какие вопросы решает финансовый директор
Образцовый CFO: роль и задачи финансового директора в компании
Все сложнее найти CFO, который бы отвечал всем требованиям работодателя – стратег, обладающий разносторонним опытом, сильным характером, глубокими знаниями и развитыми коммуникативными навыками. Роль финансового директора в последнее время претерпела трансформации в ответ на растущие запросы развивающейся бизнес-среды.
Какого претендента на позицию CFO хотят видеть работодатели? Какие задачи теперь ставят перед ним владельцы бизнеса? Как справиться с увеличивающимся списком обязанностей? Обо всем этом в материале ниже.
Роль финансового директора в компании: раньше и сейчас
Все больше собственников компаний сейчас охотятся за финдирами-суперзвездами – прирожденными управленцами с весомым багажом знаний. Они должны быть специалистами в финансовых вопросах, обладать подходящими личными качествами. Для них приготовлена роль “штурманов бизнеса, а не безынициативных сторожей”.
Современному CFO одной лишь финансовой проницательности будет мало. Собственники бизнеса и CEO хотят обрести в его лице надежного друга, партнера, организатора, который поможет вывести организацию на новый качественный уровень. Еще 5 лет назад основным требованием к претендентам на должность финдира было стратегическое мышление. Но сейчас “характер побеждает стратегию” – более 84% CEO уверены, что по важности честность уступает лишь профессиональным знаниям и опыту (согласно опросу американского журнала CFO Magazine).
Способность CFO создавать сильные команды сейчас важнее, чем когда-либо. Закрытым и необщительным людям будет сложно достичь успеха. Крайне востребованным стало умение достойно представлять свою организацию. Сейчас финансовым директорам лучше делегировать многие из своих рутинных обязанностей, чтобы сосредоточиться на более ответственных ролях стратегического лидера и инициатора изменений.
Задачи финансового директора: список растет
Результаты исследования McKinsey Global 2018 года подтверждают, что за последние 2 года основных функций у финансового директора стало больше. В среднем число основных задач CFO возросло от 4,5 в 2016 году до 6,2 в настоящее время.
Финансовые директоры все чаще вовлекаются в общее руководство компанией – например, формирование общей корпоративной стратегии, ценообразование на продукцию и услуги, сотрудничество в целях разработки digital-стратегий, аналитику и проекты по управлению развитием персонала.
Задачи CFO: традиционный подход
Хотя многим CFO сейчас приходится выполнять нетрадиционные для них задачи, но большинство их времени все еще посвящено привычным финансовым активностям. При выполнении каждой из них могут возникнуть дополнительные подзадачи и проблемы.
Ежегодно число расчетов в каждой компании увеличивается. Они менее увлекательны, чем все замечательные стратегические, кросс-функциональные и операционные обязанности. Поэтому финдирам зачастую не хватает сфокусированности именно на финансовой составляющей своей работы.
Digital-технологии диктуют новые условия
Самые заметные изменения связаны с обязанностями финансового директора касающимися цифровых технологий (в том числе автоматизация бизнес-процессов, облачные вычисления, визуализации данных и углубленная аналитика). За последние 2 года доля финансовых директоров, отвечающих за цифровые технологии в своей компании, удвоилась.
Связь между модернизацией финансовых операций и успехом предприятий становится все более очевидной. Организации, которые инвестировали в цифровые технологии, в большем количестве сообщали о росте доходов за последние 12 месяцев. Опрос среди 700 финансовых руководителей из всего мира проводила Ассоциация международных сертифицированных профессиональных бухгалтеров AICPA. При этом только 10% респондентов считают, что их сотрудники обладают необходимыми навыками для поддержки цифровых амбиций своей организации.
Советы для CFO: как эффективней справляться со своими обязанностями
Результаты нескольких исследований показали, что ответственность финансового директора с каждым годом растет. Сейчас они сталкиваются с возросшими рабочими нагрузками и ожиданиями работодателей, но благодаря этому для них открываются новые возможности. Чтобы ими воспользоваться и обрести баланс, CFO стоит пересмотреть свой подход к работе в соответствии с перечисленными ниже принципами.
Научитесь более рационально использовать свое время
Чтобы быть более эффективным при выполнении своих новых, постоянно расширяющихся обязанностей, финдирам нужно тщательно продумать, на что тратить свое время и энергию. Важно изучать новые технологии, методологии и управленческие подходы. Они подскажут, как и в каких направлениях стоит пойти на компромиссы.
Желательно, чтобы CFO сами активно искали способы улучшения процессов и операций, а не ожидали пока возникнет критическая ситуация или когда их коллеги по IТ или маркетингу возьмут на себя инициативу.
Общайтесь проактивно и эффективно
Для финансового директора важно соблюдать прямоту в своем стиле общения. Если есть плохие новости, не нужно их скрывать или откладывать. Всегда нужно говорить своевременно, ясно, кратко, правдиво, и время от времени еще и убедительно, хотя первые четыре пункта важнее.
Сюда же входит развитие навыка тимбилдинга. Он особенно важен сегодня, учитывая нехватку кадров в тех сферах, где доминирует инновационная экономика, и склонность молодых людей менять работу каждые пару лет.
Используйте возможности цифровых технологий
Исследования показывают, что обязанности CFO в сфере цифровых технологий быстро растут. Для финансовых организаций все большее значение приобретают данные, которые считают «единственным источником правды» компании. Поэтому управленцам нужно использовать потенциал цифровых технологий и не упустить выгоды, которые они несут организации в целом.
Даже постепенное повышение эффективности работы с использованием цифровых технологий (внедрение инструментов бизнес-аналитики и визуализации данных) требует организационной воли, значительных затрат времени и ресурсов, сотрудничества с другими отделами. Для начала финдиру нужно проанализировать перспективы, которые откроют digital-технологии для компании, чтобы в дальнейшем разработать долгосрочный план по их внедрению. Возможно придется поработать над привлечением дополнительных инвестиций, делегировать или автоматизировать другие задачи. Для этого важно заручиться поддержкой высшего руководства.
Поставьте развитие во главу угла
Согласно опросу за последние 2 года финансовые директора начали уделять больше внимания повышению квалификации и развитию навыков. Но большая доля CFO пока не готовы тратить время на свое развитие. Из-за этого они теряют возможности для карьерного роста и рискуют через несколько лет стать специалистом, не отвечающим новым потребностям бизнеса.
В своей компании финдиры также могут стать инициаторами развития. Например, обучая нефинансовых менеджеров по финансовым темам для формирования культуры прозрачности и сознательности при создании общих ценностей.
Новая роль – новые возможности
Сейчас перспективы для CFO превратить финансовую функцию компании в ведущего агента изменений и источник конкурентного превосходства как никогда велики. Придется побороть некоторые внутренние барьеры и начать активно сотрудничать с другими отделами, чтобы расширить сферы своего влияния. Чтобы идти в ногу с развитием бизнес-сферы, финансовому директору стоит активно участвовать в преобразовании своей компании, всячески способствовать внедрению digital-технологий оцифровке, развивать способности, необходимые для поддержания сложных преобразований внутри и вне финансовой функции.
7 главных обязанностей финансового директора
Финансовый директор берет на себя управление финансами бизнеса. Вот и разбирайтесь сами, что это значит. На этом всё.
Шутка! В этой статье мы подробно расскажем о семи главных обязанностях финансового директора в малом бизнесе и как эти обязанности сказываются на работе руководителя.
1. Выстроить архитектуру управленческого учета
Финансовый директор делает из управленческого учета отлаженный механизм, чтобы отчеты собирались вовремя, цифры были точными, а трактовки одинаковыми. Масштабировать и автоматизировать учет, менять ответственных становится легко и просто.
Обязанности финансового директора будем показывать на примерах. Встречайте наших сегодняшних героев: руководителя компании по строительству бань Дмитрия и его финдиректора Сергея.
Когда Сергей пришел в компанию, он выстроил бизнес-процессы по сбору управленческой отчетности.
Разработал шаблоны отчетов, которые соответствуют структуре бизнеса и отражают все необходимые показатели.
Привел все шаблоны к единому оформлению.
Создал справочник статей доходов и расходов компании. Не возникает вопросов, куда записать ту или иную операцию.
Прописал регламенты сбора управленческой отчетности: какие отчеты собираем, каким образом это происходит, какие цифры нужны, у кого их брать, кто ответственный за сбор, в какие сроки нужно заполнить таблицы.
Он мог бы всего этого не делать и решать проблемы по мере поступления. Но со временем это стало бы похоже на тушение пожаров: вместо того, чтобы концентрироваться на аналитике показателей, он постоянно отвлекался бы на организацию процессов.
А так — все моменты прописаны. И когда из строительной компании уволился финансовый менеджер, который занимался сбором и внесением цифр в отчеты, новый сотрудник влился в свою должность уже через месяц. Он прочитал регламенты и понял, что ему делать.
2. Предоставлять отчеты в срок
5 числа каждого месяца руководитель должен получать финансовую отчетность. Это нужно, чтобы составить план на предстоящий месяц: на основе актуальных цифр, а не интуиции.
Важно не опаздывать с отчетностью. Много ли толку от февральского отчета, если его подготовят 15 марта?
С 1 по 4 число в финансовом отделе компании идет бурная работа. Финансовый менеджер под руководством финдиректора собирает данные по каждому отдела и вносит их в таблицы. Циферка за циферкой появляется информация о выручке, расходах, количестве денег на счетах, дебиторке, кредиторке и чистой прибыли.
Утром 5 числа вся эта информация попадает руководителю Дмитрию. Наконец-то он может запланировать работу компании на месяц вперед.
3. Анализировать отчетность
Отчеты и цифры в них сами по себе не нужны. Они нужны, чтобы делать выводы о работе компании. Отражать действительность на языке цифр, если угодно.
Ключевая обязанность финансового директора — анализировать эти цифры и делать выводы, которые способствуют развитию компании.
Дмитрий планировал получить 7 млн рублей выручки, а по факту получилось лишь 5 млн рублей. Сергей изучил воронку продаж и увидел: это произошло, потому что средний чек был меньше ожидаемого. Окей, тут все понятно, идем дальше.
На офисные расходы хотели потратить 100 000 рублей, а потратили 200 000. Сергей проверил детализацию расходов и увидел, что офис-менеджер слишком много тратит на благоустройство офиса — цветы, украшения и прочие радости жизни. Разберемся.
И так финдиректор идет по каждой строчке: находит несоответствия плану и делает выводы, почему это произошло. Причем, речь не только о негативных тенденциях! Если план превышен, финдир точно так же делает выводы, почему это произошло и как можно развить успех.
После анализа у финдиректора появляется список задач: что сделать, чтобы приблизиться к выполнению плана.
4. Фокусирует руководителя
Когда финдиректор проанализировал отчетность, он идет со своими выводами к руководителю. Вместе они решают, какие задачи взять в работу и как их реализовать.
Сергей: «Планировали, что средний чек будет 300 000 рублей, а получилось чуть меньше 250 000. Из-за этого не сделали план по выручке»
Дмитрий: «Ну потому что продаем бани в базовой комплектации, а допуслуги не предлагаем»
Сергей: «Надо как-то поработать с отделом продаж. Что с этим можно сделать? Если оставить, как есть, то годовой план даже близко не выполним»
Дмитрий посовещался с руководителем отдела продаж. Вместе они приняли решение добавить в скрипт менеджеров предложение дополнительных услуг. В следующем месяце перевыполнили план на 5%.
5. Просчитывает результат идей
Предприниматели — деятельные люди, им в голову постоянно приходят идеи. Часть из них — чистое золото, часть — несостоятельные. По нашему опыту, несостоятельных больше. Финансовый директор просчитает результат идеи и сделает вывод: имеет ли смысл брать ее в работу.
Давайте отойдем от наших замечательных героев, Дмитрия и Сергея. В видео я рассказал историю, как помог транспортной компании сэкономить миллион, отказавшись от классной на первый взгляд идеи.
Та же самая история текстом и коротко
Собственница транспортной компании решила запустить новое направление: перевозку сборных грузов. Она уже составила техническое задание по созданию сайта и вела переговоры по аренде складов.
Мы начали строить воронку продаж и увидели:
на рекламу нужно тратить 300 000 рублей в месяц, а собственница могла выделить только 100 000
ежемесячно на проект пришлось бы тратить 700-800 тысяч, а в планах было потратить миллион и всё
чтобы проект оказался успешным, нужно было сразу стартовать с выручки в 2 млн рублей в месяц
От проекта в итоге отказались. Если бы не составили финмодель, то, скорее всего, просто потеряли бы миллион.
6. Составляет бюджеты и контролирует их выполнение
Финансовый директор планирует выручку и расходы компании, тем самым детализируя ее путь к цели по чистой прибыли. Это нужно, чтобы цели не появлялись с бухты-барахты, а были обоснованными. Далее финдиректор следит за тем, чтобы бюджет выполнялся. Это касается как годовых бюджетов по компании в целом, так и краткосрочных бюджетов по отдельным проектам.
Бюджет Финразбора, где мы составляем финмодели и учим управлению на основе цифр
7. Делает финансы простыми
Руководитель не должен думать, как ему оформлять отчет, вовремя собирать показатели по отделам и считать период оборачиваемости дебиторки. И финансовый директор нужен как раз для того, чтобы финансы были для руководителя понятным инструментом для принятия грамотных управленческий решений.
С хорошим финдиректором руководитель радуется всем этим финансовым штучкам, а не воспринимает их как тяжелое бремя.
Основные функции финансового директора: чем занимается финансовый директор в компании?
Один из самых противоречивых вопросов в профессиональной бизнес-среде — функции финансового директора. По мнению некоторых руководителей, CFO должен быть финансовым контролером, аналитиком, консультантом и риск-менеджером в одном лице. Другие же считают, что от финдира не больше пользы, чем от хорошего главного бухгалтера. К тому же, эта должность достаточно молодая и набор входящих в нее функций продолжает расти и меняться в связи со стремительным развитием IT-технологий. Попробуем разобраться, входят ли в современный перечень обязанностей финдира только пункты, связанные с финансами, или он гораздо длиннее и разнообразнее?
В чем отличия функций финансового директора и главного бухгалтера
Профессия финансового директора возникла при переходе к рыночным отношениям, когда управление финансовыми потоками в компаниях существенно усложнилось. Поначалу она была практически полным аналогом должности главного бухгалтера. В круг обязанностей финдира входило выполнение традиционных бухгалтерских задач: контроль и учет денежных средств, предоставление документации налоговым органам и т.д. Со временем требования к CFO значительно возросли. Теперь на его долю приходятся преимущественно стратегические и управленческие функции, а финансовые расчеты и подготовка документации — оставлены на попечение бухгалтерской службы.
На практике функции финдира и главбуха часто дублируются, а подход к их выполнению отличается, что зачастую является причиной конфликтов и недопонимания с обеих сторон. Например, распространена ситуация двойного ввода одних и тех же данных в разные информационные системы учета — для бухгалтерских и управленческих целей. В результате необоснованно увеличиваются затраты рабочего времени сотрудников бухгалтерской службы и финансового отдела.
Многие компании выходят из положения, совмещая 2 этих должности. Но зачастую главбуху не хватает специальной профессиональной подготовки и навыков решения стратегических задач управления финансами, а финдиру — достаточно глубоких знаний в области бухучета.
Какие основные функции возлагаются на финансового директора
Руководство ждет от финансового директора многого и нуждается не только в его профессиональных знаниях и навыках. Владельцы бизнеса хотят, чтобы CFO стал для них надежным партнером и инициатором изменений в компании.
Чтобы определиться с ключевыми функциями финансового директора, необходимо выявить цели развития компании на как можно более длительную перспективу. Поскольку финансовый директор принадлежит к руководящему звену и может на многое повлиять в компании, задачи перед ним стоят глобальные: эффективное управление ресурсами, оптимизация бизнес-процессов и поддержание финансовой стабильности компании.
Если отойти от официальных формулировок и специальных терминов, можно составить максимально приближенный к практической деятельности список приоритетных функций финансового директора.
Функционал финансового директора все больше выходит за рамки ведения учета и составления отчетности. Круг его обязанностей расширяется за счет вовлечения в задачи юридической службы, HR-проекты, маркетинг и IT. Сейчас CFO — это стратег, основной задачей которого является повышение стоимости компании, рост ее прибыли и инвестиционной привлекательности. Без него не принимается ни одно важное решение в компании.
Чем должен заниматься финансовый директор в компании
Прогноз, планирование и контроль лежат в основе любой деятельности финансового директора в компании. Он собирает данные по подразделениям и составляет прогнозный план, в соответствии с которым координируется вся дальнейшая финансово-экономическая деятельность предприятия.
Ведение бизнеса невозможно без денег. И финдир обязан обеспечить поступление финансов в нужном количестве для совершения всех текущих расчетов. В этом ему помогают прогнозирование денежных потоков, привлечение дополнительных источников финансирования и постановка системы риск-менеджмента.
В достоверной финансовой информации, как в конечном показателе деятельности предприятия, заинтересованы руководство, акционеры, инвесторы и другие пользователи. Предоставление необходимой для принятия управленческих решений отчетности также ложится на плечи финдира. А еще он должен наладить эффективную систему поддержания экономической безопасности. Для этого необходимо выявить слабые места компании и разработать пути минимизации рисков по подразделениям.
Насколько хорошо вы разбираетесь в финансовом менеджменте?
Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку своих знаний.
Разграничение понятий “функции” и “инструменты” финансового директора
Является ли, например, оценка инвестиций функцией финдира? Нет, это лишь способ достижения одной конкретной цели или другими словами — инструмент. Владение финансовыми инструментами по сравнению с умением эффективно выполнять свои функции вторично. Если специалист владеет множеством финансовых инструментов, но при этом не понимает глобальных целей компании, то ему будет сложно достичь успеха.
Отличия в понятиях “функция” и “инструмент”
Функция | Инструмент |
Ориентирована на цель Включает целый ряд умений Для ее выполнения формируются совокупность задач | Является способом достижения цели Включает одно отдельное умение Решает одну конкретную задачу |
Пример: Обеспечение компании необходимыми финансами | Пример: Бюджетный контроль |
Какие базовые компетенции необходимы финансовому директору?
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, CFO должен обладать набором профессиональных компетенций по 2 направлениям: финансовые и управленческие. Они тесно взаимосвязаны, поэтому для профессионального роста придется постоянно совершенствовать и формировать новые компетенции по обоим направлениям.
С появлением новых функций набор необходимых компетенций для финансового директора регулярно актуализируется. Современному финдиру в первую очередь необходимо сделать упор на развитие стратегического мышления, изучение МСФО и разобраться в принципах построения системы риск-менеджмента.
В чем же суть работы финансового директора?
Известно множество историй блестящих финансовых директоров, которые вносят ощутимый вклад в развитие компании. Им удалось собрать вокруг себя команду компетентных специалистов, которые справляются с задачами. Такие финдиры выступают незаменимыми членами группы стратегического планирования, имеют собственную независимую позицию и эффективно управляют системами внутреннего контроля и риск-менеджмента на предприятии. В то же время, они уделяют достаточно времени общению с руководством, коллегами, внешними заинтересованными лицами, которые также влияют на жизнь компании.
Функции и компетенции финансового директора: прогнозы на будущее
Реалии таковы, что финансовый директор в ближайшие годы должен стать специалистом широкого профиля, источником ценной информации и экспертом в области управления рисками. У него всегда должен быть готов ответ на любой вопрос генерального директора, касающийся показателей деятельности. При этом руководитель финансового отдела должен уметь действовать в условиях ограниченных бюджетов, что требует от него изобретательности и умения находить дополнительные источники финансирования. Подробнее об этом в материале компетенциях финансового директора.
Чтобы в дальнейшем достигать карьерных высот и добиться процветания своей компании, амбициозному финансовому директору необходимо:
Постоянные трансформации экономической среды требуют от CFO еще большей профессиональной многофункциональности. Чтобы в нынешней обстановке оставаться эффективным, он должен сменить роль тактика на стратега, который реализует потенциал своей компании и отыщет дорогу к долгосрочной экономической выгоде.
При этом финансовый директор не должен управлять всеми процессами в компании. Текущие и операционные задачи лучше делегировать подчиненным или передать на аутсорс. Это позволит освободить время для осуществления его основной функции — построение и реализация результативной финансовой стратегии.
Пройдите комплексный курс «IPFM: Профессиональный финансовый директор», чтобы изучить работу по МСФО, основы внутреннего аудита, управленческий учет и стратегический менеджмент. Зарегистрируйтесь и пройдите 1-й модуль курса бесплатно!
Как стать финдиректором: инструкция для бухгалтера или 8 ступеней к успеху
Определимся, кто такой и чем занимается директор по финансам. Почему финансовый анализ может выполнять только он, а не главбух компании и гендир. А по пути расскажем, что нужно сделать, чтобы стать первоклассным финансовым директором.
Финансовый руководитель, кроме экономического анализа и составления отчетов, отвечает за будущее компании. Опираясь на результаты его исследований генеральный директор управляет компанией и разрабатывает стратегию развития. В зависимости от оборотов бизнеса в организации может быть целый штат финансистов под руководством одноименного начальника. Поэтому можно смело считать, что помимо математического склада ума нужно обладать коммуникационными и управленческими скиллами.
Первым пунктом программы — прокачка управленческих навыков
Часть компетенций, такую как многофункциональность, можно развить, погрузившись в рабочий процесс. Но, чтобы руководить своей командой, финдир должен обладать лидерскими качествами. Не отчаивайтесь, если вам кажется, что не прирожденный лидер. Эту, как и любую другую компетенцию, можно получить в процессе саморазвития и психологических тренингов.
60 % управленческих качеств вы нарабатываете на своем рабочем месте, только 20 % полезной информации усваивается от общения с другими лидерами, а по 10 % приходится на онлайн обучение и классические тренинги. Так что вперед — в поля.
Правильно настроенные внутренние коммуникации облегчают жизнь
Движения к должности финансового директора должны быть поступательными
Этот специалист обязан иметь знания сразу из двух областей: бухгалтерия и финансовое управление. На основе бухгалтерских отчетов и операций строится управленческая и финансовая отчетность, а уже затем происходит анализ, прогнозирование и принятие решения.
Проще всего строить свою карьеру, начиная в бухгалтерии, а после перехода в финансисты расти до специалиста-управленца, затем подняться до начальника финансового отдела и приземлиться в кресле финансового директора.
Для начала станьте уверенным главбухом, для этого подойдет курс «Главный бухгалтер» от LABA.
Определите основные задачи финансового директора
Независимо от масштабов компании финдир всегда отвечает за рост прибыли в долгосрочной перспективе. Работая специалистом финансового отдела, от вас потребуется четко выполнять поручения и эффективно сотрудничать с коллегами. Поднимаясь выше по иерархии, добавляется ответственность за подчиненных, умение смотреть на проблему в целом и работать с неопределенностью.
На основе управленческой отчетности вы моделируете сценарии дальнейшего развития, а от финансовых прогнозов зависит будущее всего бизнеса. Для финансиста мало получить необходимые коэффициенты и цифры, нужно просчитать на несколько шагов вперед, как модель согласуется с действиями функциональных отделов и влиянием внешней среды.
Расстановка красных флагов и маяков
Для быстрой корректировки намеченного курса необходимо проверять контрольные значения в различных пунктах плана. Для этого еще до разработки стратегии нужно оценить финансовое состояние компании. Сюда входит:
Таким образом, вы определите узкие и слабые места в компании, узнаете до каких значений нельзя допускать, и сверяйте свой курс по ним.
Как вырасти в эффективного финансиста узнаете на курсе «Финансовый директор». Эксперт поможет разобраться в финансовой отчетности, бюджетировании и риск-менеджменте.
Важно разбираться в ключевых показателях
Без знаний в сфере финансов непрофессионалу делать нечего. Поэтому грызем гранит науки, разбираемся в зарубежной и отечественной теории. Среди главных определений важно понимать что такое:
Финансовый директор должен быть готов к любой ЧС
Человеческий фактор или изменения внешней среды так и норовят разрушить финансовую стратегию. А у вас всегда должен быть козырь в рукаве, чтобы допустим обойти мировой экономический кризис, отстоять свою модель на совете директоров, устранить кассовый разрыв, найти финансирование.
От оперативности и согласованности принятых мер зависит прибыльность и денежный поток — двигатель бизнеса.
На всякий непредвиденный случай составьте список антикризисных мер для сохранения прибыли. В него могут войти следующие пункты:
Только не стоять на месте
Финансовый директор, как впередсмотрящий на корабле, должен постоянно саморазвиваться, приобретать новые и прокачивать старые компетенции. Нет предела в совершенствовании коммуникативных навыков, они понадобятся для мотивации сотрудников, устранения конфликтов и делегирования полномочий. Точность и скорость стратегического планирования зависит от используемых профессиональных программ, которые упрощают работу, оставляя человеку контроль за отклонениями.
Пока не готовы к новым карьерным рывкам, но хотите лучше разбираться в финансах? LABA приглашает на курс «Управление финансами». Эксперта Антон Шулык докажет, что финансы — это не сложно. Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.