какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

Три уровня текстовой информации. Приёмы вычитывания фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации в художественном и учебно-научном текстах

какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

Логинова Евгения Евгеньевна

Тема 1. Три уровня текстовой информации. Приёмы вычитывания фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации в художественном и учебно-научном текстах

1. Изучите видеозапись лекции с 13 мин. 40 сек. до 44 мин. 10 сек.: https://youtu.be/_grXc8KjvjI

(если есть время и желание – прослушайте лекцию целиком, в ней содержится очень полезный познавательный и методический материал, представленный профессионалом высокого уровня – учителем-практиком с многолетним стажем, учёным и методистом, экспертом в области образования, автором учебников, д.п.н. Е.В. Бунеевой).

2. Просмотрите слайды 11- 20 презентации (во вложении)

(если есть время и желание – изучите презентацию целиком).

3. Выполните задание.

Выберите и запишите любой текст по своему предмету (отрывок) из 3-4 абзацев. (Для учителей начальной школы – выберите художественный или учебно-научный текст.)

У одного отца было два сына. Он сказал им:

– Умру – разделите всё пополам.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:

– Как вам отец велел делиться?

– Он велел делить всё пополам.

– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Прочитайте выбранный текст изучающим чтением, вычитывая в нём три уровня информации, запишите.

по подготовке теста для продуктивного чтения (см. слайды 16 и 18 презентации).

фактуальная (то, о чем сообщается в явном виде): в этой басне Толстого сообщается о том, что отец приказал сыновьям после его смерти поделить наследство поровну, но сыновья не смогли разделить без спора и обратились за помощью к соседу, который предложил совет: разрезать всё пополам.

– подтекстовая («между строк»): сыновья, жили, постоянно ссорясь, не могли договориться друг с другом, уступить в чём –то, а в сочетании с глупостью привело к плачевным последствиям: потеря ни столько наследства, а сколько потеря дружеских связей и близких родственников; ведь каждый из сыновей хотел обладать большими материальными благами, а усилий никаких прилагать к этому и не стремились.

– концептуальная (основная идея, главная мысль): басня учит тому, чтобы жили в мире и согласии, умели друг с другом договориться, автор при этом высмеивает такие человеческие пороки, как жадность и глупость.

2. Определите для себя место и роль данного текста на уроке. На каком этапе урока используется? Какова основная цель чтения этого текста?

3. Обсудите результаты подготовки текстов к продуктивному чтению (вычитывание всех уровней информации) на своих методических объединениях.

Успешной вам работы, уважаемые коллеги!

Источник

Читают, но не понимают. Почему?

Екатерина Бунеева

25 апреля 2019 • 20:00

Этот вопрос часто задают педагоги и родители. Вроде ребёнок умеет читать, но в то же время не может совершить самые элементарные действия: определить тему текста (о чём говорится) и сформулировать главную мысль (что говорится, основные смыслы), составить план (разделить текст на смысловые части и озаглавить их).

какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

Как-то я предложила в качестве теста группе семиклассников прочитать текст из ВПР за курс начальной школы (три абзаца) и выполнить к нему задания. Из 10 человек ни один не смог сформулировать главную мысль, чаще всего называли тему; простой план из трёх пунктов худо-бедно составили, но многие формулировки оставляли желать лучшего. Не смогли сформулировать вопрос, который поможет определить, как читатель понял текст. Почему не смогли? Почему не в состоянии прочитать короткое задание к упражнению или контрольной и чётко, последовательно его выполнить? Причины могут быть самые разные, назову несколько.

Дети не владеют некоторыми необходимыми знаниями о тексте. Например, о том, что существуют три уровня текстовой информации: та, что сообщается в явном виде (фактуальная), та, что в явном виде в тексте не сообщается, но мы её находим «между строк» (подтекстовая), и основные смыслы текста, главная мысль (это концептуальная информация, её либо самостоятельно формулирует читатель, либо автор даёт в готовом виде). Понять текст можно лишь тогда, когда вычитаешь все три уровня информации.

Как следствие, опираясь только на фактуальную информацию, понимают содержание текста поверхностно. Умению вычитывать в любом тексте все уровни информации нужно специально учить, причём не только на уроках литературного чтения и литературы, но и на других предметах. Не нужно думать, что в начальной школе ребёнка полностью научили читать: есть приёмы чтения, которые можно освоить только в более старшем возрасте. Я совершенно уверена, что учить и учиться читать нужно постоянно, это один из составных элементов учебного процесса.

Дети все тексты читают одинаково, не зная, что есть разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, что нужно выбирать вид и приёмы чтения в зависимости от текста и цели чтения. В художественных произведениях фактуальная и подтекстовая информация одинаково важны, на их основе грамотный читатель самостоятельно интерпретирует текст, формулирует его основные мысли, соотносит собственную интерпретацию с объективным авторским смыслом. В тексте же учебно-научном, как правило, главная мысль сформулирована, основная информация сообщается в явном виде, и цели чтения этих текстов разные, и приёмы будут отличаться, и результат.

Приведу пример. Ребёнку нужно прочитать, понять и запомнить правило или определение из учебника, чтобы затем применять. Значит, текст нужно прочитать изучающим чтением. Вот алгоритм изучающего чтения текстов правил и определений, он есть в наших учебниках по русскому языку для начальной школы, но этот алгоритм универсальный и применим к любым учебным текстам, независимо от предмета и класса.

Шаг 1. Определяем, сколько в тексте смысловых частей. (Их столько же, сколько абзацев.)

Шаг 2. Задаём вопрос к каждой смысловой части текста. (Не отвечаем на готовые вопросы учителя, а именно сами формулируем вопросы к тексту. Это будут вопросы и к фактуальной, и к подтекстовой информации.)

Шаг 3. Записываем эти вопросы и получаем план текста. (Заодно узнаём, как составлять план!)

Шаг 4. Пересказываем текст с опорой на план и ключевые слова. (В текстах правил и определений ключевые слова обычно выделены.) Убеждаемся, что план и ключевые слова очень нужны: они помогают понять текст, запомнить его и построить связное высказывание. Если работаем с группой детей, лучше организовать пересказ в парах, чтобы каждый мог потренироваться.

Шаг 5. Передаём содержание в виде несплошного текста (схемы, таблицы, опорного конспекта, рисунка – кому как удобно).

Такая работа не занимает много времени, особенно когда ученики уже владеют этим алгоритмом, но результат стоит того, чтобы попробовать. Уже в процессе работы дети не только глубоко и всесторонне понимают текст, но и осмысленно его запоминают плюс попутно учатся составлять план и строить устное связное высказывание, работать с текстовой информацией, представлять её в разных формах, осваивают приёмы изучающего чтения.

Екатерина Бунеева,
доктор педагогических наук, автор учебников,
создатель Домашней онлайн-школы грамотности «Всё правильно»

Источник

Мастер- класс «Формирование читательской грамотности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Формирование читательской грамотности у младших школьников

через технологию продуктивного чтения» (Сл. 1.)

Разработала: учитель начальных классов Иванова Лидия Михайловна

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату. Итоги краевых контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Не понимают текст. Считаю актуальной тему формирования читательской грамотности у учащихся.

Кого можно назвать «грамотным читателем»? (Сл.2)

Грамотность чтения – это способность

понимать письменные тексты

размышлять над содержанием

излагать свои мысли о прочитанном

использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? (Сл.3)

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

О чем эта сказка, каковы её действующие лица? (фактуальная информация)

Какие чувства вы испытали к старухе, старику, золотой рыбке? (подтекстовая информация)

Технология продуктивного чтения помогает нам в развитии у учащихся читательской грамотности. (сл.5.)
Цель технологии – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное
средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом

Существует 3 этапа работы с текстом

задать вопрос автору по прочитанному,

при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя.

Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Сл.6.

Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)

Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)

Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )

Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Сл.7.

Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)

Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию

Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения

Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности

1уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации;

3 уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения; и обобщать информацию;

4 уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснений новой ситуации

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений (деятельность)

1гр. Поиск информации, заданной в явном виде:

найти конкретные сведения;

найти значения слова и фразы;

определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;

определить время и место действия рассказа.

2гр. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

установить связь между событиями;

понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

3гр. Интерпретация и обобщение информации:

распознать общую идею или тему текста;

описывать отношения между героями;

сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

понимать настроение и общий тон рассказа;

находить практическое применение информации из текста.

4 гр. Оценка содержания, языка и структуры текста:

оценивать правдоподобность описанных событий;

описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

определять отношения автора к основной теме текста.

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и уметь определять вид деятельности, который выполняет ученик и учить этому детей.

Сейчас мы будем работать с текстом. Ваша задача: прочитав текст, ответить на вопросы и написать у каждого ответа уровень сложности вопроса и определить вид деятельности, который вы выполняли.

При работе с текстом нужно учить детей различать уровни сложности вопросов и вид деятельности.

Источник

Фактуальная, концептуальная, методическая, эстетическая, инструктивная и подтекстовая (пресуппозиции), имплицитная

какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

Информативность – способность текста передавать информацию, характеризует количество информации, ее важность и новизну. Чем больше новой, интересной и понятной информации содержит текст, тем более он информативен.

Представление о напряжённости изложения основано на том, что языковое сообщение в целом и все его части в отдельности несут определённое количество информации. Чем больше новых для читателей представлений несёт сообщение или его часть: слово, словосочетание, сочетание слов, один из составов предложения, предложение в целом, абзац, отрывок, тем напряжённее изложение. Чем меньше информация, тем меньше и напряжённость изложения. Естественно, что в условиях внутренней речи автора напряжённость весьма высока, каждое слово несёт в себе большую информацию, почти каждое слово является предложением.

Для разных категорий читателей и в разных видах литературы необходима различная напряжённость изложения. Уровень напряжённости, принятый в тексте, становится как бы фоном, на котором воспринимаются обоснованные отклонения от него.

Основные виды содержательной информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.

Фактуальная, или фактологическая, информация отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, соответствует эмпирическому уровню познан (Валгина, Н.С. Теория текста. 2003; Сурикова, Т. И. Литературное редактирование 2004).

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию явления действительности, может быть выражена вербально или подразумеваться; соответствуют теоретическому уровню познания (Валгина, Н.С. Теория текста. 2003; Сурикова, Т. И. Литературное редактирование., 2004.).

Методическая информация — способы и приемы усвоения материала.

Эстетическая информация связана с категориями оценки, этики, эмоций.

Инструктивная информация ориентирует адресата на выполнение определенных действий (Валгина, Н.С. Теория текста, 2003).

Разделение информации на виды условно. Трудно создать безоценочное высказывание и еще труднее им заинтересовать адресата сообщения.

По степени важности для темы выделяется информация ключевая и дополнительная. Ключевая информация – важнейшие уникальные сведения. Дополнительная информация – та, что развивает, уточняет ключевую.

По месту в смысловой и синтаксической структурах текста различают первичную и повторную информацию. Повторная информация – последующие упоминания ранее названных реалий (Сурикова, Т. И. Литературное редактирование 2004).

К этим типам информации необходимо добавить пресуппозиции — подтекстовую информацию.

Подтекстовая информация – это не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциации (Сурикова, Т. И. Литературное редактирование 2004.).

Для понимания текста необходимо, чтобы у участников коммуникации были общие прагматические пресуппозиции.

Пресуппозициякомпонент смысла высказывания, который не выражен словесно, но должен быть истинным, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное. Пресуппозиции подразумеваются участниками коммуникации еще до начала речевого акта.

Равноправно используются термины пресуппозиция, презумпция текста и фоновые знания – знание, предваряющее текст, имплицитное (то есть не высказанное), истинное и непротиворечивое, позволяющее адекватно воспринять текст. Фоновые знания — знания, которыми обладают коммуниканты: адресант и адресат. Эти знания служат условием успешности речевого акта.

Наша речь эллиптична. Мы опускаем, недоговариваем многое из того, что дано обстановкой или предыдущим опытом (Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык).

Фоновые знания могут быть классифицированы. В.Я. Шабес предложил классификацию типов фоновых знаний:

социальные — известные участникам речевого акта до начала общения;

индивидуальные — известные только участникам диалога до начала общения;

коллективные — известные коллективу, объединению людей по профессии или социальным отношениям, например, специальные медицинские знания (Шабес В.Я. Событие и текст, 1989).

какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Смотреть картинку какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Картинка про какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию. Фото какие вопросы помогают осознать фактуальную подтекстовую и концептуальную информацию

Фоновые знания можно классифицировать по содержанию: житейские, научные, литературно-художественные. (Валгина Н.С. Теория текста, 2003).

Различаются тривиальные и нетривиальные фоновые знания. Тривиальные в тексте вербализуются с определенной целью, например, в учебном тексте (Валгина Н.С. Теория текста, 2003).

Фоновые знания, пресуппозиции, определяют тот возможный мир, в котором текст является осмысленным.

Осмысленность высказывания требует, чтобы оно было истинным хотя бы в одном из возможных миров, задаваемых пресуппозициями.

Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Аксиальная (адресованная конкретному лицу, лицам) и неаксиальная коммуникация.

Общение – это передача смысла. Необходимо знать не только, как соотносятся языковые знаки между собой, как они сочетаются, но и отношения между знаками и их пользователями в конкретной речевой ситуации. Это и называется языковой прагматикой.

Человек – это то, что и как он говорит. Маргарет Тэтчер, дочь лавочника, прилагала усилия к тому, чтобы овладеть «оксфордским английским», который давал ей дополнительный шанс в их стремлении к вершинам в профессии и в политике.

Существование человека предопределяется его речью, вне языка человека быть не может.Язык создает социальный образ человека. Говорящий заявляет о себе как о личности с определенными национальными и культурными характеристиками, обнаруживает особенности своего мировосприятия.

Прагматический смысл слова тюрьма различен для заключенного, прокурора или архитектора, хотя это слово называет определенный предмет.

Слова шпион и разведчик, употребляемые разными людьми, могут называть одного человека: у слов шпион и разведчик одинаковая часть значения ‘агент разведки’. Для носителей русского языка, безусловно, Штирлиц не шпион, а разведчик.

Говорящий обычно сообщает о своем отношении к высказываемому факту, а также стремится воздействовать на слушателя. У тебя сегодня грустные глаза – Что-то глазки у тебя сегодня грустные. Констатация факта заменяется выражением сочувствия к собеседнику, скорее к собеседнице.

Прагматически правильный выбор языковых единиц помогает добиваться успеха в общении. О летающих тарелках можно говорить лишь в шутку, а неопознанные летающие объектытребуют серьезного изучения.

Сообщение может быть направлено либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Характер этой направленности позволяет разделить коммуникативные процессы на аксиальные и не аксиальные. Аксиальная коммуникация – передача сообщений определенным получателям.

Неаксиальная коммуникация – передача сообщения неопределенному множеству адресатов, для которых информация является семантически значимой, а ее характер неоднозначным.

Источник

Технологическая карта по родному русскому языку на тему «Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 32.

Тема: Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

УМК: « Русский родной язык» О.М. Александрова и др.

Цель : умение различать виды информации, обнаруживать виды информации в художественном тексте.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные результаты : сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты : выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты : участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД : знать особенности фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации в художественных текстах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

1) Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные : умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богат ст ва и разнообразия лек с ики русского языка.

2) Актуализация знаний

Зачем нужно уметь понимать текст?

Всегда ли легко понять художественный текст?

Каким должен быть читатель?

Каких читательских качеств, умений не хватает вам?

Размышляют над вопросами, ищут и формулируют ответы.

Создают свой образ идеального читателя, к которому нужно стремиться.

Сопоставляют себя с образом идеального читателя, выявляют свои сильные и слабые стороны.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса

3) Работа по теме урока

— Прочитайте статью на с. 108.

Что такое идея текста?

Какие виды информации бывают?

Как называется информация, которая выражена словами и сообщает о событиях, фактах, знакомит с описаниями?

Как называется информация, которая не выражена словами текста, но дополняет фактуальную информацию?

Как называется информация, которая не всегда выражена словами и передает мысли, отношение писателя к жизни?

Таблица «Виды информации в художественном тексте»

Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста.

Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).

У разных читателей разная информация.

Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств

Упражнение 156. (Создание таблицы на основе наглядного материала, коллективная работа)

Упражнение 160, с. 110

Читают статью, отвечают на вопросы

Работают по упражнению

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

4) Этап рефлексии учебной деятельности.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Итак, какова была задача нашего урока?

— Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки

Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению:

Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:

был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру)

Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные : умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности;

Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *