какие виды текстов относятся к сплошным
Презентация по теме » Сплошной и несплошной текст»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сплошной» и «несплошной» тексты Составила учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ ООШ с. Новопавловка Елистратова Е.А
Где мало слов, там вес они имеют. Уильям Шекспир Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Джонатан Свифт Искусство писать – это искусство сокращать. А. П. Чехов
Все тексты делятся на cплошные (без визуальных изображений) несплошные (с визуальными изображениями) Так, в нашей гимназии, основывающей учебно-воспитательный процесс не только на традиционных, но и на инновационным технологиях, уже много лет работает научное общество учащихся, которые осуществляют исследовательскую работу по интересующим их темам в различных школьных предметах. В настоящий момент особенно актуальна проектная деятельность, которая предполагает положительные результаты в приобретении новых знаний и расширении обучающего пространства.
Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы).
Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты схемы визитки формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.
Правила чтения несплошных текстов 1. Что я вижу перед собой? (Например, передо мной визитка, диаграмма и т. д.) 2. О чем в ней (в нем) сообщается? (В ней (визитке) даются сведения о фотографе и т.д.) 3. Расскажи о содержащейся информации. (Например, фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников, корпоративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий. Его № тел. такой-то.) 4. Для чего нужно было представлять информацию в виде несплошного текста? (в виде визитки, диаграммы, рекламы, схемы, анкеты и т.д.) (Например, из визитки можно точно узнать о человеке, его роде деятельности и как с ним связаться). Пример перевода информации театрального билета в сплошной текст: Передо мной билет на спектакль по пьесе Шекспира «Гамлет». Показ состоится 25 октября 2008 года в Московском театре классического спектакля. Начало – в 19.00. Владелец билета заплатил 2000 рублей. Смотреть пьесу он будет в партере, в 3 ряду, на 7 месте.
Пример использования сплошных и текстов на уроке русского языка Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает: ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать); смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный); неполное действие (приоткрыть, присесть); действие доведено до нужного результата (прихлопнуть); сопутствующее действие (присвистывать); действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть). Приставка ПРЕ- пишется: в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный); в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).
Пример использования несплошного текста на уроке русского языка Таблица
Пример использования несплошного текста
Пример использования несплошного текста Диаграмма
Использование несплошного текста
Использование несплошного текста. Диаграмма
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1094281
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие виды текстов относятся к сплошным
Диктант на этот раз начался просто замечательно: Татьяна Евгеньевна посадила меня за одну парту с Ножкой, то есть с Надькой Ножкиной, отличницей!
Давно мне так не везло! Теперь, считай, пятёрка или уж, во всяком случае, не двойка у меня в кармане, а точнее – в дневнике! Ура!
Мы подписали новые тетрадки и приступили к работе.
История, которую диктовала Татьяна Евгеньевна, оказалась очень занятной – про весёлую цирковую обезьянку по имени Ручка. Чего только не вытворяла эта Ручка! И на лошади скакала, и танцевала, и строила рожи зрителям!
Все внимательно слушали и старательно – кто записывал, а кто списывал. Как я у Ножки. А что делать, если в каждом предложении каверза на каверзе сидит и каверзой погоняет. Ну и Ручка! Такое представление устроила, что простыми словами не опишешь.
Наконец выступление неутомимой обезьянки завершилось, и Татьяна Евгеньевна сказала:
– Проверьте, что вы написали, и я соберу тетрадки.
Все начали тщательно – кто проверять, а кто сверять свои записи с соседскими. Как я, например.
В общем, сверяю я, сверяю – всё верно. Всё как у Ножки: вот мягкий знак в слове «обезьянка», вот – в слове «РучЬка»… И вдруг меня стукнуло: а что, если моя фамилия Ручкин тоже с мягким знаком? А я на обложке тетрадки написал без него. Как же правильно?
Текст про Ручку
Вопросы к тексту. Анна Ахматова. Тимофеева. Коромнова.
Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал е ё своей ученицей. То были годы е ё первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в е ё глазах, и в осанке, и в е ё обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта е ё личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у не ё само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в ж ё стком вагоне, даже в трамвае, всякий незнавший е ё чувствовал е ё «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.
Замечательна в е ё характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма и т. д. то и дело появлялись в е ё скромном быту, но через несколько недель исчезали.Близкие друзья е ё знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи.
Ч аще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной «муки», изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг — забуду ли я этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки? — она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
— Это для вашей— для Мурочки.
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Напрасно повторял я: «что вы! это никак невозмож» но. да я ни за что, никогда. » Передо мною захлопнулась дверь, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало.
2. С какого времени К.И.Чуковский знал Анну Ахматову? Выбери правильный ответ.
А. С девятнадцатого века |
Б. С середины двадцатого века |
В. С начала двадцатого века |
3. Опиши внешний облик Анны Андреевны к 1914-1915 годы?
4.Озаглавьте текст. Выбери названия, которые отражают идею текста.
1. В характере А.Ахматовой была …. черта.
2.Она не любила и не хранила вещей, …. с ними
А | А. Ахматова расставалась с вещами, которые ей были не нужны. |
Б | А. Ахматова расставалась с вещами, если оказывалось, что у неё две одинаковые вещи. |
В | А.Ахматова расставалась с вещами, которые ей были нужны самой. |
7. Как ты считаешь, почему К.И. Чуковский расстерялся и не хотел брать подарок от А. Ахматовой? Выскажи свою точку зрения и обоснуй!
Слова для справок: царственность, радушие, надменность, равнодушие, величавость, доброта, милосердие, сочувствие,спесивость |
9. Подбери синоним к выделенному слову в словосочетании.
Вопросы к тексту В.Пекелеса
Изучение иностранного языка во все времена считалось делом необычайно трудным. К сожалению и по сей день среднестатистический выпускник школы не может похвастаться хорошим знанием иностранных языков. этот факт вызывает у современных учёных недоумение. По их оценкам, яеловек не реализует и половины своих возможностей. Лингвисты уверены: чем больше языков человек знает, тем легче он усваивает новый язык. Доказательством этому служит опыт поиглотов – людей, владеющих многими языками. Среди них есть и такие, которые знают более ста языков.
Безусловно, у этих людей есть особые способности к языкам. Но это не удел лишь избранных. если овладеть методикой и применять её настойчиво, можно достигнуть поразительных результатов.
Обратимся к опыту полиглотов. Что они советуют?
Во-первых, надо всегда стараться выразить свою мысль на языке, который изучаете.
Во-вторых, надо быть предельно любознательным и чаще задавать вопросы на языке, который изучаете.
В-третьих, надо изучать родственные языки.
И, наконец, надо чаще слушать музыку. она развивает слух, а хороший слух – лучший помощник в изучении иностранного языка.
Учёные-лингвисты к этому добавляют: начинать изучение языка следует с совоения слов, которые чаще всего встречаются в данном языке. Списки этих слов можно найти в специальных частотных словарях. Также следует читать как можно больше развлекательной и приключенческой литературы. Именно там повторяется то, что часто встречается в языке. А успех будет зависеть от количества прочитанного.
А. | О трудностях изучения иностранных языков. |
3. Соедини слово и его лексическое значение.
Лингвист человек, знающий много языков
.
5. Заполни пропуски в таблице.
Чем больше человек знает языков, тем | …. |
Списки наиболее употребляемых слов можно найти в | …. |
…. | всё покатится по маслу. |
…. и. | может стать полиглотом. |
8. Профессор спросил у абитуриента, поступающего в Институт иностранных языков, есть ли у поступающего музыкальное образование. Можно ли назвать профессора излишне любопытным? Почему?
9. Какие качества характера присущи полиглоту?
Задания к тексту о берёзе по М.Скребцовой.О. Гладыш, С.Шпичак
Б ер ё за росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными бер ё зками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Бер ё зки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
«Береза». Задания к тексту
Задания к тексту А. Житинского
Светка подошла и, несколько удивившись моему звонку, вс ё же согласилась встретиться со мной в мороженице на Большом проспекте. Денег я заранее накопил.
Сели мы за столик, я мороженое прин ё с. Светка смотрит загадочно, глаза мерцают.
И вот, пока она пирожное уплетала, я ей читанул классный китайский стих, который выучил наизусть накануне.
Дева, что вместе со мной в колеснице сидит,
Сливы цветок мне напомнила цветом ланит.
Вот это номер! А я и не знаю. Когда учил стихи, пропустил мимо ушей.
Мало ли что они там в Китае придумают.
Чувствую, что если сейчас не расскажу ей вс ё про ланиты, уйд ё т навеки. Надулась уже, ложечкой в мороженом ковыряет.
Я бросился к Светке, поставил стаканы с соком.
В общем, вышел я из трудного положения и значительно укрепил свою
репутацию посредством китайских стихов и русских ланит. Светка рассталась
Виктория Туйск
Елена Рогозева
Людмила Шепелева
Задания к тексту А. Житинского
1. О чём этот текст? выбери правильный вариант ответа. Отметь его значком +
А. Текст рассказывает о взаимоотношениях юноши и девушки.
Б. Текст рассказывает о проблемах “отцов и детей”.
В. Текст рассказывает о том, как знания могут выручить человека в трудной ситуации.
— Какой из предложенных тобой заголовков ты считаешь самым удачным? Отметь его во второй графе знаком +.
А. Девушку зовут _____________________________________________________________.
Б. Мороженица находилась на ______________________________________.___________.
В. Девушка была одета в ______________________________________________________.
Г. Юноша решил поразить девушку _____________________________________________.
Д. Слово “ланиты” означает ____________________________________________________.
А. Действие происходит во время летних каникул.
Б. Света блондинка.
В. Действие происходит в Москве.
Г. Герою помогла пожилая дама.
Д. Димка читал девушке сонеты Шекспира.
5. Используя слова для справок, заполни таблицу
Слова для справок: уплетать, классный, стих, ланиты, посредством (стихов), придумают, ковыряет, навеки, надулась, читанул, выучил, дева, согласилась, колесница, шляпка, заранее.
6. Найди соответствия. Соедини стрелками.
пропустить мимо ушей выпутаться
ежу понятно прослушать
выйти из трудного положения очень просто
7. Подумай и ответь на вопросы:
А. Докажи, используя текст, что Света очень нравилась Диме. Приведи не менее 3-х аргументов.
Б. Почему, по твоему мнению, Димка попал в трудную ситуацию?
9. Представь себя на месте Димки. Как бы ты поступил (-а) в подобной ситуации?
Задания к тексту о сапогах. Л. Письменная, М. Янкевич.
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.
Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.
1. Какова тема текста?
О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа:
А. О хорошем мастере;
Б. об удаче;
С. о талисмане.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия)
Выбери заголовок, наиболее точно отражающий тему текста. Отметь его.
А. Дорогая покупка.
Б. Хорошая обувь.
В. Под надежной защитой.
3. Почему автор не выбросил сапоги?
1) … жалко было потраченных денег;
2). … негде было купить новые;
3) … они не раз спасали его.
5. Отметь верные / неверные утверждения.
Верно | Неверно | |
Сапоги подарил мне софийский сапожник 10 лет назад. | ||
Мне пришлось вернуться в лагерь из-за отвалившегося каблука. | ||
Мой проводник хотел меня ограбить. | ||
Пароход ”Адрианополь” попал в шторм. | ||
Я плыл до берега два с половиной часа. | ||
Сейчас я на войне и не боюсь смерти |
7. Подбери к данным словам антонимы из текста.
Антонимы из текста | |
жёстче | |
другой | |
раб | |
жизнь | |
раскаленный | |
мир |
Слова для справок: спасался, кожа, цвет, почва, вкус, остался, туфелька, обувь.
Вопросы к тексту Акунина
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.
Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.
Вопросы к тексту Акунина. Составили Т.Курст, Е.Леонтьева
2. Тексты для начальной школы
Б ер ё за росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными бер ё зками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Бер ё зки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Диктант на этот раз начался просто замечательно: Татьяна Евгеньевна посадила меня за одну парту с Ножкой, то есть с Надькой Ножкиной, отличницей!
Давно мне так не везло! Теперь, считай, пятёрка или уж, во всяком случае, не двойка у меня в кармане, а точнее – в дневнике! Ура!
Мы подписали новые тетрадки и приступили к работе.
История, которую диктовала Татьяна Евгеньевна, оказалась очень занятной – про весёлую цирковую обезьянку по имени Ручка. Чего только не вытворяла эта Ручка! И на лошади скакала, и танцевала, и строила рожи зрителям!
Все внимательно слушали и старательно – кто записывал, а кто списывал. Как я у Ножки. А что делать, если в каждом предложении каверза на каверзе сидит и каверзой погоняет. Ну и Ручка! Такое представление устроила, что простыми словами не опишешь.
Наконец выступление неутомимой обезьянки завершилось, и Татьяна Евгеньевна сказала:
– Проверьте, что вы написали, и я соберу тетрадки.
Все начали тщательно – кто проверять, а кто сверять свои записи с соседскими. Как я, например.
В общем, сверяю я, сверяю – всё верно. Всё как у Ножки: вот мягкий знак в слове «обезьянка», вот – в слове «РучЬка»… И вдруг меня стукнуло: а что, если моя фамилия Ручкин тоже с мягким знаком? А я на обложке тетрадки написал без него. Как же правильно?
Под а рила царица Суворову шубу. Но Суворову она была ни к чему. Даже в самые лютые м о розы он од е вался легко, по-солдатски. Спрятал бы он её в сундук, да только на ка зала ему царица с шубой не рас с таваться. Тогда Суворов придумал хитрость. Стал он возить за собой слугу Прошку. Где бы ни был Суворов, рядом с ним Прошка с царской шубой в руках.
1. Тексты для 8-9 классов
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.
Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.
Изучение иностранного языка во все времена считалось делом необычайно трудным. К сожалению и по сей день среднестатистический выпускник школы не может похвастаться хорошим знанием иностранных языков. этот факт вызывает у современных учёных недоумение. По их оценкам, яеловек не реализует и половины своих возможностей. Лингвисты уверены: чем больше языков человек знает, тем легче он усваивает новый язык. Доказательством этому служит опыт поиглотов – людей, владеющих многими языками. Среди них есть и такие, которые знают более ста языков.
Безусловно, у этих людей есть особые способности к языкам. Но это не удел лишь избранных. если овладеть методикой и применять её настойчиво, можно достигнуть поразительных результатов.
Обратимся к опыту полиглотов. Что они советуют?
Во-первых, надо всегда стараться выразить свою мысль на языке, который изучаете.
Во-вторых, надо быть предельно любознательным и чаще задавать вопросы на языке, который изучаете.
В-третьих, надо изучать родственные языки.
И, наконец, надо чаще слушать музыку. она развивает слух, а хороший слух – лучший помощник в изучении иностранного языка.
Учёные-лингвисты к этому добавляют: начинать изучение языка следует с совоения слов, которые чаще всего встречаются в данном языке. Списки этих слов можно найти в специальных частотных словарях. Также следует читать как можно больше развлекательной и приключенческой литературы. Именно там повторяется то, что часто встречается в языке. А успех будет зависеть от количества прочитанного.
Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.
Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.
Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал е ё своей ученицей. То были годы е ё первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в е ё глазах, и в осанке, и в е ё обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта е ё личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у не ё само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в ж ё стком вагоне, даже в трамвае, всякий незнавший е ё чувствовал е ё «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.
Замечательна в е ё характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма и т. д. то и дело появлялись в е ё скромном быту, но через несколько недель исчезали.Близкие друзья е ё знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи.
Ч аще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной «муки», изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг — забуду ли я этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки? — она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
— Это для вашей— для Мурочки.
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Напрасно повторял я: «что вы! это никак невозмож» но. да я ни за что, никогда. » Передо мною захлопнулась дверь, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало.
Светка подошла и, несколько удивившись моему звонку, вс ё же согласилась встретиться со мной в мороженице на Большом проспекте. Денег я заранее накопил.
Сели мы за столик, я мороженое прин ё с. Светка смотрит загадочно, глаза мерцают.
И вот, пока она пирожное уплетала, я ей читанул классный китайский стих, который выучил наизусть накануне.
Дева, что вместе со мной в колеснице сидит,
Сливы цветок мне напомнила цветом ланит.
Вот это номер! А я и не знаю. Когда учил стихи, пропустил мимо ушей.
Мало ли что они там в Китае придумают.
Чувствую, что если сейчас не расскажу ей вс ё про ланиты, уйд ё т навеки. Надулась уже, ложечкой в мороженом ковыряет.
Я бросился к Светке, поставил стаканы с соком.
В общем, вышел я из трудного положения и значительно укрепил свою
репутацию посредством китайских стихов и русских ланит. Светка рассталась