какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому

Детский травматолог-ортопед

какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Смотреть фото какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Смотреть картинку какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Картинка про какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Фото какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому

какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Смотреть фото какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Смотреть картинку какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Картинка про какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому. Фото какие вопросы нужно задавать ортопеду детскому

У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.

— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?

— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.

По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.

Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.

Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.

Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.

— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.

— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.

При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.

— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?

— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.

— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.

— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?

— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.

С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.

Как вспомогательная процедура полезен массаж.

Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.

При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.

— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?

— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.

— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?

— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.

Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.

Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.

— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?

— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.

— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?

— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).

Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.

Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.

Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.

Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.

Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.

Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.

— Настоящее плоскостопие лечится иначе?

— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.

— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?

— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.

— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?

— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.

Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.

Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.

При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.

Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.

В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!

Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.

Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Источник

10 важных вопросов ортопеду Вере Качуриной об осанке, плоскостопии и не только

Поговорили с Верой Качуриной — травматологом-ортопедом, членом Ассоциации травматологов-ортопедов России.

Вы узнаете, что лечит ортопед, так ли опасна неправильная осанка, надо ли лечить плоскостопие и носить ортопедическую обувь, каким спортом лучше всего заниматься, а также чего не стоит бояться родителям.

Что вы узнаете

Сходите к врачу

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

Что лечит ортопед?

Ортопед занимается проблемами опорно-двигательного аппарата, возникшими из-за врожденных или приобретенных заболеваний, а также травм. Проще говоря, ортопед проверяет, чтобы кости, мышцы, суставы были расположены и работали правильно.

Полностью наша врачебная специальность называется «травматология-ортопедия» — это подразумевает, что врач занимается и травмами опорно-двигательного аппарата, и ортопедическими последствиями этих травм.

На практике ортопед амбулаторного звена, или ортопед поликлиники, обычно имеет дело со здоровыми детьми, родители которых беспокоятся, что у них что-то развивается не так. Чаще всего беспокойство вызывают форма стоп, ног и осанка.

30% на все курсы весь октябрь

Когда ребенка стоит показать ортопеду?

Ребенка стоит показать детскому ортопеду, если вам не нравится его походка или то, как у него выглядит какой-либо отдел опорно-двигательного аппарата: есть явная деформация или асимметрия, что-то неправильно двигается или не двигается совсем. Вам срочно нужен травматолог-ортопед, если ребенок получил травму.

Дисплазия тазобедренных суставов — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Если жалоб нет, проводят только профилактические осмотры. Согласно приказу Минздрава № 154, ребенок должен посетить ортопеда в три месяца, 12 месяцев, шесть лет, 10 лет, 15 лет, 16 и 17 лет. Однако на практике имеет смысл показать ребенка ортопеду в один месяц и затем каждые три месяца на первом году жизни, чтобы исключить дисплазию тазобедренных суставов, лечение которой нужно начинать как можно раньше.

Потом имеет смысл привести малыша в три-четыре года и в шесть-семь лет, чтобы убедиться, что он развивается правильно, затем достаточно профилактических осмотров раз в два года. Каждый год ходить к ортопеду необязательно.

Насколько важно следить за осанкой и опасно ли ее нарушение?

Осанка — это привычная поза, которую человек поддерживает в положении стоя и сидя, не прилагая к этому особых усилий. Под правильной осанкой понимают такое положение, при котором суставы, мышцы, связки, кости испытывают наименьшее напряжение, на них приходится наименьшая нагрузка.

Распространенные ошибки осанки и их исправление — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Одно время было принято ставить диагноз «нарушение осанки». Была даже классификация нарушений осанки по Штаффелю. Однако это все равно в большей степени не диагноз, а описание: мы описываем, что нам не нравится в позе человека на данный момент.

Конечно, есть маркеры хорошей осанки: голова и спина прямые, лопатки прижаты, подбородок смотрит вперед, взгляд направлен перед собой. Но у любого человека осанка часто нарушается — тяжело поддерживать правильную позу постоянно. Со временем мышцы устают, хочется ссутулиться или завалиться набок — и это нормально.

Нет исследований, говорящих о том, что неправильная осанка приводит к необратимым последствиям. Из-за плохой осанки не возникают деформации позвоночника — такие заболевания, как сколиоз, развиваются по другим причинам. Также сейчас принято пугать, что из-за осанки испортится прикус, перекосит таз, будет болеть голова, появится плоскостопие — это не так.

Чаще всего плохая осанка приводит к мышечным и суставным болям. Если человек всегда сутулится, у него одни мышцы перерастянуты, другие сокращены, это не полезно, поэтому за положением тела стоит следить.

Родители часто приходят с жалобами на нарушения осанки в надежде, что ортопед выдаст волшебную таблетку, ребенок ее выпьет и выпрямится — нет, этого не будет. Тут многое зависит от родителей: насколько ребенок умеет контролировать положение тела, ходит ли он на тренировки или целый день сидит за планшетом и уроками.

Основная задача ортопеда — исключить костную патологию, тяжелые нарушения вроде сколиоза или патологического кифоза, когда есть структурные изменения позвоночника. То есть убедиться, что неправильное положение тела вызвано мышечной слабостью или тем, что ребенок просто не умеет удерживать правильную осанку.

Как поддерживать правильную осанку?

Ребенку сначала надо показать, что такое правильная осанка и как ее поддерживать, какие мышцы должны работать. В идеале врач на консультации показывает специальные приемы и объясняет, что и как нужно делать.

Важно помнить, что осанка обеспечивается мышцами, поэтому нужно, чтобы они были достаточно сильными. То есть и детям, и взрослым нужна регулярная физическая активность. Это любые силовые тренировки, укрепляющие мышечный корсет, как минимум два-три раза в неделю.

Чтобы поддерживать осанку в положении сидя, нужно правильно подобрать высоту рабочего стола. В положении стоя столешница должна быть на 20 см ниже локтевых суставов. Сидеть надо так, чтобы спинка стула находилась под поясницей, тазобедренные и коленные суставы были согнуты под углом в 90 градусов, а стопы стояли на полу полностью и не висели.

Если иногда ребенок устает и заваливается — это нормально. Ненормально сидеть за столом часами, когда нет прогулок и физической нагрузки. Во время занятий желательно менять положение тела каждые 45 минут. Даже в правильной позе долго сидеть без движения нельзя.

Могут ли родители сами заметить сколиоз или другое искривление позвоночника у ребенка?

Сколиоз — искривление позвоночника во всех трех плоскостях, а не только отклонение в боковой плоскости, как принято считать. Чтобы увидеть сколиоз, надо поставить ребенка на ровную поверхность, желательно на фоне однотонной стены. Явная асимметрия всегда бросится в глаза: асимметрия плеч, лопаток, сосков, треугольников талии.

Сколиоз — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Также нужно попросить ребенка наклониться вперед и посмотреть на его спину. При сколиозе с одной стороны будет заметен мышечный валик. Так стоит периодически проверять всех детей школьного возраста.

Бывают деформации позвоночника и в другой — сагиттальной — плоскости, чаще всего в грудном отделе. Родители обычно называют это состояние сутулостью, ортопеды — усиленным кифозом. Он может быть и вариантом нормы — так называемый позиционный кифоз, та проблема, которую мы обсуждали выше, следствие недостаточной мышечной силы. Такой кифоз исчезает при смене положения тела. Бывают и патологические формы кифоза, его обычно родители замечают сразу.

Причины, по которым развиваются кифоз или сколиоз у детей, неизвестны, поэтому и не существует специфической профилактики этих заболеваний. Они не возникают из-за кривого сидения за партой и ношения рюкзаков и сумок на одном плече. Встречаются такие истинные искривления позвоночника редко, однако настороженность и у врачей, и у родителей должна быть.

Нужно ли лечить плоскостопие?

Бывают редкие формы врожденного плоскостопия, которые требуют внимания врача и как можно раньше начатого лечения. Большинство случаев того, что в нашей стране принято называть плоскостопием, или плосковальгусной стопой, — это то, что в лечении не нуждается.

Плоскостопие — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Обычно ситуация развивается следующим образом: в три-четыре года родители замечают, что у ребенка стопы начинают заваливаться внутрь, ведут его к ортопеду в поликлинику, получают диагноз плосковальгусной деформации стопы и лечение в виде стелек, ортопедической обуви, массажа, физиотерапии и лечебной физкультуры.

На самом же деле плосковальгусная форма стопы — это в большинстве случаев норма для детей, ее не надо лечить. Родителей часто пугают, что без лечения с возрастом разовьется страшное плоскостопие, которое приведет к патологиям всего опорно-двигательного аппарата — это неправда и не подтверждено ни в одном клиническом исследовании.

Свод стопы формируется постепенно, в среднем к пяти-семи годам, чаще под влиянием генетических факторов. Здесь от нас мало что зависит, как бы ни хотелось думать иначе. Обычно он сам по себе сформируется правильно.

Иногда стопа действительно остается плоской — по разным данным, так происходит у 10—15% людей. Тогда надо показаться ортопеду, чтобы он исключил те формы плоскостопия, которые надо лечить. При этом в большинстве случаев, даже если стопа имеет такую плоскую форму, она не болит и не приводит к серьезным последствиям, человек ведет обычный образ жизни.

Что стоит делать всем для поддержания здоровья стоп: заниматься спортом, носить удобную широкую обувь, как можно больше ходить босиком и не набирать лишний вес.

Полезны ли ортопедические стельки и специальная обувь?

Детям ортопедические стельки требуются очень редко. Например, когда обычное плоскостопие сочетается с гипермобильностью суставов: у ребенка суставы очень подвижные, связки эластичные, стопы в положении избыточного вальгуса, сильно завалены внутрь и ребенок в буквальном смысле ходит на внутреннем крае стопы. В России это состояние еще принято обозначать термином «дисплазия соединительной ткани». Обычно у таких детей болят ноги, они жалуются на утомляемость, и стелька поможет облегчить симптомы.

Рекомендации при гипермобильности суставов у детей — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Здоровым детям ортопедические стельки не нужны, так как они не влияют на формирование свода стопы. Что касается взрослых — если есть жалобы на боли в стопах и утомляемость, надо сходить к ортопеду и разобраться в причинах, понять, какого эффекта мы хотим достичь применением стельки.

Главное, что нужно запомнить, — ортопедические стельки не могут исправить форму стопы, они могут лишь облегчить симптомы и в некоторых случаях улучшить походку.

У использования стелек в детском возрасте есть еще один минус: родители видят, что с ними у ребенка не заваливается стопа, он ходит лучше, и успокаиваются, перестают делать с ним гимнастику и упражнения, запрещают ходить босиком.

Что касается ортопедической обуви, то она не нужна здоровым детям. Такая обувь, как и стельки, не помогает «правильно сформировать» стопу. Но при этом за счет высокого задника и жесткой негнущейся подошвы ограничивает естественные движения и работу мышц.

Попробуйте три недели походить в гипсе или в горнолыжных ботинках — потом, когда вы их снимете, первое время тяжело будет ходить нормально. То же самое происходит, когда ребенок носит высокую жесткую обувь. Особенно ребенок, который не успел еще научиться нормально ходить, почувствовать свой баланс тела и центр тяжести. А ведь у нас принято надевать на ребенка обувь чуть ли не сразу, когда он начал вставать в кроватке.

Обувь для детей: обзор — Американская ассоциация педиатров

Идея надеть на ребенка обувь определенной формы, чтобы стопа сформировалась по ней, провальна, потому что стопа не обладает памятью формы. Безусловно, мы не рассматриваем экстремальные ситуации, такие как принятое в Китае бинтование стоп или ношение обуви на несколько размеров меньше. Детская обувь должна быть в первую очередь удобной и быть подобрана по размеру.

Дома ребенок всегда должен ходить босиком, если холодно, то в носочках. И всем — и взрослым, и детям — полезно больше ходить босиком по разным поверхностям, это тренирует мышцы стопы и закаляет организм.

Что может пугать родителей, но на самом деле нормально?

Первое — то, о чем я уже говорила. Это плосковальгусные стопы, которые чаще всего представляют собой вариант нормы.

Второе — О-образная деформация ног, когда ноги симметрично искривлены «колесиком». Она характерна для детей, которые только начинают ходить, и памперсы тут ни при чем.

Деформации ног у детей — Ассоциация детской ортопедии и хирургии сколиоза, США

О-образная, или варусная, деформация ног — вариант нормы в среднем до двух лет. У кого-то она пройдет раньше, у кого-то позже, иногда ее может не быть совсем. Обычно такая деформация сильнее выражена у детей, которые рано встали и начали ходить. В год положен осмотр ортопеда, который скажет, есть отклонения или нет, зря волноваться не надо.

Третье — Х-образные ноги в три-четыре года, это тоже нормальный этап развития, но сильно пугает родителей, особенно в сочетании с плосковальгусной стопой, которая, напоминаю, в этом возрасте также ярко выражена.

Четвертое — косолапие. Не надо путать это состояние с косолапостью — тяжелой врожденной деформацией стоп, которую нужно лечить с рождения этапным гипсованием. Речь идет о походке по типу носками внутрь. Такой тип походки свойственен многим детям. Бывает, что с одной стороны косолапие чуть сильнее, обычно слева. Это также вариант возрастной нормы, он связан с определенным положением костей, которое постепенно меняется по мере роста ребенка.

Ребенок — это не копия взрослого! Если грамотный ортопед говорит, что все нормально, соответствует возрастной норме и пройдет по мере роста, не надо продолжать искать у ребенка патологию, активно его лечить неэффективными методами и тем самым портить ему детство.

Стоит запомнить, что большинство детей с ортопедической точки зрения здоровы. Истинная ортопедическая патология встречается, к счастью, редко.

Какие спортивные занятия полезнее всего для детей и взрослых?

Профессиональный спорт не полезен — никакой, это всегда балансирование на грани возможностей. Особенно это касается маленьких детей, когда тренировки проходят по два-три часа каждый день и ребенок не успевает восстановиться.

Любительский спорт и регулярная физическая активность полезны всем. В России распространено заблуждение, что наиболее полезная физическая активность для опорно-двигательного аппарата — это бассейн. На самом деле это не совсем так: бассейн хорош, когда есть определенные заболевания опорно-двигательного аппарата, травмы или, например, в послеоперационном периоде. Для здоровых людей он полезен не более, чем любая другая физическая активность, а еще лучше, если помимо плавания будет присутствовать активность на суше.

Детей с четырех-пяти лет можно отдавать в любую спортивную секцию, которая им нравится. Если ребенок не знает, чем хочет заниматься, лучше выбирать что-то наиболее приближенное к легкой атлетике, в которой присутствуют привычные для тела движения: бег, прыжки, плавание.

Физическая активность — Всемирная организация здравоохранения

Главная задача — сформировать привычку к регулярным физическим занятиям. По нормам ВОЗ, детям старше пяти лет нужна интенсивная физическая активность минимум два-три раза в неделю или 150 минут в неделю.

Желательно избегать видов спорта, связанных с повышенным травматизмом, таких как, например, хоккей, прыжки в воду или батутный спорт. Однако если ребенок настаивает, пусть занимается — главное, соблюдать технику безопасности и делать все под руководством тренера.

Основная проблема современных людей, в том числе детей, — гиподинамия, поэтому любая активность лучше, чем вообще никакой.

Почему у детей появляются боли роста и нужно ли обращаться к врачу?

Если ребенок жалуется на боли, всегда необходимо сходить с ним к врачу. Крайне редко бывает так, что боль в костях у детей вызвана серьезными причинами, например, онкологическим заболеванием. Если боль в конечности имеет четкую локализацию, она постоянная, дергающая, изматывающая и возникает в ночное время — это повод бежать к врачу. Обычно достаточно одной консультации и общего анализа крови, чтобы понять, стоит беспокоиться или нет.

Боли роста у детей — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Чаще всего боли в ногах у детей — это боли роста, в которых ничего страшного нет. Хотя такие боли действительно бывают очень сильными и пугающими, иногда родители даже вызывают скорую помощь.

Боли роста бывают не у всех детей, но встречаются часто, особенно у мальчиков. Пик обычно приходится на возраст четырех-пяти лет, к 12 годам они, как правило, проходят. Для них характерна нечеткая и меняющаяся локализация: болят то колени, то икры, то голеностопные суставы и стопы. Боли чаще возникают в вечернее или ночное время, обычно после насыщенного физической активностью дня. Для них характерна приступообразность: допустим, несколько ночей подряд у ребенка сильно болит, потом месяц период затишья, и так несколько раз в год.

Такие боли легко снимаются: мама погладила ножки, помассировала, погрела, а если совсем невыносимо, то дала «Нурофен», и боли сразу прошли. Утром ребенок встал как ни в чем не бывало и побежал в школу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *