какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

Основы краеведческой подготовки туриста

какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

Под термином «родной край» в туризме понимают область или, несколько шире, республику, если это небольшая по площади республика (Белоруссия, «Литва, Латвия, Эстония, Молдавия). Изучение родного края предусматривает знакомство с его географической и краеведческой характеристикой.

Краеведческая характеристика включает экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, другие памятные места истории и культуры нашего народа; музеи, передовые предприятия, колхозы и совхозы. Краеведческая подготовка туриста включает также обучение методике работы со специальной литературой: справочниками, путеводителями, методическими пособиями по краеведению и выполнению краеведческих наблюдений.

Уже на предварительном этапе подготовки туристов к походу краеведение играет важную роль. Изучение литературных источников о природных богатствах района путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном районе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач похода. При прохождении маршрута эти справки посредством наблюдений уточняются и дополняются.

Изучение вопросов охраны памятников истории и культуры народа неразрывно связано с такими разделами краеведческой подготовки, как история, этнография, архитектура.

какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Смотреть картинку какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Картинка про какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста. Фото какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

Подробный сбор и обработка информации о походе (фотографирование, ведение дневника и т. п.) помогают качественно оформить отчет о походе, способствуют пропаганде туризма.

Особое внимание в краеведческой подготовке обращается на фотографирование и ведение маршрутных наблюдений (систематические метеонаблюдения, снегомерная маршрутная съемка, картирование маршрута). Приобретение навыков маршрутных наблюдений сначала в учебных целях, а затем в порядке учебно-исследовательской работы в дальнейшем оказывается эффективной формой подготовки туристов к выполнению серьезных заданий научных и общественных организаций и учреждений.

Источник

Какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

Под термином «родной край» в туризме понимают область или, несколько шире, республику, если это небольшая по площади республика (Белоруссия, «Литва, Латвия, Эстония, Молдавия). Изучение родного края предусматривает знакомство с его географической и краеведческой характеристикой.

Краеведческая характеристика включает экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, другие памятные места истории и культуры нашего народа; музеи, передовые предприятия, колхозы и совхозы. Краеведческая подготовка туриста включает также обучение методике работы со специальной литературой: справочниками, путеводителями, методическими пособиями по краеведению и выполнению краеведческих наблюдений.

Уже на предварительном этапе подготовки туристов к походу краеведение играет важную роль. Изучение литературных источников о природных богатствах района путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном районе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач похода. При прохождении маршрута эти справки посредством наблюдений уточняются и дополняются.

Изучение вопросов охраны памятников истории и культуры народа неразрывно связано с такими разделами краеведческой подготовки, как история, этнография, архитектура.

Подробный сбор и обработка информации о походе (фотографирование, ведение дневника и т. п.) помогают качественно оформить отчет о походе, способствуют пропаганде туризма.

Особое внимание в краеведческой подготовке обращается на фотографирование и ведение маршрутных наблюдений (систематические метеонаблюдения, снегомерная маршрутная съемка, картирование маршрута). Приобретение навыков маршрутных наблюдений сначала в учебных целях, а затем в порядке учебно-исследовательской работы в дальнейшем оказывается эффективной формой подготовки туристов к выполнению серьезных заданий научных и общественных организаций и учреждений.

Источник

Методические рекомендации. Краеведческая работа в туристском походе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»

Краеведческая работа в туристском походе

Автор: Введенская Ирина Викторовна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

Симферополь, 2021 г.

3. Экскурсия и туристский поход, как форма проведения краеведческой работы в походе…………………………………………………………………5

4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе……………………………………………………………………………7

4.1 Урок на местности (обучение краеведческим навыкам)…………………8

4.2. Техническое описание маршрута …..…………………………………….12

4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия)…………………………..……………………………………….13

4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах………………………………………………………………………. 14

1. Пояснительная записка

Вопросом проведения краеведческой работы с обучающимися занимались на всех этапах развития образования в нашей стране. Тем не менее этот вопрос не утратил своей актуальности, в связи чем хочется уделить особое внимание проведению краеведческой работы в туристском походе.

Туристско-краеведческая работа многообразна по формам и способствует разностороннему развитию личности ребёнка, изучению своего края, укреплению физических сил, совершенствованию туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности, работы в коллективе и воспитывает патриота своей Родины. Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая работа.

Актуальность данной работы заключается в теоретически обоснованном подходе к организации краеведческой работы. Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам учреждений дополнительного образования.

Цель: повышение квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов посредством ознакомления с вопросами организации и проведения краеведческой работы в туристских походах.

Задачи: познакомить слушателей с теоретическими аспектами организации и проведения краеведческой работы; предложить варианты проведения краеведческих исследований в походе.

В современном мире все большое значение приобретает всестороннее развитие подрастающего поколения. При изучении естественных наук в школе есть ряд недостатков, главным из которых является отсутствие экспериментальной деятельности в исследовании экосистем, природных комплексов, экономики, истории родного края. Обучающиеся в классах изучают эти вопросы лишь теоретически и не имеют возможности подкрепить свои знания на практике. Краеведческие туристские походы – это одна из наиболее увлекательных форм работы с обучающимися. Именно благодаря краеведению можно воспитать любовь к природе малой Родины, научить заботиться об окружающей среде, научить самостоятельно пополнять свои знания, выработать активную жизненную позицию гражданина своей Родины.

Цель рекомендаций: обобщение и описание проведения краеведческой работы в туристских походах.

— описать теоретические аспекты организации краеведческой работы в туристском походе;

— представить варианты организации краеведческой работы в туристском походе.

3. Экскурсии и туристские походы, как форма проведения краеведческой работы в походе.

Главное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе. Для накопления краеведческого и экологического материала большое значение имеют краеведческие походы.

Краеведческие походы подразделяются на однодневные и многодневные. Многодневные походы подразумевают выезд на отдаленную территорию на большое количество дней. Такие походы организуются в каникулярное время.

Поход выходного дня – наиболее доступный вид туристского похода. Продолжительность похода выходного дня от 1 до 3 суток. Такие походы можно организовать и во время учебного года, например, на выходных. Походы выходного дня – это своеобразные мини-путешествия, служащие для отработки каких-либо полезных в походе навыков и умений, а также получения новых знаний об окружающей среде.

Данный вид похода не требуют особой физической подготовки. В сущности – это прогулка, которая для простого городского жителя становится увлекательным, запоминающимся путешествием.

Участники похода знакомятся с родным краем – его жизнью, природой, достопримечательностями, расширяют свой кругозор, приобщаются к физической культуре, осваивают начальные туристские навыки. Нередко походы выходного дня проводятся с учебной целью или с целью тренировки перед дальними путешествиями.

Краеведческий поход выходного дня – это поход выходного дня с целью изучения или ознакомления с природой родного края, а также закрепление полученного теоретического материала. Каждый краеведческий поход должен иметь три обязательные задачи:

— познавательная – знакомство с достопримечательностями на маршруте, ведение исследований и комплексных физико-географических наблюдений;

— общественно-полезная – сбор краеведческого материала или выполнение заданий научных организаций, например, географического общества или общества охраны природы;

— оздоровительная – важна, т. к. поход проводится в каникулярное время или на выходных и обучающиеся должны вернуться непереутомленными.

— ознакомить обучающихся с методами исследования окружающей природной среды;

— ознакомить с основами автономного существования на природе (разжигание костра, приготовление пищи на костре);

— способствовать развитию интереса к познанию природы и способности иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;

— способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных (установление причинно-следственной зависимости: оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением своей местности;

— закрепление на практике эколого-краеведческих, географических навыков и умений;

— способствовать воспитанию бережного отношения к природе и чувства ответственности за свои поступки;

— сбор данных о родном крае.

Полученные во время похода знания, умения и навыки помогут обучающимся лучше разбираться в физико-географических процессах, более уверенно чувствовать себя в автономных условиях существования.

Данный вид похода уникален тем, что за короткое время ученики могут практически подкрепить большой объем знаний. Походы выходного дня необходимы в образовательном процессе. Во-первых, походы вызывают интерес у обучающихся, во-вторых, учебный процесс во время краеведческого похода проходит более увлекательно, в-третьих, походы выполняют и оздоровительную функцию, которая включает в себя нахождение на свежем воздухе, физические нагрузки, а также психолого-эмоциональную разгрузку. Полученные знания, обучающиеся могут применять в повседневной жизни.

4. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.

В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие исследования можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы видим из следующей таблицы.

Краеведческая работа в походе

Классификация краеведческих исследований

Формы и методы сбора краеведческого материала в походе

Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований

· топографические (маршрутная схема)

· геоморфологические (участки рельефа)

· геологические (геологические карты, коллекции минералов)

· гидрологические (изучение родников, рек, озер)

· метеорологические (изучение погодных явлений)

· ботанические (изучение флоры)

· зоологические (изучение фауны)

· археологические (изучение дольменов, курганов)

· топонимические (происхождение названий объектов)

§ изучение литературных и интернетисточников

§ опрос местного населения, беседа

§ топографическая глазомерная съемка

§ составление маршрутной схемы

§ описание, составление паспортов объектов

§ сбор коллекции материала

§ измерения с помощью технических средств, спец. снаряжения

ü анемометр динамический

ü высотомер (альтиметр)

ü саперная лопатка

ü геологический молоток

ü ботаническая папка

Также в туристских походах в зависимости от его сложности, возраста и подготовки участников можно использовать следующие формы краеведческих исследований:

4.1. Урок на местности (обучение краеведческим навыкам);

4.2. Техническое описание маршрута;

4.3. Краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).

Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание.

Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием обучения в школе и активного использовать их в образовательных программах дополнительного образования.

4.1. Урок на местности

В ходе подготовки к туристскому походу, а также во время самого путешествия можно провести обучение конкретным краеведческим исследовательским навыкам.

Перечень краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:

1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные способы ориентирования по местным признакам.

2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп, просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.

3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.

5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность прогноза погоды, возможность использования в пищу.

6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).

7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза, предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.

8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.

9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала, ориентирование по звездам и Луне).

10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.

11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.

12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.

13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом, усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин, почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации или помощи, с целью безопасного проведения похода.

14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей (шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте, около магистралей с целью безопасного проведения похода.

15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их преодоления.

16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения информации для безопасного проведения похода.

17. Определение мест, потенциально интересных для археологических, этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.

18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.), поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.

Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и подготовки участников, а также сложности похода.

1. Способы определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты) в условиях похода.

2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона) в условиях похода.

3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях похода.

4. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми.

5. Определение направления и характера следов человека; определение местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.

6. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.

7. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.

8. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.

9. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.

10. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского лагеря на данном участке леса.

11. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.

12. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности и возможность использования в пищу.

13. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.

14. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.

15. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака, предсказания погоды.

16. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.

17. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на безопасность переходов и стоянок.

18. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.

19. Определение направления по звездам и Луне.

20. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря, организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.

21. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд и т.п.

22. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и т.п.), способы проверки качества и очистки воды.

23. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки качества и очистки воды.

24. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в речных долинах.

25. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом, садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика, санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа, торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.

26. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная дорога, трубопроводы, каналы и т.п.), способы их преодоления с целью безопасного проведения похода.

27. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные, кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.

28. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на характер растительности, сельскохозяйственных посевов.

29. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.

30. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра, определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью метеорологического прогноза в туристском походе.

31. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза в туристском походе.

32. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.), способы получения информации о них для безопасного проведения похода.

33. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.

34. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста, профессии для получения необходимой информации.

35. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований, элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные организации.

36. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.

37. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.

38. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.

39. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных ситуациях.

4.2. Техническое описание маршрута

Завершающим этапом туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о походе. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных объектов на маршруте и т.п.

Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.

Основные требования к техническому описанию маршрута:

1. описание ведется в хронологической последовательности;

2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности;

3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению (для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);

4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.

При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так, например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное геоморфологическое описание долины нет необходимости.

Туристский поход характеризуется обязательным преодолением на маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута, его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по стандартизированным методикам.

Составление такого отчета о туристском походе должно считаться полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для туристских групп.

4.3. Краеведческое исследование

Темы краеведческих исследований на маршрутах туристских походов могут быть самые разные в зависимости от интересов группы, исследовательских традиций, педагогических задач и т.п. Но в основе хотелось бы видеть темы, так или иначе направленные на пополнение данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах в районах, имеющих познавательный интерес для возможного использования их в работе с детьми.

Перечень туристско-экскурсионных и краеведческих объектов родного края может включать комплексные описания:

1. локальных природно-экологических объектов;

2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;

3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;

6. объектов этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или краеведческий интерес;

7. исторических памятников и событий, связанных с данным местом;

8. архитектурных памятников и исторических событий, связанных с данным местом.

Основой сбора материала для такой базы данных могут быть краеведческие исследования в туристских походах.

4.4. Варианты проведения краеведческих исследований в туристских походах

Как уже неоднократно говорилось выше, основным содержанием краеведческой работы может быть изучение отдельных сторон или объектов природы своей местности. По мере накопления знаний и опыта учащихся, могут быть созданы отдельные группы из участников похода, производящих исследования по следующим направлениям: метеорология, гидрография, биология (зоология, ботаника) со всеми отдельными науками ей присущими, физико-географическое, геология, топографическое, картографическое. Это напрямую зависит от интересов и потребностей детей, а также краеведческих целей и задач в определённом походе.

Следует отметить, что физико-географическое направление исследований в походе имеет обязательное значение в связи с тем, что одним из разделов Отчёта о туристском походе (путешествии, экспедиции) является физико-географическая характеристика района путешествия. Элементы топографии и картографии так же являются неотъемлемой частью любого туристского похода.

Примерная структура занятий каждой из названных выше направлений исследований.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Метеорология — наука об атмосфере. Задачи метеорологии и её значение.

3. Основные метеорологические элементы (температура воздуха, давление атмосферы, скорость и направление ветра, влажность, облачность, осадки, температура почвы, испарение, видимость).

4. Основные метеорологические приборы и их практическое использование (флюгер, барометр, анемометр, максимальный и минимальный термометры, гигрометр, осадкомер, снеговая рейка, термограф, барограф, гигрограф и др.), их подготовка к походу.

5. Методы метеорологических наблюдений и правила обработки их результатов. Предсказание погоды по местным признакам.

6. Сезонные явления в природе и вопросы организации фенологических наблюдений.

7. Погода и климат своей местности. Вопросы микроклиматических исследований.

1. Организация и проведение систематических метеорологических наблюдений в походе:

а) измерение и фиксация температуры воздуха с интервалом 1-2 часа (время наблюдения, максимальная, минимальная, средняя);

б) измерение и фиксация давления и влажности воздуха’;

в) определение направления, скорости и силы ветра;

г) наблюдения за облачностью, видами и направлением движения облаков;

д) наблюдения за всеми видами и количеством атмосферных осадков;

е) измерение глубины снегового покрова на отдельных исследовательских площадках (в поле, в лесу и т. д.);

ж) измерение температура почвы на глубине 10 см и на поверхности земли, определение глубины промерзания почвы.

2. Изучение признаков местной погоды:

а) местные признаки теплой погоды;

б) местные признаки холодной погоды;

в) местные признаки устойчивей погоды;

г) местные признаки неустойчивой погоды;

д) предсказание вероятности заморозков (по графику Броунова);

е) предсказание погоды по народным приметам.

3. Систематическое ведение дневника наблюдений за погодой.

4. Организация и проведение систематических наблюдений по следующим вопросам:

а) изменение природных явлений по сезонам года;

б) фенологические наблюдения за растениями, сельскохозяйственными культурами.

Общественно полезная работа:

1. Работа по подготовке необходимого оборудования и инвентаря.

2. Ведение дневника погоды. Организация информации погоды в период проведения туристского похода. Составление и оформление календаря погоды определённых временных рамок для использования этих сведений другими туристскими группами при подготовке походов в этот район.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Гидрография — раздел гидрологии, занимающийся изучением и описанием водоёмов (озер, рек, болот, грунтовых вод и источников). Задачи гидрографии и её значение в народном хозяйстве.

3. Гидрография родного края. Физико-географический обзор рек, озёр, грунтовых вод и других водных источников родного края.

4. Физико-географическое описание водоёмов своего административного района. Хозяйственное значение местных водоёмов. Вопросы охраны водных бассейнов и источников.

5. Составление картосхемы гидрографической сети своего района.

6. Методы гидрографических исследований. Организация систематических гидрографических наблюдений за местными водоёмами.

1. Организация и проведение систематических гидрографических наблюдений за температурой, ледовым режимом, уровнем воды в местных водоёмах.

2. Гидрографическое изучение и описание какой-либо реки (название и его происхождение, бассейн, строение долины, режим реки и её народнохозяйственное значение).

3. Гидрографическое изучение и описание ближайшего озера (название и его истолкование, происхождение, географическое положение, горные породы, слагающие берега озера, режим, химический состав воды, растительность и животный мир озера, хозяйственное использование).

4. Гидрографическое изучение и описание источника (название источника и его географическое положение, химический состав воды, растительность вокруг источника, использование источника).

5. Проведение работ по измерению глубины, ширины водоёма по определению скорости течения, годового расхода воды.

Общественно полезная работа:

1. Исследование экологического состояния местных водоёмов по заданиям маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), выпускающей туристскую группу на маршрут или научно-исследовательских учреждений.

2. Озеленение и укрепление берегов.

3. Изготовление для краеведческого музея карт, схем, таблиц, фотографий и других экспонатов по гидрографии родного края.

Физико-географическое исследование района путешествия

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Физико-географическая наука, ее предмет и задачи исследования. Общие методы и приемы изучения отдельных компонентов (рельефа, геологического строения, почв, растительности и др.) природно-территориального комплекса.

3. Краткий обзор истории изучения физической географии родного края.

4. Обзор краеведческой физико-географической литературы. (Приём работы над краеведческой литературой и источниками).

5. Физико-географическое изучение и описание по краеведческим источникам своего административного района:

а) географическое положение;

б) рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые;

в) климатические условия;

г) почвы, растительность и животный тир;

д) оценка природных условий и ресурсов для развития сельского хозяйства и местных отраслей промышленности;

е) комплексная физико-географическая экскурсия по изучению природно-территориальных комплексов своей местности.

1. Сбор краеведческой литературы и источников (путеводителей, справочников, карт, фотографий и т. д.).

2. Комплексное физико-географическое изучение территории своего района путешествия и его описание по плану:

а) полное название района и его географическое положение;

б) строение поверхности территории и современные рельефообразующие факторы;

в) общая характеристика климатических условий (количество атмосферных осадков и их периодичность, господствующие направления ветров, продолжительность засушливых периодов);

г) общая характеристика гидрографических условий;

д) характеристика почв (основные типы почв и их разновидности, зависимость почв от характера рельефа, растительного покрова и других условий, мероприятия по улучшению плодородия почв);

е) растительность (естественная и культурная), ее хозяйственное значение, мероприятия по улучшению растительного покрова;

ж) характеристика животного мира (видовой состав и промысловое значение);

з) мероприятия по охране природы и воспроизводству природных ресурсов;

и) хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов.

к) туристские возможности района путешествия (для организации пеших, горных, водных, лыжных, вело-, авто- путешествий, возможностей подъезда к различным точкам на маршруте)

Общественно полезная работа:

1. Сбор коллекции полезных ископаемых района путешествия

2. Агрохимическое обследование почв отдельного хозяйственного участка и составление почвенной карты.

3. Участие в мероприятиях по охране почв, растительности, животных и памятников местной природы.

4. Сбор лекарственных растений.

5. Изготовление гербария растений, коллекций горных пород, почвенных монолитов. Составление карт, схем, графиков и т. д.

1. Цели, задачи и содержание работы группы.

2. Геология—комплекс наук о строении и развитии Земли. Система геологических наук. Геологическая служба в РФ. Значение геологии в народном хозяйстве. Методы геологических исследований.

3. Геологическая изученность территории родного края. Обзор основной краеведческой литературы по геологии. Приемы работы с ней.

4. Геологические процессы, вызываемые внутренними и внешними силами. Изучение геологических процессов своей местности.

5. Минералы и горные породы. Их классификация. Горные породы и полезные ископаемые своей местности.

6. Геологическое прошлое Земли. Геологическая хронология и геологические карты.

7. Физико-географические условия на территории родного края в различные периоды геологической истории Земли.

1. Определение горных пород и полезных ископаемых по внешним признакам.

2. Коллекционирование горных пород и полезных ископаемых родного края.

3. Изготовление карты размещения полезных ископаемых своего административного района.

4. Организация изучения одного из характерных геологических процессов в своей местности (выветриваний, деятельности поверхностных вод и т. п.).

Общественно полезная работа:

1. Поиски полезных ископаемых и строительных материалов в своей местности.

2. Гидрогеологические исследования по заданиям хозяйственных организаций и научных учреждений.

3. Участие в работах местных геологических экспедиций и партий.

4. Охрана памятников природы.

5. Изготовление коллекций горных пород и полезных ископаемых. Составление карт, схем, графиков и др. (для экспозиции в краеведческом музее школы).

Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения — актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. Не свойственные туристскому походу формы краеведения снижают его педагогическую эффективность.

Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а также зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.

Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции в общественной жизни.

3. Озерова Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии / – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.

6. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 1991. – С. 61-73.

7. Тлиф В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

8. Юньев И. С. Краеведение и туризм /– М.:Знание, 1990г.

9. Организация простейшего путешествия – похода выходного дня (ПВД) // Школа базового уровня туристской подготовки СФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://school-tp.sfu-kras.ru/ntp/orgPVD.pdf

10. Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника // Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/ nazarov/303.htm

11. Экологический экспедиционный туризм // Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http:// school-kraevedenie.narod.ru/kolesov/kolesov_program.htm

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *