какие вопросы задать логопеду на первом занятии

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Смотреть фото какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Смотреть картинку какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Картинка про какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Фото какие вопросы задать логопеду на первом занятии

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

Первые детские словечки часто радуют мам и пап своей несуразностью, непривычными формами и порой странными способами произношения. И если поначалу такой «детский лепет» имеет право на существование, то со временем речевые дефекты должны стать одной из главных родительских забот.

Почему не стоит оставлять эти проблемы без решения и что можно предпринять.

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду:

—Скажите, с какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?
— Обратить внимание нужно уже с раннего возраста, когда начинается лепетная речь. Если к полутора годам у ребенка нет лепетной речи – слогов типа «ма-ма-ма», „па-па-па“, — то уже стоит сходить на консультацию к специалисту.

— Что еще должно беспокоить родителей?
— Появление слов, слогов. Как ребенок понимает обращенную речь. Это очень важный пункт, потому что сейчас очень много проблем с пониманием обращенной речи. Много таких деток, к сожалению, появилось на данный момент. На это стоит обращать внимание в первую очередь.

— А на произношение букв?

На звуковку стоит обращать внимание ближе к четырем годам. К четырем годам в норме у обычного ребенка должны уже появиться шипящие, помимо «с», „з“, уже должны быть „ж“, „ч“, „ш“, „щ“. „Р“ и „л“ в твердом варианте должны появиться ближе к 5,5-6-ти годам. Если их нет к шести годам, то тогда уже начинаем звукопостановку.

— Сейчас картавость не считается дефектом речи, и целенаправленно в детских садах с ней не борются. Нужно ли делать это самостоятельно?
— Это личное дело каждого человека. Но слышать это, согласитесь, не очень приятно, когда речь нечистая. На мой взгляд, картавость нужно убирать. Но, к сожалению, если установился картавый звук в речи у ребенка, исправить это будет очень тяжело. То есть работает корень языка, а „р“ образуется впереди, работать должен кончик языка. И перетащить звук с заднеязычной позиции вперед бывает очень проблематично. Это зависит еще и от потенциала ребенка, от упорства, от усидчивости, от желания родителей. Если вы почувствовали, что появился горловой звук, сразу нужно идти к специалисту, если вы не хотите, чтобы этот звук закрепился в речи.

— Какие самые распространенные проблемы?
— Самые распространенные проблемы, с чем мы сейчас сталкиваемся, это, конечно, не звуковка. В основном, идет общее недоразвитие речи. Здесь и звукопроизношение страдает у ребенка, и грамматический строй речи – согласование слов во фразе. И лексический запас очень маленький. И понимание, восприятие звуков. То есть идет, в основном, сейчас комплексное речевое нарушение. Причем, таких детей очень много. Даже приходят из общеобразовательных школ детки.

— В чем причина таких нарушений?
— Очень много причин. Может быть, какая-то родовая травма имела место, даже если она была незначительная. Защемление в шейных позвонках, киста, может быть, когда-то была в коре головного мозга. Либо ребенок слышит часто неправильную речь. Либо социальное окружение неблагополучное. Или двуязычие в семье присутствует, особенно в наших национальных поселках, где национальный язык наравне с русским идет. У таких детей тоже очень часто бывают нарушения.

— Как предупредить подобные проблемы? Есть мнение, что даже с грудным ребенком нужно постоянно разговаривать. Так ли это?
— Обязательно. Причем, даже с младенцем не надо сюсюкать, как наши бабушки привыкли. Надо с ребенком разговаривать чистой четкой речью всегда. И все ему объяснять, проговаривать каждое действие. Чтобы ребенок понимал, что мы делаем, зачем мы это делаем. Тогда и понимание речи будет у ребенка развиваться правильно, и своя речь будет формироваться правильно. К примеру: „Давай возьмем машинку. Какая машинка? Грузовая? Легковая? Посмотри, какая она – большая, маленькая? А какого цвета машинка? Машинка красная. А давай посмотрим, где у нас еще красный цвет есть? А вот помидорчик красный“. Четкая речь, но обогащенная, чтобы словарный запас по всем распространенным лексическим темам был достаточный.

— Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?
— Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает.

— Какие существуют методики работы с детской речью?
— Методик очень много. Они подбираются индивидуально под каждого ребенка. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, но язык никак не хочет слушаться, не встает в нужную позицию, можно делать артикуляционную гимнастику. Даже нужно ее делать, чтобы ребенок научился правильно держать язычок. Второй вариант – можно делать специальный массаж. Можно обучить этому и родителей. Третий вариант – есть методики и авторские, и сборные по постановке звуков. Хорошие методики по постановке звуков – авторы Азова и Чернова, Комарова. Дальше идет уже программа по автоматизации и дифференциации звуков.

Сначала оценивается уровень развития ребенка. Иногда бывает так, что родители хотят, чтобы поставили ребенку тот или иной звук, а ребенок приходит, – и мы видим у него нарушение грамматического строя. То есть фразовая речь не развита, не хватает словарного запаса, чтобы дальше уже над звуковкой работать. Сначала начинаем работать над выстраиванием фразы правильной, грамматический строй формируем правильно, только потом уже начинаем работать над звуковкой.

— Расскажите о массаже? Что это такое, как его делают?
— Массаж специальный, логопедический. Делается либо ручной, то есть руками. Лицо массируем очень хорошо, язычок массируем очень хорошо, чтобы привести мышцы в нужный тонус, чтобы они у нас заработали так, как нам надо. Есть еще второй вариант массажа – специальный логопедический зондовый массаж. Эта методика особенно хороша для тех детей, у которых идет стертая форма дизартрии. В таких случаях — при стертой форме — язык совершенно не слушается ребенка, он во рту делает сам по себе все, что хочет. В таких вариантах спасает, конечно, массаж.

— Родители часто переживают, если ребенка в садике записали в логопедическую группу, когда он, к примеру, уже хорошо говорит. Не станет ли он говорить хуже, глядя на других детей?
— Бояться этого не нужно. В эти группы отбирают детей по специальным критериям. У кого-то просто нарушено звукопроизношение – это одна группа. У кого-то нарушен грамматический строй речи, то есть общее недоразвитие речи – это уже идет другая группа совершенно. При формировании вот таких групп логопед, который работает в садике, тестирует этих деток. Просто так в такую группу ребенка никто не засунет. Поэтому переживать не стоит. Переживать не стоит, и если не берут. Но если какая-то тревога есть, на консультацию обратиться можете.

И для ребенка, и для родителей будет гораздо лучше, если все проблемы с речью решатся еще в садике. Не стоит доводить их до школы, потому что потом последуют и другие трудности – с чтением и письмом. И тогда исправить что-либо будет гораздо тяжелее. А правильная и чистая речь, в свою очередь, может стать не только хорошей гарантией успехов в учебе, но и в дальнейшей, уже взрослой, жизни.

Источник

Идем к логопеду. Первая консультация

Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?

Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет и логопедическое заключение.

Ниже Вы можете СКАЧАТЬ:

Обследование артикуляционного аппарата

Обследование мелкой моторики

Проверка состояния слуха

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи. Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков

Обследование слоговой структуры слова

Обследование фонематического восприятия

Обследование словарного запаса

Обследование грамматического строя речи

Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет)

Обследование письма (с 7-ми лет)

Обследование чтения (с 7-ми лет)

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику Вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи Вам и Вашему ребенку.

Источник

7 вопросов детскому логопеду

Когда малыш мило картавит и не выговаривает половину звуков, взрослые только умиляются. Они не задумываются о том, что «трогательные» дефекты речи могут перерасти в серьезные проблемы. Мы поговорили с врачом-логопедом.

В каких случаях нужно обращаться к логопеду?

Если у ребенка к полутора годам не появляются первые слова, стоит показать его специалисту. Бывает также, что дети начинают говорить вовремя, но потом неожиданно замолкают. Такое явление нельзя игнорировать. Возможно, ребенок замолчал в результате психотравмы (это может быть сильный испуг, переезд, авария или даже поход к врачу) или органического поражения ЦНС.

Отсутствие речи (алалия) явление сейчас довольно распространенное. Алалия – органическое поражение речевых зон коры головного мозга, которое произошло внутриутробно, во время родов или в первые 2-3 года жизни малыша. Поэтому игнорировать отсутствие речи у ребенка не стоит. Родители теряют драгоценное время, ведь чем раньше начнется логопедическая работа, тем более эффективной она будет.

Если у малыша страдает звукопроизношение, то к 4 годам также стоит обратиться к специалисту. Идти в этом случае к логопеду раньше нет смысла: возможно, ребенок самостоятельно освоит все звуки.

Могут ли родители сами исправить дефекты речи у малыша?

Я не приветствую самодеятельность. Родители не могут определить все проблемы и самостоятельно составить программу коррекционной работы. Ведь кроме звукопроизношения, могут быть нарушены и другие компоненты речи.

Все, что должны делать родители, так это качественно выполнять домашние задания вместе с ребенком.

Логопед написал в карте «ЗРР». Что это значит?

ЗРР означает «задержка речевого развития». Такой диагноз могут поставить, если к году ребенок не произносит 10-12 слов, а к трем не овладевает фразовой речью.

ЗРР определяют у детей в возрасте до 3 лет. Но если в дальнейшем задержка в развитии остается, то диагноз уточняют. Это может быть сенсорная или моторная формы алалии. Задержка развития речи может быть спровоцирована нарушением слуха. Часто под задержкой речевого развития «маскируется» аутизм.

Что такое ОНР и можно ли ее исправить?

ОНР расшифровывается как «общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова.

Если малышу поставили ОНР, с ним должен заниматься специалист. Речь и мышление взаимосвязаны. Отставание в развитии речи может «затормозить» развитие мышления.

Чтобы снять диагноз ОНР, потребуется комплексная работа с логопедом, психологом, иногда с неврологом, нейропсихологом и дефектологом. Бывает, что ребенок расстается с диагнозом за год, а бывает, что трудиться приходится до 10-11 лет.

Ребенка отправляют в логопедический сад. Я боюсь, что в окружении плохоговорящих детей его речь совсем испортится…

Вашему ребенку там будет только лучше. Логопедических садов сейчас становится все меньше и направление туда – счастливый билет. Такие учреждения в Москве массово сокращаются, а в обычном саду может не оказаться логопеда.

К тому же получить направление в специализированный детсад сейчас достаточно сложно. Необходимо собрать пакет документов, а после пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которых в Москве осталось только шесть.

Моему ребенку поставили ФФНР – стоит ли бить тревогу?

Исправлять ФФНР стоит обязательно. В дальнейшем оно может создать трудности в обучении чтению и письму, привести к дисграфии.

С какими проблемами чаще всего обращаются к логопедам?

На мой взгляд, сейчас очень много проявлений алалии, дизартрии и дисграфии. Также наблюдается вспышка заикания. И если раньше чаще всего с заиканием сталкивались дети 5-7 лет, то в последнее время ко мне приходят и 10-12-летние подростки. Хотя в этом возрасте нервная система должна быть уже устойчивой.

И с какой бы вы проблемой не столкнулись, идите к врачу. Не бросайте своего ребенка, боритесь за него до конца. Нужно верить и работать – только так можно добиться результатов.

Источник

Консультация для родителей «16 вопросов логопеду»

Детки с нарушениями развития, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребёнку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне как практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в порядке. Предложение перевести ребёнка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

Вопрос 1. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Вопрос 2. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА ЛОГОПЕДУ?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И всё же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Вопрос 3. МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение

правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько).

К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают кречи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Вопрос 4. МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка,например:

• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя;

• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;

• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.Важно придерживаться следующих правил:

-нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;

-желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

-общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.

-перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и

проиллюстрировать на практике;

-следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Вопрос 5. КАК ПОПАСТЬ НА ЗАНЯТИЯ К ЛОГОПЕДУ?

Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование. Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребёнка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ГПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю. Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в неё детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребёнка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения, имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ГПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года. Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.

Вопрос 6. НЕ УХУДШИТСЯ ЛИ РЕЧЬ МОЕГО РЕБЁНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Вопрос 7. МОЖЕТ РЕБЁНОК ПРЕОДОЛЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ В ОКРУЖЕНИИ НОРМАЛЬНО ГОВОРЯЩИХ СВЕРСТНИКОВ?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно.

Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Вопрос 8. МОЕМУ СТАРШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД ПОМОГ ЗА ШЕСТЬ ЗАНЯТИЙ, ТАК СТОИТ ЛИ ИДТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ?

Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей

Вопрос 9. НЕ ПОМЕШАЕТ ЛИ ОБУЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПОСТУПИТЬ В ПРЕСТИЖНУЮ ШКОЛУ?

Факт посещения ребёнком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребёнок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

Вопрос 10. В ЧЕМ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребёнком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога,

у него формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребёнком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.

Вопрос 11. У РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ ДИАГНОЗ ЗРР. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребёнка идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить, частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с

болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, чёткой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Вопрос 12. РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребёнок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и

письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).

Вопрос 13. КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?

обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т. д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.

Вопрос 14. РЕБЁНОК В 2 ГОДА ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ, НО НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ

Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе, недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребёнок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырёх лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше четырёх лет методом глобального чтения. При этом ребёнок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.

Вопрос 15. КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону (зеркально, путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры- занятия типа «Танграм»,

«Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает,что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:

— взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см, ребёнок раскрашивает или штрихует её;

вырезывание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

лепка буквы из пластилина; «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;

сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами,другими буквами: буква у – заячьи ушки и т. д. ;

обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т. д. ;

обводка букв, написанных взрослым;

письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Вопрос 16. МОЖЕТ ЛИ У МОЕГО РЕБЁНКА ПОЯВИТЬСЯ ЗАИКАНИЕ?

Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у

детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок,обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ.

Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет, одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно тёмном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребёнка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается. Ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов досуток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь).

Чтобы вовремя помочь ребёнку,важно не пропустить первые признаки заикания:употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы;затруднения перед началом речи.

При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

50 забавных вопросов, которые вы можете задать ребенку Дети задают много вопросов. Иногда они повторяютcя, и мы отвечаем на них снова и снова. А порой – давайте будем честны – попросту игнорируем.

Игры ТРИЗ. Дидактическая игра «Формулировка вопросов» ИГРЫ ТРИЗ Дидактическая игра «Формулировка вопросов». Тема: «Игры с вопросами» «Кольцо вопросов» Цель: упражнять в умении задавать вопросы.

Консультация для родителей «10 Вопросов к себе прежде, чем ругать ребёнка» Замкнутый круг проблемы состоит в том, что детское непослушание начинает досаждать, когда ты сам уже разозлен и раздосадован. А в таком.

Консультация для родителей «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Консультация для родителей на тему: «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Родители часто задают вопрос: «В каком возрасте.

Консультация «Когда нужно обращаться к логопеду?» Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена.

Консультация «Когда следует обратиться за помощью к логопеду» «Когда следует обратиться за помощью к логопеду»Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо.

Памятка «Когда пора к логопеду?» Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого.

какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Смотреть фото какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Смотреть картинку какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Картинка про какие вопросы задать логопеду на первом занятии. Фото какие вопросы задать логопеду на первом занятииФотоотчет «Сто вопросов взрослому» В садиках Чебоксар стартовал проект «Энциклопедия профессий: от А до Я». Его придумали в столичном управлении образования для того, что.

Добро пожаловать на консультацию к логопеду За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах? Когда ребёнок только.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну вопросов» Занятие для детей подготовительной группы «Путешествие в страну вопросов». Программное содержание. Формировать у детей умение правильно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *