какие вокзалы находятся на садовом кольце в москве
Есть ли такой коренной житель столицы, для которого была бы незнакома Площадь трех вокзалов в Москве? Какие вокзалы выходят на нее? Вопрос актуален не только для местных жителей, но и для гостей города. Надо сказать, впервые попав сюда, сориентироваться непросто. Приходится поблуждать. Через всю площадь проложены подземные переходы, позволяющие без труда пройти от вокзала к вокзалу. Это особенно удобно для путешественников, проезжающих Москву транзитом и находящихся в городе лишь час-другой. Спокойно перейдя по подземному переходу, гости попадают в здание другого вокзала и могут продолжать свой путь.
Легенды вокзалов
Удивительно, но факт – и по сей день мистическим местом считается Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы задействованы в легендах? В первую очередь – Казанский.
Как рассказывают те, кто регулярно бывает в этих местах, почти ежедневно можно видеть мужчину с клюкой. Одет он бедно и немного странновато. Старик подходит к дверям вокзала, где трижды накладывает крестное знамение, после чего словно растворяется в воздухе. Говорят, что это призрак странника, в XIV столетии проклявшего монастырь, прежде стоявший в этом месте. Спустя годы он раскаялся, но и по сей день простить себя не может.
История достопримечательности
Сейчас территория, на которую выходят три железнодорожных вокзала, носит официальное наименование «Комсомольская площадь». Москва знала ее и под другим названием. Раньше площадь именовали Каланчевской. Такое название носила вплоть до 1932 года Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы расположены на ней, разберемся прямо сейчас. Сюда выходят двери:
Неподалеку находится Каланчевская железнодорожная станция, название которой перекликается с тем, которое раньше носила Площадь трех вокзалов в Москве. Здесь же располагается станция метро «Комсомольская». Она стала продолжением самого крупного в столице транспортного узла. Стоит отметить, что история его строительства в этой местности стартовала в тот момент, когда заложили железнодорожный путь, ставший для Москвы одним из главных.
Ленинградский вокзал
В прежние времена тут располагалось большое Каланчевское поле, начинавшееся у Земляного вала и простиравшееся до Красного пруда. С одной из сторон его ограничивало болото, а поблизости от Спасской улицы стояла каланча. Императорский дворец, расположенный в этой местности, тоже был назван Каланчевским.
Со временем местность вошла в городскую черту, а затем подверглась застройке. Именно тогда и были заложены первые камни того строения, с которого пошла в будущем Площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы были первыми? Самый старый из них – это Ленинградский. В тот момент его назвали Николаевским.
Строительство железнодорожного вокзала оказало сильное влияние на застройку местности в целом. Указ о создании сообщения Москва – Санкт-Петербург был подписан в феврале 1842 года собственноручно Николаем Первым. Дорога в тот момент оказалась в мире среди двухпутных самой длинной.
Кто проектировал Ленинградский вокзал? Москва тех времен знала одно легендарное имя – Константин Тон. Так сложилось, что он смог завоевать императорскую благосклонность, благодаря чему и получил в работу это сложное задание. Было решено возвести в двух главных городах империи практически идентичные строения. Задачи строительства делегировали Рудольфу Желязевичу.
Ярославский вокзал
Не менее известен и Ярославский вокзал. Москва по праву гордится прекрасной архитектурой и сложными решениями, разработанными специально для этого строения. Первое название объекта – «Вокзал Московско-Троицкой железной дороги». Здание возвели вблизи Николаевского вокзала через 10 лет после строительства первого.
Любопытно, но изначально предполагали строить вокзал вовсе не тут, а в той местности, где сейчас стоит Ботанический сад. Но университет отказался предоставить площадь под застройку, и было решено, что Каланчевское поле идеально подходит для строительства еще одного железнодорожного узла. Здание было освящено в августе 1862-го.
Первоначально железнодорожный путь был достаточно коротким, однако со временем его протянули до Архангельска, благодаря чему и стал столь востребован Ярославский вокзал. Москва оказалась соединена с действительно огромными северными областями. Во многом из-за этого было принято решение перестроить задание, чтобы оно соответствовало своей стратегической важности. Фасад обновили к 1902 году. Над объектом работал Федор Шехтель, служивший Савве Мамонтову.
Казанский вокзал
Казанский вокзал Москва увидела из этих трех последним. Построен он был вдоль дороги, ведшей в те времена в Рязань. Благодаря этому было выбрано первое наименование – «Рязанский». Строительство было доверено А. Попову, создавшему длинное здание в один этаж, украшенное небольшой башенкой.
Казанский вокзал Москва оценила быстро. Жители и гости города пользовались им активно, и вскоре стало ясно, что объект мал для потока пассажиров, нараставшего из года в год. Перестройка была завершена в 1864-м. Вместо деревянного возвели каменное строение, спроектированное Левестамом. Вход украсили башней с часами. Судьба этого вокзала самая неблагополучная. Новое здание тоже не смогло удовлетворить нужды публики, поскольку было недостаточно функциональным. Следующая перестройка уничтожила почти все труды архитектора. До наших дней дошло лишь веерное депо, выполненное в итальянском стиле.
Не упустите из виду!
При посещении Москвы, даже если турист не пользуется железной дорогой, ему стоит посетить Площадь трех вокзалов. Это важный транспортный узел и известная достопримечательность столицы, достойная особенного внимания.
Здесь все дышит историей, можно увидеть роскошные работы именитых архитекторов. Внутри вокзалов можно видеть творения известных художников. Современная площадь оснащена по последнему слову техники, поэтому прогуливаться по ней – одно удовольствие. Кроме того, налажено удобное сообщение с пригородами. Отравляясь с одного из вокзалов Комсомольской площади, удастся добраться практически до любого крупного города Подмосковья без пересадок.
Садовое кольцо (Москва)
— система улиц, образующих круг в центре Москвы.
Длина садового кольца — 15,6 км, ширина — 60 – 70 м.
По Садовому кольцу следует кольцевой маршрут автобуса Б («Букашка»).
Несмотря на то, что Садовое кольцо теперь, прежде всего, автомобильная трасса, здесь широкая пешеходная зона и много достопримечательностей. Например, Дом музей писателя Чехова А.П. (Садовая-Кудринская улица, д. 6), Московский планетарий (Садовая-Кудринская улица, д. 5), Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар д. 25-27), Сад Аквариум (Большая Садовая улица, у дома 16) и др.
Название
Название «Садовое кольцо» система улиц получила в первой половине 19 века. В 1816 году стартовал проект создания кольцевой улицы на месте древних фортификационных сооружений вокруг Москвы. Владельцев домов обязали разбить сады вдоль этой улицы. Проект был реализован к 1830 году.
К настоящему времени сады не сохранились.
Улицы Садового кольца
🏡 Триумфальная площадь
Рядом находится небольшой уютный Сад Аквариум.
🏡 Садовая-Триумфальная улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Садовая-Каретная улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Садовая-Самотёчная улица
Здесь располагаются Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (д. 3), особняк 1881 г., архитектор М. Г. Пиотрович (посольство Ливана).
🏡 Самотёчная площадь
🏡 Садовая-Сухаревская улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🚇 м. Цветной бульвар, Сухаревская.
🏡 Малая Сухаревская площадь
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Большая Сухаревская площадь
🏡 Садовая-Спасская улица
Здесь находится Высотное здание на площади Красных Ворот (1947 – 1952, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев, одна из «Сталинских высоток Москвы»). Здесь жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин. На этом месте стоял дом, в котором родился поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 – 1841). Памятник поэту располагается рядом, на Лермонтовской площади.
🚇 Сухаревская, Красные ворота.
🏡 Площадь Красные Ворота
Здесь располагается вестибюль станции метро «Красные ворота», которая была открыта 15 мая 1935 года.
🏡 Лермонтовская площадь
Здесь находится памятник поэту Лермонтову Михаилу Юрьевичу (1814 – 1841) — открыт 4 июня 1965 года (сооружен в ознаименование 150-й годовщины со дня рождения поэта). Авторы — скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич, А. В. Моргулис.
🏡 Садовая-Черногрязская улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Площадь Земляной Вал
🚇 Красные ворота, Курская.
🏡 Площадь Цезаря Куникова
Названа в честь Героя Советского Союза Цезаря Львовича Куникова (1909 – 1943) — участника Второй мировой войны, командира десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля».
🚇 Красные ворота, Курская.
🏡 Улица Земляной Вал
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🚇 Курская, Чкаловская, Таганская, Марксистская.
🏡 Площадь Курского Вокзала
🏡 Таганская площадь
Здесь располагается Театр на Таганке.
🏡 Нижняя Краснохолмская улица
Здесь располагается Московский международный дом музыки.
🏡 Улица Зацепский Вал
🏡 Павелецкая площадь
Здесь располагается Павелецкий вокзал.
🏡 Валовая улица
🏡 Серпуховская площадь
🏡 Улица Крымский Вал
Здесь располагается Центральный дом художника — в здании, помимо выставочного зала, располагается филиал Третьяковской галереи.
🏡 Крымский мост
С Крымского моста открывается замечательный вид на Москву-реку, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Воробьевы горы, Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия российского флота», центр Москвы. Крымский мост — одна из лучших смотровых площадок Москвы.
🚇 м. Парк культуры (400 м.), м. Октябрьская (600 м.).
🏡 Крымская площадь
🏡 Зубовский бульвар
🏡 Зубовская площадь
🏡 Смоленский бульвар
🏡 Смоленская-Сенная площадь
🏡 Смоленская площадь
🏡 Новинский бульвар
Здесь располагается Дом-музей Ф. И. Шаляпина.
🚇 Смоленская, Баррикадная, Краснопресненская.
🏡 Кудринская площадь
🏡 Садовая-Кудринская улица
🚇 Баррикадная, Краснопресненская, Маяковская.
🏡 Большая Садовая улица
Здесь находятся Здесь находятся Театр имени Моссовета и сад Аквариум, Московский академический театр Сатиры.
Садовое кольцо: история, эстетика, мистика
Предыстория, написанная мечом и огнём
История Садового кольца во многом похожа на историю Бульварного: изначально это был оборонительный рубеж, четвёртый по счёту от Кремля. В конце XVI века здесь проходила граница города, и Борис Годунов распорядился её укрепить — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с глухими и проездными башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Так Москва «ощетинилась» против набегов крымских татар.
По тогдашним меркам заграждение построили быстро — всего за год (1591–1592), поэтому в народе его окрестили Скородомом. Официальное название — Деревянный, или Земляной, город. Так же стали именовать и район, изнутри ограниченный Белгородской стеной и излучиной Москвы-реки; в нём жили в основном ремесленники, торговцы и крестьяне. В Замоскворечье селились стрельцы, поэтому его называли Стрелецкой слободой.
Столетие спустя линия обороны превратилась в таможенную границу. В одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них раскинулись бойкие рынки, например Смоленский и Сухаревский. Строения по обеим сторонам Земляного города были преимущественно деревянными, и почти все они сгорели в разрушительном пожаре 1812 года, когда столицу заняли войска Наполеона.
Где город был, там будет сад
Сразу после Отечественной войны 1812 года была организована «младшая коллега» Каменного приказа Екатерины II — Комиссия для строения Москвы. Её главной задачей стала помощь жителям, потерявшим свои дома. Работала комиссия эффективно: большинство строений восстановили в течение пяти лет.
Один из проектов учреждения, утверждённый в 1816 году, касался судьбы Земляного города. Вал окончательно разрушили, ров засыпали, получившуюся дорогу замостили булыжником, образовав широкие улицы. Дистанция между домами по обе стороны кольца составляла в среднем 60 метров, примерно половину отдали мостовым и тротуарам. Свободную землю поручили озеленить хозяевам домов — в обязательном порядке, но каждый решал сам, что именно сажать.
В последующие 15 лет кольцо честно заслужило звание Садового — насаждений не хватало лишь на площадях и некоторых замоскворецких улицах (то ли строптивыми оказались потомки стрельцов, то ли бедными). Некоторые участки кольца, например Смоленский и Зубовский Валы, превратились в общественные бульвары, а на просторной площади Новинского Вала почти до конца XIX века проходили народные гулянья.
Кольцо Б — без садов
Увы, палисадники просуществовали всего около века. Виной тому постоянно растущая интенсивность дорожного движения. Как и на Бульварном кольце, в конце XIX столетия на Садовом проложили рельсы для конки, а в 1912 году пустили электрические трамваи. Маршруту, а позже и всей магистрали, досталась литера Б (подходящего имени не нашлось, и в народе его звали «букашкой»). Четверть века спустя на смену трамваям пришли троллейбусы.
В 1930-х годах Садовое кольцо пережило своеобразную репрессию: сначала его заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Но транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выходить из плоскости — сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно строили развязки в 1950–1960-х годах, когда Москва навёрстывала упущенное за время Великой Отечественной.
Кстати, Кольцевая ветка столичного метро, открытая в 1950–1954 годах, была заложена ещё во время войны. Сначала эту линию планировали целиком провести под Садовым кольцом, но потом решили привязать её к наиболее напряжённым точкам пассажиропотоков, иначе говоря к вокзалам. В итоге под магистралью расположился только южный участок Кольцевой линии — от «Парка культуры» до «Курской».
Садовое кольцо — одна из самых востребованных и загруженных городских трасс. И зачастую это один из наиболее удобных контуров для перемещения по Москве. То и дело возникают предложения по его оптимизации, порой достаточно радикальные. Например, в начале 2000-х годов обсуждался проект, согласно которому движение по магистрали должно стать односторонним, причём направленным против часовой стрелки. План так и остался на бумаге: специалисты посчитали, что проезжая часть более шести полос будет сама себя тормозить. Так что сегодня Садовое по-прежнему едет в обе стороны.
Боевое прошлое, мирное настоящее, зелёное будущее
Садовое кольцо — свидетель и активный участник многих поворотных и трагических событий отечественной истории. Во время революций 1905 и 1917 годов на его площадях и улицах вырастали баррикады, противники устраивали яростные перестрелки и рукопашные схватки. В доме № 10 на Садовой-Триумфальной, где раньше размещалась губернская земская управа, в ноябре 1917 года представители Комитета общественной безопасности подписали акт о капитуляции, передав Москву в руки большевиков.
В начале Великой Отечественной войны кольцо Б, как и Бульварное, вновь стало рубежом обороны. А в июле 1944 года, после поражения фашистской группировки в Белоруссии, по Садовому провели колонну пленных немцев.
В наши дни Садовое нередко становится ареной шествий, но уже исключительно мирных. Несколько раз в год кольцо перекрывают частично или полностью, чтобы отдать его участникам марафонов, велопарадов или автопробегов.
Кроме того, магистраль является одним из приоритетных объектов городской программы реконструкции «Моя улица». Уже стартовал первый этап: обновляют и убирают под землю инженерные коммуникации — электрокабели, теплосети, газо- и водопроводы. Скоро начнется и второй этап: на всём протяжении Садового проезжую часть выровняют по ширине, организуют дополнительные парковки, обновят мостовые, разместят энергосберегающие фонари, удобные скамейки и остановки общественного транспорта. И самое главное — кольцу вернут сады: планируется высадить 1,5 тысячи деревьев. Реализация проекта рассчитана на три года.
Загадочная Сухарева башня
На Садовом кольце много интересных, так или иначе примечательных зданий. Но хорошо бы вспомнить и те сооружения, что не дожили до наших дней, хотя имели на это полное право. Наверное, самое знаменитое среди них — Сухарева (или Сухаревская) башня. Построенная в конце XVII века, она почти два с половиной века была одним из символов столицы — её упоминает и Лермонтов в очерке «Панорама Москвы», и Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
За внушительный «рост» (60 метров) и пышность башню называли невестой Ивана Великого — кремлёвской колокольни, которая долго была самым высоким зданием города. А поскольку очертаниями готическое сооружение напоминало корабль, автором проекта народная молва упорно считала отца русского флота Петра I. Вопрос спорный, но форма дала себя знать: в начале XVIII века в башне действовала Навигацкая школа, чьи воспитанники стали прообразами героев киноэпопеи «Виват, гардемарины!».
С названием тоже не всё ясно. По идее, каменное строение должно было унаследовать имя своего предшественника — деревянных Сретенских ворот Земляного города. Наиболее распространенная версия гласит, что башню назвали в честь воеводы Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк остался на стороне молодого Петра во время спора за престол с царевной Софьей. Именно его подразделение охраняло сначала ворота, а потом и башню.
Вероятно, это одна из легенд, окружающих каменную красавицу. Другая связана со сподвижником Петра I, начальником Навигацкой школы графом Яковом Брюсом, видным военным деятелем и учёным. За обширные знания и замкнутый образ жизни его считали колдуном. По преданию, Брюс замуровал в одной из стен башни «чёрную книгу», в которой описаны различные магические секреты.
Сухарева башня сыграла множество ролей: московская контора Адмиралтейской коллегии использовала её как склад, в XIX веке здание переоборудовали в водонапорную башню, а в XX веке разместили в нём Московский коммунальный музей. Увы, ни статус культурного памятника петровской эпохи, ни «богатый репертуар» не спасли башню. Генеральный план реконструкции Москвы, разработка которого началась в 1931 году, подписал зданию приговор: снести, чтобы не мешало дорожному движению.
На защиту Сухаревой башни неоднократно вставали видные деятели искусства — Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие. Но решающее слово, как и в случае с памятниками Пушкину и Гоголю на Бульварном кольце, осталось за Сталиным. И в 1934 году башню разрушили. Почти два месяца ломали — крепко строили, на века. И вновь без легенд не обошлось: ходили слухи, будто вождь мечтает отыскать «чёрную книгу» знаменитого мага.
Совершенно уничтожить башню не удалось. Её мощный фундамент до сих пор прячется под Садовым кольцом, а на Большой Сухаревской площади в 2006 году установлен памятный знак. Башенные часы висят на Передних воротах Государева двора музея-заповедника «Коломенское». Сохранился и наличник одного из окон — его вмонтировали в стену Донского монастыря. Не исключено, что этим фрагментом любовался «угрюмый» памятник Гоголю, пребывавший здесь «в ссылке»…
В начале 1980-х Мосисполком проводил конкурс на проект восстановления Сухаревой башни, но мероприятие закончилось ничем. А вот писатель Кир Булычёв в одной из своих книг предсказал, что знаменитое сооружение будет возрождено в конце XXI века. Поживём — увидим?
…Садовое кольцо хранит множество удивительных загадок и невероятных историй. Хотите к ним прикоснуться? Нет ничего проще: садитесь в троллейбус Б, который до сих пор ходит по прежнему круговому маршруту. Внимательно смотрите по сторонам и слушайте — порой даже камни могут многое рассказать…
9 вокзалов Москвы.
В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.
По материалам проекта «Фотографии старой Москвы» представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.
Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).
Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.
Казанский вокзал (Рязанский).
Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская». Использовался принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.
В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.
В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».
Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.
29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.
В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.
В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».
Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.
Курский вокзал (Нижегородский).
Ленинградский вокзал (Николаевский).
Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.