какие вопросы задают детскому психологу

Какие вопросы задают детскому психологу

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологу

Как правило, обращение к детскому психологу начинается с телефонного звонка или сообщения через сеть. Звонящий говорит о проблеме, которая возникла с ребенком, затем они договариваются о времени встречи.

! Ребенка к психологу на первую встречу должны привести только родители (или другой официальный опекун). Желательно, чтобы пришли оба родителя.
! Если проблема, с которой обращаются к детскому психологу, такова, что о ней невозможно говорить при ребенке (с точки зрения родителей), то на первую встречу с психологом можно прийти без ребенка.
! Возьмите с собой рисунки ребенка, если они у Вас есть.
! Встреча с детским психологом назначается на конкретный день и конкретное время, например на 14.00. Приходить нужно вовремя, именно в 14.00. Не нужно приходить раньше (на 5-15 минут), т.к. в это время у психолога еще идет предыдущая консультация. Однако, не нужно и опаздывать, поскольку время консультации не продлевается и закончится ровно через 60 минут, независимо от того, на сколько опоздал клиент.
! Если Вы передумали или у Вас не получается прийти по любым причинам, пожалуйста, позвоните и предупредите психолога об отмене встречи не позднее, чем за день до встречи. Мы можем договориться о переносе консультации на другое время или другой день.

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологу

СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ВСТРЕЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?

Как правило, одной консультации детского психолога недостаточно для решения проблемы. Впрочем, уже уже на первой встрече с детским психологом родители получат некоторые рекомендации и ответы на свои вопросы. Но, как я уже говорила, симптомы (проблемы) – это лишь вершина айсберга. Причины симптомов не всегда лежат на поверхности. Поэтому детский психолог может провести диагностику состояния ребенка, его отношений с родителями. Как это происходит? Родители или любой другой член семьи приводят ребенка к психологу и оставляют его с ним на 30-60 минут. В это время детский психолог беседует с ребенком, играет (если ребенок маленький), предлагает специальные детские тесты. Иногда для прояснения некоторых обстоятельств требуется отдельная встреча с мамой или обоими родителями. Как правило, диагностический этап занимает 1-2 встречи, включая первую. Последняя диагностическая сессия проводится с родителями. На этой встрече я даю свое заключение, которое включает в себя результаты психодиагностики ребенка и рекомендации родителям. Если то, что происходит с ребенком, в общих чертах понятно, причины проблемы определены, понятно, как их устранить, а родители готовы следовать моим рекомендациям, то на этом можно закончить.

Но так бывает не всегда, потому что в силу того, что к детским психологам родители, как правило, обращаются тогда, когда уже «наступил предел» и «стало невмоготу», когда собственные резервы исчерпаны, ничего не получается, а есть желание, чтобы ребенок поскорее стал нормальным (послушным, не нервным, хорошо успевал в школе и т.п.), остается один выход – психотерапевтическая работа с ребенком. На это требуется, как правило, от 5 до 20 встреч (1-2 раза в неделю с ребенком и 1-2 раза в месяц с родителями).

В более сложных случаях, когда симптом присутствует длительное время, был сформирован под воздействием явных негативных факторов или после сильной психологической травмы, а также если есть невротические или психические заболевания, хронические болезни, требуется длительная психотерапевтическая работа с ребенком.

Чрезвычайно важным условием эффективной психотерапевтической работы с ребенком является сотрудничество родителей с детским психологом. Для успеха психотерапии необходим непрерывный, стабильный процесс. Для этого родители должны регулярно приводить ребенка к детскому психологу (без пропусков). А на встречах психолога с родителями они получают рекомендации, а также информацию о состоянии ребенка, о динамике психотерапевтической работы.

Источник

Как понять, что ребёнку нужен психолог

Может казаться, что ребёнок просто бездельничает, устраивает скандалы на пустом месте или боится всего подряд. Но иногда за этим кроются серьёзные причины — возможно, ребёнку нужна консультация специалиста. Рассказываем, как вовремя помочь.

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологу

Ирина Миронова

Педагог–психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.

Вот тревожные звоночки, говорящие о том, что нужно обратиться с специалисту.
Отсутствие интересов. Обычно для детей характерна любознательность и желание открывать мир вокруг. Если у ребёнка нет хобби, он не знает, чем себя занять, его не увлекает ни один школьный предмет — стоит проконсультироваться с психологом. Вероятно, когда-то его хобби высмеяли. А, может, ему навязывают интересы родители, и он боится протестовать.

Агрессивное поведение. Если ребёнок регулярно выступает агрессором, скорее всего, ему нужна помощь психолога. В совсем юном возрасте — около трёх лет — истерики и злость могут быть своеобразными «исследованиями»: что можно и что нельзя, как отреагируют родители. Но если ребёнок продолжает проявлять чрезмерную агрессию в возрасте постарше, обижает животных или сверстников — психолог поможет разобраться с причинами.

Неумение правильно осмыслять негативные эмоции. Часто выражается в истериках, скандалах, драках с родителями или другими детьми, или наоборот — замкнутости в себе, нежелании разговаривать. Когда ребёнок злится, расстраивается, чувствует обиду — это нужно признавать и выражать экологичными способами: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь… Ты чувствуешь то-то и то-то, потому что… Давай сейчас сделаем то-то и то-то». Психолог научит ребёнка понимать свои эмоции и справляться с ними.

Проблемы в общении со сверстниками. Иногда дети стесняются вливаться в социум, не умеют заводить друзей, ни с кем не общаются и всегда остаются в стороне. Если ребёнок — белая ворона, то ему поможет разговор с психологом.

Низкая учебная мотивация. Проблемы с учёбой — частый запрос у детского психолога. Иногда дело не столько в конкретных пробелах по предметам, сколько в конфликте с педагогом или одноклассниками. Специалист поможет выяснить, в чём заключается реальная причина и как исправить ситуацию. Иногда помогает и смена формы обучения.

Резкая смена настроения. Эмоциональные перепады говорят о том, что ребёнок находится в напряжённом и растерянном состоянии. Часто дети реагируют так на сложные изменения в жизни: например, развод родителей или переезд в другой город. Психолог поможет справиться с нестабильным настроением.

Частые болезни. Если дети регулярно болеют, скорее всего, что-то не в порядке с их эмоциональным состоянием. Внешние психологические факторы — скандалы в семье, унижения от учителя в школе, травля сверстников, равнодушие родителей — влияют на физическое самочувствие ребёнка. Все психологи работают с этим, но можно обратиться к тому, кто специализируется конкретно на психосоматике.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша».

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

Занятия с детским психологом направлены на развитие эмоционального интеллекта и самооценки ребёнка. Встреча будет полезна, даже если у родителей нет конкретного беспокоящего запроса.

Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится.
Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время.

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком.

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении.

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологу

Как родителям вести себя с психологом

Вот несколько советов.

Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне. Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.

Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.

Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.

Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.

Источник

Готовность ребенка к школьному обучению или О чем будет спрашивать психолог

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологу

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологуДиагностика школьной готовности психологом начинается с того момента, когда ребенок вошел в кабинет…

Вот заходит молодой человек, а родители привычно снимают с него куртку, шапку, приглаживают волосы (мда, кто ж тебе в сентябре, ребенок, куртку с шапкой снимет, стресс – все разделись, а ты не успел, да еще вещи постоянно теряются). Девочка – зашла и, театральным жестом закрыв лицо руками, отворачивается к стене. Мама: «Она у нас такая стеснительная, с ней надо подружиться». А в классе 25 детей, и каждый имеет право на доброжелательное внимание и особое отношение. Интересно, будет ли готова мама объяснять дочери в сентябре, что учитель не может спрашивать только ее, хвалить только ее. А если учитель сегодня уделил особое внимание другому ребенку, то это совсем не значит, что учитель тебя не любит.

Папы и мамы! Даже первокласснику можно объяснить, кто такой менеджер, программист, бухгалтер. Ему же очень надо знать про вас, про свою семью больше. Это то, что будет его поддерживать в нелегкий период адаптации к школе. Да и связь с вами крепче будет.

Беседуем о школе. Вопрос «Хочешь ли в школу?» можно не задавать, даже если не хочет, не скажет. А вот интересно, как ты думаешь, какой у тебя будет любимый предмет в школе? КАК химия? какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологуВынуждена тебя огорчить, малыш, химию в первом классе не изучают. Но посыл интересный… А сколько лет в школе учатся, знаешь? А сколько уроков в день будет? Если не знает, рассказываю. Интересна реакция: «Письмо каждый день? У-у-у, я это не люблю…» (а вот это вопрос уже к родителям: когда ваш ребенок успел приобрести негативное отношение к письму?). А читать любишь? А какую тебе вчера книжку читали? Родители начинают объяснять, что именно вчера так сложилась ситуация… (Знали бы вы, что именно это же самое сказали уже родители троих детей до вас).

А теперь давай сыграем в школу. Я буду давать тебе задания, а ты их постараешься выполнить.

Память. Сколько слов запоминает из 10 случайных простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова скажу, сколько сможешь повторить?

Мальчик. Запомнил с первого предъявления четыре слова.Читаю слова еще раз – повторяет пять, но… других. Читаю еще раз – снова пять, и снова нет слов из предыдущего повтора. А теперь представьте, если учитель на уроке попросила его повторить правило.

Снова мальчик. Запомнил 7 слов, но … «гроза» вместо «грома», «лоб» вместо «носа». Запоминаешь ассоциативно? Молодец. Но хорошо ли ты слышал те слова, которые я произносила? И умеешь ли отличать похожее от одинакового? А если я прочитаю тебе небольшой рассказ, несколько предложений, сможешь ли запомнить, о чем он был?

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологуА картинки как запоминаешь? Можно смотреть полминуты, потом я картинки закрою, а ты мне скажешь, что запомнил… А интересно, почему ты взглянул на картинки и отвернулся со словами «Я запомнил». Ты еще не знаешь, что узнать и запомнить – это не одно и то же? И никогда не играл в «Парочки» и «Что изменилось?». Это очень увлекательные игры! Только не на компьютере. Карточки надо руками, а не «мышкой» переворачивать. Правда, для такой игры нужен партнер. А мама так устала вечером…

Осведомленность. Основа мышления. Несколько лет наблюдаю интересную картину. Осведомленность будущих первоклассников стала мозаичной. Может знать планеты Солнечной системы и не знать, кто такой карась. А как называется столица нашей Родины?

Собеседование в тот раз проходило 10 мая. Вчера был праздник, цветы ветеранам, салют. Какой праздник был вчера? – День Победы. Скажи, пожалуйста, а какую победу мы празднуем? Кто кого победил? – Молчание, вопросительный взгляд в сторону родителей.

Девочка. Я называю: «Москва, Париж…», продолжает «Арбат, Штальман» А как назвать все это одним словом? Магазины…

Исключение лишнего. Я тебе назову слова (покажу картинки). Все слова (картинки) друг к другу подходят, а одно лишнее. Найди его. «Молоко, сметана, колбаса, сыр, ряженка…». Варианты: «нет лишнего; ряженка, мы ее не покупаем, а что такое ряженка (помните про осведомленность?), сыр, он твердый…» Задание очень показательное. Для того, чтобы обобщать и сравнивать, необходимо уметь относить предмет к определенной категории. А для этого нужно понимать, что здесь главное. В нашем примере – не твердость, а сырье (молоко или мясо).

А мы продолжим. Можешь ли скопировать образец? Вырезать кружок из бумаги? Завязать шнурок на моем планшете-шнуровке?

Все это время ребенок себя как-то ведет, ему интересно или нет, он сталкивается с неудачей и реагирует на нее. Это бывает показательней, чем само выполнение заданий.

И еще… Если мы с будущим первоклассником встретились первый раз, можно предположить, что на результаты диагностики повлияла незнакомая ситуация и волнение. Пусть встреча со школьным психологом не становится для Вашего ребенка стрессом.

…Сегодня мы идем к школьному психологу, который хочет познакомиться с ребятами, поступающими в первый класс. Он предложит тебе интересные задания, а ты их постараешься выполнить. Если нам эти задания понравятся, мы сможем поиграть в них дома…

Источник

какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть фото какие вопросы задают детскому психологу. Смотреть картинку какие вопросы задают детскому психологу. Картинка про какие вопросы задают детскому психологу. Фото какие вопросы задают детскому психологуart_psychology

Блог детского арт-терапевта

1. Не слушается

2. Не хочет учиться

3. Не умеет общаться

4. Всего боится

5. Не может постоять за себя

Практически все родители сталиваются с дилеммой: учить ребёнка драться или нет? И как ему объяснить, что драться нельзя, но если тебя уже ударили, то можно? Многие советуют детям «отойти в сторону» или «скажи воспитателю». Но на практике проблемы возникают именно тогда, когда у ребёнка естьтолько один вариант, как себя повести в опасной ситуации.

6. Если не получается, сразу сдаётся

Все дети однажды осознают, что такое неудача и поражение, и очень огорчаются от этого. Взрослые тоже расстраиваются, когда проигрывают, только скрывают это. Поэтому для начала просто посочувствуйте малышу: ведь проигрывать действительно неприятно! Важно не переключать его сразу на друге занятие: так вы научите его бросать дела незаконченными.

7. Невнимательный

А вот под этим словом может скрываться всё, что угодно! От синдрома гиперактивности с дефицитом внимания до мечтательности, неумения переходить дорогу или слишком длительных занятий. Поэтому в первую очередь пострайтесь определить, когда, при каких обстоятельствах и как именно проявляется «невнимательность».

8. Плачет в детском саду

9. Очень изменился после рождения второго ребёнка

10. Не хочет заниматься спортом

И, напоследок, самое главное: прежде чем решать, «ну что мне с ним делать», нужно сначала найи причину нежелательного поведения, а потом уже решать, что здесь можно изменить.

Источник

Содержание диагностической беседы с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.

Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).

Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.

Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать! При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.

Дальний прогноз вообще невозможен.

Ближайший прогноз – условно-вариантный.

Советы по воспитанию.

Коррекция выявленных трудностей.

Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).

Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *