какие вопросы рассматривает прокуратура

Какие вопросы рассматривает прокуратура

Статья 27. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

Источник

Какие вопросы рассматривает прокуратура

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Источник

Какие вопросы рассматривает прокуратура

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

(п. 15 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

Источник

По каким вопросам можно пожаловаться в прокуратуру

какие вопросы рассматривает прокуратура. Смотреть фото какие вопросы рассматривает прокуратура. Смотреть картинку какие вопросы рассматривает прокуратура. Картинка про какие вопросы рассматривает прокуратура. Фото какие вопросы рассматривает прокуратура

Во многих случаях прокуратура РФ становится последней инстанцией, в которую обращаются граждане, чтобы добиться справедливости.

Перечень вопросов, действия (в том числе принятые решения), либо бездействия по которым могут быть обжалованы в прокуратуру, достаточно широк, он примерно определен п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 07.01.1992 № 2201-1 (далее – ФЗ о прокуратуре).

Так, согласно п. 2 ст. 1 указанного ФЗ, в прокуратуру, помимо прочего, могут быть обжалованы:

При этом, основанием для применения мер прокурорского реагирования являются, согласно ст. 10 ФЗ о прокуратуре заявления, жалобы и иные обращения граждан.

Виды обращений граждан

Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.

Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.

Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.

Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.

Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.

При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.

Как написать заявление в прокуратуру, подать онлайн жалобу в прокуратуру

Законом не предусмотрено какой-либо обязательной формы для заявлений в прокуратуру, однако практика показывает несколько моментов, которые желательно учитывать при их написании.

Прежде всего, необходимо учитывать, выработанные практикой подготовки таких документов, рекомендации, исходящие как из смысла самого обращения, так и общепринятых стандартов самого документа и его оформления.

Обращение составляется на имя прокурора того города (района, района в городе и т.д.), на территории которого проживает заявитель.

Особое внимание при подготовке заявления следует уделить описанию фактических обстоятельств и формулировке самой просьбы, т.к. именно от этого зависит, какие именно действия будут предприняты прокуратурой по обращению.

Обращение подписывается заявителем (всеми лицами, в случае подачи коллективного обращения, либо организаторами собрания, если обращение принимается на собрании). При наличии каких-либо документов, доказательств, подтверждающих правомерность обращения, их, либо их копии необходимо приложить к заявлению, или указать какими именно доказательствами может быть подтверждено заявление или как такие могут быть получены, у какого лица они могут быть истребованы.

В сети интернет можно найти примерные формы (образцы) заявлений, либо можно воспользоваться приводимым ниже образцом.

Образец обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру

Довожу до вашего сведения следующее.

Я, (Ф.И.О. заявителя, фактические обстоятельства дела).

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» в ведении органов прокуратуры находятся осуществление надзора за соблюдение законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

Полагаю, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении закона. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 1, 6, 10 указанного Федерального закона,

Провести проверку соблюдения закона (указать, кем совершено нарушение закона, в чем оно заключается).

1. (указываются документы, доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, наличие нарушения закона).

Обращения (заявления, жалобы) подаются заявителем, как правило, в прокуратуру по месту своего жительства (нахождения) заявителя.

Следует обратить внимание, что в подаваемом заявлении должен быть указан адрес, по которому органы прокуратуры могут, в том числе, направить результаты рассмотрения обращения; согласно ч. 4 п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращения, если в обращении не указаны фамилия заявителя или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращение в прокуратуру может быть подано и в виде электронного документа через сеть Интернет. Электронный адрес, на который в таком случае подается обращение можно узнать на сайте соответствующей прокуратуры субъекта РФ.

Оформление обращения при его подаче путем направления по электронной почте производится также как и при обращении в приемную.

Согласно ч. 3 п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, если при рассмотрении обращения, поступившего в орган прокуратуры по электронной почте, будет установлена невозможность его разрешения заявителю в течение 7 дней со дня регистрации, в адрес его электронной почты направляется уведомление о невозможности рассмотрения и предлагается восполнить недостающие данные.

Порядок рассмотрения жалоб прокуратурой

Порядок рассмотрения жалоб органами прокуратуры определен ФЗ о прокуратуре, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (далее Инструкция по делопроизводству).

Все поступающие обращения (заявления, жалобы и т.д.) подлежат регистрации, в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству. Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, поступившие обращения подлежат регистрации в течение 3 дней момента поступления.

Во время рассмотрения обращения, прокуратура, в рамках своих полномочий вправе истребовать у проверяемого лица документы, информацию, материалы по предмету обращения, требовать явки должностных или иных лиц (ст. 6 ФЗ о прокуратуре).

По общему правилу поступившее обращение рассматривается в течение 30 дней (если обращение не требует дополнительной проверки, указанный срок сокращается до 15 дней).

По результатам рассмотрения органом прокуратуры принимается одно из следующих решений: об удовлетворении обращения (повторного обращения), об отклонении обращения, о разъяснении вопросов правового характера, об оставлении обращения без рассмотрения, об его отклонении, о его возвращении заявителю, о приобщении к материалам надзорного производства, о прекращении переписки, о направлении обращения в другую прокуратуру, ведомство, организацию (п. 4.14 Инструкции о рассмотрении обращений).

Отметим, что согласно п. 3 ст. 10 ФЗ о прокуратуре ответ по результатам обращения должен быть мотивирован и может быть обжалован заявителем в судебном порядке; при этом, в ответе заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования.

Источник

Компетенция органов прокуратуры

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.

В компетенцию прокурора города Москвы, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина государственными органами (учреждениями) города Москвы.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *