какие власти в системе управления государством выделял дж локк

Реферат: Концепция разделения властей Дж. Локка

Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »…………………..5

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона

Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности власти, правящей в тот или иной период. В истории существует закономерность, что любая форма правления в государстве оказывает существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих. Поэтому существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых, занимающихся изучением той или иной формы государственного устройства, в том числе и формы разделения властей.

Проблема разделения властей в государстве была изучена многими историками и правоведами, к работам которых я обратилась при обзоре данной темы. Это: Барнашев А. М. « Теория разделения властей: становление, развитие, применение », Заиченко Г.А. « Джон Локк », Тихомиров Ю. А. « Власть в обществе: единство и разделение », государственном управлении ». Каждый из перечисленных авторов со своей точки зрения рассматривал данную тему. Особенный интерес проявлялся к анализу идеи разделения властей и ее основных принципов, сохранивших свое существование и применение до настоящего времени.

Главным источником, на основе которого построена данная работа, является « Два трактата о государственном правлении », написанная Джоном Локком в 1689 году. Эти трактаты – итог многолетней работы Локка и часть более широко задуманного им труда, который так и не дошел до печати.

Целью исследования данной работы является рассмотрение и анализ роли теории разделения властей в сфере государственного устройства и управления.

Основными задачами исследования являются следующие:

· Рассмотреть политические взгляды Джона Локка;

· Рассмотреть основные идеи его концепции разделения властей.

Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка ».

Британский педагог и философ Джон Локк (1632 – 1704) считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Будучи теоретиком естественно – правовой школы, Локк трактовал естественное состояние общества как состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Свобода мнений, по Локку, есть неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

Локк считал, что для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно их обеспечивать. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, использовать общественные силы для применения этих законов, взаимодействовать с другими государствами. А поскольку само государство создано для гарантии естественных прав, то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для них проистекает из привилегий, особенно, если они принадлежат носителям власти.

Локк полагал, что государственная власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана осуществлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и уполномоченных на то судей. Но главное заключается в том, чтобы организация самой власти гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда вытекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и федеративную.

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка».

Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы.

По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных.

« Законодательная власть- это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ». [4]

« Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что совершенно необходимо для того, чтобы он стал действительно законом ».[5]

Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей.

Джон Локк также отмечал определенные особенности законодательной власти. « Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ». [6]

Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это « …во-первых, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ».[7]

Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. « Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ». [8]

Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. « Существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по отношению к остальной части человечества они составляют одно целое. …Отсюда следует, что все споры, которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с теми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной ».[9]

Несмотря на то, что исполнительная и федеративная власти в действительности отличаются друг от друга, эти два вида власти почти всегда объединены. Федеративная власть имеет огромное значение для государства, поэтому она должна основываться на благоразумии и мудрости тех, в чьих руках она находится, с той целью, чтобы быть направленной на благо всего общества.

Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. В соответствии с этим форма государства определяется тем, в чьих руках сосредоточена законодательная власть.

Согласно теории Локка, абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть (демократическая форма государственного устройства), построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан.

Политическое учение Локка имело большое значение. Особенно широкое распространение имела его теория естественных неотчуждаемых прав человека. Обоснование естественных прав, выражавшее идеи свободы, равенства и собственности принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование теории разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие, ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма. Наконец, стремление ограничить деятельность государства, кладет начало идеям правового государства.

Говоря о политических воззрениях Джона Локка, следует отметить, что в его концепции естественных прав человека наиболее ярко выражена идея гуманистического начала его политико-правового учения. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк называл мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века.

Особое значение имеет разработанная Локком теория разделения властей, которая нацелена на то, чтобы предотвратить возвышение одной власти над другими, утверждение неограниченной государственной власти над обществом. Важно отметить, что концепция предусматривает систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую повышение эффективности механизма власти.

Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения прав и свобод человека, государственной стабильности. Все системы институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Барнашев А. М. « Теория разделения властей: становление, развитие, применение », Томск, 1988.

Д. Локк « Два трактата о правлении», Сочинение в 3-х томах. Москва, 1988.

Заиченко Г.А. « Джон Локк », Москва, 1988.

История политических и правовых учений, учебник под редакцией

О. Э. Лейста, Москва, 1997.

Тихомиров Ю. А. « Власть в обществе: единство и разделение », государственном управлении », Москва. 1963.

[1] Питер Ласлетт « Джон Локк. Два трактата о государственном правлении: критическое издание», Кембридж,1960.

[2] Дж. Локк « Два трактата о правлении», сочинение в 3-х томах, Москва, 1988., с.31

[3] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.31

[4] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.47

[5] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.48

[6] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.51

[7] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.52

[8] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.52

[9] Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.56

Источник

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей

Дж. Локк разработал учение о разделении властей. Доктрина гласит, что следует различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней подведомственны вопросы внешней политики. Судебную власть Дж. Локк не выделял из исполнительной, а суд не отделял от администрации. Он считал, что законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, поскольку в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и сами же исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Он боялся узурпации власти и выступал за то, чтобы орган, осуществляющий законодательную власть, не заседал постоянно, другой причиной сессионности заседаний законодателей было такое рассуждение: принять закон — недолгое дело; но постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, могут превратиться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. Локк исходил из реалий тогдашней Англии: во времена революции депутаты «Долгого парламента» уже пытались сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах то одной, то другой политической группировки.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная — парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная — монарху или кабинету министров; союзная — специальным органам, впрочем, монарх может совмещать исполнительную и союзную власти. Локк считал также, что наделение законодательной властью монарха и правительства приводит к направлению их политических привилегий против естественных прав подданных. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти.

Законодательная власть является высшей властью в том отношении, что законы обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх как глава исполнительной власти имеет прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна. Народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

60. Воззрения Дж. Локка на государство

60. Воззрения Дж. Локка на государство Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704). Основным трудом Локка являются «Два трактата о государственном правлении» (1689–1690). В этом

62. Воззрения Дж. Локка на гражданские права и свободы

62. Воззрения Дж. Локка на гражданские права и свободы Поскольку при создании государства люди частично отказались от природных прав и свободы, передав их обществу в целом, гарантом естественных прав и свобод выступает государство, издающее законы, снабженные

64. Воззрения Монтескье на разделение властей

64. Воззрения Монтескье на разделение властей Основные положения теории разделения властей по Монтескье таковы:1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если в

74. Воззрения Канта на народный суверенитет и разделение властей

74. Воззрения Канта на народный суверенитет и разделение властей Канта сформулировал основные идеи и принципы, которые легли в основу современных учений о правовом государстве, хотя он подчеркивал, что рассматривает не реальные государства, а «государство в идее, такое,

Система разделения властей

Система разделения властей Именно это понятие позволяет образовывать и анализировать систему органов государственной власти в любом государстве. В зависимости от того, насколько реализован принцип разделения властей, насколько самостоятельны и независимы ветви друг

Разделение платежного документа

Разделение платежного документа Нередко возникают случаи, когда семья, проживавшая прежде в одном помещении и совместно (в одном платежном документе) оплачивавшая услуги ЖКХ, распадалась и возникала необходимость оформления разделения единого платежного

Статья 18. Разделение общества

Статья 18. Разделение общества 1. Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.2. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит для решения общим

§ 7. Соединение и разделение властей

§ 7. Соединение и разделение властей Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс,

Продление и разделение отпуска

Продление и разделение отпуска Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:— временной нетрудоспособности работника;— исполнения работником во время ежегодного

Доктрина «разделения властей»

Доктрина «разделения властей» Принципы английского конституционного устройства стали моделью для наилучшего государственного устройства вообще в представлении политической мысли своего времени. В качестве идейного отражения происшедшего в Англии

40. Разделение властей и единство системы органов государственной власти в Российской Федерации

40. Разделение властей и единство системы органов государственной власти в Российской Федерации Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Органы законодательной, исполнительной и

21. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

21. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Главная цель принципа разделения властей – не

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и

Источник

Учение Локка о государстве и праве

Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж. Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма. Непосредственный социально-классовый смысл представлений Дж. Лок-ка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге революции 1688 г. Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Дж. Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной – все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Концепция разделения властей Дж. Локка
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 03:31:08 04 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 987 Комментариев: 11 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать