какие вопросы задать учителю будущего первоклассника
7 важных вопросов, которые следует задать первому учителю ребенка
Что включает в себя процесс обучения?
В первом классе учебный день состоит в основном из педагогических игр, бесед и обмена мнениями. Зачастую школы разрешают ребятам брать с собой в класс любимые игрушки, а на переменах – настольные игры, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно.
И обязательно узнайте о продленке и возможностях дополнительных занятий, если в них есть необходимость.
Как связаться с вами в экстренном случае?
Во многих учебных заведениях учителя уже на первом собрании дают родителям свои контактные данные. Сразу добавим: помните о правилах цифрового этикета. Звонки в вечернее время или во время занятий – это невежливо и очень нервирует. А раздраженный учитель – едва ли друг образовательному процессу и ребенку.
Тем не менее на случай форс-мажоров важно обговорить с преподавателем возможный алгоритм действий. Речь может идти о:
Здоровье ребенка (если он внезапно почувствовал недомогание, или вам нужно показаться врачу);
Внеплановых поездках (ребенок будет отсутствовать, или ему придется уйти пораньше);
Необходимости забрать малыша с урока заранее или, наоборот, оставить его на продленку.
Как быть, если у первоклассника имеются особенности здоровья?
Не все дети в состоянии выдерживать школьные нагрузки и резкую смену режима дня. В основном это связано с проблемами здоровья или определенными особенностями. Допустим, малыш, пребывая в состоянии стресса, часто просится в туалет. Чтобы не тратить время занятия впустую, ребенка лучше сразу отпустить, как только он поднимет руку. Или, например, высокий сахар вынуждает его кушать каждый час/полчаса. Следовательно, школьнику желательно позволить тихонечко перекусить, когда у него возникнет такая потребность.
Эти моменты родители обязаны оговаривать перед началом учебы. Так они помогут и преподавателю, и своему ребенку избежать лишних объяснений и недопонимания.
Как улучшить подготовку ребенка, если нет домашних заданий?
Этот вопрос родители задают очень часто, ведь традиционных заданий на дом в начальных классах не дают. Хотя это не совсем так. Домашние задания есть, но они скорее продолжение дошкольной подготовки учащегося. Педагог может попросить что-то прочитать, раскрасить, выучить с родителями стишок.
И все же следует обратиться к учителю за уточнением, если родные планируют усилить школьную программу. В любом случае специалист лучше знает, стоит добавлять малышу нагрузку или имеющейся программы для него достаточно.
Как я узнаю об успеваемости, если оценки отсутствуют?
Ответ здесь схож с предыдущим. Знания первоклашек и правда не принято оценивать по стандартной пятибалльной шкале. Более того, психологи уверены, что отметки негативно влияют на мотивацию и психику.
В первый год обучения учитель ограничивается словесным поощрением (хорошо, отлично, можно лучше), кто-то придерживается традиции награждать ребят специальными «солнышками» и другими наклейками.
И все же для родителей пятерки, четверки или двойки являются чуть ли не единственным критерием успеваемости.
Если, как уже было сказано, мамы с папами стремятся подтянуть школьника до словесного «отлично», им нужно прямо сказать об этом педагогу. Вполне вероятно, малыш и не нуждается в дополнительной нагрузке, а успехи придут к нему со временем. Как говорил Шекспир в одном из своих бессмертных произведений: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее».
Я беспокоюсь за своего ребенка: как избежать конфликтов в классе?
Каждый родитель страшится конфликтов в классе. Все люди разные, более того, все склонны к ксенофобии (в нашем случае определим это как «неприязнь других»).
К сожалению, не все дети эмпатичны. Кто-то любит спокойствие и одиночество, некоторые, наоборот, не в состоянии усидеть на месте и склонны задирать других. Встречаются и те, кто никогда не общался близко с детьми другой национальности, а кому-то в принципе непонятны культурные привычки.
Если вы опасаетесь, что ребенок окажется втянут в конфликт, следует заранее побеседовать с преподавателем. В ходе откровенного разговора вы непременно найдете оптимальное решение проблемы. Это может быть определенная рассадка детей в классе, активные игры с действиями, требующие вовлеченности, интересный рассказ о мировых культурах и языках, педагогические игры на эмоциональную децентрацию.
Кстати! Уже в сентябре этого года ГК «Просвещение» запустит специальный проект про создание эмоционально комфортной среды в школах. Эксперты поделятся советами и материалами, которые помогут родителям и педагогам избежать ксенофобии и агрессии в детском коллективе. Следите за обновлениями!
И не бойтесь обращаться за советом к школьному психологу. Вопреки стереотипам, умение просить о помощи – признак сильного человека.
Безопасна ли школа для первоклассника?
Еще один важный момент заключается в обеспечении безопасности школьников. Во избежание неприятных инцидентов, когда малыша в порядке исключения забирают не мама с папой, знакомые педагогу, а, допустим, дядя с тетей или бабушка, в большинстве городских школ была введена пропускная система. Взрослые пишут заявление, в котором указывают, кто и когда придет за учеником.
Если же речь идет о внеплановой ситуации, то допустимо уведомить учителя: сегодня ребенка заберет кто-то другой, назвав при этом его ФИО для пропуска.
Если у вас есть желание обсудить дополнительные меры безопасности, вплоть до охраны школы, то помните: с этим вопросом надо идти к директору организации, но никак не к педагогу.
Первый учитель – ваш помощник и союзник в непростом, но важном деле воспитания. Отнеситесь с пониманием к его работе и постарайтесь оставить ему максимум возможностей для общения с первоклассником. Выбирая между родительским чатом и полезной игрой, грамотный педагог всегда предпочтет детей.
О чём спросить учителя: советы для мам будущих первоклассников
Отдавать ребёнка в школу всегда очень волнительно. Хорошо ли он будет учиться? Найдёт ли ваш первоклассник общий язык с учителем и одноклассниками? Конечно, будущее предсказать невозможно, но есть некоторые вопросы, которые стоит задать ещё и при первой встрече с будущим первым учителем ребёнка, чтобы потом избежать проблем и недоразумений.
Как я могу с вами связаться и в каких вопросах необходимо моё участие?
Первое, что нужно сделать при знакомстве с учителем — взять его контакты: номер телефона, электронную почту, другие каналы связи. Стоит также узнать, какой способ связи предпочтительнее (звонки или сообщения), в какое время это можно делать. Так вы будете знать, что делать, если ребёнок заболел или его не успевают забрать вовремя. Не забудьте дать свой номер в ответ.
Что можно давать ребёнку в школу, а что нельзя?
Каждое учебное заведение имеет свои правила. Куда-то нельзя приносить смартфоны и еду из дома. Где-то поощряется, если дети не носят тяжёлые учебники, а приходят с гаджетами. Лучше узнать это заранее, чем столкнуться с проблемами в первые учебные дни.
Чем дети будут заниматься на переменах?
В некоторых школах дети на перемене могут играть в настольные игры или читать книги на удобных мягких диванах. В других учебных заведениях за малышами вообще не следят, они бегают по коридорам или сидят в телефонах. Спросите об этом у учителя или предложите свою идею, например, купить шахматы.
Узнайте, следят ли за детьми на переменах
Будете ли вы устраивать внеклассные мероприятия?
Классный руководитель не обязан развлекать детей ещё и после уроков, организовывать экскурсии или походы в театр. Но некоторые учителя понимают необходимость культурного воспитания и с радостью устраивают внеклассные мероприятия. От этого зависит, какое участие вы будете принимать в культурной жизни ребёнка: просто сдавать деньги на экскурсии или самостоятельно всё организовывать. Попробуйте поговорить с другими родителями, возможно, получится организовывать мероприятия без учителя.
Какое питание для первоклассников предлагает столовая, есть ли льготы?
В каких-то школах предусмотрено бесплатное питание, а в каких-то оно платное и достаточно дорогое. Узнайте цену на еду, что входит в стоимость, какие есть льготы и кому они предоставляются. Если это вас не устроит, уточните, можно ли брать перекусы с собой.
Какие кружки и секции есть в школе?
Внеклассные мероприятия не ограничиваются только походами в музей. Если ваш ребёнок любит рисовать или играть в баскетбол, узнайте, есть ли возможность заниматься этим прямо в школе. Такие кружки обычно бесплатные или не очень дорогие.
В некоторых школах есть интересные бесплатные секции
Есть ли в школе форма, эмблема, какие отступления и варианты в одежде допустимы?
Форма — очень важный момент при сборе ребёнка в школу. Мало где детям (особенно младшеклассникам) разрешается ходить в чём попало. Но какая именно форма предусмотрена в школе — белый верх и чёрный низ или целые костюмы с жилетками и фартуками — стоит узнать заранее как минимум для того, чтобы распределить бюджет и продумать гардероб.
Какие традиции у школы?
Руководство школы часто старается сделать школу индивидуальной, создать традиции, которые будут отличать её от других. Возможно, учебное заведение, в которое вы отдаёте ребёнка, каждый год делает театральные постановки, устраивает тематические фестивали или проводит интересные конкурсы.
Например, школа, в которой я училась, была названа в честь героя СССР, и хотя она не была кадетской, военно-патриотических мероприятий у нас было в разы больше, чем в других учебных заведениях района.
Есть ли в школе продлёнка, какой учитель будет оставаться с ребятами?
Далеко не все семьи могут забирать ребёнка днём, сразу после окончания занятий. Если это ваш случай, то обязательно узнайте всё о продлёнке: есть ли она вообще, до скольки работает, чем занимаются дети, есть ли какие-то особые правила.
Наличие продлёнки — тоже очень важный момент
Как проходит учебный процесс?
Отдавая ребёнка в школу, нужно узнать об учебном процессе всё, например, сколько обычно уроков, как они организованы, много ли творческих заданий, поощряются ли как-то успехи (например, наклейками). Стоит спросить и о том, как учитель справляется с неуспевающими: занимается дополнительно, даёт задания для занятий с родителями. Какие-то учителя считают, что родители должны делать всю домашнюю работу с детьми, а какие-то выступают за самостоятельность — уточните и этот момент.
Отдавая ребёнка в первый класс, обязательно поговорите с учителем, чтобы понять, что ждёт вас и вашего малыша. Это поможет избежать многих проблем в будущем.
Самые часто задаваемые вопросы от родителей первоклассников
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет
В соответствии со ст. 67 закона «Об образовании в РФ» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях при поступлении на ступень начального общего образования не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т. е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся.
В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Преимущественным правом поступления в общеобразовательное учреждение обладают граждане, которые проживают на закреплённой за школой соответствующими органами местного самоуправления территории. Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то учреждение вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 июля.
Федеральным государственным образовательным стандартом предполагается широкий спектр образовательных услуг в рамках организации внеурочной деятельности учащихся. На внеурочные занятия в классе отведено 10 часов, за счет которых общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Школа предоставляет учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие школьника. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Ни в коем случае не переучивайте ребенка, это может привести к психоневрологическим нарушениям (повышенная возбудимость, заикание, энурез, нарушение сна и т.д). Сейчас есть специальные прописи для леворуких детей, обсудите с учителем возможность обучения по ним ребенка.
Лучше сделать это позже, когда ребенок адаптируется к школе. Но если ребенку очень хочется, разрешите ему. Но не занимайтесь сразу во многих секциях и кружках, не перегружайте ребенка. У него должно быть «просто свободное время».
В первом классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. Учитель будет поддерживать словесной оценкой ученика. Важно, чтобы она была позитивной.
Продолжительность учебного года для первоклассников – не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 дней. Учебный год может делиться на триместры либо четыре разные по продолжительности учебных четверти, во время которых организуются дополнительные каникулы для первоклассников в третьей четверти или втором триместре.
Учебная нагрузка в первом классе увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. С ноября ежедневно проводится по 4 урока.
Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физминуток по 1,5 – 2 минуты каждая.
С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальцев. Учителя стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроке, чтобы переключить внимание ребёнка. Всё это способствует снижению утомления первоклассника на занятии.
Не обязательно. Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Ваших детей научат читать и писать в первом классе.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д. Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
100 вопросов или готов ли Ваш ребенок к школе?
Сама пробовала перед школой задать эти вопросы дочке, когда она собиралась в 1 класс. Очень пригодилось.
Все, на что она не смогла ответить, я ей объяснила сама и она все знала.
И не расстраивайтесь, если он многого не знает. Это нормально. Они ведь еще такие маленькие и у них все впереди. Слишком многого от них хотят в наше время.))
Просто просим перечислить ребенка что-либо или ответить на вопрос. Поехали!
МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ-диван, кресло.
Когда загораются звёзды?
Когда поёт соловей? Когда закат солнца?
Когда восход солнца?
Когда солнце в зените?
Когда мы завтракаем?
Когда мы обедаем?
Когда мы ужинаем?
Когда мы ложимся спать?
Когда мы встаём?
Остаться на зиму (зимовать)
Остаться на ночь(заночевать)
Мелкий дождь (дождик)
Капля дождя (дождинка)
Место, где проводят зиму (зимовье)
Дорога, путь
Прохлада, свежесть, холодок
Птичка, птаха, пичужка, пичуга
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм
Родина, отечество, отчизна
Холод, мороз, стужа;
Дети, детвора, ребята;
Восторг, восхищение, радость;
Друг, приятель, товарищ;
Враг, противник, неприятель, недруг;
Праздник, торжество;
Страх, боязнь, испуг, ужас, паника;
Лентяй, лодырь, ленивец;
Шалун, проказник, баловник;
Волшебник, кудесник, маг, чародей. Аккуратный, опрятный, чистый.
Быстрый, проворный, резвый.
Печальный, грустный, унылый, тоскливый.
Душистый, ароматный, пахучий.
Мокрый, сырой, влажный.
Старый, ветхий (о вещах), дряхлый.
Страшный, ужасный, чудовищный.
Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный.
Вкусный, аппетитный, лакомый.
Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий.
Холодный, морозный, ледяной.
Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.
Грустный, печальный, скучный.
Вежливый, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный.
Верный, надёжный, преданный.
Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.
Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый.
Глупый, неразумный, несмышлёный.
Умный, неглупый, мудрый, разумный.
Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный.
Сильный, мощный, могучий.
Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Бояться, пугаться, робеть.
Сказать, молвить, произнести.
Смеркаться, темнеть, вечереть.
Видеть, наблюдать, замечать.
Грустить, печалиться, унывать.
(Дождь) моросит, накрапывает, идёт, льёт.
Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.
Сердиться, дуться, злиться.
Блестеть, сиять, сверкать.
ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ
Что делают из муки? (хлеб)
Что делают из молока? (сметану, сливки, сыр,творог, кефир, ряженку, йогурт)
Что делают из шерсти овец и коз? (нитки, одеяла)
Что делают из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
Что делают из песка? (стекло)
Что делают из глины? (посуду, кирпич)
Что делают из металла? (инструменты, посуду)
Что делают из нефти? (бензин)
Что делают из хлопка? (ткани, вату)
Что делают из древесины? (мебель)
Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)
Что бывает гладкое, а что шероховатое?
Что бывает круглое, а что плоское?
Что бывает длинное, а что короткое?
Что бывает толстое, а что тонкое?
Что бывает прямое, а что кривое?
Что бывает острое, а что тупое?
Что бывает жидкое, а что густое?
Что бывает упругое, а что ломкое?
Что бывает твёрдое, а что мягкое?
Что бывает прочное, а что хрупкое?
_____________
РОТ- губы, зубы, язык.
НОГА- бедро, колено, стопа.
ОЗЁРА- Селигер, Байкал, Балхаш, Виктория и др.
Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы
Светлана Лаврентьева
24 августа 2017 • 17:24
Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.
Совет 1
Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно.
Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей, примените что-то, что Вам понравилось.
С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали.
Совет 2
Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!
Совет 3
Совет 4
Совет 5
Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».