какие вопросы будут задавать на собеседовании в пед колледж
Как молодому учителю устроиться на работу
Георгий Аствацатуров
30 июля 2018 • 12:26
Даже опытные учителя, переехав в другой регион, далеко не всегда могут устроиться на хорошую работу. Несколько советов тем молодым учителям, которые хотят устроиться на работу в хорошую школу, где, откровенно говоря, вас не очень ждут. И всё-таки, давайте попробуем.
Опыт, сын ошибок трудных
Прежде всего, мой первый совет: все-таки, постарайтесь хотя бы несколько лет поработать в той школе, куда вас взяли от безысходности. Да, эта школа может находиться в глубинке. Находится в ветхом здании, и с детьми у вас не ладится.
Но первые годы работы в школе бесценны.
Вы приобретёте бесценный опыт работы. Никакие методические рекомендации и ваши успешные вузовские знания не помогут, пока вы не окунётесь в школьную повседневность. Вы набъёте себе много шишек. Но за битого… вы знаете, что дальше.
Я очень благодарен судьбе, что не сразу оказался в своей родной школе. Сначала поработал в других. Приобрёл опыт. Завоевал авторитет. И меня пригласили в ту школу, о которой я мечтал. И мои бывшие учителя относились ко мне не как бывшему ученику. А как к коллеге.
Собеседование
Итак, вы ходите устроиться в хорошую школу. Теперь пришло время узнать небольшие секреты собеседования с руководителями школы или управления образования. Чтобы сделать его успешным для себя, безусловно, нужно подготовиться к собеседованию.
К этому волнительному событию необходимо хорошо подготовиться, вы должны произвести хорошее первое впечатление. И здесь очень важно, как вы себя будете презентовать, а главное, как отвечать на вопросы.
Изучите заранее школу
Каждая школа имеет свою программу развития, которую она реализует, и вы должны быть подготовлены к работе в условиях, предлагаемых школой. Это может быть гимназия, лицей с особыми предметными приоритетами, особым подбором детей и т.п.
Если в какой-то момент собеседования директор школы спросит вас, есть ли у вас какие-либо вопросы, было бы неплохо задать конкретный вопрос о системе работы школы, показать свою компетентность.
Совершенствование вашего портфолио
Сейчас многие специалисты ходят устраиваться на работу со своим портфолио. Разумеется, это лучшее осязаемое доказательство ваших достижений. Портфолио демонстрирует приобретённые вами опыт, достижения. Ещё учась в педагогическом вузе вы должны создавать такой портфолио. Это победа в предметном конкурсе, межвузовской олимпиаде и т.п.
И, конечно же, будет здорово, если вы представите коллекцию ваших лучших примеров с прежних мест работы. Представление своего профессионального портфолио — это способ представить себя за рамками обычного собеседования и продемонстрировать, чего вы достигли и во время учёбы, и в первые годы своей работы.
И всё же, чтобы наилучшим образом использовать свой портфолио во время собеседования, воспользуйтесь следующими советами.
Как лучше всего использовать портфолио в собеседовании?
Ознакомьтесь детально с ним. Знайте его с закрытыми глазами. Если работодатель задает вам вопрос, вы должны быстро перейти на ту страницу, которая послужит наилучшим материальным подтверждением вашего ответа.
Не злоупотребляйте портфолио! Используйте его экономно. Если вам задают вопрос, и вы считаете, что портфолио дополнит ваш ответ, то можете им воспользоваться. Постарайтесь не вытаскивать его для каждого вопроса, который вам задают.
Постарайтесь уловить, насколько руководитель реагирует на ваш портфолио. Возможно, его устроит, прежде всего, устное собеседование, без отвлечения на вашу папку.
Вопросы и ответы
Основная часть вашего собеседования будет состоять из конкретных вопросов о вас и о вашей предыдущей работе. У каждого руководителя свой подход при собеседовании, и вы никогда не узнаете точных вопросов, которые он вам задаст. Но вы можете подготовиться, ознакомившись с наиболее часто задаваемыми вопросами и продумать, как вы будете реагировать на них.
Старайтесь отвечать лаконично. По существу.
Внешний вид
То, как вы одеваетесь на собеседование, так же важно, как и ваши верительные грамоты, и ответы, которые вы даете на интересующие вас вопросы. Первое впечатление, которое потенциальный работодатель получает от вас, является чрезвычайно важным.
Помню, как директор одной из школ Молдавии призналась, что после собеседования со мной, она закрылась в кабинете и заплакала: кого ей прислали из отдела образования?! Я заявился в джинсах, футболке, с копной длинных до плеч волос. Лишь через несколько недель впечатление обо мне у неё серьёзно изменилось.
В одой из статей я прочёл, что 55 процентов восприятия вами другого человека основаны на том, как он выглядит. «Успешное платье» должно быть вашим девизом, когда вы думаете о том, что одеть на собеседование.
Женское собеседование
Не яркого цвета брючный костюм или юбка
Хорошо причёсанные волосы
Скромный маникюр
Консервативная обувь
Неяркий макияж
Мужское собеседование
Не яркого цвета костюм
Консервативный галстук
Обычная однотонная рубашка
Консервативная обувь
Консервативная причёска
И всё-таки главное в собеседовании — это ВЫ.
Больше уверенности, но не самоуверенности.
Не путайте скромность с застенчивостью. Это тоже насторожит руководителя.
Больше позитива! Ваша улыбка если не обезоружит руководителя, то сделает его помягче.
Не жалуйтесь на прежних руководителей и прежнюю школу. Это негативно скажется на впечатлении работодателя о вас.
Будущему абитуриенту
Будущему абитуриенту
ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ — 2021
Алгоритм льготного поступления на педагогические специальности
СОБЕСЕДОВАНИЕ С ВЫПУСКНИКАМИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Для чего будет проводиться собеседование?
Цель — выявить личностные, деловые качества абитуриента, его способности и мотивацию к обучению на педагогической специальности.
О конкурсе в вузе
Абитуриент участвует в конкурсе, который может проводиться по всему факультету, по группе факультетов, по специальности или группе специальностей — данный вопрос решает приемная комиссия вуза.
Кто имеет право участвовать?
К собеседованию допускаются абитуриенты, имеющие в документе об образовании следующие отметки:
Также необходимо наличие рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое закончил учащийся педагогического класса.
Какие будут вопросы и кто их составляет?
Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».
В какой форме будет проводиться собеседование?
Собеседование будет проводиться в устной форме.
Какие примерно вопросы будут на собеседовании?
*Абитуриенту необходимо иметь при себе портфолио, т.к. приемная комиссия имеет право запросить портфолио для принятия соответствующего решения.
При поступлении на следующие специальности: 1-020601 «Технический труд и предпринимательство», 1-020602 «Обслуживающий труд и предпринимательство», 1-020603 «Технический труд и техническое творчество», 1-020604 «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» предусмотрен перечень дополнительных вопросов. Например:
Критерии оценки результатов собеседования
Абитуриент прошел собеседование (достаточный уровень) – знает существенные признаки педагогических понятий, явлений, связей между ними, может продемонстрировать применение знаний, полученных в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, на примере собственных педагогических проб. Ответ абитуриента полный, правильный, логичный, содержит собственные суждения. Абитуриент демонстрирует внутреннюю мотивацию и интерес к освоению педагогической профессии. Может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог».
Абитуриент не прошел собеседование (недостаточный уровень) – дает фрагментарный ответ, обусловленный неполными представлениями, содержащий отрывочные сведения, полученные в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, не может продемонстрировать применение полученных знаний на примере собственных педагогических проб. Абитуриент не мотивирован на получение педагогической профессии или демонстрирует исключительно внешнюю мотивацию. Не может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог».
Постановлением определено, что решение о прохождении абитуриентом собеседования будет приниматься простым большинством голосов членов комиссии при участии в заседании комиссии не менее двух третей ее состава.
Абитуриенту, прошедшему собеседование, по его запросу выдается выписка из протокола заседания комиссии, являющаяся действительной при предъявлении абитуриентом в иной вуз.
Change language
(сменить язык):
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18
+375 (17) 311-23-92
Программа собеседования с абитуриентами, выпускниками педагогических колледжей, по профилю «Дошкольное образование»
ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ С АБИТУРИЕНТАМИ,
ВЫПУСКНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ,
«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Программа собеседования ставит своей целью выявить у абитуриентов уровень знаний по основным педагогическим дисциплинам, преподаваемым в педагогическом колледже, а также общий уровень компетентности по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Программа собеседования включает в себя вопросы по следующим дисциплинам: дошкольная педагогика, методики дошкольной педагогики. Вопросы, на которые предстоит ответить абитуриентам, соответствуют программе обучения в педагогическом колледже.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1. Направления деятельности современного детского сада.
2. Обоснуйте необходимость программы воспитательно-образовательной работы с детьми. По какой программе работаете Вы? В чем видите её сильные и слабые стороны?
3. Раскройте понятие «развивающая среда» в дошкольном учреждении. Какие требования предъявляются к её организации?
4. Функции воспитателя в современном детском саду.
5. Каким Вы видите идеального воспитателя дошкольного учреждения?
7. Как Вы понимаете содержание оздоровления детей в детском саду и свою роль в этом процессе?
8. Какие задачи нравственного воспитания дошкольников Вы считаете наиболее важными в современном дошкольном учреждении?
9. Какие трудности возникают в период адаптации детей к дошкольному учреждению?
10. Нарушения дисциплины детьми: причины, пути предупреждения.
11. Капризы детей: причины, пути предупреждения.
12. Докажите необходимость создания групп кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях.
13. Как Вы понимаете подготовку детей к школе?
14. Какие рекомендации Вы дадите родителям о подготовке ребенка к школе?
15. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждении для развития театрализованных игр?
16. Какие дидактические игры сенсорного содержания Вы порекомендуете для каждой возрастной группы детского сада?
17. Педагогическое значение режима дня.
18. В чем заключается воспитательное значение игр с правилами?
19. Как Вы влияете на обогащение сюжетно-ролевых игр дошкольника?
20. Какие нетрадиционные занятие Вы проводите с детьми и каких целей достигаете?
21. С какой целью Вы проводите индивидуальные занятия с детьми?
22. Какие формы работы с семьей Вы считаете наиболее эффективными?
23. Какие условия надо создать в детском саду для улучшения трудового воспитания?
24. Особенности организации трудовых поручений в разных возрастных группах.
25. Современный подход к праздникам и развлечениям в детском саду.
26. Докажите почему детский сад и семья должны согласовывать содержание и методы воспитания детей.
27. Как Вы понимаете гуманный подход к ребенку?
28. В чем специфика труда детей по самообслуживанию?
29. В чем заключается руководство воспитателя дежурствами детей?
30. Методика ознакомления детей с трудом и профессиями взрослых.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Ознакомление с природой на прогулках. Приведите конкретные примеры.
2. Труд в природе, его значение, формы труда в природе.
3. Роль художественной литературы в воспитании у детей любви к природе.
4. Что Вы понимаете под «звуковой культурой речи». В каком возрасте начинается работа с детьми в этом направлении. Приведите примеры дидактических игр, игровых ситуаций.
5. Подготовка воспитателя к чтению и рассказыванию литературных произведений. Раскройте на конкретных примерах.
6. Педагогические условия развития словесного творчества детей.
7. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольников.
8. Формы работы по физическому воспитанию в ДОУ.
9. Физкультурные занятия – основная форма обучения детей физическим упражнениям.
10. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, гимнастика после дневного сна).
11. Формы активного отдыха (праздники, досуги, дни здоровья, каникулы).
12. Формы организации обучения детей математике. Структура занятия по математике.
13. Готовность детей к школьному обучению по математике.
14. Педагогические рекомендации по развитию детского изобразительного творчества в раннем и в младшем дошкольном возрасте.
15. Особенности развития творчества в рисовании детей дошкольного возраста. Приведите примеры изобразительного творчества дошкольников.
16. Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
17. Значение наблюдений в обогащении содержания детского изобразительного творчества.
18. Значение изобразительного творчества в подготовке детей к школе.
19. Особенности эстетического воспитания в процессе развития изобразительного творчества.
20. Дайте психолого-педагогическое обоснование выбора форм, методов работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю.
21. Составьте план организации игровой деятельности детей дошкольного возраста на вторую половину дня.
22. Дайте сравнительный анализ традиционной и нетрадиционной форм проведения физкультурных занятий.
23. Предложите комплексы утренней гимнастики с использованием нетрадиционных форм проведения в старшей группе ДОУ.
24. Разработайте рекомендации воспитателям по проведению подвижных игр.
25. 25.Организация праздников и развлечений в детском саду и семье.
26. 26.Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду.
27. Требования к педагогу дошкольного образования на современном этапе.
28. Экологическое воспитание дошкольников. Рассмотрите на конкретных примерах.
29. Методика работы с художественной литературой в детском саду.
30. Нетрадиционные техники рисования. Характеристика, методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей разных возрастных групп ДОУ.
Критерии оценки ответа абитуриента
Ответ абитуриента оценивается по стобалльной шкале.
Абитуриент демонстрирует высокий уровень владения теоретическими знаниями; свободно ориентируется в вопросах педагогической практики.
В ответе абитуриент апеллирует к трудам классиков и современных исследователей. Абитуриент проявляет умение доказательно объяснять психолого-педагогические факты и явления с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии
Абитуриент высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателями вопросы.
Абитуриент демонстрирует достаточно высокий уровень овладения теоретическими знаниями, свободно ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ответе абитуриент апеллирует к трудам классиков и современных исследователей. Абитуриент проявляет умение доказательно объяснять психолого-педагогические факты и явления с точки зрения новейших достижений дошкольной педагогики и психологии, однако допускает некоторые неточности, которые устраняет с помощью дополнительных вопросов педагога. Абитуриент высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателями вопросы.
Абитуриент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении, ориентируется в вопросах обучения и воспитания дошкольников посредством дополнительных вопросов преподавателя. Испытывает трудности в объяснении психолого-педагогических факторов и явлений с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии. В ответе апеллирует к трудам классиков и современных исследований не в полном объеме. При помощи дополнительных наводящих вопросов преподавателя высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляет недостаточно сформированную профессиональную позицию. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами, но может справиться с данными трудностями под руководством преподавателя. Нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной и профессиональной терминологии.
Абитуриентом не усвоена большая часть материала, имеются отдельные представления об изучаемом материале. Не ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей. В ответе не апеллирует к первоисточникам, имеет слабые, отрывочные представления о трудах классиков и современных исследователей. Абитуриент не проявляет умения доказательно объяснить психолого-педагогические факты и явления с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии. Отсутствует умение критично относиться к научной информации, не имеет собственных суждений относительно дискуссионных вопросов, не проявляется собственная профессиональная позиция по рассматриваемым вопросам. Отрывочные теоретические высказывания абитуриент не иллюстрирует соответствующими примерами, что свидетельствует о неумении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Абитуриент не владеет научной и профессиональной терминологией. Испытывает значительные затруднения в ответах на наводящие и дополнительные вопросы преподавателей.
Собеседования
Собеседования — самый важный этап трудоустройства. Именно собеседования, а не собеседование, т.к., скорее всего, Вам придется пройти их множество, выдерживая зачастую по три-четыре испытания на одном месте.
Общие характеристики собеседований. Собеседование — это особого рода экзамен, который проходит соискатель непосредственно у работодателя или у посредника (кадрового агентства). Очень важно помнить, что это именно испытание, а не формальность, существующая для уточнения деталей. Его участниками являются две заинтересованные стороны: Вы и представитель работодателя. Вы должны представить как можно более полную и точную информацию о себе представителю работодателя. Представитель работодателя (психолог, администратор, эксперт) — это работник фирмы либо оплаченный ею посторонний специалист. Собеседование представляет собой интервью, на котором Ваш собеседник задает Вам вопросы, а Вы даете на них как можно более развернутый, но точный ответ. Обязательный «спутник» собеседования — Ваше резюме или анкета на бланке фирмы. Собеседование длится обычно двадцать пять — тридцать минут. Оно состоит из двух частей. В первой части Вы должны разъяснить все или некоторые пункты резюме. Во второй части представитель администрации изложит Вам информацию об интересующей Вас вакансии и предложит Вам задать Уточняющие вопросы. На каждом из предприятий, которые Вы посетите с целью трудоустройства, Вам придется пройти от двух до четырех собеседований со специалистами в разных областях, имеющими отношение к процессу трудоустройства. Собеседование прошло успешно, если Вы убедили собеседника, что обладаете необходимыми для данной должности качествами.
Успех на одном собеседовании открывает Вам дорогу к следующему. Но для получения работы Вам необходимо успешно пройти все собеседования.
Подготовка к собеседованию
Согласование даты и времени собеседования. Если фирма проводит большой конкурс, то ее сотрудники, беседующие с претендентами, формируют свое мнение о кандидате под влиянием впечатления о соискателях, прошедших до него. Это значит, что если Вы, обладая хорошими профессиональными характеристиками, пришли на собеседование после посредственных соискателей, то Ваш собеседник, подсознательно готовый увидеть очередную посредственность, может не оценить Вас по достоинству. От такого искажения впечатления не застрахованы даже кадровые менеджеры высокой квалификации. Чтобы избежать такой ситуации, постарайтесь пройти собеседование раньше других претендентов, пока менеджер еще не находится под впечатлением от них. Если же Вы понимаете, что по ряду характеристик уступаете конкурентам, то придите в середине дня (лучше сразу после обеда). В этом случае, возможно, Вы «подтянетесь» до среднего уровня всех тех, кто прошел беседу до Вас.
Общие правила поведения на собеседовании. Помните, что Ваш собеседник такой же человек, как Вы, и его мышление абстрактно, а восприятие субъективно. Это значит, что оценка Вас как соискателя вакансии есть результат работы психики Вашего собеседника. Точнее, она формируется как результат наложения Вашего образа, созданного его восприятием на созданный его же сознанием образ человека, который мог бы успешно работать на рассматриваемой должности. Для достижения желаемой цели (успех на собеседовании) Вы должны добиться максимального совмещения этих образов.
Как правило, Вы не можете изменить образ желаемого работника, сложившийся в представлении работодателя. Постарайтесь, чтобы впечатление о Вас осталось как можно более благоприятным. Впечатление складывается на основе представленной информации, поэтому позаботьтесь о способах подачи этой самой информации. Таких способов три. Это Ваше резюме, Ваша внешность и Ваша речь. Написанию резюме посвящена отдельная глава, поэтому остановимся здесь на двух других способах. Для успешного применения их обоих к Вам предъявляются два требования: это естественность и наличие стиля. Причем стиль должен быть сугубо деловым (мы не ведем здесь речь о трудоустройстве на какие-либо экзотические вакансии).
Ваша внешность. Внешность формируется Вашими естественными данными, а также манерой одеваться. Несмотря на то, что трудоустройство есть деловой процесс, а собеседование — деловая беседа, естественные данные (черты лица, фигура) очень важны. Не забывайте, что Вы пришли на предприятие по объявлению и встречаетесь с собеседником в первый раз. У него мало времени для оценки, и он подсознательно использует любую информацию, разделяя ее на негативную и позитивную. Значит, обладая презентабельной внешностью, Вы значительно повышаете свои шансы занять вакансию. Нет нужды повторять здесь элементарные правила ухода за своей внешностью, в т.ч. правила личной гигиены, которые помогут Вам лучше выглядеть. Женщинам будет полезно еще раз ознакомиться с последними достижениями в области макияжа. Однако не забывайте об естественности и деловом стиле.
Что касается манеры одеваться, то здесь соискателям следует настоятельно порекомендовать появляться на собеседовании в строгом костюме вне зависимости от должности, которую Вы собираетесь занять.
Классический костюм — это законченность и гармоничность всего ансамбля. Костюм — это не только брюки и пиджак (для мужчин). Все, что его дополняет (галстук, рубашка, обувь и т.д.), и даже все то, что находится в данный момент при Вас, должно соответствовать стилю. Соблюдая деловой стиль, нельзя надеть цветастую рубаху или кроссовки. Плохо впишутся в этот стиль длинные распущенные волосы, обилие ювелирных украшений, галстук-бабочка и т.п. Возвращаясь к обуви, следует отметить, что к деловому костюму не подходят туфли на высокой платформе, сапоги-«казаки». Что касается гармоничности, то она предусматривает единую цветовую гамму всех частей костюма. Допускаются только контрастные цвета галстука. И еще одно очень важное правило: будьте естественным, чтобы Ваш собеседник не подумал, что Вы надеваете костюм только по особо торжественным случаям.
Ваша речь. Понятие «речь» здесь трактуется широко. Сюда входят, помимо непосредственно речи, мимика, жестикуляция, другие Ваши поведенческие характеристики. Во-первых, обратите внимание на изложение своих ответов на вопросы. Здесь важно избежать ошибок изложения, т.к. они приводят к ошибкам восприятия у Вашего собеседника.
Первая ошибка. Волнение. Оно проявляется в скованности позы и речи либо наоборот — в нервной мимике и жестах, избежании взглядов в глаза собеседнику. Глядя на Вас, волнующегося, Ваш собеседник может заподозрить, что Вы чего-то боитесь или скрываете. Представляя свое резюме, будьте деловиты и спокойны. Возможно, сохранять спокойствие Вам поможет сознание того, что на собеседовании Ваша судьба не решается. Самое страшное, что может с Вами случиться, это то, что Вы получите работу не в этом, а в каком-нибудь другом месте и несколько позже. Чтобы избавиться от этого недостатка, представьте, как выглядит неуверенный в себе человек на собеседовании. Он говорит несвязные фразы, потеет, теребит дрожащими руками карандаш или лист бумаги. Подумайте о реакции на такое поведение. Почаще смотрите на себя со стороны и контролируйте свое поведение.
Вторая ошибка. Появление в речи слов, не подходящих к данному случаю — элементов бытовой, молодежной или даже ненормативной лексики. Помните, что один раз произнесенное слово типа «черт подери», «чувак» и т.п. человеком, сидящим в деловом костюме и претендующим на какую-то (скорее всего, довольно солидную) должность, зародит у Вашего собеседника подозрение, что Вы совершенно не тот человек, за которого пытаетесь себя выдать. Это подозрение чаще всего быстро перерастает в убеждение. Однако опытные менеджеры по кадрам обязательно доведут беседу с Вами до логического конца и вежливо попрощаются. Однако не обольщайтесь. Если негативное мнение о Вас сложится у собеседника в самом начале разговора, то остальная его часть будет проходить просто по инерции, и Вы даже не догадаетесь, что у Вас не осталось никаких шансов.
Третья ошибка. Провокация отрицательной реакции. Такую ошибку Вы совершите, если забудете, что между Вами и Вашим собеседником не существует равноправных отношений. К сожалению, на собеседовании Вы всегда в той или иной мере находитесь в подчиненном положении. Объясняется это тем, что человек, который что-либо оценивает, психологически склонен ощущать свое превосходство. У Вас же может появиться соблазн поспорить с собеседником, доказывая свою компетентность. Однако помните, что это очень рискованный шаг. И действительно, если Вы докажете свою правоту, то окажетесь «на коне», но самолюбивый собеседник затаит негативное впечатление о Вас. Поэтому лучше не конфликтуйте на собеседовании, а старайтесь по обрывкам фраз, замечаниям, комментариям угадать то, что собеседник хотел бы услышать по тому или иному вопросу.
Как вести себя на собеседовании
Ваше поведение во время интервью не должно отличаться от поведения во время любой деловой встречи: будьте пунктуальны, корректны, вежливы, внимательны, заранее отключите телефон, чтобы никакой звонок не мог помешать вашей беседе.
Отвечая на вопросы, старайтесь уложиться в несколько минут. Этого вполне хватит, чтобы сообщить о себе важные сведения. Но при этом, разумеется, учтите: ваши ответы должны быть полноценными. Односложные «да» и «нет» оставят о вас впечатление как о человеке, не умеющем объяснить свою точку зрения. Избегайте сленга, следите за правильностью вашей речи.
Имейте в виду и то, что очень много нужной информации интервьюер вынесет не столько из ваших сообщений, сколько наблюдая за вашим поведением. Как показывают многочисленные исследования в области психологии общения, человек может получить до 70 % информации при помощи невербальных средств общения, то есть мимики, позы, жестов, и лишь 30 % сведений передается посредством слов.
Вам наверняка придется отвечать на вопросы личного характера однако при этом ни в коем случае не стоит во время разговора упоминать о своих семейных и материальных проблемах, не стоит заводить разговоров о политике, религии и др. Не вздумайте перебивать собеседника: лидировать должен интервьюер. Не стремитесь подавить его своим багажом знаний.
Чтобы выделиться среди прочих соискателей данной должности, попробуйте быть оригинальным, однако не переусердствуйте. Например, при ответах старайтесь не использовать штампы, например «Мне нравится работать с детьми». Лучше расскажите о вашей особенной манере работы с ними.
И последнее: не забудьте взять с собой на интервью такие важные вещи, как рекомендательные письма, если они у вас есть, свои работы (научные, творческие и т. п.), распечатанное резюме, документы, все дипломы об образовании, блокнот с ручкой.
Вопросы, которые вам могут задать на собеседовании
Теперь рассмотрим непосредственно само интервью, которое вам предстоит пройти. Канули в Лету те времена, когда на собеседовании можно было услышать стандартные вопросы, на которые всегда с легкостью находился ответ. Собеседование сегодня скорее напоминает истинный экзамен, где на каждый вопрос есть свой ответ. И при этом интервью при приеме на работу не ограничивается простым выяснением вашей биографии, а предполагает некий подтекст: при помощи специальных вопросов работодатель оценивает не только факты вашей трудовой биографии, но и ваши скрытые возможности, мотивацию, гибкость, способность адаптироваться в коллективе.
С полной уверенностью определить, о чем именно спросят вас в той или иной компании, довольно сложно, но существует ряд самых распространенных вопросов, которые используют в своей практике работники кадровых служб. Попытайтесь ответить на них еще до интервью, чтобы найти оптимальный вариант своего рассказа.
А теперь поговорим о самых распространенных на собеседовании вопросах и о том, как следует на них отвечать.
Расскажите о себе.
Несмотря на кажущуюся легкость, на самом деле это самый сложный вопрос на интервью. Ответ на него может оказаться решающим при приеме на работу. Очень часто интервью заканчивается неудачей кандидата именно потому, что соискатель фокусируется на том, чего он хочет от данной должности и работы, и в ответе на вопрос о себе зачастую исходит именно из этой посылки. В итоге рассказ о вашей жизни и ваших достижениях по своему характеру может оказаться абсолютной противоположностью тому, что желает слышать работодатель. Расскажите именно о себе и своих достижениях в жизни. Начните рассказ с самой важной для интервьюера информации. Например, так: «Вы не возражаете, если я начну с образования?» Упомяните награды и достижения во время учебы и то, как самоорганизация учебного процесса помогла вам добиваться результатов в будущей карьере. Расскажите о ваших планах на будущее.
Конечно же, не нужно начинать с раннего детства и традиций вашей семьи, однако если вы выросли в семье потомственных музыкантов, то при устройстве на работу в филармонию об этом стоит упомянуть. Рассказывая о себе, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы, например: почему было выбрано учебное заведение, зачем получаете образование выбранного профиля, особенно если оно не связано с той должностью, на которую вы претендуете.
Напишите историю о себе заранее, но помните, что ваш рассказ должен быть коротким.
Отрепетируйте рассказ дома. Помните, что интервьюер следит за вашей речью и манерой говорить, а потому не дайте нервозности и переживаниям во время встречи испортить первое впечатление о вас.
Почему вы желаете получить работу в нашей компании?
Приведите основательные аргументы, почему вы выбрали именно эту организацию. Например, скажите, что вам известно, что компания является ведущей на своем рынке, имеет хорошую репутацию и возможность карьерного роста, а вам это импонирует. Имейте в виду, что, задавая такой вопрос, работодатель желает услышать подтверждение того, что вы в курсе дел данной организации.
Отсутствие знаний о компании и сфере в целом служит одной из ключевых причин отказа при приеме на работу.
А вот демонстрируя свои познания в этой области, вы, без сомнения, не только льстите самолюбию работодателя, но и показываете свою осведомленность. Оцените деятельность компании в общем (разумеется, позитивно), сделайте несколько критических замечаний. Это даст понять, что вы компетентны в этом вопросе. Покажите, чем вы можете быть полезны компании, в которой хотите работать. Отнеситесь к этому вопросу более чем серьезно. Верный ответ на него — половина вашего успеха.
Что вы знаете об особенностях нашей работы?
Собранная ранее информация о компании и ее деятельности поможет вам ответить на этот вопрос. Узнать о том, какие обязанности на вас собираются возложить, зачастую вовсе не трудно: все требования и пожелания работодатель, как правило, указывает в самом тексте объявления о вакансии. Помимо этого, информацию такого плана можно получить, заранее позвонив в данную компанию.
Расскажите о вашем предшествующем опыте работы…
Скрытый вопрос, который также подразумевает: «Чему вы научились, работая на предыдущих местах, что могло бы быть полезным нашей фирме?». Не следует рассказывать о деятельности, не имеющей отношения к данному месту. Сфокусируйте внимание лишь на работе в той области, которая демонстрирует нужные на желаемой для вас должности качества.
Делали ли вам другие предложения о работе?
Если получали, прямо скажите об этом: это повысит ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа вас интересует больше.
Назовите ваши сильные стороны.
Подчеркивайте в первую очередь качества, полезные для данной работы, но при этом будьте готовы подтвердить их примерами из вашей жизни. Если вы утверждаете, что легко обучаетесь, то неплохо бы привести пример, когда и на какой должности вам пришлось легко и качественно освоить ту или иную тему или предмет. Составьте список своих сильных качеств. Но помните: если вы, например, рассказываете о том, что настойчивы в достижении цели и не можете бросить начатое дело, пока не доведете его до совершенства, от вас потребуются определенные доказательства. Расскажите о каком-либо проекте на прежнем месте работы, который вы довели до конца, несмотря на возникшие в процессе его реализации трудности.
Расскажите о ваших слабых сторонах.
Игнорировать вопрос нельзя, но отвечайте на него осторожно, а главное — старайтесь под видом недостатков «продать» свои достоинства. Иными словами, назовите такой недостаток, который был бы логическим продолжением ваших же достоинств. Так, вы можете упомянуть о том, что вы очень общительны. С одной стороны, это можно воспринять как недостаток, приравняв это качество к болтливости. Однако, с другой стороны, как раз эта черта характера может стать серьезным козырем для работы с людьми. Обязательно учитывайте специфику своей будущей должности. Не забывайте о требованиях, предъявляемых к кандидатам на выбранную вами вакансию.
Вопрос о недостатках задают не для того, чтобы выяснить, насколько вы самокритичны, а чтобы посмотреть, сможете ли вы найти выход из сложной ситуации.
Сам вопрос каверзный, а потому ваша реакция на него покажет, насколько вы уверены в себе в такой ситуации, открыты для общения, способны ли «держать удар», умеете ли достойно отвечать на «неудобные» вопросы. Неконтактный человек вряд ли сможет вписаться в команду предприятия, неуверенный в себе, скорее всего, не добьется значительных профессиональных успехов.
Каким вам видится ваше положение через три года?
Вопрос больше не о карьерном росте, а об умении видеть перспективы, чувствовать, как можно с большим успехом продвигаться к намеченной цели, умении просчитывать и предвидеть результаты. От ответа на этот вопрос будет зависеть впечатление о вас как о человеке, который может организовать свою жизнь и карьеру и умеет планировать дальнейшее развитие. Только не стоит углубляться в рассказ о том, кем вы мечтаете стать в будущем, лучше отвечать несколько уклончиво, но лаконично. Например, хотелось бы работать в этой же компании, но на более ответственной должности.
Какую зарплату вы хотели бы иметь?
Вопрос о желаемой заработной плате для многих является самым щепетильным из всех. Как же ответить на него? Если вы не владеете информацией относительно оплаты труда на этой должности и готовности компании вознаградить работника определенный суммой, лучше попытаться уклониться от прямого ответа. Например, скажите что-то вроде: «Поскольку, как правило, зарплата прямо пропорциональна характеру и объему производственных нагрузок, сначала мне хотелось бы определиться с этими моментами». Если вы по каким-либо причинам не готовы ответить на этот вопрос, можете, например, сказать, что во время интервью узнали некоторые дополнительные аспекты ваших будущих обязанностей, и попросите отсрочку на один-два дня для дачи ответа. Это не будет невежливо. Если работодатель все же желает услышать ваш ответ, постарайтесь выудить у него информацию о том, сколько компания намеревается предложить. Если вы все-таки вынуждены назвать цифру, пусть она будет чуть выше средней. Если же планируете начать с максимума, имейте в виду: скорее всего, все равно придется идти на компромисс.
Сколько времени вы планируете проработать у нас?
Определенного ответа здесь нет. У этого вопроса может быть цель поставить вас в неожиданную ситуацию или же работодатель действительно ищет преданного человека, которого можно, так сказать, «воспитать» в данной компании. Можно ответить на этот вопрос примерно так: «Это будет зависеть от того, как долго ваша организация будет заинтересована во мне». Главное — ваш ответ не должен вызвать у собеседника впечатление, что эту работу вы рассматриваете в качестве временной или как трамплин к профессиональной карьере.
Назовите ваши самые серьезные достижения.
Составьте перечень своих выдающихся достижений за последние годы. Приведите цифры, чтобы работодатель мог оценить критерии вашего успеха. Конечно же, необходимо говорить о профессиональных достижениях, а не личных, спортивных, социальных или других. И будьте объективны.
Каким критериям, на ваш взгляд, должен соответствовать начальник?
Это тоже каверзный вопрос, цель которого — выяснить вашу степень конфликтности по отношению к руководству. Лучший ответ на такой вопрос: «Это должен быть грамотный лидер, у которого можно многому научиться и который даст возможность раскрыться моему собственному потенциалу».
Оцените себя по десятибалльной системе.
Частый вопрос. Назовите оценку «восемь» или «девять». Поясните: несмотря на то что вы привыкли достигать большего, полагаете, что у всех людей есть возможность развития.
Ваше семейное положение? Личная жизнь?
Вопросы, затрагивающие сферу личной жизни, как правило, также вызывают замешательство. Однако не стоит пытаться искать в них негативный смысл. Абсолютно естественно, что ваш потенциальный босс желает знать о вас больше, и не только как о работнике, но и как о человеке. Более того, эти вопросы ставят своей задачей не проникнуть в святая святых вашей частной жизни, а скорее определить тот рубеж, до которого вы способны говорить о себе с малознакомым человеком. Открытый ли вы человек и в то же время способны ли оставлять за собой право на пределы собственного «я»? Достаточно ли независимы и самостоятельны? Говорите о том, что вас заботит, или же стремитесь уйти от обсуждения частных вопросов? Если вы не считаете нужным распространяться о своей личной жизни, то насколько тонко вы способны об этом сообщить? Что касается семейного положения, то понятно, что на этот вопрос вам придется ответить прямо, ведь вариантов здесь быть не может. И все же что предпочтительнее: состоять в браке или нет, иметь детей или быть бездетным, какой статус дает большие преимущества? Вопросы о вашей личной жизни не пустая формальность. Опытному интервьюеру ответ скажет о многом.
Для одной вакансии предпочтительнее быть образцовым семьянином, а для другой, напротив, не скованным узами брака.
Статус человека, состоящего в браке, повредит тем, кто хочет получить место, где предусмотрены ненормированный рабочий день и командировки. А вот на многих руководящих должностях и высоких государственных постах предпочтительнее семейные люди, поскольку их статус говорит о стабильности.
Не сможет ли ваше семейное положение стать помехой выполнению трудовых обязанностей (например, командировки, ненормированный рабочий день)?
Реально оцените свой потенциал. Если вы однозначно уверены, что не будете иметь возможности задерживаться по окончании рабочего дня (если такие задержки не редкость в этой компании), лучше не старайтесь обмануть ни себя, ни работодателя. Если соискателем является женщина, имеющая маленьких детей, то следует сразу оговорить (если, конечно, это соответствует действительности), что дети не помешают трудовой деятельности: они остаются с бабушкой, с няней или в детском саду в группе продленного дня.
Расскажите о ваших увлечениях.
На такие вопросы отвечайте осмотрительно. Частенько они содержат и подспудный вопрос: «Как много вы имеете побочных увлечений, которые могут вас отвлечь и оторвать от работы?». Назовите что-нибудь невинное. И не вздумайте говорить о своих политических или религиозных пристрастиях. Можно попробовать заранее выяснить интересы собеседника и затронуть близкую ему тему. Но не лицемерьте: не говорите о своем пристрастии к теннису или опере, если на самом деле это не ваш конек.
Некоторые работодатели нарочно создают для кандидата стрессовую ситуацию, чтобы выяснить, насколько тот способен сориентироваться в нестандартной ситуации. Такую ситуацию может создать даже простой дополнительный вопрос «Почему?», который нередко заставляет соискателей смутиться. Не смущайтесь, вас просто испытывают на прочность. Постарайтесь заранее, еще до интервью задать себе такой дополнительный вопрос по всем аспектам и во время собеседования отвечайте по существу и кратко. Будьте уверены в себе. Знайте: ваш долг — показать себя с наилучшей стороны, так, чтобы рекрутер не сомневался: вы как раз тот, кто ему нужен, и справитесь с обязанностями лучше других претендентов на эту вакансию.
В конце собеседования вам могут предложить задать свои вопросы касательно будущих обязанностей и особенностей работы в данной компании. Не упускайте возможности выяснить такие важные для вас как начинающего работника этой организации детали, как длительность испытательного срока и возможное денежное вознаграждение в этот период. Не рекомендуется сразу спрашивать о перспективах в компании, так как это ясно дает понять, что должность, которую вы хотите занять, интересует вас лишь отчасти.