какие виниловые пластинки самые дорогие
8 самых дорогих пластинок
Да, действительно, почти десять лет занимаюсь продажей старого винила. Получал четыре-пять посылок в год из Чикаго от старинного приятеля живущего там более двадцати лет. Одна посылка, это 100-105 альбомов.
Из-за коронавируса поставки пришлось прекратить, нет рекордз-шоу, на которых и закупались пластинки.
Информация интересная, делюсь. Коллекционерам будет интересно. (Статью даю без купюр).
8 самых дорогих пластинок
Какие сейчас можно купить на аукционах
Виниловые пластинки дорожают с каждым днем – что же, изучим, что предлагает нам торговая площадка Discogs по части самых раритетных изданий. Список получился хоть и довольно классический по содержанию, но, весьма интересный. Итак, что сейчас в цене?
The Beatles «Please Please Me»
Оригинальный английский первый пресс (с действительно золотой надписью на лейбле) сегодня чрезвычайно дорог – и этот прайс еще выставлен за пластинку в состоянии VG+!
Комментарии излишни, как говорится.
The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»
Первое британское издание в моно-версии, выпущенное с ламинированной обложкой. В состоянии VG+ оно почти столь же ценится, как и вышеприведенный диск знаменитой четверки.
Led Zeppelin «Led Zeppelin II»
Английское издание с опечаткой на лейбле – матрицы A2/B2 плюс неверно написанная песня «Livin Lovin’ Wreck» на стороне B2. Роскошное звучание прилагается, состояние винила превосходное (M-).
Led Zeppelin «Led Zeppelin»
Цена – 7 647 фунтов
Первый британский прессинг с бирюзовой надписью на конверте – настоящий раритет. Цена зашкаливала и десять дет назад, а сегодня она добралась совсем до космических высот. Состояние диска – всего лишь VG+.
Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon»
Этот японский релиз – даже большая коллекционная редкость, чем оригинальный английский первопресс. Альбом имеет совершенно другую обложку – на которой представлены музыканты на концерте.
На многих дисках четвертого «Цеппелина» заиграна знаменитая «Лестница в небо». Что ж, вот вариант получить пластинку в состоянии Mint – то есть, новом.
Nirvana «Smells Like Teen Spirit»
Английский сингл на 45 оборотов – лучшее звучание известной композиции. Увы и ах, за пластинку в новом состоянии (M) попросили пять тысяч евро.
Pink Floyd «The Final Cut»
Почти пять тысяч евро – именно столько стоит цветной синий винил этого известного диска осенью 2020 года.
Самые редкие и дорогие пластинки в мире [перевод]
С возрождением винила все больше и больше фанатов по всему миру начали охотиться за самыми лакомыми пластинками, чтобы воспроизвести их на свежекупленном аналоговом сетапе. Нам всем хотелось бы найти забытый неизвестно кем первопресс «Sgt. Peppers» в местечковом магазине, но самые редкие, самые дорогие пластинки в мире существуют не для того, чтобы звучать — разве что если вы вообще ни в чем себе не отказываете.
Самые востребованные пластинки — это не просто предметы для коллекционирования или произведения искусства: это история рок-н-ролла, увековеченная в носителях стоимостью иногда и в сотни тысяч долларов — и у каждого из них есть своя история.
В этом списке мы собрали самые дорогие и лакомые пластинки со всего мира. И хотя, скорее всего, никто из нас не прикоснется к этим драгоценностям, отчего бы не помечтать? Итак, предлагаем познакомиться с самым редкими, странными и просто крутыми виниловыми дисками!
Elvis Presley »My Happiness» мастер-диск — 300 000 долларов США
Самая ранняя пластинка короля рок-н-ролла была записана на студии Sun Studios в Мемфисе задолго до того, как Элвис стал звездой.
Известный любитель рок-н-ролла Джек Уайт втихую прикупил этот мастер-диск за 300 000 долларов США в январе 2015 года, только в отличие от большинства коллекционеров использовал покупку с умом. В том же году он издал профессиональные копии этой пластинки к ежегодному празднику Record Store Day на своем лейбле Third Man Records. Теперь коллекционеры со всего мира могут заполучить часть рок-н-ролльной, почти оригинальной истории.
Long Cleve Reed & Little Harvey Hill «Original Stack O’Lee Blues» 78 rpm в простом конверте — 50 000 долларов США
Однажды, по заверениям источников, известный коллекционер Джо Бруссар предложил 70 000 долларов США за этот поистине редкий сингл Long Cleve Reed & Little Harvey Hill — классический блюзовый релиз с красивыми вокальными гармониками, который существует, как известно, в единственном экземпляре.
Альбомы на 78 оборотах часто привлекают коллекционеров своей редкостью и тем, что они были первыми альбомами, продемонстрировавшими возможности электронной технологии записи: звук писался с помощью микрофона, усиливался лампами и нарезался на пластинку.
Самая известная панк-группа проработала с лейблом всего шесть дней, после чего из-за их недостойного поведения (Сид Вишез, к примеру, порезал ногу и измазал кровью весь офис лейбла) контракт был расторгнут. Сингл потом выпустил Virgin, и он хорошо зарекомендовал себя в британских чартах, но BBC запретила его ротацию из-за своеобразных текстов и обложки. Вот это — настоящий рок-н-ролл!
Frank Wilson «Do I Love You (Indeed I Do)» 45 rpm в простом конверте — 37 000 долларов США
Известно лишь о двух копиях сорокапятки с северным соулом Фрэнка Уилсона, одну из которых приобрели за 37 000 долларов США в 2009 году.
Из-за нишевого статуса в Северной Англии, а также из-за того, что большинство артистов работали с американскими лейблами вроде Motown, многие пластинки с северным соулом оказались настолько редкими, что существуют буквально в паре экземпляров и становятся особенно интересной целью для коллекционеров.
Aphex Twin «Caustic Window» тестовый диск — 46 000 долларов США
Один из пяти очень редких дисков из тестовой партии отмененного в начале 90-х альбома «Caustic Window» от британского музыканта Ричарда Д. Джеймса (известного как Aphex Twin).
Эту пластинку купили с помощью Discogs в 2014 году, а ее оцифрованную версию раздавали на Kickstarter. Несмотря на то, что поначалу релиз отменили, после перевыпуска его приняли очень тепло, а многие фанаты отметили, что Джеймс предвидел будущее танцевальной музыки. В итоге диск был продан создателю Minecraft и крупному игроку Маркусу Перссону.
Bob Dylan «The Freewheelin’ Bob Dylan» (изъятая версия) — 35 000 долларов США
Каждый фанат Боба Дилана знает альбом «The Freewheelin’ Bob Dylan», но не каждому известно о существовании версии для США с четырьмя другими треками. Это была ошибка, дошедшая до стадии печати пластинки.
The Quarrymen «That’ll Be The Day/In Spite of Anger» мастер-диск — 250 000 долларов США
Этот мастер-диск на 78 оборотов от группы The Quarrymen, организованной Джоном Ленноном и Полом Маккартни еще до The Beatles, содержит треки «That’ll Be the Day» и «In Spite of All the Danger» и существует в единственном экземпляре.
Журнал Record Collector Magazine оценил его в четверть миллиона долларов США, но точной стоимости никто назвать не может — оригинальный диск раннего периода одной из величайших музыкальных групп в истории осел в личной коллекции Пола Маккартни. Но Маккартни выпустил 50 копий диска в 80-х, и каждая из них стоит 10 000 — 13 000 долларов США, что существенно меньше, чем оригинал, но все равно немало. Если верить Discogs, Маккартни дарил их друзьям на Рождество — и это еще одна причина, по которой мы все мечтаем пригласить сэра Пола на праздник.
Jean Michel Jarre «Music for Supermarkets» — 14 000 — 33 500 долларов США
Существует только одна копия «Music For Supermarkets» знаменитого французского электронного музыканта Жана-Мишель Жарра. Ее выпустили в единственном экземпляре к выставке в Париже в 1983 году, тематикой которой были супермаркеты.
В этом же году диск продали за 14 000 долларов (что эквивалентно 33 500 долларам в наши дни). Стоит отметить, что диск изначально был создан как произведение искусства, и Жан-Мишель Жарр не подразумевал создание копий. Мастер-диск был уничтожен сразу же, дабы релиз оставался одним-единственным, что выглядит особенно иронично в связке с его названием.
Velvet Underground & Nico «The Velvet Underground & Nico» мастер-диск в простом конверте с альтернативными версиями треков — 25 000 долларов США
Этот мастер-диск 1966 года содержит ранние версии песен, оказавшихся в итоге на классическом «The Velvet Underground & Nico», и это — единственная копия. Ее приобрели в одном из магазинов Нью-Йорка в 2002 году за 75 центов — редкий случай, когда среди ширпотреба действительно удалось найти нечто ценное.
На eBay альбом продали за 25 000 долларов США. Песни были записаны инженером Норманом Дольфом, который в качестве оплаты получил картину Энди Уорхола (тот был менеджером группы в то время) вместо денег.
The Beatles «The Beatles (White Album)» No. 0000001 — 790 000 долларов США
Закончим список красиво — самой дорогой из когда-либо выпущенных пластинок в мире. Участники группы и те, кто причастен к процессу записи, получили специальные, номерные копии «белого альбома» в момент релиза.
Они все очень ценны, но именно эта — с серийным номером No. 0000001 — самая редкая. Ей владел Ринго Старр, но продал на аукционе в 2015 году за 790 000 долларов США. Если верить книге рекордов Гиннеса, на сегодня это самая большая сумма, заплаченная за коммерческий альбом.
За некоторые советские пластинки коллекционеры и сегодня готовы платить сотни долларов
На музыкальных дорожках
Цена — договорная
Чтобы не попасть впросак, начала с изучения аналогичных предложений. Лев Лещенко, Алла Пугачева, Мария Пахоменко, Вячеслав Добрынин… Первый же запрос на одной из известных в сети барахолок дал больше 1000 результатов. Выходит, не такой уж у меня редкий товар. А стоимость — от 50 копеек за штуку. Энтузиазма это не добавило, но я продолжила просматривать объявления.
Одну из пластинок — Анна Герман. «Последняя встреча», которая есть и в моей подборке, — нахожу в списке лотов всего за 2 рубля. Интересно, что в год ее выпуска на ленинградском заводе — 1983-й — стоимость была вдвое выше, к тому же в советской валюте. Предполагаю, что и сейчас сбыть можно подороже.
— А какое состояние ваших пластинок? Если царапанные — они и даром никому не нужны, — со знанием дела говорит один из продавцов, к которому обращаюсь за консультацией. Признается, что сам недавно продал… 160 штук за 20 рублей. Покупатель забрал для декора на дачу.
Анализирую свой товар: кажется, состояние хорошее — не деформированные, без царапин.
— Тогда 5 рублей за штуку — это потолок, — выносит вердикт собеседник. — У многих вся советская эстрада в коллекции уже есть. Да и издавались такие пластинки большими тиражами. Другое дело — импорт. Например, за английский или итальянский винил в отличном состоянии покупатели готовы платить по 15—20 рублей.
Из импорта у меня только группа «Оттаван» со знаменитой композицией Hands Up и другими хитами. Но на обложке эмблема все той же фирмы «Мелодия», а производство Апрелевского ордена Ленина завода грампластинок…
— А что, если подойти в Минский клуб филофонистов, который собирается по субботам в ДК тракторного завода?
Собеседник отвечает, что и сам там бывает:
— Только там мало что покупают. Чаще меняются.
Такой вариант мне не подходит. Поэтому останавливаюсь на продаже через интернет. Размещаю объявление и жду. За выходные больше полусотни просмотров. И ни одного вопроса. А ведь в графе «цена», я указала — «договорная».
Автограф на память
Запасаюсь терпением. А тем временем решаю изучить, какие пластинки на вторичном рынке действительно ценятся. Год выпуска, как предполагала с самого начала, оказывается, не главное. Нашла даже винил 50—60-х годов прошлого века — продавец предлагает «не менее 150 штук» за 150 рублей одним лотом. А вот альбом Kaya Боба Марли и группы Тhe Wailers (Англия, 1978 год) выставлен за 155 рублей — один. Но не обычная массовая пластинка, а «редкий заводской вариант издания — он не предназначался для продажи и был сделан как тестовый», как написал владелец. Или пластинка Карлоса Сантаны и Бадди Майлса с автографами (Англия, 1973 год) за 525 рублей.
— Неужели советские пластинки сегодня никому не интересны? — обращаюсь за экспертным мнением к минчанину Олегу Темкину: он собирает свою коллекцию винила и аудиоаппаратуры не один десяток лет.
— Только если речь про эстраду. Хоть такие пластинки и пользовались популярностью, они выпускались миллионными тиражами. И их недра неисчерпаемы еще много-много лет. В то же время «Мелодия» издавала записи и небольшими партиями. В частности, музыку некоторых бывших советских республик. Может, слышали про такие ансамбли, как «Фирюза», «Дос-Мукасан», «Гунеш». За оригинальные пластинки этих коллективов коллекционеры и сегодня готовы выложить сотни долларов! А из белорусской музыки в цене, например, «Песняры» на виниле, который выпускался на экспорт. Еще дорого стоят некоторые пластинки с советским джазом и классикой. Скажем, за комплект из пяти штук с записями скрипача Юлиана Ситковецкого мелодиевского издания 1976 года на специализированных мировых площадках в среднем просят 300 долларов. Тираж был всего несколько тысяч экземпляров.
Вносит эксперт ясность и в правила оценки состояния товара. Оказывается, для этого есть общепринятая международная система. Mint (M) — значит «новая пластинка, в идеальном состоянии, конверт без дефектов». Poor (P) — пластинка может быть сильно погнута, иметь царапины и не проигрываться без перескоков. А между ними еще ряд промежуточных уровней: Near Mint (NM/M-) или Excellent (EX); Very Good Plus (VG+); Very Good (VG); Good Plus (G+). Чем ниже оценка, тем меньше стоимость.
— В любом случае нужен визуальный осмотр, — уточняет Олег. — По некоторым пластинкам, например, сразу видно, что их проигрывали на аппаратуре невысокого класса, где очень сильное давление иглы. Но встречаются и новые пластинки, только из конвертов, которые сразу начинают трещать и скрипеть во время проигрывания. Почему? Возможно, с одной матрицы для печати было сделано слишком много копий. И, конечно, есть экземпляры, которые представляют абсолютную коллекционную ценность в плане содержания или истории. Тогда уже не важно, с царапинами они или нет.
Олег Темкин с редкими пластинками.
В коллекции минчанина есть, например, маленькая гибкая пластинка Джона Леннона с его фотографией, выпущенная «Мелодией» на Тбилисской студии грамзаписи ограниченным тиражом в 1974-м. Совсем невзрачная, но ее средняя цена — 20—30 долларов.
— Записана, конечно, плохо. И все же представляет коллекционный интерес. Особенно для западных ценителей. Ведь если в Союзе гибкие пластинки были массовыми, их выпускали даже как вкладыши к журналам, то за рубежом — это настоящая редкость.
Что касается автографов музыкантов, они могут как повышать стоимость винила в разы, так и совсем на нее не влиять, уверен Олег Темкин. Вопрос в том, чей это автограф и есть ли подтверждение, что он подлинный.
…А мои пластинки и спустя три недели не вызвали интереса у покупателей. Что ж, можно еще попытать счастья на зарубежных сайтах — винил, который у нас предлагают за 5 рублей, там выставляют за 5 долларов или евро. Хотя есть нюансы — платное размещение объявления, упаковка, доставка… Похоже, что овчинка стоит выделки, только если товар действительно ценный. Что остается? Предложить в музей или… народным умельцам. Оказывается, творческие люди давно придумали массу вариантов использования в быту обычных виниловых пластинок. Начиная от оригинальных сумок и конфетниц, заканчивая материалом для кровли крыш. А самая популярная тема — настенные часы.
Было время, когда в СССР создавались даже подпольные фабрики по производству пластинок, где музыку записывали на проявленных рентгеновских снимках. Или, как говорили в народе, — «на костях».
10 самых дорогих виниловых пластинок в истории звукозаписи
О росте популярности виниловых альбомов впервые заговорили около пяти лет назад, когда медленно умирающий формат внезапно получил второе рождение. Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: в 2007-м, например, рост продаж составил 37%, и это на фоне 20-процентного спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок.
Впрочем, винил никогда не сможет потеснить все остальные форматы — это узкая ниша, и доля винила в общем море продаж составляет пару процентов. Но все идет к тому, что постепенно отомрут как раз компакт-диски, а музыка будет существовать в виде «облака» — цифровой библиотеки на удаленном сервере, в которой есть практически все и за доступ к которой нужно платить небольшие деньги. Винил же останется в качестве аудиофильского формата, идеально подходящего для домашнего прослушивания.
Владельцев виниловых проигрывателей с каждым годом становится все больше, а виниловых пластинок — все меньше: каждый коллекционер убежден, что настоящий звук есть только на оригинальных, старых «прессах», а переиздания не могут заменить оригиналов. Поэтому самые убежденные коллекционеры часто покупают несколько копий своих любимых пластинок про запас, ведь желающих все больше, а новых уже никто никогда не напечатает. В результате начинающий коллекционер винила обнаруживает, что старые пластинки могут стоить несколько дороже, чем он ожидал. Forbes выбрал 10 самых дорогих пластинок в истории звукозаписи.
Год издания: 1958
Самые дорогие позиции в рейтинге связаны с историей группы The Beatles, пластинки которой коллекционируют больше других. Первое место среди прочих редкостей занимает диск ливерпульской группы The Quarrymen — та самая группа школьных приятелей, созданная Джоном Ленноном, которая через несколько лет превратилась в The Beatles.
Свою первую пластинку The Quarrymen записали 14 июля 1958 года — запись проходила в домашней студии пожилого брюзги Перси Филлипса, владельца единственной студии звукозаписи в Ливерпуле, и обошлась юношам в 17 шиллингов и 6 пенсов. Были записаны две вещи: кавер-версия That’ll Be the Day Бадди Холли и собственная In Spite of All the Danger. Изначально The Quarrymen хотели записать инструментал и потом наложить на него несколько дорожек с вокалом, но выяснили, что денег им хватит только на то, чтобы по разу сыграть каждую песню. That’ll Be the Day была их единственной худо-бедно отрепетированной вещью. После ее записи Маккартни заявил, что хочет сыграть новую песню, которую не слышали ни Лоув, ни Хантон. Те запротестовали, потребовав хотя бы один раз ее отрепетировать, но тут вмешался владелец студии, заявив, что «за эти деньги вы не можете торчать тут целый день». Так что Леннон сказал Лоуву и Хантону: «Просто играйте вслед за нами» — и запись началась.
Эта довольно странная полуимпровизированная вещь и стала по сути первой записью будущих The Beatles (и, кстати, осталась единственной песней, которую сочинили вдвоем Маккартни и Харрисон). После записи они получили на руки единственную пластинку. Каждый из участников группы по уговору владел ею одну неделю — брат Колина Хантона, например, ставил ее в столовой фирмы, в которой он тогда работал. Потом она досталась Джону Лоуву, который и хранил ее более 25 лет. В 1981 году он выставил ее на аукцион, но продать никому не успел — ее перекупил Маккартни. В том же году Маккартни отпечатал 50 копий этой пластинки, которые раздарил друзьям и родственникам, а в 1995 году оцифрованная копия In Spite of All the Danger вошла в битловскую Anthology 1, перестав быть миражом, смущающим умы битломанов — по крайней мере, теперь ее может послушать каждый.
Год издания: 1980
Годи издания: 1966
Редкая компиляция, выпущенная компанией Capitol Records в 1966 году только для американского и канадского рынка, содержала песни из альбомов Help!, Rubber Soul и Revolver. Знаменита она благодаря своей дикой обложке, получившей название butcher cover. Фотография битлов в обнимку с кусками сырого мяса и расчлененными куклами была сделана фотографом Робертом Уайтекером для арт-проекта «Путешествие сомнамбулы».
Благодаря своей истории и разнообразию сохранившихся экземпляров Yesterday and Today стала самым популярным из коллекционных раритетов The Beatles. Дороже всего ценятся пластинки с оригинальной обложкой в идеальном состоянии, так называемые first state covers, совсем недосягаемая высота — запечатанные, которые тоже существуют. В частности, ящик запечатанных пластинок в 1966 году сохранил на память тогдашний президент Capitol Records Алан Ливингстон. В 1987 году его сын выставил на торги 12 пластинок из той коробки.
Чуть дешевле ценятся пластинки, на которых новая обложка наклеена поверх старой — second state covers. Их сохранилось не так много, как можно было бы ожидать. Когда стало известно, что butcher cover стала коллекционной редкостью и за нее можно запрашивать солидные суммы, по всей Америке стали разными способами отклеивать новые обложки с сундуком. Получившиеся пластинки ценятся сейчас, как ни странно, дешевле — они носят название third state covers. Они делались методом отпаривания и отклеивания новой обложки. И из них дороже те, на которых после применения этого метода оставалась лишь горизонтальная полоска клея.
На цену также влияет состояние пластинки и конверта и качественный состав треков. Дело в том, что на некоторой части тиража использованы «фальшивые», так называемые дуофонические стереомиксы — то есть сделанные из двух монотреков. Пластинки, на которых есть нормальные стереомиксы, встречаются тоже (их допечатали чуть позже), и их гораздо меньше.
Год издания: 1963
Это редкая версия второго студийного альбома Боба Дилана The Freewhelin’ Bob Dylan с четырьмя треками, которые не вошли в канонический трек-лист альбома — Talkin’ John Birch Paranoid Blues, Let Me Die in My Footsteps, Rocks and Gravel и Gamblin’ Willies Dead Man’s Hand. Тираж альбома в этой версии был подготовлен к продаже, однако в последний момент отозван.
Год издания: 1966
Эту невзрачную пластинку в 2002 году купил за 75 центов на блошином рынке житель Монреаля Уоррен Хилл. На пластинке было написано от руки: «The Velvet Underground, Mr-N-Dolph, 4-25-66». Оказалось, что он приобрел оригинал дебютного альбома The Velvet Underground, а Mr-N-Dolph — это Норман Дольф, работник Coulmbia Records, который в 1966 году помог Энди Уорхолу найти денег на запись никому не известной группы, которую тот продюсировал.
Хиллу в руки попал так называемый ацетат, или лаковый диск, — алюминиевый диск с покрытием из нитроцеллюлозного лака, на который делают запись с магнитной ленты. Это промежуточный этап в изготовлении виниловой пластинки, фактически служебный материал для звукоинженеров. Ацетаты прослушивают, чтобы убедиться, что все звучит правильно, тембр передается должным образом, уровни записи не скачут. После введения необходимых корректив изготавливается мастер-диск, а уже с него нарезается тираж.
Ацетаты всегда делают штучными, и прослушать их можно считаное количество раз: они быстро изнашиваются. Уникальность купленной Хиллом пластинки в том, что песни, записанные на ней, несколько отличаются от тех, что в результате оказались на канонической версии дебютного альбома The Velvet Underground. Некоторые вещи полностью переписаны, какие-то — присутствуют на альбоме в других миксах.
White Album, The Beatles, £10 000
Год издания: 1968
Оформление своего девятого альбома «битлы» доверили художнику-концептуалисту Ричарду Гамильтону, который в 1966 году курировал нашумевшую ретроспективу Марселя Дюшана в Tate Modern. Дизайн Гамильтона был вполне концептуальным, особенно по сравнению с барочной роскошью предыдущей пластинки Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band: белая обложка, на которой было незаметно выдавлено The Beatles. Плюс к этому на каждом конверте стоял серийный номер, как на лимитированном издании. Это, по задумке Гамильтона, «создавало ироническую ситуацию — пронумерованное издание альбома, тираж которого насчитывал около пяти миллионов экземпляров».
Год издания: 1977
Небольшой тираж сингла успел напечатать лейбл A&M Records, но, глядя на то, что творится вокруг сингла, быстро одумался и разорвал контракт с группой. Именно пластинки из этого крохотного тиража, где второй песней на b-side идет No Feelings, а не Did You No Wrong, как на более известном тираже компании Virgin, считаются одними из самых редких английских пластинок. Record Collector’s Rare Record Guide оценивает их в £5000. Хотя одна из таких пластинок в 2006 году была продана с аукциона за £12 675. Повышенная цена объясняется тем, что на продажу тогда выставили одну из девяти существующих копий сингла, которые выдала компания Polygram старейшим работникам A&M Records при закрытии лондонского офиса компании в 1999 году, то есть у сингла был стопроцентный провенанс.
Bohemian Rhapsody, Queen, £5000
Год издания: 1978
Специальный подарочный сингл с Bohemian Rhapsody был выпущен тиражом всего в 200 экземпляров. По сути, это типичный корпоративный сувенир. В 1978 году EMI Records получила престижную королевскую награду Queen’s Award To Industry For Export Achievement за успехи в продажах записей британских музыкантов за рубежом. Не в последнюю очередь эти успехи были связаны со сверхъестественным взлетом группы Queen, пластинки которой разлетались везде, где у EMI были свои торговые представители.
В честь получения награды EMI решила отпечатать самую знаменитую песню своего самого кассового артиста отдельным подарочным цветным синглом. Изначально пластинка должна была быть пурпурной, поскольку это один из традиционных цветов группы, но в суете сингл выпустили голубым. Производство его по меркам того времени было довольно дорогим — маленькую партию печатать дороже, чем большую (тогда синглы печатались минимум тысячным тиражом). Немало возни было и с голубыми виниловыми гранулами, которые использовались при печати пластинки. Себестоимость такого сингла оценивалась в £4-5 против обычных 50 пенсов.
Получившийся тираж раздали работникам EMI и гостям корпоративной вечеринки, на которой праздновали получение премии. К дискам прилагались специальные бокалы с гравировкой EMI и подарочные шарфы. Именно такой набор сейчас оценивается примерно в £5000. Впоследствии обнаружилось, что, помимо этих двухсот копий, существуют еще непронумерованные голубые синглы Bohemian Rhapsody без конвертов — по-видимому, тестовые экземпляры, которые как-то попали в руки коллекционеров. Их, по понятным причинам, еще меньше, но стоят они гораздо дешевле: их можно приобрести за £500-600.
Год издания: 1954
Отдельную касту среди коллекционеров винила составляют коллекционеры саундтреков. Среди них считается, что дороже всего должны стоить саундтреки к фильмам «золотого века Голливуда», то есть 1940-1960-х годов. Цену увеличивают фотографии актеров на обложке, значимость саундтрека и его редкость.
Самым редким саундтреком в мире считается выпущенная в 1954 году звуковая дорожка к фильму «Восстание Кейна» с Хамфри Богартом. Ценность ее определяется тем, что пластинка вскоре после выхода в свет была изъята из продажи выпускающей компанией RCA Records. Строго говоря, особенного удовольствия аудиофилам она доставить не может: это монозапись, переполненная диалогами из фильма, за которыми теряется музыка композитора Макса Штейнера. Долгое время считалось, что именно Штейнер потребовал изъять пластинку из продажи, возмущенный тем, что его музыку там сложно расслышать. Однако впоследствии оказалось, что инициатором был писатель Херман Вук, по книге которого был поставлен фильм. Вук написал яростное письмо президенту RCA, возмутившись тем, что на пластинке так много пространных цитат из фильма — по его мнению, это подрывало ценность и фильма, и книги и больше тянуло на аудиокнигу, согласия на которую он не давал. Вук пригрозил, что никогда больше не даст согласия на экранизацию своих книг, если пластинка не будет изъята.
Год издания: 1969
В конце 1960-х в Великобритании, в отличие от Америки и Европы, все еще редко попадались синглы с собственными отпечатанными обложками — чаще это были просто безликие конверты. Среди британских рекорд-лейблов считалось, что на синглы тратиться нет смысла — это важный, но мимолетный, проходной товар.
Поэтому, когда в 1996 году среди коллекционеров обнаружился сингл Space Oddity Дэвида Боуи с красочной обложкой, многие решили, что это искусная подделка. Однако Маршалл Джарман, автор подробнейшего путеводителя по дискографии музыканта Дэвида Боуи, сумел найти человека, работавшего в конце 1960-х в голландском филиале Philips. Тот объяснил, что это был маленький пробный тираж, который Philips отпечатал в Голландии для британского рынка в качестве эксперимента. Space Oddity был записан в стерео, что тоже по тем временам было сравнительной редкостью и новацией. К тому же сингл был вдохновлен космической тематикой и на нем использовались диковинные звуковые эффекты. Поэтому было решено использовать повод для небольшого маркетингового трюка (в дальнейшем маркетологи Philips успешно увязали выход Space Oddity в США с высадкой американцев на Луне). Про обложки человек ничего не помнил, однако предположил, что их напечатали по умолчанию, потому что голландские синглы в то время всегда печатались с обложками.
Почему впоследствии эти пластинки не поступили в широкую продажу и что вообще с ними произошло, непонятно. Известно лишь, что таких синглов в мире всего несколько штук.