какие вопросы в первую очередь отнесены к разряду философских
Ответы на тесты по философии: Философия и ее роль в жизни человека и общества.
1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):
*а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.
2. Термин «философия» означает:
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
*г) любовь к мудрости;
3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
в) счастье человека;
*г) всеобщее в системе «мир-человек»;
д) поиск идеального общества.
4. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная;
б) методологическая и прогностическая;
в) аксиологическая и ориентационная;
*г) все эти функции вместе взятые.
5. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов;
в) интуитивного прозрения;
*г) рациональной аргументации;
7. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
*г) доводах и умозаключениях разума;
д) божественном откровении.
8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
*а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;
б) каковы критерии истины?
г) что есть добро и зло?
9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):
а) кто виноват (Герцен)?
*б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)?
*в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)?
*г) как быть счастливым (Сократ)?
д) что делать (Чернышевский)?
10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):
а) каковы точные размеры вселенной?
*б) в чем сущность человека?
в) из каких элементов состоит живая клетка?
*г) в чем смысл жизни?
д) какова родословная славян?
11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):
*а) разумное миропонимание;
в) истинное мироощущение;
г) специфическое мировосприятие.
12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:
13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
15. В своих истоках философия и наука опирались на:
16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;
б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;
в) фантастический рассказ, предание;
*г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;
д) сказка, выдумка, заведомый обман.
17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:
*в) в мифологической;
18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
*в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):
20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:
21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:
22. Центральной проблемой онтологии является:
а) смысл жизни человека;
б) познаваем ли окружающий нас мир;
*в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;
г) изучение законов мышления;
23. Аксиология — это учение:
*а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
в) о принципах познания;
г) о духовной культуре общества;
д) о сущности человеческой истории.
24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):
*а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;
б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;
*в) материя – это объективная реальность;
*г) атрибутом материи является движение;
д) пространство и время формы живого восприятия.
Философские вопросы: 135 вопросов для размышления
Философия — это изучение или попытка понять коренную природу реальности, существования и знания. Философские вопросы не имеют четких ответов. На самом деле, заданный философский вопрос часто приводит к еще большему количеству дополнительных вопросов.
Мы на saytpozitiva.ru уверены, что ответы на философские вопросы помогают нам понять себя и окружающий мир, а ключом к ответу является непредвзятость. Но для этого надо мыслить критически, системно и четко.
В этой статье мы собрали для размышления вопросы на философские темы о жизни, любви, человеческой природе, науке и технике, этике и морали. Некоторые вопросы довольно-таки сложные и вечные, тогда как другие простые и интересные.
Философские вопросы для размышления
Философские вопросы о жизни
Вечные или основные философские вопросы
Сложные философские вопросы на разные темы
Интересные вопросы философии
Философские вопросы о любви, отношениях и счастье
10 смешных философских вопросов
10 философских вопросов
Вместо заключения
Почему философские вопросы называют вечными?
Задавать вопросы — это суть человеческой природы. А любопытство заставляет людей открывать и узнавать обо всем, что их окружает. На протяжении всей истории человечества люди задали много вопросов, но которые они нашли исчерпывающие ответы.
Но есть вопросы, которые до сих пор остаются без ответов, их и называют вечными.
Что значит философский вопрос?
Это вопрос, на который нет однозначного и точного ответа. Каждый человек, отвечая на такой вопрос, пытается проанализировать и интерпретировать собственную точку зрения. Этот вопрос заставляет нас задуматься и по-другому мыслить, ведя к позитивной дискуссии.
Что понимают под философскими вопросами
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:00, контрольная работа
Краткое описание
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии».
Файлы: 1 файл
КР философия.docx
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
по дисциплине Философия_____________________ ___
Выполнил студент(ка): Чижова Людмила
Специальность: Финансы и кредит_______________
Регистрационный номер ___20303/В______________
(номер договора на обучение)
Подпись студента______________________ ________
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Ответ: Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
Не философы придумывают эти вопросы. Их «придумывает» жизнь. Философы — в меру своих сил и способностей — ищут ответы на них. Однако окончательного, простого ответа на эти вопросы не существует, таков характер философских проблем. Философские решения всегда гипотетичны. Но каждый шаг человеческой истории, каждая ступень социального опыта открывает перед философским разумом неведомые ранее грани действительности, дают возможность найти все более и более весомые аргументы в философских спорах, в отстаивании своих жизненных позиций и убеждений. Философии, как и философских споров, нет только там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия, там, где люди не осознают ни свободы, ни ответственности.
Философские вопросы — это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это он с помощью. разума! Всякая философия есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Ответ: Античная философия – это философия др.греков и римлян, начиная с конца 7 в до н.э. – до 6 в н.э. Относительным признаком был комоцентризм. Космоцентризм (с греч космос- строй, порядок) – обсуждали проблемы бытия, существования.
1. До сократический 5-7 в до н.э. Школы:
2. Классический середина 5-4 в до н.э. Школы:
2 – воины – защитники,
Учение о триаде: всё состоит из 3-х субстанций: 1 –единое, 2 – ум, 3 – душа.
-1 теоретическая (познание ради познания),
-2 практическая (руководящие идеи для поведения чел),
-3 творческая (познание для достижения чего – либо прекрасного).
«Платон мне друг, но истина дороже». Его философия близка к материализму, выступал за частную собственность, говорил: «Человек – общественное животное».
— 1 естественный необходимые (еда, вода, жильё),
— 2 неестественные но необходимые (богатство, слава),
— 3 неестественные не необходимые.
4. Римская 1 в до н.э. – 6 в н.э. – распространение философии скептиков и стоиков. Представители: Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий.
1. теоцентризм – центр учений Бог, доказательство существования Бога.
2. креоцинизм – идея о сотворённости мира Богом из ничего.
Основная тема философии:
3. схоластика – 6 – 15 в – тип религиозной философии, отличительными чертами которого являются оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, догматизм, надзидательство. Представитель: Фома Аквинский – основал учение томизм, включил теологию, философию, право.
Выдвинул 5 общих доказательства существования Бога:
4. мистика – религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами, единение с Богом и божественными силами.
Немецкая классическая Философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода. Родоначальник И. Кант. Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая развивается согласно присущей закономерности. Гегель считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу он называет абсолютной идеей или абсолютным духом. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока АИ в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям и т.п. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось в лице Христа. Оно явилось для людей “как высшая сила, которая овладела ими, но которою они не овладели”.
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Ответ: Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX – начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Зато благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х тт.
Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку.
Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием. В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали еще в неразвитой форме, чаще всего под общим наименованием «исторический материализм». С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. В нее включались также общественно-политические, экономические и иные воззрения. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую.
100++ философских вопросов, которые заставят ваш мозг думать
Наш мозг – удивительный инструмент познания и настоящий дар для тех, кто умеет им пользоваться. Этот чрезвычайно мощный компьютер на наших плечах способен решать такие задачи, которые многим современным и мощнейшим ЭВМ просто не под силу, особенно, если дело касается творчества. Однако для того, чтобы наш мозг работал эффективно, ему необходимо регулярная тренировка, а это значит, мы должны время от времени давать нашему мозгу трудные задачи. И вроде это не проблема, но как быть, если вам просто лень решать задачи, и не хочется ничего делать? В таком случае вы можете заставить свой мозг думать, задавая себе философские вопросы.
Начать, пожалуй, следует с главных вопросов, которые интересовали многих философов древности и продолжают волновать многих мыслящих людей в наше время.
Глобальные вопросы философии:
Можно придумать тысячи самых разных вопросов, которые бы заставили ваш мозг думать, и вы можете сделать это, на основе следующих 40 общих для философии вопросов, которые я предлагаю вашему вниманию в дополнение к обещанным 50 вопросам философии, которые вы найдете в нижней части статьи.
Общие вопросы философии:
Далее привожу список общих вопросов, задаваясь которыми вы можете потренировать своё воображение, логические способности и гибкость мышления.
Разные философские вопросы для размышления:
Размышляя над такими вопросами, вы не только заставите свой мозг думать, но и, возможно, найдете для себя что-то новое в тех ответах, которые будут приходить к вам в голову. Важно, что вам не нужно сильно напрягаться, чтобы найти ответы, просто включайте воображение и пытайтесь представить эти ответы в своей голове. Регулярные размышления над представленными здесь или придуманными вами самостоятельно вопросами позволит поддерживать ваш мозг в тонусе и улучшит ваши творческие способности. Главное – не удерживайте свое воображение, не создавайте для него лишних границ из своих убеждений, ведь то, что может существовать в нашем мире очень часто выходит за рамки того, что мы вообще способны представить. Успехов вам!
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ
____________________________________________________
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ПРАКТИКУМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»
(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)
Выполнил:
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)
ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________
УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________
УЧЕБНЫЙ ГОД: 201__ – 201__
ВАРИАНТ: ___
Проверил:
(ученая степень, ученое звание, специальное звание)
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел практикума | Страница |
График контроля выполнения задания | ||
Организационно-методический раздел | ||
ЗАДАНИЯ | ||
Часть 1. Философия бытия и познания | ||
Часть 2. Философия человека | ||
Часть 3. Философия общества и культуры | ||
Часть 4. Анализ философского текста | ||
Литература и электронные ресурсы |
ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА
№ | Задания по теме (части) | Срок выполнения | Оценка | Подпись преподавателя | Примечания |
Философия бытия и познания (с. 4–15) | |||||
Философия человека (с. 16–24) | |||||
Философия общества и культуры (с. 25–33) | |||||
Анализ философского текста (с. 34–36) |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.
Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).
ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.
ЗАДАЧАМИпрактикума являются:
· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;
· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;
· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;
· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;
· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».
По результатам проверки заполненных частей практикума, в установленные сроки, за каждую часть выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).
По результатам проверки заполненного практикума (всех частей), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».
При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» (то есть неудовлетворительной оценки за любую из частей) практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.
ЗАДАНИЯ
ЧАСТЬ 1
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ
1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):
1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?
Одним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мыщления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.
Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.
1.1.2.В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?
Онтологический смысл «основного вопроса философии» заключается в определении того,
что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно.
1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)
Сущность противостояния материализма и идеализма состоит в проблеме
противоположности духа и материи. По мнению материалистов, бытие есть материя. По мнению вторых, бытие зависит от сознания, которое способно влиять на бытие.
На мой взгляд, нужно учитывать взаимозависимость внутренних процессов, происходящих в сознании человека, с внешними обстоятельствами.
1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?
Идеалистическое понимание единства мира заключается в понимании реальности как
материи, находящейся в непрерывном историческом развитии. Говорится о зависимости человеческих стремлений и побуждений от воздействия внешнего мира, которое запечатлевается в голове человека и отражается в виде чувств, мыслей, побуждений.
Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее.
Таким образом, нельзя быть полностью уверенным в истинности идеалистических или материалистических представлений, поскольку каждая из них имеет свою научную основу, которая позволяет принять то или иное положение относительно определения сущности бытия.
1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?
С развитием естествознания и ростом промышленности сторонники идеализма стали склоняться к позициям материализма и отрицать противоположность духа и материи. Например, философия Гегеля стала иметь материалистичную основу понимания бытия. Соглашаясь с Гегелем, Фейербах заметил, что вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга. По его мнению, материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи.
По мнению Фейербаха материализм является основой здания человеческой сущности и человеческого знания. Материализм он определяет как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа.
С развитием механики со стороны материализма человек стал восприниматься как машина. Философское мышление было антидиалектическим, поэтому мир не воспринимался как процесс, находящийся в непрерывном историческом развитии.
Таким образом, с развитием естествознания начались стираться границы между материализмом и идеализмом, притом, последний стал приобретать черты материализма, в соответствии с которым материя является основанием для всего сущего и способна определять сознание.
1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:
1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?
По мнению Декарта, основные гносеологические проблемы состоят в определении истинного познания. В соответствии с этим, он выработал принципы познания. Первый принцип состоит в том, чтобы никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, а именно, необходимо избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется ясным и отчетливым, что не подвергается сомнению.
Второй принцип заключается в разделении каждой рассматриваемой проблемы на несколько частей, требуемых для их разрешения.
Также необходимо упорядочивать собственные мысли, начиная с познания простых предметов и заканчивая более сложными.
Наконец, необходимо совершать обзоры с целью достижения уверенности в том, что ничего не потеряно.
Таким образом, гносеологические проблемы охватывают область познания и заключаются в том, чтобы отделить истинное от ложного, найти наиболее простой и правильный путь к познанию самой истины.
1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:
Главными гносеологическими категориями можно назвать субъект — тот, кто познает; объект — это то, что лежит в области познания, сам предмет познания. Познание составляет взаимодействие субъекта и объекта.
Само познание бывает чувственным и рациональным. Первое делится на ощущение, восприятие и представление. Особенностью чувственного познания является отражение мира в наглядной форме, существование непосредственной связи субъекта и объекта, отражение в основном внешних сторон и связей, постижение внутренних зависимостей с помощью первоначального обобщения чувственных данных.
Рациональное познание основано на понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому оно имеет чисто научный характер и на его основе возможно построение научных теорий.
Такая категория как мышление представляет собой процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.
В свою очередь, язык является знаковой системой, выполняющей функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, а также служит средством коммуникации между людьми.
Также к категориям гносеологии можно отнести истинность, ложь, дезинформацию. Истина адекватна действительности, а ложь и дезинформация — это искаженные знания, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.
Таким образом, гносеология основана на категориях, связанным с познанием, и включает в себя познающий субъект и объект. Средствами познания служат мышление и язык, а само знание может быть истинным или ложным.
1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?
Эмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.
Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.
Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии.
В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.
Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума.
Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека.
Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.
1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):
Главным в рационалистическом методе познания, по мнению Декарта, выступает заимствование из геометрического анализа и алгебры метода, основанного на движении познания от простейшего к сложному, на расчленении и выделении пропорции в познаваемых предметах, нахождении между ними последовательности, выражении чисел.
Таким образом, Декарт основным рационалистическим методом познания считал математический или арифметический метод, основу которого составляют числа.
1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):
По мнению Локка, все устроенное в природе способно воздействать на человеческие чувства и породить в душе некоторое восприятие, вызывающее в разуме идею.
Также необходимо, считает Локк, различать идеи, существующие в разуме и то, что лежит в природе. По его мнению, множество существующих в уме идей ощущения мало похожи на то, что находится вне нас.
Качеством предмета Локк называет то, в основе чего лежит способность вызывать идеи. Он делит их на первичные, которые неотделимы от материи, и вторичные, вызывающие ощущения и порождаемые первичными.
По мнению Локка, материя способна влиять на мозг, вызывая идеи, вторичные качества возникают посредством действия незаметных частиц на чувства человека. Поэтому, объем, форма, сцепление и движения частиц вызывают в человеке вкус, звук и т. д.
Вторичные качества способны изменяться под воздействием представления, а первичные нет.
Таким образом, в основе эмпиризма, по мнению Локка, лежат первичные (материальные) и вторичные (чувственные) качества. Первые порождают вторые, а поэтому познание возможно только опытным путем.
1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):
1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?
Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку
постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.
В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы сознания.
1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?
На мой взгляд, на каждом этапе развития философии преобладало или материалистическое, или идеалистическое направление. В современной науке эти два направления являются взаимодополняющими. При познании используют как методы материализма, так и идеализма. Поэтому, нельзя быть полностью уверенным, что победила какая-то одна из концепции, поскольку в зависимости от проблемы, одна из концепции может являться основополагающей или они в равной степени могут быть применены.
1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:
1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?
Сами понятия представляют собой отображение сущности предмета в человеческом мышлении, при которых предмет трактоваться или как объект, или как группа объектов, отношения между ними, или как связи свойств, которые абстрагированны от объектов.
Понятие возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, следовательно оно основано на предметных, коммуникативных и рефлексивных аспектах деятельности. Поэтому понятие выступает не только как способ бытия предмета, но в качестве выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие понятий связано не только с изменением предметов в мышлении, но и с изменением социальных форм, позиций и установок поведения людей.
Таким образом, понятие как развивающийся в деятельности человека предмет способно изменяться с развитием общества, познания и общественной практики.
1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?
В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.