какие виды звукового оформления вы знаете и какова специфика их применения
Звукорежиссура, звуковое оформление
Зритель может видеть каждый раз только на одну картинку. И в это же время зритель может слышать десятки отдельных звуков, разделять и воспринимать всю информацию… если все сделано правильно. Поэтому намного больше информации может быть передано режиссером именно через звук.
Когда фильм поступает к дистрибьюторам (в первую очередь для международного распространения), звук должен быть разделен на 3 дорожки. Диалоги, музыка и звуковые эффекты в финальной версии должны идти отдельно. Но когда вы монтируете фильм, необходимо смотреть на весь звук в целом. Когда вы занимаетесь звуком, нельзя игнорировать диалоги или музыку. Они связаны воедино. Они работают вместе.
Вот что вам еще нужно знать:
Когда вы склеиваете два кадра, у вас всегда появляется разрыв. Если звук продолжается в прежнем ключе, непрерывность сохраняется.
Звуковые эффекты
Существуют различные типы звуковых эффектов.
1) Окружающий звук = Фоновый звук = Атмосфера
Это звук в фоновом режиме. Разделяется на 2 составляющие:
Во многих фильмах отсутствует фоновый звук. Когда вы посмотрите «Звуки музыки», Мария поет на вершине холма на зеленом лугу, и там нет фонового звука. Сцена выглядит, будто она поет в стерильной звуконепроницаемой комнате… как, собственно, и было. Если вы возьмете тот же самый трек и добавите звуки с весеннего луга, зрители услышат и песню, и шумы в отдельности… и общая сцена будет выглядеть более реалистично и захватывающе. С отсутствием фонового шума вы ограничиваете информацию, которую даете зрителю.
2) Служебные звуки (walla).
3) Заранее записанные звуковые эффекты
4) Полевые записи звуковых эффектов
Запись
Противоположный пример: типичный способ записи движения автомобиля. В записи звуков «на борту» машины (в том числе внутри нее), обычно участвуют три микрофона. Два из них напрямую записывают звук движка: один прикреплен внутри капота, рядом с двигателем. Второй микрофон прикрывается ветровым стеклом и плотно прикрепляется к заднему бамперу, на расстоянии около дюйма от выхлопной трубы. Третий микрофон, зачастую работающий в режиме стерео, позиционируется внутри машины для записи интерьерных звуков.
Обработка эффектов
Когда звуки записаны, или «сняты», они обычно загружаются в компьютер, интегрированный с нелинейной системой редактирования аудио. Это позволяет аудио-редактору или саунд-дизайнеру гибко управлять звуком, подгоняя его под свои потребности.
Эстетика
Создавая спецэффекты к фильмам, звукооператоры и аудио-редакторы обычно не очень-то обращают внимание на правдоподобность или точность звуков, которые создают. Звук пули, входящей в тело человека с близкого расстояния, может звучать и не так, как в примере, описанном выше, но поскольку очень немногие люди точно знают, как в действительности это должно звучать. Задача, стоящая при дизайне эффекта, сводится в основном к проблеме создания предполагаемого (гипотетического) звука, который удовлетворяет ожидания аудитории и не является совсем уж невероятным.
Из предыдущего примера: фейзированного свиста при падении тела жертвы в жизни, разумеется, не наблюдается, зато с эмоциональной точки зрения он необходим. Если аудио-редактор использует такие звуки в контексте эмоциональной кульминации или субъективных переживаний героя, они могут добавить ситуации драматичности лучше любого визуального ряда. Если специалист по визуальным эффектам должен был бы сделать что-то аналогичное «свисту при падении» в нашем примере, это скорее всего смотрелось бы просто смешно или же как минимум чрезмерно мелодраматично.
Принцип «гипотетического звука» применим даже к случайным звукам, таким как визг шин, повороты дверных ручек, или шаги людей. Если саунд-редактор хочет сообщить, что водитель очень торопится уехать, то он вставит звук визжащих шин в момент трогания машины с места; даже если машина будет находиться на грязной дороге, этот эффект сработает, если, конечно, зрители достаточно захвачены драматизмом момента. Если герой опасается кого-либо, находящегося по другую сторону двери, то поворот дверной ручки может занять секунду или даже больше, а механизм ручки может иметь десятки щелкающих частей. Умелый актер-шумовик может заставить любого человека, спокойно идущего на экране, казаться напуганным – для этого достаточно просто изменить актеру походку.
Приемы
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
Информационные телепередачи (новости всех форматов, аналитические выпуски и др.), как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах. Репортаж — это сообщение с места события, которое произошло или происходит. Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике. Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.
Термин сюжет пришёл в телепрактику из журналистики (был заимствован из литературы) и обозначает краткое экранное повествование о каком-либо событии. Не следует забывать, что мы определяли фильм не только как движущееся изображение, но и как рассказ в картинках. В видеосюжете главное — экранный рассказ о событии. Его повествовательная ткань предстаёт перед нами в экранных жанрах репортажа, очерка, интервью.
Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, если можно сказать, «безличную» информацию о событии. Видеорепортажи и очерки, в отличие от видеоэтюдов, сюжетно строятся на тексте, а не на изображении. Тем не менее есть такие репортёрские видеохроники, которые ясны и впечатляют без всяких комментариев.
Звуковая палитра в фильме состоит из музыки, шумов и слова (в различных речевых видах: диалог, внутренний монолог и текст от автора). По характеру технической записи звук делится на синхронный (записанный одновременно со съёмкой) и наложенный (добавленный к картинке). Раньше из-за несовершенства звуковой аппаратуры проблемой была синхронная запись музыки или интервью вне студии, а затем не меньшие сложности составляло соединение записанного звука с уже снятой картинкой. Теперь проблема в ином. Любая видеокамера записывает во время съёмки и нужный, и ненужный звук. Отделение автоматически записанного звука от конкретной картинки и её монтажное соединение с другим звуком, выбранным по воле и замыслу автора, составляет суть экранно-художественного творчества.
Фрагмент репортажа об уличном происшествии, который мы видим, идёт в сопровождении закадрового дикторского текста, сообщающего информацию о количестве аварий в городе и причинах приводящих к ним. Хроника происшествия включает в себя короткие комментарии о произошедшем работников ГИБДД, медиков и очевидцев. Репортаж сценарно и монтажно выстраивается так, что он не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах. Перед оператором-профессионалом и любителем всегда стоит вопрос, что можно и что нельзя показывать в кадре. Существует незримая художественная и этическая грань, перейдя которую можно вместо документального телефильма получить какое-либо специальное видеопособие, например по хирургии. Снимая свои видеорепортажи, помните об этом и будьте кинохудожниками, а не подглядывающими в замочную скважину.
Слово может звучать в кадре, когда его произносят герои, может звучать за кадром как авторский текст, как размышления героя — его «внутренний монолог» (логически выстроенный или подобный свободному течению мысли.
Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью. Но интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.
Перед вами два художественных подхода к раскрытию одной и той же темы «Воспоминания». В сюжете «Мой дед — фронтовик» юные авторы решают её в жанре интервью. По их раскадровке и кадроплану становится ясен видеоряд будущего фильма.
Moй дед — фронтовик (кадроплан)
* На экране фотография молодого сержанта.
* За кадром текст: «Мой прадед Виктор Антонович Белов во время Великой Отечественной войны пятнадцатилетним пареньком ушёл в партизанский отряд, а потом стал бойцом красной Армии и дошёл до Берлина».
* Парк, крупно листья, ветки, камера отъезжает, на скамейке пожилой человек.
* «Дедушка, а что тебе больше всего запомнилось из тех времён?» — задаёт вопрос внучка-корреспондент.
* Далее мы видим лицо деда-ветерана и слышим его рассказ.
* Руки перебирают старые фотографии. Фронт. Его танк. Друзья, погибшие и выжившие в кровавых сражениях. «А этот орден ты за что получил?» — спрашивает внучка.
* Крпн. Лицо. Он вспоминает. Он как бы и здесь и там в прошлом.
* Общ. Сквозь листву видна скамейка, слышны голоса играющих малышей.
Иной ход решения темы воспоминаний в сюжете «Родная деревня». Здесь использован приём внутреннего монолога, когда герой в кадре молчит, а за кадром звучат его мысли. По кадрам и сценарной записи мы легко можем представить этот фильм на экране.
Родная деревня (кадроплан)
* Крпн. Прыгают среди ветвей за окном воробьи. Слышны звуки машин на улице, в доме тикают часы и тихо звучит радио.
* Женский голос за кадром: «надо же, сколько снегу навалило. В деревне, небось, и не разгрести».
* На экране пожилая женщина смотрит за окно и вспоминает свою деревню, родных. Душой она сейчас там. Общ. Деревня. ПНР.
* Крпн. Сквозь ветви — заснеженная крыша дома.
* «Печь, наверное, растопили сейчас, и может, Нинка блины печёт. Блины у неё всегда вкусные. » Фонограмма деревни. Слышны звук пилы и лай собаки. «Кирюха с Павликом — уже с дровами, видать управились. Пилят любо-дорого смотреть!»
* Срдн. Сверху. Мужчины пилят брёвна.
* Голос за кадром: «И Митенька без дела не сидит. Уж чего-то да делает, помогает».
* Срдн. Мальчик колет дрова.
* Срдн. Поленница.
* Слышен звук топора и чириканье птиц.
Обратите внимание, авторы использовали тот же материал, что и в этюде, а как изменился характер экранного повествования.
Введение авторского мнения, проявление своей позиции и личных комментариев превращают репортаж в очерк. Очерк, как и репортаж, даёт информацию о людях и событиях. Но это уже не чисто новостное сообщение, а рассказ, включающий в себя исторические или иные мотивы, параллели с другими событиями, размышления автора о героях очерка. Так, тема «Первое сентября» может включать в свой сюжет интервью с родителями и первоклашками, обращение директора и рассказ старшеклассников о прошедшем лете, о планах на будущее. Подобное раскрытие темы и авторские комментарии переводят ваше видео из жанра репортажа в жанр очерка. Грани между жанрами зыбки и достаточно условны.
Перед вами фрагмент очерка «Здравствуй, школа!», снятый вашими сверстниками 1 сентября. Рассказ в фильме ведётся от их лица и видится их глазами.
Авторы стремятся уйти от узких рамок привычного сюжета и расширить его как в изображении, вводя тему конкурса рисунков на асфальте, съёмок в школьном музее, так и в закадровом тексте, который строится как диалог одноклассников, сохраняющий живые непосредственные интонации общения. Кроме интервью с друзьями, любимыми учителями, первоклассниками и их родителями, официальной хроники (традиционное обращение директора и напутствие совета школы), в очерке есть хроника того 1 сентября, когда они сами в первый раз переступили порог школы. Сравнение их сегодняшних и вчерашних делает очерк интересным для зрителей. В очерке часто применяется приём контрапункта, когда на экране видим одно, а за кадром речь идёт о другом, видеоочерк заканчивается концертом, материал которого используется авторами в дальнейшем для создания видеоклипа.
Задание
Телевидение, создавая самые различные передачи, фрагментарно использует в них репортажные сюжеты и интервью. В чистом виде интервью представляет собой беседу (с одним-двумя или несколькими собеседниками), когда интервьюер задаёт вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Простейшее решение: камера направлена на героя, мы слышим вопросы невидимого интервьюера и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище (так называемые говорящие головы).
Язык экранных образов всё время меняется, расширяется особенно благодаря телевидению. Нет какой-то непреодолимой грани между документальным и игровым кино. Мы часто обнаруживаем документально-хроникальные фрагменты в игровых фильмах, а также постановочные фильмы, снятые в стилистике документального кино (например, сериал «Школа»). И документальные телефильмы активно осваивают находки мастеров игрового кино.
Проаназировав представленные в учебнике раскадровки и кадропланы фрагментов репортажей и видеосюжеты, примените этот опыт в своих хрониках и интервью. Не стремитесь сразу к большим по хронометражу работам, а двигайтесь шаг за шагом от простого к более сложному.
Примерными темами для этого могут быть такие сюжеты: ремонтируют дорогу, строят дом, последний звонок, школьный концерт, дети в парикмахерской, в парке на аттракционах, рассказ моего папы, возле метро, праздник Масленицы, мой двор, рок-группа репетирует, деревня моего деда, у витрины, на соревнованиях, в походе и т. д.
Задание
Творческое