какие виды текстов рассматривает поисковый вид чтения возможно несколько правильных вариантов ответа
Какие виды текстов рассматривает поисковый вид чтения возможно несколько правильных вариантов ответа
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Конспект урока русского языка по теме » Основные виды чтения: поисковое, просмóтровое, ознакомительное, изучающее « (10-й класс по программе: Львова С. И. Русский язык. 10-11 классы.)
I. Мотивация познавательной деятельности.
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее,
ты можешь скрыться,
так как, скрывшись от других,
ты не скроешься от своей совести.
II. Целеполагание. Запишите тему урока.
Как эпиграф связан с темой урока?
Сегодня у нас урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.
— Вы согласитесь, что с текстом мы встречаемся ежедневно? Будь то смс-сообщение, объявление, текст книги или ваше собственное письменное творчество.
— Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.
— А для чего нам нужны такие навыки?
— Во-первых, нам нужно это для того, чтобы успешно писать сочинения на последующих занятиях по русскому языку или проанализировать поэтическое или прозаическое произведение на экзамене по литературе.
— Попытаемся найти скрытый смысл, который заложил автор в своем произведении.
— Научимся аргументированно доказывать свою точку зрения.
III. Актуализация известного материала. Опрос.
— Что такое текст? Назовите признаки текста.
— Каковы три этапа работы с текстом?
— Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Какова ваша скорость чтения? Проведите дома эксперимент.
— Откройте учебник на с.137 §6, найдите информацию про скорость чтения, сравните со своей, сделайте вывод.
— Какие виды чтения вам известны? (чтение материала параграфа) (слайд- схема в тетради)
— Каковы признаки просмотрового чтения? (самое общее представление)
— Каковы признаки ознакомительного чтения? (извлечение основной информации)
— Каковы признаки изучающего чтения? (проникновение в смысл, анализ)
— Каковы признаки поискового чтения? (нахождение конкретной информации)
— Какие приёмы использует читатель до чтения книги?
— Какие приёмы применяются по ходу чтения текста? Упр.128
IV. Формирование новых понятий.
Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения.”
Рассмотрите приёмы работы с текстом до, во время и после чтения. Объясните их суть.
V. Формирование умений.
(1) Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2) Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное животное, которым управляют слепые, животные инстинкты? (3) А другой, оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы, и огонь высокой человечности горит в нем ярче?
(4) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (5) Кто-то считает, что все дело в особенностях нашей крови: у людей с первой группой крови более выражены охотничьи, лидерские способности, а у людей, например, со второй группой крови — психология земледельца, человека более осторожного, боящегося идти на риск. (6) Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнет длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов, об особенностях темперамента .
(7) Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (8) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то четких и понятных нам факторов, величин, групп крови, если бы можно было, проведя нехитрые медицинские анализы, сказать, как поведет себя человек, столкнувшись с грозной опасностью, тогда бы и проблемы никакой не было.
Стилистический анализ текста
— Определите стиль текста и тип речи в нем. (Публицистический, рассуждение).
1. Стилистический анализ текста.
относится к публицистическому стилю, так как он содержит признаки этого стиля:
1)воздействие на массы посредством информации;
2)отражает общественную сферу жизни;
3)данный текст представляет статью.
Задача: воздействовать, сформировать отношение к совести.
В этом тексте содержатся различные языковые средства: восклицательные предложения (12,14), риторические предложения (1,2,3), предложения с однородными членами (6), экспрессионные повторы отдельных слов (13,14).
— Определите тему и идею текста (Тема: поведение людей в экстремальных ситуациях. Идея: показать, как ведут себя люди в разных ситуациях.)
— Выделите главную мысль каждой микротемы.
— Определите проблему всего текста (какова сущность человеческой природы, совесть.)
— Как вы считаете, актуальна ли проблема, поднятая автором текста?
— Какова позиция автора (Позиция автора: влияние на поведение человека оказывает совесть.)
2. Лингвистический анализ текста. Работа в парах.
Найдите фразеологизм в предложении 2 ( столкнувшись лицом к лицу )
Какое средство выразительности используется в предложениях 13- 14 ( градация, парцелляция ).
В предложениях 8,16 найдите синонимы ( четких, понятных – 8 предложение; друг, товарищ – 16 предложение)
В предложениях 5-6 найдите антонимы (сила, слабость – 6 предложение).
4. Орфографический анализ
Определите орфограммы в этих словах.
5. Синтаксический и пунктуационный анализ
Текст состоит из предложений различной структуры.
Из первого абзаца приведите примеры предложений с причастным, деепричастным оборотами.
В третьем абзаце определите вид предложений по строению ( простые / сложные). Если сложные, укажите союзы, виды сложного предложения.
Какое по строению предложение 9? Чем осложнено?
Чем осложнена одна из частей предложения 16?
Какой приём речи использован в предложениях 1-3?
– Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа?
— Запишите, пожалуйста, свою позицию по прочитанному тексту.
К проблеме, поднятой в этом тексте, можно подобрать следующие цитаты:
«Совесть есть закон законов». А.Ламартин
«Высший суд-суд совести». В.Гюго
«Без совести и при большом уме не проживёшь». М.Горький
Какую информацию получили, прочитав текст между строк?
Какие приёмы работы с книгой вы использовали?
В чём польза урока для вашей жизни?
— Ребята, спасибо за вашу активную работу! Уверена, вы для себя усвоили урок, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, и что важно прислушаться к своему внутреннему голосу – совести.
VII. Домашнее задание.
Думаю, после всего сказанного, для вас не составит труда написать небольшое сочинение-рассуждение, выбрав в качестве темы цитату про совесть, прозвучавшую на занятии.
2. Лингвистический анализ текста. Работа в парах.
Найдите фразеологизм в предложении 2
В предложениях 8,16 найдите синонимы
В предложениях 5-6 найдите антонимичную пару
В каких предложениях с 4 по 7 автор использует иронию?
Найдите эпитет, метафору в 3 предложении
В предложениях 15- 16 найдите олицетворения
Орфографический анализ. Работа в парах.
В тексте А. Козаченко встречаются слова, которые могут вызвать затруднения при написании. Например:
беспомощное, (2 предложение); рассуждает (17 предложение); прекрасно (13 предложение);
процессов, темперамента (6 предложение);
длинно, особенностях (6 предложение); раненым, уверенный (10 предложение),
нехитрые, не было (8 предложение); неотвратимость (предложение 13)
Определите орфограммы в этих словах.
5. Синтаксический и пунктуационный анализ. Работа в парах.
Текст состоит из предложений различной структуры.
Из первого абзаца приведите примеры предложений с причастным, деепричастным оборотами.
В третьем абзаце определите вид предложений по строению ( простые / сложные). Если сложные, укажите союзы, виды сложного предложения.
Какое по строению предложение 9? Чем осложнено?
Чем осложнена одна из частей предложения 16?
Какой приём речи использован в предложениях 1-3?
Виды и типы чтения
Процесс чтения является процессом умственного труда и поэтому должен планироваться и организовываться на научной основе в том случае, если мы хотим осуществить его эффективно. Для этого нужно заранее представить, что мы собираемся прочитать. В этом случае речь идет о прогностическом подходе к текстам.
Установка к чтению происходит в результате предварительного просмотра текста. Предварительный просмотр означает, что предназначенный для чтения материал перед началом чтения просматривается (не читая!) только один раз и оценивается. Так, для получения какой-то определенной информации уделить больше внимания отдельным подробностям потребуется тогда, когда вы захотите понять лишь основные мысли текста. Это помогает решить, нужно ли читать текст. Кроме того, предварительный просмотр позволяет оценить текст и определить, с какой целью его нужно прочитать.
Просмотровое чтение.
Первый этап: прочитайте заглавие текста, имя автора и выходные данные (место и год издания, издательство). По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкретного текста.
Второй этап: прочитайте подзаголовки. Они обычно показывают основной ход мысли и построение текста. Часто бывает достаточно прочитать подзаголовки, чтобы понять, какую задачу поставил перед собой автор. В книге следует просматривать оглавление.
Если в тексте содержится наглядный материал, например, иллюстрации, карты, диаграммы и т. д., то необходимо внимательно ознакомиться с ними. Подобные визуальные средства создают легко запоминающуюся картину содержания и позволяют быстро понять изложенный материал.
Если текстов много, то, посмотрев их таким образом, можно сразу выбрать, что следует читать, а что нет.
Перелистайте быстро страницы текста и обратите внимание на длину абзацев. Известно, что каждый абзац представляет собой единство мысли и в нем развивается одна определенная идея. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и относительно малого количества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в текстах не так велико, содержатся относительно немного идей, которые, однако, излагаются более детально.
Прочитайте первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнуть больше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, что из всего объема материала, который нужно изучить, от 55 до 85 % приходится на абзацы, содержащие объяснение проблемы, прием основная идея обычно выражена в одном ключевом предложении. В 60–90 % таких абзацев ключевое предложение стоит вначале Конец абзаца также заслуживает пристального внимания. В то время как ключевое предложение содержит основную мысль, последнее – повторяет или резюмирует ее.
Цель чтения необходимо формулировать как можно яснее и точнее. При этом необходимо решить:
Техника предварительного просмотра используется и для повышения степени понимания и запоминания. Лучшие результаты достигаются с помощью следующего метода: начните с предварительного просмотра, после этого поставьте себе вопросы, на которые получите ответы в ходе последующего чтения. Прочитав текст, просмотрите его еще раз в обратном направлении, запоминая основные мысли и самые важные детали.
При этом заключительном просмотре необходимо задать себе следующие вопросы:
При чтении необходимо глубже вникнуть в ход мыслей автора текста. Для того чтобы научиться заранее определять направление развития мысли автора, необходимо представить себе текст как ход мыслей, т. е. понимать, что мысли, которые нашли отражение в тексте, до некоторой степени текут в определенных направлениях.
Содержание текста обычно излагается с определенной последовательностью. Это объясняется тем, что представленные в тексте мысли развиваются не произвольно, а согласно законам логики. Между отдельными мыслями и смысловыми группами существуют вполне определенные отношения и взаимосвязи. Эти закономерные логические отношения обусловливают не только определенное направление мысли, но и специфическую структуру текста.
Слово, предложение и абзац также являются важнейшими структурными элементами, на которые читатель должен обратить внимание.
Каждый абзац представляет собой единство мыслей и содержит основную идею, вокруг которой группируются детали, способствующие ее дальнейшему изложению. Каждый абзац в основном содержит одну главную мысль. При чтении абзацев необходимо основную мысль и подробности рассматривать как некую структуру, в которой подробности определенным образом связаны с основной мыслью: оно или развивают, или объясняют ее. Часто большие и малые подробности могут отличаться друг от друга функционально. Малые подробности так же относятся к большим, как последние к основной мысли. Малые подробности служат для объяснения больших подробностей.
Для того чтобы воспринять и понять мысль автора, необходимо активное чтение. Смысл активного чтения состоит в том, чтобы самому себе задавать вопросы. Это активизирует творческое мышление, способствует возникновению идей и активизации имеющихся знаний. Такое активное чтение нужно начать с того, чтобы спросить себя: какова цель текста и как автор подходит к ее решению? Какие моменты в информации окажутся наиболее важными? Какие уже имеющиеся знания могут помочь лучше понять текст? Ценность такого чтения состоит в том, что читатель полностью настраивается на текст и сосредоточивается, оно позволяет применить уже имеющиеся знания для лучшего понимания текста.
В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся совершенствуют технику чтения и приобретают устойчивый навык осмысленного чтения, получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, вдумчивым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладевают основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Чтобы сформировать навык смыслового чтения, учителю рекомендуется использовать на уроке разные типы и виды чтения, которые изображены на схемах.
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на изучающее, ознакомительное, вдумчивое, поисковое (по Фоломкиной С.К.).
2.Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями.
3.Вдумчивое – мы просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
4.Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте.
Чтение может быть аналитическим – при нем идет грамматический и стилистический анализ, элементы перевода; и синтетическим – без анализа.
При выборе текста для того или иного вида чтения играют важную роль его объём, логико-композиционная структура, сложность языкового материала.
Для ознакомительного чтения используют относительно большие тексты; наиболее пригодны для этого вида повествовательные, сюжетные тексты. Степень информационной насыщенности этих текстов невысокая, их понимание допускает потерю части второстепенной информации (более 25%). Языковой материал не должен вызывать особых затруднений, незнакомые слова (не более 5-7 на страницу) не должны затрагивать основную информацию текста.
Для изучающего чтения выбирают тексты, объём которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения; чаще используются тексты описательного типа. Информационная насыщенность таких текстов высока; читающий стремится к максимально полному и точному восприятию информации. В таких текстах не должно быть незнакомых учащемуся грамматических конструкций. Количество незнакомой лексики может быть выше, чем при ознакомительном чтении, но оно не должно быть чрезмерным, чтобы чтение текстов не превращалось в их расшифровку.
Для вдумчивого чтения объём текстов должен быть в несколько раз больше текстов для ознакомительного чтения. Информационная насыщенность текстов существенного значения для этого вида чтения не имеет.
Формулировка задания к чтению текста. Задание создаёт установку на чтение: учащийся должен чётко осознать – с какой целью читается текст, какие приёмы, соответствующие этой цели, он должен использовать. Примеры:
Вдумчивое чтение: Определите, о чём говорится в тексте; Найдите в газете статью о…; Найдите в тексте цитату о….
Ознакомительное чтение: Определите основную мысль текста; Отметьте предложения, передающие сюжет; Объясните название текста.
Изучающее чтение: Составьте подробный план текста/аннотацию к тексту; нарисуйте схему изложенного в тексте.
Главным требованием к контролю понимания текста является адекватность поставленному заданию. Преподаватель не имеет права потребовать что-либо сверх того, что было сформулировано в задании. Контроль должен затрагивать информационную сущность текста и не касаться вопросов его языковой формы.
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.
Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания.
Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого – 150, для русского – 120 слов в минуту.
Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25–30 % избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50–60 слов в минуту.
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
– они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
– ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
– вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
а) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.
Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.