какие вопросы задать ветерану афганистана
Интервью с участником боевых действий в Афганистане
— Николай Александрович, поддерживаете ли Вы связь с сослуживцами по Афганской войне?
— Что было самым страшным на той войне для Вас?
— Страшно было видеть, как ни за что ни про что гибнут наши ребята и ничего с этим поделать нельзя. Мы перевозили наших убитых солдат на родину. Очень многие были в цинковых запаянных гробах. Все понимали, что тела погибших неузнаваемо изувечены, это ужасало. Но ещё ужасней было, когда не хватало гробов и на борт загружались останки убитых, оторванные части тела. В самолёт было заходить невыносимо.
— Говорят, что людям, которые воевали, долго снится война. Можете это подтвердить?
-Чистая правда. После возвращения домой к мирной жизни ещё целый год я просыпался по ночам от того, что даже в тишине и покое мозг будоражили увиденные ужасные сцены боёв. Казалось, что слышишь голоса товарищей, командира, вскакивал с кровати и по привычке искал под подушкой автомат, который всё время, даже ночью был при себе.
— Что бы Вы могли сказать своим погибшим товарищам?
— Вы погибли, защищая других. Мы продолжим ваше дело. Нас не будет – другие продолжат!
— Как Вы относитесь к тому, что сейчас устанавливают много памятных стел в честь воинов–интернационалистов?
— Положительно. Это хорошие места, где можно провести митинг, возложить цветы. Но я бы ещё предложил проводить парад Афганцев, в котором бы поучаствовали бывшие солдаты, получившие тяжёлые ранения, пустить по улицам «колясочников», героев с ампутированными руками и ногами, покорёженную военную технику – камазы, бронетранспортёры, которые не подлежат восстановлению. Чтобы люди увидели воочию последствия афганской войны. Вот что было бы показательно.
— С высоты своего возраста и опыта что бы Вы могли сказать советскому правительству, которое дало приказ на ввод нашей армии в Афганистан?
— Я бы сказал, что люди имеющие ум, честь и совесть так поступить не могли. Это политика предателей по отношению к своим. Погубили столько народа! Надо было помогать дружественной стране экономически.
— Есть ли на Ваш взгляд художественный фильм, правдоподобно отражающий события Афганской войны?
— Жалеете ли, что Вам выпала такая трудная служба?
— Каким важно быть для человека, идущего на службу в армию?
— Надо стремиться развивать в себе спортивные качества, как в физическом смысле, так и в моральном. Вести здоровый образ жизни, иначе какой из человека будет вояка? Такому ничего нельзя будет доверить. А у солдата и голова должна быть на плечах, соображать надо быстро, реагировать, в технике разбираться.
— Мы говорили о мужчинах в армии, а как Вы рассматриваете службу в армии представительницами прекрасной половины человечества?
— Я очень солидарен с теми, кто желает видеть в рядах армии женщин. Нет, это не говорит о том, что мужчин не хватает. Просто женщины становятся украшением армии. Им так к лицу форма, они так лихо ходят строевым шагом, что бывалые военные позавидуют. Да и рядом с ними мужчинам тоже хочется подтянуться. А в Афгане среди военных медиков было много женщин. Им приходилось очень тяжело, работа в госпиталях была круглосуточная, с ног валились от усталости. Да к тому же душманы постоянно пытались захватить наших врачей в плен.
— В советское время ежегодно в школах проходил «Смотр строя и песни». Как Вам кажется, такое мероприятие актуально для нынешних школьников?
— Конечно же. Ведь все лучшие, волевые качества характера вырабатываются именно со школьной скамьи. А что касается песен, то скажу словами одно из них: «Нам песня строить и жить помогает!» И творить, и воевать, и дружить лучше с песней. Вот заставьте взвод солдат пройти по плацу дважды: один раз молча и второй уже с песней, а потом сравните результат. С песней-то шаг чеканится сам собой и взгляд веселей!
— А какая песня лично для Вас является значимой?
— «Славянка». Два года под неё ходил. Она очень торжественно звучит. Вот у меня как у радиста в голове всё-время крутится морзянка и «Славянка».
— Спасибо, Николай Александрович, за интересные ответы.
— А я желаю Полине в плане журналистики добиться успехов, стать как ведущая передачи «60 минут» Ольга Скобеева.
Вопросы анкеты Ю. Н. Шведова к участникам Афганской войны[857]
Вопросы анкеты Ю. Н. Шведова к участникам Афганской войны[857]
1. Фамилия, имя, отчество.
3. Время службы в Афганистане.
5. Какие задачи выполняли?
6. Как Вы представляли себе события в Афганистане до службы в РА?
7. Как изменилось Ваше мнение об этих событиях после службы в Афганистане?
8. Были ли Вы готовы к выполнению интернационального долга в Афганистане?
9. Ввод войск в Афганистан — ошибка или все-таки необходимость?
10. Ваше отношение к Апрельской революции. Как Вы ее оцениваете?
11. Были ли среди афганцев, на Ваш взгляд, настоящие революционеры?
12. Согласны ли Вы с некоторыми утверждениями о том, что интернационализм времен Испании, Венгрии себя изжил?
13. Ваша оценка решения о выводе ОКСВ.
14. Ваше отношение к афганскому населению.
15. Отношение афганского населения к советским воинам.
16. Что дал Вам Афганистан в моральном отношении?
17. Что было для Вас самым трудным в период «привыкания» к боевым условиям Афганистана?
18. Почувствовали ли Вы уверенность в своих силах. Когда?
19. Чему научил Вас Афганистан в плане отношений между людьми?
20. Что изменилось в Ваших взглядах на жизнь после пребывания в Афганистане?
21. Пользовался ли у Вас уважением Ваш непосредственный командир и за что?
22. Были ли поставлены перед Вами конкретные задачи в Афганистане (в соответствии с целями и задачами ввода ОКСВ в Афганистан)?
Читайте также
СМУГЛЯНКА муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова
СМУГЛЯНКА муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова Песня «Смуглянка» по праву относится к разряду советской песенной классики периода Великой Отечественной войны. И это, безусловно, правильно. Но мало кому известно, что родилась она в мирное время, ещё до начала войны, и речь в ней
Во время войны многие вопросы решались помимо Сталина
Во время войны многие вопросы решались помимо Сталина В постановлении от 26 июня 1956 года утверждалось: «Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определённые участки деятельности в тылу и на фронте,
13. Терминология революции, Или вопросы демократии, диктатуры и гражданской войны
13. Терминология революции, Или вопросы демократии, диктатуры и гражданской войны Читатели наверняка уже отметили странности в терминологии, которую использовали политики начала XX века. К примеру, в приведенных выше цитатах Ленина под «гражданской войной» явно
1. Открытые вопросы Гражданской войны
1. Открытые вопросы Гражданской войны Гражданская война в России — слишком глобальное явление, чтобы претендовать на его всеобъемлющий анализ в работе, посвященной более обширному историческому периоду. Между тем, именно в ходе Гражданской войны до предела обострилось
5. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ
5. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ Тематика двух следующих глав отнесена к разряду «проблемных» по одному основанию — конфронтации советской и постсоветской историографической традиции с исторической памятью населения Восточной Европы. В
Глава одиннадцатая. Первостепенные вопросы войны
Глава одиннадцатая. Первостепенные вопросы войны 1. Политика и войнаВ 1919 г., после четырех лет губительной войны, державы—победительницы не извлекли из этого конфликта никаких уроков, и теперь, когда вторая мировая война прошла весь свой цикл, они, судя по происходящим
Анкета Г. Е. Шумкова к участникам русско-японской войны[851]
Анкета Г. Е. Шумкова к участникам русско-японской войны[851] ОБЩЕСТВОревнителей военных знанийотдел «Военной психологии»В С.-Петербург, Литейный 20,КанцелярияОбщ. Ревн. Воен. ЗнанийК участникамРусско-Японской войныАНКЕТАРусско-Японская война еще раз с очевидностью
Вопросы к офицерам и генералам Русской армии — участникам русско-японской войны[853]
Вопросы к офицерам и генералам Русской армии — участникам русско-японской войны[853] 1. Какие недочеты выявила война в специальной подготовке и практических навыках офицеров.2. Какие следует произвести изменения в академическом образовании с учетом образа
Вопросы К. М. Симонова к ветеранам Великой Отечественной войны[855]
Вопросы К. М. Симонова к ветеранам Великой Отечественной войны[855] 1. Мирная предвоенная профессия, место рождения, условия жизни, состав семьи.2. Какое участие в войне — на фронте и в тылу — принимали другие члены семьи.3. Как и когда ушел на войну. В каких родах войск
Анкета ИРИ РАН и РГГУ к ветеранам Афганской войны[858]
Анкета ИРИ РАН и РГГУ к ветеранам Афганской войны[858] Дорогой друг!Институтом российской истории РАН совместно с Российским государственным гуманитарным университетом проводится работа по изучению последствий войны в Афганистане. Мы обращаемся к Вам как участнику этой
21. Терминология революции, Или вопросы демократии, диктатуры и гражданской войны
21. Терминология революции, Или вопросы демократии, диктатуры и гражданской войны Читатели наверняка уже отметили странности в терминологии, которую использовали политики начала XX века. К примеру, в приведенных выше цитатах Ленина под «гражданской войной» явно
Актуальные вопросы историографии Первой мировой войны
Актуальные вопросы историографии Первой мировой войны В мировой историографии многие десятилетия остаются дискуссионными вопросы о происхождении и целях Первой мировой войны. В национальных историографиях Великобритании, США, Франции просматривалось желание
А.Л. Мариюшкин Помни войну! Вопросы современной и будущей войны
А.Л. Мариюшкин Помни войну! Вопросы современной и будущей войны А.Л.Мариюшкин, полковник, военный писатель. Участник Первой мировой войны. Активно публиковался в русской военной печати. Находясь в рядах Белого движения, пытался наладить выход военно-научной и
Лицо афганской войны
Лицо афганской войны Эти размышления навеяны не только отголосками афганской канонады, будем считать, траурным салютом по генералу армии Валентину Ивановичу Варенникову. Его судьба еще долго будет побуждать к осмыслению судьбы всей страны. Мы же вспомним генерала
Глава 2. Вместо анкеты
Глава 2. Вместо анкеты Меня всегда упрекали в том, что из моих записей не посвященный в предысторию мало что может почерпнуть. Да, но ведь мало кто в своих заметках, дневнике обнаруживал следы любопытства других. Скажите, вам понравилась бы в вашем дневнике фраза «Пишите, но
Приложения
Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века
1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).
2. Участником какой войны вы являетесь?
3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)
4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?
5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?
6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?
7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?
8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?
10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?
11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля — смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?
12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?
13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.
14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?
15. Ваше мнение о союзниках, если они были.
16. Отношения с местным населением.
18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?
19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.
20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).
21. Знакомы ли вам понятия „тыловая крыса“, „штабная крыса“, „окопная братва“? Есть ли современные аналоги?
22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги „наркомовским 100 граммам“, офицерским доппайкам и т. п.?
23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.
24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?
25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?
26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?
27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?
28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?
29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?
30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?
31. Что такое война — для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?
32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?
33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.
34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?
В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: психологических феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы No№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (No№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (No№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и постгравматического синдрома (No№ 30, 31, 32, 34).
Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные.
Ветеран Афгана рассказал об уроках войны, моджахедах и боевых потерях
«Я бы прошел этот путь еще раз»
Фото: ГУ Росгвардии по МO
Замполиты были правы
-Как оказались на афганской войне?
-Сейчас в Баграме — главная база США и НАТО в Афганистане.
-Забавно, но когда нас готовили к отправке в Афганистан, то идейная установка была такая: во-первых, мы исполняем интернациональный долг, во-вторых, есть наша страна — СССР, наших южных границах — Афганистан, и, если мы не будем там находиться, то там будут войска США. Выходит, наши замполиты были правы (смеется).
-Проверку боем прошли?
-А ваша первая операция?
-Под Алихейлем. Подъем в четыре утра, как обычно. Сели в загруженную, заправленную технику, на броню, и поехали по афганским пыльным дорогам. Задача — прорыв осады наших войск в крепости Алихейль. Нас несколько раз атаковали «духи», обстреливали. «Вертушки» сбили при нас. Пара рот попала во встречный бой, их пытались сбить с высотки. Наша разведка понесла потери. Но в целом та операция закончилась успешно.
-Впервые под огнем страшно?
-Видимо, хорошо учили, раз у вас два ордена Красной Звезды за Афган. Для солдата срочной службы — это редкость. Даже для офицера. За что получили?
-В документе о награждении что написали?
-Стандартно: за мужество и героизм.
-А в бою чего больше: мужества или, может, страха, ярости?
-Друзей теряли на войне?
-Самая опасная ситуация помнится?
-Обычно считается, что война — это взрывы, стрельба. А тут.
-Я тебе так скажу: знаю ребят, их много, которые были на войне, но не видели там ни мертвого ни живого боевика. Но они были на войне. Этого факта не отменить. Если в рембате отслужил, то это тоже храбрый человек. Он возвращал в строй бронемашины поврежденные, из них останки погибших ребят вынимал. Это разве не храбрый человек?
-А о чем говорили, если было время?
-В свободное время чаще спали. Но если доходило до беседы, то речь шла только о «гражданке». Кем был, где жил, что будешь делать после увольнения. Мы жили в другой реальности, где можно было планы на жизнь строить вплоть до пенсии. И у каждого были такие планы.
-Как вообще Афганистан и афганцы воспринимались?
-Пленных довелось видеть?
-Да. Самое жалкое и самое беззащитное существо в мире — пленный. Жизнь его висит на волоске, и все зависит от чужой воли или обстоятельств. В общем, его жизнь в других руках, он, возможно, хочет что-то изменить, но не может ничего сделать. Так что пленные всегда жалкие и запуганные. А не в плену — подлые и хитрые.
-Почему подлые?
-Методы войны — подлые: снайпер, засада, фугас. Нет ничего подлее фугаса. Когда он заложен и «ждет» жертвы день, два. Не догадаешься о нем, не узнаешь.
-Моджахеды воевали лучше, чем афганские правительственные войска?
«Я бы выбрал Афган и прошел этот путь еще раз»
-А вы как восприняли наш уход из Афганистана в конце 80-х?
-Когда вернулись домой, было тяжело влиться после войны?
-Мы вернулись в другой мир, не такой из которого мы уезжали в Афганистан. Перестройка, другие ценности, другие реалии. Все было по-другому, а потом и вовсе изменилось навсегда.
-А дальше?
-Дальше. Планы на жизнь поменялись. Предложили пойти в ОМОН — я пошел. Учеба, работа, СОБР, первая, вторая чеченские кампании. Так получилось, что афганская война навсегда изменила жизнь и направила сюда.
-Тот опыт на службе помогает? Чему молодое поколение учите?
-Мыть руки перед едой (смеется), не есть сырых фруктов и соблюдать правила личной гигиены. Вот уже действительно ценный военный опыт.
-Как относитесь к тому, что пишут о той войне, к фильмам о ней?
-Я читал эти книги, статьи и хочу сказать одно: большинство историй реальные, трагедии подлинные. Вопрос в том, как автор ими распорядится. Чтобы сделать себе имя и репутацию на скандалах? Важно не то, что он напишет, а то, для чего он это сделает. А если хотите понять Афган — послушайте песни тех лет. Все сразу, не выборочно. И поймете гораздо лучше, чем по этим книгам.
-Сейчас наша армия во-многом отличается от того, что видели вы тогда. Есть кабинеты психологов, зоны релаксации. В Сирии, например, на базе все бытовые удобства. У вас как было?
-Один офицер, ветеран афганской войны, сказал, что лучшие годы его жизни прошли в афганской войне. Для меня это несколько странно слышать. А вы как считаете?
Уже после интервью с командиром «Булата», удалось посетить другую часть особого назначения. В разговоре обмолвился, мол, на днях только был у ваших коллег.
-Это у кого, у Медведева? Хорошо его знаю. Он был в той самой девятой роте, знаете? Два ордена. Но его в СОБРе все хорошо знают, он где только не бывал. В общем, очень вам повезло, что с ним пообщались.
И кажется, мне действительно повезло.
Сценарий встречи с ветеранами афганской войны
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
встречи обучающихся школ и МБУ ДО «ЦДТ» с воинами-афганцами, посвященной 30-летней годовщине вывода советских войск из Афганистана
«Афганистан-наша память и боль»
13 февраля 2019 год
Место проведения: актовый зал МБУ ДО «ЦДТ»;
Время проведения: 13.00;
Участники мероприятие: обучающиеся 7х классов СОШ № 1, п.Новоорск, СОШ № 2 п.Новоорск, МБУ ДО «ЦДТ Новоорского района», педагоги, приглашенные ветераны афганской войны.
Оснащение: музыкальная аппаратура, телевизор, столы и стулья для обучающихся и гостей, портреты погибших афганцев-новоорчан, афганская панама, цветы. Видеопрезентация «Афганистан-наша память и боль», видеофильм «Хронология войны в Афганистане», фонограммы для музыкального фона «Ты знаешь….», «Я вернусь к тебе…».
Вступительное слово ведущего:
Добрый день всем, кто пришел сегодня на нашу встречу.
Встречу, на которой пойдет серьезный и взрослый разговор о войне. Войне, которая досталась совсем еще юным мальчишкам из нашей страны, тогда еще Советского союза. Войне, смысл которой непонятен многим даже сегодня.
Почему именно с вами хотим обсудить этот вопрос?
Чтобы вы знали не понаслышке, не из телевизора, не из интернета о том, что в нашей стране и даже в нашем Новоорском районе есть люди, которые принимали участие в страшных военных действиях, есть люди, которые не вернулись с этой войны.
Чтобы мы научились с вами чтить память о тех, кто погиб, исполняя интернациональный долг, т.е. помогая соседней республике, другому народу.
Чтобы мы с вами, зная обо всем этом, никогда не делили людей по национальностям, по цвету и кожи и разрезу глаз.
И чтобы у вас никогда не возникало мысли сделать плохо и больно кому-то другому и чтобы вас никто не смог заставить этого сделать.
Подробнее узнать о войне в Афганистане нам сегодня помогут наши гости. Это люди, которые были там, и сами держали в руках автомат, носили военную форму, принимали участие в боях, видели боль и страх своими глазами.
И вам представится возможность пообщаться с ними и задать вопросы, которые вам интересны.
В: Немного истории этих страшных событий:
Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима.
Предпосылки Афганской войны
Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР.
Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Афганистан начал строить социализм, но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке.
Руководителем НДПА являлся Нур Мохаммад Тараки. Его реформы были крайне непопулярными в стране, где традиционно большинство составляли сельские жители. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал тысячи людей, часть из которых были казнены.
Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие ему священную войну (джихад). Были организованы отряды моджахедов, которые в дальнейшем стали главной противоборствующей силой – с ней и сражалась Советская армия.
Большинство населения Афганистана было неграмотным, и для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти.
Сразу после прихода к власти правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве.
Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.
12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.
Необходимо помнить, что, помимо напряженных отношений с моджахедами, и в самом правительстве не было единства. Особо непримиримой стала внутрипартийная борьба, которая достигла своего апогея в сентябре 1979 года. Именно тогда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и убит Хафизуллой Амином. Амин занял место Тараки и, продолжая бороться против исламистов, усилил репрессии и внутри правящей партии.
По данным советской разведки, Амин пытался договориться с Пакистаном и Китаем, что нашими специалистами считалось недопустимым. 27 декабря 1979 года отряд советских спецназовцев захватил президентский дворец, Амин и его сыновья были убиты. Новым лидером страны стал Бабрак Кармаль.
В результате наши солдаты оказались втянутыми в начавшуюся гражданскую войну и стали ее активными участниками.
Всю войну можно разделить на несколько этапов:
1-й этап: декабрь 1979 – февраль 1980 года. Введение в Афганистан 40-й советской армии генерала Бориса Громова, размещение по гарнизонам, организация охраны стратегических объектов и мест дислокации.
2-й этап: март 1980 – апрель 1985 года. Проведение активных широкомасштабных боевых действий. Реорганизация и укрепление вооруженных сил ДРА.
4-й этап: январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики национального примирения. Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.
В апреле 1988 года в Швейцарии между Афганистаном и Пакистаном было подписано соглашение об урегулировании ситуации вокруг ДРА. Советский Союз обязался вывести свои войска в течение девяти месяцев, а США и Пакистан должны были перестать поддерживать моджахедов.
Потери в Афганской войне
На сегодняшний момент известно, что потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысяч человек.
Точные данные о погибших в войне афганцев неизвестны. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 миллионов человек. От 850 тысяч до полутора миллионов человек стали беженцами и осели в основном в Пакистане и Иране.
После окончания войны
В Женевских переговорах моджахеды не принимали участия и не поддержали эти решения. В результате после вывода советских войск боевые действия не прекратились, а даже усилились.
Новый руководитель Афганистана Наджибулла без советской помощи едва сдерживал натиск моджахедов. Произошел раскол в его правительстве, многие его сподвижники перешли в ряды оппозиции. В марте 1992 года от Наджибуллы отошел генерал Дустум и его узбекская милиция. В апреле моджахеды захватили Кабул. Наджибулла длительное время скрывался в здании миссии ООН, но был схвачен талибами и повешен.
15 февраля теперь ежегодно отмечается как день вывода советских войск из Афганистана
На сегодняшний день в каждом городе, практически в каждом районном центре установлены памятные плиты, Стеллы или обелиски, в память о погибших на афганской войне. В г.Оренбурге, установлен памятник погибшим солдатам из Оренбургской области, их имена выбиты на плитах, расположенных около памятника.
(фоновая музыка «Ты знаешь, как хочется жить»)
Здесь, в этом зале, вы видите фотографии ребят, жителей Новоорского района, погибших при исполнении интернационального долга в республике Афганистан.
Родился 20 марта 1967 года. Погиб 20 июня 1986 года. Рядовой. Награжден орденом Красной Звезды. (посмертно).
Служил солдат в чужой стране снайпером. Вот что писал матери Айчана, Балкии Исмагуловне, заместитель командира роты по политчасти лейтенант Кутишев: «Айчан был примерным солдатом и хорошим товарищем, всегда проявлял отличные качества, которые вы в нем воспитали, чем заслужил доверие и любовь товарищей.
В тот трагический день наша рота находилась на сопровождении колонны с материальными средствами, выполняя боевую задачу по блокировке наиболее опасных участков дороги. Прикрытие с воздуха обеспечивало звено вертолетов. У одной из машин обнаружилась неисправность, и она была вынуждена совершить посадку. Бронетранспортер, в составе экипажа которого находился Айчан, и еще несколько машин были выведены на блокировку вертолета, чтобы предупредить нападение душманов.
Ремонт занял почти весь день, и когда бронетранспортеры двинулись дальше по маршруту, уже стемнело. Двигались с пердельно возможной скоростью, стремясь быстрее добраться до места назначения. Оставался какой-нибудь десяток километров, когда тьму прочертили дорожки троссирующих пуль. Мгновенно оценив обстановку, Айчан занял место у бойницы и открыл прицельный огонь по огневым точка противника. Мятежники перенесли весь огонь на стреляющую машину, но выстрелы из БТР не смолкали, а становились все точнее. Внезапно метров с пятидесяти раздался выстрел из гранатомета. Выпущенная граната взорвалась внутри БТР…
Лунный свет и солнечные лучи посменно несут караул на кладбище в с.Тасбулак, где похоронен 19-летний Айчан Ирмухамбетов.
Пташников Александр Евгеньевич.
Родился 4 сентября 1966 года, погиб 19 января 1986 года. Рядовой.
Саша рос спокойным, добродушным мальчиком. Ничего особенного в его жизни не происходило.
После школы Саша работал электромонтёром на Ириклинской ГРЭС. И там он не изменял своим привязанностям, активно участвовал в жизни коллектива, занимался спортом, выезжал на соревнования. Закончив Орский аэроспортивный клуб, стал парашютистом. Пришло время служить в Армии.
В Афганистане А.Пташников был с начала января 1985 года в в/ч пп93992 наводчиком-оператором 3-й мотострелковой роты 1-го мотострелкового батальона.
В общем, настроение хорошее, здоровье нормальное, погода стоит нормальная, к жаре привыкли. За меня не беспокойтесь, все будет хорошо. Я сам хотел служить в Афганистане, вот и попал сюда и в этом не раскаиваюсь. Но здесь услышал свист пуль и стук их о броню. В ушах грохот разрывов, трескотня. Армия есть армия.
… Как вы живете? Как учится Света? Пусть учится на «хорошо» и «отлично», как я в СПТУ. Отец, передавай привет мастерам и директору училища. Только обязательно!
Ребров Виктор Николаевич.
с. Чапаевка- родина Виктора Реброва. Если мальчишка родился в поселке, названном именем легендарного героя, что снится и о чем мечтает он, гадать не нужно. Грезит парень о подвигах и славе, видит себя мчавшемся на коне, представляет, как его сабля, скрестившись с вражеской, высекает искры.
… Окончив 8 классов, Виктор поступил в Новоорское ГПТУ-32. Похвальная грамота за отличное овладение профессией примерное поведение была вручена ему в первый же год обучения. И родителей благодарят за хорошее воспитание сына, за его активность и достижения в учебе, труде и общественной работе. Через два года В.Ребров получил диплом газоэлектросварщика и начал работать в родном поселке.
Осенью 1983 г. Виктор был призван в армию. Учили его быть солдатом в Самарканде, потом он служил водителем в Афганистане, в Кабуле, в/ч пп 85644.
Он писал домой: «Здравствуйте, родные. Дела у меня идут хорошо, служба проходит нормально. Погода стоит нормальная. Здоровье нормальное. Дни летят быстро. Не успели приехать, как уже месяц пролетел. Ходим в наряды через день и еще в парке ремонтируем машины. Вот пришла колонна, может поеду в ней…Получил от вас сразу четыре письма. Огромное спасибо. Напишите что нового в совхозе, не болеют ли бабушки? Передайте всем привет. Пишите почаще и побольше. Ваш сын. 1.02.84г.» В этот день его не стало….
Тисенков Сергей Николаевич
Родился 21 февраля 1959 года. Умер 9 октября 1980 года. Служил рядовым.
Родной дом Сергея Тисенкова в п.Будамша. Там он окончил 8 классов и поступил в ГПТУ № 35, где получил специальность автослесаря. Но у него была еще одна специальность. По направлению райвоенкомата окончил курсы водителей и работал в совхозе «Будамшинский». Делал все по-хозяйски основательно, честно, добросовестно.
В: Говорят время лечит. Может быть. Но оно, именно оно, хранит имена, события, память. Обелиски и мемориальные доски, как часовые, помогают охранять солдатские подвиги от забвения…
В: Предлагаю почтить память погибших минутой молчания.
Все встают для минуты молчания
В: Спасибо! Прошу всех сесть.
В: А теперь, ребята и вы уважаемые взрослые, в можете задать вопросы нашим гостям.
Беседа с приглашенными ветеранами афганской войны.(примерные вопросы для поддержания беседы)
— В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?
— Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?
— Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)
— Есть ли на Ваш взгляд художественный фильм, правдоподобно отражающий события Афганской войны?
-Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.
— Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?
— Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?
— Мы говорили о мужчинах в армии, а как Вы рассматриваете службу в армии представительницами прекрасной половины человечества?
-ежегодно в школах проходит «Смотр строя и песни». Как Вам кажется, такое мероприятие актуально для нынешних школьников?
— Каким важно быть для человека, идущего на службу в армию?
-Какой распорядок дня у Вас был во время войны и был ли он вообще?
— Что Вы чувствовали, когда закончилась война? Где Вы были, когда война закончилась?
— Чтобы вы пожелали современной молодежи?
-Что бы Вы могли сказать своим погибшим товарищам?
— Как Вы относитесь к тому, что сейчас устанавливают много памятных стел в честь воинов–интернационалистов?
— Что было для Вас самым трудным в период «привыкания» к боевым условиям Афганистана?
В: Спасибо огромное вам за содержательную беседу!
Уважаемые гости, самые младшие ребята в честь этого знаменательного дня приготовили для вас небольшой подарок.
Прими благодарность, войны ветеран,
Войны охватившей, Афганистан,
Войны, что не прошенной в гости пришла,
Войны, что по жизни, по сердцу прошла!
Свой воинский долг ты исполнил солдат,
И вместе со всеми, ты очень был рад,
Дню вывода войск, возвращенью домой,
Ты в той мясорубке остался живой!
С Днем вывода войск, тебя поздравляем,
Здоровья и счастья мы дружно желаем,
Пусть будет в судьбе твоей мир и покой,
И чистое небо над головой!
В день вывода войск из Афганистана
Вздохнула спокойней родная страна,
И мы повторять будем вновь неустанно:
Не надо войны, нам война не нужна.
Желаем всем только лишь мирного неба,
И близких людей никогда не терять,
Чтоб было достаточно теплого хлеба,
И чтоб по-другому свой долг выполнять.
Дети дарят ветеранам подарки, сделанные своими руками.
В: В завершении, я бы хотела предложить вашему вниманию небольшой документальный фильм о хронологии событий Афганской войны.
Просмотр фильма. 7мин.
(звучит фоновая песня «Я вернусь к тебе..» гр. «Голубые береты»)
В: Уважаемые Александр Михайлович и Марат Батаевич! Примите наши искренние поздравления с юбилейной датой со дня вывода Советских войск их республики Афганистан. Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, удачи, мирного неба над головой и твердой земли под ногами. Всего вам самого наилучшего!
В: Всем присутствующим спасибо за внимание, до новых встреч!
Методист по воспитательной работе
МБУ ДО «ЦДТ Нвоорского района» А.В.Чернопёрова