какие вопросы задать учителю начальных классов на родительском собрании
7 важных вопросов, которые следует задать первому учителю ребенка
Что включает в себя процесс обучения?
В первом классе учебный день состоит в основном из педагогических игр, бесед и обмена мнениями. Зачастую школы разрешают ребятам брать с собой в класс любимые игрушки, а на переменах – настольные игры, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно.
И обязательно узнайте о продленке и возможностях дополнительных занятий, если в них есть необходимость.
Как связаться с вами в экстренном случае?
Во многих учебных заведениях учителя уже на первом собрании дают родителям свои контактные данные. Сразу добавим: помните о правилах цифрового этикета. Звонки в вечернее время или во время занятий – это невежливо и очень нервирует. А раздраженный учитель – едва ли друг образовательному процессу и ребенку.
Тем не менее на случай форс-мажоров важно обговорить с преподавателем возможный алгоритм действий. Речь может идти о:
Здоровье ребенка (если он внезапно почувствовал недомогание, или вам нужно показаться врачу);
Внеплановых поездках (ребенок будет отсутствовать, или ему придется уйти пораньше);
Необходимости забрать малыша с урока заранее или, наоборот, оставить его на продленку.
Как быть, если у первоклассника имеются особенности здоровья?
Не все дети в состоянии выдерживать школьные нагрузки и резкую смену режима дня. В основном это связано с проблемами здоровья или определенными особенностями. Допустим, малыш, пребывая в состоянии стресса, часто просится в туалет. Чтобы не тратить время занятия впустую, ребенка лучше сразу отпустить, как только он поднимет руку. Или, например, высокий сахар вынуждает его кушать каждый час/полчаса. Следовательно, школьнику желательно позволить тихонечко перекусить, когда у него возникнет такая потребность.
Эти моменты родители обязаны оговаривать перед началом учебы. Так они помогут и преподавателю, и своему ребенку избежать лишних объяснений и недопонимания.
Как улучшить подготовку ребенка, если нет домашних заданий?
Этот вопрос родители задают очень часто, ведь традиционных заданий на дом в начальных классах не дают. Хотя это не совсем так. Домашние задания есть, но они скорее продолжение дошкольной подготовки учащегося. Педагог может попросить что-то прочитать, раскрасить, выучить с родителями стишок.
И все же следует обратиться к учителю за уточнением, если родные планируют усилить школьную программу. В любом случае специалист лучше знает, стоит добавлять малышу нагрузку или имеющейся программы для него достаточно.
Как я узнаю об успеваемости, если оценки отсутствуют?
Ответ здесь схож с предыдущим. Знания первоклашек и правда не принято оценивать по стандартной пятибалльной шкале. Более того, психологи уверены, что отметки негативно влияют на мотивацию и психику.
В первый год обучения учитель ограничивается словесным поощрением (хорошо, отлично, можно лучше), кто-то придерживается традиции награждать ребят специальными «солнышками» и другими наклейками.
И все же для родителей пятерки, четверки или двойки являются чуть ли не единственным критерием успеваемости.
Если, как уже было сказано, мамы с папами стремятся подтянуть школьника до словесного «отлично», им нужно прямо сказать об этом педагогу. Вполне вероятно, малыш и не нуждается в дополнительной нагрузке, а успехи придут к нему со временем. Как говорил Шекспир в одном из своих бессмертных произведений: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее».
Я беспокоюсь за своего ребенка: как избежать конфликтов в классе?
Каждый родитель страшится конфликтов в классе. Все люди разные, более того, все склонны к ксенофобии (в нашем случае определим это как «неприязнь других»).
К сожалению, не все дети эмпатичны. Кто-то любит спокойствие и одиночество, некоторые, наоборот, не в состоянии усидеть на месте и склонны задирать других. Встречаются и те, кто никогда не общался близко с детьми другой национальности, а кому-то в принципе непонятны культурные привычки.
Если вы опасаетесь, что ребенок окажется втянут в конфликт, следует заранее побеседовать с преподавателем. В ходе откровенного разговора вы непременно найдете оптимальное решение проблемы. Это может быть определенная рассадка детей в классе, активные игры с действиями, требующие вовлеченности, интересный рассказ о мировых культурах и языках, педагогические игры на эмоциональную децентрацию.
Кстати! Уже в сентябре этого года ГК «Просвещение» запустит специальный проект про создание эмоционально комфортной среды в школах. Эксперты поделятся советами и материалами, которые помогут родителям и педагогам избежать ксенофобии и агрессии в детском коллективе. Следите за обновлениями!
И не бойтесь обращаться за советом к школьному психологу. Вопреки стереотипам, умение просить о помощи – признак сильного человека.
Безопасна ли школа для первоклассника?
Еще один важный момент заключается в обеспечении безопасности школьников. Во избежание неприятных инцидентов, когда малыша в порядке исключения забирают не мама с папой, знакомые педагогу, а, допустим, дядя с тетей или бабушка, в большинстве городских школ была введена пропускная система. Взрослые пишут заявление, в котором указывают, кто и когда придет за учеником.
Если же речь идет о внеплановой ситуации, то допустимо уведомить учителя: сегодня ребенка заберет кто-то другой, назвав при этом его ФИО для пропуска.
Если у вас есть желание обсудить дополнительные меры безопасности, вплоть до охраны школы, то помните: с этим вопросом надо идти к директору организации, но никак не к педагогу.
Первый учитель – ваш помощник и союзник в непростом, но важном деле воспитания. Отнеситесь с пониманием к его работе и постарайтесь оставить ему максимум возможностей для общения с первоклассником. Выбирая между родительским чатом и полезной игрой, грамотный педагог всегда предпочтет детей.
Первое родительское собрание в 1-м классе. Тема: «Ребенок идет в первый класс»
Класс: 1
Цели:
План собрания
1. Приветствие родителей. Родителям о школе и учителе (самопредставление «Я учитель»)
2. Знакомство с родителями (самопредставление «Мой дом, моя семья»)
3. Основные требования школы в учебно-воспитательном процессе.
4. Краткая беседа «Что такое адаптация к школе»
5. Анкетирование родителей «Будем знакомы»
6. Выборы актива. Разное.
Добрый день, уважаемые родители!
Удивительная профессия – учитель. Каждый раз, набирая 1 класс, мы с коллегами очень волнуемся, какие они наши будущие ученики, но еще с большей тревогой и волнением ждем встречи с вами, уважаемые родители. Какие вы? Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования, стать главным помощником для нашим маленьким первоклассников, но моим соратником и единомышленником, другом?
Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Надеюсь на то, что вы добрые и внимательные, отзывчивые и понимающие, как и родители моих предыдущих учеников, с которыми 4 года мы прожили в мире и доверии, взаимопонимании, а если и случались какие-либо разногласия, то решали их в пределах класса в диалоге, прислушиваясь друг к другу, исключая всякого рода конфликты, оберегая наших детей.
И уже с первых дней я говорю о вас – они МОИ! «А мои решили то-то, а мои принесли в класс это, а мои сделали так-то».
Волнуюсь сейчас, как ученица первоклассница…Однако с каждым выпуском, когда родители на долгие годы становятся хорошими знакомыми и даже друзьями, вера в себя растет: «Все должно получиться у меня и с вами!».
Я поздравляю всех с большим событием в Вашей жизни и жизни Вашего ребенка, с новым этапом взросления Вашего малыша и с Вашей новой ролью. Теперь Вы не просто родители, а родители первоклассника, что более сложно, ответственно, волнительно, но и радостно – Ваши дети подросли!
А теперь давайте знакомиться поближе (рассказать о себе)
Моя визитная карточка «Я учитель»
Образование (какое учреждение закончила)
«Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя…»
1. Общую готовность – физическое развитие (здоровье ребенка)
2. Интелликтуальную готовность – развитие памяти, мышления, внимания
3. Психолого-педагогическую готовность – умение слушать учителя, общаться с товарищами, понимание того,зачем идет в школу.
Мой дом. Моя семья
В нашем 1 «А» классе будет учиться … человек : … девочек и …мальчиков
Самопредставление родителей
(учитель называет ф.и.о.ученика – родитель этого ученика)
Вы должны понять и принять то, что с поступлением в школу в жизни вашего ребенка появиться человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Не удивляйтесь, но это так. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте учителя. Я понимаю, что это могут быть, и не всегда лестные слова. Я не бриллиант, который нравится всем. Но имейте чувство такта, когда говорите об учителе в присутствии малыша. Не обижайте своего ребенка.
Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. По-возможности, возьмите отпуск или отгулы, обговорите в семье, с родственниками кто из взрослых будет провожать и встречать маленького ученика в первые его школьные дни, кто сможет выслушать его, поверьте это очень важно, необходимо для ребенка, от этого зависит как сложится его школьная жизнь в дальнейшем.
Итак, отправляемся все вместе на этом прекрасном корабле «ШКОЛА» в путешествие по неисчерпаемому морю Знаний, то вы должны помнить, что многое зависит от родителей и быть активными участниками педагогического процесса.
Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Если вы хотите, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого вы должны:
Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?» спрашивайте: «Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? «С кем играл на переменке?»,
нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно относитесь к учителю;
последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
О программе и школьных требованиях
Необходимые документы для поступления в1 класс:
1. Заявление по форме.
2. Свидетельство о рождении (копия)
3. Мед. карта с допуском в 1 класс.
4. Мед. полис (копия – 2 экз.)
Учиться мы будем по программе «Школа России».
(Познакомить с программой и комплектом учебника)
Особенности организации учебного процесса:
В школе есть свои требования и правила, которые обязан соблюдать каждый ученик и родитель:
1. Начало занятий в 8.30. В школу дети приходят в 8.10. 8.20 – раньше приходить не следует.
2. Опаздывание на уроки не допустимо.
3. Родители провожают детей, заводя в школу. Встречают там же, а не у дверей класса, дожидаясь, когда учитель выведет учеников.
4. В течение …….. у ребят будет адаптационный период.
В это время уроки (дать расписание уроков и звонков)
7. Во время урока открывать двери в класс нельзя.
8. Убедительная просьба – во время школьного дня не звонить на сотовый телефон ребенку.
9. Пропуск занятий допустим только по болезни. Если ребенок заболел, не может присутствовать на уроках – сообщить учителю утром в этот же день, справка – если более 2 дней. Узнать задание и отзаниматься.
10. Родителям нужно обеспечить первоклассника необходимыми школьными принадлежностями (на столе у каждого – взять с собой)
Что необходимо приобрести первокласснику
Пенал (на одной молнии)
Для урока художественного труда:
Краски акварельные (12-14 цветов)
Для урока физической культуры:
Для внеклассной воспитательной работы:
Требования к школьному ранцу и внешнему виду первоклассника
Вес ранца с учебным комплектом:
Однако при контроле веса ранца в массовых условиях школы такой подход очень трудоёмкий, но наиболее приемлемый.
Основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами по стандартам нового поколения в образовании
1) Радикальный и дорогой способ – приобретение второго комплекта учебников для использования в классе; дополнительные издания (хрестоматии по чтению, окружающему миру), альбомы по ИЗО и папки по трудам можно хранить в школе;
2) Ежедневное внимательное отношение родителей и детей к содержимому ранца;
3) Рационально составленное расписание занятий в школе
Вам нужно обеспечить ребенку школьную форму: повседневную и парадную
В гардеробе школьницы обязательно должен быть комплект «белые колготки – белая блузка», для парадных случаев, а в повседневной одежде полет маминой фантазии может быть сдержан чувством вкуса и меры.(однотонные неяркие цвета).
Школьную обувь: сменная и спортивная
(детская обувь должна быть приобретена дорогая и «по ноге»)
Выбор детской обуви «на вырост» себя не оправдывает.
Всем родителям первоклассников хочется пожелать хороших оценок и успехов детей в учебе. Но помните – встречают по одежке. Правильный, гармоничный стиль одежды повышает детскую самооценку, формирует уверенность в себе. А отсюда недалеко и до хороших отметок.
Аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек – молний, носовых платков и расчесок.
4. Об адаптации к школе
«Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….
Л.Кассиль.
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, …)
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 24 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово!
Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь. Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится. Приспособление к новым условиям- огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Я стараюсь сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым.
Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.
Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому
5. Анкетирование родителей по теме собрания
6. Выборы родительского комитета
Разное:
Необходимые документы для зачисления в 1 класс
1. Заявление по форме.
2. Свидетельство о рождении (копия)
3. Мед. карта с допуском в 1 класс.
4. Мед. полис (копия – 2 экз.)
1 сентября
Линейка начинается
Сбор в классе в …
Первый урок урок……,
видиосъемка (по желанию)
общее фото на память
О чем нужно обязательно спросить учителя на родительском собрании
Итак, родители собираются на первое в своей жизни собрание. Что им надо знать о педагоге? Для начала заходим на официальный сайт школы. Там обязательно будет информация о том, какое образование имеет педагог, каков его учительский стаж и как он повышал квалификацию. Все это важно.
Она дала шесть подсказок родителям первоклашек:
1. На собрании первым делом интересуемся: что должен уметь первоклашка? Скорее всего, ответ будет таким: завязывать шнурки, узнавать свои вещи, уметь попроситься в туалет, знать имя-отчество родителей.
2. Спрашиваем педагога, каким будет режим занятий: есть ли в школе продленка, после какого урока завтрак, сколько длится переменка, будут ли задавать домашнюю работу, какого объема?
3. Сейчас в школу приходят дети с очень разным уровнем знаний. Один уже Пушкина бегло читает, другой даже букв не знает. Задайте вопрос учителю: будет ли индивидуальный подход к ученику? Не стесняйтесь спросить: «Мой ребенок уже умеет читать, как вы будете занимать его на уроке?» И будьте внимательны к ответу: «Отведу в библиотеку, что ему делать вместе со всеми», «Сделаю своим помощником на уроке», «Посажу на последнюю парту и дам задание»…
6. Обменяйтесь адресами электронной почты с учителем и уточните, как быстро педагог сможет вам ответить. Нет ничего необычного в том, что учитель ответит вам через день-другой. Если, конечно, речь не идет о каких-то срочных вещах. Если учитель просит вас подписаться на его страницу в Instagram, подпишитесь.
4mama
Вопросы, которые стоит задать на школьном собрании родителям будущих первоклассников
Первый класс и первое родительское собрание. О чем родителям стоит обязательно расспросить учителя?
Как правило, за несколько недель до начала учебного года, проводятся собрания для родителей будущих первоклассников.
Какие вопросы задать на родительском собрании?
Если ваш ребенок идет в первый класс государственной школы закрепленной за вашим районом, то на собрании вы познакомитесь с первой учительницей и узнаете, в какой класс вас распределили. Главные моменты организации учебного процесса рассказывает администрация и ваш учитель, но родителям также стоит подготовиться, и узнать главные моменты.
Адаптационный период первоклассников
В нашей школе первые несколько недель первоклассники учились с 8.30 до 11.00, продленки не было. Некоторые дети плакали, и родителям разрешали сидеть с ними на уроке. Работающим родителям пришлось брать отпуск, или просить родственников забирать детей из школы. Но тем, кто никак не мог отложить дела, учительница пошла на встречу и оставалась в классе до тех пор пока это было нужно.
Питание школьников
Стоимость завтрака и обеда, наличие буфета с возможностью купить полезный перекус. Возможность носить с собой ланчбокс и термос. Наличие питьевой воды (фонтанчики общего пользования, куллеры в каждом классе).
Внеурочная деятельность
Узнайте, есть ли всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятия. Сколько часов в неделю на это предусмотрено. Начинаются ли занятия сразу после уроков, или есть перерыв во времени. В нашей школе после уроков для первоклашек было рисование, танцы, лего-конструирование. Так что даже дети, которые не собирались оставаться на продленку, в результате начали туда ходить за компанию.
Что первоклассники дети на переменах?
Выводят ли их гулять на улицу или в коридор, или оставляют одних, так как педагогу нужно отдохнуть.
Как организована продленка
Есть ли она, и в какой форме организована. Например, в нашей школе ГПД была в нескольких опорных классах. После уроков в класс приходили дети из нескольких классов. А ними присматривала учительница. Она же составляла график посещения кружков и водила туда детей.
Есть ли в школе психолог и логопед
Узнайте, есть ли в школе психолог, и как он взаимодействует со школьниками и родителями. Как решаются конфликтные ситуации между детьми, какое отношение к особым детям.
Также в младших классах у детей очень часто наблюдается неправильное звукопроизношение и трудности с освоением письма. Помочь с этим может логопед. Узнайте, есть ли такой в вашей школе и как нему можно при потребности обратиться.
Также уточните:
Также посещая школу, обратите внимание: как организована система охраны, в хорошем ли состоянии классная комната и есть ли в ней все необходимое. Столовую, спортзал, туалеты и раздевалки также стоит проинспектировать.
В процессе учебы у вас будут возникать и другие вопросы, но этот список поможет вам узнать о главных моментах.
Какие вопросы задать учителю начальных классов на родительском собрании
Рекомендации по проведению родительских собраний:
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы,
а не констатировать ошибки и неудачи детей
в учебе;
cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Примерные темы родительских собраний.
В первом классе:
«Особенности интеллектуального и личностного развития детей»;
«Леворукость и праворукость»;
«Как развить у ребенка желание читать»;
«Подвижные и медлительные дети»;
«Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением».
Во втором классе:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;
«Утомляемость ребенка: как с ней бороться»;
«Поощрение и наказание в семье»;
«Как научить ребенка говорить правду».
В третьем классе:
«Семейные праздники и их значение для ребенка»;
«Если ваш ребенок часто болеет»;
«Как развивать память ребенка»;
«Домашние задания и их назначение».
В четвертом классе:
«Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании»;
«О чем может рассказать школьный дневник»;
«Способности и прилежание – звенья одной цепи»;
«Нравственные уроки начальной школы»;
«Как научить дочь или сына говорить «нет»»;
«Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»».
Конспект родительского собрания
«Первое родительское собрание в начальной школе»
Ход родительского собрания
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в. (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.
Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопнимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.
Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.
Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.
Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)
3. Советы родителям
Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.
Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:
создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?» спрашивайте: «Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?»;
нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю;
последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
брать в школу все необходимое;
правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
здороваться с учителями и детьми;
отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
просить о помощи, если что-то не получается;
заниматься одним делом долгое время;
правильно реагировать на замечания;
устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
4. Особенности школьной жизни
Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.
В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.
Вам нужно обеспечить ребенку:
школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
необходимые школьные принадлежности.
Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.
5. Организация учебного процесса
Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следудет познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.
Преподаватель пречисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:
пятидневная учебная неделя;
минимальное по объему домашнее задание;
безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, «смешные печати» и наклейки как положительные отметки;
расписание звонков и уроков;
адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);
рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);
порядок питания в столовой;
Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы;
значки с именами.
6. Организационные вопросы
Преподаватель отвечает на вопросы родителей.
Возможные темы организационных вопросов:
традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;
проездные документы;
избрание родительского комитета.
Конспект родительского собрания
«Что ребенок хочет сказать мне своим поведением»
Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:
«Чаще всего я плохо себя веду, когда…»;
«Чаще всего я смеюсь, когда…»;
«Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…»;
«Чаще всего я плачу, когда…»;
«Чаще всего я злюсь, когда…»;
«Чаще всего я обижаюсь, когда…»;
«Мне хорошо, когда…»;
«Мне плохо, когда…».
Задачи:
обсудить с родителями причин плохого поведения детей;
добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.
Форма проведения: беседа.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.
2. Обсуждение вопросов с родителями
Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)
Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)
Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)
3. Обобщение ответов на вопросы
Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.
Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: «Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.