какие вопросы задать старому человеку
Какие вопросы задать старому человеку
Бабушка, расскажи мне о своем детстве.
1. Где ты родилась и выросла? Сколько вас было в семье?
2. Ты знаешь, почему тебя так назвали? Какие были варианты?
3. Расскажи, каким было твое детство? С кем ты проводила больше всего времени тогда?
4. А дом свой помнишь? Каким он тебе запомнился?
5. Чем отличалось твое детство и детства моей мамы(или папы)?
6. Ты знала своих бабушек и дедушек? Может быть, еще прабабушек и прадедушек? Чем они тебе запомнились?
7. Были ли в вашей семье какие-нибудь традиции? Может быть, ты помнишь какие-то семейные истории и легенды? Расскажи подробней про свою семью.
8. А в школу ты ходила? Если да, то помнишь ли ты свой первый школьный день? Как это было? Была ли ты пионером? Что тебе особенно запомнилось из школьной жизни?
9. Была ли у тебя подруга/друг детства? Есть какие-то интересные воспоминания, связанные с ней/ним?
10. Чем ты любила больше всего заниматься в детстве? В юности у тебя были какие-то увлечения?
11. Какую детскую мечту ты пронесла через всю жизнь?
12. Кто был у тебя кумир или идеал в детстве? Какие у тебя были любимые фильмы, книги, музыкальные исполнители?
13. Чтобы было модно в твое время? Что носили, чем увлекались?
14. Сохранились ли у тебя какие-то интересные вещи того времени?
А теперь давай поговорим о твоей молодости
15. Что ты делала после окончания школы? Пошла учиться дальше или работать?
16. Расскажи об этом времени подробней, как ты жила и что ты делала.
17. А как ты заработала свои первые деньги? И на что ты их потратила, помнишь?
18. Кем ты работала потом?
19 Может быть, ты ездила куда-то? Какие места запомнились тебе, чем именно?
20. Расскажи подробнее о времени, в котором ты жила. Кто тогда управлял страной, какие события тебе за помнились больше всего?
21. С кем ты проводила больше всего времени тогда?
22. Какие яркие моменты были в твоей жизни?
Бабушка, а давай поговорим с тобой про любовь?
23. Какими качествами, по-твоему, должен обладать настоящий мужчина? И что для тебя значит быть идеальной женщиной?
24. Кто был твоей первой любовью?
25. Как вы познакомились с дедушкой? Были ли у него соперники?
26. Как он сделал тебе предложение?
27. Была ли у вас свадьба? А подвенечный наряд? Кто были свидетелями на вашей свадьбе, почему именно они?
28. Расскажи про то, как вы стали родителями.
29. Как вы тогда жили? Возможно, это было непростое время для вас?
30. А что ты почувствовала в тот момент, когда стала бабушкой?
31. Меня баловали в детстве?
32. Что для тебя самое приятное в роли бабушки?
Теперь я спрошу тебя о самом сокровенном.
33. Кто были самыми важными людьми в твоей жизни?
34. Когда ты была особенно счастлива? С чем это было связано?
35. За что ты благодарна судьбе?
36. Ты считаешь себя счастливой? И что для тебя значит счастье? В чем его секрет для тебя?
37. Есть ли у тебя какой-то секрет, который ты хранишь всю жизнь.
Бабушка, поделись со мной своим жизненным опытом и мудростью, пожалуйста.
38. Что было самым трудным в твоей жизни? Как ты прошла через это?
39. Какой совет, полученный в жизни, ты считаешь самым ценным? Кто тебе его дал?
40. А какой совет ты хотела бы дать мне?
41. Чем ты гордиться в жизни больше всего?
42. Самое важное решение, которое ты приняла в своей жизни?
43. Если бы ты сейчас могла дать совет себе 18-летней, что бы ты сказала?
Детский час
для детей и родителей
Викторина для бабушек (с ответами)
Викторины бывают серьёзные и шуточные, простые и сложные, для детей и для взрослых. Разрешите представить вашему вниманию викторину для бабушек. Мы твёрдо уверены, что бабушки в XXI веке эрудированные, умные, грамотные. Они легко ответят на все вопросы викторины.
Викторина для бабушек содержит 8 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. Кто эта дама?
Дама с ледяным сердцем (Снежная королева)
Дама, передвигающаяся на самом необычном виде транспорта? (Баба Яга на метле)
Самая буйная дама на свете (Вьюга)
Дама, ходящая всегда в чёрных одеждах, которой однажды достался бесплатно молочный продукт («Вороне где-то бог послал кусочек сыра»)
Бедная, трудолюбивая девушка, ставшая женой принца (Золушка)
2. Ответьте на вопросы
В какую воду нужно опускать макароны? (В кипящую)
Какое яблоко нельзя съесть? (Глазное)
На какую гору нельзя подняться? (На кудыкину)
Что толчёшь без толку? (Воду)
Во дворе трава. А что на траве? (Дрова)
3. Кто такая Федора?
Шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой +
Горемычная бабушка, от которой сбежали кухонная утварь, столовые приборы, чулки и башмаки +
Бабушка паренька Мишки из рассказа Николая Носова
4. Какие женские имена присутствуют в этих песнях?
«Расцветали яблони и груши» (Катюша)
«Она прохожих красотою удивляла, и незнакомые дарили ей цветы» (Люба-Любонька)
«Девятый класс. Звенит звонок. Апрельский луч упал на стены» (Весна по имени Светлана)
5. Найдите неправильный ответ:
Арбуз – это ягода
Свекла – это ягода +
Тыква – это ягода
6. Отгадайте загадки
«Не видно и не слышно её. Стоит заговорить о ней – и она исчезнет» (Тишина)
«Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь» (Рыба)
«Свернёшь – клин, развернёшь — блин» (Зонтик)
7. У каких цветов названия совпадают с женским именем?
Ответ: Лилия, Роза, Маргаритка
8. Из какого произведения эти строки?
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Ответ: из сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»
Составитель викторины: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Какие вопросы задать старому человеку
И пусть это будет поводом еще раз им позвонить
Как вы познакомились с дедушкой?
Даже если у тебя осталась одна бабушка или дедушка, то они с радостью расскажут, как встретили свою вторую половинку. Представь, во времена когда не было фейсбука, тиндера и прочих приложений, существовали очень даже романтические знакомства. Спроси, как твоя бабушка встретила дедушку, как он выглядел и чем ей понравился. Тебе будет интересно послушать, а бабушке — окунуться в воспоминания.
Что происходило в тот день, когда родилась мама/папа и я?
Истории о днях, когда дети появляются на свет, всегда очень захватывающие. И только твои бабушки и дедушки могут детально рассказать о моментах, когда родились твои родители, дяди и тети. Не забудь также узнать, что было в день твоего рождения.
Каким было первое мнение родителей мамы о твоем тогда еще будущем папе?
Спроси у родителей мамы, что они думали о твоем папе, когда увидели его впервые в жизни? Думали ли они, что у него и их дочери серьезные и продолжительные отношения?
Как это: жить во время важных исторических событий?
Возможно, твои бабушки и дедушки пережили Вторую мировую войну, именно они узнали о первом полете в космос практически в прямом эфире. Во время их молодости происходило много знаменательных событий, о которых интереснее узнавать из первых уст, а не из учебников по истории.
Что раньше было лучше, чем сейчас?
Может быть твоему дедушке больше нравится родной город без многоэтажек и торговых центров, а стационарному телефону он доверяет больше, чем твоему суперкрутому смартфону. Спроси, почему раньше им казалось, что жизнь намного лучше, чем сейчас.
Что доставляет им счастье?
Пожилые люди очень мудрые. Спроси, каких традиций они придерживаются, что делает их поистине счастливыми. Они как раз умеют радоваться мелочам. Возможно, дедушка делает легкую зарядку по утрам, а бабушка знает народные рецепты, как стать еще здоровее. Прислушивайся, что говорят тебе бабушки и дедушки о счастье, ведь они наверняка знают в этом толк.
Вы о чем-нибудь жалеете?
Чем они больше всего гордятся?
Спроси своих бабушек и дедушек, что они считают своим самым большим достижением. И если уж на то пошло, то и задай вопрос, за что они больше всего благодарны.
Чем они хотят запомниться?
Все люди хотят, чтобы о них помнили что-то положительное, но что именно? Наверняка, твоя бабушка очень вкусно готовит, а ее жаренная картошка просто лучшая в мире, а дедушка в два счета может починить велосипед. Расскажи, что тебя восхищает в бабушках и дедушках и сравни, совпадает ли твое мнение с их виденьем себя.
Что бабушка и дедушка еще не сделали, но очень хотят?
Пусть они и почтенного возраста, но это не значит, что они не ставят себе целей. Может, твоя бабушка хочет увидеть Эйфелеву башню, а дедушка попробовать поймать рыбу в Норвежском море. Выслушай их и попробуй незаметно сделать так, чтобы они хоть немножко приблизились к своей мечте.
Какую одну вещь вы бы хотели изменить в современном обществе?
Скорее всего твоих бабушку и дедушку раздражает, что люди так много времени уделяют гаджетам и не умеют радоваться мелочам. Или они хотят, чтобы людям приходилось меньше работать и больше видеться с родными.
Все эти ответы на вопросы покажут, сколькому нам еще предстоит научиться. Главное, чаще звони и заходи в гости к дедушкам и бабушкам.
14 советов, как записать воспоминания дедушки или бабушки
В приложении «Радио Arzamas» вышел новый выпуск проекта «Личный XX век», в котором люди, родившиеся в первой трети прошлого столетия, рассказывают о своей жизни. Arzamas составил инструкцию для тех, кто хочет записать воспоминания пожилых родственников или близких
Французский историк Франсуа Артог писал, что мы смотрим на мир вокруг себя как бы из будущего и видим в настоящем то, что уже завтра станет прошлым. Ощущение ускользающего мира, просачивающегося как песок сквозь пальцы, часто вызывает желание записать воспоминания — близких и родных, коллег или даже соседей. из них был участником важных исторических событий, жизнь проходила в условиях, о которых мы ничего не знаем. А может рассказать об истории семьи то, что нам больше неоткуда узнать. Если вы тоже чувствуете потребность поймать исчезающее на глазах прошлое, мы попробуем помочь вам записать воспоминания, к которым вы сможете потом еще не раз обратиться.
1. Имейте в виду, что воспоминания не всегда позволяют узнать, «как все было на самом деле»
Воспоминания — интересный, живой источник, который кажется легко доступным. Многие считают, что расспросить человека проще, чем провести архивное исследование. Если в книгах не удается найти информацию о прошлом, достаточно отыскать свидетеля, который расскажет, как все было на самом деле. К сожалению, это не совсем так.
Воспоминания позволяют нам погрузиться в мир повседневности — обычной жизни, которая происходит изо дня в день, когда люди просыпаются по утрам, умываются, завтракают, идут на работу. И отчасти они позволяют приоткрыть эмоциональный мир прошлого, о котором сложно узнать из официальных и архивных документов. Если же вам нужно прояснить даты, места или обстоятельства конкретных событий, не стоит рассчитывать на свойства памяти. Ценность воспоминаний не в том, что они позволяют реконструировать прошлое: они дают возможность понять, какое значение прошлое приобрело в настоящем и как одни и те же события могут помнить разные люди.
2. Задумайтесь о своей цели
Прежде чем взять в руки диктофон, попробуйте сформулировать, зачем вам нужно записать воспоминание. Может быть, вы хотите узнать о жизни бабушки и дедушки в сталинских лагерях. Или как они пережили блокаду, прошли войну, выжили во время холокоста, учились в позднесоветской школе. А может быть, вы просто хотите узнать об истории семьи что-то, чего не найдешь ни в одном архиве.
Кроме того, запись воспоминания — это возможность неторопливого, вдумчивого разговора со своими близкими и удобный формат для медленного общения. Интервью позволяет создать атмосферу доверия и хотя бы на время забыть о возможных конфликтах и противоречиях.
3. Подумайте, как вы объясните цель интервью своему собеседнику
Даже если собеседник приходится вам дедушкой или бабушкой, ему или ей потребуются объяснения. И от того, какими они будут, зависит, что вы потом услышите в интервью. Иногда пожилые люди думают, что их воспоминания не имеют значения и не заслуживают внимания. Многие скажут, что им нечего рассказывать или что они ничего не помнят. В большинстве случаев это не так, просто люди считают свою жизнь слишком обычной и незначительной, чтобы рассказывать о ней. Вам придется убедить, что важен любой рассказ и что каждая жизнь интересна.
Некоторые люди опасаются возможных последствий своих рассказов — и такие опасения небезосновательны. В воспоминаниях люди делятся подробностями личных биографий и жизней других людей, высказывают свои суждения, поэтому вопрос о конфиденциальности заслуживает уважительного и внимательного отношения. В устно-исторической практике Европы и США уже много лет действует строгое правило, которое предписывает получение письменного согласия от информанта с указанием допустимых форм использования записи. В России такая норма соблюдается далеко не всегда. Но вам все-таки стоит задуматься о возможных последствиях публикации интервью и спросить собеседника, не против ли он или она, если разговор будет опубликован.
4. Помните, что вы — путешественник, а не шахтер
Скандинавский психолог Стейнар Квале, написавший одну из самых полезных книг об исследовательском интервью, использовал в ней метафору шахтера и путешественника. Когда мы беремся записывать устные истории, нам иногда кажется, что самое главное — докопаться до фактов. Подобно шахтерам, мы выбираем место для добычи, а потом начинаем копать, отбрасывая ненужное, стремясь добраться до ценной породы. Такая стратегия не подходит для записи воспоминаний. Гораздо продуктивнее почувствовать себя путешественником, который вместе с другим человеком отправляется в путь, полный неожиданностей и сюрпризов. Путешественник не знает наверняка, куда приведет его эта дорога, но готов следовать по ней, радуясь тому, что открывается за поворотом.
5. Хорошо подумайте о месте и времени интервью
Выбирая место для беседы, ориентируйтесь на два главных фактора: тишина и уединение. Любые звуки — даже музыка на заднем плане или включенный телевизор — могут стать помехой и для самой беседы, и при расшифровке. Важно, чтобы вокруг не было людей, иначе атмосфера доверительного общения может не сложиться. Идеальное пространство — комната с закрытой дверью, где нет никого, кроме вас и собеседника. Если вы не можете встретиться с человеком лично, можно воспользоваться онлайн-платформами, но не забывайте, что виртуальное интервью (пусть даже и с камерой) никогда не сможет заменить личный контакт. Договариваясь о встрече, отведите на нее не меньше двух часов и постарайтесь выбрать время так, чтобы ни вы, ни ваш собеседник никуда не спешили.
6. Подготовьте технику
Интервью можно записать на диктофон или смартфон. Если вы собираетесь писать на телефон, не забудьте проверить, заряжен ли он и есть ли в нем свободная память. Если вы пользуетесь диктофоном, возьмите запасные батарейки. Звукозаписывающее устройство нужно положить рядом с рассказчиком, а не на другом конце стола.
Если вы решили проводить интервью дистанционно, можно воспользоваться встроенными опциями записи в программах Skype или Zoom, а для записи разговора в других мессенджерах — дополнительными приложениями, например Simple Recorder, Real Call Recorder или Cube ACR.
Если у вас есть хорошая камера и штатив, интервью можно записать на видео. Но в этом случае вам будет сложно создать атмосферу приватной беседы. Включенная камера часто смущает человека и заставляет слишком тщательно подбирать слова.
7. Составьте заранее список вопросов и задавайте их по одному
Вопросы бывают закрытые и открытые. Вот примеры закрытых вопросов: «Вы жили в этом доме?», «В каком году вы пошли на фронт?» Иногда такие вопросы бывают полезны, но при записи воспоминаний лучше задавать открытые вопросы, побуждающие человека рассказывать. Например: «Расскажите о том, как вы пошли в первый класс», «Вы помните, когда переехали в этот город? Расскажите об этом». Составьте список вопросов заранее. Если вы будете внимательно слушать, то, скорее всего, по ходу беседы у вас возникнет много новых, дополнительных вопросов. И все же лучше потренироваться в формулировке открытых вопросов до интервью, чтобы потом чувствовать себя уверенно.
Помните: если задать собеседнику несколько вопросов подряд, скорее всего, он ответит только на последний. Поэтому вопросы следует задавать по одному.
Для каждой темы могут быть свои отдельные вопросы, но есть и общие, универсальные. Все они сформулированы как предложения-просьбы: «Расскажите о своих самых ранних воспоминаниях», «Расскажите о своем детстве», «Когда, как вам кажется, ваше детство закончилось? Расскажите об этом», «Расскажите о ваших самых тяжелых воспоминаниях», «Расскажите о ваших самых светлых воспоминаниях».
8. Не пренебрегайте самым очевидным вопросом: «Не могли бы вы рассказать о своей жизни?»
Просьба рассказать о своей жизни — самый простой, удобный и эффективный способ записать интересное воспоминание. Такое интервью называют биографическим. У большинства людей есть общее представление о том, как следует рассказывать о жизни. Это и преимущество, и недостаток биографий. Проявив сообразительность, упрямство и продемонстрировав свою заинтересованность, вы сможете кого угодно уговорить рассказать о своей жизни. Каждый сможет сказать хотя бы пару слов, и эти слова будут организованы как история с сюжетом и развитием событий. К тому же рассказ о жизни позволит вам ухватиться за упомянутые детали, чтобы потом расспросить о них подробнее. Это преимущество. Недостаток же в том, что люди, читавшие биографии знаменитостей, как правило, не считают свою жизнь интересной и рассказывают о ней коротко и схематично. В этом случае вам придется мотивировать собеседника дополнительными вопросами.
9. Научитесь слушать
Самая естественная форма общения двух людей — диалог, а не монолог. Но во время интервью нужно помнить, что ваша задача — записать рассказ, историю, нарратив. Ваша главная цель — сделать так, чтобы человек захотел и смог рассказывать. А для этого нужно научиться не только задавать открытые вопросы, но и слушать. Будьте внимательны к тому, что говорит ваш собеседник, не перебивайте, а услышав ответ на свой вопрос, не торопитесь, выдержите паузу. Даже если вам кажется, что человек сказал все, что хотел, подождите еще пару секунд. Это бывает трудно: в обычной жизни мы много говорим, перебиваем и недослушиваем. Сейчас наша задача — услышать собеседника, а не высказаться самим.
10. Избегайте суждений и оценок
11. Говорите просто
Избегайте научных терминов и абстрактных понятий. Во время интервью не нужно доказывать, что вы умны и хорошо образованны. Использование сложных слов и грамматических конструкций не только производит эффект более высокого статуса интервьюера, вынуждая собеседника строго цензурировать свою речь, но и малополезно для беседы. Задавайте конкретные, понятные вопросы. Рассуждение в ответ на вопрос «Что для вас значило понятие „любовь“ во время войны?», конечно, может быть интересным, но куда больше узнать о любви во время войны вы сможете, если попросите рассказать об отношениях двух людей, об их общении и переживаниях.
12. Не увлекайтесь ролью психотерапевта
Если у вас все получилось, вы были достаточно внимательны и заботливы, продемонстрировали свою заинтересованность и создали комфортную и безопасную атмосферу общения, воздерживались от лишних вопросов и суждений, слушали и выдерживали паузы, позволив человеку говорить искренне и свободно, вы неизбежно почувствуете себя в роли психотерапевта. И ваш собеседник тоже это почувствует: какой бы тяжелой ни была беседа, ее психотерапевтический эффект неизбежен. Во время такого разговора человек чувствует себя в центре внимания, проговаривает невысказанное и не боится, что его слова будут оценивать. Именно поэтому исследователя так часто благодарят после многочасового интервью.
Очень важно помнить, что вы не психотерапевт и не должны решать чужие проблемы. Вы — путешественник, и, когда путешествие закончится, вам придется вернуться домой.
13. Не откладывайте обработку интервью
14. Вдохновляйтесь чужой работой и делитесь своей
За рубежом уже довольно давно работают большие и маленькие проекты, которые собирают воспоминания о различных событиях и устные истории представителей разных сообществ. В последние годы такие инициативы стали появляться и в России. Хотя таких крупных ресурсов, как звуковой архив Британской библиотеки или архив Института устной истории Бэйлорского университета, у нас пока нет, существует довольно много русскоязычных проектов, где можно послушать или почитать чужие воспоминания и предложить свои записи.
Сбором и публикацией воспоминаний уже много лет занимается международное историко-просветительское общество «Мемориал», где собран большой архив документов и воспоминаний. На базе «Мемориала» запущены несколько сайтов. Проект «Та сторона» посвящен материалам о бывших остарбайтерах, военнопленных и узниках немецких лагерей. «Последние свидетели» — это банк воспоминаний жертв и свидетелей советских репрессий.
В Музее истории ГУЛАГа тоже есть проект записи воспоминаний людей, прошедших через репрессии советского времени. Сотрудники музея сами берут интервью и записывают их на видео, но готовы сотрудничать с командами в регионах и разыскивают контакты потенциальных респондентов.
Огромная подборка воспоминаний о Великой Отечественной войне собрана командой проекта «Я помню», запущенного в 2001 году. Сейчас на сайте выложено больше 3000 записей.
В 2016 году фонд ИНДЕМ вместе с Президентским центром Б. Н. Ельцина начали собирать воспоминания о 90-х годах: сейчас в фонде почти 300 материалов. В дальнейшем участники проекта планируют использовать эти записи для подготовки многотомника, посвященного первому десятилетию постсоветской России.
В последние годы в России появились проекты, посвященные прошлому отдельных городов, районов и даже домов. Команда Шанинки во главе с антропологом Никитой Петровым создала ресурс «Историческая память городов». Сейчас география проекта охватывает Москву, Нижний Новгород, Иваново, Рязань, Луховицы, Выксу и Шую. Все воспоминания расшифровываются и наносятся на карту. Скоро пользователи смогут добавлять истории на сайт самостоятельно.
Музей Басманного района Москвы собирает воспоминания нынешних и бывших жителей района, а Музей Булгакова — интервью с жителями дома № 10 на Большой Садовой.
Музей М. А. Булгакова представляет проект «Дом на Большой Садовой»В Коломне запущен проект «Коммунальная Одиссея» — начало городского архива личных воспоминаний коломенцев. В мультимедийном архиве уже сейчас опубликованы интервью с десятками жителей «коммунальной эпохи», чьи детство и юность приходились на время 1960-х годов.
Музей «Невская застава» в Санкт-Петербурге подготовил выставку «Блокада. Недетские истории», открытую январе 2020 года в детской библиотеке № 8. Сейчас музей и библиотека закрыты, но воспоминания, записанные для этого проекта, доступны в интернете.
Устная история Невской заставы. «Девочка Лида и сторожевые львы»
Число локальных проектов, собирающих воспоминания местных жителей, постоянно растет. Если вы не нашли подходящего, задумайтесь о создании своего.
Дом и Семья
7 вопросов, которые нужно задать бабушке
Пока они с нами, не всегда хватает времени на длинные душевные разговоры. Когда они уходят, жалеешь, что не обо всем успел спросить. Бабушки и дедушки, хранители семейных традиций, наша история, наш род, наши корни – что мы знаем о них.
Мы решили составить короткий список вопросов, которые стоит задать бабушкам и дедушкам. Конечно, необязательно их «допрашивать» в форме интервью. Просто подведите к нужной для вас теме.
Как прошло твое детство?
Бабушкино детство – почти сказка. Ведь многих деталей жизни пятидесяти-шестидесятилетней давности уже нет и в помине.
Какие традиции были в твоей семье раньше?
Семейные традиции объединяют семью, поддерживают на плаву, когда все разваливается, дарят потрясающие воспоминания. Если бабушкины семейные традиции утрачены, может, стоит их восстановить…
Когда ты была счастлива? Почему?
Воспоминания счастливых моментах подарят приятные минуты и бабушке, и вам.
Как вы познакомились с дедушкой?
Это часть семейной истории. Возможно, романтичная, возможно, комедийная.
Кто были самыми важными людьми в твоей жизни?
Чем ты больше всего гордишься?
Бабушке будет это приятно вспомнить, а нам – будет полезно послушать о чужом опыте.
Что было самым трудным в твоей жизни? Как ты прошла через это?
О чем еще нужно спросить бабушку и дедушку? О чем бы вы сами хотели рассказать своим (будущим) внукам?
Релевантные товары в Online-магазине:
Похожие материалы:
Статьи
Видео
Обсуждения
Комментарии (44)
Детство моей бабушки, увы, не было сказкой. Я знаю о ее жизни все (или почти все), обо всем успела спросить. Своим будущим внукам я расскажу, что когда-то люди жили без телефона и интернета. 🙂 И прекрасно жили, кстати. 🙂
И без компьютера! 🙂 Рефераты писали от руки. 🙂 Информацию переписывали из библиотечных книжек в читальном зале. 🙂 И до библиотеки еще надо было дотащиться и найти то, что нужно. 🙂 И ничего, выучились как-то. 🙂
И при переписывании из книжек в тетрадь запоминалось горааааздо больше :))
Ха! 🙂 Я сначала из книжки на черновик переписывала, а потом уже в тетрадь. 🙂
а я ещё помню, как на печатных машинках печатали)
У нас печатной машинки не было, но была счетная! 🙂 Которую надо было включать в розетку! 🙂 Огрооомная такая, тяжелая! 🙂
ооо, точно, у нас такая же была)
Надо было сохранить. 🙁 Мы выкинули. 🙁 Зря.
Моих бабушек и дедушек уже нет к сожалению. И да, их детство не было сказкой. Война, голодно у одной и раскулачивание и колхоз у другой. И у дедушек тоже у одного война в детстве, а другой старший сын в многодетной семье в деревне. Совсем не сказка.
Но по счастью я о многом успела с ними поговорить.
Моя бабушка сама все рассказывает, ее не надо ни о чем спрашивать))))
С детства допытывала бабушек по поводу их бабушек и дедушек ))) Допытала: составили генеалогическое древо до начала 18 века, оказывается, мой дедуля был в Польше графом )))
Моей бабушки тоже нет. Жизнь была трудная. При немцах спали в землянке на огороде, с младенцем на руках, он не выжил.. После войны тоже тяжело, несколько работ, чтобы прокормить детей. Но я никогда не слышала от нее жалоб. Только рассказы. Сколько ее помню, ни разу не присела, всегда в делах.. Говорила, что некогда прислушиваться к болячкам. Мама рассказывала, что на выпускной пошла в форме, потому что денег не хватало. От всего услышанного волосы дыбом, как они выжили.
А мне бабушка про брезентовые туфли после войны рассказывала.
Сто лет не видела бабушек, как на фото. Осовременнились они совсем.
я все эти вопросы задавала своим) скучаю.
Моей бабулечке со стороны мамы 81 год. У нас как женский батальон: летом выйдем в сад, бабушка, мама, я и дочь. А со стороны папы уже нет бабушки и дедушки. До слез ностальгия по ним.
Моя бабушка рассказывала как её мама,моя прабабушка,работала на барина.Про голодное детство в годы революции.Прабабушка прожила 104 года,я её ещё застала.
Мои дедушки и бабушки уже давно умерли. А родились они в послереволюционное время. Война. Послевоенные годы. Тяжёлая жизнь у них была.
Ни дедушка, ни бабушка не любили рассказывать о жизни
Она была у них очень тяжелая
Не дай бог никому
Люблю бабушек и дедушек. Их с нами нет давно. Когда была маленькая часто донимала деда вопросами, как он это терпел)))) дед был сплошным позитивом при сложной жизни)))
Какая трогательная статья, я уже никогда не смогу ни о чем спросить свою бабушку, а всегда было интересно с ней поговорить. Многое отдала бы, чтобы вернуть назад те счастливые годы. Рита, спасибо Вам. Тяжело было читать, но душевно.
Бабушка была, без преувеличения, одним из самых дорогих мне людей. Меня, наверное, никто так не любил, как она. И я всегда буду помнить о ней, и любить, хотя ее давно уже нет рядом. Я очень скучаю.
Бабушка была, без преувеличения, одним из самых дорогих мне людей. Меня, наверное, никто так не любил, как она. И я всегда буду помнить о ней, и любить, хотя ее давно уже нет рядом. Я очень скучаю. Вот с языка сняли, ей-богу) Каждое слово как про меня. Правда, у меня больше ни бабушек ни дедушек и не было, а неё полно внуков, вот только младшенькую она особенно любила. И верила в меня как никто и никогда. Скучаю по ней безумно(
У моих тоже сказочной жизни в детстве не было.
Чего-то вы загнули, размечтались.
у меня сейчас 2 бабушки, до этого было 3, с ними не поговоришь.
3-й самой душевно родной давно нет, снится мне постоянно, она меня воспитывала, в честь неё меня назвали, сейчас бы я с удовольствием с ней обсудила очень важную для меня тему, которую доверить могу только ей.
Моя бабушка была такая же. С ней можно было говорить о чем угодно. Она была такой легкий человек, с ней было просто очень хорошо рядом. Ей не надо было ничего доказывать и объяснять, она и сама все про меня знала. )