какие вопросы задать на собеседовании топ менеджеру
10 топ-менеджеров — о своих контрольных вопросах для новых сотрудников
Где вы видите себя через пять лет? Расскажите о ситуации, в которой вы проявили лидерские качества. В чём ваша самая слабая сторона? Эти стандартные вопросы на собеседовании слышал каждый. И у каждого заранее заготовлены стандартные ответы на них. («Моя слабая сторона? Хм. Пожалуй, иногда работаю слишком много и упорно».) Однако чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем менее банальными становятся вопросы на интервью. При подборе кандидатов на руководящие должности важны более тонкие навыки. 10 ведущих CEO рассказали о своих фирменных вопросах и тактиках для собеседований. Подходы совершенно разные, но все они направлены на выявление склада ума и мировосприятия соискателя. Изучайте и заранее продумайте, как отвечать на такие вопросы на собеседовании.
«Что бы вы предпочли: чтоб вас уважали или боялись?»
CEO компании CA Technologies Майкл Грегуар признаёт, что его любимый вопрос для собеседований немного отдаёт Макиавелли. Но работает идеально: застаёт кандидата врасплох — и в итоге ответ по-настоящему показывает, что человек сам думает о своём стиле руководства. Теоретически, никакого правильного ответа тут нет, но на практике сама позиция определяет ожидания от соискателя. Если впереди много совместной работы, важнее будет добиваться уважения, нежели страха со стороны подчинённых и коллег. И напротив, в жёсткой бизнес-среде кнут может оказаться полезнее пряника.
«Почему вы здесь сегодня?»
На такой открытый вопрос Гордон Уилсон, генеральный директор Travelport, ожидает очень конкретного ответа. Это помогает понять, готов ли кандидат включиться в команду, или же сосредоточен исключительно на собственной выгоде. «Я удивлён, насколько часто люди говорят о том, чем будет полезна для них эта работа, вместо того чтобы рассказать, какую пользу они смогут принести компании,» — отмечает Уилсон. Вероятно, он ожидает примерно равного разделения интересов компании и сотрудника? «Ну как минимум! Хотя мне бы хотелось видеть 75 к 25: если человек приносит пользу общему делу, то и личное удовлетворение не заставить себя ждать.»
«Ваша заветная мечта?»
Собеседование с CEO и основательницей SOHO China Чжан Синь — тот самый случай, когда основательная подготовка должна дать свои плоды. Когда Чжан задаёт на собеседовании свой коронный вопрос о мечте, кандидаты могут не бояться показаться слишком амбициозными. В конце концов, эта женщина выстроила многомиллиардную империю с нуля. Она откладывала деньги, работая на мрачной швейной фабрике в Гонконге, чтобы получить образование в Великобритании; и этот опыт привёл её к созданию компании, которая в краткие сроки стала крупнейшим девелопером Китая в сфере офисной недвижимости. Нужно ли уточнять, что она действительно заинтересована в сотрудниках, свободных от предрассудков и мечтающих о великом?
«Как с вами обращались?»
Этот вопрос Рик Гоуингс, руководитель Tupperware, задаёт не соискателю, а другим сотрудникам, которых тот встретил по пути на собеседование. «Я беседую с водителем, который забирал нашего кандидата из аэропорта, с администратором респшена, который его встречал, с моим ассистентом. Я спрашиваю, как с ними обращались. Именно так я могу узнать, как человек подаёт себя,» — уверяет Гоуингс. Его интересуют поведенческие навыки, необходимые будущему начальнику, чтобы справиться с подчинёнными и уметь их вдохновить. С этой же целью Рик, конечно, проводит личную встречу и задаёт вопросы самим кандидатам на должность. Однако, по его словам, информация от контактировавших с ними людей будет не менее ценной для принятия решения.
«Ваша любимая собственность в Монополии и почему?»
Кен Моэлис, основатель и генеральный директор инвестиционного банка Moelis & Co, любит вбросить этот неожиданный вопрос в собеседованиях на позиции руководителей среднего звена. Он считает, что это «отличный способ, чтобы узнать, как человек относится к рисками наградам.»
«Расскажите о своём провале»
Выявление прошлых неудач — это прямо-таки навязчивая идея для многих руководителей. Что в общем понятно: они ищут стабильных и успешных сотрудников. Человек, который открыто, честно и подробно рассказывает о своих поражениях — привлекательная кандидатура. Но только если он может объяснить, как эти ситуации помогли ему стать «лучшим партнёром, руководителем и менеджером в результате,» — так полагает Роджер Крэнделл, CEO американской страховой группы MassMutual. Похожий подход у Дэвида Серра, основателя и генерального директора лондонского хедж-фонда Algebris: «Какую самую большую ошибку Вы совершили, и чему она вас научила?» — спрашивает он соискателей. Надо понимать, что в финансовой сфере различные опасности таятся за каждым углом. Именно поэтому директора хотят видеть в своих компаниях уверенных менеджеров, которые не будут паниковать, если что-то пойдёт не так, и смогут осознать, что их собственные действия послужили источником проблемы. Так что вряд ли удастся добиться доверия, расплывчато описывая свой главный провал, как какой-то вызванный внешними причинами сбой, где вы были лишь наблюдателем.
«Расскажите о себе в семь-восемь лет. Кем вы хотели стать?»
Барбара Бирн, вице-председатель инвестиционного банкинга в Barclays, признаёт, что технические детали нас собеседованиях её не интересуют. Если соискатель добился интервью с ней, наверняка он не глуп. Но вот сможет ли он пройти «самолётное испытание»? Сама Барбара формулирует его так: «Смогу ли я просидеть с вами весь перелёт из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и не помереть со скуки?» Детские мечты — отличное начало для длинного разговора. И в такой беседе действительно можно узнать человека как личность.
Винный тест
Неформальные встречи выбирает и Чарльз Филлипс, директор нью-йоркской компании Infor, разрабатывающей корпоративное программное обеспечение. «Да кто угодно может врать в течение 45 минут,» — уверен он. Поэтому вместо традиционного собеседования на ведущие позиции в компании, Чарльз приглашает кандидата на ужин с другими руководителями Infor. Ему нравится наблюдать, как люди ведут себя в такой непривычныой обстановке. Главное испытание проходит в самом начале ужина: соискателю вручают винную карту. Человек должен убедить собравшихся, что он неплохо разбирается в вине. Или хотя бы сделать вид. Или просто заказать самую дорогую бутылку. Или попросить совета у других гостей. Важно, как он делает выбор и наколько убедительно он его обосновывает. На что ещё Чарльз Филлипс обратит внимание? «Всегда смотрю, как соискатель обращается с официантом. Обожаю эту часть.»И ещё один тест ждёт под конец вечера: «Расскажите анекдот!» Это и проверка чувства юмора, конечно, но также и умения действовать уверенно в странных и незнакомых ситуациях.
Следите за языком
У Атула Кунвара, президента и технического директора Tech Mahindra, нет своего фирменного вопроса, но есть один занятный трюк. Приготовьтесь отвечать за свои слова : хобби и интересы теперь не просто дополнительная строка в резюме. Когда один из соискателей упомянул, что он увлекается пением, Атул попросил спеть для него и других топ-менеджеров компании. У кандидата хватило смелости, чтобы удовлетворить эту просьбу, и он исполнил песню просто великолепно. Атул увидел, как тот был воодушевлён, до каких высот смог самостоятельно развить свой навык, и понял, что делает правильный выбор: “Нам нужны именно такие сотрудники, увлечённые и верящие в свои силы.”
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.
Ошибки, которые топ-менеджеры допускают на собеседовании
На тему ошибок на собеседовании сказано уже очень много слов, написано большое количество статей, проведен не один тренинг, но соискатели продолжают наступать на одни и те же грабли. Неважно, кто идет на собеседование ― руководитель или линейный менеджер, от ошибок не застрахован никто. Кто-то не подготовился, кто-то разволновался, а кто-то просто не имеет достаточного опыта прохождения собеседований. Многие совершают общие ошибки ― опаздывают на встречу, жуют жвачку, пренебрегают дресс–кодом. Когда же речь идет о топ-менеджменте, ошибки приобретают совершенно другой окрас и могут оказаться роковыми.
Не растекайтесь мыслью по древу
Если вас пригласили на собеседование, то это совсем не значит, что собеседник горит желанием выслушать историю всей вашей жизни. «Растекаются по древу» и начинают повествование со времен школьной олимпиады чаще всего соискатели, редко меняющие работу и не имеющие опыта прохождения достаточного количества собеседований. Ваша самопрезентация должна занимать не больше 20 минут и включать рассказ о сильных сторонах, компетенциях, задачах, которые вам удалось успешно решить на предыдущих местах работы. Не стоит поднимать вопросы, не относящиеся к собеседованию, обсуждать бывших коллег и тем более — бывшего начальника.
Не забывайте также менять презентацию в зависимости от позиции, на которую претендуете. Если сегодня вы проходили собеседование на вакансию коммерческого директора и делали упор на достижения в области продаж и маркетинга, то завтра для вакансии директора филиала презентацию будет необходимо подкорректировать и сделать упор на общее руководство, стратегическое развитие бизнеса в отведенном вам регионе. Многие топ-менеджеры забывают об этом и идут проторенным путем, излагая самопрезентацию, отточенную годами, не внося необходимые коррективы.
В процессе беседы не забывайте использовать цифровые показатели, например «повысил производительность на 10%», «снизил дебиторскую задолженность на 30%». Управленец, не способный оцифровать свои достижения, не вызовет доверия, скорее всего, возникнет подозрение, что реальных достижений у него нет. Какие-то цифры вы вероятно не сможете озвучить ввиду политики конфиденциальности компаний, в которых вы работали. Например, очень часто встречается вопрос об обороте организации, бюджетах под вашим управлением. Если вы не можете назвать четкую цифру по каждому месту работы, сделайте выбор в пользу обобщенных данных. Например, «максимальный бюджет под моим управлением за всю карьеру составлял 70 млн рублей в год» ― в этом случае вы полностью соблюдете профессиональную этику.
Не отказывайтесь от тестового задания
Тестовое задание ― тема очень болезненная для большинства соискателей. Мало кому хочется тратить время и силы на выполнение задачи, которая может отнять много времени, но никак не гарантирует получение предложения о работе или переход на следующий этап собеседования. Когда речь идет о топ-менеджерах, страсти накаляются еще больше, ведь некоторые компании под предлогом тестового задания просто пытаются получить бесплатную консультацию. Многие кандидаты, столкнувшись с этим впервые, попадают в ловушку и, обжегшись один раз, в следующий уже крайне негативно реагируют на просьбу выполнить тестовое задание. Не нужно рубить с плеча, ведь для многих крупных российских и международных компаний «тестовое задание» ― это нормальная практика на финальном этапе собеседования, и, говоря жесткое «нет», вы рискуете пропустить интересное предложение. Как же понять, кто перед вами: нечестный работодатель или еще один этап оценки от компании, рассматривающей вас как одного из финальных кандидатов?
Во-первых, тестовое задание должны давать ближе к финальному собеседованию, а не до собеседования или сразу после общения с представителем HR-службы. Во-вторых, выполнение тестового задания не должно занимать много времени. Согласитесь, что такая задача, как «разработайте нам стратегию продаж на 2018 год, исходя из анализа предоставленных данных» вызывает подозрение, и сделать это за несколько часов или сутки будет нереально. Если предложенное вам задание смущает своим объемом или содержанием, откровенно обсудите это с работодателем, скажите о своих опасениях, попросите его сократить или найти другой промежуточный вариант, устраивающий каждую из сторон. Многие соискатели очень активно выкладывают отзывы о схожих ситуациях в Facebook, так что если компания грешит и обманывает соискателей, то вы, скорее всего, найдете отрицательные отзывы в сети.
Рекрутер – это не мой уровень
Есть особая категория менеджеров, «встающих в позу» и наотрез отказывающихся встречаться с представителем HR-службы. По их словам, это трата времени, ведь менеджер по работе с персоналом не сможет объективно оценить их опыт. Некоторые кандидаты стараются обойти HR-службу и напрямую пообщаться с непосредственным руководителем. В ход идут все инструменты: и отправка резюме на корпоративную почту, и поиски контактов в социальных сетях. Правилен ли такой подход и даст ли он положительный результат? Все зависит от компании и того, как выстроена система подбора в ней. Если речь идет о крупном бизнесе, то, скорее всего, такие попытки закончатся провалом, система подбора там четко регламентирована и функциональный руководитель в лучшем случае перешлет ваше резюме в HR-службу со словами «я этим заниматься не буду» ― круг замкнется. Конечно, есть случаи, увенчавшиеся успехом, но они в меньшинстве. На самом деле на такие ухищрения кандидаты идут не от хорошей жизни, ведь не в каждой компании интервью с претендентом на руководящую позицию проводит опытный рекрутер. Вести вакансии подобного уровня должен или HR-директор, или рекрутер с длительным опытом закрытия управленческих вакансий. Помимо этого, он должен знать все нюансы вакансии, особенности компании. Лишь в этом случае такая беседа не будет потерей времени, а пойдет на пользу ― специалист не только расскажет о всех «подводных камнях» вакансии, но и подготовит вас к грядущей встрече ― расскажет о руководителе, его стиле руководства, о команде, даст советы по самопрезентации, объяснит, на что и почему сделать упор.
Прежде чем сказать «нет», поинтересуйтесь, какой опыт у специалиста, который собирается проводить интервью, сколько этапов собеседований предусмотрено на эту вакансию. Очень хорошим промежуточным вариантом является двойное интервью, когда на встрече присутствует и представитель HR-службы, и лицо, принимающее решение.
Не преувеличивайте и не приуменьшайте достижения
Здесь встречаются две крайности: кто-то преувеличивает, а кто-то приуменьшает свои заслуги. Очень часто бывает ситуация, когда топ-менеджер, рассказывая о своих достижениях, в 90% случаев использует местоимение «мы». Например, «мы ввели новый продукт на рынок», «мы смогли снизить издержки производства». Само собой, возникает вопрос «а кто такие эти мы?» и каков в действительности был ваш вклад в общее дело. Скорее всего, в данном случае управленец говорит о своей команде, и это здорово, что он рассказывает о достижениях своих подчиненных и подчеркивает их роль в выполнении задачи. Однако порой «мы» звучит так часто, что создается ощущение, что претендент на вакансию просто проходил мимо и решил опосредованно поучаствовать в процессе, в то время как на самом деле он полностью выстраивал бизнес-процесс. Опытный рекрутер, заинтересованный в качественной оценке, обязательно уточнит, что вы включаете в понятие «мы», но есть риск, что вы создадите неправильное впечатление о своем опыте, а изменить его будет довольно сложно. Поэтому имеет смысл поменять «мы» на «я» или «я и моя команда».
Другая категория кандидатов, наоборот, любит преувеличивать свои достижения или порой даже приписывают себе результаты работы коллег. На самом деле большинство делает это незаметно для себя, без «злого умысла», ведь каждый хочет произвести наилучшее впечатление. В моей практике был кандидат, во всех красках рассказывающий о своих глобальных достижениях в области построения с нуля всей системы логистики в территориально распределенной компании. В его речи звучало только местоимение «я». Рассказывал очень уверенно и красочно, ему было сделано предложение, но в процессе сбора рекомендаций у его бывшего руководителя, топ-менеджеров, работающих с ним в параллели, выяснилось, что большая часть системы была выстроена задолго до него, а он занимался лишь поддержанием и корректировкой. Наверное, в такой ситуации местоимение «я» ― не лучший выбор. Объективно оценивайте свой профессиональный опыт, и тогда вам не придется краснеть.
Вы не можете четко сформулировать карьерные цели
Кандидаты, которые не могут четко сформулировать свои карьерные цели, встречаются довольно часто. В последние несколько лет на рынок вышла не одна сотня управленцев, испытывающих по ряду причин проблемы с трудоустройством по сей день. Получив предложение прийти на собеседование, они рассматривают это как последний шанс получить работу и при вопросе «а что, собственно говоря, вы ищете?» теряются, боясь дать нежелательный для работодателя ответ. Зачастую вопрос может вообще остаться без ответа или собеседник услышит что-то наподобие «ваша вакансия мне подходит, как раз то, что я ищу», «я все могу, никакая задача меня не испугает». В реальности такая позиция отпугивает, ведь каждый хочет заполучить в свою команду топ-менеджера, имеющего четкие приоритеты, а не принимающего предложение компании от безвыходности. Вдвойне сложно, когда вам задают подобный вопрос в начале собеседования, когда вы не знаете всех нюансов вакансии, особенностей компании, а обладаете лишь общей информацией. Что делать? Отвечать, но отвечать осторожно, оставив пути к отступлению, иначе один вопрос легко перечеркнет ваши старания.
Немного свободнее вы будете себя чувствовать на встрече с представителем executive search агентства. Даже если вы собеседуетесь на определенную вакансию, консультант по подбору обычно оценивает ваш опыт в целом и заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Если вы произведете благоприятное впечатление, то можете надеяться на получение вакансий в будущем, а для этого важно четко сформировать свои карьерные приоритеты. В этом случаем можете не ограничиваться стандартными ответами, а честно рассказать, чего вы ждете от карьеры в ближайшие годы. Возможно, вы хотите поменять отрасль или функцию, уйти в проектное управление. Расскажите о своих приоритетах, двигаясь от максимально интересных к менее предпочтительным.
После собеседования
После того как собеседование закончилось, начался второй этап ― анализ самопрезентации и работа над ошибками. Во-первых, не забудьте поблагодарить собеседника в письменной форме за уделенное время и продуктивную беседу. Так вы лишний раз напомните о своей кандидатуре и покажете заинтересованность в вакансии. Во-вторых, сразу после собеседования, пока свежи ощущения, у вас есть возможность исправить ошибки, совершенные в процессе. Например, вы не успели рассказать о компетенции, которая оказалась крайне важна для работодателя. Отбросьте стеснение, свяжитесь с менеджером, проводившим встречу, и расскажите, что имели подобный опыт, но не успели о нем рассказать. Главное — не перейти грань и не выглядеть назойливым, ведь если вы действительно произвели положительное впечатление, о вас не забудут. А вот если собеседование закончилось провалом, то никакие звонки вас уже не спасут. Вспомните, какие из вопросов собеседника застали вас врасплох, заставили сомневаться, проработайте их, подумайте, как лучше ответить на них в следующий раз. Работайте над презентацией, и ваши шансы на успех со временем будут быстро увеличиваться, ведь важно не только иметь хороший опыт работы, но и достойно его преподносить.
HR-СТАТЬИ
Собеседование для топ-менеджера: как кандидату на руководящую должность успешно пройти собеседования с рекрутерами, агентствами по найму и советом директоров
По мотивам прочтения книги Top Notch Executive Interviews,
Кэтрин Хансен © Katharine Hansen, 2010
Из этой книги вы можете узнать: 1) Чего ожидать от собеседования на руководящую должность; 2) Каковы самые распространенные форматы собеседований; 3) Какие вопросы чаще всего задают рекрутеры, 4) Как лучше всего отвечать на эти вопросы; 5) Как реагировать на замечания; 6) Что делать по окончании интервьюирования.
Как известно, компании прикладывают немало усилий к созданию собственного бренда. Точно так же и вы создайте свой личный бренд, который отличал бы вас от других и подчеркивал ваши достоинства. Воплощением этого личного бренда сделайте резюме и сопроводительное письмо. В тексте резюме должны присутствовать ключевые слова, обращающие на себя внимание рекрутера. При поиске работы забудьте об Интернете и других ненадежных и бессистемных источниках. Ограничьте круг поисков двадцатью самыми подходящими для вас фирмами. Полагайтесь при этом как на собственные связи, так и на консультации специалистов по подбору управленческого персонала. Не позднее десяти дней после отправки резюме позвоните в компанию, чтобы напомнить о себе. Такие звонки – еще одна возможность “прорекламировать” себя, а потому заранее подготовьте короткий, но убедительный рассказ о своих достоинствах.
Изучение будущего места работы
Кандидату на руководящую должность никогда не простят незнания основной информации о компании. Вы должны знать о ней почти столько же, сколько знают ее сотрудники. Вам следует представлять ее рынки, клиентов, продукты, услуги, конкурентов, организационную структуру и культуру, состав руководства и основных стейкхолдеров. Разумеется, кроме хорошего знания бизнеса компании вам следует показать и знание текущей ситуации в экономике. Наконец, поскольку вы и есть тот товар, который “продаете”, изучите информацию о вас, которую можно отыскать в Интернете. Попробуйте представить, каким будет впечатление рекрутера, чтобы понять, над чем вы должны поработать еще, чтобы увеличить шансы на благоприятное решение.
В ходе собеседования
Прежде всего контролируйте невербальное поведение, в том числе жестикуляцию и мимику. Неумение правильно себя держать может погубить все шансы еще до того, как вы произнесете хоть слово. Не менее важны опрятность в одежде и ухоженный внешний вид. Во время собеседования не сутультесь, держите спину прямо и говорите уверенным тоном. Заранее инсценируйте собеседование перед зеркалом или запишите себя на видео, чтобы проанализировать свои жесты и еще до собеседования исправить замеченные ошибки. Известны следующие формы собеседований при приеме на работу:
Собеседование с рекрутером или с агентством по поиску персонала. Вы попадете на собеседование с нанимателями, только если удачно пройдете собеседование со специалистом рекрутинговой компании.
Предварительное собеседование по телефону. Представителям компании-нанимателя необходимо выяснить, достаточная ли у вас квалификация, соблюдаете ли вы нормы трудовой этики и соответствуете ли требованиям корпоративной культуры. Объясните, как данная должность вписывается в план вашей карьеры.
Первое личное собеседование. Ваша задача – попасть на следующий этап процесса отбора. Для этого используйте любимый прием бизнес-консультантов: докажите, что лучшее решение всех проблем компании – это вы.
Второе и последующие личные собеседования. Если вы прошли во второй тур отбора, ваши шансы получить работу уже составляют 25-50%. Будьте готовы к еще более активному “прощупыванию”. Цель интервьюера – проникнуть в ваши мысли и понять, кто вы есть на самом деле.
Собеседование за обедом. Это не просто поход в ресторан, а еще одна проверка. Ешьте немного и аккуратно, избегайте пищи, которой можно запачкаться. Не пейте спиртное и не заказывайте самые дорогие блюда в меню.
Групповое собеседование. На нем вам придется общаться сразу с несколькими представителями компании. Выясните заранее, кто будет в нем участвовать, и постарайтесь собрать об этих людях всю доступную информацию. Постарайтесь установить психологический контакт с каждым из присутствующих.
Собеседование с советом директоров. Обычно оно проводится только с кандидатами на пост генерального директора или сходные по значимости должности.
Самопрезентация. Выясните заранее, нужно ли вам ее проводить. Ваша презентация должна строиться на демонстрации тех ваших качеств, которые делают вас наиболее достойным кандидатом на должность.
Удаленное видео-интервью. Обратитесь к профессиональному визажисту для наложения актерского грима. При разговоре смотрите прямо в камеру, не ерзайте и не жестикулируйте слишком активно. Беседу постарайтесь отрепетировать заранее.
Собеседование-проверка или собеседование-симуляция. Вас могут попросить составить план действий на несколько месяцев вперед после вступления в должность или предложить разобрать почту уволившегося сотрудника и решить при этом ряд возникших вопросов. Цель такого собеседования – проверить продуктивность работы кандидата, его умение планировать дела и делегировать ответственность.
“Стресс-тестирование”. Умеете ли вы сохранять самообладание, когда на вас оказывают давление? Собеседник будет всеми силами стараться вывести вас из равновесия; ваша задача – оставаться спокойным, невозмутимым и собранным.
Виды вопросов интервьюера
Ознакомьтесь с наиболее распространенными типами вопросов, задаваемых на собеседовании, и советами о том, как на эти вопросы отвечать.
Вопросы для установления контакта, побуждающие “показать себя”. В самом начале беседы вас могут поджидать вопросы наподобие “Почему вы считаете, что лучше других подходите для этой работы?” Воспринимайте эти вводные вопросы как еще одну возможность выгодно себя преподнести. Рассказывая о своем профессиональном опыте, постарайтесь создать впечатление, что все, чем вы занимались до этого, послужило подготовкой к данной работе.
Вопросы о резюме и предыдущих местах работы. Выучите резюме наизусть. Отвечая на вопросы о прежней работе, приводите не более двух-трех самых существенных фактов по каждой из должностей, которые вы занимали. Прежде всего обращайте внимание собеседника на ваши достижения.
Вопросы, проверяющие способность к действиям. Логика этих вопросов такова: ваши действия в прошлом лучше всего показывают, чего от вас можно ждать в будущем. Поэтому особенно тщательно обдумывайте ответы на вопросы о том, как вы действовали при возникновении тех или иных проблем.
Ситуационные вопросы. Задача собеседника – проверить, как вы поступите в определенной ситуации. Начните отвечать с фразы “Я бы сделал точно так, как делал на предыдущем месте работы”. Затем подробно опишите свои действия.
Запрещенные или нескромные вопросы. По законодательству США требование отвечать на вопросы о возрасте, семейном положении, национальной и религиозной принадлежности рассматривается как нарушение принципа равноправия при приеме на работу. Однако если такие вопросы все же возникнут, подумайте, какими опасениями вызваны эти вопросы, и постарайтесь их развеять – например, сказав: “Моя личная жизнь ни в коей мере не помешает мне работать с полной отдачей”.
Вопросы, требующие односложного ответа. Например: “Вы умеете работать в команде?” Однако отвечайте на них достаточно развернуто: “Умею. Могу привести несколько примеров, подтверждающих это, из моего опыта”.
Вопросы о вознаграждении. Вы пока не получали официальное предложение о работе и находитесь не в лучшем положении для разговора на эту тему, поэтому постарайтесь избежать прямого ответа. “Я уверен, что вы предлагаете достойную оплату. Самое главное для меня – не зарплата, а возможность работать в такой известной компании”. Если собеседник настаивает, назовите приемлемый для вас диапазон зарплаты, исходя из того, что вы знаете об окладах на аналогичных должностях.
Вопросы о компании и вашем возможном вкладе в ее работу. “Расскажите, что вы знаете о нашей компании”. Если вы предварительно навели нужные справки, именно сейчас ваша осведомленность сослужит добрую службу.
Вопросы об успехе. “Как вы думаете, что необходимо для успешной работы в этой должности?” Свяжите описание своих прошлых достижений с требованиями, предъявляемыми к интересующей вас должности.
Вопросы о прошлых достижениях. Достижения на прошлом месте работы – это “соль” любого собеседования. Выберите то, которое наиболее близко к должности, на которую претендуете.
Вопросы о лидерстве. Топ-менеджеры – это лидеры, поэтому собеседник захочет проверить ваши лидерские качества и попросит вас рассказать о том, каким вы видите успешного лидера. Правильным шагом при ответе на этот вопрос будет сравнение себя с руководителями компании, проводящей собеседование.
Вопросы о планах на будущее. Отвечая на такого рода вопросы, вы должны подчеркнуть, что свое будущее связываете с данной компанией: “Я бы хотел стать лучшим [название должности] из всех, которые когда-либо работали в вашей компании”.
Вопросы о креативности. Умение нестандартно мыслить – отличительный признак успешного руководителя. Продумайте варианты ответа на вопрос о том, случалось ли вам предлагать новый способ выполнения тех или иных задач.
Вопросы об уровне компетентности. Если собеседник спрашивает, что вы знаете о той отрасли, в которой работает его компания, ваш ответ особенно важен в случае, если до этого вы работали в совершенно другой отрасли. Покажите, как ваши профессиональные навыки можно применить на новом месте.
Вопросы об ошибках и неудачах. Задача интервьюера – выяснить, готовы ли вы открыто признать свои ошибки и промахи, от которых не застрахован никто. Если у вас спросят о самой большой ошибке в вашей практике, откровенно расскажите об одном из своих провалов, а также об извлеченных из него уроках.
Собеседование не должно превращаться в игру в одни ворота. Задавайте вопросы и вы, например: “Не могли бы вы описать стиль руководства, принятый в компании?”, “Какие задачи вы ставите перед человеком, который займет эту должность?” Такого рода вопросы дают вам возможность получить дополнительную информацию и одновременно произвести на собеседников впечатление своей вдумчивостью.
Будьте готовы адекватно реагировать на возражения вроде “Нам кажется, что у вас слишком высокая квалификация для этой работы”. Собеседника может смутить ваш возраст, мотивация или причины, по которым вы хотите занять должность. Продемонстрируйте искренний интерес к будущей работе и энтузиазм по поводу контактов с более молодыми коллегами. Если же вам заметят, что вы недостаточно квалифицированы, то воспользуйтесь своим профессиональным портфолио, чтобы доказать обратное. Объяснить наличие перерывов в трудовом стаже можно, например, тем, что в это время вы занимались консультированием, волонтерской деятельностью, работой по срочным контрактам.
Приготовьтесь объяснить и то, почему вы хотите оставить свою нынешнюю работу. Возможные варианты объяснения: вы хотите заниматься более интересной и сложной работой; вашу организацию приобрела другая фирма и вы внутренне не согласны с новыми принципами управления; вас повысили, но между вами и вашим начальником возникли непримиримые разногласия о том, как управлять компанией; вы считаете, что вам платят слишком мало. Если вам придется объяснять ваше увольнение, не вдавайтесь в подробности. Любых прежних работодателей характеризуйте только положительно.
После каждого собеседования рассылайте его участникам благодарственные письма. Позаботьтесь о том, чтобы люди, дающие вам рекомендации, были готовы охарактеризовать вас с лучшей стороны. Приготовьтесь к тому, что ваше прошлое будут проверять. Если вам есть что скрывать, исходите из того, что будущий работодатель все узнает, поэтому поупражняйтесь в упреждающем саморазоблачении в самом начале собеседований. После собеседований напомните о себе, но не будьте чрезмерно назойливы. Если в конце рабочего дня вы отправите короткое голосовое сообщение, то тем самым подтвердите, что сохранили интерес к вакансии и при этом не желаете мешать людям работать.
Поздравляем – вам предложили работу
Будьте готовы сразу же приступить к обсуждению компенсационного пакета. Не стоит с ходу соглашаться на первое предложение работодателя. Узнайте через специальные сайты диапазон зарплат для выбранной должности. Постарайтесь найти информацию об общем уровне зарплат в компании. После того как работодатель сделал вам предложение, вы оказываетесь в максимально выгодном положении для торга. Не торопитесь с ответом и тщательно все обдумайте. Сделайте встречное предложение, назвав сумму больше той, которую вы надеетесь получить. Достигнув соглашения о зарплате, зафиксируйте все договоренности в письменном виде.
Об авторе :
Кэтрин Хансен – эксперт в области управления карьерным ростом и подготовки резюме. Преподаватель, автор книг, ведущий собственного блога.