какие виды техники исполнения упражнений выделяют
Конспекты по физической культуре «Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники»
75. Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники
Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.
Техника физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.
Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.
Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.
Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся. Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.
Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение.
Основное (ведущее) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия.
Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения.
Техника физических упражнений: общее понятие, основа техники, главное звено, детали.
Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.
В любом физическом упражнении выделяют три части: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
В практике физической куьтуры, для конкретизации частей упражнения по их выделяют следующие характеристики и элементы двигательных действий: основы техники, основное звено, детали.
К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, «прыжок в длину с разбега»: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.) и особенностей обучения (школа движений).
Критерии оценки качества техники.
Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
Существует образцовая (эталонная) техника выполнения упражнений. Но практика показывает, что техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого атлета (его антропометрические данные, уровень развития физических качеств).
Технику двигательного действия принято отражать в описательных (визуальных, словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).
Особое значение имеют такие показатели как ритм и темп двигательного действия.
Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность.
Качественные характеристики движений. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.
Эффективность движения — спортивная результативность данного варианта технической подготовки
Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономичность движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Простота упражнения — время, необходимое для обучения данному упражнению.
Энергичность движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Пластичность движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений.
Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим, целенаправленно подбирать те или иные варианты выполнение упражнений, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и качественные характеристики повторений, сознательно формировать новые качественные признаки двигательной функции занимающихся, т.е. программировать и осуществлять её развитие в заданном направлении и с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.
Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).
Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).
Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).
Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.
Основные характеристики техники физических упражнений:
· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);
· временные характеристики (длительность и темп движения);
· пространственно-временные (скорость движения);
· силовые характеристики (сила движения);
· ритмическая характеристика (ритм).
Краткая характеристика методов физического воспитания
Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).
Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
В физическом воспитании различают следующие группы методов:
· организации занимающихся в процессе физического воспитания;
· обучения двигательным действиям;
· развития физических качеств;
· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;
· научных исследований в физической культуре и спорте.
Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании
К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:
· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);
· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);
· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);
· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);
· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);
· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).
Характеристика методов обучения двигательному действию
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).
Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:
Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:
· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Легкоатлетические упражнения
Основы техники легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Техника, при помощи которой можно достичь самых высоких результатов (т.е. та, которую используют сильнейшие), считается наиболее совершенной, и, следовательно, понятие «спортивная техника» часто воспринимается как «рациональный, эффективный способ выполнения движений в данном спортивном упражнении» или характеризуется только внешней картинкой (формой) движений. Это не совсем верно, т.к. техника как способ выполнения движений может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой, но без нее не могут действовать ни начинающий спортсмен, ни рекордсмен мира. Предполагается, что термин «техника» относится не ко всяким способам выполнения, а лишь к эффективным. Поэтому более правильно понимать под спортивной техникой систему движений, действий и приемов, наиболее эффективно (рационально) приспособленную для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой физических и нервных усилий в соответствии с индивидуальными особенностями человека.
Техника может быть в разной степени совершенной. В случае высокой степени совершенства следует считать, что спортсмен овладел техническим мастерством. Так, например, каждый в какой-то степени владеет техникой бега, так как навык этого движения дается человеку почти от рождения. В процессе тренировки техника совершенствуется, т.е. бегун овладевает спортивным мастерством. Степень овладения спортивным мастерством определяется с помощью специальных критериев на основе биомеханического анализа движения.
Каждая фаза спортивной техники делится на составляющие ее детали, которые называются элементами (движения одной частью тела). Например, элементом является сгибание ноги в фазе амортизации.
Кроме этого фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды (например, периоды опоры и полета в беге). Такое несколько условное деление используется с целью удобного описания и анализа техники легкоатлетических упражнений и важно для обучения конкретным видам легкой атлетики.
Техника легкоатлетических упражнений, несмотря на свое многообразие, имеет некоторые общие особенности и основы, которые можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных движений, определяющую структуру данного двигательного действия.
Как уже было сказано, по ряду признаков, в том числе и по технике, легкоатлетические упражнения делят на несколько самостоятельных групп: ходьба, бег, прыжки, метания. В связи с этим основы техники следует анализировать по этим группам видов легкой атлетики.
Интегральные показатели техники видов легкой атлетики, определяющие результативность выполнения упражнений (цит. по В.Ф. Костюченко, 1996)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол отталкивания, скорость ОЦМТ после отталкивания, способ постановки ноги на опору и частота шагов
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ приземления
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ перехода через планку
Взаимодействие с опорой(со снарядом) (скоординированность маховых и толчковых движений)
Прыжки: в высоту (с шестом)
Угол вылета, начальная скорость вылета снаряда
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений), взаимодействие со снарядом
Основы обучения технике легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Обучение легкой атлетике — это педагогический процесс, направленный на образование специальных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой легкоатлетических видов.
Начальное обучение является одной из форм управления тренировочным процессом. Оно подразумевает тесное и целенаправленное взаимодействие педагога и ученика. Точная прстановка задач, определение средств и методов воздействия, организация и проведение занятий, контроль и коррекция разучиваемой техники составляют путь к успешному овладению изучаемого движения. Роль педагога-тренера очень важна в начале обучения, когда закладывается основной фундамент правильных движений. Практика показывает, что двигательный навык, сформированный на раннем этапе обучения, плохо поддается переучиванию, поэтому надо правильно и тщательно организовывать процесс обучения в его начальной стадии.
Двигательный навык — это автоматизированный способ выполнения двигательных действий. Ему предшествует двигательное умение, которое обозначается как способ управления двигательным действием при сосредоточении внимания.
С физиологической точки зрения двигательное умение и навык определяются как система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Механизм образования таких связей — это биологическое явление.
Педагогическая наука раскрывает данный процесс исходя из уровня владения двигательным действием. Она определяет три таких уровня: сформированное на базе специальных знаний двигательное умение (1), которое переходит в двигательный навык (2) и далее в двигательное умение высшего порядка (3).
Умение высшего порядка характеризуется эффективностью использования приобретенного навыка в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации (например, умение применять навык бега в условиях пересеченной местности или навык метания планирующих снарядов в зависимости от направления и скорости воздушного потока) и является резервом повышения спортивного мастерства.
Двигательный навык обладает рядом особенностей, которые надо учитывать и использовать во время его образования и совершенствования. Так, кроме высокой степени автоматизации процессов нервно-мышечной координации, зависимости от волевых усилий спортсмена, навык характеризуется определенным уровнем стабильности и вариативности своих показателей. Известно, что абсолютной стабильности в движениях не существует, а имеется оптимальный и допустимый диапазон показателей вариативности. При обучении необходимо знать меру имеющейся вариативности, в противном случае возможные ошибки можно принять за индивидуальные особенности техники, а выход за границы допустимости приведет к снижению надежности результата. Максимальная граница вариативности определяется функциональными возможностями занимающихся. Минимальная граница лимитируется крайним пределом проявления показателей навыка, при котором сохраняется основная структура целостного движения, определяющая технику того или иного вида легкоатлетических упражнений.
При формировании спортивной техники как системы двигательных навыков важно правильно использовать эффект их взаимодействия. Данное взаимодействие, при котором ранее сформированный навык помогает образованию нового навыка, называется положительным переносом. Формирование техники движения происходит при помощи сходных по структуре и направлению усилий спортивных видов (например, навык бро-скового движения в метании копья схож по структуре с метанием малого мяча и гранаты) или специальных упражнений. Однако следует помнить, что применять специальные упражнения следует до определенного момента, чтобы их освоение не доводилось до уровня навыка, так как чрезмерное их использование будет мешать овладению основным двигательным действием.
Взаимодействие, при котором ранее приобретенный навык препятствует образованию нового, называется отрицательным переносом. Эффект отрицательного переноса рекомендуется применять для разрушения деталей старого и малоэффективного навыка при формировании нового.
Предварительно сформулированные цели и задачи обучения становятся реальными в своем воплощении лишь тоща, когда их основа регулируется определенными общеметодическими принципами. В практической деятельности главным образом используются:
На примере использования принципа систематичности можно пояснить применение некоторых широко распространенных правил при обучении легкоатлетическим видам. Так, правило «от известного к неизвестному» применяется в обучении прыжкам в высоту, где навык разбега в сочетании с отталкиванием, сформированный на основе простых способов выполнения полетной фазы, переносится на более сложные варианты техники. Правило «от простого к сложному» применяется в обучении спринтерскому бегу, где изучение техники начинается с бега по дистанции затем переходит к овладению стартом, стартовым ускорением и финишированием. Это обусловлено тем, что структура техники бега по дистанции менее сложна по своим показателям, чем другие составляющие техники данного вида бега. Правило «от главного к второстепенному» может быть рассмотрено на примере обучения толканию ядра или метанию копья. Основной разгон снаряда в этих видах закладывается в финальном усилии, поэтому овладение техникой начинается именно с данной фазы движения. В дальнейшем изучается разбег, в котором осуществляется предварительное наращивание скорости.
Все перечисленные принципы не существуют отдельно друг от друга, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Успех в данном процессе зависит от их реализации в правильном сочетании.
Достижение поставленной цели и решение соответствующих задач в процессе обучения происходит благодаря правильно выбранным методам, методическим приемам и средствам обучения.
Методом обучения в спорте называется акт взаимосвязанной деятельности преподавателя-тренера и спортсмена, направленный на решение задач обучения.
Методическим приемом называется способ использования метода в соответствии с конкретно поставленной задачей обучения.
Из этого следует, что внутри любого метода применяются различные методические приемы, которые способствуют его реализации в конкретных условиях.
В спортивно-педагогической практике выделяют:
В легкой атлетике в процессе начального обучения преимущественно применяется метод разучивания по частям с последующим объединением в целое. Практическое овладение основами техники движения начинается с изучения ведущего звена, затем вспомогательных фаз и деталей техники.
Ведущим звеном называется наиболее важная и решающая часть двигательной задачи. Например, отталкивание в беге, прыжках в длину и высоту или фаза финального усилия в толкании ядра, метании малого мяча, копья или диска.
В качестве вспомогательных фаз выступают другие элементы техники, составляющие вместе с ведущим звеном ее основу. В прыжках в длину и высоту к ним можно отнести разбег и фазу полета, а в толкании ядра предварительный скачок или выполнение разгона снаряда путем вращения.
Детали техники — элементы движения, которые связаны с индивидуальными особенностями занимающихся и могут в определенных пределах видоизменяться, не нарушая основ техники. Например, различное соотношение длины и частоты шагов в процессе разбега при прыжках в длину.
В настоящее время на ведущие позиции выходит комплексный метод практического овладения техникой легкоатлетических видов. Одна из форм его реализации— комплексное обучение ряду видов со сходной структурой движения (прыжки в длину, высоту и спринтерский бег) на основе первоначального овладения общими элементами бегового шага.
Другой формой применения комплексного метода является разработанная методика обучения двигательному навыку, построенная по комплексному принципу с круговой схемой организации действий. Суть методики заключается в циклическом построении процесса обучения на каждом занятии (2 — 3 цикла) основным элементам техники движения от конца ее выполнения к началу и от начала к концу. Например, при обучении технике толкания ядра способом «со скачка» с первых занятий одновременно и циклично изучается финальное усилие, скачок и предварительная часть движения.
Применение комплексного метода позволяет экономить время обучения, уменьшает количество возможных ошибок, облегчает процесс усвоения материала из-за переключения действий, исключает монотонность восприятия и повышает эмоциональный фон.
Кроме перечисленных методов обучения в связи с возросший ми требованиями современного уровня развития техники легкоатлетических движений в спортивной практике применяется метод программированного обучения. Содержание его программы включает в себя методы математического моделирования и индивидуальные методы контроля над ходом учебного процесса.
Основными средствами целенаправленного обучения легкоатлетическим видам являются специально-подготовительные упражнения. Они включают в себя элементы движения, сходные с соревновательными действиями и их вариантами по координационной структуре, кинематическим и динамическим характеристикам и по преобладающему проявлению физических способностей. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от преимущественной направленности подразделяются на:
Наряду со специально-подготовительными упражнениями при обучении успешно используются идеомоторные упражнения. Это упражнения, которые мысленно отражают изучаемые действия.
Теория и методика физического воспитания условно разграничивает процесс обучения на три этапа, которые обобщенно отражены в типовой схеме обучения.
Предваряет этот процесс наличие ряда предпосылок, необходимых для успешного усвоения учебной программы. В соответствии с этими предпосылками спортсмен, прежде всего, должен сформировать мотивацию к предстоящей двигательной деятельности. Этому может способствовать личная активность самого занимающегося и соответствующая помощь тренера-преподавателя.
Другим важным условием следует считать наличие должного уровня физической и координационной готовности, без которой процесс овладения техникой изучаемого вида становится затруднительным.
На первом этапе типовой схемы обучения (ознакомления с упражнением) ставится задача: создать общее представление о технике изучаемого вида и сформировать первоначальные умения, необходимые для освоения разучиваемого действия.
На втором этапе (углубленного разучивания упражнения) решается задача; овладеть техникой ведущего звена, вспомогательных фаз и техникой движения в целом.
На третьем этапе (закрепления и совершенствования) решается задача: уточнить индивидуальные особенности занимающихся и наметить пути дальнейшего совершенствования основы техники и ее деталей.
На начальном этапе обучения двигательным действиям и в процессе дальнейшего совершенствования всегда существует вероятность возникновения ошибок.
Двигательными ошибками называются неправильные малоэффективные движения. Важно понимать причину их появления, точно ее обнаружить и оценить, найти способ коррекции движения и после исправления наметить меры предупреждения ошибки.
Ошибки классифицируются по следующим признакам:
Причинами ошибок являются разные факторы. Они могут быть:
После обнаружения ошибок необходимо проанализировать причину их возникновения и оценить степень значимости. При этом всегда следует исходить из основ рациональной техники
На этапе начального обучения преподавателю важно знать характерные ошибки изучаемого движения. Если ошибок несколько, то из них надо определить главную. Она может быть причиной всех остальных и необходимо начинать исправление с нее, последовательно переходя к другим.
Ошибки должны быть понятны ученикам, а указания по исправлению — соответствовать их индивидуальным и физическим возможностям.
Изучение новых элементов движения осуществляется только после удаления существующих изъянов техники.
Для исправления ошибок необходимо определить эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоление
Способы устранения должны быть направлены не против ошибок, а против причин, приведших к их появлению. В качестве рекомендуемых способов, помимо указаний преподавателя, в основном применяются:
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
Обучение двигательным действиям необходимо в любой сфере спортивной деятельности. Физические упражнения с элементами бега, прыжков и метаний лежат в основе многих видов спорта. В связи с этим при подготовке широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта целесообразно иметь на вооружении знание закономерностей построения двигательных навыков на примере их формирования в легкой атлетике.
Спринтерский бег — это циклическое упражнение. При анализе его техники мы, по сути, анализируем технику выполнения бегового шага. Здесь очень важно рациональное сочетание отдельных фаз движения в беговом шаге. Однако техника бега на протяжении дистанции меняется, поэтому при рассмотрении целостного двигательного действия выделяют несколько отдельных фаз. В спринтерском беге это старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.