа (количества циклов движений в минуту), шага (расстояние, преодолеваемое пловцом за 1 цикл движений) и скорости плавания. Сильнейшие пловцы мира отличаются высокими значениями шага при соревновательной скорости плавания. Так, у Александра Попова среднее значение шага при установлении мирового рекорда на 100 м равнялось 2,53 м.
Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является освоенность техники, выражаемая в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внешних (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем выше освоенность техники движений пловца, тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции.
Физическая подготовленность [ править | править код ]
Выносливость [ править | править код ]
Уровень развития выносливости обусловливается энергетическими, морфологическим и психологическим факторами. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях разной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц и мышечной композицией, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения.
Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистанций используют главным образом интервальный и дистанционный методы. Интервальная тренировка направлена главным образом на повышение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови), тогда как дистанционный способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работающих мышцах. Дистанционный метод в большей степени формирует способность длительно удерживать функциональные возможности на максимально доступном уровне и экономный режим работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки.
Интервальный и переменный методы совершенствуют способность к максимально быстрому развертыванию деятельности систем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170-180 уд./мин и 135-145 уд./мин. «Быстрый» отрезок стимулирует активность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания.
Для развития работоспособности на дистанциях 25-50 м необходимо, чтобы интервалы отдыха были достаточными для восстановления. Поэтому здесь применяется серийный метод: 2-3 серии по 3-4 повторения в каждой, отрезки 25 м, отдых между отрезками 1,5—2 мин, отдых между сериями 3-4 мин. Между отрезками отдых может быть пассивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагогики, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств.
Гипоксическая тренировка. Для увеличения сдвигов в организме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в условиях недостатка кислорода. Достигается это плаванием с дыханием через 3-5 циклов движений, а также проплыванием отрезков 12-25 и более метров на задержке дыхания.
Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций.
Силовые способности [ править | править код ]
Скорость плавания прежде всего зависит от мощности гребка, основу же мощности составляет сила. Силовая подготовка пловца проводится на суше и в воде.
Специальная силовая тренировка на суше. Задачей специальной силовой тренировки на суше является повышение уровня максимальной силы и силовой выносливости мышечных групп, являющихся ведущими при плавании спортивными способами. Динамические и кинематические характеристики движений должны быть приближены к условиям спортивного плавания. Для этого используются специальные тренажеры типа «Мини-Джи» или «Биокинетик». Преимущества тренажеров особенно ощутимы при развитии максимальной, взрывной силы и скоростносиловой выносливости в условиях, довольно близких к гребковому движению.
Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. Это достигается, во-первых, созданием дополнительной опоры для рук (лопатки, ручные ласты, плавание с подтягиванием за дорожку или за специально протянутый канат); во-вторых, повышением сопротивления движению (гидротормозы различного вида, дополнительное сопротивление за счет блочного устройства либо резинового шнура, плавание на привязи).
Гибкость [ править | править код ]
Подвижностью называют способность выполнять движение с большой амплитудой в отдельных суставах (голеностопных, плечевых, коленных). Термин «гибкость» обычно относят к оценке суммарной подвижности в суставах всего тела. Низкая подвижность в суставах не позволяет пловцу реализовывать силовые и скоростные возможности, ухудшает технику движений.
Плавание предъявляет специфические требования к гибкости. В зависимости от способа плавания изменяются требования к подвижности. При плавании дельфином, кролем на спине и на груди важна высокая амплитуда движении в плечевых и голеностопных суставах. У пловцов-дельфинистов, кроме того, должна быть хорошая подвижность в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Брассисты отличаются прежде всего большой амплитудой тыльного сгибания в голеностопе, хорошей подвижностью в коленном и тазобедренном суставах. Работа над развитием гибкости проводится в зале.
Скорость [ править | править код ]
Под скоростными способностями спортсмена понимается комплекс функциональных свойств, позволяющий выполнять двигательные действия в кратчайшее время. К комплексным формам проявления скоростных способностей относят уровень максимальной скорости и темп в плавании, быстроту выполнения стартов и поворотов. Так, можно отдельно отрабатывать максимальную силу стартовых движений, предельную быстроту реакции на стартовый сигнал, выполнение выхода и первых 6-8 гребков. Для развития и совершенствования максимальной скорости используется повторное проплывание коротких отрезков (не более 25 м) с отдыхом, достаточным для полного восстановления.
Психическая и тактическая подготовленность пловцов [ править | править код ]
Целью психической подготовки является формирование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к тренировке, к самому себе и окружающим. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях плаванием. Основой волевых качеств и спортивного характера являются целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Наиболее мощным средством повышения психической подготовленности являются соревновательные старты, эстафеты.
Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих рациональное использование его физического, технического и психического потенциала для достижения цели, поставленной в соревновании. Сильнейшие пловцы преодолевают дистанцию с относительно быстрым началом (на 2-3% выше среднедистанционной скорости) и бурным финишем (на 1,5-2,5% выше среднедистанционной скорости).
Основные средства и методы тренировки [ править | править код ]
Средства тренировки [ править | править код ]
Основными средствами тренировки в плавании служат разнообразные физические упражнения. По степени близости к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на три группы: общеподготовительные упражнения, специальноподготовительные упражнения, соревновательные упражнения.
Каждая группа упражнений отличается по преимущественной направленности воздействия и применяется для решения различных задач на каждом очередном этапе тренировки.
Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание с помощью одних ног или рук, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Этот раздел подготовки является основным для квалифицированных спортсменов.
Соревновательные упражнения включают в себя проплывание дистанций основным способом в полной координации движений.
Основные методы тренировки [ править | править код ]
При выборе тренировочного упражнения необходимо учитывать четыре параметра: 1) длина отрезка; 2) количество повторений;3) интервал отдыха; 4) интенсивность или скорость плавания. Изменяя параметры, можно варьировать направленность воздействия нагрузки.
В непрерывных (дистанционных) методах длина дистанции составляет обычно от 400 до 3000 м. Скорость плавания в равномерном непрерывном методе постоянна и значительно ниже соревновательной.
В переменном непрерывном методе есть несколько вариантов:
3) «Фартлек» (игра скоростей). Произвольное сочетание ускорений и малоинтенсивного плавания;
4) «Локомотив» («Пирамида»). Чередование свободного и быстрого плавания, длина отрезков плавно нарастает или уменьшается. Например, дистанцию 900 м проплывают так: 50 м быстро + 50 м свободно, 100 м быстро +100 м свободно, далее аналогично 150 + 150, 100 + 100, 50 + 50;
5) чередование отрезков дистанции проплывания с помощью ног, рук, в полной координации.
Интервальные методы. Равномерная интервальная тренировка характеризуется постоянными длиной отрезка, паузой отдыха и скоростью плавания. Примером так называемых прямых серий могут служить 10-20х50, 8-15×100 м.
Переменная интервальная тренировка насчитывает большое количество вариантов. Например:
1) постоянное увеличение скорости. Каждый последующий отрезок проплывается быстрее предыдущего;
2) ритмическое изменение скорости. Серия 12×50 м выполняется как 3x(4×50 )м с увеличением скорости от 1-го отрезка к 4-му, от 5-го к 8-му и т.д.;
4) увеличивающиеся интервалы отдыха. Серия 18×50 м разбивается на три по 6 отрезков в каждой: 6×50 м в режиме 50 с + 6×50 м в режиме 1 мин + 6×50 м в режиме 1 мин 20 с. Увеличение отдыха должно сопровождаться значительным приростом скорости;
5) сокращающиеся интервалы отдыха. Серия 20×50 м выполняется как 10×50 в режиме 1 мин 30 с + 5×50 в режиме 1 мин 10 с + 5×50 в режиме 45 с. Этот вариант труднее предыдущего, в нем также нужно добиваться улучшения результатов, например, с 40 с до 35 с;
6) «Симулятор» (дробное плавание). Соревновательная дистанция разбивается на 3-4 отрезка с короткими, 10—20 с, интервалами отдыха: 800 м = 400 + 200 + 100 +100 м, отдых 15 + 10 + 5 с; 400 м = 200 + 100 +100 м, отдых 10 + 5 с; 200 м =100 + 50 + 25 + 25 м, отдых 10 + 5 + 5 с; 100 м = 50 м + 25 м + 25 м, отдых 5 с. Применяется для отрабатывания оптимального графика прохождения соревновательной дистанции. Первый отрезок обычно составляет половину дистанции, каждый последующий либо равен предыдущему, либо меньше;
7) «Горка» (изменяющаяся длина отрезка).
В таких упражнениях варьируется длина отрезка, скорость, а иногда и паузы отдыха. Типичные примеры «горок»: а) 200 м + 150 м + 10 0 м + 75 м + 50 м; б) 4×400 м, отдых 20 с + 4×200 м, отдых 10 с + 4×100 м, отдых 10 с;в) 100 м + 200 м + 300 м + 400 м + 300 м + 200 м + 100 м, отдых от 30 до 60 с, в зависимости от длины отрезка, скорость во второй половине серии выше; г) 2×400 м в режиме 5 мин 20 с + 4×200 м в режиме 2 мин 40 с + 8×100 м в режиме 1 мин 20 с + 16×50 м в режиме 40 с.
Спортивные бассейны, оборудование и инвентарь [ править | править код ]
Существенным элементом конструкции ванны бассейна является сливной желоб, устроенный таким образом, что волны переливаются через край и не отражаются от бортика обратно в бассейн. В бассейнах, где проводятся официальные соревнования, используются специальные волногасящие поплавки-разграничители дорожек. Для проведения соревнований национального и международного уровня в бассейне должна быть система автоматической регистрации времени.
Современные тумбочки установлены с двух концов бассейна и устроены так, что облегчают легкоатлетический вариант старта.
Зал физической подготовки Для тренировки спортсменов высокого уровня необходимы залы физической подготовки (зал «сухого плавания»). В нем располагаются гимнастические стенки, маты, набивные мячи, резиновые амортизаторы, гантели, штанги и др.
Желательно, чтобы зал был приспособлен для проведения спортивных и подвижных игр, эстафет. В нем также должны быть размещены тренажерные устройства для общей и специальной силовой подготовки.
В последние годы резко увеличился объем специальной силовой подготовки в воде, поэтому большое количество оборудования располагается непосредственно рядом с ванной бассейна, например, блочные устройства для создания дополнительного сопротивления или буксировочное устройство, сконструированное по принципу «облегчающего лидирования» для плавания на скоростях, превышающих максимальную на 10-15% с целью преодоления «скоростного барьера».
Стратегия подготовки национальных сборных команд [ править | править код ]
В связи с тем, что число дистанций, на которых составляют списки, за эти годы возрастало за счет включения 50-метровых дистанций в брассе, баттерфляе и плавании на спине, эти данные сравниваются в процентном соотношении. Из рисунка видно, что в мировых списках как 150, так и 10 сильнейших спортсменов США занимают от 16 до 34% мест. Это обеспечивает стабильные успехи команды США, которая регулярно завоевывает 35-44% золотых и 25-35% от общего количества медалей.
Например, в Австралии на основании опыта социалистических стран был создан австралийский Институт спорта, на 60% финансирующийся из федерального бюджета. В настоящее время это современный центр, общая стоимость сооружений которого превышает 100 млн долларов, который одновременно выполняет следующие функции:
Аналогичные центры подготовки элитных спортсменов успешно работают во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Китае, Японии и других странах.
Перспективы совершенствования системы подготовки элитных пловцов [ править | править код ]
Повышение квалификации тренерских кадров, повышение культуры тренировки напрямую связаны с информационным обеспечением системы спортивной тренировки пловцов. В мире ежегодно выпускаются десятки книг, видеофильмов, мультимедийных пособий. Регулярно выходит большое количество журналов, публикуются материалы многочисленных конференций. Принципиально новые возможности повышения квалификации тренеров предоставляет Интернет. Оперативно освещаются новости мира плавания, доступны списки сильнейших спортсменов, протоколы соревнований с анализом технико-тактических параметров соревновательной деятельности, результаты фундаментальных и прикладных научных исследований в области техники плавания и медико-биологического обеспечения тренировки, советы и рекомендации ведущих тренеров мира и многое другое.
Проблема поиска выдающихся исполнителей. Совершенно очевидно, что олимпийских высот может достичь только высокоодаренный спортсмен, обладающий специфическими особенностями телосложения, гидродинамическими качествами, высочайшим уровнем здоровья, физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. В связи с этим решающее значение имеет налаженная система поиска и отбора особо одаренных пловцов.
Современное материально-техническое обеспечение тренировки на суше и в воде. Разнообразные тренажерные устройства, гидроканал с автоматической системой регистрации физиологических, биохимических и биомеханических параметров, современные гидрокостюмы, барокамеры, современные комплексы прецизионной видеорегистрации и т.д.
Регулярный мониторинг состояния спортсмена с помощью комплекса медико-биологических и психологических измерений, поскольку анаэробные нагрузки являются более «острым» средством воздействия на организм, особенно в сочетании с внетренировочными эргогеническими факторами.
Поиск рациональных вариантов техники плавания с помощью современных технологий (создание физических и компьютерных моделей движителей, трехмерная видеозапись и т. п.). Это дает возможность также модифицировать индивидуальную технику пловца, оптимальную для его антропометрических, гидродинамических, силовых и других индивидуальных возможностей.
Социальные гарантии для спортсменов и тренеров. Неотъемлемыми атрибутами большого спорта стали его профессионализация и коммерциализация. Учитывая это, должны быть решены вопросы о социальном статусе ведущих спортсменов и тренеров (пенсионная, страховая и контрактная системы, учитывающие достойное вознаграждение спортсмена и тренера, помощь в получении образования и работы после завершения спортивной карьеры и др.).
Глоссарий [ править | править код ]
Библиография [ править | править код ]
Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры/Ред. Н.Ж. Булгакова. (1996). М.: ФОН, 430 с.
Водные виды спорта: Учебник для студентов вузов/Ред. Н.Ж. Булгакова. (2003). М.: Академия, 320 с. [Показана взаимосвязь плавания и других водных видов спорта.]
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ред. Н.Ж. Булгакова. (2008). М.: Издательский центр «Академия», 432 с. [Раскрыты особенности проведения занятий по оздоровительному, лечебному, кондиционному и адаптивному плаванию.]
Плавание: Учебник для вузов/Ред. Н.Ж. Булгакова. (2001). М.: Физкультура и спорт, 400 с.
Платонов В.Н. (2010). Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. М.: Советский спорт, 310 с. [Проведен анализ национальных систем подготовки к Олимпийским играм.]
Maglischo E.W. (2003). Swimming fastest. — Champaign: Human Kinetics, 791 p. [Изложены вопросы техники плавания и ее совершенствования, тренировки пловцов высокой квалификации.]
Salo D., Scott R. (2008). Complete conditioning for swimming (Complete conditioning for sports series). Champaign: Human Kinetics, 242 p. [Физическая и техническая подготовка пловца на суше и в воде, планирование подготовки, специализированное питание.] Ludovic Seifert, Didier Chollet, Inigo Mujika (Eds). (2011). World book of swimming: from science to performance (Sports and athletics preparation, performance, and psychology). Hauppauge: Nova Science Publishers, 538 p. [Научно-методические основы техники плавания и тренировки, биомеханика, гидродинамика, биоэнергетика.]
Boulgakova N. (1990). Selection Et Preparation Des Jeunes Nageurs. Paris: Vigot, 170 p.
Булгакова Нина Жановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики плавания Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, член-корреспондент Российской академии образования.
Специалист по отбору и подготовке спортивного резерва.