какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков

Агрессия

Проявление агрессивности у подростков 11–12 лет, занимающихся спортом

какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть картинку какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Картинка про какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро это проявляется у детей в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.

Большое внимание исследователи агрессивности уделяют спорту, считая его удобной моделью для изучения данного феномена. Однако этот интерес имеет и практическое значение, так как многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха, тогда как большинство теоретиков чаще рассматривают негативные аспекты ее проявления. Современные психологи термином «агрессия» обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло. Такое противоречие потребовало более внимательного и неоднозначного рассмотрения этого явления.

Агрессия и агрессоры, как отмечают многие ученые (например, Л.М. Семенюк), всегда оцениваются резко отрицательно – как выражение антигуманизма, культа грубой силы. В то же время имеют место случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично-наступательных и дают им положительную оценку. Так обычно бывает, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды «спортивной злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако положительная агрессия – скорее исключение, имеющее место в узкоспециальной сфере.

В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до бандитизма и других преступлений.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, но никаких враждебных чувств не испытывают.

Психологи, придерживающиеся бихевиористских взглядов, обычно говорят об агрессивном поведении как об открытых, внешне выраженных действиях. Это действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту вред.

В настоящее время различные авторы предлагают свои определения агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимаются сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Е.Б. Матвеева).

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу либо объекту (Л.М. Семенюк).

В то же время многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности.

Существенно важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

В психологическом словаре дается понятие агрессии (от латинского «aggredi» – «нападать») как индивидуального или коллективного действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия – такая ее разновидность, при которой человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но так «пришлось» или по субъективному сознанию стало «необходимо» действовать.

Многие ученые считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но не всегда агрессия является следствием угрозы. Вместе с тем, в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка – весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния, от этого понимания зависят само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы (Л.М. Семенюк).

Биологические основы агрессивного поведения

Излишняя увлеченность биологическими детерминантами агрессивного поведения может объясняться желанием найти легкий способ решения проблем человеческой агрессивности.

Основной механизм этой системы заключается в том, что ситуация, представляющая угрозу для нашей безопасности, вызывает самые разнообразные соматические реакции, например расширение зрачков, повышение артериального давления, учащение пульса и усиление потоотделения, которые помогают нам встретить надвигающуюся опасность во всеоружии или убежать от нее.

Возбуждение повышает вероятность развития агрессии. Люди после вспышки агрессивности, являющейся реакцией на чьи-либо нападки, ощущают спад напряжения, т.е. снижение уровня возбуждения

Исследователи поддерживают ту позицию, согласно которой возбуждение способствует проявлению доминантной реакции, стремления навязать свою волю.

Дети, возбужденные интересной игрой, большую часть времени подражали героям фильма, в отличие от детей, не испытывающих возбуждение. Таким образом, выходит, что возбуждение просто увеличивает возможность проявления доминантных реакций.

Агрессия и возбуждение находятся в тесной взаимосвязи. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной 3 реакцией на провокации является агрессия.

Гормоны и агрессивное поведение

какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть картинку какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Картинка про какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростковУстойчивость половых различий в проявлении агрессивности (мужчины агрессивнее женщин) независимо от национальности и культуры навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивного поведения. Поскольку уровень содержания тестостерона 4 в крови у мужчин более чем в 10 раз выше, чем у женщин, исследователи сосредоточили внимание на роль андрогенов в формировании агрессивного поведения. Оуэлз считает, что спровоцированная агрессия напрямую зависит от количества тестостерона. Это значит, что люди, имеющие высокое содержание тестостерона в крови, будут отвечать на провокации более агрессивно. Исследователь полагает, что, помимо прямой, существует также косвенная связь между количеством тестостерона и агрессивностью, а именно – что высокое содержание данного андрогена 5 обычно сочетается с пониженной способностью переносить фрустрацию. Человек, неспособный переносить фрустрацию, может ответить агрессией, даже когда он является объектом провокации.

Мнение ученых о влиянии биологических и социальных факторов на подростков

В этом убеждает и проведенное Д.И. Фельдштейном исследование поведения подростков-правонарушителей, объектом которого были психически и физически здоровые дети. Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются не биологические свойства, а недостатки школьного и семейного воспитания: у этих подростков утрачен интерес к учебе, фактически утеряна связь со школой. В результате они, как правило, отстают на 2–4 года по своему образованию от сверстников (А.С. Макаренко). Однако это отставание не определяется психическим развитием данных детей, так как они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки людей основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в их поведении обусловлено общественными нормами. Врожденными реакциями являются, например, переживание чувства страха, стремление к избежанию опасности или самозащите. Однако все эти реакции, способные вызывать физиологический эффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться человеческим сознанием.

«Поведение человека, – отмечал Блонский, – есть изменчивое явление, и задача научной психологии состоит в том, чтобы установить, каким образом, в зависимости от чего изменяется человеческое поведение, чем и как обусловлено человеческое поведение».

Иначе говоря, всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на внутренние биологические процессы, в значительной степени предопределяет характер наших реакций на средовые воздействия, и правильнее было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминанты агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Формы и типы агрессии

Необходимо отметить, что большинство исследователей вычленяют ее различные типы. Так, А. Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на используемую в каждом случае систему органов: в первом случае – речевые средства, а во втором – остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится на мышцы кистей и рук.

Важно заметить, что в то время как по меньшей мере прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя (Г.М. Андреева).

Фишбах видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на причинение боли и ущерба жертве.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается.

Другой классификацией агрессивного поведения можно считать деление на прямые и косвенные агрессии (А. Басс).

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной же агрессии жертва не присутствует, но против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-«заменителей», против представителей «круга» жертвы.

Есть и другие формальные деления, например на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот факт, что агрессия совершается одним-единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания. Такое деление используется в правовых документах, например в Уголовном кодексе РФ.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Вместе с тем, это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Агрессия зрителей спортивных соревнований

какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть картинку какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Картинка про какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков

Теоретически можно утверждать, что спортивные зрелища приводят как к росту агрессии среди зрителей (вследствие социального изучения), так и к ее снижению (вследствие катарсиса 11 от наблюдения насилия). Имеются данные, свидетельствующие о том, что наблюдение за спортивными состязаниями, особенно включающими в свою программу агрессивные виды спорта, вызывает рост агрессии. Например, мужчины, покидая стадион после футбольного матча, согласно опроснику враждебности Басса – Дарки (Приложение 1), показали более высокий уровень агрессии, чем до начала игры. Никакой разницы в уровне агрессии не наблюдалось до и после соревнований гимнастов у болельщиков – конечно, при условии, что в зале не произошло какое-нибудь событие, вызвавшее агрессию у зрителя. Агрессивные действия во время соревнований в тех видах спорта, одним из необходимых компонентов которых является агрессия, становятся возможными, скорее всего, потому, что враждебность специально нагнетается и становится более распространенной. Растормаживание и физиологическое возбуждение также объясняют возрастание агрессии среди спортивных болельщиков (А.А. Бодалев).

Агрессию можно рассматривать и с точки зрения поведения участников соревнований.

Агрессия среди спортсменов

Опираясь на научные выводы о том, что агрессию надо рассматривать как комплексное явление, исследователи считают, что агрессивность может быть оценена как отрицательно (если речь идет о враждебном отношении и желании нанести вред, ущерб), так и положительно, если она рассматривается как проявление инициативы и направлена на решение какой-либо проблемы. Под агрессивностью в узком смысле слова понимается поведение, направленное на нарушение установленных правил, договоров и норм, – так называемое девиантное поведение, т.е. противоправное, качественно отличающееся от ритуализированной формы проявления тенденции к доминированию.

Авторы разводят две формы доминантного поведения, которое они подразделяют на интраспортивное и экстраспортивное.

Интраспортивное поведение – прямое (непосредственное), физически-инструментальное (бокс, игра корпусом в хоккее), непрямое – экспрессивное (без тактического замысла, импульсивное нападение или защита, интрапунтивная защита (злость на самого себя), ритуализированная демонстрация силы и значимости (блокировка в гандболе и баскетболе), дифференцируемое стремление тактически переиграть соперника с учетом специфики конкретного вида спорта.

какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Смотреть картинку какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Картинка про какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков. Фото какие виды спорта способствуют снижению уровня агрессивности и тревожности у подростков

Экстраспортивное поведение – прямая, непосредственная, физически примитивная нарушающая правила агрессия (серьезные нарушения, драки), непрямая открытая агрессия (оскорбление спортивных судей), экспрессивная агрессия (реакция против зрителей, прочие словесные и физические реакции аффекта).

Многие тренеры считают, что люди с ярко выраженной «спортивной злостью» и стремлением к доминированию – более перспективные спортсмены. В результате зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению личности спортсменов, было установлено, что многие высококвалифицированные спортсмены, особенно обладатели высших титулов и наград, являются более агрессивными по сравнению с другими испытуемыми.

Аналогичные результаты, полученные, в частности, Л.Н. Гоголевой, приводят к выводу, что агрессивные действия в спорте не следует понимать только как отрицательное явление, так как отсутствие у команды или у игроков спортивного азарта оценивается спортсменами как существенный недостаток. Без этого невозможно выполнение основной спортивной задачи – борьбы за победу над противником.

Соревнование представляет собой искусственно созданный на основе договора между участниками конфликт, пути разрешения которого четко определены.

Экспериментальные обследования высококвалифицированных ватерполистов, пловцов и прыгунов в воду показали, что агрессивность спортсменов не может оцениваться однозначно и зависит от того, в каком контексте других качеств личности она находится. Высокий уровень доминантных качеств личности должен сочетаться с такими морально-психологическими качествами, как коллективизм, ответственность перед командой, готовность помочь товарищу, корректность поведения в спорте, дисциплинированность в быту. (Р. Бэрон).

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, а в других – снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации из-за штрафов за нарушения правил или проигрыша, то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. Но если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается (Б. Кретти).

Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем выигрывающие. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение.

Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем играющие на чужом.

Тренер, который умеет прогнозировать проявления чрезмерной агрессивности своих спортсменов, хорошо знает их причины, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.

Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым (А.С. Белкин).

Для подростка характерны легкая возбудимость, резкая смена настроения.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов – возрастает самостоятельность, отношения с людьми становятся более многогранными, значительно расширяется сфера деятельности, развивается естественное отношение к себе.

Тревожащие моменты в поведении подростков, такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в разного рода компаниях.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль здесь играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста из-за непонимания взрослых, неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход своему внутреннему напряжению.

Анализ показателей агрессивности подростков 12 лет

Нами было проведено тестирование подростков – учащихся школы № 61 г. Омска, занимающихся разными видами спорта. Были проведены беседы с родителями и педагогами, которые позволили выявить атмосферу, царящую в семьях, характер отношений, поведение родителей и самого ребенка в семье и школе. Также проводились беседы с тренерами спортивных школ. Материалы бесед раскрывают причины агрессивного поведения подростка – как это объясняют взрослые, как объясняет свое поведение сам подросток, какую он дает моральную оценку своим поступкам.

Принципиально важным методом исследования агрессивности выступил опрос. Он выгодно отличается от других методов тем, что при грамотном использовании позволяет получить верную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их действий.

Наиболее удачным представляется опросник Басса – Дарки, который широко использовался в нашем исследовании. Он включает 75 вопросов. Обработка результатов производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Всего было опрошено 153 человека, занимающихся различными видами спорта, такими как плавание, танцы, восточные единоборства, легкая атлетика, фехтование.

Результаты исследований заносились в специальные таблицы. Они позволили сделать некоторые выводы о проявлении агрессии у подростков и спортсменов-разрядников и определить уровень таких показателей, как физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины. Также определялись индексы враждебности и агрессивности, склонности к риску, а также исследовалась зависимость проявления агрессии от пола, от коллектива, в котором находится подросток, от уровня спортивной квалификации и избранного вида спорта.

В нашем исследовании мы пользовались следующими определениями специальных терминов:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом у окружающих, или руководителя. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).

Угрызения совести или чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают влияние чувства вины на проявление запрещенных форм поведения. Этот пункт выражает степень убеждения опрашиваемого в том, что он является «плохим человеком», совершающим плохие поступки, наличие у него угрызений совести.

В результате исследований выяснилось, что у детей 12-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная (соответственно 62% и 42%).

Более всего выделяется характерный для этого возраста показатель негативизма (59%), являющийся результатом того, что у подростков бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности может привести к эгоизму (табл. 1).

Проявление различных форм агрессивности у подростков 12 лет

Источник

Психологический тренинг «Снятие агрессивности и тревожности в поведении подростков»

«Снятие агрессивности и тревожности в поведении подростков»

Подростковая тревожность последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться. Как любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального. Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается и в значительном росте количества тревожных подростков, и в содержании их тревожного состояния.

Основное содержание группового занятия составляют игры и психотехнические упражнения, а также психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества. В ходе занятия устанавливаются доверительные и доброжелательные отношения между участниками, приходит сотрудничество и взаимопомощь, наблюдаются разрешения различных ситуаций.

Цель: снижение тревожности и агрессивности обучающихся через развитие коммуникативных навыков и рефлексии, повышения уровня внутригруппового доверия и сплочённости членов группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, содействие снижению тревожности и агрессивности обучающихся.

Помочь участникам лучше узнать друг друга;

Развивать коммуникативные умения;

Закреплять навыки бесконфликтного общения;

Содействовать снижению тревожности и агрессивности;

Способствовать формированию умений работать в группе;

Цель: знакомство участников, введение в тренинг и принятие правил группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, актуализация образа «Я», развитие коммуникативных навыков и рефлексии.

Необходимые материалы: мяч для игры, корзинка с игрушками из киндер-сюрпризов, листы бумаги.

Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа, поэтому нам нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. У вас есть 30 секунд, чтобы придумать себе игровое имя, и представить себя в группе. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

Послушайте пожалуйста притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло-зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь……Другой волк представляет добро-мир, добро, истину, верность, доброту, надежду.

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Упражнение «Чем мы похожи?»

Подросткам предлагается пригласить в центр круга одного из участников на основании какого-либо сходства с собой (цвет одежды, глаз, волос, увлечения, общие интересы). Каждый участник, попадающий в круг, приглашает нового из тех ребят, кто ещё находится за пределами круга. Игра продолжается до тех пор пока все участники не окажутся в кругу.

Подросткам предлагается выбрать из общей корзинки игрушку, которая отражает внутреннее состояние подростка или просто схожа на него внешне. Когда все готовы, предлагается каждому представить свою игрушку: «Мне кажется, что мы похожи с этой игрушкой тем, что.

Подросткам предлагается придумать комплименты друг другу (человеческие качества, внешность, интересы, достижения). По кругу передаётся мяч, и каждый говорит комплимент соседу.

Какие чувства у вас возникли на первом нашем занятии?

Что вы ожидаете от наших групповых встреч (можно ответить письменно)

Какое упражнение вам показалось интересным?

Цель: развитие коммуникативных навыков и рефлексии, повышения уровня групповой сплочённости, снижение агрессивности и тревожности.

Необходимые материалы: воздушные шары разных цветов, нитки, ножницы.

Упражнение: «Рассерженные шарики»

Подросткам предлагается выбрать шары и надуть их. При надувании можно предложить и вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев. Нужно разделить группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. Сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участник меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму – небольшой круглый.

Затем участник группы садятся, успокаиваются и надувают ещё по одному шарику, но не завязывают его. Им предлагается по очереди выпустить часть воздуха и шарика, при этом акцентируется, как важно научиться безопасно выпускать свой гнев и агрессию, без причинения вреда другим и себе.

Вопросы для обсуждения в кругу.

Какие чувства вы испытывали когда надували шарики со своей злостью или обидой?

Какие испытали чувства, когда вы били соперника?

А когда бил вас соперник, что вы почувствовали?

Изменилось ли ваше состояние, когда вы выпустили часть воздуха вместе с негативными эмоциями из своих шариков? Почему?

Что вы можете предложить себе и другим в группе для управления негативными чувствами: гневом, обидой и злостью. (Можно написать на доске).

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения:

— Я терпеть не могу, когда…

— Я агрессивный в школе, когда…

— Успокоиться мне помогает…

Упражнение «Поплавок в океане» Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя.

Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел… Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…Попытайтесь ощутить эти точки… Ощутите движения волны… Тепло солнца… Капли дождя… Подушку моря, под вами поддерживающую вас… Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Что было самым сложным в сегодняшней групповой работе?

Что у вас получилось лучше всего на занятии?

Какие встречались барьеры и трудности?

Назовите одним словом ваше состояние после занятия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *