какие вопросы требуют осмысления и обсуждения на заседаниях методического объединения
Анализ работы школьного методического объединения 2017-2018
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2017 – 2018 учебный год
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах.
Вся работа методического объединения учителей начальных классов направлена на решение задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и совершенствование образовательного пространства.
В своей деятельности МО учителей начальных классов руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями, конкретными целями и задачами, стоящими перед коллективом начальной школы. Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов МО.
Информация о педкадрах ШМО учителей начальной школы
ФИО учителя
Образование
Стаж
Категория
Класс/ УМК
Головина Н.Н.
высшее
21 год
высшая
4Б/ УМК «Школа России»
Юдакова Л.В.
высшее
30 лет
первая
2б/УМК «Школа России»
Шахова М.И.
высшее
29 лет
высшая
3Б/ УМК «Школа России»
Новикова М.А.
высшее
3 года
нет
2А/УМК «Школа России»
Хохлова Г.И.
высшее
31 год
высшая
1Б/ УМК «Школа России»
Вывод: 100% учителей начальных классов имеют квалификационные категории. Это значит, что в МО наблюдается стабильность качественного состава педагогов.
Методическая работа учителей начальных классов ( участие педагогов в муниципальных, районных семинарах, конференциях, методических днях)
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Цель методической работы в этом направлении: организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Ожидаемые результаты:
повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
В методическом объединении на протяжении 2017-2018 учебного года использовались следующие формы повышения профессионального мастерства учителей:
разработка собственной программы самообразования (изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес);
рефлексия и анализ собственной деятельности;
накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию,
разработка и совершенствование образовательных программ и технологий;
создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке;
разработка собственных средств наглядности;
самостоятельное проведение исследований;
постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
изучение, обобщение и ретрансляция педагогического опыта (открытый урок, мастер-класс, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, участие в работе методобъединения, педсоветов и семинарах в рамках школы, посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег, публикации);
собеседования с администрацией (персональные консультации);
прохождение плановой курсовой подготовки.
В течение всего учебного года учителя принимали активное участие в методической работе объединения школы.
В 2017-2018 учебном году было проведено 5 заседаний МО в различных формах: презентаций педагогического опыта, методических диалогов, тренингов, методических посиделок, мастер-классов, деловых игр, семинаров-практикумов, учебы педагогических кадров.
ЗАСЕДАНИЕ №1 (август)
ТЕМА: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год»
Цель: продолжить работу над повышением профессионального мастерства учителей начальных классов через использование современных педагогических технологий.
Задачи:
утвердить структуру деятельности методического объединения учителей начальных классов;
проанализировать календарно – тематическое планирование (рабочие программы) по предметам в соответствии с возможными изменениями программы, учебного плана, задачами внутришкольного контроля;
способствовать укреплению здоровья младших школьников;
проанализировать возможности УМК
Повестка:
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год
Рассмотрение рабочих программ, календарно – тематических планов по предметам, внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Рассмотрение учебной нагрузки.
Контроль и учет знаний по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир (составление графика контрольных работ) на 2017-2018 учебный год
Аттестация в 2017-2018 учебном году
Участие в кустовых МО.
Планирование работы программы «Организация проектной деятельности в начальной школе»
Краткий обзор новинок методической литературы.
Задачи:
Обобщить опыт педагогов по созданию ситуаций совместной, продуктивной и творческой деятельности;
Осуществить обмен педагогическим опытом учителей начальной школы по организации развивающей образовательной среды для обучающихся 1 – 4 классов
Форма: творческая мастерская – семинар
Повестка:
1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
2. Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
3. Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО.
4. Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения
5. Итоги школьных олимпиад по математике, русскому языку и литературному чтению
ЗАСЕДАНИЕ №4 (декабрь )
ТЕМА: «Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов».
Цель: Выбор вариантов итоговой комплексной работы для учащихся 1-4 классов.
Задачи:
обсудить варианты итоговой комплексной работы;
соблюдать единые требования к проведению и оцениванию итоговой комплексной работы;
выбрать единую форму диагностической карты комплексной работы.
Форма: круглый стол
Повестка:
1. Общая характеристика комплексной работы.
2. Цель и содержание комплексной работы
3. Спецификация комплексной работы.
4. Оценивание комплексной работы.
5. Анализ вариантов комплексной работы для 1-4 классов.
6. Итоги III-ей четверти.
7.Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
ЗАСЕДАНИЕ № 5 (май 25)
Тема: «Планируемые результаты начального общего образования. Анализ результативности работы МО за 2016/2017 учебный год»
Цель: через организацию продуктивного педагогического общения проанализировать деятельность МО учителей начальных классов за 2016/2017 учебный год.
Задачи:
провести педагогическую диагностику успешности обучения младших школьников;
выделить недостатки в деятельности МО и определить возможности педагогического коллектива начальной школы в более эффективной организации учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год.
Форма: свободная дискуссия.
Повестка:
Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых к/р за курс начальной школы.
Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (по классам).
Выполнение учебных программ.
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год.
Обсуждение плана работы и задач МО на 2018-2019 учебный год.
Обеспечение УМК на новый учебный год.
«Это нам удалось». Обзор методических находок учителей.
9. Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
Все заседания проведены своевременно, на них рассматривались не только теоретические вопросы, но и проводились практические семинары, во время которых учителя обменивались своим опытом, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.
Все члены МО равнозначно участвуют в запланированных мероприятиях. В следующем учебном году планируем также конструктивно участвовать в мероприятиях различного уровня, что в дальнейшем может сказаться на повышении результативности работы педагогов.
Вывод: вопросы, рассматриваемые на заседаниях МО, находят отражение в педагогической деятельности педагогов, что даёт возможность расширять свою профессиональную компетентность по различным аспектам преподавания.
Однако, перед учителями стоят две проблемы, которые требуют более глубокого осмысления и изучения с целью внедрения в образовательный процесс:
дальнейшая реализация программы деятельности педагогов МО учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий;
формирование концептуальных критериев системно-деятельностного подхода к содержанию образования в школе 1 ступени.
На протяжении учебного года проводились открытые уроки и взаимопосещение уроков, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, применение педагогического опыты, творческие отчеты учителей; изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Такой комплексный подход позволил каждому учителю найти свое место с учетом индивидуальных возможностей.
Приоритетным направлением работы методического объединения начальной школы является внедрение в практику современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования:
Технология проектного обучения.
Технология развития критического обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология совершенствования общеучебных умений.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Гуманно-личностная технология.
Технология игрового обучения.
Рекомендации по планированию и организации работы учебно-методического объединения педагогов
Учебно-методическое объединение – одна из самых распространенных форм коллективной методической работы. Его цель – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, а значит, и развитие системы образования в целом.
Деятельность учебно-методического объединения на современном этапе должно обеспечить качественное и своевременное усвоение учителями современной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета, освоение эффективного опыта его изучения.
Педагогами в рамках учебно-методического объединения обеспечивается пропаганда эффективной педагогической практики.
Велика роль учебно-методического объединения и в освоении педагогами современных образовательных технологий. В настоящее время наиболее актуальным является внедрение в практику работы педагогов методик и приемов, направленных на оптимизацию образовательного процесса, реализацию принципа здоровьесбережения школьников.
Принципиально новые условия, с которыми сталкивается современная школа, объективно порождают стремление педагогов к совместному обсуждению насущных образовательных проблем, с которыми в одиночку справиться весьма трудно.
Деятельность учебно-методических объединений не сводится только к проведению занятий. Она носит постоянный характер и направлена на оказание конкретной помощи каждому
В данных методических рекомендациях приводится примерное Положение о учебно-методическом объединении, переработанное с учетом современных тенденций системы образования, рекомендации по планированию и организации работы учебно-методического объединения, оформлению протоколов заседаний.
о школьном учебно- методическом объединении
Учебно-методическое объединение является структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение методической работы с педагогами по одному или нескольким родственным учебным предметам или направлениям деятельности.
Учебно-методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав учебно-методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.
В учреждениях общего среднего образования могут также создаваться учебно-методические объединения классных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов и т.п.
Количество учебно-методических объединений и их численный состав определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед учреждением задач, и устанавливаются приказом директора школы.
Учебно-методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора учебного заведения по представлению заместителя директора по учебной работе.
Учебно-методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
II . Задачи учебно-методического объединения:
III . Основные направления деятельности учебно-методического объединения:
IV.Основные формы работы в учебно-методическом объединении.
V. Организация деятельности учебно-методического объединения
Возглавляет учебно-методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами учебно-методического объединения.
Работа учебно-методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем учебно-методического объединения, рассматривается на заседании учебно-методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной работе) и утверждается директором школы.
Заседания учебно-методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель учебно-методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других учебно-методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей или учителей.
Контроль за деятельностью учебно-методических объединений осуществляется директором школы и его заместителями в соответствии с планами методической работы школы и внутреннего контроля.
VI. Документация учебно- методического объединения:
VII. Права учебно- методического объединения
Методическое объединение, как коллегиальный орган, имеет право:
Памятка
по анализу работы учебно-методического объединения
3.2. соответствие формы и содержания;
3.3. использование активных форм работы с педагогами;
3.4. дифференциация работы с педкадрами (работа с молодыми специалистами, опытными педагогами и т.п.);
3.5. привлечение к работе учебно-методического объединения учителей, прошедших курсовую подготовку;
3.6. взаимодействие с другими учебно-методическими формированиями;
3.7. инициативность и заинтересованность членов учебно-методического объединения.
9.2. наличие протоколов заседаний;
9.3. наличие и качество методических рекомендаций и разработок, созданных в процессе деятельности учебно-методического объединения, их практическая направленность и востребованность педагогами.
Составляя анализ работы учебно-методического объединения, необходимо обратить внимание на:
— логическую последовательность изложения;
— аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
— точность оценок, исключающих субъективизм;
— чёткость и обоснованность предложений.
Диагностика образовательных запросов педагогов
Диагностика образовательных запросов и профессиональных затруднений педагогов может осуществляться с помощью различных методик: собеседование, тестирование, анкетирование, анализ уроков и др. Анкетирование является одной из наиболее достоверных методик сбора информации. Мы предлагаем варианты анкет по выявлению образовательных запросов педагогов, используемые ранее в работе районных учебно- методических объединений (приложения 1, 2). Результаты анкетирования должны быть проанализированы. Желательно представить их более наглядно можно представить в виде графиков и диаграмм.
Рекомендации по планированию работы
учебно-методического объединения
Постановка целей осуществляется исходя из:
Цель деятельности учебно-методических объединений структурируется из общешкольной. Например, если цель работы школы «Формирование здоровьесбероегающей среды в учебном заведении», то цель работы учебно-методического объединения может быть определена как «Освоение методик и технологий, направленных на здоровьесбережение учащихся» либо «Освоение способов оптимизации учебного процесса» и т.п.
Типичная ошибка – цель формулируется без учета временных рамок, «на всю оставшуюся жизнь», слишком общими фразами. Например: «Совершенствование уровня профессиональной подготовки учителя». Такую цель невозможно выполнить за один учебный год, кроме того, сложно диагностировать степень ее выполнения.
Задачи работы учебно-методического объединения – это способы реализации цели. Например, если цель работы учебно-методического объединения учителей-предметников сформулирована как «Совершенствование педагогической деятельности учителей по реализации обновленного образования», то задачи могут быть определены следующим образом:
Содержание заседаний учебно-методического объединения должно соответствовать поставленной цели.
Формы проведения заседаний определяются в зависимости от их целей и содержания. Возможные формы перечислены в положении о учебно-методическом объединении. В одном заседании может иметь место использование нескольких форм одновременно.
Желательно указать литературу, которую можно использовать для подготовки занятия, однако это не является обязательным.
План работы школьного учебно-методического объединения утверждается директором учреждения.
Пример плана работы учебно- методического объединения приведен в приложении.
Типичные ошибки при планировании работы учебно-методического объединения:
на одно заседание запланировано слишком много вопросов, либо очень объемные вопросы, для изучения которых требуется несколько заседаний;
содержание заседаний сводится к посещению открытого урока и его анализа;
постоянно используются одни и те же формы работы, отсутствуют активные формы работы;
крайне редко рассматриваются проблемы аналитических умений педагогов,
рассматриваются мало либо не рассматриваются вообще вопросы теории преподаваемого предмета, отсутствует разбор наиболее сложных и новых тем учебной программы.
Изучение теоретических вопросов должно осуществляться в первую очередь, в рамках учебно-методического объединения как учебно-методического формирования, объединяющего педагогов одного или смежных предметов.
В планах работы учебно-методических объединений возможно указание не только заседаний, но и содержания работы МО в период между ними (взаимопосещение уроков, разработка заданий олимпиад, контроль за преподаванием предмета и т.п.).
Организация работы учебно-методического объединения.
Организация и эффективность работы учебно-методического объединения во многом зависит от его руководителя. Именно руководитель УМО решает все организационные вопросы по проведению заседаний и деятельности учебно-методического формирования в период между ними.
Работа в учебно-методическом объединении должна быть совместной, необходимо заранее познакомить всех членов УМО с планом работы. Каждый педагог должен приходить на заседания подготовленным, иметь при себе материалы по рассматриваемой теме, быть готовым к дискуссии. Этому способствует система домашних заданий для членов учебно-методического объединения. Виды домашних заданий могут быть такими: моделирование урока (целиком или фрагментарно), разработка системы уроков, подбор литературы по определенной теме, составление текстов контрольных работ, представление собственного опыта по проблеме и т.п.
При проведении заседаний следует избегать слишком длительных и слишком научных выступлений – «докладов», списанных из методических журналов. Гораздо более эффективным будет коллективное обсуждение статьи и обмен опытом работы по проблеме.
Повышению эффективности деятельности работы учебно-методических объединений способствует применение активных форм работы с педкадрами.
Работа учебно-методического объединения тем успешнее, чем более рационально распределены обязанности и задания между его членами. И в данном случае руководителю учебно-методического объединения нужно быть и методистом, и психологом. Не стоит поручать учителю, который не владеет на должном уровне технологией, открытый урок с ее использованием – толку от этого будет немного. Гораздо эффективнее поручить подобрать теоретический материал по проблеме. Результативная работа учебно-методического объединения возможна только при условии благоприятного психологического микроклимата, доверия и взаимоуважения между его членами.
При посещении открытого урока учителя должны познакомиться с проектом урока, детально проанализировать учебное занятие. Открытые уроки должны соответствовать теме заседания.
По итогам проведения заседаний вырабатываются рекомендации.
На следующем заседании целесообразно обратиться вновь к данным рекомендациям – проанализировать их выполнение.
Оформление протоколов заседаний и систематизация материалов учебно-методического объединения
В протоколе заседания фиксируется повестка дня, обсуждение вопросов, принятые рекомендации. В них должна быть четко изложена точка зрения членов учебно-методического объединения по обсуждаемым вопросам, а не просто констатация факта выступления. Протоколы оформляются согласно требований СТБ (приложение 3). К протоколам прилагаются материалы: выступления педагогов, рефераты, планы-конспекты уроков и т.п.
Диагностика образовательных запросов педагогов (учителей-предметников)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШМО
Рассмотрены на заседании методического совета
(протокол от 20.02.2017 № 1)
Рекомендации по организации работы
школьного методического объединения.
Внедрение новых стандартов в российском образовании повышает требования к профессиональной подготовке педагогов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит ШМО (школьным методическим объединениям), которые являются доминирующей формой методической работы в школе.
Методические объединения создаются в школе, если есть 3 и более учителей одной специальности. В случае их отсутствия создаются межпредметные (цикловые) методические объединения, например: учителей социально-гуманитарного цикла, природно-математического цикла и др.
Руководит работой методического объединения педагог, который избирается всеми членами ШМО на период времени, указанное в локальном акте школы (необходимым условием является наличие в ОУ локального акта «Должностные обязанности руководителя МО»). Заседания ШМО проводятся 4-5 раз на протяжении учебного года.
В процессе организации работы важно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы работы: творческие отчеты учителей, «круглые столы», методические фестивали, семинары-спутники, методические диалоги, методический ринг, методический мост, мозговая атака, методический аукцион, методические посиделки, педагогический КВН, проблемный стол, дискуссия, педагогический турнир и др. (приложение 1).
Деятельность ШМО направлена на решение таких задач:
1. Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся.
2. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.
3. Проводить обмен опытом эффективной педагогической деятельности.
4. Выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания.
5. Способствовать овладению современными достижениями психолого-педагогической науки и практики.
6. Создавать условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой деятельностью педагогов.
Рассмотрены на заседании методического совета
(протокол от 20.02.2017 № 1)
Рекомендации по организации работы
школьного методического объединения.
Внедрение новых стандартов в российском образовании повышает требования к профессиональной подготовке педагогов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит ШМО (школьным методическим объединениям), которые являются доминирующей формой методической работы в школе.
Методические объединения создаются в школе, если есть 3 и более учителей одной специальности. В случае их отсутствия создаются межпредметные (цикловые) методические объединения, например: учителей социально-гуманитарного цикла, природно-математического цикла и др.
Руководит работой методического объединения педагог, который избирается всеми членами ШМО на период времени, указанное в локальном акте школы (необходимым условием является наличие в ОУ локального акта «Должностные обязанности руководителя МО»). Заседания ШМО проводятся 4-5 раз на протяжении учебного года.
В процессе организации работы важно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы работы: творческие отчеты учителей, «круглые столы», методические фестивали, семинары-спутники, методические диалоги, методический ринг, методический мост, мозговая атака, методический аукцион, методические посиделки, педагогический КВН, проблемный стол, дискуссия, педагогический турнир и др. (приложение 1).
Деятельность ШМО направлена на решение таких задач:
1. Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся.
2. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.
3. Проводить обмен опытом эффективной педагогической деятельности.
4. Выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания.
5. Способствовать овладению современными достижениями психолого-педагогической науки и практики.
6. Создавать условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой деятельностью педагогов.
Работа методического объединения предусматривает:
1. Диагностику профессиональных затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм и методов повышения квалификации на основе потребностей.
2. Разработку рекомендаций по содержанию, методам и формам организации учебно-воспитательной деятельности; повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
3. Разработку основных направлений и форм активизации познавательной, научно-практической деятельности учащихся во внеклассной и внеурочной работе (олимпиады, конкурсы, предметные недели, аукционы знаний).
4. Совершенствование содержания образования, рецензирование, экспертиза рабочих программ.
5. Изучение, обобщение, пропаганда передового педагогического опыта, создание банка передового опыта.
6. Рассмотрение материалов для проведения мониторинга эффективности деятельности ШМО.
7. Совершенствование педагогического мастерства учителей с целью оказания методической помощи в организации работы ШМУ, временных творческих групп и педагогических мастерских.
Планирование работы ШМО начинается с проблемно-ориентированного анализа работы за предыдущий учебный год.
Анализ методической деятельности МО за истекший год осуществляется на основе данных мониторинга эффективности работы.
Критериями успешности работы МО являются конечные результаты, тенденции развития образовательного процесса. Степень успешности определяется положительными изменениями, достигнутыми МО по сравнению с предыдущими годами.
Анализ работы учителей методического объединения должен содержать:
— сравнение с предыдущим учебным годом по всем показателям деятельности МО;
— аргументированность и точность оценок;
— установление причинно-следственных связей и доказательности выводов;
— использование диаграмм, таблиц, графиков, иллюстрирующих выводы;
— четкость и педагогическую обоснованность выводов и предложений;
— проблема (проблемы), которую(ые) необходимо решить.
В анализ работы необходимо включить ряд вопросов (структуру анализа целесообразно выстроить в соответствии с разделами годового плана):
— анализ кадрового состава (с указанием результатов (итога) работы над темой по самообразованию), повышение профессиональной компетенции учителей (в т.ч. участие в конкурсных программах, вебинарах),
Работа методического объединения предусматривает:
1. Диагностику профессиональных затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм и методов повышения квалификации на основе потребностей.
2. Разработку рекомендаций по содержанию, методам и формам организации учебно-воспитательной деятельности; повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
3. Разработку основных направлений и форм активизации познавательной, научно-практической деятельности учащихся во внеклассной и внеурочной работе (олимпиады, конкурсы, предметные недели, аукционы знаний).
4. Совершенствование содержания образования, рецензирование, экспертиза рабочих программ.
5. Изучение, обобщение, пропаганда передового педагогического опыта, создание банка передового опыта.
6. Рассмотрение материалов для проведения мониторинга эффективности деятельности ШМО.
7. Совершенствование педагогического мастерства учителей с целью оказания методической помощи в организации работы ШМУ, временных творческих групп и педагогических мастерских.
Планирование работы ШМО начинается с проблемно-ориентированного анализа работы за предыдущий учебный год.
Анализ методической деятельности МО за истекший год осуществляется на основе данных мониторинга эффективности работы.
Критериями успешности работы МО являются конечные результаты, тенденции развития образовательного процесса. Степень успешности определяется положительными изменениями, достигнутыми МО по сравнению с предыдущими годами.
Анализ работы учителей методического объединения должен содержать:
— сравнение с предыдущим учебным годом по всем показателям деятельности МО;
— аргументированность и точность оценок;
— установление причинно-следственных связей и доказательности выводов;
— использование диаграмм, таблиц, графиков, иллюстрирующих выводы;
— четкость и педагогическую обоснованность выводов и предложений;
— проблема (проблемы), которую(ые) необходимо решить.
В анализ работы необходимо включить ряд вопросов (структуру анализа целесообразно выстроить в соответствии с разделами годового плана):
— анализ кадрового состава (с указанием результатов (итога) работы над темой по самообразованию), повышение профессиональной компетенции учителей (в т.ч. участие в конкурсных программах, вебинарах),
презентация собственного опыта в сети Интернет (наличие собственного сайта);
— анализ выполнения рабочих программ по предметам учебного плана (с указанием причин невыполнения программы);
— инновационная деятельность членов ШМО (участие в инновационных проектах Всероссийского, регионального и муниципального уровней);
-участие в районной программе «Способные. Творческие. Одарённые (анализ участия во всероссийской олимпиаде по предметам, участие в работе МАН, предметных конкурсах);
-участие в Интернет олимпиадах и конкурсных программах;
-изучение, обобщение и распространение идей передового педагогического опыта, достижений науки и образовательных технологий (анализ опыта работы учителей, работающих в инновационном режиме);
-материальная база кабинетов (показать % оснащения кабинетов, как пополняется МТБ и УМБ);
— анализ ГИА успеваемости по предмету (в сравнении с предыдущим учебным годом, определить причины снижения (повышения) успеваемости, показать возможности совершенствования качества урока и индивидуальной работы на уроке);
Планирование составляется на учебный год, рассматривается на заседании МО, МС и утверждается директором школы.
План работы методического объединения должен содержать:
— анализ работы МО за прошедший учебный год;
— тему, цель и задачи на новый учебный год;
— систему работы по реализации целей и задач в новом учебном году.
Цель и задачи методического объединения на новый учебный год формулируются исходя из перспективных целей работы, определенных в Уставе школы, программе ее развития; анализа состояния работы МО, степени решения проблем в предыдущие годы; требований социального заказа; научных рекомендаций и реальных возможностей.
Конкретизируется цель в задачах по каждому направлению деятельности.
Основные направления деятельности методических объединений, по которым может осуществляться планирование работы:
I. Организационно-методическая работа.
Тематика заседаний МО.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.
Организация деятельности проблемных, рабочих, творческих групп.
Организация и проведение коллективных форм методической работы.
Организация взаимопомощи, взаимопосещение уроков.
Создание баз и банков данных, способствующих эффективной реализации методической деятельности.
Планирование работы преподавателей по самообразованию; распространение передового опыта работы и т.д.
График прохождения курсовой подготовки и планирование отчетов педагогов по материалам курсов.
Методические семинары, практикумы.
Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, педагогических чтениях, фестивалях и т.п.
Творческие отчеты педагогов, рабочих и творческих групп.
Предъявление результатов самообразования педагогов в различных формах.
Информирование педагогов об УМК, новинках педагогической литературы, современных образовательных технологиях, результативности деятельности педагогов.
Формирование информационно-методической базы инновационной деятельности.
Изучение инновационных технологий, создание условий для их внедрения учителями МО, прогнозирование результатов внедрения и сравнение прогнозируемых результатов с реальными.
Информирование о ходе реализации содержания инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности.
Методические мероприятия для педагогов, направленные на повышение их педагогического мастерства и позволяющие наиболее качественно реализовать инновации в образовательном процессе (семинары, практикумы, консультации, открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты др.).
IV. Информационно – методическая поддержка подготовки и проведения аттестации педагогических кадров.
График аттестации педагогических кадров.
Открытые занятия, творческие отчеты аттестуемых педагогов.
Изучение и анализ результатов работы педагога.
презентация собственного опыта в сети Интернет (наличие собственного сайта);
— анализ выполнения рабочих программ по предметам учебного плана (с указанием причин невыполнения программы);
— инновационная деятельность членов ШМО (участие в инновационных проектах Всероссийского, регионального и муниципального уровней);
-участие в районной программе «Способные. Творческие. Одарённые (анализ участия во всероссийской олимпиаде по предметам, участие в работе МАН, предметных конкурсах);
-участие в Интернет олимпиадах и конкурсных программах;
-изучение, обобщение и распространение идей передового педагогического опыта, достижений науки и образовательных технологий (анализ опыта работы учителей, работающих в инновационном режиме);
-материальная база кабинетов (показать % оснащения кабинетов, как пополняется МТБ и УМБ);
— анализ ГИА успеваемости по предмету (в сравнении с предыдущим учебным годом, определить причины снижения (повышения) успеваемости, показать возможности совершенствования качества урока и индивидуальной работы на уроке);
Планирование составляется на учебный год, рассматривается на заседании МО, МС и утверждается директором школы.
План работы методического объединения должен содержать:
— анализ работы МО за прошедший учебный год;
— тему, цель и задачи на новый учебный год;
— систему работы по реализации целей и задач в новом учебном году.
Цель и задачи методического объединения на новый учебный год формулируются исходя из перспективных целей работы, определенных в Уставе школы, программе ее развития; анализа состояния работы МО, степени решения проблем в предыдущие годы; требований социального заказа; научных рекомендаций и реальных возможностей.
Конкретизируется цель в задачах по каждому направлению деятельности.
Основные направления деятельности методических объединений, по которым может осуществляться планирование работы:
I. Организационно-методическая работа.
Тематика заседаний МО.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.
Организация деятельности проблемных, рабочих, творческих групп.
Организация и проведение коллективных форм методической работы.
Организация взаимопомощи, взаимопосещение уроков.
Создание баз и банков данных, способствующих эффективной реализации методической деятельности.
Планирование работы преподавателей по самообразованию; распространение передового опыта работы и т.д.
График прохождения курсовой подготовки и планирование отчетов педагогов по материалам курсов.
Методические семинары, практикумы.
Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, педагогических чтениях, фестивалях и т.п.
Творческие отчеты педагогов, рабочих и творческих групп.
Предъявление результатов самообразования педагогов в различных формах.
Информирование педагогов об УМК, новинках педагогической литературы, современных образовательных технологиях, результативности деятельности педагогов.
Формирование информационно-методической базы инновационной деятельности.
Изучение инновационных технологий, создание условий для их внедрения учителями МО, прогнозирование результатов внедрения и сравнение прогнозируемых результатов с реальными.
Информирование о ходе реализации содержания инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности.
Методические мероприятия для педагогов, направленные на повышение их педагогического мастерства и позволяющие наиболее качественно реализовать инновации в образовательном процессе (семинары, практикумы, консультации, открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты др.).
IV. Информационно – методическая поддержка подготовки и проведения аттестации педагогических кадров.
График аттестации педагогических кадров.
Открытые занятия, творческие отчеты аттестуемых педагогов.
Изучение и анализ результатов работы педагога.
Экспертиза материалов аттестуемого педагога.
Инструктивно-методические совещания (изучение методических писем и рекомендаций).
Практические занятия по заполнению бланков регистрации, бланков ответов.
Практикумы по методике тестирования.
VI. Мероприятия по реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения.
Семинары, семинары- практикумы, «круглые столы» и т.д. по изучению и практическому внедрению основных направлений ФГОС
VII. Мониторинг эффективности методической работы.
Отслеживание хода и результативности деятельности учителей МО, выявление причин, оказание помощи педагогам при отрицательной и изучение опыта при положительной динамике.
Диагностика профессионального мастерства педагогов.
Анкетирование педагогов по выявлению эффективности методической работы.
Создание банка статистических данных, необходимых для анализа результативности методической работы.
В зависимости от специфики предметов в план работы методического объединения могут включаться и другие разделы (примерный план работы ШМО учителей английского языка, приложение 2).
Проблема ШМО должна отражать проблему района, школы. Задачи ШМО не должны дублировать функции школы. План должен быть структурирован по разделам (локальный акт школы).
Учитывая переход на новые стандарты, необходимо спланировать мероприятия по работе с учителями, направленные на реализацию положений стандарта с учетом специфики школы.
При планировании заседаний учитывать, что в работе ШМО могут принимать участие учителя различных предметов, а также учителя других ОУ (базовые центры) (тематика заседаний, исходя из проблемы ШМО).
Работа между заседаниями ШМО (межсессионная): проверка тетрадей, участие учителей в конкурсах профессионального мастерства, печатные работы, участие детей в конкурсах с фиксацией результатов, взаимопосещение уроков и др.
Необходимо планировать научно- методическую работу, если школа является экспериментальной площадкой.
Ведение протоколов должно отвечать требованиям ведения деловой документации, локальному акту школы (фиксировать информацию по выполнению решений предыдущего заседания).
На заседаниях ШМО рекомендуется рассмотрение таких вопросов:
1. Работа с Федеральным образовательным стандартом, внедрение в практику работы основных положений стандарта.
2. Изучение и реализация основных положений нормативных и документов об образовании.
3. Углубленное изучение методики преподавания предметов и опережающее рассмотрение наиболее сложных вопросов программ по предметам с демонстрацией открытых уроков.
4. Проблемы и основные пути внедрения в учебный процесс ЭОР и ЦОР ресурсов.
5. Овладение современными формами организации самостоятельной работы учащихся на уроках, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
6. Изучение возрастной психологии, психолого-педагогических возможностей детей.
7. Выработка оптимальных путей решения проблемы ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
8. Работа с одаренными учащимися.
9. Пути преодоления перегрузки учащихся в учебном процессе и др.
10. Преемственность в изучении учебных предметов.
Экспертиза материалов аттестуемого педагога.
Инструктивно-методические совещания (изучение методических писем и рекомендаций).
Практические занятия по заполнению бланков регистрации, бланков ответов.
Практикумы по методике тестирования.
VI. Мероприятия по реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения.
Семинары, семинары- практикумы, «круглые столы» и т.д. по изучению и практическому внедрению основных направлений ФГОС
VII. Мониторинг эффективности методической работы.
Отслеживание хода и результативности деятельности учителей МО, выявление причин, оказание помощи педагогам при отрицательной и изучение опыта при положительной динамике.
Диагностика профессионального мастерства педагогов.
Анкетирование педагогов по выявлению эффективности методической работы.
Создание банка статистических данных, необходимых для анализа результативности методической работы.
В зависимости от специфики предметов в план работы методического объединения могут включаться и другие разделы (примерный план работы ШМО учителей английского языка, приложение 2).
Проблема ШМО должна отражать проблему района, школы. Задачи ШМО не должны дублировать функции школы. План должен быть структурирован по разделам (локальный акт школы).
Учитывая переход на новые стандарты, необходимо спланировать мероприятия по работе с учителями, направленные на реализацию положений стандарта с учетом специфики школы.
При планировании заседаний учитывать, что в работе ШМО могут принимать участие учителя различных предметов, а также учителя других ОУ (базовые центры) (тематика заседаний, исходя из проблемы ШМО).
Работа между заседаниями ШМО (межсессионная): проверка тетрадей, участие учителей в конкурсах профессионального мастерства, печатные работы, участие детей в конкурсах с фиксацией результатов, взаимопосещение уроков и др.
Необходимо планировать научно- методическую работу, если школа является экспериментальной площадкой.
Ведение протоколов должно отвечать требованиям ведения деловой документации, локальному акту школы (фиксировать информацию по выполнению решений предыдущего заседания).
На заседаниях ШМО рекомендуется рассмотрение таких вопросов:
1. Работа с Федеральным образовательным стандартом, внедрение в практику работы основных положений стандарта.
2. Изучение и реализация основных положений нормативных и документов об образовании.
3. Углубленное изучение методики преподавания предметов и опережающее рассмотрение наиболее сложных вопросов программ по предметам с демонстрацией открытых уроков.
4. Проблемы и основные пути внедрения в учебный процесс ЭОР и ЦОР ресурсов.
5. Овладение современными формами организации самостоятельной работы учащихся на уроках, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
6. Изучение возрастной психологии, психолого-педагогических возможностей детей.
7. Выработка оптимальных путей решения проблемы ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
8. Работа с одаренными учащимися.
9. Пути преодоления перегрузки учащихся в учебном процессе и др.
10. Преемственность в изучении учебных предметов.