какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Тест на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка»

Тема 7. «Профессионально-прикладная физическая подготовка»

Задачами ППФП является:

формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

направленная подготовка к соревнованиям

сокращение сроков профессиональной адаптации.

специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности;

процесс совершенствования двигательных качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

специфика профессионального утомления и заболеваемости;

условия и характер труда.

Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

тренажеры, специальные технические приспособления;

оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Устойчивость к гипокинезии воспитывается с помощью:

выполнения физических упражнений, содержащих элементы риска и требующих преодоления чувства боязни;

выполнения упражнений на расслабление;

регулярной физической тренировки.

В чем особенность наступления умственного утомления в отличие от физического?

при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

при систематическом продолжении работы в состоянии утомления, может наступить переутомление;

при умственном труде, в связи со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой, начальные признаки утомления легче игнорировать.

Какое физическое качество наиболее важно развивать работникам умственного труда?

На какую функциональную систему организма приходится наибольшая нагрузка в процессе умственного труда?

на кровеносную систему;

на нервную систему;

на мышечную систему.

ППФП должна осуществляться одновременно:

с общей физической подготовкой;

со специальной физической подготовкой;

с выполнением прикладных физических упражнений.

Какое специальное качество необходимо развивать работникам умственного труда?

устойчивость к длительной гипокинезии;

подвижность в суставах;

Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

легкая атлетика – марафон;

игровые виды спорта;

спринтерские дистанции в циклических видах спорта.

Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

устойчивость к гипоксии;

Формой занятий по ППФП могут быть:

соревнования по прикладным видам спорта;

занятия лечебной гимнастикой;

Факторы, снижающие умственную работоспособность:

высокое нервно-эмоциональное напряжение;

недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса из-за длительного нахождения в типичном для работников умственного труда положении сидя.

Для профилактики развития переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;

формы производственной физической культуры;

упражнения на внимание.

Задача ППФП студентов и специалистов сферы экономики:

развитие гибкости позвоночника;

формирование устойчивости к длительному воздейсвию неблагоприятных природных факторов.

Основным средством ППФП являются:

прикладные физические упражнения;

специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.

К факторам, оказывающим влияние на содержание ППФП, относятся:

индивидуальные особенности личности;

результат, показанный на соревнованиях по прикладным видам спорта;

режим труда и отдыха.

Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физического воспитания являются:

выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.

В ППФП студентов и экономистов для воспитания статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности;

развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности,

находятся в расслабленном состоянии;

совершенствование деятельности сердечно-сосудистой системы.

При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:

выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

комплексного использования средств физического воспитания;

величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.

При подборе прикладных физических упражнений наиболее важно, чтобы:

их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

физические упражнения были разнообразными;

подбор средств учитывал особенности телосложения.

Работоспособность зависит от:

уровня психофизической готовности к профессиональной деятельности;

Устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды формируется в основном с помощью:

повышения уровня профессиональной подготовки;

сочетания физической тренировки и закаливания.

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Номер материала: ДБ-1248658

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика подбора средств ППФП и видов спорта

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности в процессе труда.

Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умствен­ного труда в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и тре­бует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.

Условия труда – это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы. Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также – защиту работника от этих факторов, в том числе – рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.

Характер труда – необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии. Следует знать, что «внутри» любой профессии имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, поэтому необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки. Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются: направленное применений средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха; специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Ныне уже имеются исследования, характеризующие особенности труда представителей многих профессий. Они разработаны специалистами физической культуры, чтобы определить содержание специальной психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности. В этих материалах представлены характеристики труда с большими физическими нагрузками (экспедиционные работники, служащие морского транспорта) и малоподвижного умственного труда с высоким нервно-эмоциональным напряжением, В них можно найти данные о предельных нагрузках на сердечно-сосудистую систему специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ:

— выход космонавта в открытый космос – пульс до 200 удар/мин;

— выполнение геодезических работ в условиях среднегорья – до 180 удар/мин (неоднократно в течение рабочего дня);

— работа переводчика (синхронный перевод) – до 160 удар/мин;

— работа юриста-следователя с подследственным (допрос) –
100–110 удар/мин в течение нескольких часов.

Правильный режим труда и отдыха – создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает: рациональное время начала и окончания труда; правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики; график сменности работы; рациональный график очередных отпусков; применение средств физической культуры в свободное время.

Динамика работоспособности в процессе труда определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть колебания работоспособности в течение суток, недели, месяца и т.д. Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трех фаз изменения ра­ботоспособности – врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, на­конец, снижения работоспособности.

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

В течение рабочего дня организм дважды проходит все фазы, прерываемые обеденным перерывом, с определенными особенностями во второй половине дня – врабатывание идет быстрее, раньше наступает фаза устойчивой работоспособности, раньше и утомление.

В течение рабочей недели работоспособность также имеет характер фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают характер труда, периоды деятельности конкретного предприятия, его экономическое положение и др. Фазовый характер имеет работоспособность также в течение месяца, года.

Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период наблюдается наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов, такие как Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и периферия, безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как кон­кретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества.

Большую пользу для правильной организации ППФП окажут изучение основных положений научной организации труда, составление профессиограмм и психограмм с выявлением нужных для работы прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств. Это позволит выбрать и верно применить необходимые средства физкультуры и спорта для данного вида труда.

Средства, применяемые в ППФП студентов, объединяются в следующие груп­пы: прикладные физические упражнения и отдельные элементы видов спорта; цело­стное применение прикладных видов спорта; оздоровительные силы природы и ги­гиенические средства; вспомогательные средства, улучшающие процесс ППФП сту­дентов.

Отдельные прикладные физические упражнения подбираются по равноценности психофизиологического воздействия их на организм с осваиваемыми измене­ниями и навыками.

Так, для совершенствования способности дозировать силовые напряжения, рекомендуются специальные физические упражнения из игровых видов спорта с мячом.

Для формирования статической выносливости применяются:

— специальные динамические упражнения: метание веса от 0,5 до 10 кг (гранаты, копья, диска, молота, ядер и др.), различные прыжки, наклоны туловища, поднимание и опускание туловища с закрепленными ногами;

— статические упражнения: равновесия, мосты, стойки, гимнастические упражнения, занятия конным спортом, стрельба из лука, катание на водных лыжах и др.

Акцентированное развитие физических качеств осуществляется через увеличение объема специальных упражнений, повышение учебных нормативов.

Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по преимущественному влиянию на студентов. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые входе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

В связи с этим, для студентов различных специальностей произ­водится соответствующий отбор, например, для геодезистов – туризм, спортивное ориентирование; для летчиков – планерный, самолетный, парашютный спорт; для строителей – гимнастика, акробатика, альпинизм; для работников сельского хозяйства – лыжный спорт, спортивное ориентирование, силовые виды спорта; для инженеров, управляющих многопозиционными пультами дистанционного управления – длительный кроссовый бег, плавание, лыжный спорт, баскетбол, борьба.

Например, для совершенствования координа­ции движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию перцептивного анализатора, ориентировке в пространстве.

Для воспитания общей выносливости применяются длительный кроссовый бег, лыжный спорт, плавание, туристские походы, гребля и т.д.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Вспомогательными средствами ППФП являются наглядные пособия и различные технические средства, моделирующие условия будущей профессиональной деятельности студентов.

В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости, основой которой является хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, координирующую ра­боту физиологических систем, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатическихусловиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания орга­низма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятий по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способ­ствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.

Источник

Профессионально-прикладная физическая подготовка

какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Смотреть картинку какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Картинка про какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности. Фото какие виды спорта в ппфп способствуют быстрому переключению в видах деятельности

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

8.1. Цели и задачи ППФП

Специалистам “водных” профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии. Эти простые примеры показывают связь профессиональной деятельности с уровнем развития специальных физических качеств и навыков. Однако их связь с трудом значительно сложнее и многограннее.

Постоянное совершенствование машин и механизмов, автоматизация многих видов производства снижают долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, возрастает эмоциональная нагрузка, повышаются требования к психической устойчивости. Правильно подобранные средства физического воспитания оказывают значительное влияние на эти профессии. Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.

Сталевары и прокатчики работают в условиях повышенной температуры, загазованности. Эти трудности легче переносят лица с хорошо развитой силой и выносливостью.

Утомление может возникать (в зависимости от характера труда) к концу рабочей смены, в первой половине, через час-два после начала работы в первой и второй половине смены. От места (в рабочей смене) появления признаков утомления зависит и применение средств активного или пассивного отдыха.

Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-психическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что летчик-испытатель за 1 час полета на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов минуту. Измерение же доли физического труда, показало, что она невелика.

8. 2. Средства ППФП

Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью ее упражнений развивается мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарникам, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и мн. др.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики не только для того, чтобы выполнить правильно зарядку, но и научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у учащихся накопившееся утомление.

Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для своего выздоровления.

Операторам ЭВМ и счетным работникам нужно знать гимнастику для того, чтобы избежать негативных последствий малоподвижной работы.

На основе упражнений гимнастики составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, где человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительных действий. Лыжный спорт находит прикладность в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей Арктики и Антарктики.

Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и др. раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы у станков с программным управлением, у пунктов автоматизированных систем управления (АСУ), водителям разных транспортных средств и других профессий, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты.

Специально-прикладные виды спорта. Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарников это пожарно-прикладный спорт, содержание которого составляют наиболее важные качества, необходимые при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и др. упражнения.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного и морского транспорта, мостостроителей и др. специальностей, работа которых связана с водой, таким специальным прикладным видом спорта является подводный спорт. Погружение на заданную глубину, размещение и поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ

8.3. Формы ППФП

Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

При проведении теоретических занятий учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку, как будущего руководителя производственного коллектива.

На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки. В сельско-хозяйственных техникумах студентов обучают верховой езде, умению обращаться с лошадью. В речных техникумах обучаются плаванию в одежде, нырянию, приемам спасания из воды. В ряде техникумов и училищ для занятий по ППФП построены специальные городки и площадки. Например, в строительных техникумах, готовящих монтажников-высотников, устанавливаются сооружения с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, для тренировки навыков работы на высоте. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарных училищах.

Одной из форм ППФП являются спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета, участники соревнуются в преодолении водных преград, переноске пострадавших. На спортивных праздниках, во время полевых практик, учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы.

Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о спартакиаде техникумов.

Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений являются главной силой просвещении рабочих. Они сами являются квалифицированными рабочими, часто руководят первичными производственными коллективами (звеньями, бригадами, участками). Их отношение к научной организации труда во многом определяет и отношение рабочих. Чтобы убедить другого человека нужно обладать достаточными знаниями самому.

В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работоспособности центральной нервной системы.

В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление “нервных” путей рабочих движений, их ритма, т. е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин. до 1 часа. При простых рабочих движениях он короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее.

В зависимости от продолжительности фаз стабильной работоспособности, в ряде профессий в течение рабочего дня наблюдаются два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня до обеда, так и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.

Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % от дневной выработки). Данные автора.

Выход продукции в % от сменной

8. 4. Производственная гимнастика

Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, использованием средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

Производственная гимнастика среди прочих средств занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование рабочих, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и рабочих нагрузок.

С физиологической точки зрения вводная гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.

Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Возбуждаются их центры в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомленных центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и предупреждая преждевременное изнашивание.

Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз зависит от подбора упражнений для больших коллективов людей одной и той же профессии. Трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Посильный труд необходим для нормального функционирования человеческого организма, для его развития. Вместе с тем необходимо учитывать, что для гармонического развития человека выполнение одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определенного коллектива рабочих имеет свои особенности и, в ряде случае, недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений.

В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи. Например, такие: укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), укрепление мышц, поддерживающих свод стопы, для людей работающих стоя. Должна решаться такая задача, как противодействие стойкому укорочению мышц, нередко возникающему пр выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц. Часто возникает необходимость способствовать улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Проявляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние вибрации значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Таким средством могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. В данном случае с их помощью должны решаться следующие задачи:

— увеличение вентиляции легких, способствующей быстрейшей ликвидации кислородной задолженности,

— укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения,

— укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрациях;

— улучшение функции вестибюлярного аппарата.

Другой пример. Это однообразная работа сидя. Таким трудом заняты трудящиеся многих профессий: работники по сборке и регулировке электроизмерительных приборов и деталей к ним, часов, электроламп, микросхем, швеи-мотористы на швейном и обувном производстве, завёртщицы мелких изделий (конфет, лекарств и т. д.), штамповщики и мн. др. Как правило, во всех перечисленных профессиях верхняя часть туловища работающих наклонена вперед, вынесенные вперед руки выполняют движения с небольшой амплитудой вперед-назад, вправо-влево. Указанная рабочая поза и рабочие движения сказываются в известной мере неблагоприятно: позвоночник в значительной мере искривляется, растягивается и ослабляется задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, что заметно сказывается на осанке. Постоянное расслабление мышц брюшного пресса при сидячем положении способствует их ослаблению. Как первое, так и второе препятствуют глубокому дыханию. С дыханием связана работа сердца. Известно, что длительное сидячее положение не благоприятствует кровообращению.

Особое своеобразие имеет поточно-конвейерный метод производства. Характеризуя поточно-конвейерный метод производства как

прогрессивную форму организации труда, открывающую огромные возможности для роста производительности труда, следует отметить, что с физиологической точки зрения конвейерная работа, в силу выраженной монотонности, может привести к преждевременному утомлению центральной нервной системы. Чем это объясняется?

Схема комплекса физкультурной паузы для трудящихся, выполняющих однообразную работу сидя

1. Упражнения в потягивании.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Те же упражнения, но более интенсивные.

4. Упражнения в приседаниях, беге, прыжках, переходящих в ходьбу.

5. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

6. Упражнения на расслабление мышц рук.

7. Упражнения на координацию движений (заключительно упражнение).

Применение этой схемы может облегчит работу при составлении комплекса, но она не является жестким каноном, которому следует подчиняться безоговорочно. В силу особенностей профессий можно и нужно вносить в схему комплекса изменения, дополнения, следуя приведенным выше требованиям.

Счет 1. Правую ногу назад на носок, руки вверх.

3-4. Приставить ногу, руки через стороны вниз.

1. Согнуть руки возможно больше.

3. Наклон туловища вперед.

1. Полуприсед на правой ноге, левую вперед на носок, руки вверх.

2. 2-3. Отклонить туловище назад, держа его прямым.

То же с другой ноги. Повторить 8 раз.

1. Шаг правой ногой вправо.

2. Шаг левой ногой влево.

3-4. Прыжком ноги вместе.

То же с другой ноги. Повторить 6-8 раз.

1. Шаг правой ногой вправо, руки за голову.

2. Наклон туловища влево.

То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз в обе стороны.

1-2. Наклон туловища вперед, руки в стороны, подняв их повыше.

3-4. Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.

5-6. Расслабить мышцы, “уронить” руки.

Движения руками как при беге в темпе, соответствующему музыкальному сопровождению.

комплекса для прокатчиков металлургической промышленности

1. Упражнения в потягивании с акцентом на прогибание.

2. Расслабленное потряхивание рук в разных положениях. Выполняется сидя.

3. Движения ногами: махи, сгибания-разгибания, круговые движения. Выполняется сидя.

4. Движения туловищем: наклоны, повороты.

5. Маховые движения руками, способствующие расслаблению утомленных и напряженных, мало участвующих в работе мышц.

6. Приседания, выпады, прыжки.

7. Упражнения на точность и координацию движений.

1-2. Дугами назад, руки вверх, прогнуться.

3-4. Опустить руки, расслабить плечи.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

1-2. Правую ногу поднять вперед повыше.

То же с другой ноги. Темп средний. Повторить по 4 раза обеими ногами.

1. Шаг левой в сторону.

2. Поворот туловища налево, левую руку в сторону.

3. Левую руку на пояс.

4. Приставить левую ногу.

Темп средний. Повторить по 5 раз в обе стороны.

2. Наклон вперед, руки назад (махом).

3. Выпрямиться, руки вперед.

Темп ближе к быстрому. Повторить 8 раз.

1. Глубокий присед, руки на колени.

Темп средний. Повторить 8 раз.

1. Шаг левой вперед, руки: правую вперед, левую вверх.

3. Шаг правой вперед, руки: левую руку вперед, праву. в

Темп вначале медленный, постепенно ускоряется до быстрого. Повторить 8 раз.

Комплекс для прокатчиков является авторской разработкой. Его положительное влияние на работоспособность и настроение рабочих было проверено на Московском металлургическом заводе “Серп и молот”, в сортопрокатном цехе, стан 250. В оценках рабочих отмечается особенно благотворное его влияние в ночные смены.

Особенностью многих профессий, характеризующихся сидячей рабочей позой, пониженной двигательной активностью, является большая нагрузка на глаза. У каждого человека глаза работают с того момента, когда он проснулся и до дого, как снова лег спать. Эточасов непрерывно. А у этих профессий глаза являются основным рабочим органом и нагрузка на них значительно возрастает. К таким профессиям относятся все студенты, редакторы, корректоры, чертежники, сборщики микросхем и других мелких деталей, часто выполняющих работу под микроскопом. Широкое внедрение во многие профессии компьютеров значительно расширило этот список. Глаза, как и другие части тела, устают от работы. Они также дают Вам знать утомлением, а иногда и сильной головной болью или таким ощущением, будто в них попал песок. Помимо общих требований к производственной гимнастике для работников профессий, выполняющих работу сидя, необходимо оказывать воздействие и на глаза с целью восстановления их работоспособности. Никогда не трите глаза, Вы их можете повредить. Сделайте следующие упражнения:

Выполнять упражнение (как и все последующие) легко, без малейшего напряжения. Не задерживаться в отведенных положениях. Повторить от 1 до 10 раз.

Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо,

Постепенно вводить задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз.

Круговые движения глаз. От 1 до 10 кругов влево, столько же вправо.

Вначале быстро, затем как можно медленнее.

Изменение фокусного расстояния:

Посмотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз (3-4).

Смотреть на кончик пальца (или карандаша), удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить 3-4 раза.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, но без напряжения и не моргая. Около 1 минуты.

Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

Массировать веки глаза, мягко поглаживая их указательным и большим пальцами в направлении от носа к вискам.

Закрыть глаза и наружными подушечками ладони, очень нежно проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Повторить 10 раз в среднем темпе.

Потереть ладони друг о друга (около 1 мин.) и легко без усилий прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света. Облокотиться о стол и посидеть спокойно 3-4 минуты. Дайте “расслабиться” и мозгу. Старайтесь не занимать это время серьезными размышлениями. Всего 3-4 минуты.

Регулярное выполнение упражнений для глаз усиливает кровообращение и тонус глазных мышц, уменьшает их утомляемость и предупреждает различные заболевания глаз, задерживает процесс старения.

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка?

2. Какие психофизические качества являются ведущими в вашей профессии?

3. Какие виды спорта и физических упражнений способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?

4. Составьте профессиограмму вашей профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *