какие вопросы задавать ментору
10 раскрывающих вопросов: как извлечь максимум от менторинга в компании
Какие вопросы могут задать менти своим менторам.
В зарубежных компаниях есть негласное правило: если хочешь внедрить какую-либо развивающую технологию, то сначала обучи сотрудников. По нашему опыту, в российских компаниях так происходит не всегда. Международный университет Global Coaching как провайдер обучения менторингу не раз встречался с ситуацией, когда организация сначала стартовала в программу менторинга, а потом из-за возникших недопониманий в паре и отсутствия ожидаемых результатов для компании, приходила к идее обучения.
При этом по международным стандартам менторинга в компаниях, обучение следует проводить не только для менторов, но и для менти. Доказано, что осведомлённость о процессе со стороны менти улучшает результаты программы менторинга, менти легче достигает результата, а ментор находит для себя лучшие перспективы развития в партнёрстве с обученным менти. Да, уметь задать вопрос должен не только ментор, но менти.
В статье ниже мы предлагаем вам 10 вопросов, которые помогут менти взять максимум от развивающего партнёрства и улучшить результаты программы в целом, а ментору быть готовым рассказать менти о своих провалах, его «слепых зонах» и результатах прошлых подопечных.
«Какие вы сделали ошибки, из которых я могу извлечь уроки?»
Ошибки и трудности — один из самых эффективных уроков. У ментора всегда есть возможность в ответ на этот вопрос рассказать какую-либо вдохновляющую историю. Поразительно, но любую историю неуспеха люди слушают с гораздо большим удовольствием, чем истории успеха.
«Чего я не осознаю?»
Человек раскрывает свою внутреннюю силу, когда искренне интересуется тем, что он упустил. Готовность честно признать свою уязвимость и задуматься о наименее развитых способностях, показывает стремление менти развиваться. Ментору же здесь крайне важно дать нетравмирующую обратную связь, чтобы не «закрыть» развитие подопечного.
«Как менторинг повлиял на ваш карьерный путь?»
Затем добавьте дополнительный вопрос: «И как вы заставили его работать на вас?» Ответы помогут как менти, так и ментору прояснить цель и преимущества менторских отношений. Кроме того, менти лучше поймёт ожидания ментора от этого партнёрства.
«Каких результатов вы помогли достичь другим?»
Суть отношений менторинга в том, что более опытный человек помогает менее опытному прогрессировать. И для будущих плодотворных отношений ментор-пары могут оказаться важны отзывы и предыдущие достигнутые результаты. Иногда они помогают партнёрам решить, подходят ли они друг другу. Успехи ментора в похожих на запрос менти темах найдят отклик у подопечного и мотивируют его следовать за таким ментором!
«Какое у меня слепое пятно?»
Ментор может помочь менти стать более осознанным, помогая распознать сильные стороны, области развития и скрытые предубеждения. Глубокое погружение в свою слепую зону — отличный способ обеспечить себе рост.
«Как я могу более эффективно общаться?»
Постановка этого вопроса — способ взглянуть на себя объективно. Почему именно общение? Во времена неопределённости подлинное общение способствует укреплению доверия к людям и стимулирует веру в их потенциал. Посмотрите, что изменится, когда запасётесь двумя этими качествами.
«Каких стремлений вы достигли на своём пути?»
Важно и интересно спросить менторов об их собственном карьерном путешествии и стремлениях, которые они воплотили. Если вы, например, как руководитель собираетесь довести свой бизнес до семизначного уровня, но ваш ментор никогда этого не делал, то маловероятно, что он сможет дать хорошее понимание и руководство в пути.
«В чём вы видите мои сильные стороны?»
Большинство из нас не осознают свои сильные стороны, поскольку они даются нам естественно и легко. Попросив ментора помощи в определении сильных стороны, менти сможет их развивать и использовать.
«Можете ли вы описать моё лидерство одним словом?»
Ментор должен быть в состоянии сказать правду менти. Во многом лидерство определяется поведением, стилем и тем, как человека видят другие, а не таким, каким он видит себя. Если обратная связь от ментора не будет соответствовать ценностям менти, у менти появится возможность изменить свой стиль или изменить свои ценности.
