какие вопросы общественного развития стали главными в годы великой российской революции насколько
Великая российская революция 1917 года: актуальные вопросы, авторитетные ответы
Уроки столетней истории все больше врываются в нашу жизнь сравнениями и образами. Столетний период позволяет ретроспективно проанализировать причины и последствия революции, а также найти пути примирения. 24 января 2017 года в Москве состоялся круглый стол «Диалог с историей: мы и Великая российская революция 1917 года». Участники мероприятия делятся своими мыслями о событиях 100-летней давности и о нашем восприятии этих событий сегодня.
Борис Юльевич Кагарлицкий, к. полит. н., директор Института Глобализации и социальных движений (ИГСО):
…Так когда же закончилась революция 1917 года? 1921 год — неудачная дата, я бы скорее говорил о 1929-1931 годах, когда завершилась коллективизация и начала функционировать новая политическая система. Но с содержательной точки зрения, революция была попыткой установить новые социально-экономические отношения, поэтому и в тридцатые годы революция не может считаться оконченной.
По речам, которые я сегодня слышу, я понимаю, что даже теперь революция не завершена. Мы застряли на фазе реставрации. Нам предлагают прийти к общенациональному примирению, но для примирения нет исторических условий. Парадокс, но примирение происходит, когда больше не за чем мириться, когда все закончилось. Нужно, чтобы и «белые», и «красные» стали для нас просто героями прошлого, которым не нужно ни о чем примиряться. Для нас наши герои живы, мы говорим о них так, словно они только что вышли из этой комнаты. Когда мы окончательно преодолеем все проблемы, порожденные революцией, тогда примирение состоится само собой.
Внутри себя я с революцией примирился: признаю величие достижений СССР, но ни за что не хочу снова там оказаться. Это было страшное время, хотя и время больших прорывов. В любом случае, если следовать логике истории, впереди нас ждет либо распад, либо славная революция. И финал не прописан заранее.
Фотография: пресс-служба Высоко-Петровского монастыря
Николай Александрович Копылов, к. ист. н., доцент МГИМО (У) МИД России
— Оправданы ли опасения, высказанные экспертами, что в ближайшее время примирения достичь не удастся?
— Все зависит от того, как рассматривать понятие примирения. Мне понравилась идея примирения как перемирия: противоборствующие стороны расходятся, оставшись каждый при своем мнении. Героев 1917 года уже примирила вечность, а вот реакция общества на исторические факты показывает, что общественное сознание пока не вышло из кризиса. Примирение и осмысление должно произойти внутри каждого из нас.
— Историко-культурный стандарт поможет современному учителю, преподавая историю, направить учеников к примирению?
— Будучи преподавателем средней и старшей школы, могу сказать: любой учебник, любой стандарт — это не директива, а путеводитель в мире предмета и науки. Больше половины успеха все равно зависит от учителя: как донести информацию так, чтобы ученик обратил на нее внимание, понял и правильно воспринял? Стандарт это культурный маяк, но курс прокладывает капитан корабля, то есть сам учитель.
Я считаю, что учитель обязательно должен иметь собственную гражданскую позицию. А вот должна ли она проецироваться на учеников? Не уверен. По моему опыту, до 11 класса учащимся следует воздержаться от личностной оценки фактов. Собственная позиция формируется уже в высшей школе, когда ты учишься не только воспринимать, но и анализировать информацию. В средней школе никаких односторонних оценок быть не может. Максимум, что может допустить педагог — это предложить ученику выбор, но и за этот выбор учитель несет ответственность.
— Что вы можете сказать о новой линии учебников «ДРОФА-ВЕНТАНА» по истории России?
— Что касается новой линии «ДРОФА-ВЕНТАНА», то, на мой взгляд, в них авторы придерживаются адекватного, нейтрального подхода. Эти учебники призваны для того, чтобы ребенок мог составить для себя объективную картину происходящего. Кроме того, «ДРОФА-ВЕНТАНА» выпускает две линии учебников, предназначенные для разной аудитории. Одна линейка для средней школы, другая — для тех, кто хочет знать больше. Это большой плюс.
Василий Жанович Цветков, д. ист.н., профессор МПГУ
— В год примирения относительно событий 1917 года, сложнее ли будет учителю преподавать историю?
— Наоборот, проще, ведь нам уже задан определенный тон. В послании Президента Федеральному собранию было четко сказано, что историки должны стремиться к объективному изучению истории, без разделения на противоборствующие стороны, и постоянно помнить, что это наша общая история.
На сегодняшней встрече часто проскальзывали сентенции: кто виноват? Кто первый начал? Порочность такого подхода в том, что ты себя идентифицируешь либо с «белыми», либо с «красными», а ведь они всего лишь герои далекого прошлого, и ни один современный человек не имеет отношения к какому-либо лагерю.
Думаю, нам надо искать точки соприкосновения разных позиций. Когда большевики формировались как партия, у Ленина были программы минимум и максимум. Программы минимум кадетов и социал-демократов очень во многом были схожи. Никто не выступал против парламента, 8-часового рабочего дня или свободы слова. Раскол произошел потому, что, заявив общие цели, каждый видел по-своему путь их достижения и никто не понимал противника. Думаю, на такие моменты и нужно делать акцент при преподавании отечественной истории.
— Новая линия учебников по истории России издательства «ДРОФА-ВЕНТАНА» отличается нейтральной, спокойной манерой изложения. Как сделать урок ярким, сохранив при этом объективность?
— Уроки истории должны быть живыми, разнообразными и наполненными. Ребенку в любом случае мало прочитать текст и запомнить даты — нужны яркие образы: картины, фото, фильмы, музыка. У меня большая надежда на межпредметные связи: они помогают компенсировать отсутствие часов на тот или иной предмет. Изучая на уроках литературы «Тихий Дон», «Хождение по мукам» или, например, короткие рассказы Лавренева, полезно сказать пару слов о времени, напомнить основные события. На примере литературных образов можно создать адекватные, многогранные образы «красных» и «белых».
— Имеет ли право школьный учитель высказывать свою личную позицию относительно российской революции, занять чью-то сторону?
— Школьникам свойственно подлаживаться под мнение учителя. Ребенок будет делать вид, что согласен, а собственного объективного мнения не сформирует. Это снизит эффект урока. Задача учителя — подвести ученика к тому, чтобы он сделал свой собственный вывод. Это сложная диалектическая задача, за один урок ее не достичь, но так будет много лучше, чем навязывать свое мнение ребенку.
Записала Александра Чканикова
В оформлении материала использована картина В.Серова «Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1955 г.
Этот короткий XX век
Положительные итоги Октябрьской революции. Что удалось государственному социализму в России?
Гавриил Попов, председатель Сената ВЭО России, д.э.н.: Прежде всего удалось сохранить целостность Российского государства. Это был очень крупный успех потому, что все крупные империи в ХХ веке распались. Многонациональную страну удалось сохранить, так как было предложено новое для человечества решение национального вопроса.
Третий успех государственного социализма: в стране был создан промышленный потенциал оборонной самостоятельности.
Четвертый успех: в стране произошла культурная революция. Миллионы неграмотных или малограмотных людей научились писать и читать.
Тогда многие люди в России, особенно из слоя левой интеллигенции, поверили в это умение и рады были со смыслом жить в числе сторонников и исполнителей этого учения. К сожалению, учение Маркса, да еще реализуемое в отсталой крестьянской стране, оказалось ложным.
Было время, особенно в 20-е годы, когда трудящиеся классы могли поверить в эти мечты.
Но в 30-е годы индустриализация, коллективизация, культурная революция вместе с массовыми репрессиями у многих породили сомнение, верно ли это учение. Или по крайней мере верен ли путь, по которому мы идем.
Далее я не буду говорить о достижениях Октябрьской революции.
Победа во Второй мировой войне приписывалась достоинствам строя, порожденного Октябрем. Но я не стал бы соглашаться с этим выбором. Думаю, что весь ход истории мог бы быть другим, если бы не наша революция.
Отрицательные итоги Октябрьской революции. Чем пришлось заплатить за успехи государственного социализма?
Второй крупнейшей платой явились ликвидация элиты старого общества и снижение уровня элиты советского государства.
Результатом выбранного социалистического варианта развития явилась система подавления гражданских свобод в политике и уравнительное распределение в экономике. И пятой платой стала инертность основной массы людей. Выросло несколько поколений с характеристиками иждивенчества.
В сельском хозяйстве, крестьянство которого стало главным донором индустриализации, возник хронический кризис.
Но, пожалуй, самой опасной стала область научно-технического прогресса. По существу все наши главные научно-технические достижения кроме связанных с обороной были заимствованиями у стран, которые по нашей же терминологии «загнивали». Как и предвидел гениальный Плеханов, именно научно-технический прогресс, невозможный без неравенства, стал непреодолимой проблемой для справедливо-уравнительного пролетарского социализма.
Александр Закатов, директор Канцелярии Российского Императорского Дома Романовых, к.и.н.: Неприемлемыми и наиболее разрушительными последствиями Октябрьской революции стали агрессивный государственный атеизм, подорвавший у нескольких поколений основы духовности и морали, террористические методы управления и массовые репрессии, нанесшие колоссальный ущерб генофонду нации, «раскрестьянивание» сельского населения, уничтожение частной собственности, являющейся продолжением личности человека и дающей ему в полной мере реализовать свое творческое предназначение, систематическое истребление памятников историко-культурного наследия.
Уроки Октябрьской революции для мира. Как государственный социализм повлиял на развитие экономики и общества за рубежом?
Гавриил Попов: Западные страны были вынуждены под воздействием примера СССР вводить новшества. Комплекс социальных мер, начала бесплатного здравоохранения и образования. И хотя масштаб этих социальных мер во многих странах Запада быстро достиг уровня, о котором мы могли только мечтать, старт процессу дал именно социализм.
Не менее заметным было воздействие советского социализма на роль государства, сферу его деятельности и методы. После бесконечных насмешек над советскими пятилетними планами одна за другой страны Запада создавали комиссии по планированию.
И, наконец, именно СССР внес решающий вклад в разгром национал-социализма. Советский социализм отдал все силы для уничтожения наиболее опасного для человечества варианта социализма.
Государственный социализм в СССР оказался одним из факторов перехода капитализма к постиндустриальному обществу. Воздействуя прямо и косвенно. Позитивно и негативно. Обостряя необходимость ускоренных решений. Дискредитируя социалистические альтернативы постиндустриализму.
Евгений Ясин: Каковы уроки для мира? В течение почти столетия люди у нас и во многих отсталых странах были уверены, что путь к счастью известен и только развитые капиталистические страны не дают пройти этот путь, эксплуатируют весь мир. Но в конечном итоге выяснилось, что дело в собственной отсталости, в уровне культуры, институтах и ценностях. Опираясь на рыночную экономику и развивая демократию, можно добиться бóльших успехов. Об этом говорит и опыт нашей страны. Надеюсь, мы извлечем уроки полностью.
Юрий Петров: Великая российская революция на долгие десятилетия предопределила развитие России, да и всего мира. Идеология социалистического мироустройства, под флагом которой большевики пришли к власти в октябре 1917 г., оказала серьезное воздействие на страны Запада, где с 1920-х гг. под влиянием советской России начался переход от классической модели капитализма свободной конкуренции к строительству социального государства. На Востоке события российской революции вызвали мощную волну леворадикальных движений, приведших в ряде стран к установлению советской модели общественного устройства (Китай, Вьетнам, Северная Корея и др.).
В исторической науке давно утвердилось понятие «долгий XIX век», который в отличие от астрономического начался в 1789 г. с Великой французской революции, а завершился с началом Первой мировой войны. Исторический ХХ век, прошедший под знаком российской революции, для человечества оказался, напротив, короче, поскольку его начало было положено событиями 1917 г. в России, а досрочное окончание в 1991 г. оказалось связано с распадом СССР, того государства, которое было порождено революцией.
Великая российская революция: февраль 1917 года
Основные вопросы изучения материала:
Ресурсы урока: учебник, презентация.
Основные понятия и термины: Регент. Временное правительство. Двоевластие. Учредительное собрание. Коалиционное правительство. ВЦИК Советов. «Черный передел» земли. Рабочий контроль. «Черный рынок». Спекуляция.
Основные даты, периоды: февраль-ноябрь 1917 года — Великая российская революция; февраль-март 1917 года — Февральский переворот и падение монархии; 26 февраля 1917 года — расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход воинских частей на строну восставших; 27 февраля 1917 года — формирование Временного комитета Государственной думы; 2 марта 1917 года — отречение Николая II; апрель, июнь, 3-5 июля 1917 года — Кризисы Временного правительства.
Персоналии: М. В. Родзянко, А. Ф. Керенский, В. И. Ленин, Г. Е. Львов, П. Н. Милюков, Николай II.
Домашнее задание: прочитать полный текст «Апрельских тезисов», ответить на вопросы.
Модули урока
Учебные задачи для организации образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика
Оценивание образовательных результатов
Почему в России произошла революция? Была ли она неизбежной?
Предположите, какие были альтернативы развития событий после Февральской революции.
Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме.
Прогнозировать последствия, значение исторических процессов явлений.
Используя знания по истории России начала 20 века, сформулируйте объективные причины развития революционных событий в стране.
Используя дополнительную литературу и нтернет –ресурсы, подберите различные оценки деятельности Николая 2. С каким мнением вы согласны, с каким нет? Обоснуйте свою позицию.
Актуализировать знания по отечественной истории с целью раскрытия причинно-следственных связей.
Определять свое отношение к исторической личности, аргументировать свою позицию.
Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика государственного деятеля, личности.
Сравнить причины первой и второй революций в России. Выделите в них общее и различное. Опираясь на текст параграфа, составьте хронику событий Февральской революции.
Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название Временного?
Назовите основные политические партии, действовавшие в Росии в 1917г. Дайте их краткую характеристику.
Сравнивать исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.
Систематизировать знания при работе с текстом параграфа.
Объяснять смысл исторических понятий.
Анализировать программные идеи политических партий.
Работа с текстом учебника. Выполнение упражнения. Беседа.
Модули урока
Учебные задачи для организации образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика
Оценивание образовательных результатов
Почему Временным правительством было отложено решение вопросов о земле и о национально-государственном устройстве страны?
Определите, какие общественные силы поддерживали Петроградский совет и Временное правительство.
После свержения монархии в феврале 1917 г. страну ожидали серьёзные политические перемены. Как и почему менялось настроение народных масс в марте–октябре 1917 г.? Что стало общей причиной многочисленных кризисов Временного правительства?
Объяснять сущность процессов, явлений.
Группировать и систематизировать исторический материал.
Устанавливать связь между явлениями в политической жизни общества и настроением различных социальных групп общества. Определять причины исторических процессов.
Один из лидеров эсеров В. М. Зензинов писал: «Революция ударила, как гром с ясного неба и застала врасплох не только правительство и Думу, но и существующие общественные организации. Она явилась великой и радостной неожиданностью и для нас, революционеров».
Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свою позицию.
В чём вы видите историческое значение февральских событий в Петрограде 1917 г.? Почему их называют Февральской революцией?
Прочитайте выдержки из записки П. Н. Дурново, поданной Николаю II (13 февраля 1914 г.) (см. рубрику «Изучаем документ»). Какие из прогнозов П. Н. Дурново оправдались? Изложите причины такого неблагополучного развития событий
Проявлять критичность мышления.
Давать аргументированные собственные суждения.
Высказывать суждения о значении исторического события.
Связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников.
Работать с текстом источника
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Проверить выполнение домашнего задания (опрос)
II. Изучение нового материала
План изучения нового материала
1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.
Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.
Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.
2. Причины февральской революции
3. Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
4. Двоевластие. Создание Временного правительства
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
5. Итоги и значение революции
Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
III. Закрепление изученного и задание на дом
Работа со статистическими данными
Эксперты: В результате февральской революции 1917 г. император России Николай II отрекся от престола. Как, по вашему мнению, – положительно или отрицательно – это событие повлияло на дальнейшую судьбу России?
Работа с текстом №2
Из декларации Временного правительства (сл.11)
Раздача первых революционных газет в Москве после Февральской революции.
Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации
По инициативе Петр. Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством
Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?
! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
! Работа над основными понятиями, составление таблицы:
Основные понятия, термины, персоналии
Двоевластие
Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года
Временное правительство
Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции
Учредительное собрание
Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске