какие вопросы задавать франчайзеру
20 вопросов, которые должен задать франчайзи перед покупкой франшизы
Руководство к действию для начинающих бизнесменов.
С 28 по 30 марта в Москве на ВДНХ прошла весенняя выставка франшиз BuyBrandFranchiseMarket 2018. Она запомнилась посетителям не только обилием брендов, но и полезной деловой программой. Одной из самых интересных для франчайзи тем стала «Как выбрать франшизу». Как отличить надежного франчайзера от однодневки? Какие вообще вопросы стоит задавать, а что нужно проверить самому? Будущим франчайзи необходима инструкция, и портал BuyBrandInform с помощью эксперта по франчайзингу, генерального директора компании EMTG Екатерины Сойак готов ее предоставить. Мы представляем список вопросов, которые любой франчайзи обязан задать перед покупкой франшизы.
Франчайзинг – это перспективное бизнес-направление, его плюсы очевидны: сильный бренд, помощь франчайзера, обучение и снижение рисков. Однако при отсутствии должных настроя, концентрации, знаний и понимания всех аспектов ведения бизнеса по франшизе даже самый мощный бренд может оказаться неэффективным. Чтобы этого не произошло, рекомендуем обязательно задаться этими вопросами.
1. Зачем мне франшиза? Это вообще мое?
В первую очередь нужно решиться на внутренний диалог, чтобы понять то ли занятие вы выбрали. Многие ошибочно полагают, что франчайзинг – это почти свой бизнес, так что после покупки можно будет работать самостоятельно и ни о чем не переживать. Но это не совсем так, без командной работы во франчайзинге никуда, вы к этому готовы? Хватит ли вашего опыта и знаний?
Осознаете ли вы, что указанные на сайте компании в разделе «Франчайзинг» инвестиции – это еще не все? Готовы ли вы идти на финансовые жертвы? А на эмоциональные? Все-таки франшиза будет отнимать много времени, которое вы могли бы уделять семье. Вообще франчайзинг, как и любой другой бизнес, требует долгой и упорной работы, прежде чем появятся первые ее плоды.
Ну что, не испугались? Тогда идем дальше.
2. Франчайзер не лукавит ли?
С этим вопросом нужно обратиться к действующим франчайзи. Кто же еще будет готов выложить вам всю правду о работе по франшизе. Узнайте, держит ли франчайзер обещания, соблюдает ли пункты договора, обучает своих партнеров или бросает на произвол судьбы. Попытайтесь понять отношение франчайзи к ключевому персоналу франчайзера. И не забудьте уточнить, насколько анонсированные инвестиции на открытие франшизы разошлись с реальностью!
3. Насколько я рискую?
Все факторы риска франчайзи должен осознавать еще на берегу, а не когда что-то пойдет не так. Поэтому важно получить на этот счет консультацию адвоката. Можно ли будет в случае чего обратиться в арбитраж? Помните, что это быстрее, но не всегда выгоднее, чем суд. А что если в другом регионе все выйдет накладнее или вовсе не получится? Если вы начинаете работать с иностранным франчайзером, то тут и законодательства могут расходиться. В таком случае ваш партнер вам уже не поможет. Все эти вопросы нужно уточнить заранее.
4. Франчайзер – кто он такой и кто его предшественники?
На начальном этапе, безусловно, важно знать историю франчайзера, насколько это возможно. Как правило, это открытая информация, ведь добропорядочный бизнесмен сам заинтересован в прозрачности. Заинтересоваться стоит также историей предприятия, предыдущими руководителями, кредитной историей. Не забудьте и об аффилированных лицах, выясните информацию о других франшизах, с которыми они могли быть связаны. И вообще поймите: что это за люди? Читайте не только интервью в журнале Forbes, но и что они пишут на своих страницах в Facebook, это поможет вам лучше их понять.
5. Франчайзера не разыскивают ли судебные приставы или правоохранительные органы? Или, может, он банкрот?
Помните рекламу с Николаем Фоменко, который советует покупать только проверенные автомобили? Про франшизы можно сказать то же самое. Вполне может сложиться неприятная ситуация, когда вы покупаете франшизу, начинаете работать, но вдруг вмешивается суд, и франшиза уже неактивна. Ваша вина будет только в том, что вы не проверили франчайзера на честность с помощью соответствующих ресурсов. Сделать это определенно стоит.
6. Что входит в паушальный взнос?
Франчайзеры делятся на два типа: те, кто четко понимают, из чего состоит паушальный взнос, и те, кто формирует его с оглядкой на конкурентов. У самого франчайзера вы должны спросить, что именно он включает в озвученную сумму. А у действующих франчайзи поинтересоваться – стоят ли полученные преимущества отданных денег? И не забывайте: большой паушальный взнос – это далеко не гарантия успеха.
7. Сколько еще я должен заплатить?
Паушальный взнос – это далеко не все инвестиции, которые вам придется сделать для открытия бизнеса по франшизе. Поэтому обязательно уточните: сколько еще и за что придется заплатить. Во-первых, как формируется роялти? Процент от оборота? Или от прибыли? Возможен вообще вариант с фиксированной платой. Тут важно понять, что из этого для вас будет наиболее удобно и выгодно. Многие считают, что фиксированная сумма наиболее понятна, однако вдруг она будет существенно превышать потенциальный процент от оборота или прибыли? Об этом стоит задуматься заранее, а не в процессе работы, потому что условия, скорее всего, уже нельзя будет изменить.
8. Итак, каковы итоговые инвестиции?
Если франчайзер говорит, что при вложениях в 1 миллион рублей франшиза окупится ровно за год, то это не всегда работает именно так. Спросите у действующих франчайзи: насколько прогнозы франчайзера верны? Сколько в действительности придется потратить на паушальный взнос, оборудование, товарные запасы, аренду, оборотные средства и прочие расходы? Или можете обратиться за консультацией к подрядчикам и поставщикам. Если вы столкнетесь с существенными отклонениями от заявленной суммы, это повод задуматься об опытности или добросовестности франчайзера.
9. Поставщиков я выбираю сам?
Это лучше сразу уточнять у франчайзера. Вполне вероятен вариант, когда у него найдутся постоянные партнеры, работа с которыми при идеальном раскладе должна пойти вам на руку. Но если их расценки наоборот существенно снизят вашу прибыль, то изучите лучше более выгодные предложения.
10. Каковы мои обязанности?
Это важный вопрос, которым многие франчайзи задаются уже после подписания договора. А сделать это нужно, конечно, заблаговременно. Узнайте, какие условия вам выдвигает франчайзер и обязательно уточните у франчайзи, насколько реально их выполнение. Пренебрежение этим вопросом может вылиться даже в расторжение договора не по вашей воле, так что будьте внимательны.
11. Стоит брать кредит у франчайзера?
Внимательно изучайте его предложение. Возможно, оно не такое и выгодное, и целесообразнее обратиться в банк.
12. Что обещает делать франчайзер?
Вы должны сами четко понимать, что вам необходимо от франчайзера для успешного ведения бизнеса. Желательно даже составить список, с которым и отправляться к вашему будущему партнеру. Это поможет вам основательно понять, что именно предлагает франчайзер. Дает ли он план? Обеспечивает ли обучение? Постоянно или одноразово? И как поведет себя франчайзер, если вам потребуется несколько больше, чем он готов предложить? Важно также обратить внимание на то, чтобы все было зафиксировано в договоре. И снова: поговорите с франчайзи. Они уже прошли этот этап и готовы поделиться своей оценкой действий франчайзера.
13. На какой территории я буду работать?
Вопрос с территорией работы важен не меньше, чем добросовестность франчайзера и раскрученность бренда. Узнайте, планируется ли вблизи от вашего места появление новых точек: собственных или тоже по франшизе. Вместе с франчайзером обозначьте радиус вашего места, который никто не будет пересекать. Разведите потоки людей. И не забудьте связаться с бывшими партнерами франчайзера, чтобы узнать, насколько порядочно он себя ведет в этом плане.
14. Как узнать, действителен ли товарный знак?
Известный товарный знак – одно из основных преимуществ работы по франшизе. Но нельзя «вестить» только на хорошо звучащий бренд, нужно обязательно получить документальное подтверждение его существования. Если франчайзер может продемонстрировать только запрос о регистрации, то это еще ни о чем не говорит, потому что его могут как принять, так и отклонить по разным причинам. Вы и сами можете проверить регистрацию товарного знака на сайте Федерального института промышленной собственности.
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно уточнить политику компании, с которой вы хотите работать. Вполне возможно, что франчайзер будет настаивать на вашем личном участии в операционной деятельности. Чтобы это не стало для вас сюрпризом, лучше обговорить такие детали во время переговоров.
16. Я смогу передать франшизу родственникам? Как вообще работает договор?
Что делать, когда срок договора закончится? Если вы захотите продать франшизу родственникам, знакомым, друзьям? Как, в конце концов, расторгнуть договор так, чтобы не разориться? Чтобы ответить на эти и другие сопутствующие вопросы, необходимо тщательно изучать условия заключаемого контракта. При идеальном раскладе вы сможете и наследникам франшизу передать, и третьим лицам с согласия франчайзера продать, и правовые формы предприятия менять. Но это все необходимо узнать заранее. В том числе с помощью юриста: он поможет узнать ваши права, если, например, договор ограничивает ваш выбор третейским судом, не позволяя обращаться в обычный.
17. Могу ли я использовать селебрити?
Нередко франчайзеры используют знаменитостей для рекламы своей франшизы. Если есть или планируется такой звездный партнер, то обязательно уточните ваши права на него. Можете ли вы его позвать на свою точку? Нужно ли письменное согласие франчайзера? Сколько это будет стоить? Как часто это можно делать? Такие детали тоже должны быть в договоре.
18. Сколько я на этом заработаю?
Соберите информацию о возможных доходах. Во-первых, попросите франчайзера ее предоставить. Во-вторых, обратитесь к франчайзи. В-третьих, сами или с помощью бухгалтера проанализируйте полученные данные: насколько это выгодно? Может, условия конкурентов лучше?
19. Кто уже работает по этой франшизе?
Узнайте, сколько у франчайзера партнеров, возьмите их адреса и номера телефонов. Узнайте, сколько точек было закрыто и почему. Анализируйте. Кажется, что чем больше франчайзи, тем лучше, но это не всегда так. Да, большое количество франчайзи говорит о широком распространении и хорошем имидже продукта Но если у франчайзера мало собственных офисов, то количество франчайзи автоматически увеличивает стоимость франшизы.
20. Франчайзер успешен в бизнесе?
Вопрос, который не надо стесняться задавать. В конце концов, если он сам не может добиться успеха, то что он может предложить вам? Вместе с бухгалтером и юристом изучите финансовую отчетность, выясните, приносили ли компании франчайзера прибыль.
Это базовый перечень вопросов, который потенциальный франчайзи должен задать франчайзеру, юристам, бухгалтерам, другим франчайзи и самому себе. Если ответы на них удалось получить, то это уже половина успеха. Вторая половина будет зависеть от того, как будет работать ваше франчайзинговое предприятие.
Если у вас все-таки остались сомнения, то вы можете довериться нашим экспертам, юристам и консультантам, которые будут помогать начинающим франчайзи в рамках реалити-шоу «Выбери СВОЮ франшизу». Проект стартует 10 сентября вместе с осенней выставкой франшиз BUYBRAND Expo. Сейчас идет отбор участников.
Покупка франшизы. Какие вопросы задавать франчайзеру перед приобретением бизнеса?
Открытие предприятия по франшизе с одной стороны является менее рискованным предприятием, чем открытие собственного бизнеса. Однако в данном случае существуют определенные подводные камни. Избежать их помогут правильные вопросы, какие нужно задавать продавцу франшизы до подписания договора. О чем именно стоит спросить франчайзера, расскажем в статье.
Сколько лет этому бизнесу?
Несмотря на то, что сроки нигде не регламентированы, тем не менее, говорить о том, что франшиза проверена временем, можно не меньше, чем через 3 года ее использования. В начале пути компания-франзайзер занимается доработкой продукта, разрешает возникающие ситуации и вопросы.
Сотрудничество с новичками в бизнесе влечет за собой более высокие риски, но и прибыль в данном случае может оказаться большей, если проект начнет развиваться ускоренными темпами.
Кроме того, новые франшизы, в большинстве случаев, стоят дешевле.
Сколько предприятий работает в системе, какое количество закрыто, выкуплено, перепродано и почему?
Не стоит стесняться спрашивать контактные данные действующих партнеров. Для добросовестных продавцов предоставление подобной информации не является проблемой.
Если продавец франшизы не торопиться сообщить вам статистические данные, ссылаясь на специфику бизнеса, не стоит покупать у него франшизу.
Уточните причины закрытия точек, работавших по франшизе. Из анализа информации можно сделать вывод, явилось ли их закрытие следствием недоработок самого бизнеса, действий продавца или покупателя франшизы, объективных обстоятельств.
Есть ли юридические права на товарный знак и его передачу?
Вопросы, которые ни в ком случае нельзя оставлять без внимания. К сожалению, встречаются ситуации, когда товарный знак не зарегистрирован в установленном порядке, правообладателем товарного знака является не продавец франшизы, а иное лицо, либо договор заключается на 5 лет, в то время как право пользования товарным знаком у франчайзера заканчивается через 3 года.
Потребуйте у продавца франшизы свидетельство о регистрации товарного знака, уточните территорию его действия.
Какие суммы предстоит платить продавцу?
Финансовые вложения покупателя франшизы складываются из следующих составляющих:
По каждому пункту необходимо получить от франчайзера приблизительные суммы. Если точки открываются в различных организационно-правовых формах, то необходимо получить сведения о расходах для каждой из форм.
Размер паушального взноса обычно составляет примерно 10 % от общей суммы вложений. Более высокий процент должен заставить покупателя задуматься.
Главный источник дохода компании-франчайзера составляют роялти, которое по успешным проектам будет более высоким. Получение большей части прибыли от паушального взноса свидетельствует о том, что продавца не интересует успех партнера.
Слишком маленький взнос может свидетельствовать о том, что франчайзер ожидает быстрого роста бизнеса и существует вероятность в ближайшем будущем появления конкурирующей компании в одном регионе.
Необходимо уточнить, существуют ли дополнительные и/или скрытые платежи, например, за обучение, разработку дизайна и т. п.
Следует задать вопросы, касающиеся выплаты роялти, в том числе, выплачиваются ли они в фиксированной сумме и каков ее размер или процентном отношении, каков этот процент и от чего он взимается.
В большинстве случаев размер роялти варьируется от 4 % до 6 % от оборота компании. Если эти значения больше или меньше, следует насторожиться.
Отсутствие роялти одновременно с высоким паушальным взносом свидетельствует об отсутствии интереса франчайзера к развитию бизнеса партнеров. Слишком завышенных роялти-платежи затруднят выход покупателя на безубыточность и тем более, прибыль.
Роялти могут не взиматься при продаже товарных франшиз, на основании которых передается эксклюзивное право на продажу товаров известных брендов, поскольку в этом случае платежи уже включены в цену реализуемой продукции.
Говоря о роялти-платежах, необходимо уточнить период их выплаты. В большинстве случаев, платежи выплачиваются ежемесячно, однако возможны и иные варианты. Помимо этого, ряд франчайзеров начинают взимать роялти спустя некоторое время, дав франчайзи раскрутиться.
Имеют значение и бухгалтерские проводки, требуемые для работы по договору франшизы. Поскольку существуют различные виды проводок, этот вопрос нуждается в уточнении до покупки франшизы.
Также нуждается в уточнении вопрос о безакцептном списании роялти-выплат. Безакцептное списание предполагает блокировку банком определенной суммы на счету компании-партнера и ее дальнейшее списание без получения подтверждения франчайзи.
Предусмотрена ли система поддержки франчайзи в договоре?
Ряд компаний-франчайзеров на словах обещает поддержку партнерам, однако, по факту оказывать ее не торопиться. Выяснить этот вопрос можно, внимательно изучив договор, а также задав вопросы продавцу, в том числе, о причинах закрытия ранее открытых точек, или пообщавшись с предпринимателями, закрывшими точки по франшизе.
Важно обсудить с франчайзером вопросы обучения покупателя, нанимаемого им персонала, прочие нюансы поддержки, включив перечисленные пункты в договор.
Этот вопрос относится к важнейшим, особенно для тех, кто мало что понимает в открываемом бизнесе. Покупка готового готового бизнеса может оказаться более выгодной и рентабельной, нежели сотрдуничество по договору франшизы.
Если франчайзер по договору фактически не оказывает никакой помощи – не следует заключать франчайзинговый договор. Справиться с бизнесом в одиночку может быть не пол силу многим, зато оплата франшизы уже будет произведена.
Что входит в реальное обучение? Передача секретов производства, обучение по ведению бухучета, по подбору персонала, по корпоративной и внешней политике бренда. Если ваш франчайзер обещает только «экспресс-обучение за 2 дня» — не рискуйте.
Есть ли франчайзинговый пакет с руководством по оперативному управлению?
Руководство по оперативному управлению представляет собой документ, определяющий деловую репутацию продавца франшизы. В документе содержатся подробные разъяснения относительно исполнения обязательств как со стороны франчайзи, так и со стороны франчайзера.
Изучение руководства дает четкое понимание реальной поддержки, оказываемой правообладателем партнерам. Сложность заключается в том, что чаще всего этот документ показывают франчайзи после подписания договора франчайзинга. Впрочем, попросить его все-таки не будет лишним.
Содержащаяся в руководстве информация является конфиденциальной, поэтому до ознакомления продавец вправе потребовать от потенциального покупателя подписания документа о неразглашении информации.
Предоставляются ли льготные условия сотрудничества?
Некоторые компании-франчайзеры предоставляют партнерам льготные условия сотрудничества, например:
Следует поинтересоваться, намерена ли компания-франчайзер самостоятельно открывать торговые предприятия в городе покупателя. Исходить следует из ответов продавца. Если они нечеткие, размытые, то велика вероятность того, что программа франзайзинга не до конца продумана, механизм взаимоотношений с партнерами не отработан.
Получив размытые ответы, следует насторожиться, поскольку существует риск возникновения противоречий между различными направлениями бизнеса: оптовой торговлей, франчайзингом, собственной сетью.
Открывают ли действующие франчайзи дополнительные предприятия?
Важнейшим аргументом, выступающим за приобретение франшизы, является открытие действующими партнерами дополнительных франчайзинговых точек. Это обстоятельство свидетельствует о том, что компания-франчайзер продолжает развиваться, стимулируя к развитию и своих партнеров.
Итак, преждем чем подписать франчайзинговый договор, важно поинтересоваться у продавца франшизы длительность работы, сроками сотрудничества, взаимоотношениями с партнерами-франчайзи, льготными условиями, а также необходимыми инвестициями в открытие предприятия.
Тщательно проанализировав полученные ответы, можно понять, стоит ли покупать данную франшизу или же есть смысл поискать другие варианты.
Полезное видео
Из видео узнаете, какие вопросы надо задать франчайзеру:
15 вопросов, на которые нужно ответить франчайзи перед покупкой франшизы
Перед подписанием договора франшизы потенциальный франчайзи должен четко ответить на несколько основных вопросов, которые он должен задать не только головному офису компании, но и самому себе.
Франчайзинг – это оптимальный вариант открытия собственного бизнеса для людей, которые ранее не имели предпринимательского опыта. Помощь и опека франчайзера, его рекомендации, расчеты и советы позволят новичкам избежать многих серьезных ошибок, разочарований и финансовых потерь. Но все же, несмотря на уверения компаний, которые продают франшизы, эта бизнес-модель подходит далеко не всем.
Для того чтобы понять, как вам строить свой бизнес – с нуля или в качестве франчайзи, заручившись поддержкой головной компании, необходимо проанализировать степень ответственности, которую вы готовы взять на себя, ваши возможности и ресурсы, капитал, которым вы располагаете, опыт и знания, а также еще большое количество дополнительных факторов и условий. Готовы ли вы неукоснительно соблюдать правила франчайзинговой системы, частью которой вы станете? Согласны ли вы с ограничением самостоятельности и ответственности? Все ли условия франчайзингового договора вас устраивают? Итак, на какие 15 обязательных вопросов нужно ответить потенциальному франчайзи.
1. Хорошо ли вы знакомы с системой франчайзинга, знаете ли вы права и обязанности сторон?
Удивительно, но многие люди, которые собираются приобретать франшизу, имеют весьма смутное представление о самом франчайзинге. Кто-то считает предприятие-франчайзи филиалом головной компании, кто-то расценивает его как независимую фирму, которая работает полностью автономно. Не допускайте таких ошибок – тщательно изучите все особенности такой бизнес-модели, все ее преимущества и недостатки.
2. Подходят ли вам ограничения, предъявляемые франчайзером?
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Сможете ли вы строго соблюдать его требования и установленные им стандарты? Отвечать на этот вопрос следует не только с позиции «как есть сейчас», но и в перспективе. На первом этапе работы ограничения со стороны головной компании, как правило, не воспринимаются обременительными и не вызывают у ее партнеров недовольства. Однако после того как предприятие становится прибыльным, у его руководства рано или поздно возникают мысли об автономии. Владелец бизнеса хочет больше свободы, что вполне понятно. Более того, зачастую его идеи и инициативы разумны и могут привести к хорошему результату, ведь он лучше головной компании осведомлен о ситуации на своем региональном рынке.
Однако франчайзер не поощряет и даже более того – пресекает любые «вольнодумства». В этом случае франчайзи либо начинает неосмотрительно нарушать условия договора, что чревато его расторжением, либо прекращает работу с правообладателем и начинает создавать собственный бизнес с нуля. В последнем случае ему приходится выбирать для своей деятельности либо другой регион, либо иное направление – такое требование обычно прописывается в договоре франчайзинга. В любом случае при успешном развитии франчайзингового бизнеса у правополучателя может возникнуть желание освободиться от контроля и получить больше самостоятельности, а для этого придется возвращаться к исходной точке. Утешением в данной ситуации могут послужить ценный опыт, знания и связи, полученные и наработанные во время работы под крылом правообладателя.
3. Готовы ли к соблюдению стандартов франчайзинговой системы?
На первый взгляд кажется, что этот вопрос повторяет предыдущий. Однако в этом случае речь идет несколько о другом. Никто не спорит, что стандарты качества, под которым понимают свод правил, процедур, норм и принципов работы сети, крайне важны во франчайзинге. Они помогают франчайзеру повышать лояльность клиентов к бренду и контролировать деятельность франчайзи. Многие компании, которые заботятся о своей репутации, прописывают в своих стандартах все до мельчайших подробностей, включая фразы приветствия каждого клиента. Но далеко не все компании могут соблюдать эти стандарты. Более того, в некоторых случаях определенные требования головной компании могут оказаться несостоятельными для отдельных регионов, условий, обстоятельств. Иногда франчайзи хочет ввести свои стандарты обслуживания или модифицировать уже имеющиеся. Все это противоречит условиями договора франчайзинга.
4. Готовы ли вы рисковать своими деньгами?
Франчайзинг позволяет несколько снизить риски, но не устраняет их полностью. Вам никто не даст гарантии, что ваше предприятие будет процветать, если вы будете неукоснительно выполнять все требования правообладателя. Все расчеты, которые он предоставляет, носят примерный характер. Не стоит безоговорочно им доверять. В вашем регионе, в определенное время под влиянием различных факторов вы получите совершенно иные результаты. Более того, по мере того как франчайзинг набирает популярность, на отечественном рынке появилось огромное количество предложений, которые хотя и называются франшизами, но не имеют к таковым никакого отношения. Они не имеют необходимых документов, не оказывают своим «франчайзи» никакой поддержки (правда, и контроля с их стороны, как правило, тоже нет) и приводят расчеты, которые не имеют никакого отношения к действительности. Поэтому так важно тщательно подходить к выбору партнера и не экономить на стоимости франшизы и на взносах. Если, конечно, вы не хотите потерять все свои деньги.
5. Готовы ли уделять своей работе все свое время?
Этот вопрос актуален для всех начинающих предпринимателей, неважно – будете ли вы работать самостоятельно или в качестве франчайзи. Работа по системе франчайзинга иногда воспринимается новичками как просто точное следование инструкциям строгое соблюдение всех требований правообладателя. Они относятся к франчайзинговому предприятию как к дочерней компании и уверены, что их рабочий день будет строго фиксирован, как при работе по найму. Конечно, с первых же дней работы эти иллюзии рассеиваются, и наступает разочарование. Впрочем, даже если вы четко представляете себе, что вас ждет, готовы посвящать своему детищу сутки напролет, работать дома и по выходным, спустя несколько месяцев может наступить полное выгорание. Поэтому необходимо обязательно выделять время на отдых, чтобы восстановить силы и не потерять запал.
6. Уверены ли вы в поддержке своих близких?
Семья обычно исключается из деловой жизни начинающего предпринимателя, однако она играет очень важную роль. Помощь близких, их поддержка и понимание позволят сосредоточить все внимание на бизнесе.
7. Не потеряете ли вы интерес к своему бизнесу спустя какое-то время?
На тему, может ли хобби стать полноценным бизнесом, постоянно ведутся споры. Мы не будем рассматривать экономические вопросы, но несомненно одно – дело, которым вы планируете заниматься, должно вызывать у вас интерес и энтузиазм. Разделять бизнес как средство заработка денег и увлечение как приятное времяпрепровождение не стоит, если их можно объединить. Мы не будем сейчас рассматривать вопросы прибыльности хобби как бизнеса. Дело тут вовсе не в спросе или масштабе работы. Просто когда ваше дело является исключительно потенциальным источником прибыли, но не представляет никакого личного интереса для владельца, велик шанс, что рано или поздно оно наскучит и даже будет вызывать отвращение. И вполне возможно, это случится даже до того, как вы сможете передать управление кому-то другому и посвятить все свое время любимому хобби. Если речь идет о франчайзинговом бизнесе, то стоит выбирать ту сферу, которая вам интересна
8. Знаете ли вы ключевые финансовые показатели вашей будущей франшизной точки?
Какой оборот планируется, какая прибыль ожидается и сколько составят сроки окупаемости расходов? Какие требования предъявляет франчайзер к помещению, и сможете ли вы их соблюсти? Все показатели рекомендуется проверять самостоятельно. Желательно также побеседовать с другими франчайзи, которые работают под этой торговой маркой. Так вы получите более реалистичные прогнозы и сможете оценить все преимущества и недостатки работы с этим правообладателем. Некоторые франчайзеры отказываются предоставлять контакты своих партнеры, что уже само по себе должно настораживать. Впрочем, найти все необходимые данные не составит труда – достаточно просто воспользоваться интернетом.
Ответы на следующую группу вопросов вам нужно получить у франчайзера
9. Как долго франчайзер занимается этим видом бизнеса?
10. Сколько корпоративных точек было у головной компании к моменту начала продажи франшиз и сколько франшизных точек у нее есть сейчас?
Перед тем как «тиражировать» свой бизнес, сначала необходимо отработать его на практике. Некоторые компании, открыв 2-3 собственные точки, тут же начинают продавать франшизы. Но в скором времени эти точки могут закрыться по разным причинам, вплоть до убыточности. Вряд ли у франчайзи такой компании дела пойдут лучше.
11. Как изменялось количество франчайзи за последние три года по годам?
Ответ на этот вопрос поможет узнать, насколько успешны партнеры такого правообладателя. Если отмечается общая тенденция роста, то беспокоиться не о чем. Скорее всего, этот франчайзер, действительно, заинтересован в успехе своих франчайзи, оказывает им поддержку, а его франшиза пользуется популярностью. И напротив, если каждый год открывается и закрывается примерно равное количество точек, то, вполне возможно, вы имеете дело с недобросовестным правообладателем, для которого главная цель – продать как можно больше франшиз, а уж как его партнеры будут справляться с трудностями, его мало волнует. Также уточните, сколько всего партнеров работает в этой франчайзинговой системе и сколько вышли из нее. Это покажет положительную и отрицательную динамику и даст пищу для размышлений. Уточните, по каким причинам предприниматели покидают систему. Хотя шанс получить правдивый ответ на этот вопрос невысокий, но вы хотя бы определите, насколько ваш потенциальный франчайзер искренен.
12. Сильно ли отличается предложение вашего франчайзера от аналогичных по сумме первоначального взноса и ежемесячных платежей, по закупочным ценам, по норме прибыльности и другим условиям?
Не спешите с выбором, изучите сначала все предложения в этой сфере. Любые существенные отклонения в ту или иную сторону – повод задуматься о выборе другого партнера.
13. Какая репутация у франчайзера в деловых кругах?
Вы можете поискать аналитические обзоры в специализированных изданиях или обратиться к экспертам. Если что-либо из полученной информации вызывает смущение, не стесняйтесь спросить об этом у франчайзера.
14. Что именно вы получите от франчайзера?
Этот вопрос ключевой, хотя и вынесен в конец опросника. За что вы платите деньги? Готов ли ваш франчайзер предоставить максимально подробное руководство по ведению бизнеса, дать свои рекомендации? Проводит ли он обучение, в какой форме и как часто?
15. Разделяете ли вы ценности компании, под торговой маркой которой будете работать?
Вступая во франчайзинговую сеть, хотите вы того или нет, но вы становитесь ее частью. Вам придется соблюдать все требования и стандарты, руководствоваться теми же ценностями, что и головная компания. Как показывают опросы, около 30 % франчайзи, которые расторгают договор, мотивируют свое решение «расхождением взглядов» с франчайзером.