«Каким одним вопросом или наблюдением вы не поделились?»
Спросите: «Остался ли какой-то вопрос или наблюдение, который может бросить мне вызов в более серьёзном плане и который вы не озвучили?» Если менти действительно заинтересован в трансформационном росте, он будет сам искать пространство для вызова. Такой вопрос может быть тем, что действительно продвинет менти на следующий уровень развития.
Компании, которые занимаются планированием преемственности, хорошо знают, что в аспекте развития лидерства речь идёт не только о поиске преемника нынешнему генеральному директору, но и о наращивании силы персонала во всей организации. Внедрение программы менторинга в организации или обучение ключевых руководителей компетенциям ментора помогают развивать лидерские качества во всей организации, обеспечивая сильное лидерство на долгие годы.
Современный менторинг, ориентированный на партнёрство в недирективном ключе, — это прекрасная возможность доставить полезный и потенциально изменяющий жизнь опыт как ментору, так и менти. Это одна из самых важных вещей, которые человек может сделать, чтобы улучшить свою карьеру и профессиональную жизнь. Это требует времени и усилий, но оно того стоит. Являетесь ли вы ментором или менти, менторинг — это беспроигрышный вариант для вашей карьеры.
8 простых вопросов менторам стажировок
Привет, хабровчане. Я продолжаю экспериментировать с форматами и сегодня подготовил для вас что-то новенькое. Дело в том, что компания, в которой я работаю довольно активно проводит бесплатные стажировки по различным направлениям. Потоки обычно не маленькие, но успешно заканчивают их лишь единицы и еще меньше остается в компании.
Сегодня мы поговорим об очень простых вещах, на которых мало кто акцентирует внимание. Я опросил опытных менторов нашей компании и задал им очень простые, казалось бы, вопросы, однако некоторые ответы могут удивить. Благодарю за участие Артура Яновича — нашего главного ментора по JS и всему, что с ним связано, Андрея Маркушевского — он у нас ведет стажировки по автотестированию и Александра Бейтюка — ментора по Python.
Вопрос 1: Как потенциальному участнику понять, что ему необходима объявленная стажировка?
Рассмотрим ситуацию: вы абсолютный новичок в айти, либо уже работали в айти, но хотите сменить направление. Прокручивая ленту видите объявление о наборе на стажировку. Но не уверены, подходит ли она вам.
Наши менторы в ответах сошлись на том, что идти стоит, если тема стажировки вам интересна. Если с темой вы не очень знакомы, прежде чем записываться, нужно немного углубиться и почитать о ней — например, узнать, где используется та или иная технология. Постарайтесь заранее ознакомиться с программой стажировки — это даст больше конкретики о том, что именно вы изучите за это время. Иногда выходит так, что студенты уже знакомы с основами и на базовой стажировке им становится скучно.
Вопрос 2: Сколько свободного времени нужно иметь стажирующемуся, чтобы успешно пройти курс?
Об этом редко кто думает заранее, но вопрос действительно важный. Изучение программирования и автотестирования — процесс довольно трудозатратный, и если вы хотите достичь успеха, то придется потратить очень много времени на ознакомление с теорией, и еще больше времени на практику, обязательно выполнять домашние задания.
Если вы учитесь в универе + где-то подрабатываете, а еще и спортом занимаетесь — очень хорошо подумайте над своим расписанием, прежде, чем записываться. Бывает, что даже довольно перспективные студенты бросают все посреди стажировки, потому что не успевают по работе или учебе. Хотя, как говорится — кто хочет, всегда найдет время, а кто не хочет — будет искать оправдания.
Наши же менторы считают, что 2-3 часов в день для продуктивного повторения и изучения будет вполне достаточно.
Вопрос 3: Нужно ли сразу обзаводиться хорошей (дорогой) техникой, или для начала любая сойдет?
С этим вопросом мы сталкиваемся часто. Почему-то многие стажеры думают, что для стажировки им непременно нужно обзавестись мощной техникой. Однако, в этом нет необходимости. Для начала, вполне подойдет простой “домашний” ноутбук, т.к. на занятиях (в рамках наших стажировок) и при подготовке дома не требуется писать ресурсоемких приложений.
Здорово конечно, если у вас уже есть хорошая техника, но даже если и нет, то поводов для беспокойства быть не должно. Все будет, когда станете крутым программистом 🙂
Вопрос 4: Существуют ли какие-то негласные возрастные рамки при отборе на стажировку?
Ох уж эта тема эйджизма в айти. Некоторые компании и правда никогда не возьмут в стажеры или джуны человека за 40. Чем это можно оправдать — не знаю. Наши менторы говорят, что никаких возрастных ограничений никогда не ставили: на стажировках в нашей компании можно встретить как школьников, так и людей возраста 40+.
Вопрос 5: Какие основополагающие критерии отбора на стажировку?
Самое важное — мотивация, желание учиться, и минимальный бэкграунд знаний. Чаще всего мы отбираем людей по результатам теста на логику, иногда еще английский проверяем — зависит от типа стажировки.
Мы проводим стажировки как для специалистов с опытом, так и стажировки “с нуля”. Поэтому критерии могут быть разные: от умения решать логические и алгоритмические задачи, до умения объяснить, что будет результатом выполнения какого-либо кода и знания основополагающих тонкостей разработки на определенном языке программирования.
Что касается стажировок по автоматизированному тестированию, то критерии такие: базовые знания тестирования и базовые знания языка программирования, которые входят в стек технологий.
Вопрос 6: Как правильнее: воспринимать “сокурсников” как конкурентов, или как команду?
Пожалуй, один из самых интересных вопросов, что мы когда-либо получали. Дело в том, что оба подхода имеют место быть, все зависит от того, какие задачи ставят перед собой сами стажеры во время стажировки — кто-то приходит, чтобы получить работу, а кто-то просто за знаниями.
Однако мы больше придерживаемся второго варианта. Ставим знания во главе стола. На работу стараемся отбирать всех стажирующихся, которые отличились высокими знаниями и умениями, даже если изначально планировали набрать меньше людей.
“Сокурсники” порой не менее ценный источник знаний, чем сама стажировка, тем более, что и soft skills никто не отменял. Нужно помнить, что здоровая конкуренция и собственные ошибки также могут являться ценными стимуляторами собственного роста.
Вопрос 7: Какие ошибки чаще всего допускают стажирующиеся?
На основе беседы с менторами, я выявил четыре основных ошибки, которые чаще всего допускают наши студенты:
Вопрос 8: По каким причинам, по окончанию стажировки на работу в компанию попадают лишь единицы?
Основных причин несколько:
Во-первых, конечно, потребности компании. Иногда, если талантливых ребят на потоке много, мы можем взять в штат немного больше, чем планировали изначально, но, понятное дело, что 20 не отберешь, если планировалось 5.
Еще одна причина — некоторые стажирующиеся, углубившись в материал, понимают, что такая работа им не подходит и отказываются сами.
А иногда оказывается, что даже выполнив и защитив проект, придя на собеседование после, экс-студент не может выполнить какое-то практическое задание, или не может хотя бы минимально “защитить” свой код. А ведь по окончанию стажировки студент уже обязательно должен уметь применять свои знания на практике.
Заключение
Собираетесь на стажировку? Удачи! Надеюсь эта статья будет вам полезна.
Если остались еще какие-либо вопросы по теме — пишите в комменты. Постараюсь ответить.
10 вопросов для бизнес-ментора
10 вопросов для бизнес-ментора
О чём может спросить менти и к каким вопросам нужно быть готовым бизнес-ментору
План программы менторинга в организации обычно включает этап обучения менторов (а иногда и менти). Менторам важно понять суть развивающего наставничества, его отличие от других помогающих направлений, узнать структуру ментор-бесед, научиться работать со сложностями партнёрских взаимоотношений и уметь правильно завершать сотрудничество. Также для ментора важно уметь правильно давать обратную связь, уметь недирективно предложить свой опыт и уметь задавать вопросы, которые будут стимулировать менти к размышлению. Однако вопросы, которые заставляют задуматься, могут поступить и в адрес ментора. К каким вопросам менти нужно быть готовым бизнес ментору, расскажем ниже.
10 вопросов, к которым нужно быть готовым бизнес-ментору
1. Почему вы занимаетесь этим делом?
Менти может проявить интерес к мотивам, которые побудили ментора заниматься своей профессиональной деятельностью. У успешных людей часто имеются веские причины. Когда ментор легко формулирует, почему он занимается тем, чем занимается, то для его менти задача найти «что делать?» и «как туда добраться?» не будет выглядеть невыполнимой или страшной.
4. Как вы проводите своё время?/ Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
Время, в некотором смысле, самый ценный ресурс. Понимание того, как наиболее эффективно использовать его, имеет решающее значение для успешного человека и так же часто это имеет значение для менти.
5. С чем вы все ещё боретесь?
Какую ошибку, привычку или модель, вы не преодолели за годы развития в профессиональной сфере.
6. Что бы вы сделали по-другому?
Даже те, кто редко сожалеет о своих решениях, на самом деле, может задуматься о том, что бы они сделали по-другому, если бы у них была машина времени. Показывая менти варианты того, как можно было поступить иначе в тех или иных ситуациях, вы переосмысливаете свой опыт: какие факторы вас сдерживали, какие были пути решения, которых вы не видели, и чему вас может научить эта ситуация?
7. Какая у вас цель на ближайший квартал?
Такой вопрос помогает менти понять, как ментор стремится решать задачи и насколько амбициозные цели ставит. Это может быть важно для менти, потому что ментор часто становится ролевой моделью для подопечного. Для ментора вопрос о ближайших целях может стать возможностью обратиться к своему развитию и задать себе вопросы «куда я иду?», «что делаю?», «хочу ли идти туда?»
8. Что бы вы сделали, если бы вы были мной?
Если вы открыто слушали своего менти, понимаете суть его запроса и действительно намерены помочь, то точно дадите ему отличный совет! Помните, что в менторинге у подопечного есть право идти своим путём. Поэтому отвечая на этот вопрос и предлагая свой опыт из самых лучших побуждений, будьте готовы к тому, что ваш вариант могут отмести.
9. Какой вопрос вы хотели бы задать ранее?
Когда ментор говорит о своих провалах, то может услышать: «Какой вопрос вы хотели бы задать кому-то, кто мог бы помочь вам, но по каким-то причинам не сделали этого?» Это вопрос, по сути, об упущенных возможностях ментора и о том, что важного для него было в ситуации, которую он рассказывает менти. Ответ может побудить менти к размышлению об аспектах своей цели и возможностях, которыми он обладает сейчас.
10. Что я могу сделать лучше?
Как ментор вы можете помочь менти стать более интересной личностью, чем есть сейчас. Используйте эти моменты. Вы их узнаете по таким вопросам: «Как я могу улучшить положение?» или «Что мне теперь делать, если я могу и должен делать лучше?»
Приглашаем на практическую программу «Менторинг в бизнесе» CCE ICF – это первая в России международная программа на тему менторинга (развивающего наставничества), целью которой является внедрение менторинга в бизнес.
Ключевые результаты программы:
освоение технологии создания системы менторинга в организации на профессиональном уровне;
усиление своего лидерства и интеграции навыков менторинга в свой стиль управления;
личный рост: освоение компетенций коуча и коучинговых инструментов как современных способов развития человека в глобальном мире.
Программу ведут международные коучи, практики менторинга с опытом в бизнесе.
Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию
И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса
Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.
Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.
Путь ментора
Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.
Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.
Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.
Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.
При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».
Какие качества важны для наставника
Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.
Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.
Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.
Как победить выгорание
Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.
Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.
Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.
С ментором и без: опыт студентов
По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.
Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.
Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.
По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.
До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.
Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.
В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».
А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.
Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.
После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.
Где найти ментора в ИТ
Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.
Еще можно искать наставников:
Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.
Менторство как элемент онлайн-курсов
Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу
Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.
Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.
Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.
Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.