какие вопросы нужно задавать на собеседовании системного администратора
25 вопросов задаваемых на собеседовании системным администраторам Linux
Вопрос:2 Как узнать когда файловая система проверялась последний раз?
Вопрос:3 Как изменить срок действия пароля пользователя без изменения самого пароля?
Вопрос:4 Как заставить fsck проверить файловую систему ОС при следующей перезагрузке?
Вопрос:5 Каким инструментом анализируются дампы краха системы или файл vmcore в ОС CentOS 7 & RHEL 7?
Вопрос:6 Как установить все патчи за исключением патчей ядра в CentOS и RHEL?
Параметр ‘–exclude=kernel*’ команды yum позволяет установить все патчи кроме предназначенных для ядра. Например так:
# yum update –exclude=kernel*
Если добавить следующую строку в файл ‘/etc/yum.conf’ мы предотвратим любые обновления ядра навсегда:
exclude=kernel*
Вопрос:7 Как проверить, что вы работаете на физическом или виртуальном сервере?
Вопрос:8 Что такое automounter и для чего он служит?
Вопрос:9 Как принудить пользователя изменить пароль при регистрации?
Вопрос:10 Как узнать как завершилась последняя команда — успешно или нет?
Вопрос:11 Как узнать, установлен ли конкретный rpm-пакет?
Для этих же целей мы можем воспользоваться командой yum:
[root@cloud
]# yum history package postfix
Вопрос:12 Как войти в режим одиночного пользователя (single user mode) в RHEL 7?
Вопрос:13 Какая команда позволяет изменить имя хоста навсегда в CentOS 7 & RHEL 7?
Команда ‘hostnamectl’ используется для задания или изменения имени хоста. Например, так:
# hostnamectl set-hostname «New_HostName»
Кроме hostnamectl могут быть использованы команда ‘nmtui’& ‘nmcli’, которые тоже могут изменять имя хоста в CentOS 7 и RHEL 7.
Вопрос:14 Как включить политики паролей (password policies) в Linux?
Вопрос:15 Как узнать, какие модуля ядра загружены в ОС Linux?
Вопрос:16 Какой командой можно проверить состояние ввода-вывода в Linux?
Вопрос:17 Каково назначение файлов ‘/etc/lvm/backup’ и ‘/etc/lvm/archive’?
Вопрос:18 Как просмотреть таблицу маршрутизации в Linux?
Вопрос:19 Что происходит на фоне когда вы заходите по ssh на сервер Linux?
/.ssh/known_hosts’ мы получим подсказку ssh.
Вопрос:20 Как изменить порт по-умолчанию для SSH на сервере Linux?
Вопрос:21 Как увидеть временные метки dmesg в RHEL7?
Вопрос:22 Как узнать модель физического сервера из командной строки?
Handle 0x0011, DMI type 1, 27 bytes
System Information
Manufacturer: HP
Product Name: ProLiant DL580 Gen8
Version: P79
Serial Number: CKX42926E0
UUID: 97387735-1541-238A-1B33-533850564430
Wake-up Type: Power Switch
SKU Number: 728551-B21
Family: ProLiant
…
Вопрос:23 Как узнать версию BIOS сервера из командной строки?
Handle 0x0010, DMI type 0, 24 bytes
BIOS Information
Vendor: HP
Version: P79
Release Date: 04/01/2014
Address: 0xF0000
Runtime Size: 64 kB
ROM Size: 16384 kB
…
Вопрос:24 Как расширить существующую группу томов lvm?
Вопрос:25 Как посмотреть номер WWN на карте HBA на сервере Linux?
Существует как минимум, два способа с помощью которых можно узнать номер WWN для карты HBA.
Второй способ — просмотреть содержимое файла классов в файловой системе sys:
# cat /sys/class/fc_host/host*/port_name
0x7001639028cbeca0
0x7001639028cbefa2
0x7001639028cbf5d8
0x7001639028cbf6da
Какие вопросы задают на собеседовании системного администратора? Что должен знать сисадмин, как пройти отбор?
В настоящее время технической основой практически любой коммерческой организации являются компьютеры.
Они необходимы практически во всех отделах, будь то бухгалтерский или производственный.
Однако далеко не все пользователи способны полноценно использовать и настраивать данную вычислительную технику.
Этот факт стал причиной появления такой профессии как системный администратор, причем профессии достаточно востребованной.
Неудивительно, что многих людей интересует вопрос: что нужно знать на собеседовании системного администратора? Попробуем ответить на него.
Кого нанимать?
Для того, чтобы взять кого-либо на работу, необходимо четко себе представлять, что будет входить в его обязанности.
Основными рабочими задачами системного администратора является настройка, отладка и поддержание работоспособности цифрового оборудования.
Несмотря на бурное развитие технологий и увеличение подкованности простых пользователей в вопросах компьютеров, многие все еще путают профессии программиста и системного администратора.
Программист представляет из себя прикладного математика, цель которого с помощью имеющихся знаний языка программирования создать приложение, способное рассчитывать необходимые практические данные для последующего применения в производстве. Простым примером такой работы может служить программа на смартфон для такси или курьера.
Системный администратор больше олицетворяет физика, у которого имеется ряд исполняющих схем. Его основной задачей является правильная сборка уже имеющихся модулей в полноценную работающую систему и устранение возможных конфликтов в ней.
Причем деталями может быть как оборудование, так и программное обеспечение. Пример — настройка интернета и исправление ошибок в операционной системе.
В случае необходимости дешевле и проще нанять и того и другого, либо обратиться в организацию, занимающуюся написанием программного обеспечения. Если задача несложная, то можно и вовсе нанять фрилансера.
Уровни системных администраторов
Системный администратор — работник вышедший из уровня помощника благодаря не менее чем двухлетнему опыту работы эникейщика.
Он является тем, кого в первую очередь нанимают на любое предприятие с количеством компьютеров от 15 до 60 и наличием 2-3 серверов.
Если количество оборудования стремится к 100 единицам, то лучше нанять ему помощника.
Помимо всех вышеозначенных функций эникейщика системный администратор занимается архивированием всех баз данных, закупкой цифрового оборудования, организацией работы всей системы IT инфраструктуры. Высшее образование не требуется. Если есть возможность, лучше вырастить из помощника.
Руководитель отдела — он необходим, когда компания имеет большое число серверов, количество компьютеров, подбирающееся к 150 единицам и филиалы в других местах. На этом уровне нужно потребовать высшее образование, организаторские способности, знание английского и опыт работы от 4 лет. Руководителем может быть повышенный сисадмин.
Еще лучше будет если он окажется когда-то принятым на подработку студентом-эникейщиком, росшим и развивавшимся в имеющейся компании. В его обязанности будет входить работа с малоизвестными операционными системами, покупка дорогостоящего оборудования, управление сложными IT-системами, координирование работы вверенных ему сисадминов и эникейщиков.
Помощник сисадмина (впростонародье эникейщик) — он знаком со всеми базовыми продуктами Microsoft (операционная система, офисный пакет) и другими популярными пользовательскими программами. Также ему известны основные принципы функционирования компьютеров и сети.
Нередко выступает в роли технической поддержки и отвечает на телефонные звонки пользователей. Чаще всего таких людей нанимают без опыта работы после ВУЗа или колледжа в помощь к уже имеющемуся системному администратору. Однако наличие «корочки» необязательно, поскольку большое количество молодых людей знают данные основы исходя из собственного опыта.
Если студент — экономист, то он будет искать более дешевые варианты решения имеющихся задач, однако такое оборудование часто оказывается более трудоемким в эксплуатации. Если же сисадмин получил образование инженера, его основной задачей станет установка более простой и стабильной в эксплуатации техники, но с большим ущербом для финансового отдела.
Резюме
При трудоустройстве человека без высшего образования полезно будет обратить внимание на наличие ряда сертификатов и курсов по работе с различными программами.
Самые известные из них:
Также интересным будет пункт о предыдущих местах работы, точнее наличие в них профессий, связанных с социумом. Это необходимо поскольку в профессии сисадмина важно умение «общения» не только с техникой, но и с людьми, а также повышенная стрессоустойчивость. Не менее важно подготовить вопросы для системного администратора на собеседовании.
Собеседование
Собеседование системного администратора лучше проводить в два этапа.
Первое проводится представителем кадрового отдела и проверяет кандидата на общительность и стрессоустойчивость.
Второе потребуется на проверку профессиональных (технических) знаний.
Хорошим ходом будет кадровику пригласить соискателя в этот же день, но на время, позднее окончания рабочего дня.
Это связано с тем, что нередко работа сисадмина круглосуточная, поскольку техника может выйти из строя в любой момент.
Если кандидат согласится, значит и далее будет готов выехать на помощь в любое время дня и ночи.
Вопросы для собеседования могут быть самыми разнообразными. Что должен знать системный администратор на собеседовании? Как пройти его успешно?
Примерные вопросы на собеседовании системного администратора:
Подробнее о том, как проходить собеседование при приеме на работу правильно, читайте тут.
Самое главное, чтобы они касались имеющегося или планируемого оборудования, а не отвлеченной проверки знаний на разностороннюю развитость. Последнее лучше проверять в форме умения быстро разбираться в незнакомой для соискателя информации. Собеседование на администратора в IT сфере требует тщательной подготовки обеих сторон.
Для этого нужно взять какую-либо неизвестную кандидату тему, объяснить ему ее, а после попросить на листе пересказать все, что он понял. Если попытка окажется удачной, он умеет быстро обучаться Такого работника стоит взять на вооружение даже если на данный момент его знания довольно скудны.
Сисадмина, также, как и представителя любой другой профессии лучше нанимать с самого низкого уровня и «растить» вместе со своей компанией. Это позволит получить ответственного профессионала, способного спасти предприятие от крупных финансовых потерь. А какие вопросы стоит задать сисадмину на собеседовании и как в целом провести собеседование на должность администратора вы теперь знаете.
Топ-10 вопросов на собеседовании на позицию администратора и как на них ответить
10 типичных вопросов, задаваемых на собеседовании с администратором:
1. Что вы делаете, чтобы не отставать от рабочего ритма?
Цель: ваш интервьюер хочет удостовериться, что вы справитесь. Как вы это делаете, скорее всего, не имеет значения, но у вас должен быть готов четкий и уверенный ответ.
2. Как вы организовываете свой день?
Цель: главное не то, как вы организуете свой день. Суть в том, чтобы продемонстрировать, что вы хорошо организованы и будете компетентно и своевременно выполнять обязанности.
Пример: Каждое утро я составляю список дел на день. Я проверяю встречи в календаре, чтобы вовремя попросить коллегу подменить меня на стойке ресепшн. В моей работе ключевым моментом являются коммуникации, я постоянно отвечаю на звонки и проверяю электронную почту на предмет новых запросов и обновляю список дел соответственно.
3. Какую роль администратор играет в первом впечатлении клиента об организации?
Цель: ваш интервьюер должен быть уверен, что вы понимаете в чем состоит функционал должности, на которую вы собеседуетесь, но этот вопрос также может быть касаться вашей философии работы.
Пример: Администратор может произвести на клиентов как положительное, так и отрицательное. Поскольку я один из первых, кого видят клиенты, негативное впечатление может действительно испортить их мнение о компании. Для меня это похоже на то, когда хостесс встречает вас в ресторане. Если она ведет себя грубо, позже может показаться, что ваша еда была не такой уж и вкусной. Вот почему я всегда стараюсь приветствовать людей с улыбкой и следить за тем, чтобы все клиенты чувствовали себя комфортно.
4. Расскажите мне о случае, когда вам пришлось иметь дело с рассерженным клиентом или гостем по телефону или лично. Как вы справились с ситуацией?
Цель: это один из нескольких вопросов, которые вам могут задать, о том, как вы справляетесь со стрессовыми и трудными ситуациями. Будь честным. Не преувеличивайте и не преуменьшайте своих достижений.
Пример: как администратор приемной врача, я часто общалась с разочарованными пациентами по телефону. Однажды женщина была так недовольна, тем, что что бухгалтерский отдел не перезвонил ей в тот же день, что начала на меня кричать Было неприятно. В таких ситуациях я стараюсь думать о том, какой стресс должен испытывать человек, чтобы вести себя подобным образом. После минуты ее крика я сказал: «Вы, должно быть, действительно расстроены. Не могли бы вы рассказать мне больше о том, что происходит?» Это помогло замедлить разговор и уменьшить ее громкость. Она объяснила всю ситуацию, и я заверил ее, что наш бухгалтер отсутствовал на сегодня и свяжется с вами. Я также сказал ей, что положу записку на стол коллеги попросив ее перезвонить женщине в первую очередь. К концу разговора она стала намного спокойнее и извинилась за свои ранее резкие слова.
5. Готовы ли вы работать сверхурочно?
Пример: Мне комфортно работать сверхурочно несколько раз в месяц, если меня уведомили за день, чтобы я могла подстроить свои планы. Я, вероятнее всего, смогу отработать день в день, но, все-таки, предпочитаю знать заранее.
6. Сколько сотрудников было на вашем последнем месте работы?
Цель: интервьюер хочет понять, в какой среде вы работали, как она соотносится с компанией, в которой вы проходите собеседование, и в какого размера командах вам комфортно работать.
7. Опишите свои предыдущие обязанности помощника по административным вопросам, секретаря или администратора.
Цель: интервьюер хочет пройтись по обязанностям, которые вы перечислили в резюме, и подтвердить, что они соответствуют предлагаемой должности. Это также хорошая возможность подробнее остановиться на моментах, выявленных в вашем опыте работы.
Пример: как администратор в компании Х я был первым человеком, с которым общались клиенты. Я отвечал на общую телефонную линию, а также отвечал на звонки пяти вице-президентов компании. Я отвечал за получение посылок и рассылку почты, приветствие и сопровождение клиентов в конференц-залы. У меня было много административных обязанностей: я управлял календарями вице-президентов, организовывал их деловые поездки и помогал создавать и совершенствовать презентации PowerPoint и другие материалы для распространения на мероприятиях.
8. Как вы расставляете приоритеты звонков, клиентов, доставки и других вопросов, которые необходимо решать немедленно?
Цель: интервьюер хочет знать, насколько вы многозадачны, хорошо ли распределяете время и расставляете приоритеты.
Пример: многозадачность важна, когда офис загружен. Если есть возможность, я стараюсь выполнять несколько задач одновременно. Например, я могу отвечать на звонки расписываясь за доставку. Когда многозадачность невозможна, я уделяю особое внимание клиентам и покупателям как приоритету номер один.
9. Насколько свободно вы владеете компьютерными навыками?
Цель: интервьюер хочет понять какие у вас навыки работы с компьютером, соответствует ли ваш уровень ожиданиям компании и какие программы вам знакомы. Если возможно, изучите перед собеседованием какие программы использует компания.
Пример: я хорошо знаком с компьютерными программами. Помимо Microsoft Office, на последнем месте работы я также обновлял веб-сайт компании, поэтому свободно владею WordPress. Когда я начинаю использовать новую программу или приложение, ответы на мои вопросы можно легко найти онлайн.
10. Расскажите о своем опыте обслуживания клиентов.
Пример: Я работаю в сфере обслуживания клиентов со школы. Моя первая работа была в книжном магазине, где я помогала покупателям находить книги и отвечала за кассу. Во время учебы в университете я подрабатывала в магазине одежды. Затем, в качестве администратора в компании Х я тоже имела дело с клиентами, хоть и не в качестве сейлза. Мне комфортно взаимодействовать с клиентами и решать их проблемы, будь то поиск книги или изменение времени встречи с руководителем.
7 вопросов, которые следует задать интервьюеру:
Тренажер для системного администратора или как превзойти своих бывших сокурсников на собеседовании
Доброго времени суток, читатель Мегамозга!
Эта статья не претендует на how-to, но может стать отличной отправной точкой для будущих выпускников ВУЗов. Именно для тех, кто понимает, что одними знаниями из ВУЗа работодателя не только не удивишь, но и не устроишь.
Здесь я постарался собрать советы по созданию некоего «тренажера» для будущих системных администраторов, которых я, к сожалению, не получил в свое время.
Всех новичков в этой сфере прошу к столу под кат.
Предупреждаю: здесь нет никаких конфигов и мануалов по настройке.
Сразу извиняюсь за дико длинное название. Просто очень хотел передать смысл статьи, чтобы её не упустили те, кому она пригодится.
Теперь расскажу, чего это меня так «бумкнуло» на статью.
Предыстория
Подоплёк для написания статьи было несколько.
Одна из них — множество надоевших комментариев на сайтах со смыслом «у нас все плохо. без опыта не берут, а опыта взять негде». Как справедливо заметил rainwall — это не про IT.
Следующая: такое же «нытьё» от менее опытных коллег. Вот мы, мол, начали, а дальше развиваться не можем, т.к. не знаем как оно там че работает. А Вы пробовали? Что ты сделал для хип-хопа того, чтобы разобраться? Ничего! Этот ответ всех обижает, но он если и не является истиной, то очень близок к ней.
И если начать разбираться в этом вопросе, то мы поймем корень зла: для того, чтобы начать разбираться, нужно понимать КАК оно должно работать и ЗАЧЕМ.
Attention! Сейчас будет круто закрученная мысль. Сосредоточьтесь.
Как начинающий системный администратор должен понять что ему разбирать перед первым местом работы? Для этого он должен понимать как оно работает и для чего может пригодится. Но на начальном этапе мы же не знаем что используется в маленьких компаниях, где нас ждут. Что делать? Читать дальше.
Здесь я расскажу о типовой инфраструктуре небольших компаний (по моему опыту — до 100 пользователей).
Прошу не унывать стремящимся в большие компании — у них не сильно много отличий и описанные ниже сервисы тоже присутствуют.
Помимо рассказа «что ж там у них» я расскажу как это можно пощупать и попробовать это настроить.
Attention! №2 Почему тут нет «делай так», «настраивать это путем добавления этого сюда» и т.п.?
Все просто. При подготовке дипломного проекта я настраивал биллинг для сферического провайдера по типу этой статьи. Все классно получилось, все работало, я понимал КАК именно оно работает и был счастлив. Но через некоторое время меня посетила мысль: «А как я это сделал?». Результат есть, а как же методы? Из-за того, что я использовал copy+paste, я не запомнил практически ничего (кроме тех моментов, когда не получалось). Поэтому тут я хочу рассказать, что используется и зачем. А настраивать? Настраивать потом самим.
Итак, начнем.
Это все только моё мнение. Статья информационная и ни к чему не обязывает. Просто мне так кажется.
Как пощупать?
К счастью для нас — есть виртуализация. Не спешите уходить со словами «А, у меня не пойдет на компе» и «Для кого они только это пишут».
Для так называемого «демо-стенда» хватит ПК с ЦП Pentium 4 и выше, 4+ Гб ОЗУ (можно и меньше, если очень хочется) и около 70 Гб места на жестком диске.
Для этого есть куча ПО. Счастливые обладатели Windows 8 Pro и выше (естественно с процессором, поддерживающим виртуализацию) могут использовать Hyper-V. Тем, кто еще не перешел на Windows 8 я бы посоветовал VMware Workstation. Так же можно использовать бесплатные VirtualBox и Microsoft Virtual PC.
Что мы получим? Возможность создания небольшой инфраструктуры с изолированной сетью.
Что щупать??
Прежде чем пробежаться по виртуальным машинам хотелось бы объяснить как их соединить в сеть.
Как Вы видите, «наружу» у нас будет «смотреть» только шлюз. Для этого в настройках виртуальных машин нам необходимо настроить сетевые адаптеры таким образом:
Шлюз — две сетевые карты. Одна смотрит на сетевую карту Вашего ПК, вторая — внутренняя сеть.
Все остальные — внутренняя сеть.
Для начала нам нужен контроллер домена.
Информацию лучше черпать не со всяких там форумов и википедии, а с сайтов Microsoft. Это более достоверный источник.
Зачем он нужен? Для централизованного управления пользователями и компьютерами.
Когда он нужен? Microsoft утверждает, что желательно его использовать в сети с 6(или 8, не могу найти пруфы) ПК. На самом деле стараются уходить от рабочих групп при первой же возможности. Даже когда ПК всего 4, но собираются со временем расширятся.
Что нам для этого нужно? ОС Windows Server 2008 и выше. На нем нам пригодятся следующие службы: Active Directory, DNS, DHCP, DFS. Это, так скажем, джентльменский набор.
Для тестов можно выделить под виртуалку с ним 1 Гб ОЗУ и около 30 Гб на жестком диске.
Что он будет делать?
Active Directory — хранить данные о Ваших пользователях и компьютерах. И не только.
DNS — сопоставлять имена устройств с их IP-адресами.
DHCP — раздавать IP-адреса.
DFS — файловый сервер. Для экономии ресурсов в маленьких организациях он тоже располагается на контроллере домена.
Теперь шлюз.
Зачем он нужен? Все, что можно на нем сделать будет ниже.
Что нам для этого нужно? Обычно для него используют *nix системы. Советуют все, что угодно. Кому что нравится, так скажем. Новичкам советую SUSE Linux Enterprise Server. И стабильно, и удобно. А на новом рабочем месте Вы все равно можете встретить все, что угодно.
Есть и готовые решения, типа PfSense, Vyatta, Zeroshell, m0n0wall, Zentyal и т.д.
Для него нам хватит 512 Мб ОЗУ и 10 Гб на жестком диске.
Так же Вы можете встретить разные пожелания от руководства, которые нужно будет реализовать на нем.
Самые распространенные:
«Хочу запретить сидеть в контакте» — используйте Squid (можно + SquidGuard)
«Хочу посмотреть кто где сидит» — SqStat, Sarg, SquidView и т.д.
«Хочу из дома заходить на рабочий комп»(TeamViewer не безопасно) — OpenVPN и аналоги.
«Хочу файлы заливать из любого места» — не вопрос. Сделаем фтп с помощью pure-ftpd, vsftpd, proftpd и т.д.
«Хочу корпоративную почту в нашей организации» — zimbra, postfix и т.д.
И это еще не все. Потом могут пойти всякие джабберы, внутренние порталы и тому подобное, все зависит от креативности и фантазии руководства и пользователей.
Итак, с серверной частью мы закончили.
Но нам же нужно посмотреть, как это все работает. Для этого советую развернуть хотя бы одну (а лучше 2) виртуалки-рабочие станции.
Если только под одну хватает ресурсов — ставьте Windows 7 Pro. (Хватит 1 Гб ОЗУ и 20 Гб на hdd)
Если получится 2 то ОС на них Windows XP Pro (512 Мб ОЗУ и 10 Гб на hdd) и Windows 7 Pro (1 Гб ОЗУ и 20 Гб на hdd). Почему именно эти? Потому что они самые распространенные в небольших организациях.
Что можно с ними сделать?
— Присоединение к домену.
— Зарезать им частично доступ к сайтам.
— Разграничить доступ к файловому серверу для разных пользователей.
— Потренироваться в применении групповых политик (там возможностей очень много. Часто: подключение файлового ресурса как сетевого диска, установка программ, ограничение прав на какие-либо задачи, типа управление брандмауэра).
Я думаю, для первого раза хватит.
После того как вы все это реализуете, увидите как оно работает, столкнётесь с какими-то ошибками, вам уже не страшно будет идти на первую работу в небольшую компанию. И собеседование пройти будет легче, ведь есть ощущение уверенности и уже небольшой опыт.