какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух

Материалы для подготовки к ВПР – История – 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Материалы для подготовки к ВПР – История – 11 класс

Запишите термин, о котором идёт речь.

Законодательный акт, утвержденный в 1722 году, устанавливающий систему военных, гражданских и придворных чинов, их соотношение и последовательность чинопроизводства получил название ______________________________.

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2–4.

Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковнославянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными еще два года… тем не менее ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх…

Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная неопределенность условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

Напишите год и месяц, к которым относится данный фрагмент, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста? Назовите три главных вопроса. Автор утверждает, что наделы крестьянам «придется выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее трех условий выкупной операции.

Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Назовите не менее двух. Из курса истории вспомните, где произошли два самых крупных волнения крестьян, вызванных данным решением. Напишите названия губерний и сел, в которых произошли эти волнения.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Источник

Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.

какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Смотреть фото какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Смотреть картинку какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Картинка про какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Фото какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух

какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Смотреть фото какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Смотреть картинку какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Картинка про какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух. Фото какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста укажите не менее двух

Конспект интегрированного урока

литературы и истории

«Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.

«Насколько правдиво Н. А. Некрасов изобразил жизнь людей в России

до и после крестьянской реформы 1861 года»

· Дать характеристику пореформенной России 19 в., рассмотреть положение различных сословий до и после крестьянской реформы.

· Выразить в историко-философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народ.

· Рассмотреть понятие свободы на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

· Обобщить и систематизировать изученный материал по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

· Совершенствование умения сравнивать исторические эпоху, данные в художественном произведении и учебниках истории; видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное своеобразие поэмы философские открытия автора.

· Развитие художественного и логического мышления в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками.

· Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).

· на основе межпредметных связей формировать интерес к изучению истории, произведений литературы.

Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории

Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности

Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый

Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог.

Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)

Межпредметная область: история, литература, обществознание

ЗАДАЧИ:
увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.

Технологическая карта урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Работа по теме урока.

V. Домашнее задание.

Технологическая карта урока для учащихся. Приложение 1

I. Организационный момент.

Вступление. Ролик рекламы Озон. ru

-Какое слово ключевое в этом ролике? (Свободен)

— Как вы понимаете это слово? Слово свобода? Свобо́да — такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, т.е. они не обусловлены непосредственно иными факторами, в т.ч. природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми[1]. Существует множество различных определений свободы.

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии «Свобо́да» — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

В праве «свобода» — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Работа с документом.

Историк Из «Записок революционера» Петра Алексеевича Кропоткина

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно-славянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года… тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придётся выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Крепостничества больше нет. Реакции не удалось одержать верх…

Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «Ура!». Когда император показался на улице, за его коляской помчался народ…

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределённое, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная неопределённость условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

1. Назовите точную дату, к которой относится принятие манифеста, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

2. Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Автор утверждает, что наделы крестьянам «придётся выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкупной операции.

3. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волнения крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трёх положений.

1. Может быть указано, что:

1) дата события – 19 февраля 1861 г.;

2) имя императора – Александр II.

2. Могут быть указаны следующие вопросы, составляющие основное содержание манифеста:

1) об отмене крепостного права, личном освобождении крестьян;

2) о наделении крестьян землей;

3) о необходимости выкупа земельных наделов у помещиков.

Могут быть названы следующие условия проведения выкупной операции:

1) за землю нужно было выплатить определенную сумму помещику: за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику (выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк под 6% годовых, давала бы стоимость прежнего оброка);

2) до проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнить в пользу помещика все прежние повинности (временнообязанное состояние);

3) государство выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику сразу, остальное вносил крестьянин, а затраты государства крестьянин должен был восполнить в течение 49 лет, внося в казну сумму ссуды с процентами.

3.Могут быть названы следующие положения:

1) недовольство крепостников;

2) одобрение, поддержка, радость в связи с отменой рабства;

3) недовольство части крестьян, вызванное противоречивостью реформ;

4) наличие двух крупных выступлений крестьян (село Кандеевка в Пензенской губернии и село Бездна в Казанской губернии).

4. Назовите причины отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права:

Низкая производительность крепостного труда.

Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма.

Возможность потерять статус Великой державы.

Многочисленные бунты крестьян

Безнравственность крепостного права.

5. Как проходила подготовка крестьянской реформы?

Подготовка отмены крепостного права

Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).

Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

II. Актуализация знаний литератор

В этом произведении поэт создал широкую панораму дореформенной и пореформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране. Эта картина жизни крестьянской России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права крестьянства. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, Некрасов делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов.

Итак, крестьяне получили свободу, как же они ею распорядились. Рассмотрим это на примере произведения Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

-Из каких деревень были эти правдоискатели? (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.)

-Что их объединяет? (Их объединяют бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.)

— С какой целью отправляются крестьяне в путешествие? (Крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам).

-Какой главный вопрос задают крестьяне каждому, с кем встречаются? (Кому вольготно, весело живется на Руси?)

— На какой еще вопрос мы ответим, подводя итог изучению творчества Н. А. Некрасова? ( Насколько правдиво изобразил Некрасов жизнь людей до и после реформы ).

— На столе у вас лежат индивидуальные листы урока, по ходу урока вы будете заполнять его самостоятельно. Рассмотрите его. Впишите основной вопрос произведения. Впишите основной вопрос урока.

III. Введение в суть урока.

— С кем же первым встретились крестьяне? ПОП

— Как поп характеризует свою жизнь?

— Каково положение крестьян в его рассказе?

— Счастливым ли оказался поп?

— Почему в пореформенной России несчастливы не только мужики, но и поп?

— А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

— Что вы можете сказать о жизни духовенства до реформы? После реформы?

(На доске репродукции картин Васи́лия Григо́рьевича Перо́ва :

Перед зрителем предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, настоятель, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится.

О многом могут рассказать ордена на изношенной шинели солдата, оборванная рубашка мальчика, красное лоснящееся лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монастырского послушника на заднем плане, раскрытый саквояж важного гостя, готовый принять гостинцы.

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861.

Перед нами крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо «угоститься».

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении. Лицо лишено всякого выражения, глаз практически не видно на «испитом» лице.

Под стать своему «пастырю» и сама паства. Оборванный старик держит икону ликом вниз, не обращая на это никакого внимания. На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде.

Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. Под ногами участников мартовская грязь и лужи, над ними облачное, желтоватое и такое же грязное небо. Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Нетрудно представить, во что превратится процессия у церковных ворот).

— С представителем какого сословия на своей дороженьке встречаются мужики далее?

— Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Как он это показывает?

— Что использует автор, чтобы показать помещиков? Какие приемы использует автор? (Говорящие фамилии, предметную деталь, гиперболу, гротеск, несоответствие. Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников).

— Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?

Р р еформа 1861г. отменила крепостное право, но она же наглядно показала, что не доведена до конца. В жизни крестьян мало что изменилось, но несколько иначе стали жить и помещики после отмены крепостничества: Однако даже произошедшие в жизни изменения не могут заставить помещика трудиться и уважать чужой труд. Помещики не собираются учиться чему-либо и надеются так же, как и раньше, жить за счет труда крестьян.

Историк о жизни помещиков

А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

— Что вы можете сказать о жизни помещиков до реформы? После реформы? Что сохранилось?

— Как поэт изображает здесь изображает крестьян?

— Как относится к крестьянам автор? Сравните манеру изображения помещиков с описанием облика крестьян?

В поэме Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий и другие крестьянские персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разработаны.

— Как же показана жизнь крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Яким Нагой? Агап Петров? Староста Влас? Ермил Гирин? Клим Лавин? Матрена Тимофеевна? дед Савелий?

— Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

— В чем же правда Ермилы Гирина?

Примерные ответы детей:

Ермила Гирин: Е. Гирин имеет все для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стороне порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в вотчине помещика Обрубкова. Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки». Окончились для Гирина трагически.с тех пор в «остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо», «вольготно», «счастье», «воля», «свобода».

— Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье? (Включается буквально весь народ. Мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожина те старые, что они знали до этого.

Яким Нагой. Представитель той части крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а обо всем мире тружеников. Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким отстаивает свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. Отстаивает чувство трудовой крестьянской гордости. Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решите5льный спор с теми, кто судить о народе превратно.

Матрена Тимофеевна: Проходит через все испытания, в которых могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. В трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Это русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горе жизни, не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает её с Савелием. Это единственная часть поэмы, написанная от первого лица.

— Вспомните музу Н. А. Некрасова

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Вчерашний день, часу в шестом,

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Савелий – «богатырь святорусский». В нем воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное благородство и мужество. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой – незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда – ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу.

— Как поэт относится к крестьянам деревни Вахлаки? (Народ-богатырь и труженикам обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» вопринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный крестьянин, который осмелился сказать правду в глаза Утятину. Он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков).

Корежским крестьянам? (Поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковымп и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиками, а страстная жажда независимости. В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они живьем в землю закопали).

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Но ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

К Какому выводу они приходят? В чем оно счастье народное? () Главное не богатство, а человеколюбие, сострадание, честь, правда, свобода. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и счастлив)

Историк жизнь крестьян

— А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

— Что вы можете сказать о жизни крестьянства до реформы? После реформы?

— В каких еще произведениях Н. А. Некрасов показал жизнь крестьян? (выступление детей: исследовательская работа, домашняя работа.)

Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий. В художественной литературе и публицистике того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии — либеральной, демократической, прогрессивной, революционной. Определённая их часть была сторонниками радикальных политических преобразований.

— Как выражены мысли Гриши Добросклонова? (Через песни).

— Какой вопрос поставили перед путешествием крестьяне? Это главный вопрос поэмы. («Кому живется весело, вольготно на Руси?», Кто же счастлив?).

— Ответили они на этот вопрос? Почему? (Представление о счастье у всех разное.)

— Зависит ли счастье от свободы? Все ли крестьяне понимали слово свобода?

Это ещё раз говорит о том, что во все времена, крестьяне не могли принять свободу, данную им «сверху».

— Ещё раз обратитесь к индивидуальным листам работы. Рассмотрите их. Можно ли ответить на основной вопрос урока? Назовите его ещё раз. ( Насколько правдиво изобразил Некрасов жизнь людей до и после реформы 1861 года в России ).

1. Провести социологический опрос, снять видеоролик «Кому хорошо жить на Руси» на современном материале.

2. Посетить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, отчитаться презентацией с репродукциями картин художников-передвижников.

3. Индивидуальное: сочинение-размышление «Современна ли поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *