какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть картинку какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Картинка про какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть картинку какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Картинка про какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть картинку какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Картинка про какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть картинку какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Картинка про какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства

какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Смотреть картинку какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Картинка про какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства. Фото какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.

Санкциями в отношении указанных субъектов являются:

− аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);

− отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

3) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

4) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (ст. 141.1 УК РФ);

3) фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ);

4) фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

Источник

Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства

Разъясняет помощник прокурора Волжского района Лысиков Н.П.

При нарушении законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства.

Виновные лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа варьируется в зависимости от субъекта правонарушения и совершенного правонарушения.

Статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ посвящены предвыборной агитации. Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации.

Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Так, ст. 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы.

Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде 4 лет лишения свободы.

Источник

Прокурор разъясняет

Разъясняет начальник апелляционного отдела уголовно-судебного управления Исаков Ю.В.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией РФ свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статьями 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в том числе вмешательство в их деятельность,

— нарушение порядка финансирования избирательной кампании,

— фальсификацию избирательных документов, подделку подписей избирателей или списка кандидатов,

— фальсификацию итогов голосования,

— незаконные выдачу и получение избирательных бюллетеней.

Законом указанные преступления отнесены к числу деяний против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

За совершение данных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф до 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

Подкуп, обман, принуждение, применение насилия, использование служебного положения, совершение преступления в группе лиц по предварительному сговору влекут назначение более строгого наказания.

Уголовная ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

16 августа 2021, 09:22

Уголовная ответственность за нарушения законодательства при осуществлении избирательных прав или работе избирательных комиссий. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет начальник апелляционного отдела уголовно-судебного управления Исаков Ю.В.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией РФ свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статьями 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в том числе вмешательство в их деятельность,

— нарушение порядка финансирования избирательной кампании,

— фальсификацию избирательных документов, подделку подписей избирателей или списка кандидатов,

— фальсификацию итогов голосования,

— незаконные выдачу и получение избирательных бюллетеней.

Законом указанные преступления отнесены к числу деяний против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

За совершение данных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф до 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

Подкуп, обман, принуждение, применение насилия, использование служебного положения, совершение преступления в группе лиц по предварительному сговору влекут назначение более строгого наказания.

Уголовная ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста.

Источник

Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания, получения желаемого ответа на вопрос референдума,

либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,

либо осуществляющие подкуп избирателей, участников референдума, то есть действия, запрещенные пунктом 3 статьи 45 настоящего Федерального закона,

либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума (списки избирателей, участников референдума) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии,

либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

либо нарушающие права членов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума,

либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума,

либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме,

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума,

либо нарушающие тайну голосования,

либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору,

либо осуществившие подлог избирательных документов, документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, референдума, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума,

либо выдающие гражданам избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме,

(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, подготовку и проведение референдума,

(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, референдуме,

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)

несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

Источник

Ответственность за нарушение избирательного законодательства

В связи с проведением на территории региона избирательной кампании Управление МВД России по Новгородской области напоминает об ответственности за нарушения избирательного законодательства Российской Федерации.

В настоящее время в новгородскую полицию поступило три обращения о возможных нарушениях законодательства о выборах в части подкупа избирателей. По всем данным сообщениям проводится проверка.

Полицейские напоминают, что за нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями средств массовой информации, гражданами и другое.

За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).

Законодателем выделены в отдельные статьи правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (статьи 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.21, 5.50 КоАП РФ). При этом максимальный размер наказания для юридических лиц установлен ст. 5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и составляет до 1 миллиона рублей.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Статьей 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума статья 141.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Также статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Кроме того, напомним, что с 2017 года УК РФ дополнен новой статьей 142.2, ответственность по которой наступает за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. За такое деяние можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Пресс-служба УМВД России по Новгородской области

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *