какие вопросы нельзя задавать детям

7 вопросов, которые нельзя задавать ребенку

Во всяком случае, в той форме, в какой мы обычно это делаем. Почему-то с посторонними взрослыми мы подчас обходимся гораздо тактичнее, чем с родными детьми.

Спрашивать у своего чада надо с умом. Во-первых, обманывать (или, скажем так, умело скрывать правду) они учатся, едва выйдя из грудничкового возраста. Во-вторых, мы зачастую считаем, что с детьми можно проявлять прямоту, прикрывая этим словом банальную бестактность и полное отсутствие вежливости. Попробуйте в той же форме задать вопрос свекрови. Ну как?

1. Где ты был? А если честно?

Ребенок же сказал, что пойдет в гости к Пете, а сам поехал на другой конец города, смотреть, что за скейт-парк там открылся. А значит, наврал! А вот и не обязательно: может, он и правда поехал к Пете, а потом планы поменялись. В конце концов, новый скейт-парк – это же так интересно! А вы своим вопросом поставили себя в глупое положение дважды: показали, что не доверяете чаду, – раз, признались, что следите за ним, – два.

Как надо: «Привет, мой хороший. Как прошел твой день? Я ужасно соскучилась, поболтай со мной, мне все интересно».

2. Что это за Катя? Откуда взялась?

Полегче, мамочка: у ребенка, будь он хоть от горшка два вершка, тоже есть свои личные границы. И свои сердечные тайны. И если то, откуда взялась Катя, он вам еще худо-бедно объяснит, то что она для него значит и значит ли что-то вообще, так и останется неразгаданной тайной.

Как надо: «Видела мельком твою новую подругу – симпатичная! Если хочешь, позови ее как-нибудь в гости, а то эту гору бабушкиного варенья мы никогда в жизни не съедим».

3. Чем вы там собираетесь заниматься, на этой вечеринке?

Вряд ли, конечно, в шахматы играть или Пушкина декламировать, хотя всякое бывает. Детский квартирник – это самое приватное, что может быть у маленького человека. Еще Децл воспел это волшебное времяпрепровождение в ставшей культовой песне. Из нее же ясно следует: не важно, чем они там занимаются, главное – что об этом не знают родители. В этом вся фишка. Впрочем, тут неплохо было бы быть знакомыми с теми друзьями сына или дочки, с которыми он собирается тусить.

Как надо: «Надеюсь, вы хорошо проведете время и не натворите глупостей. Если что, звони, я на связи. И, пожалуйста, постарайся на последний автобус домой не опоздать!»

Источник

Какие вопросы нельзя задавать ребенку, чтобы не превратить его в невротика

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

Недавно мой суперобщительный ребенок пошел в садик. И первым, с чем мы столкнулись, оказалось его нежелание рассказывать о том, как прошел его день. Вопросы «Что давали на обед?», «Где твой второй носок?», «С кем играл?» поначалу оставались без ответа. «Вот и началась у него своя личная жизнь. Не настаивай», – спокойно резюмировал муж. Так-то оно так, но не все же мне подглядывать за ребенком из-за шкафчика в приемной, фотографировать меню и мучить воспитательницу? Хотя сама идея шпионства завораживает.

Когда-то давно взрослые жизнью детей практически не интересовались. Дети находились ниже уровня взрослого взгляда: «Ну подрался и подрался», «Соседские дети тебя заперли в чулане? Ну так выпустили же?» Мама моей знакомой в четырехлетнем возрасте с двухлетним братом в лес ходила, а их родители только радовались: «Грибов-ягод принесли? Ах вы, наши кормильцы».

Внимание взрослых активизировалось тогда, когда происходило нечто экстраординарное: ребенок отравился грибами, сломал руку, разбил стекло в школе.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

Из взрослой субкультуры в детскую поступало три сигнала:

В середине XX века психологи активизировались и стали давать рекомендации: больше спрашивайте детей об их жизни. Интересуйтесь ими. Они такие же личности, как мы, только маленькие. Активность психологов пришлась на послевоенное время, жизнь в городах постепенно налаживалась, взрослые успокоились и с энтузиазмом приняли интересный посыл психологов.

Современные родители с вопросами явно перебарщивают. Или задают их так, что дети чувствуют себя как на допросе. А потому или раздражаются, или вовсе не отвечают, потому что не хотят быть допрашиваемыми.

Кроме того, вопросы, которые задают родители, крайне скучны. Вот представьте, вам девять лет и вас спрашивают: «Как дела в школе?», «Что спрашивали на уроке?», «Ты уроки сделала? Все?», «А ты подошла к учительнице по поводу учебника?», «А ты сменку помыла?»

