какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста
Основы краеведческой подготовки туриста
Под термином «родной край» в туризме понимают область или, несколько шире, республику, если это небольшая по площади республика (Белоруссия, «Литва, Латвия, Эстония, Молдавия). Изучение родного края предусматривает знакомство с его географической и краеведческой характеристикой.
Краеведческая характеристика включает экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, другие памятные места истории и культуры нашего народа; музеи, передовые предприятия, колхозы и совхозы. Краеведческая подготовка туриста включает также обучение методике работы со специальной литературой: справочниками, путеводителями, методическими пособиями по краеведению и выполнению краеведческих наблюдений.
Уже на предварительном этапе подготовки туристов к походу краеведение играет важную роль. Изучение литературных источников о природных богатствах района путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном районе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач похода. При прохождении маршрута эти справки посредством наблюдений уточняются и дополняются.
Изучение вопросов охраны памятников истории и культуры народа неразрывно связано с такими разделами краеведческой подготовки, как история, этнография, архитектура.
Подробный сбор и обработка информации о походе (фотографирование, ведение дневника и т. п.) помогают качественно оформить отчет о походе, способствуют пропаганде туризма.
Особое внимание в краеведческой подготовке обращается на фотографирование и ведение маршрутных наблюдений (систематические метеонаблюдения, снегомерная маршрутная съемка, картирование маршрута). Приобретение навыков маршрутных наблюдений сначала в учебных целях, а затем в порядке учебно-исследовательской работы в дальнейшем оказывается эффективной формой подготовки туристов к выполнению серьезных заданий научных и общественных организаций и учреждений.
Какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста
Под термином «родной край» в туризме понимают область или, несколько шире, республику, если это небольшая по площади республика (Белоруссия, «Литва, Латвия, Эстония, Молдавия). Изучение родного края предусматривает знакомство с его географической и краеведческой характеристикой.
Краеведческая характеристика включает экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, другие памятные места истории и культуры нашего народа; музеи, передовые предприятия, колхозы и совхозы. Краеведческая подготовка туриста включает также обучение методике работы со специальной литературой: справочниками, путеводителями, методическими пособиями по краеведению и выполнению краеведческих наблюдений.
Уже на предварительном этапе подготовки туристов к походу краеведение играет важную роль. Изучение литературных источников о природных богатствах района путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном районе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач похода. При прохождении маршрута эти справки посредством наблюдений уточняются и дополняются.
Изучение вопросов охраны памятников истории и культуры народа неразрывно связано с такими разделами краеведческой подготовки, как история, этнография, архитектура.
Подробный сбор и обработка информации о походе (фотографирование, ведение дневника и т. п.) помогают качественно оформить отчет о походе, способствуют пропаганде туризма.
Особое внимание в краеведческой подготовке обращается на фотографирование и ведение маршрутных наблюдений (систематические метеонаблюдения, снегомерная маршрутная съемка, картирование маршрута). Приобретение навыков маршрутных наблюдений сначала в учебных целях, а затем в порядке учебно-исследовательской работы в дальнейшем оказывается эффективной формой подготовки туристов к выполнению серьезных заданий научных и общественных организаций и учреждений.
Методические рекомендации. Краеведческая работа в туристском походе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»
Краеведческая работа в туристском походе
Автор: Введенская Ирина Викторовна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»
Симферополь, 2021 г.
3. Экскурсия и туристский поход, как форма проведения краеведческой работы в походе…………………………………………………………………5
4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе……………………………………………………………………………7
4.1 Урок на местности (обучение краеведческим навыкам)…………………8
4.2. Техническое описание маршрута …..…………………………………….12
4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия)…………………………..……………………………………….13
4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах………………………………………………………………………. 14
1. Пояснительная записка
Вопросом проведения краеведческой работы с обучающимися занимались на всех этапах развития образования в нашей стране. Тем не менее этот вопрос не утратил своей актуальности, в связи чем хочется уделить особое внимание проведению краеведческой работы в туристском походе.
Туристско-краеведческая работа многообразна по формам и способствует разностороннему развитию личности ребёнка, изучению своего края, укреплению физических сил, совершенствованию туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности, работы в коллективе и воспитывает патриота своей Родины. Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая работа.
Актуальность данной работы заключается в теоретически обоснованном подходе к организации краеведческой работы. Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции.
Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам учреждений дополнительного образования.
Цель: повышение квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов посредством ознакомления с вопросами организации и проведения краеведческой работы в туристских походах.
Задачи: познакомить слушателей с теоретическими аспектами организации и проведения краеведческой работы; предложить варианты проведения краеведческих исследований в походе.
В современном мире все большое значение приобретает всестороннее развитие подрастающего поколения. При изучении естественных наук в школе есть ряд недостатков, главным из которых является отсутствие экспериментальной деятельности в исследовании экосистем, природных комплексов, экономики, истории родного края. Обучающиеся в классах изучают эти вопросы лишь теоретически и не имеют возможности подкрепить свои знания на практике. Краеведческие туристские походы – это одна из наиболее увлекательных форм работы с обучающимися. Именно благодаря краеведению можно воспитать любовь к природе малой Родины, научить заботиться об окружающей среде, научить самостоятельно пополнять свои знания, выработать активную жизненную позицию гражданина своей Родины.
Цель рекомендаций: обобщение и описание проведения краеведческой работы в туристских походах.
— описать теоретические аспекты организации краеведческой работы в туристском походе;
— представить варианты организации краеведческой работы в туристском походе.
3. Экскурсии и туристские походы, как форма проведения краеведческой работы в походе.
Главное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе. Для накопления краеведческого и экологического материала большое значение имеют краеведческие походы.
Краеведческие походы подразделяются на однодневные и многодневные. Многодневные походы подразумевают выезд на отдаленную территорию на большое количество дней. Такие походы организуются в каникулярное время.
Поход выходного дня – наиболее доступный вид туристского похода. Продолжительность похода выходного дня от 1 до 3 суток. Такие походы можно организовать и во время учебного года, например, на выходных. Походы выходного дня – это своеобразные мини-путешествия, служащие для отработки каких-либо полезных в походе навыков и умений, а также получения новых знаний об окружающей среде.
Данный вид похода не требуют особой физической подготовки. В сущности – это прогулка, которая для простого городского жителя становится увлекательным, запоминающимся путешествием.
Участники похода знакомятся с родным краем – его жизнью, природой, достопримечательностями, расширяют свой кругозор, приобщаются к физической культуре, осваивают начальные туристские навыки. Нередко походы выходного дня проводятся с учебной целью или с целью тренировки перед дальними путешествиями.
Краеведческий поход выходного дня – это поход выходного дня с целью изучения или ознакомления с природой родного края, а также закрепление полученного теоретического материала. Каждый краеведческий поход должен иметь три обязательные задачи:
— познавательная – знакомство с достопримечательностями на маршруте, ведение исследований и комплексных физико-географических наблюдений;
— общественно-полезная – сбор краеведческого материала или выполнение заданий научных организаций, например, географического общества или общества охраны природы;
— оздоровительная – важна, т. к. поход проводится в каникулярное время или на выходных и обучающиеся должны вернуться непереутомленными.
— ознакомить обучающихся с методами исследования окружающей природной среды;
— ознакомить с основами автономного существования на природе (разжигание костра, приготовление пищи на костре);
— способствовать развитию интереса к познанию природы и способности иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;
— способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных (установление причинно-следственной зависимости: оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением своей местности;
— закрепление на практике эколого-краеведческих, географических навыков и умений;
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе и чувства ответственности за свои поступки;
— сбор данных о родном крае.
Полученные во время похода знания, умения и навыки помогут обучающимся лучше разбираться в физико-географических процессах, более уверенно чувствовать себя в автономных условиях существования.
Данный вид похода уникален тем, что за короткое время ученики могут практически подкрепить большой объем знаний. Походы выходного дня необходимы в образовательном процессе. Во-первых, походы вызывают интерес у обучающихся, во-вторых, учебный процесс во время краеведческого похода проходит более увлекательно, в-третьих, походы выполняют и оздоровительную функцию, которая включает в себя нахождение на свежем воздухе, физические нагрузки, а также психолого-эмоциональную разгрузку. Полученные знания, обучающиеся могут применять в повседневной жизни.
4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.
В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие исследования можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы видим из следующей таблицы.
Краеведческая работа в походе
Классификация краеведческих исследований
Формы и методы сбора краеведческого материала в походе
Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований
· топографические (маршрутная схема)
· геоморфологические (участки рельефа)
· геологические (геологические карты, коллекции минералов)
· гидрологические (изучение родников, рек, озер)
· метеорологические (изучение погодных явлений)
· ботанические (изучение флоры)
· зоологические (изучение фауны)
· археологические (изучение дольменов, курганов)
· топонимические (происхождение названий объектов)
§ изучение литературных и интернетисточников
§ опрос местного населения, беседа
§ топографическая глазомерная съемка
§ составление маршрутной схемы
§ описание, составление паспортов объектов
§ сбор коллекции материала
§ измерения с помощью технических средств, спец. снаряжения
ü анемометр динамический
ü высотомер (альтиметр)
ü саперная лопатка
ü геологический молоток
ü ботаническая папка
Также в туристских походах в зависимости от его сложности, возраста и подготовки участников можно использовать следующие формы краеведческих исследований:
4.1. Урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
4.2. Техническое описание маршрута;
4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).
Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание.
Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием обучения в школе и активного использовать их в образовательных программах дополнительного образования.
4.1. Урок на местности
В ходе подготовки к туристскому походу, а также во время самого путешествия можно провести обучение конкретным краеведческим исследовательским навыкам.
Перечень краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:
1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные способы ориентирования по местным признакам.
2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп, просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность прогноза погоды, возможность использования в пищу.
6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).
7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза, предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.
8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.
9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала, ориентирование по звездам и Луне).
10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.
11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.
12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.
13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом, усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин, почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации или помощи, с целью безопасного проведения похода.
14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей (шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте, около магистралей с целью безопасного проведения похода.
15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их преодоления.
16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения информации для безопасного проведения похода.
17. Определение мест, потенциально интересных для археологических, этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.), поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.
Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и подготовки участников, а также сложности похода.
1. Способы определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты) в условиях похода.
2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона) в условиях похода.
3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях похода.
4. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми.
5. Определение направления и характера следов человека; определение местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.
6. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
7. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.
8. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
9. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.
10. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского лагеря на данном участке леса.
11. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
12. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности и возможность использования в пищу.
13. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.
14. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.
15. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака, предсказания погоды.
16. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.
17. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на безопасность переходов и стоянок.
18. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.
19. Определение направления по звездам и Луне.
20. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря, организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.
21. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд и т.п.
22. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и т.п.), способы проверки качества и очистки воды.
23. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки качества и очистки воды.
24. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в речных долинах.
25. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом, садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика, санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа, торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.
26. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная дорога, трубопроводы, каналы и т.п.), способы их преодоления с целью безопасного проведения похода.
27. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные, кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.
28. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на характер растительности, сельскохозяйственных посевов.
29. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.
30. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра, определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью метеорологического прогноза в туристском походе.
31. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза в туристском походе.
32. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.), способы получения информации о них для безопасного проведения похода.
33. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
34. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста, профессии для получения необходимой информации.
35. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований, элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные организации.
36. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.
37. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.
38. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.
39. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных ситуациях.
4.2. Техническое описание маршрута
Завершающим этапом туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о походе. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных объектов на маршруте и т.п.
Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.
Основные требования к техническому описанию маршрута:
1. описание ведется в хронологической последовательности;
2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности;
3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению (для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);
4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.
При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так, например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное геоморфологическое описание долины нет необходимости.
Туристский поход характеризуется обязательным преодолением на маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута, его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по стандартизированным методикам.
Составление такого отчета о туристском походе должно считаться полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для туристских групп.
4.3. Краеведческое исследование
Темы краеведческих исследований на маршрутах туристских походов могут быть самые разные в зависимости от интересов группы, исследовательских традиций, педагогических задач и т.п. Но в основе хотелось бы видеть темы, так или иначе направленные на пополнение данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах в районах, имеющих познавательный интерес для возможного использования их в работе с детьми.
Перечень туристско-экскурсионных и краеведческих объектов родного края может включать комплексные описания:
1. локальных природно-экологических объектов;
2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;
3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
6. объектов этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или краеведческий интерес;
7. исторических памятников и событий, связанных с данным местом;
8. архитектурных памятников и исторических событий, связанных с данным местом.
Основой сбора материала для такой базы данных могут быть краеведческие исследования в туристских походах.
4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах
Как уже неоднократно говорилось выше, основным содержанием краеведческой работы может быть изучение отдельных сторон или объектов природы своей местности. По мере накопления знаний и опыта учащихся, могут быть созданы отдельные группы из участников похода, производящих исследования по следующим направлениям: метеорология, гидрография, биология (зоология, ботаника) со всеми отдельными науками ей присущими, физико-географическое, геология, топографическое, картографическое. Это напрямую зависит от интересов и потребностей детей, а также краеведческих целей и задач в определённом походе.
Следует отметить, что физико-географическое направление исследований в походе имеет обязательное значение в связи с тем, что одним из разделов Отчёта о туристском походе (путешествии, экспедиции) является физико-географическая характеристика района путешествия. Элементы топографии и картографии так же являются неотъемлемой частью любого туристского похода.
Примерная структура занятий каждой из названных выше направлений исследований.
1. Цели, задачи и содержание работы группы.
2. Метеорология — наука об атмосфере. Задачи метеорологии и её значение.
3. Основные метеорологические элементы (температура воздуха, давление атмосферы, скорость и направление ветра, влажность, облачность, осадки, температура почвы, испарение, видимость).
4. Основные метеорологические приборы и их практическое использование (флюгер, барометр, анемометр, максимальный и минимальный термометры, гигрометр, осадкомер, снеговая рейка, термограф, барограф, гигрограф и др.), их подготовка к походу.
5. Методы метеорологических наблюдений и правила обработки их результатов. Предсказание погоды по местным признакам.
6. Сезонные явления в природе и вопросы организации фенологических наблюдений.
7. Погода и климат своей местности. Вопросы микроклиматических исследований.
1. Организация и проведение систематических метеорологических наблюдений в походе:
а) измерение и фиксация температуры воздуха с интервалом 1-2 часа (время наблюдения, максимальная, минимальная, средняя);
б) измерение и фиксация давления и влажности воздуха’;
в) определение направления, скорости и силы ветра;
г) наблюдения за облачностью, видами и направлением движения облаков;
д) наблюдения за всеми видами и количеством атмосферных осадков;
е) измерение глубины снегового покрова на отдельных исследовательских площадках (в поле, в лесу и т. д.);
ж) измерение температура почвы на глубине 10 см и на поверхности земли, определение глубины промерзания почвы.
2. Изучение признаков местной погоды:
а) местные признаки теплой погоды;
б) местные признаки холодной погоды;
в) местные признаки устойчивей погоды;
г) местные признаки неустойчивой погоды;
д) предсказание вероятности заморозков (по графику Броунова);
е) предсказание погоды по народным приметам.
3. Систематическое ведение дневника наблюдений за погодой.
4. Организация и проведение систематических наблюдений по следующим вопросам:
а) изменение природных явлений по сезонам года;
б) фенологические наблюдения за растениями, сельскохозяйственными культурами.
Общественно полезная работа:
1. Работа по подготовке необходимого оборудования и инвентаря.
2. Ведение дневника погоды. Организация информации погоды в период проведения туристского похода. Составление и оформление календаря погоды определённых временных рамок для использования этих сведений другими туристскими группами при подготовке походов в этот район.
1. Цели, задачи и содержание работы группы.
2. Гидрография — раздел гидрологии, занимающийся изучением и описанием водоёмов (озер, рек, болот, грунтовых вод и источников). Задачи гидрографии и её значение в народном хозяйстве.
3. Гидрография родного края. Физико-географический обзор рек, озёр, грунтовых вод и других водных источников родного края.
4. Физико-географическое описание водоёмов своего административного района. Хозяйственное значение местных водоёмов. Вопросы охраны водных бассейнов и источников.
5. Составление картосхемы гидрографической сети своего района.
6. Методы гидрографических исследований. Организация систематических гидрографических наблюдений за местными водоёмами.
1. Организация и проведение систематических гидрографических наблюдений за температурой, ледовым режимом, уровнем воды в местных водоёмах.
2. Гидрографическое изучение и описание какой-либо реки (название и его происхождение, бассейн, строение долины, режим реки и её народнохозяйственное значение).
3. Гидрографическое изучение и описание ближайшего озера (название и его истолкование, происхождение, географическое положение, горные породы, слагающие берега озера, режим, химический состав воды, растительность и животный мир озера, хозяйственное использование).
4. Гидрографическое изучение и описание источника (название источника и его географическое положение, химический состав воды, растительность вокруг источника, использование источника).
5. Проведение работ по измерению глубины, ширины водоёма по определению скорости течения, годового расхода воды.
Общественно полезная работа:
1. Исследование экологического состояния местных водоёмов по заданиям маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), выпускающей туристскую группу на маршрут или научно-исследовательских учреждений.
2. Озеленение и укрепление берегов.
3. Изготовление для краеведческого музея карт, схем, таблиц, фотографий и других экспонатов по гидрографии родного края.
Физико-географическое исследование района путешествия
1. Цели, задачи и содержание работы группы.
2. Физико-географическая наука, ее предмет и задачи исследования. Общие методы и приемы изучения отдельных компонентов (рельефа, геологического строения, почв, растительности и др.) природно-территориального комплекса.
3. Краткий обзор истории изучения физической географии родного края.
4. Обзор краеведческой физико-географической литературы. (Приём работы над краеведческой литературой и источниками).
5. Физико-географическое изучение и описание по краеведческим источникам своего административного района:
а) географическое положение;
б) рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые;
в) климатические условия;
г) почвы, растительность и животный тир;
д) оценка природных условий и ресурсов для развития сельского хозяйства и местных отраслей промышленности;
е) комплексная физико-географическая экскурсия по изучению природно-территориальных комплексов своей местности.
1. Сбор краеведческой литературы и источников (путеводителей, справочников, карт, фотографий и т. д.).
2. Комплексное физико-географическое изучение территории своего района путешествия и его описание по плану:
а) полное название района и его географическое положение;
б) строение поверхности территории и современные рельефообразующие факторы;
в) общая характеристика климатических условий (количество атмосферных осадков и их периодичность, господствующие направления ветров, продолжительность засушливых периодов);
г) общая характеристика гидрографических условий;
д) характеристика почв (основные типы почв и их разновидности, зависимость почв от характера рельефа, растительного покрова и других условий, мероприятия по улучшению плодородия почв);
е) растительность (естественная и культурная), ее хозяйственное значение, мероприятия по улучшению растительного покрова;
ж) характеристика животного мира (видовой состав и промысловое значение);
з) мероприятия по охране природы и воспроизводству природных ресурсов;
и) хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов.
к) туристские возможности района путешествия (для организации пеших, горных, водных, лыжных, вело-, авто- путешествий, возможностей подъезда к различным точкам на маршруте)
Общественно полезная работа:
1. Сбор коллекции полезных ископаемых района путешествия
2. Агрохимическое обследование почв отдельного хозяйственного участка и составление почвенной карты.
3. Участие в мероприятиях по охране почв, растительности, животных и памятников местной природы.
4. Сбор лекарственных растений.
5. Изготовление гербария растений, коллекций горных пород, почвенных монолитов. Составление карт, схем, графиков и т. д.
1. Цели, задачи и содержание работы группы.
2. Геология—комплекс наук о строении и развитии Земли. Система геологических наук. Геологическая служба в РФ. Значение геологии в народном хозяйстве. Методы геологических исследований.
3. Геологическая изученность территории родного края. Обзор основной краеведческой литературы по геологии. Приемы работы с ней.
4. Геологические процессы, вызываемые внутренними и внешними силами. Изучение геологических процессов своей местности.
5. Минералы и горные породы. Их классификация. Горные породы и полезные ископаемые своей местности.
6. Геологическое прошлое Земли. Геологическая хронология и геологические карты.
7. Физико-географические условия на территории родного края в различные периоды геологической истории Земли.
1. Определение горных пород и полезных ископаемых по внешним признакам.
2. Коллекционирование горных пород и полезных ископаемых родного края.
3. Изготовление карты размещения полезных ископаемых своего административного района.
4. Организация изучения одного из характерных геологических процессов в своей местности (выветриваний, деятельности поверхностных вод и т. п.).
Общественно полезная работа:
1. Поиски полезных ископаемых и строительных материалов в своей местности.
2. Гидрогеологические исследования по заданиям хозяйственных организаций и научных учреждений.
3. Участие в работах местных геологических экспедиций и партий.
4. Охрана памятников природы.
5. Изготовление коллекций горных пород и полезных ископаемых. Составление карт, схем, графиков и др. (для экспозиции в краеведческом музее школы).
Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения — актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. Не свойственные туристскому походу формы краеведения снижают его педагогическую эффективность.
Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а также зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.
Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции в общественной жизни.
3. Озерова Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.
6. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.
7. Тлиф В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
8. Юньев И. С. Краеведение и туризм /– М.:Знание, 1990г.
9. Организация простейшего путешествия – похода выходного дня (ПВД) // Школа базового уровня туристской подготовки СФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://school-tp.sfu-kras.ru/ntp/orgPVD.pdf
10. Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника // Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/ nazarov/303.htm
11. Экологический экспедиционный туризм // Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http:// school-kraevedenie.narod.ru/kolesov/kolesov_program.htm
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.