какие виды свободы имеет ребенок в классе монтессори
О свободе и дисциплине в Монтессори классах.
Довольно часто мы слышим: «Монтессори? О, нет! Это нам не подходит. Там ребенку дают полную свободу».
Как может ребенок сам выбирать себе поле деятельности? А как же контроль, жесткая организованность, детальная спланированность урока? Не приводит ли эта пресловутая свобода к хаосу, вседозволенности, отсутствию результата?
Наверное, подобные мысли приходят в голову многим людям, которые впервые слышат о педагогике Марии Монтессори. Будь это так, ее система не приносила бы тех феноменальных результатов, о которых ходят легенды. Дети, занимающиеся в Монтессори классах, еще до наступления школьного периода демонстрируют хорошие навыки чтения, письма, они организованны, аккуратны, уважают труд других детей, и, что самое главное, сохраняют в процессе занятий любовь к учебе. Каким же образом это возможно при свободном воспитании?
В последние годы у нас в России происходит стремительное развитие Монтессори центров. Все больше и больше родителей знакомятся с уникальной методикой итальянского педагога и ученого Марии Монтессори, предложившей новый взгляд на воспитание ребенка. Уникальность ее системы, в первую очередь, заключается в том, что малыш сам выбирает себе путь развития, и педагог является для него не диктатором, а помощником и советчиком.
Подобный взгляд, представляющий новую систему открытого образования, существенно отличается от традиционных методик, к которым мы привыкли в российских детских садах и школах советского и постсоветского периодов.
Каждый родитель согласится с тем, что его ребенок уникален. Как же ему выразить свою уникальность, какой должна быть среда воспитания, в которой учитывались бы особенности развития личности каждого ребенка? Система Монтессори формирует специальную подготовленную среду, которая стоит на трех столпах:
| отношение к ребенку как к саморазвивающейся уникальной личности; |
| специальные дидактические материалы, обладающие возможностью самоконтроля, когда ребенок сам видит свои ошибки; |
| педагог-помощник, наставник, наблюдатель. |
Приходя в класс, ребенок сам выбирает себе материал для работы. Что это дает? Свобода выбора, личностная мотивация приводит к заинтересованности, увлеченности, погруженности в процесс освоения материала. В самостоятельном выборе деятельности ребенок проявляет свою волю, а не подавляет ее, подчиняясь требованиям авторитарного педагога, как это бывает в системе классического образования. Ребенка не нужно заставлять, он сам решил, он сам заинтересовался. В результате процесс освоения материала происходит естественным путем. Таким образом, свобода понимается здесь не как хаос, а как путь для творческого саморазвития.
Какие еще свободы предоставляет система Монтессори, помимо свободы выбора деятельности?
| свобода движений. Это открытое пространство, как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно; |
| свобода для познавательной деятельности. В окружающей среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых; |
| свобода повторений. Их количество зависит от потребностей ребенка. Повторяя столь часто, сколько это ему нужно, ребенок знакомится с предметом, изучает, осваивает его, развивая сосредоточенность, концентрацию внимания; |
| свобода проявления чувств и построения социальных контактов. Ребенок волен сам решать, с кем и в какой момент ему строить общение, будь то педагог или другой ребенок (дети) в группе. Ему предоставляется возможность самому решать возникающие у него проблемы, что приводит к самостоятельности, независимости мышления. |
Каким же образом свобода сочетается с дисциплиной? Какие рамки необходимы для организации труда в детской группе и какими эти рамки должны быть, чтобы не ограничить свободу ребенка, а наоборот, создать благоприятную среду для ее реализации?
Маленькие дети растут и развиваются очень быстро, поэтому родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребенка. Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий. Монтессори-метод позволяет разумно соотносить понятие свободы и дисциплины, которая формирует четкую структуру, специально предназначенную для ребенка.
Обобщая вышесказанное, стоит еще раз отметить, что свобода, которая многими понимается как хаос и вседозволенность, в педагогике Монтессори понимается как естественным образом развитая внутренняя способность выбирать лучшее для себя и для других. Это независимость от поддержки и помощи извне. По мнению Марии Монтессори, «только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться». Наша с вами задача состоит в том, чтобы дать ребенку умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.
Свобода и ее составляющие
Ирина Исаева,
Монтессори педагог
диплом АМI (0-6)
(США, 2011г.)
Свобода и ее составляющие
«Природа дает жизнь, предоставляя свободу и независимость, но при этом дает законы, установленные в соответствии со временем и необходимым для жизнеобеспечения. Наш первый учитель – сам ребенок или точнее жизненно важный порыв проявления космических законов, который проявляется в нем и ведет его бессознательно.»
М. Монтессори
Для того, чтобы говорить о свободе, о том, где она начинается и где заканчивается, необходимо попробовать осознать общую картину мироздания. Монтессори называла его Космическим порядком. Чтобы «нарисовать» его, нам необходимо выйти за пределы привычного мышления и рассмотреть Вселенную в своей целостности.
Для Монтессори было очевидно, что, вся земля со всем, что есть в и на ней, включая человека, является частью космического порядка, и у каждой частички природы есть свое задание. Человечество, являясь частью Вселенной, тоже должно следовать всем тонкостям закона природы. Когда мы следуем этим законам природы, осознавая и находясь на своем пути, мы ощущаем внутренний баланс. Синергия, соединение, сотрудничество всех частиц Вселенной, поддерживая динамическое равновесие, составляет жизнь Вселенной и является частью бесконечно прекрасного процесса творения.
Человек ощущает внутреннюю потребность выполнить свою миссию в соответствии с космическим порядком, а чтобы следовать ему, он должен быть свободен для развития себя и своего потенциала. И речь идет о свободе не сколько физической, ибо известно, что невозможно лишить человека свободы, наказав его лишением физической свободы, сколько о свободе разума человека.
Что же такое свобода? Делать то, что я хочу и когда хочу?
А действительно ли ТЫ ЭТО хочешь? Или твое желание сформировано влиянием извне? Ты действительно свободен в изъявлении желания? Если ты куришь или ешь много шоколада – ты свободен? Твое тело рано или поздно напомнит тебе о результатах твоих свободных действий. Свобода состоит не в удовлетворении своих желаний или того, что предлагают тебе обстоятельства, а в том, чтобы делать то, что хорошо для твоего развития в соответствии с законами человеческого существования.
Ты свободен делать то, что хорошо для твоего развития!
Дисциплина и свобода – две стороны одной медали. Никто не может «дать» человеку свободу или дисциплину. Чтобы быть свободным, ее необходимо чувствовать. Равно невозможно никого «дисциплинировать» извне, только сам человек может сделать осознанный выбор ограничения.
Самодисциплина – это отсутствие необходимости говорить человеку, что ему делать. Дисциплина – это способность следовать необходимому правилу, жить в соответствии с законами, которые ведут нас к оптимальному человеческому развитию. Индивидуум дисциплинирован, когда он хозяин самого себя, когда он может контролировать свои импульсы и желания, когда он может следовать своему внутреннему учителю.
Человек действует свободно, если делает выбор согласно своим внутренним импульсам, а не под властью другого. Если мы не можем делать то, что нам необходимо, мы не можем сказать, что мы свободны. Нам нужна независимость. Независимость означает, что организм может существовать и функционировать без непосредственной помощи другого. Человек борется за независимость с самого рождения. Рождение – первый акт независимости. Физическое отделение от матери делает ребенка независимым от прежде жизненно важных процессов ее тела.
Развитие ребенка – процесс адаптации к независимой самостоятельной жизни в мире.
Неправильно созданная среда для ребенка всегда приводит к непослушанию и подчинению. Индикаторами нерациональной среды для ребенка могут служить частые «нет, нельзя», которые произносят взрослые.
Очень часто, если ребенок плохо себя ведет, означает, что его разум испытывает голод. Работа – это стремление, цель человека, которая дает ощущение баланса.
Ответственность – это процесс, который достигается с получением опыта от взаимодействия в окружающей среде. Дети не могут быть сразу ответственными. Быть ответственным значит быть способным ответить. Если вы не знаете, как и что делать, вы не можете отвечать.
Как раз наша ответственность и заключается в том, чтобы знать потребности ребенка, который просит помочь узнать все сам. Ребенку нужна как окружающая среда, так и взрослый в качестве проводника. Взрослый – это авторитет для ребенка. Авторитетный – значит опытный. Однако быть авторитетом не предусмотрено быть всю жизнь. Наступит время, когда ребенок получит знания и станет способным быть ответственным за свои действия.
Неразумный авторитет базируется на контроле и власти. Родитель всегда авторитет для ребенка, ребенок не доверяет и не верит постороннему, пока не созреет достаточно для принятия своих собственных решений. Когда нам важно контролировать ребенка, наше послание ребенку – «Я тебе не доверяю». Дети сами знают, что им нужно делать. Единственное, что нужно – доверие им. Если у вас проблемы в группе, обратите внимание, насколько свободны в ней дети. Необходимо всегда отслеживать и осознавать это, ибо сами мы чаще всего выросли в несвободе.
При этом не стоит забывать об ограничениях, способствующих развитию свободы в классе. В классе Монтессори сама среда является естественным ограничением, способствующим скорейшему формированию самодисциплины у малышей. Среда должна быть продумана до мелочей, обязательно в соответствии с возрастом. Ранний возраст – это возраст формирования эго, когда все вокруг «моё». Этот период очень важно «прожить» сполна. Он совпадает с сензитивным периодом порядка. Поэтому наличие материала в одном экземпляре, каждый из которых служит своей цели; наличие определенных правил; необходимость получения презентации – способствуют установлению внутреннего порядка у малышей.
Правила должны быть одинаковые всегда. И ваше поведение тоже. Вы не можете быть сегодня добрым, завтра злым. Вам необходимо быть стабильным каждый день.
Итак каковы же условия, способствующие свободе?
— Подготовленный взрослый, который знает о законах развития человека;
— Подготовленная среда для каждого этапа развития;
— Благоприятные возможности для проявления независимости;
— Возможности для развития воли самим ребенком;
— Право выбора и принятия решения;
— Четкие границы;
— Принятие ошибок и заблуждений, как возможности обучения.
«Ребенок – это духовный строитель человечества, препятствия для его свободного развития станут камнями для стен, в которых душа человека будет заперта».
М.Монтессори
Свобода внутри границ
Свобода внутри границ — это основная концепция Монтессори. Для родителей, которые не глубоко знакомы с Монтессори-подходом, эта концепция может показаться противоречивой. В конце концов, не являются ли границы и правила противоположностью свободы? Некоторые родители наоборот, могут быть обеспокоены тем, что «Монтессори» — это «педагогика свободы», а значит, там ребенок делает что хочет, и возможна анархия, отсутствие правил и в конце концов, плохое поведение ребенка.
Что такое свобода в пределах границ?
Свобода внутри границ — это концепция расширения прав и возможностей. Она охватывает понимание того, что ребенок – это исследователь, способный учиться и «строить себя». Монтессори поощряет свободу в пределах ограничений путем разработки и предоставления ребенку подготовленной среды. Особенно важны здесь низкие открытые полки, логически упорядоченные виды деятельности и удобные для детей рабочие помещения в классе Монтессори. По сути, это побуждает ребенка свободно перемещаться по классу и выбирать свою «работу» (которая и является процессом самообучения) в рамках соответствующего приемлемого поведения. Эти ограничения являются основными правилами класса Монтессори.
Каковы границы класса Монтессори?
В классе Монтессори есть три основных правила. Все остальные основные правила основаны на этих трех.
2) Уважение к другим;
3) Уважение к окружающей среде.
— Уважение к себе относится к обучению детей тому, как безопасно и продуктивно работать в классе Монтессори. Дети могут свободно выбирать свою деятельность, при условии, что им было продемонстрировано представление о том, как обращаться с определенным обучающим монтессори-материалом, который хочет выбрать ребенок, и он знает, как использовать материалы с уважением, чтобы избежать нанесения себе вреда.
— Кроме того, уважение к другим людям включает в себя социальные навыки и вежливое поведение. Дети могут работать самостоятельно или в небольших группах; В случае, если это групповая работа, то детей нужно пригласить для совместной деятельности и они не должны вмешиваться в процессы других ребят. Все дети должны проявлять уважение к другим в своем классе.
— Наконец, уважение к окружающей среде относится к надлежащей заботе обо всем в классе Монтессори. Это включает в себя использование материалов Монтессори по назначению, наведение порядка и уборку в классе, возвращение материала на место и по необходимости, замену использованного материала на новый для следующего ребенка, уход и заботу о всех живых существах и всех предметах в окружающей среде.
Типы свободы в среде Монтессори
Свобода передвижения
В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться по комнате и переходить от одного занятия к другому. Дети, которые свободно передвигаются по комнате, с большей вероятностью выбирают целенаправленную работу и удовлетворяют свою потребность в деятельности. В результате, получая свободу передвижения, дети учатся изучать окружающую образовательную среду, а это позволяет им проявить истинные, идущие от природы таланты и интересы.
Свобода выбора
Свобода выбора имеет основополагающее значение для подхода Монтессори. Это потому, что выбор позволяет детям обнаруживать свои потребности, интересы и способности. Кроме того, свобода выбора побуждает детей заниматься самообучением и, таким образом, проявлять результат этой деятельности в виде новых способностей, навыков, понимания, расширения кругозора, академических знаний и т.д.
Свобода времени
Свобода времени позволяет детям работать с одним и тем же материалом столько, сколько ребенок захочет. По сути, это побуждает детей учиться в своем собственном темпе, развивать навыки концентрации и учиться терпению ждать своей очереди. Кроме того, это показывает ребенку на глубинном, подсознательном уровне, насколько мы уважаем его самого как развивающуюся личность, и его истинные потребности.
Свобода повторения
Трехчасовой рабочий цикл утренней «свободной работы» в монтессори-классе дает учащимся возможность работать с учебными материалами и добиваться успеха на практике. Кроме того, через повторение дети учатся саморегуляции и решению проблем.
Свобода общения
Монтессори поощряет общение в классе. Дети учатся обсуждать действия, решать проблемы и развивать свои социальные навыки.
Свобода совершать ошибки
Дизайн материалов Монтессори побуждает детей самостоятельно обнаруживать результат своей деятельности. Каждый материал спроектирован с визуальным контролем ошибки. Это позволяет ребенку понять результат деятельности посредством практического обучения.
Как свобода в рамках границ приносит пользу ребенку?
Свобода в рамках ограничений поощряет детей к тому, чтобы они стали уважаемыми членами своего сообщества. Благодаря жизненному опыту, учащиеся узнают, что свободный человек выбирает то, что лучше для себя и для других.
В заключение можно сказать, что свобода в пределах границ учит детей, как стать независимыми и уверенными учениками (т.е. людьми, которые учатся – не только сейчас, но и на протяжении всей жизни), и которые уважают правила своей свободы.
Мария Монтессори написала: «Давайте оставим жизнь свободной, чтобы развиваться в пределах добра, и давайте наблюдать за этой внутренней жизнью. В этом вся наша миссия »
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы
Наталья Киреева
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы
Доклад «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори – группы»
Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна, Киреева Н. Ю.
История педагогики М. Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков.
Монтессори-группа детского сада становится для ребенка моделью общества и существующих в нем отношений. Общение детей в процессе свободнойработы в подготовленной среде обеспечивает социализацию дошкольников: свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с дисциплиной (самодисциплиной): «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место», «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Опираясь на положение М. Монтессори о том, что сохранение и развитие индивидуальности невозможно без осознания личностью своей принадлежности к обществу. Саморазвитие ребенком заложенных в нем природных особенностей происходит на фоне социального участия его в жизни группы, именно группа становится своего рода катализатором индивидуального развития. Благоприятные условия для формирования у ребенка социальных качеств предоставляет объединение детей Монтессори-группы, такая группа представляет собой некий репрезентант реально существующих в обществе отношений, своеобразный детский микр – группе ребенок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, кончено, некоторые ограничения, например, если облюбованный ребенком столик уже занят, ему придется сесть за другой. Некоторые материалы занимают в помещении фиксированное место, их не переносят; например, комплект для мытья посуды. Однако все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни. Добавим также, что ребенок имеет право некоторое время вообще ничем не заниматься, а, например, наблюдать за работой других детей.
Возможность выбора предполагает наличие определенной СВОБОДЫ ребенка. Что играет огромную роль в формировании у детей навыков позитивного социального поведения, ознакомлении с культурой поведения в обществе, о правилах пребывания в детском саду, и т. д. Позитивное социальное поведение, уважение личности и прав других, умение считаться с окружающими предполагает определенное самообладание и способность управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы.
Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды и при умелом руководстве педагога. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.
ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, предоставленные ребенку в Монтессори-группе: свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера.
Воспитателями группы подготовлена среда, оснащенная дидактическими материалами для сенсорного воспитания и для упражнений в практической жизни, подготовлены материалы для ознакомления с математикой, для упражнений в письме и чтении, материалы, знакомящие детей с окружающим миром (зона «космического воспитания» объединяет зону «науки» и зону «искусств»). Воспитатели проводят Монтессори-занятия, предполагающие работу «в кругу», «свободную работу в подготовленной среде» или индивидуальную работу с дошкольниками с использованием Монтессори-материалов. Дошкольники по собственной инициативе выбирают исследовательскую деятельность и занимаются с сенсорными материалами, с материалами по математике, письму и чтению, с материалами по темам ознакомления с окружающим миром, но особенно привлекают дошкольников упражнения в практической жизни. Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передаются воспитателю в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрываться и детям, и их воспитателям.
В Монтессори-группе детского сада детям предоставляется возможность заниматься с развивающими материалами, выполнять упражнения из повседневной практической жизни, развивать самостоятельность (застегивание пуговиц, переливание и пересыпание, уход за цветами и т. п.); овладевать сенсорными эталонами (упражнения на различение форм, размеров, цветов, звуков и т. п.) и основами грамотности (развитие речи и математических представлений); развивать кругозор и открывать для себя мировую культуру. Активное исследование и экспериментирование под чутким руководством взрослого – вот путь ребенка в Монтессори-группе, путь к самопостроению собственной индивидуальности.
Работа с детьми в Мантессори- гуппе, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, приобретает инновационный характер. Изменения формы и содержания занятий с детьми, индивидуальная деятельность детей,а так же отсутствие оценок взрослого и соревновательного элемента способствуют формированию независимости от чьей-либо оценки, формированию позитивного образа «Я», уверенности в себе и самодостаточности, умение объективно оценить себя, свои поступки и работу. Что является одним из важнейших условий воспитания свободной, самостоятельной личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.
«Воспитание творческой личности дошкольников в условиях коллективной деятельности». План самообразования воспитателя План самообразования воспитателя Бухаева Цырегма Бато-Мункоевна. Детский сад № 5, СЕМИЦВЕТИК» Г. МИРНЫЙ Тема: «Воспитание творческой.
Психология безопасности личности в условиях школы Психология безопасности личности в условиях школы Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети,.
Роль семьи в воспитании самостоятельной личности «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.
Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.