Мне лично от этих вопросов спать захотелось. Занудные – жуть! А ведь детство – это буйство красок! И реагирует в ответ на взрослое занудство детская психика особенно – учит ребенка не слышать подобные вопросы, отвечать формально или игнорировать взрослого.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

А подростки и вовсе срываются: «Надоела. Отстань!», «Не лезь не в свое дело!» Родители в панике – они не получают информацию о жизни ребенка, боятся упустить что-то очень важное («Вдруг ему помощь нужна, а он молчит»). Словом, коммуникация теряется.

А чем чревато отсутствие данной коммуникации?

Ребенок привыкает к бомбардировке ответами, не учится спрашивать, просить сам. В результате уже в межличностных отношениях с противоположным полом и супружестве не может установить нормальный контакт с партнером. Ожидает, что его будут обо всем спрашивать, если возникает проблема, дуется и молчит, опять же ожидая от партнера инициативы – помириться первым, изменить свое поведение и так далее.

Как избежать всего этого?

Строить с ребенком правильную коммуникацию.

Задавайте интересные вопросы

Если хотите задавать вопросы, придумывайте интересные, те, на которые вам бы самой хотелось ответить, если бы вы были ребенком. Например: «Что самое смешное ты видел сегодня?», «Что тебя сегодня очень удивило? А почему?», «Что самое сладкое ты ела сегодня?», «Что бы было, если бы во время уроков в класс вошел жираф?», «Что бы произошло, если бы вместо учительницы на уроке появился инопланетянин? Что бы он делал?», «Что было самое интересное в садике? Слышал ли ты сегодня какое-либо странное слово?», «Тебе хотелось сегодня кого-нибудь пожалеть?», «В чем тебе сегодня помогли?», «Когда ты почувствовал себя самым счастливым?», «С кем из детей тебе бы стоило вести себя лучше?»

Если ребенок всерьез интересуется чем-то конкретным, например историей или древними языками, можно спросить: «А что нового ты сегодня узнал?», «Какие мысли тебя сегодня посетили?»

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

Естественно, надо примерно быть в курсе того, чем интересуется ваш ребенок. И возможно, изучить некие азы, чтобы иметь возможность поддерживать разговор.

Рассказывайте о себе

Если вы хотите как можно больше знать о жизни детей, рассказывайте им о своей. Интересно, развернуто, открыто. Это не только поможет вашему ребенку имитировать вас, но и даст начальные знания о взрослой жизни.

Кого вы встретили? Кто вам написал в соцсетях? Кому вы помогли сегодня? Что почувствовали, когда соседка пожаловалась на своего ребенка? Что вы ели сегодня? Вкусно было или нет? Что вам кажется хорошим в людях, а что вы совершенно не приемлете? Как вы относились к определенному событию 30 лет назад и как относитесь сейчас?

Рассказывайте ребенку о себе регулярно, но не ждите взрослой обратной связи. Возможно, он промолчит или отделается понимающим «ага», но результат общения вы точно увидите. Причем совсем скоро.

Источник

Детские вопросы. О чем нельзя спрашивать ребенка

Когда-то давно взрослые жизнью детей практически не интересовались. Дети жили где-то ниже уровня взрослого взгляда (именно тогда в психологии сформировалось понятие «детская субкультура»). Внимание взрослых концентрировалось на детях только в каких-то экстраординарных случаях. Например, ребенок сильно разбил коленку и требуется медицинское вмешательство. Или ребенок разбил в классе окно и родителей вызвали в школу.

Из взрослой субкультуры в детскую чаще всего поступало три типа сигналов:

— указания (сделай то, не делай этого),
— неодобрение, наказания (подрался в школе — не пойдешь гулять),
— нейтральные информационные сообщения (обед на столе; в субботу мы всей семьей идем в гости к дяде).

Одобрительные и поощрительные сигналы тоже поступали, но крайне редко, поскольку считалось, что детей «не нужно излишне баловать».

Где-то в середине ХХ века детских педагогов и психологов посетила мысль: взрослым надо интересоваться жизнью ребенка. Честно говоря, не знаю, зачем, по мнению тогдашних специалистов, это нужно было делать. Предположений напрашивается три:

— информации много не бывает, знать, что происходит с вашими детьми, полезно,
— с людьми нужно разговаривать, а дети (к середине ХХ века это уже практически все отчетливо поняли) тоже люди,
— детям будет приятно, что ими интересуются, и ваши межличностные отношения будут улучшаться.

Если ты жизнью ребенка интересуешься, значит ты хороший, правильный родитель, если нет — соответственно, плохой.

Нельзя не согласиться с конструктивностью самого посыла. Дети — важные люди рядом с тобой. Интересоваться их жизнью вполне естественно. Как именно? Ну, нужно их спрашивать.

Разумеется, это не значит, что родители той поры у детей никогда ничего не спрашивали. Например, у вернувшихся с работы ленинградских родителей в то время (меньше десяти лет прошло после снятия блокады) главным вопросом к ребенку был следующий: что ты сегодня ел?

Но — надо спрашивать больше и разнообразнее.

Материальная жизнь в городах к тому моменту более-менее стабилизировалась, и интересный посыл был тогдашними родителями принят. Их дети имитационным порядком эту стратегию усвоили и, когда выросли и родили своих детей, уже сами стали ее применять.

Но вот мое мнение как практического психолога: за минувшие 70 лет качнувшийся маятник давно прошел нижнюю точку и далеко отклонился в противоположную, совершенно уже неконструктивную сторону.

Современных детей чуть ли не с самого рождения спрашивают постоянно и обо всем. Если они не отвечают (как правило, просто не могут, потому что вопросы у нынешнего поколения родителей часто бывают такими, на которые и взрослый-то человек не вдруг найдется что ответить), им подсказывают ответы, которые они потом годами повторяют.

Вот примеры вопросов детям от трех до шести лет:

— Почему ты не хочешь разговаривать с тетей?
— Зачем ты туда лезешь?
— Ну чего это ты так расстроился?
— У тебя что, плохое настроение сегодня?

Вот примеры подсказок, которые дети потом будут использовать:

— Ты что, стесняешься?
— Тебе что, скучно?
— Тебя кто-то из деток в садике обидел?
— Ты хочешь, чтобы папа с тобой поиграл?

Надо сказать, что вопросы «прошлого поколения» тоже никуда не делись и занимают почетное и существенное по объему место в этой лавине, обрушивающейся на современного ребенка едва ли не с рождения.

— Что вы сегодня в садике ели на обед? А на полдник что было? А мороженое ты с бабушкой в парке ел?
— А с кем ты сегодня играл?
— Ну что в школе сегодня было? А какие у тебя сегодня оценки?
— А уроки ты сделал? А ты их точно сделал? А ты все-все уроки сделал, ничего не забыл?

Жалобы современных родителей по этому поводу обычно выглядят приблизительно так:

«Он никогда мне толком ничего рассказать не может, что в садике было. Я уж его каждый день спрашиваю, спрашиваю… А он только: да, нет, суп, с Васей. Иногда потом через несколько дней по случаю скажет чего-нибудь. Это у него отставание в развитии, да?»

«Вы знаете, он у меня очень закрытый. Из него клещами ничего не вытащишь. Уж мы с бабушкой и так и эдак его спрашиваем — он нам совершенно ничего про школу не рассказывает. Ни про одноклассников, ни про учебу. Мы все узнаем только от учительницы или из электронного дневника».

«Мне так хотелось, чтобы мы с дочерью были подругами, чтобы у нас были доверительные отношения. Я с самого начала читала книги по психологии, очень старалась все о ее жизни знать и принимать ее такой, какая она есть. Я и сейчас ее обо всем расспрашиваю, и не только об уроках — и как у нее с мальчиками, и как с девочками другими, и чем она увлекается, а она от меня вот как лет в девять-десять отдалилась, так все дальше и дальше. И телефоны у нее все на паролях, и страницы в соцсетях…»

От бесконечных родительских вопросов дети скучают или раздражаются. Быстро учатся их не слышать, отвечать формально и односложно или попросту игнорировать. Подростками, срываясь, орут: отстань! Достали! Какое тебе дело?!

Еще в середине нулевых годов талантливый «компьютерный мальчик» из числа моих клиентов написал простенькую программку, которую назвал «мама». Эта программка то и дело как бы звонила ребенку по телефону и встревоженно-заинтересованным голосом спрашивала:

— У тебя двоек сегодня не было?
— А ты к учительнице подошел, договорился переписать?
— А ты тепло оделся?
— А ты поел? А суп съел? Ты его точно съел, а не собаке отдал?

Но этого мало, и все на самом деле еще хуже.

Несмотря на раздражение, дети привыкают к тому, что их все время въедливо спрашивают, и потом ждут этого же от «взрослого» мира.

«Он меня не понимает». — «А вы ему четко проговорили, чего именно вы хотите и ожидаете?» — «А почему он даже не поинтересовался?!»

Это уже молодые люди, строящие межполовые или даже семейные отношения. Они привыкли к тому, что их спрашивают. И ничего не могут внятно рассказать сами, по своей инициативе (нет привычки). Ждут, что спросят 15 раз и останется только кивнуть в нужном месте: ты хочешь в этот кружок? А в тот? В театр? На концерт? В музей? Ты чувствуешь вот это? Вот то?

И тот, второй, тоже ждет, что его спросят, «поймут», подскажут.

Понятно, чем кончатся отношения этих двоих?

Ко мне в последнее время часто приходят на прием молодые люди, которые ждут, что это не они будут рассказывать о своих проблемах, а я буду их спрашивать. Иногда это прямо проговаривается:

— Я вас слушаю. Что вас ко мне привело?

— А давайте вы будете спрашивать, а я вам буду отвечать!

Что же делать и где ошибка в том давнем, конструктивном на первый взгляд посыле?

Я полагаю, что в самом посыле никакой ошибки не было и нет. Она появилась на следующем этапе.

Если я интересуюсь жизнью моих детей и хочу многое о ней знать, что мне делать для того, чтобы они мне о ней рассказали? Причем не односложно и скупо, а развернуто, свободно и интересно.

Дети — имитаторы. Если вы хотите знать об их жизни, рассказывайте о своей. Развернуто, свободно и интересно. Учитывая, естественно, возраст ребенка. Что вы ели, кого встретили, чего вы боитесь, что вам кажется красивым, а что отвратительным, как вы относились к этому 20 лет назад и как относитесь сейчас, о чем вы подумали и что почувствовали, когда…

Делайте это регулярно, каждый день, и не ждите от детей никакого ответа. И увидите, что получится.

Почему этот же совет не мог быть актуализирован для родителей тогда, 70 лет назад? А вы вспомните, как и в какую эпоху началась и проходила жизнь родителя ленинградского (допустим, десятилетнего) ребенка в середине XX века. «Рассказывайте о своей жизни свободно, красиво и интересно»? Вспомнили, представили? Вот вам и ответ.

Но сейчас и времена, и люди другие. И мы можем уже позволить себе перестать ежедневно механически спрашивать своего ребенка: «Что в садике на обед было?», «Ты все уроки сделал?» — и рассказать ему о чем-нибудь действительно интересном из вашей ежедневной жизни (или из вашего прошлого). И когда-нибудь потом вы непременно услышите от своего ребенка что-нибудь важное для вас о его собственной жизни.

Источник

Какие вопросы надо задавать своим детям, чтобы знать, чем они живут

Все родители знают, сколько много вопросов задают дети, начиная 4-летнего возраста. В среднем — до 300 за день! Таким образом ребенок познает окружающий мир и очень плохо, если родители игнорируют это естественное и очень важное для развития малыша любопытство. Вникая в том, чем интересуется ребенок, можно оценить, как он развивается, на что надо обратить более пристальное внимание.

А еще, обязательно надо задавать своему малышу встречные вопросы, которые помогут понять его внутренний мир и вовремя внести коррективы, если есть сомнения, что все идет правильно. Второй плюс такого общения — ребенок учится быть открытым, доверяет своим родителям и в дальнейшем не будет утаивать свои проблемы и мысли.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детямФото: freepik.com

Какие же вопросы родители должны задавать детям, когда и как это надо делать и какие выводы об этом можно сделать. Список составила детский психолог, эксперт по воспитанию Мишель Борба.

Как и когда можно расспрашивать ребенка

Все вопросы можно условно поделить на несколько категорий:

Первые три категории можно задавать при любом удобном случае — утром после просыпания, за столом, по дороге в садик или школу, на прогулке или вечером перед сном.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детямФото: freepik.com

Для философских бесед надо выбрать спокойную обстановку, разговаривать с ребенком можно с кем-то. А вот личные вопросы можно задавать только тет-а-тет, в том случае, если есть уверенность, что никто не нарушит доверительную обстановку.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детямФото: freepik.com

Вот список вопросов, предлагаемых экспертом

Вот приблизительно об этом надо говорить с малышом. Не надо заставлять отвечать, если он не хочет. Ответ надо выслушать внимательно, не перебивать, можно задать 1-2 наводящих вопросов.

И ни в коем случае нельзя смеяться над детскими ответами, называть их глупыми и утверждать, что ребенок еще маленький и не понимает.

Только когда между родителями и малышом есть доверительные отношения, взрослые не будут иметь поводов для переживаний и сомнений, что они что-то упустили в воспитании.

Источник

Зачем вообще всё? Детские вопросы, недетские ответы

Только что вышла моя книга, точнее, книжечка, где я пытаюсь ответить на сотни вопросов, заданных детьми и подростками (от 3 до 15 лет), — на понятном для них языке :»Детские вопросы» (ArsisBooks, 2020, 176 сс.). В ближайшие дни книга поступит в магазины «Лабиринт», «Москва», «Читай-город», «Библио-Глобус», «Фаланстер», а также оптовикам: «Лабиринт», «36.6», «Берроунз» («Медленные книги»).

Этот замысел родился из передачи израильского журналиста и фотохудожника Дмитрия Брикмана «Детские/недетские вопросы», куда он меня пригласил. В ообще таких передач у него состоялось уже 150, последняя — с Борисом Гребенщиковым. Я так воодушевился, что часовой беседы мне показалось мало. Дети — прирожденные философы, поскольку видят мир впервые и ставят под сомнение самое очевидное. Их гениальные вопросы побуждали думать еще и еще. По моей просьбе и по своей необычайной щедрости, Дмитрий прислал мне все 700 вопросов, которые он накопил для своей передачи. Отобрав из них примерно половину и расположив по темам, я решился поделиться своими ответами с читателями, среди которых, надеюсь, будут и дети. Собственно, цель книги — вовлечь детей и взрослых в общий разговор о самых важных явлениях мироздания.

какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть фото какие вопросы нельзя задавать детям. Смотреть картинку какие вопросы нельзя задавать детям. Картинка про какие вопросы нельзя задавать детям. Фото какие вопросы нельзя задавать детям

Издание иллюстрировано замечательными рисунками Ira Litmanovich, один из них— на обложке.

Вот некоторые вопросы (из более 300):

Зачем они делают детей, а потом их ругают?

Можно мне не умирать?

Почему ему можно, а мне нельзя?

Душа иногда побаливает, почему?

Страсть — это страшно?

Ответы краткие, укладываются в несколько строчек. Несколько примеров.

Про Бога.

Что такое Бог? (мальчик, 9 лет)

Правильнее спросить: не «что такое?», а «кто такой?» Многие не верят в Бога, потому что не видят его вокруг. Но Бог — не что, а кто, мы воспринимаем его внутри себя. Каждый человек — «я» для себя, а Бог — это Я для всех.

Зачем Бог создал этот мир? Он что, не понял, что будет такая заморочка? (девочка, 10 лет)

А ты зачем пишешь и рисуешь? Иногда выходят каракули и кляксы. Надо стараться. Вот и Бог старается. Ему труднее всех, потому что у него на руках целый мир.

Смогу ли я ходить по воде, если сильно уверую в Бога? (мальчик, 7 лет)

Вряд ли. A зачем ходить по воде, если можно двигаться на лодке, на корабле, на водных лыжах? У веры в Бога есть более достойные применения. Например, относиться к людям с любовью, переносить болезнь, испытывать радость даже в трудные моменты жизни. Вот тогда вера в Бога поможет.

Про любовь.

Есть ли настоящая любовь? (д. 15)

Есть, но у каждого возраста она своя. Любовь — как костер: сначала жжет (в юности), потом греет (в зрелости), потом светит (в старости). А когда человек умирает, ее искорки все равно остаются — как память о любимых.

Можно как-нибудь знать, что эта любовь навсегда? (д. 15)

Пока не наступит это навсегда, вряд ли узнаешь.

Вот какой я хороший! Все меня любят! А за что тебя-то любить? (м. 3)

Чем взрослее человек, тем труднее его полюбить, потому что взрослых любят за что-то, а детей — просто так.

Что любит любовь? (д. 6)

Любовь — прекрасное чувство, но предмет ее не всегда прекрасен. Бывает, что любят плохих или глупых людей, некрасивые вещи, пустые развлечения. Тогда чем больше любишь, тем больше страдаешь.

Мальчик выслушал сказку о старике и золотой рыбке и изрёк: «Вот глупый дед, просил то новый дом, то новое корыто. Почему не попросил сразу новую старуху»? (м. 5)

А может быть, он эту старуху любил и не хотел другой?

Что больше, Любовь или Жизнь? (м. 6)

Они обе очень большие, но одна бывает больше другой. Например, любовь умирает, а жизнь продолжается — уже с другой любовью или, как ни грустно, совсем без любви. А иногда жизнь заканчивается, а любовь продолжается — тот, кто пережил любимого, по-прежнему любит только его. Хорошо, когда любовь по длине совпадает с жизнью и, как в сказке, оба умирают в один день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *